Galenko Elena Vasilyevna, Krivoruchka Polina Olegovna PREFERENCES OF THE TOURIST AT THE CHOICE ..
economic sceinces
УДК 338.48
ПРЕДПОЧТЕНИЯ ТУРИСТА ПРИ ВЫБОРЕ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ ГОСТИНИЦЫ
© 2018
Галенко Елена Васильевна, кандидат исторических наук, доцент кафедры сервиса и туризма школы экономики и менеджмента Криворучка Полина Олеговна, магистрант школы экономики и менеджмента
Дальневосточный федеральный университет (690091,Россия, Владивосток, о. Русский, ДВФУ, e-mail: [email protected])
Аннотация. Концепция устойчивого развития туризма способствует предприятиям внедрять множество зеленых практик для бережной заботы об экологии, сохранении природных ресурсов и энергии, ориентируясь при этом на высокий уровень обслуживания и качества для гостей. Содержание понятия «экологической гостиницы» или «экоотель», формировалось вместе с инновационными «зелеными» технологиями, применяемые сегодня в гостиницах и функционирующие по принципу экологической ответственности. Месторасположение экогостиниц, часто определяется экологически привлекательным и живописным ландшафтом, что повышает спрос у путешественников при выборе предприятия. С точки зрения экономической целесообразности доказано, что затраты на перестройку существующего экоотеля, со временем окупаются за счет ежегодного увеличения количества туристов желающих приобщиться к охране окружающей среды, и повысить уровень экологической приверженности. В статье даётся описание таких форм инновационных гостиничных концепций, которые учитывают экологические проблемы, а экологический комфорт дополняет при формировании для разных сегментов гостей выбор экологических услуг. Авторы статьи приводят данные опроса и раскрывают критерии и предпочтения выбора места отдыха и услуг эко-гостиницы, подтверждая тем самым, что экологические технологии на гостиничном рынке многих стран являются конкурентным преимуществом, что способствует привлечению каждый год новых потребителей.
Ключевые слова: концепция «устойчивого развития», экологический туризм, окружающая среда, «зеленые» отели, экологические гостиницы, экологический комфорт, экологические технологии, экологические услуги, эко-продукт, экоинновации
PREFERENCES OF THE TOURIST AT THE CHOICE OF ECOLOGICAL HOTEL
© 2018
Galenko Elena Vasilyevna, candidate of historical sciences, associate professor of service and tourism school of economy and management Krivoruchka Polina Olegovna, undergraduate school of economy and management Far Eastern Federal University (690091, Russia, Vladivostok, Russky Island, DVFU. e-mail: [email protected])
Abstract. The concept of sustainable development of tourism promotes the enterprises to introduce a set green the practician for careful care of ecology, preservation of natural resources and energy, being guided at the same time by high level of service and qualities for guests. The maintenance of a concept of «ecological hotel» or «ecohotel», was formed together with innovative "green" technologies, applied today in hotels and functioning by the principle of ecological responsibility. The location of ecohotels, often is defined by ecologically attractive and picturesque landscape that increases demand at travelers at the choice of the enterprise. From the point of view of economic feasibility it is proved that costs of reorganization of the existing ecohotel, pay off over time due to annual increase in number of tourists of persons interested to join environmental protection, and to increase the level of ecological commitment. In article the description of such forms of innovative hotel concepts which consider environmental problems is given, and the ecological comfort supplements when forming for different segments of guests the choice of ecological services. Authors of article provide data of poll and disclose criteria and preferences of the choice of the vacation spot and services of ecohotel, confirming thereby that ecological technologies in the hotel market of many countries are competitive advantage that promotes involvement every year of new consumers.
