Научная статья на тему 'Предпосылки формирования идеи общепланетарного транспортного средства в философии русского космизма'

Предпосылки формирования идеи общепланетарного транспортного средства в философии русского космизма Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
42
6
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
индустриализация космоса / космизм / ноосфера / общепланетарное транспортное средство (ОТС) / планетарная инженерия

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Юницкий А.Э., Петров Е.О.

Рассматриваются концепции освоения космоса, представленные в творчестве русских мыслителей XIX и XX вв.: Н.Ф. Фёдорова, К.Э. Циолковского, В.И. Вернадского. Прослеживаются параллели в творчестве указанных философов с идеями, сформулированными инженером А.Э. Юницким. Обозначаются отличия в подходе автора общепланетарного транспортного средства (ОТС) от его предшественников, основное из которых состоит в том, что А.Э. Юницким предложено в высокой степени проработанное, единственно возможное с позиций физики (справедливых и в будущем) техническое решение, позволяющее уже в обозримой перспективе обеспечить достижение целей, описанных ранее лишь на теоретическом уровне.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Предпосылки формирования идеи общепланетарного транспортного средства в философии русского космизма»

5РАСЕ\Л№Г

Предпосылки формирования идеи общепланетарного транспортного средства в философии русского космизма

Юницкий А.Э.

Беларусь, г. Минск, доктор философии транспорта,

ООО «Астроинженерные технологии» и ЗАО «Струнные технологии»

Петров Е.О.

Беларусь, г. Минск, ЗАО «Струнные технологии»

82

УДК 1 (091)

99

Рассматриваются концепции освоения космоса, представленные в творчестве русских мыслителей XIX и XX вв.: Н.Ф. Фёдорова, К.Э. Циолковского, В.И. Вернадского. Прослеживаются параллели в творчестве указанных философов с идеями, сформулированными инженером А.Э. Юницким. Обозначаются отличия в подходе автора общепланетарного транспортного средства (ОТС) от его предшественников, основное из которых состоит в том, что А.Э. Юницким предложено в высокой степени проработанное, единственно возможное с позиций физики (справедливых и в будущем) техническое решение, позволяющее уже в обозримой перспективе обеспечить достижение целей, описанных ранее лишь на теоретическом уровне.

Ключевые слова:

индустриализация космоса, космизм, ноосфера, общепланетарное транспортное средство (ОТС), планетарная инженерия.

Wfi/v.¿7¿

G "

¿'•áí. Ai

Введение

Космос занимает важное место в мировоззрении славянских народов. Отношение к нему в русской культуре отлично в сравнении и с античной, и с новоевропейской традициями. Помимо того что интерпретация космоса у славян основана на естественно-научных или религиозных представлениях генеалогического толка, он осмысливается ещё и как пространство морально-этического выбора и соответствующего поступка, совершаемого каждым в отдельности и человечеством в целом. Цивилизация оказывается ответственной за судьбу планеты Земля и сохранность тех форм жизни, которые её населяют.

Особое восприятие космоса нашло отражение в русском космизме, а затем получило развитие в советской философии, прочно войдя таким образом в структуры национального самосознания и самоопределения русских и советских людей. Во многом этими факторами обусловлены значительные достижения славянских народов в области космонавтики.

Получившее развитие в русской философской традиции «моральное измерение космоса» сегодня заново оказывается актуальной темой ввиду глобальных экологических проблем, вставших перед человечеством в ХХ-ХХ1 вв. Следовательно, вопросы освоения космического пространства более не носят исключительно научный или коммерческий характер, но затрагивают фундаментальные проблемы, связанные с выживанием цивилизации.

Обзор учений Н.Ф. Фёдорова, В.И. Вернадского и К.Э. Циолковского

Н.Ф. Фёдоров считается основоположником космического направления в русской философии. На первый взгляд, его идеи могут казаться наивными. Однако заданный им вектор мышления не только сохраняет актуальность в нынешнем мире, но и заключает в себе возможность решения глобальных задач, с которыми столкнулась цивилизация в XXI в.

