Серпова К. И., Бобрышева О. Р., Рубан Д. А. Экологизация индустрии гостеприимства в условиях трансформации потребительских предпочтений: взаимосвязь национальных и личностных интересов // Вестник Прикамского социального института. 2018. № 1 (79). C. 101-108.
Serpova K. I., Bobrysheva O. R., Ruban D. A. Ecologization of hospitality industry in conditions of customer preferences transformation: relationship of national and personal interests. Bulletin of Prikamsky Social Institute. 2018. No. 1 (79). Pp. 101-108. (In Russ.).
УДК 338.48
К. И. Серпова, О. Р. Бобрышева, Д. А. Рубан
Южный федеральный университет, Ростов-на-Дону, Россия
ЭКОЛОГИЗАЦИЯ ИНДУСТРИИ ГОСТЕПРИИМСТВА В УСЛОВИЯХ ТРАНСФОРМАЦИИ ПОТРЕБИТЕЛЬСКИХ ПРЕДПОЧТЕНИЙ: ВЗАИМОСВЯЗЬ НАЦИОНАЛЬНЫХ И ЛИЧНОСТНЫХ ИНТЕРЕСОВ
Серпова Кристина Игоревна - студентка Высшей школы бизнеса.
E-mail: serpovaki@mail. ru
Бобрышева Олеся Романовна - студентка Высшей школы бизнеса.
Рубан Дмитрий Александрович - Philosophiœ Doctor, кандидат геолого-минералогических наук, доцент, доцент Высшей школы бизнеса.
E-mail: ruban-d@mail. ru
Динамичное развитие российской индустрии гостеприимства (гостиничного хозяйства) ставит новые задачи. В частности, национальным интересам отвечает экологизация всех отраслей экономики, включая данную индустрию. Она может заключаться как в экологизации различных аспектов деятельности коллективных средств размещения и внедрении экоинноваций, так и в создании экоотелей. Однако реализация этих мероприятий ведет к значительным издержкам, которые могут быть покрыты за счет доходов организаций индустрии гостеприимства лишь при существенном спросе на экологические гостиничные услуги. Вполне очевидно ожидать такого спроса за счет трансформации потребительских предпочтений: представители более молодого поколения в большей степени эколого ориентированы. Результаты некоторых зарубежных исследований указывают на основные факторы, мотивирующие молодежь. К ним относятся высокий уровень экологического образования, экогедонизм и т. п. Анализ ситуации в России показывает, что трансформация потребительских предпочтений в отношении экологических товаров и услуг не способствует быстрому и значительному росту интереса к экологизации индустрии гостеприимства. Появление соответствующих различий между национальными и личностными интересами создает существенные вызовы для развития гостиничного хозяйства страны. Издержки на экологизацию вряд ли будут полностью компенсированы за счет роста спроса. Решение проблемы может быть связано с повышением экологической культуры и уровня экологической образованности населения.
Ключевые слова: гостиничные услуги, коллективные средства размещения, молодое поколение, спрос, экогедонизм.
K. I. Serpova, O. R. Bobrysheva, D. A. Ruban
Southern Federal University, Rostov-on-Don, Russia
© Серпова К. И., Бобрышева О. Р., Рубан Д. А., 2018
ECOLOGIZATION OF HOSPITALITY INDUSTRY IN CONDITIONS OF CUSTOMER PREFERENCES TRANSFORMATION: RELATIONSHIP OF NATIONAL AND PERSONAL INTERESTS
Serpova Kristina I. - Student of the Higher School of Business.
E-mail: serpovaki@mail. ru
Bobrysheva Olesya R. - Student of the Higher School.
Ruban Dmitry A. - Philosophic Doctor, Candidate of Geological-Mineralogical Sciences, Docent, Associate Professor of the Higher School of Business.
E-mail: ruban-d@mail. ru
Dynamic development of the Russian hospitality industry (hotel industry) poses new tasks. Particularly, ecologization of all branches of the economy, including this industry, matches the national interests. This can be linked as to ecologization of various aspects of activity of collective accommodation facilities and implementation of eco-innovations, as to eco-hotel creation. However, achievement of all these tasks leads to sufficient losses that can be recompensed by income of hospitality industry organizations in the only case of significant demand for ecological hotel services. Evidently, such a demand can be expected due to customer preferences transformation: young generation representatives are more ecology-oriented. Results of some foreign investigations show on the principal factors motivating youngsters. Particularly, these include high level of ecological education, eco-hedonism, etc. An analysis of the situation in Russia demonstrates that the customer preferences transformation in relation to ecological products and services does not facilitate quick and significant increase in interest in ecologization of hospitality industry. Appearance of the relevant differences between the national and personal interests creates sufficient challenges for development of the hotel industry in the country. Ecologization-related losses will be hardly recompensed by demand increase. Solution of the problem can be linked to enhancement of the people's ecological culture and level of ecological education.
Key words: hotel services, collective accommodation facilities, young generation, demand, eco-hedonism.
