Теологический вестник Смоленской Православной Духовной Семинарии. 2017. С. 30-34
УДК 141.201 Гримовская Людмила Михайловна Смоленский государственный университет
Поиск ПУТЕЙ РАЗВИТИЯ ЦИВИЛИЗАЦИИ русскими КОСМИСТАМИ
Ключевые слова: человечество; цивилизация; космическая эволюция; русский космизм.
В статье рассматриваются взгляды представителей русского космизма на проблему поиска
путей развития человеческой цивилизации. Делается вывод о космической масштабности
и прогностической направленности основных идей в философском наследии русских кос-
мистов.
Обострение глобальных проблем человечества в ХХ—ХХ1 вв. приводит к неизбежному поиску возможных путей дальнейшего развития общества и Вселенной. Духовное и социальное благополучие нынешних и будущих поколений зависит от понимания причин возникших проблем, видения перспектив развития цивилизации на основе утверждения в обществе нравственных ценностей, формирования нового типа мышления, основанного на признании целостности и хрупкости окружающего мира.
Поиск путей развития цивилизации занимает важнейшее место в русском космизме, что актуализирует изучение философского наследия его представителей.
Исходя из понимания эволюции окружающего мира как единого целого, русские космисты поставили проблему социального переустройства на основе формирования нового типа мышления, связанного с пониманием бытия мира и человека в их единстве.
Изучение сущности русского космизма осуществлено А.К. Горским, В.В. Лытки-ным, Н.Н. Моисеевым, С.Г. Семёновым и др. Анализ литературных источников [6] показывает, что каждый из космистов по-своему подошел к мысли о нерасторжимости человека и универсума и о путях дальнейшего развития цивилизации. Основными идеями мыслителей являются идеи:
— о целостности окружающего мира;
— о вселенской судьбе человека, неотделимого от процессов развития всего Космоса;
— о самом явлении жизни на Земле как продукте деятельности Космоса;
— трактовка человека как космического существа, мыслящей части природы;
— о незавершенности биологической эволюции человека;
— о высшем смысле в служении личности, в ее возвышении, создании условий для непрерывного саморазвития ее творческого потенциала;
— о действенности личности как важнейшей характеристике ее духовно-нравственного развития;
— о пути к высшей духовности через слияние человека с Космосом, через новое космическое мироощущение;
— о нравственном совершенствовании человека как необходимом условии общественного развития;
— о полной гармонии личности с природой и обществом.
Уже ранние космисты Н.Ф. Фёдоров, В.С. Соловьёв утверждали, что общественный и научный прогресс неизбежны. Поступательное развитие общества будет осуществляться до тех пор, пока оно не приблизится к своему идеальному состоянию.
В работах Н.Ф. Фёдорова, опубликованных уже после его смерти в начале прошлого столетия, предлагается новый взгляд на человека как несовершенное, но уникальное, самообучающееся, растущее, превозмогающее свою природу существо.
Философ неоднократно указывает на целостность окружающего мира, единство «метеорического и космического процессов» [8, с. 252], но и одновременно предупреждает о возможном конце мира, чему, по его мнению, способствует деятельность человека. Он утверждает: «Цивилизация, эксплуатирующая, но не восстанавливающая, не может иметь иного результата, кроме ускорения конца» [8, с. 301].
В связи с этим Н.Ф. Фёдоров выдвигает идею о высшем идеале преображения мира через создание нового типа общества. Такое общество может быть построено путём переустройства организма человека к бессмертию, возвращения к преображенной жизни умерших существ и воссоединения поколений, овладения людьми природой и управления космическими процессами.
Подобное изменение окружающего мира, по мысли философа, станет возможным только через совокупное действие, космическое творчество, общий труд, в котором найдут удовлетворение все способности каждого человека, через любовь к Богу отцов и глубокое сострадание ко всем ушедшим поколениям, через внесение в природу разума и воли. Человечество, по мысли Н.Ф. Фёдорова, «должно быть не праздным пассажиром, а прислугою, экипажем нашего земного, неизвестно еще какою силою приводимого в движение корабля» [8, с. 360].
Основные надежды в деле преобразования окружающего мира автор возлагает на «сельское знание», т.е. на синтез всех наук, осуществлённый в космическом аспекте вокруг астрономии. Данные идеи Н.Ф. Фёдорова глубоко созвучны современному пониманию человека как неотъемлемой, уникальным образом организованной, самоценной части Космоса, необходимости гармонизации отношений с миром посредством формирования нового типа мышления у каждого человека.