Учение Н.Ф. Фёдорова называют философией общего дела. Мыслитель исходил из изначального братства и родства всех людей, причём актуальное положение и в его время, и теперь говорит скорее об обратном: человечество находится в состоянии разобщённости, небратства. «Под небратским состоянием, - писал Н.Ф. Фёдоров, -мы разумеем все юридико-экономические отношения, сословность и международную рознь» [1]. Как тогда, так и сегодня это является препятствием на пути развития, совершенствования общества и каждого индивидуума.

Значит, вопрос братства для Н.Ф. Фёдорова носил практический характер. Необходимо прежде всего преодолеть рознь духовную, экономическую, политическую, чтобы выйти на новый цивилизационный уровень.

Целью, к которой человечество должно стремиться в обозримом будущем, Н.Ф. Фёдоров считал бессмертие. В нём философ видел победу над общим врагом - природой. Оружием в борьбе призвана выступить наука, она примирит стороны. Вот как это описывал сам мыслитель: «Кто наш общий враг, единый, везде и всегда присущий, в нас и вне нас живущий, но тем не менее враг лишь временный? Этот враг - природа. Она - сила, пока мы бессильны, пока мы не стали её волей. Сила эта слепа, пока мы неразумны, пока мы не составляем её разума... Природа, враг временный, будет другом вечным, когда в руках сынов человеческих она из слепой, разрушительной силы обратится в волесозидательную» [1].

Именно природа нашего существования (а не окружающая нас естественная природа), по мнению Н.Ф. Фёдорова, является причиной небратства. Биологические потребности человека, страх перед смертью, болезнями и бедностью,

ведущей к гибели, заставляют нас видеть друг в друге угрозу, бороться за пространство, ресурсы и прочее. С другой стороны, смерть как продиктованная природой неизбежность в действительности есть ультимативно объединяющий всех людей фактор, и перед ним все равны. Следовательно, только борьба с ней может выступить основанием для объединения. Подобная цель развития цивилизации многим покажется утопией, чем-то недостижимым, но нельзя не согласиться: «„в философском плане вопрос о бессмертии и даже воскрешении во всяком случае не может отбрасываться как реакционный или тёмно-оккультный» [2].

В борьбе со смертью и состоит то «общее дело», вокруг которого должно объединиться человечество, раз и навсегда прекратив всякую вражду, так как все люди в биологическом плане - родня друг другу, происходящая от некоего одного доисторического предка. Значит, среди всего человечества должно установиться такое же отношение, как и внутри семьи с её едиными интересами, целями, задачами. Домом же этой семьи предстаёт не только планета, а весь космос. Освоить его нам придётся, когда мы будем жить бесконечно долго, число людей станет только прирастать и на Земле окажется недостаточно места для всех.

Пожалуй, главное, что мы обнаруживаем в философии Н.Ф. Фёдорова в контексте становления космизма, это утверждение необходимости объединения человечества для достижения универсальных высших целей. Немаловажно, что данные ориентиры носят практический характер, ибо бессмертие, если допускать его возможность, как и смерть, имеет сугубо практическое значение. Движение к указанной цели неизбежно должно сопровождаться улучшением качества жизни людей, которые будут становиться всё более здоровыми и жить всё дольше, пока не отодвинут смерть в некую бесконечную перспективу. Подобный широкий горизонт делает условными не только временные детерминанты человеческого существования, но и пространственные. Человечество через научный и технический прогресс должно стремиться к тому, чтобы стать вечной в бесконечности сущностью. Космос, Вселенная (а не хата, деревня, город или даже планета) становятся тогда средой нашего обитания и сферой ответственной разумной деятельности. Именно этот смысл концепции Н.Ф. Фёдорова был подхвачен и развит другими представителями космизма, из которых мы остановимся на двух фигурах, в чьих учениях обнаруживается в наибольшей степени проработанная естественно-научная составляющая.

К.Э. Циолковского чаще всего вспоминают как основоположника ракетной космонавтики, хотя сам он считал

своим наивысшим достижением космическую философию. Исследования в области ракетной техники и космонавтики, по мнению мыслителя, представляли только сферу применения идей об «океане счастья», разлитом во Вселенной.