Keywords: concept of "sustainable development", ecological tourism, environment, "green" hotels, ecological hotels, ecological comfort, ecological technologies, ecological services, ecoproduct, ecoinnovations
Постановка проблемы в общем виде и ее связь с важными научными и практическими задачами Возведение в приоритет улучшения экологической ситуации в стране, концепции «устойчивого развития», сочетающей: экономические, социальные и экологические компоненты, стало главным фактором развития экологического туризма и «зеленых» отелей. По данным Всемирной туристской организации, сегодня менее очевидной представляется причинно-следственная связь между туризмом и общим уровнем устойчивого развития, особенно в том, что касается целостности окружающей среды. За последние годы на сектор индустрии туризма приходится 5 % глобальных выбросов С02, требуются решения проблем в области потребления энергии, пищевых отходов и управления отходами в целом [1]. Такой подход способствовал разработке глобальных критериев устойчивого туризма, как части широкой инициативы, управляемой Партнерством международных организаций. Основанием для сотрудничества является общая цель, способствовать повышению понимания методов устойчивого туризма и принятию универсальных принципов его устойчивого развития [2]. Экотуризм рассматривается, как стремительно развивающееся для туристов направление, спрос на которое с каждым годом увеличива-
ется [3-9]. Основной целью этого типа туризма является повышение осведомленности путешественников о естественных условиях пребывания, местах посещения, уважении культуры и традиций местных общин и в то же время о минимизации любых негативных последствий для окружающей среды в результате туристической деятельности [10].
Интеграция концепции устойчивости в сферу гостиничной индустрии происходит с целью содействия более чистому производству гостиничного продукта, посредством эффективного использования ресурсов [11]. Экологические, или «зеленые», гостиницы - это перспективный бизнес. Активный переход на экологически чистые методы, предполагающие бережное отношение к природным ресурсам, использование возобновляемых источников энергии и утилизацию отходов, может увеличить доходы отелей [12]. В международной гостиничной практике термин «экоо-тель», рассматривается, как отели функционирующие по принципу экологической ответственности и на основе применения экотехнологий [13].
Экологические отели, сегодня востребованы туристами во многих странах мира, как экзотическое проживание в непроходимых джунглях, как экологическая
экономические науки
Галенко Елена Васильевна, Криворучка Полина Олеговна ПРЕДПОЧТЕНИЯ ТУРИСТА ПРИ ВЫБОРЕ ...
школа, где дополнительной услугой, является изучение различных видов локальных растений и животных. Специфической особенностью «зеленых» отелей является функционирование по принципу гармоничного соседства с природой, не загрязняя окружающую среду продуктами жизнедеятельности туристов [14]. В современном мире руководители отеля разрабатывают собственную стратегию по снижению ущерба экологической среды, тем самым постоянно совершенствуя собственный подход к проблеме экологизации. Это выражается в соблюдении законов, стандартов, кодексов компании, а также применения новых инновационных «зеленых» технологий [15].
Инновационные «зеленые» технологии в экоотелях формируют у персонала и гостей принципы бережного использования природных ресурсов, совершенствуют процессы предоставления услуг, дают возможность оценить, предотвратить, снизить до минимума ущерб, причиняемый окружающей среде и человеку [16]. Внедрение инновационных технологий в гостиничный бизнес способствует повышению экономической эффективности и увеличению уровня конкурентоспособности предприятий [17].
Однако, внедрение «зеленых» технологий, требует больших затрат [18]. Поэтому для быстрой окупаемости и дальнейшего развития, на услуги экоотелей должен постоянно увеличиваться спрос потребителей [19]. Таким образом, прежде, чем строить экоотель или перестраивать уже существующий, необходимо выяснить будут такие услуги востребованы на рынке гостиничной индустрии, или нет.
Анализ последних исследований и публикаций, в которых рассматривались аспекты этой проблемы и на которых обосновывается автор; выделение неразрешенных раньше частей общей проблемы. Проведённый анализ работ в области экоотелей, позволил выделить две группы авторов: к первой группе исследований относится экологизация в деятельности средств размещения, которая является одним из факторов развития рынка туризма и гостеприимства в рамках концепции устойчивого развития. Вторую группу объединяют исследования предпочтений потребителей при выборе экологических, или «зеленых», гостиниц.