В.С. Соловьёв понимал объективное поступательное развитие природы как развитие мирового единого целого, которое является необходимым условием достижения божественного добра. Философ в своих трудах подчеркивает необходимость осознанного отношения к природе. По его мнению, возможно троякое отношение человека к природе: страдательное подчинение ей в том виде, как она существует, затем длительная борьба с нею, покорение её и пользование ею как безразличным
орудием и, наконец, утверждение её идеального состояния — того, чем она должна стать через человека.
В.С. Соловьёв утверждает, что «следует, разумеется, признать только третье, положительное отношение, в котором человек пользуется своим превосходством над природой не для своего только, но и для её собственного возвышения» [7, с. 427].
Указывая на тесную взаимосвязь природы и человека, философ уточняет, что отношение человека к природе есть и его отношение к самому себе. «...Троякое отношение человека к земной природе вне его есть только расширенное повторение такого же отношения его к собственной материальной природе» [7, с. 427], — пишет он. В таком мироощущении отражается целостное восприятие окружающего мира, сущность отношения к природе, другим людям, себе самому.
Путь к совершенствованию окружающего мира для В.С. Соловьёва в нравственном совершенствовании каждой личности и отношений между людьми. Только в этом случае человек может осуществить свое безусловное назначение — стать нераздельной и незаменимой частью всеединого целого.
На базе идеи целостности мира, ценности, уникальности, неповторимости каждой личности, космическом предназначении человека — «вернуть жизнь всей иерархии естества» [3, с. 50] Н.А. Бердяев утверждает, что все социальные перемены в судьбе человечества связаны с новым отношением человека к окружающему миру. Человек — микрокосм; в нем, по мнению автора, дана разгадка тайны бытия макрокосма: человек потому и постигает тайну Вселенной, что он «одного с ней состава» [3, с. 100], он есть «столь же многосложное и многосоставное бытие, как и макрокосм» [3, с. 38].
В глубине человека, по мысли Н.А. Бердяева, заложена реальная вселенная, в нём живет вселенский разум. И хотя человек зависит от среды, вместе с тем он гуманизирует эту среду, вносит в неё принципиально новое начало.
Согласно Н.А. Бердяеву, человек — творец мира и творец самого себя, но только в том случае, если он есть существо свободное, обладающее творческой свободой, обретая её в творческом взаимодействии с другими личностями [1, с. 61].
Не менее значимыми в современных условиях являются взгляды Н.А. Бердяева на хрупкость всемирно-исторического бытия человечества [2; 3].
Мыслитель обосновывает эсхатологическое чувство приближающейся катастрофы и конца света с естественным для этого умонастроения «сознанием непрочности мира, непрочности всех вещей, непрочности жизни» » [2, с. 316].
Философ высказывает идеи, которые позволяют в интуитивной форме выразить взрывной характер присущих этой реальности явлений и подчеркивают космическую хрупкость бытия человека, который может сгореть в пробуждённом его творчеством пламени «неистовой Вселенной».
В понимании современных трактовок путей развития человеческой цивилизации особое значение имеют взгляды К.Э. Циолковского. Считая человека необходимым источником обновления Вселенной, учёный утверждает возможность существования жизни на других планетах, подчеркивая тем самым единство и целостность мира.
Основываясь на гипотезе о бесконечности времени и пространства как акте высшего творчества, К.Э. Циолковский считает, что космическое бытие человечества проходит в своем развитии четыре основные эры: эру рождения, которая вскоре наступит и которую автор связывает с пониманием человечеством смысла бытия; эру становления — расселения человечества по всему Космосу; эру распада и терминальную эру, когда человечество из корпускулярной, вещественной формы перейдёт в волновую, «лучистую» форму бытия. Затем эта эра сменится корпускулярной, но уже более высокого уровня, и опять начнется тот же цикл.
Смена этих космических циклов, по мысли К.Э. Циолковского, будет продолжаться до тех пор, пока не появится «сверхновый» человек, который достигнет абсолютного всезнания. В результате Космос будет представлять великое совершенство, которое автор связывает прежде всего с нравственностью: «Этика космоса, т.е. её сознательных существ, состоит в том, чтобы не было нигде никаких страданий: ни для совершенных, ни для других недозрелых или начинающих своё развитие животных» [9, с. 44].
Данные идеи имеют особую значимость в условиях обострения глобальных проблем человечества, осознания необходимости гуманизации отношений в системе «человек — окружающий мир», признания самоценности и уникальности жизни в любых её проявлениях.