«Мировоззренческая концепция Циолковского основывается на принципах единства человека и Вселенной, а также проективного отношения человека к миру, предполагающего коренные преобразования Земли, космоса и самого человека с помощью разума. «Разум - величайшая сила в космосе», - не уставал повторять учёный» [3]. Космос, согласно великому изобретателю, - это единство разума и материи, находящееся в процессе самоорганизации и эволюции. Носителем разума является не только человечество. Во Вселенной обитает множество разумных существ, разумом наделена и сама Вселенная. Разум возникает в процессе самоорганизации, который проходит ряд этапов: от физического вакуума через возникновение кварков, глюонной плазмы, атомов, протоскоплений галактик, затем зарождения самих галактик, звёзд, планет, биосферы, антропосферы, социосферы и, собственно, сферы разума, в трудах Вернадского (к рассмотрению которых обратимся чуть позже) получившей название «ноосфера». По утверждению К.Э. Циолковского, именно последнее выступает вершиной самоорганизации и определяющим фактором дальнейшего развития Вселенной. Главнейшими акторами в данном процессе в масштабах Земли являются гении: «Гении совершали и совершают чудеса. Кому же это неизвестно!» [4]. Гении «нужны не только для распространения и усвоения уже открытых давно истин, хотя и не использованных людьми, но и для добывания новых. Нравственный и всяческий свет исходит от гениев» [4]. «Мысли гениев бессмертны так же, как и дела их, потому что и после смерти они продолжаются и дают бесконечный и беспредельный плод» [4]. Для того же чтобы количество гениев росло, необходимо увеличивать население планеты наряду с определённой селекцией человека как вида. Более «совершенные» люди должны давать чаще потомство; менее «совершенные» - вовсе отказаться от продолжения рода. За подобные идеи К.Э. Циолковского иногда называют «космическим фашистом».

С ростом численности людей, целью которого выступает увеличение количества гениев, связана потребность освоения космоса и его индустриализация. Люди станут «управлять климатом и будут распоряжаться в пределах Солнечной системы, как и на самой Земле. Будут путешествовать и за пределы планетной системы, достигнут иных солнц...» [5]. В аналогичном смысле можно понимать и известное высказывание учёного: «Планета есть колыбель разума, но нельзя вечно жить в колыбели» [6].

То, каким образом человечество покорит космос, как уже отмечалось, интересовало К.Э. Циолковского во вторую очередь. Помимо ракет он теоретически рассматривал и другие варианты - космический лифт, планетарный поезд и др. Однако именно ракеты получили в его трудах наибольшую проработку.

Разум, описанный К.Э. Циолковским как величайшая сила в космосе, находится в центре философского учения В.И. Вернадского - ещё одного значимого мыслителя, относящегося к естественно-научному направлению русского космизма. Вернадский согласен с Циолковским в том, что человек и человечество не могут быть поняты, если рассматривать их в оторванности от более глобальных процессов и явлений. Согласно В.И. Вернадскому, человек перво-наперво связан с «живым природным телом» и «живым веществом» окружающей среды - биосферы. При этом учёный под «живым веществом» понимал всю «совокупность живых организмов, в ней живущих» [7]. Вместе с тем живое вещество находится в постоянном интенсивном взаимодействии с неживой частью биосферы и космического пространства, с последним у них «идёт непрерывный материальный и энергетический обмен атомов, вызванный живым веществом... В этом биогенном токе атомов и в связанной с ним энергии проявляется резко планетное, космическое значение живого вещества. Ибо биосфера является той единственной земной оболочкой, в которую проникают космическая энергия, космические излучения непрерывно, прежде всего лучеиспускание Солнца, поддерживающее динамическое равновесие, организованность: биосфера о живое вещество» [7].

Преобразующая биосферу деятельность разума оказывается частью не только локальных, земных процессов, но и жизни Вселенной в целом. «Научной мыслью и государственно организованной, ею направляемой техникой, своей жизнью человек создаёт в биосфере новую биогенную силу, направляющую его размножение и создающую благоприятные условия для заселения им частей биосферы, куда раньше не проникала его жизнь и местами даже какая бы то ни было жизнь. Теоретически мы не видим предела его возможностям» [7], - пишет В.И. Вернадский.

Значит, человечество в масштабах планеты выполняет управляющую роль, а его выход в космос - естественный и неизбежный этап эволюции биосферы и всей Вселенной. Однако произойти это может при определённых условиях, связываемых учёным со становлением ноосферы.