Авторы О.Н. Пережогина и Д.И. Прокопьева, в своём исследовании обосновали, что развитие экологических средств размещения в большей степени связано с растущей социальной ответственностью организаций сферы туризма и гостиничного сервиса. Происходящие процессы в развитии экоотелей отвечают принципам устойчивого развития, как баланс между экономической рациональностью и заботой об окружающей среде [20].
Владельцы предприятий гостиничной индустрии стремятся быть экологически ответственными, не только для экономической эффективности, но и для возрастающей тенденции запросов потребителей, что способствует развитию новых технологий в строительстве зеленых отелей [21]. Новые технологии к зеленым отелям учитывают такие экологические проблемы, как экономия энергии, воды и других ресурсов, также повышение удовлетворенности гостя на основании создания экологического комфорта [22].
Shireen Aga, считает, что некоторые отели пытаются нажиться на «зеленой» тенденции, так как построенный деревенский домик из дерева, нельзя называть «устойчивым» просто потому, что он сделан из «естественных» материалов. Экологическая устойчивость зависит от ряда других вопросов, таких как:
управление отходами;
- применение в отелях возобновляемых источников энергии;
- применение в отелях новых экологических средств для устранения загрязнений, вместо химических веществ применяемые в отелях для уборки, которые не только вредят окружающей среде, но ещё имеют нега-
тивное влияние на здоровье персонала и гостя;
- рациональное управление водными ресурсами, когда отель, экономно использует воду и применяет разные методы сбора воды [23].
Многие владельцы предприятий гостиничной индустрии во всём мире стремятся быть экологически ответственными, учитывая запросы всех групп потребителей. Например, для одних потребителей в сфере гостеприимства, сегодня популярны отели с номерами «Экотуризм роскоши», для других «Экожилье класса люкс». Прекрасным примером этой тенденции являются Орлиный дворец в Халкидики, Коста Наварино в Мессинии и отель Мелиан в Милосе.
Идея здоровые номера премиум-класса Stay Well, PURE Rooms и, EcoRooms, сегодня становится популярной среди гостей. Номера Stay Well, PURE Rooms и Elite Rooms оснащены системами очистки воздуха, что стало хорошей новостью для путешественников с аллергией или химической чувствительностью. Трехкомнатные номера включают противоаллергенные матрасы и подушки. В номерах Stay Well и Elite Rooms предусмотрены душевые кабины с витамином C. В то же время номера не являются роскошными, они содержат все эко-технологии, способные соблюдать критерии устойчивости и доступные для потребителя цены проживания [24].
Aleenta Phang Nga - отель, расположенный на Пхукете в Таиланде. К применяемым экологическим технологиям можно отнести переработку и очистку воды, для повторного применения, энергосбережение, включая ключ-активатор электричества и дверной сенсор в каждом номере, что гарантирует выключение света и кондиционера в номере, после ухода гостя. В Aleenta Phang Nga гостям готовят еду только из экологических продуктов местного производства [25].
Одной из основных проблем при формировании и развитии устойчивости отеля является быстрая окупаемость первоначальных затрат на установку оборудования и технологий. Необходимые для экоотелей затраты выходят за рамки получаемых доходов многих малых и средних предприятий [26]. Кроме того, устойчивое функционирование требует постоянного мониторинга и измерения использования ресурсов (электричество, вода, химикаты, производство отходов и т. д.), что дополнительно от руководства требует затрат на подготовку персонала.