Особый научный интерес для понимания места человека во Вселенной, путей дальнейшего развития цивилизации, гармонизации человека с окружающим социальным и природным окружением имеют научные взгляды В.И. Вернадского. Мыслитель основывается на идее единства мирового целого, воплощённой в чувстве неуловимой, но прочной и глубокой связи, охватывающей все его явления. Учёный выделяет особый аспект этого всеединства мирового целого, или универсума, который связывает с существованием на планете Земля высокоорганизованной материи — живого вещества. Земной монолит жизни, согласно представлениям В.И. Вернадского, с одной стороны, неразрывно связан с космическим целым и испытывает воздействия различных форм космической энергии [5, с. 10, 51]. С другой стороны, с монолитом жизни связан и сам человек, вся его социально-природная деятельность [4, с. 21].
Целостный охват явлений материального Космоса (научно понимаемое всеединство) В.И. Вернадский сочетает с естественно-историческим подходом, со стремлением рассматривать процессы мироздания в их развитии. Оценивая различные социальные и природные аспекты развития биосферы, в том числе, связанные с великим переворотом в жизни человечества, который последует после освоения им атомной энергии, учёный особо подчеркивает, что эта сила может быть направлена как на благие дела, так и на самоуничтожение человечества [4, с. 395].
Прослеживая усиливающееся, обретающее геологическую мощь воздействие человека на биосферу, В.И. Вернадский формулирует учение о ноосфере — таком состоянии общества, когда люди с разумной дальновидностью организуют свою жизнь, мудро ограничивая «экспансию» своих потребностей в соответствии с законами сохранения биосферы как среды жизни. Другими словами, деятельность людей должна стать биосферо-совместимой. А для этого, по мнению ученого, необходимо понять, что биосфера — это сложноорганизованная система, необходимо вникнуть в нужды биосферы так же чутко, как в свои собственные.
Мыслитель в своих трудах неоднократно подчеркивает, что люди и окружающая природная среда — единое целое, делимое лишь в нашем восприятии, что связано в первую очередь с усилиями людей получить необходимые для существования средства. Человек и природа — это многочисленные живые связи.
Развивая идеи о нерасторжимости человека и универсума, представители русского космизма приходят к выводу, созвучному с современными научными представлениями, о том, что при реализации неразрывной связи микро- и макрокосма недопустимо насилие человека над средой, «принесение природы в жертву человеческой сиюминутной корысти» (П.А. Флоренский).
Предпринятый нами анализ философского наследия Н.Ф. Фёдорова, В.С. Соловьёва, Н.А. Бердяева, К.Э. Циолковского, В.И. Вернадского указывает на космическую масштабность их основных идей, устремленность в лучшее будущее.
Идеи русских космистов о всеединстве, месте человека в мире, о будущем человечества, необходимости новой нравственной основы взаимодействия с окружающим миром приобретают особую актуальность в настоящее время, когда человечество стоит на пороге изменений в различных сферах, связанных с новым мышлением, с переменой социальных стереотипов и ценностных ориентаций.
Литература
1. Бердяев Н.А. О назначении человека / Сост. Л. Греков, А. Поляков. М.: Республика, 1998. 383 с.
2. Бердяев Н.А. Самопознание: Опыт философской автобиографии. М.: Книга, 1991. 446 с.
3. Бердяев Н.А. Философия свободы: Смысл творчества. М.: Правда, 1989. 607 с.
4. Вернадский В.И. Философские мысли натуралиста. М.: Наука, 1988. 520 с.
5. Вернадский В.И. Химическое строение биосферы Земли и её окружения. М.: Наука, 1987. 340 с.
6. Русский космизм: Антология философской мысли / Сост. С.Г. Семёнова, А.Г. Грачёва. М.: Педагогика-Пресс, 1993. 368 с.
7. Соловьёв В.С. Оправдание добра. Нравственная философия: В 2 т. Т1: Философская публицистика. М.: Правда. С. 47—549.
8. Фёдоров Н.Ф. Сочинения. М.: Раритет, 1994. 415 с.
9. Циолковский К.Э. Научная этика. Калуга: Брут, 1981. 70 с.
Grimovskaya L. M.
Smolensk State University
search for the ways of development of civilization
by Russian cosmists
Key words: humanity; civilization; Cosmic evolution; Russian cosmism.
The article considers the views of representatives of Russian cosmism on the problem of finding ways to develop human civilization. A conclusion is drawn about the cosmic scale and the prognostic orientation of the main ideas in the philosophical legacy of the Russian cosmists.