Российская индустрия гостеприимства развивается достаточно динамично, что связано с интенсификацией внутреннего туризма, постановкой амбициозной задачи по активизации въездного туризма, а также c увеличением внутренних деловых поездок. Все это способствует росту внимания к объему и качеству гостиничных услуг. Различные аспекты развития отечественной индустрии гостеприимства и процессы ее преобразования анализировали в своих работах М. В. Ефремова и О. В. Чкалова [2], А. А. Понедельник и др. [8; 9], А. В. Шмыткова [16] и др.
Целью настоящей работы является рассмотрение экологизации индустрии гостеприимства России через призму личностных (потребительских) и национальных (общегосударственных) интересов. В качестве основного метода используется концептуальный анализ. При этом ранее опубликованная информация обобщается, критически анализируется и интерпретируется (в том числе с учетом особенностей российского общества).
Отличительной чертой ведения современного бизнеса является его всесторонняя экологизация, касающаяся как производственных процессов, так и практик управления, а также организационных ценностей [10-12; 18; 19; 22]. Индустрия гостеприимства в этом отношении не является исключением. К настоящему времени сформировались два основных направления исследований. Представители первого (Т. А. Новгородова и В. В. Наумки-на [5], Е. В. Печерица [6; 7], а из зарубежных исследователей - М. Бастич и С. Гойчич [21],
К. Ивановски [27], М. Рейес-Сантьяго и др. [29], Х. Хан и Х. Юн [26]) уделяют внимание экологизации различных аспектов деятельности коллективных средств размещения, прежде всего, внедрению экологических инноваций. Второе направление исследований в целом тесно связано с первым, но фокусируется конкретно на экоотелях («зеленых» отелях). Соответствующие вопросы рассматривали в своих статьях М. Байерс [23], М. Бейкер [20], Д. С. Богатырева [1], И. Н. Кузьмина и В. Н. Шувалов [3], И. Н. Насыров [4], И. Н. Суворова [13-15].
Важно понимать, что экологизация индустрии гостеприимства сама по себе является весьма затратной, требует обустройства и эксплуатации сложных систем, нуждается в специально обученном персонале. Безусловно, она соответствует национальным интересам по трем основным причинам. Во-первых, экологическая индустрия гостеприимства вносит вклад в устойчивое развитие страны. Во-вторых, она позволяет приблизить деятельность отечественных коллективных средств размещения к мировым стандартам. В-третьих, демонстрация экологичности должна рассматриваться как инструмент укрепления позиций российской индустрии гостеприимства в мире, т. е. увеличения ее конкурентоспособности. Деятельность экологически чистых отелей в индустрии гостеприимства связана с рядом других обстоятельств. Во-первых, несомненно, это всё большая популярность экологичной и безопасной продукции среди покупателей. Во-вторых, непосредственная заинтересованность местных жителей в сохранении окружающей природы. В-третьих, среди иностранных туристов, активно посещающих Россию, такой вид размещения довольно распространен.
С учетом отмеченных выше сложностей экологизации обеспечение посредством нее этих национальных интересов видится возможным за счет прямой административной и инвестиционной поддержки со стороны государства. Однако это создает дополнительную «нагрузку» на государственные структуры, а ведение гостиничного бизнеса на уровне конкретных организаций делает в той или иной степени невыгодным. Стоит обратить внимание на то, что экоотель в Российской Федерации изначально находится в зоне непросчи-танных рисков. Это обуславливается значительными затратами на строительство, эксплуатацию и инновации, нестабильностью спроса, неосведомленностью населения о таком средстве размещения, непопулярностью последнего в настоящее время. В этой связи видится совершенно невозможным и недопустимым абстрагироваться от спроса на экологический компонент гостиничных услуг, который, в конечном итоге, определяется личностными интересами потребителей.
В современном предпринимательстве учет потребительских предпочтений играет значительную роль [24]. При этом предельно важно понимать, что с течением времени эти предпочтения, равно как и само поведение потребителей, меняются, отражая социально-экономические процессы. Индустрия гостеприимства находится в исключительно тесной зависимости от личности клиентов, т. к. качество услуг и его восприятие в конечном счете определяются личностными контактами клиентов и персонала коллективных средств размещения. Если же говорить об экологизации этой индустрии, то таковая является отнюдь не долговременным и общепризнанным трендом. Несмотря на ее соответствие национальным интересам и развитию системы общечеловеческих ценностей, экологизация - своего рода «дань моде», имеющая место при установлении такого тренда. Это тем более так с учетом известной консервативности индустрии гостеприимства и отмеченной значительностью издержек, связанных с экологизацией и отсрочивающих ее массовое проявление.