В то же время, анализ исследований показал, что интерес потребителей к устойчивому туризму растет. Владельцы гостиниц опасались, что более высокие издержки могут навредить им, но сегодня есть тенденция, когда клиенты согласны с тем, что экологические отели по своей сути связаны с качеством продукции и готовы переплатить за это. Многие из методов, необходимые для управления экоотелем на устойчивой основе, на первый взгляд не видны, поэтому гости не понимают, почему эти гостиницы дороже. Самым важным аспектом, конечно же, является общение с туристами до, во время и после поездки. Они должны быть осведомлены о своей роли в устойчивости экоотеля и территории временного проживания. Гости должны понимать, что такое устойчивый туризм, но также и персонал гостиницы должен формировать предлагаемый продукт таким образом, чтобы обеспечить справедливую выгоду всем заинтересованным сторонам.
Формирование целей статьи (постановка задания). Целью работы является определение спроса на услуги проживания в экологически чистом отеле.
Гипотеза данного исследования построена на предположении о том, что для гостей определение устойчивого развития экоотелей, заключается в минимизации отходов, максимизации энергоэффективности и обеспечении отличного качества с точки зрения здоровья и благополучия, что способствует пониманию специфики экоотеля и привлечению большего количества потребителей для обеспечения финансовой устойчивости
Азимут научных исследований: экономика и управление. 2018. Т. 7. № 2(23)
111
Galenko Elena Vasilyevna, Krivoruchka Polina Olegovna PREFERENCES OF THE TOURIST AT THE CHOICE ..
economic sceinces
предприятия.
Для выполнения поставленной цели и подтверждения или опровержения гипотезы использовались аналитический и статистический методы, а также данные сайта бронирования booking.com [27].
Изложение основного материала исследования с полным обоснованием полученных научных результатов. В результате проведённого исследования в 11 странах мира, где количество респондентов в каждой стране составило более 1000 человек, в возрасте от 18 лет и старше, было выявлено, что желающих поселиться в экоотели за последние годы увеличилось в 2 раза.
В таблице 1 представлены критерии выбора места отдыха и предпочтений туристами услуг экоотеля. Результаты выбранных критериев, показали на первом месте нанесение меньшего вреда окружающей среде (52 %), на втором (36 %) возможность познакомиться с местным укладом жизни. Также при выборе экоотелей особое внимание туристов уделяется экологическим услугам, формирующих экопродукт.
Таблица 1 - Критерии выбора места отдыха и предпочтения при выборе туристами экоотеля
Критерии выбора места путешествия, связанные с понятием «устойчивый туризм» Предпочтения при выборе экологических услуг
Меньше вреда окружающей среде 52% Использование экоотелем солнечной энергии 67%
Возможность познакомиться с местными традициями и культурой 36% Новые технологии водоснабжения 43%
Поддержка местных жителей на территориях экономически не развитых 31 % Душ/туалет смалымрасходоыводы 36%
Продукты экологические от местных производителей 30% Блюда из органических, экологических продуктов 31%
Интереск новым направлениямв путешествии 24% Корзины для раздельного сбора мусора в номере 29%
Рисунок 1 - Желание потребителей поселиться в экоотели в 2016/2017 гг.
Желание потребителей проживать в экологических гостиницах в 2016 году составляло 34 %, в 2017 году стало 68 %. Продемонстрировали высокий уровень экологической приверженности путешественники из Китая (93 %), Бразилии (83 %) и Испании (80 %).
Рисунок 2 - Путешественники, предпочитающие экоотели (страны-лидеры)
Большинство путешественников готово отказаться от роскоши в пользу устойчивого развития экоотелей. Так, 94 % опрошенных респондентов выберут жильё, где используют энергосберегающие лампы, 89 % - где отопление и кондиционер работают только в присутствии человека, а 80 % - где установлены душевые насадки с ограничением расхода воды.