«Два момента, следовательно, являются предпосылками замены антропосферы ноосферой: господство человека над внешней природой и господство в самом человеке сил разума над низшими инстинктами» [7]. Причём инструментом достижения обозначенной цели оказывается, как и в трудах других космистов, научный и технический прогресс: «„ход истории научной мысли выступает перед нами как природный процесс истории биосферы. Исторический процесс - проявление всемирной истории человечества - выявляется перед нами в одном, но основном своём следствии как природное, огромного геологического значения, явление» [7]. И, конечно, чтобы ноосфера возникла, необходимо объединение человечества, консолидация усилий всех жителей планеты. Для этого, как полагал В.И. Вернадский, уже в его время, к середине XX в., имелись все предпосылки: «Впервые в истории человечества мы находимся в условиях единого исторического процесса, охватившего всю биосферу планеты» [7]. Вместе с тем русский учёный-естествоиспытатель оказался одним из первых, кто почувствовал важность перехода в новое качество и осознал, что иначе человечество ждёт гибель: «Человек впервые реально понял, что он житель планеты и может, должен мыслить и действовать в новом аспекте, не только в аспекте отдельной

личности, семьи или рода, государства или их союзов, но и в планетном аспекте» [8]. Сегодня, когда глобальные экологические, политические и прочие проблемы достигают пика своей значимости, указанные идеи приобретают второе рождение. Однако каким именно образом возможен переход к ноосфере, у В.И. Вернадского сказано немного. По обобщениям Ф.Т. Яншиной, русский учёный сформулировал следующие 12 условий становления ноосферы в будущем [9]:

• заселение человеком всей планеты;

• резкое преобразование средств связи и обмена между разными странами;

• усиление связей, в том числе политических, между государствами Земли;

• преобладание геологической роли человека над другими геологическими процессами, протекающими в биосфере;

• расширение границ биосферы и выход в космос;

• открытие новых источников энергии;

• равенство людей всех рас и религий;

• увеличение роли народных масс в решении вопросов внешней и внутренней политики;

• свобода научной мысли и научного искания от давления религиозных, философских и политических построений, а также создание в общественном и государственном строе условий, благоприятных для свободной научной мысли;

• подъём благосостояния трудящихся. Формирование реальной возможности не допустить недоедания, голода, нищеты, ослабить влияние болезней;

• разумное преобразование первичной природы Земли с целью сделать её способной удовлетворять все материальные, эстетические и духовные потребности численно возрастающего населения;

• исключение войн из жизни человечества.

На сегодняшний день многие условия, необходимые, согласно В.И. Вернадскому, для перехода к ноосфере, частично или полностью выполнены. Постулируемое в его работах и сочинениях других представителей космизма единство цивилизации, живого вещества, биосферы и космоса ни у кого не вызывает сомнений. Предлагаются и конкретные механизмы, и инженерные решения, которые могли бы позволить земной цивилизации сделать решающий шаг и перейти в новое качество своего существования. Вероятно, наиболее проработанная программа такого перехода представлена в трудах А.Э. Юницкого, чью мировоззренческую составляющую взглядов можно назвать философией планетарной инженерии. В ней мы обнаруживаем преемственность по отношению к идеям и целям предшественников, а также существенное развитие в сторону описания и расчёта практических шагов для воплощения идеалов, предложенных в научных сочинениях Н.Ф. Фёдорова, К.Э. Циолковского, В.И. Вернадского и других космистов.

Развитие идей русского космизма и программа освоения космоса в творчестве А.Э. Юницкого

Как и его предшественники, А.Э. Юницкий исходит из того, что человечество является результатом эволюции космоса. Будучи носителем разума, с самого начала своего развития земная человеческая цивилизация избирает технократический путь, ввиду чего вступает в неразрешимый в рамках отдельно взятой планеты антагонизм с живой частью биосферы. Точно так же, как когда-то биосфера, возникнув, стала преобразовывать неживую до этого планету, техносфера со временем начала оказывать всё возрастающее влияние на жизнь. «Заводы, фабрики, электростанции, станки, автомобили и иное инженерное оборудование в техносфере, созданной человеком технократическим, - это аналоги живых организмов в биосфере. И они, как и живые организмы, обмениваются с окружающей средой энергией, информацией и веществом, поэтому, как и организмы, неизбежно должны преобразовывать окружающую их Природу» [10]. В конечном итоге это приводит к деградации биосферы, что мы и наблюдаем сегодня.