Рисунок 3 - Выбор потребителей
Путешественники считают, что ответственность отеля должна стать активной защитой окружающей среды, и поддержкой местных сообществ. Крайне важно, чтобы индустрия гостеприимства приняла этот быстро растущий тип туризма и включила в свою философию все жизненные концепции экотуризма. После проведённого исследования компанией booking.com содержания понятия «устойчивый туризм» было определено, что 56 % людей под устойчивым туризмом подразумевают проживание в экоотелях; для 38 % - это означает реже менять полотенце и постельное бельё, тем самым экономя воду; 35 % считают, что необходимо экономить туалетные принадлежности (шампунь, мыло, зубные щётки и т. п.).
При выборе экологических услуг, наибольшее предпочтение определено туристами при использовании в экоотелях солнечной энергии - 67 % и 43 % -.экономичные технологии водоснабжения.
Таким образом, экологические гостиницы - это перспективный бизнес, который предполагает при активном переходе на экологически чистые методы, бережное отношение к природным ресурсам, использование возобновляемых источников энергии и утилизацию отходов, что со временем будет способствовать увеличению доходов.
Выводы исследования и перспективы дальнейших изысканий данного направления. Проведённое исследование определило увеличение спроса в два раза за последние годы на услуги проживания в экоотелях. Комплексный подход в исследовании содержания устойчивого развития экоотелей, подтвердился выбором туристами основных ключевых позиций. Предпочтения гостей дополнили понимание специфики экоотеля, что отразилось в решениях, при выборе места отдыха, предлагаемых удобствах и услугах, тем самым приобщаясь к охране окружающей среды, и демонстрируя уровень экологической приверженности.
На основании полученных результатов можно сделать вывод, что экологические технологии на гостиничном рынке многих стран относятся к разряду ведущих перспективных технологий, способных стать источником конкурентного преимущества. Следует отметить, что в России предпочтения туристов с точки зрения устойчивого развития туризма, направлены, прежде всего, на сохранение культурно-исторического наследия и деятельности агроэкотуризма. С целью выявления и обоснования тенденций развития экологического направления в сфере туристского сервиса страны необходимо провести анализ рынка гостиничных услуг, включающий три основных составляющих - понятие туристами содержания устойчивого развития экоотелей, экологическая обстановка в стране и мнение потенциальных потребителей в области предпочтения экологических услуг.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:
1. United National Environment Programme and World Tourism Organization (2012) Tourism in the Green Economy - Background Report. Nairobi and Madrid: UNEP/UNWTO. URL: http://www.unwto.org/ (дата обращения: 06.04.2018).
2. Глобальные критерии устойчивого туризма для отелей и туроператоров. URL://www.gstcouncil. org/sustainable-tourism-gstc-criteria (дата обращения: 06.04.2018).
3. Духовная, Л.Л. Глобальные экологические процессы: новые тенденции развития мирового туристского рынка// Сервис в России и за рубежом. 2010. № 4. С. 27-29.
4. Артеменко О.Н. Региональный туризм как ин-
экономические науки
Галенко Елена Васильевна, Криворучка Полина Олеговна ПРЕДПОЧТЕНИЯ ТУРИСТА ПРИ ВЫБОРЕ ...
струмент развития территории // Актуальные проблемы экономики и права. 2013. № 2 (26). С. 11-17.
5. Мордовченков Н.В., Агафонова А.В. Перспективы развития аграрного туризма Чкаловского района // Вестник НГИЭИ. 2013. № 3 (22). С. 126-136.
6. Марченко О.А. Социально-экономические основы регионального развития сельского туризма в Украине // Балтийский гуманитарный журнал. 2014. № 4. С. 150153.
7. Алексеева Е.В., Колодезникова С.И. Программа развития социального туризма // Азимут научных исследований: педагогика и психология. 2016. Т. 5. № 4 (17). С. 25-28.
8. Серова О.В., Кулагин А.Ю. Рекреационное природопользование и экологические риски на территории горно-лесной зоны республики Башкортостан // Карельский научный журнал. 2016. Т. 5. № 3 (16). С. 81-84.
9. Саксонов С.В., Розенберг А.Г., Сенатор С.А., Казанцев И.В., Васюков В.М. Эколого-туристический потенциал самарской области: ресурсы растительного мира // Самарский научный вестник. 2016. № 4 (17). С. 60-65.
10. Нижегородцев Р.М., Ратнер С.В. Экологические стандарты в сфере туризма: проблемы внедрения (на примере Краснодарского края) // Российское предпринимательство. 2015. Том 16. № 13. С. 2101-2124.
11. Pezzoli, K. (1997). Sustainable development: A tran's disciplinary overview of the literature. Journal of Environmental Planning and Management. Vol.40, Р. 549574.
12. Hays D. (2014). Greening hotels - building green values into hotel services. International Journal Tourism and Hospitality Management. Vol. 1, Р.85-90.
13. Chen, M., Tung, P. (2014). Developing an extended Theory of Planned Behavior model to predict consumers' intention to visit green hotels. International Journal of Hospitality Management, Vol. 36, P. 221-230.
14. Пономарев, К. Н. «Зеленые отели» - экологические перспективы будущего // Ученые записки. 2012. № 2. С. 67-69
15. Томашек М.Н., Галенко Е. В. Рекомендации по технологии формирования зелёного отеля// Материалы международной научной конференции: «Агроэкологический туризм как инструмент устойчивого развития сельских территорий в регионах России и за рубежом». 2015 г. Волгоград: ФГБОУ ВО Волгоградский ГАУ ИПК «Нива», 2015. С. 218-220
16. Печерица, Е.В. Зарубежный опыт применения экологических инноваций в средствах размещения/ Е.В. Печерица// Национальные интересы: приоритеты и безопасность. 2013. № 34. С. 49-51.
17. Духовная, Л.Л., Холодцова, И.И. Инновационные технологии в гостиничном бизнесе// Сервис в России и за рубежом. 2014. № 7. С. 166-178.
18. Бурцев, Д.В. Экологические проблемы при строительстве гостиниц// Научный вестник. 2010. № 5. С. 15-16
19. Kelly, J., Wolfgang, H., Peter, W., & Krista, E. (2007). Stated preferences of tourists for eco-efficient destination planning options. Journal of Tourism Management. Vol. 28, P. 377-390.
20. Пережогина О. Н., Прокопьева Д. И. Экологические средства размещения, как фактор устойчивого развития туристских территорий (на примере гостиничного рынка г. Казани) //Современные проблемы сервиса и туризма. 2017. № 1 (11). С. 82-88
21. Tzschentke, N., Kirk, D.& Lynch, P.A. (2004) Reasons for going green in services accommodation establishments. International Journal of Contemporary Hospitality Management. Vol. 16(2), P. 116-124
22. Bader, E. E. (2005). Sustainable Hotel Business Practices. Journal of Retail & Leisure Property, Vol. 5 (1), P. 70-77.
23. Shireen Aga. Extent of responsibility. URL:https:// www.dandc.eu/en/article/things managers mustconsider if they want run hotel sustainably (дата обращения: 06.04.2018).
24. Glenn Hasek. The idea of healthier numbers and also payment for them, gains strength again. URL:.http://www. greenlodgingnews.com/idea of healthier guestrooms paying more for them (дата обращения: 06.04.2018)
25. Кабашова Е.В. Статистика экологических инноваций // Экономические науки. 2016. № 49 (2).
26. Галечьян, Н.Э. Эко - гостиницы в России// Российский журнал устойчивого туризма. 2011. № 1. С. 34-36.
27. Booking.com назвала тенденции устойчивого туризма в 2017 году. URL: http://prohotelia.com/2017/04/ sustainable-travel-intentions-2017/ (дата обращения: 06.04.2018).
Статья поступила в редакцию 07.05.2018
Статья принята к публикации 25.06.2018
Азимут научных исследований: экономика и управление. 2018. Т. 7. № 2(23) ИЗ