Антагонизм биосферы и техносферы заключается преимущественно в характере преобразований окружающей среды собственными отходами. Живая природа отходами своей жизнедеятельности (атмосферный кислород и производный от него озон в озоновом слое, гумус и плодородная почва, а также зеленеющие на ней поля, леса и т. д.) преобразила ранее мёртвую планету, сформировав на ней

живую оболочку - биосферу. Индустриальные технологии, размещённые внутри уже существующей по особым законам биосферы планеты, отходами своего функционирования (выжигание кислорода из атмосферы и его замещение парниковыми газами и тысячами видов канцерогенов и ядовитых веществ; смог и кислотные дожди; терриконы и отвалы из шлака и золы на месте зелёных полей и лесов; «закатанная» в асфальт и «похороненная» под шпалами плодородная почва и т. д.) рано или поздно приведут к деградации и угасанию жизни на планете и вернут Землю в исходное состояние - мёртвое, как более комфортное для мёртвой же индустрии.

В сложившейся ситуации у техногенного человечества оказываются два пути: дальнейшее развитие земной индустрии и, как следствие, скорая и неотвратимая катастрофа или вынос индустрии за пределы планеты в ближний космос. Последнее позволило бы не только решить нарастающие экологические проблемы, но и открыло бы новые, небывалые ранее возможности, связанные с получением доступа к бесконечным пространственным, минеральным и энергетическим ресурсам Вселенной.

Однако перенос обслуживающей цивилизацию промышленности на орбиту при помощи существующих геокосмических транспортных средств (ракет) не представляется возможным ввиду их крайне низкой эффективности и значительного негативного влияния на окружающую среду, прежде всего на озоновый слой, который может быть полностью уничтожен при частых пусках ракет-носителей. Не могут обеспечить достаточного для достижения указанных целей грузопотока и другие, известные ещё во времена К.Э. Циолковского, гипотетически возможные транспортные системы, такие как, например, космический лифт.

Для промышленного освоения орбиты Земли А.Э. Юниц-кий предлагает использовать разработанное им же общепланетарное транспортное средство (ОТС) [11]. Оно представляет собой тороидальную конструкцию, опоясывающую планету в плоскости экватора и имеющую ленточный маховик в сердцевине. Разгоняемый линейным электродвигателем маховик за счёт центробежной силы обеспечивает необходимую подъёмную силу. За счёт второго маховика, в определённый момент начинающего двигаться в противоположную первому сторону, корпус ОТС приступает к вращению, постепенно развивая скорость, нужную для преодоления гравитации и выхода в космос [11]. «ОТС позволит за один рейс выводить на орбиту порядка 10 млн тонн грузов (250 кг на метр длины корпуса ОТС) и 10 млн пассажиров (250 человек на километр длины корпуса), которые будут задействованы в сооружении и функционировании околоземной космической индустрии. За один год ОТС сможет выходить в космос до 100 раз. Для достижения того, что способно сделать ОТС за год, современной мировой ракетно-космической отрасли, в которую уже вложены триллионы долларов, потребуется порядка миллиона лет. При этом затраты на доставку каждой тонны полезного груза на орбиту будут в десятки тысяч раз ниже, чем у современных ракет-носителей, - менее 1000 О/т» [12].

По замыслу А.Э. Юницкого, для создания ОТС важна консолидация усилий всего человечества. Подобная глобальная интеграция связана хотя бы с тем, что взлётно-посадочная эстакада будет проходить через территории десятка стран, расположенных в плоскости экватора, а также по океану, находящемуся под юрисдикцией ООН. Таким образом, работа над ОТС может стать тем самым «общим делом», объединяющим человечество, как того и требовал Н.Ф. Фёдоров. Правда, в данном случае речь пока не идёт о достижении бессмертия, к которому призывал стремиться основоположник космизма, но по меньшей мере подразумевается выживание, что немаловажно.

Реализация масштабного проекта ОТС позволит обеспечить достижение целей, провозглашённых К.Э. Циолковским и В.И. Вернадским. Цивилизация получит неограниченный доступ к космическому пространству. Станут даже возможны межзвёздные и межгалактические полёты, так как необходимые для этого корабли на Земле построить нельзя, а на орбите при достатке материалов, что способна предоставить расположенная там же индустрия, -реально. Причём численность человеческой популяции может увеличиваться практически бесконечно, поскольку вообще исчезнут проблемы с ограниченностью ресурсов. Вероятно, это же обстоятельство будет содействовать

и искоренению всех войн (если ресурсы бесконечны, то зачем за них убивать друг друга?), становлению со временем единого общепланетарного государства и всего прочего, что выступает, согласно В.И. Вернадскому, атрибутами ноосферы.

Благодаря ОТС человечество получит возможность разумного обустройства в рамках планеты, а также перехода к космическому этапу собственного развития, становлению космического человека. Именно в инженерных решениях, как считает А.Э. Юницкий, разум, воспеваемый космистами, находит своё практическое применение. «Окружающий нас мир создан инженерами. Не банкирами, не политиками, не художниками, а инженерами» [12], -утверждает учёный. Соответственно, можно заключить, что и преобразовательная мощь разума проявляется именно в инженерии.

Заключение

Идеи А.Э. Юницкого, и в частности концепция общепланетарного транспортного средства, наследуют традиции русского космизма и содержат в себе значительный моральный и гуманистический потенциал. При этом они стали принципиально новым шагом вперёд по отношению ко всем предшественникам, так как имеют под собой глубокое научное и инженерное обоснование, отвечая требованиям и запросам современности.

Направление мысли, заданное представителями русского космизма и получившее качественное развитие в творчестве А.Э. Юницкого, является основой формирования новой целостной философской системы, способной не только объединить усилия учёных в данной области, но и заложить мировоззренческий фундамент формирования принципиально иного гармоничного типа отношений в системе «Человек - Живая природа - Техника».

5. Циолковский, К.Э. Промышленное освоение космоса / К.Э. Циолковский. - М.: Машиностроение, 1989. - 280 с.

6. Циолковский, К.Э. Исследование мировых пространств реактивными приборами (1911-1912 гг.) / К.Э. Циолковский // Избранные труды. - М.: Изд-во АН СССР 1962. -536 с.

7. Вернадский, В.И. Научная мысль как планетное явление /В.И. Вернадский. - М.: Наука, 1991. - 271 с.

8. Вернадский, В.И. Размышления натуралиста /В.И. Вернадский. - М.: Наука, 1977. - 192 с.

9. Яншина, Ф.Т. Ноосфера: утопия или реальная перспектива /Ф.Т. Яшина//Общественные науки и современность. - 1993. - № 1. - С. 163-173.

10. Юницкий, А.Э. Исторические предпосылки программы Зрасе\Л/ау как единственного пути устойчивого развития цивилизации технократического типа /А.Э. Юницкий // Безракетная индустриализация космоса: проблемы, идеи, проекты: материалы IIмеждунар. науч.-техн. конф., Марьина Горка, 21 июня 2019 г. / Астроинженерные технологии; под общ. ред. А.Э. Юницкого. - Минск: Парадокс, 2019. - С. 23-29.

11. Юницкий, А.Э. Струнные транспортные системы: на Земле и в Космосе: науч. издание/А.Э. Юницкий. - Силакрогс: ПНБ принт, 2019. - 576 с.: ил.

12. Юницкий, А.Э. Программа врасеМ/ау - единственно возможный сценарий спасения земной технократической цивилизации от угасания и гибели / А.Э Юницкий // Безракетная индустриализация космоса: проблемы, идеи, проекты: материалы IIмеждунар. науч.-техн. конф., Марьина Горка, 21 июня 2019 г. / Астроинженерные технологии; под общ. ред. А.Э. Юницкого. - Минск: Парадокс, 2019. - С. 31-39.

Литература

1. Фёдоров, Н.Ф. Сочинения /Н.Ф. Фёдоров. - М.: Мысль, 1982. - 711 с.

2. Семёнова, С.Г. Николай Фёдоров: Творчество жизни / С.Г. Семёнова. - М.: Сов. писатель, 1990. - 383 с.

3. Казютинский, В.В. Космическая философия К.Э. Циолковского: «за» и «против» /В.В. Казютинский//Земля и Вселенная. - 2003. - № 4. - С. 43-54.

4. Циолковский, К.Э. Космическая философия /К.Э. Циолковский. - М.: Сфера, 2004. - 488 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.