Таким образом, принципиальным видится анализ двух аспектов рассматриваемой проблемы. Во-первых, это экологизация индустрии гостеприимства в восприятии потребителей гостиничных услуг вообще. Во-вторых, стоит обратить внимание на это восприятие в условиях трансформации потребительских предпочтений, происходящей на фоне глоба-
лизации. Вполне очевидно, что первый аспект определяется уровнем экологической культуры в обществе, которая сама по себе является комплексным феноменом. Сущность последнего наиболее полно раскрыта в статье В. А. Ячменева [17]. Отметим, что восприятие экологизации потребителями гостиничных услуг неоднозначно. Оно явно балансирует между позитивными суждениями о гостинице как носителе консервативного «духа» (в той или иной трактовке) и экологической ориентации как инновационном тренде. Чем выше в обществе уровень экологической культуры, тем больше баланс смещается в сторону последнего. Представляется, что в России на восприятие потребителей накладывает отпечаток наличие «разрыва» между пониманием природы и окружающей среды. Если существующая система образования способствует выработке уважительно-острожного отношения к природе, то коннотации экологической деятельности оказываются неопределенными и подчас негативными. Стоит ожидать, что вполне традиционный отель, удачно интегрированный в естественный природный ландшафт, будет восприниматься клиентами более позитивно, нежели отель, ориентированный на внедрение экологических инноваций. Такие суждения отразят не столько консервативность восприятия, сколько наличие вышеупомянутого «разрыва». Возможно, именно в таком ключе стоит объяснять недостаточный спрос на размещение в экопоселениях, отмеченный ранее И. Н. Насыровым [4]. Зачастую потребитель останавливает свой выбор на стандартных сетевых отелях или мини-гостиницах, которые уже зарекомендовали себя как удобный и комфортный вариант размещения.
Трансформация потребительских предпочтений происходит прежде всего за счет смены поколений. При этом речь идет не просто о различных предпочтениях более молодых и более возрастных клиентов, а о принципиальных изменениях в каждом последующем поколении. В современной экономической литературе все чаще используются понятия «поколение X», «поколение Y» и «поколение Z». В связи с тем, что интерес к экологизации стимулируется процессами глобализации (в том числе распространением глобальных информационно-сетевых технологий), а наиболее восприимчиво к последним условно молодое поколение, именно потребительское поведение представителей последнего в связи с экологизацией индустрии гостеприимства представляет наибольший интерес (см. также [28]). Так, молодежь стремится удовлетворить свой интерес к новшествам, моде, нетривиальным местам для отдыха внутри страны. Данная целевая аудитория, безусловно, обращает свое внимание на гостиницы в природных зонах для «зеленого» туризма. Представители условно старшего поколения просто могут не иметь достаточных критериев для однозначного суждения об экологизации и выработки соответствующих устойчивых предпочтений. Все это тем более справедливо для России, где основа для экологизации различных сфер общественной деятельности полноценно начала формироваться лишь в последние два-три десятилетия, а по сути - лишь с начала XXI в.
За рубежом ранее уже проводились исследования потребительских предпочтений более молодого поколения касательно экологической продукции / услуг. Из опубликованных работ стоит остановиться на двух. М. Канчанапибул и другие [28] установили, что поведение представителей этого поколения демонстрирует значительную экологическую ориентацию; основными факторами, мотивирующими потребление «зеленых» товаров и услуг, выступают, во-первых, собственная готовность к действию, ответственность, во-вторых, экологические знания. Проявляющийся часто недостаток последних в любом случае компенсируется действием первого фактора. Важно подчеркнуть, что данное исследование акцентирует внимание именно на личностных характеристиках, определяющих действие отмеченных факторов. В статье немецких специалистов [25] приводятся более неоднозначные результаты в чем-то сходного исследования. С одной стороны, обращается внимание на то, что представители молодого поколения являются потенциально наиболее
эколого ориентированной группой потребителей. При этом готовность их к потреблению экологически инновационной продукции определяется не только заботой о природе, но и потребительским удовлетворением экотоварами и услугами (англ. joyful consumption, что в сопряжении с терминологией [25] может быть определено как экогедонизм), а также принятием биосферных ценностей. С другой стороны, альтруизм (в смысле ориентации на мир и социальную справедливость [25]) снижает готовность к такому потреблению. Последний вывод оказался в чем-то неожиданным для самих авторов исследования.
Сказанное выше имеет смысл интерпретировать в отношении потребителей гостиничных услуг с акцентом на Россию. Прежде всего отметим, что связанная со сменой поколений трансформация потребительских предпочтений ожидается весьма значительной. В этой связи индустрия гостеприимства не может не учитывать ее. В целом можно ожидать рост интереса клиентов к экологизации. В таком случае коллективные средства размещения смогут не только действовать в национальных интересах, но и извлекать из этого прямую выгоду. При этом в случае с экоотелями экологизация демонстрируется потребителям гостиничных услуг напрямую, т. е. само по себе существование такого типа гостиницы влияет на спрос. Что касается экологизации различных аспектов деятельности коллективных средств размещения и экоинноваций, то таковые должны специально акцентироваться, чтобы потребитель узнал о них и смог должным образом среагировать. Подобные отели должны своим примером проводить экологическое осведомление гостей региона. Их обучающая функция заключается также в том, что нередко питание в экоотелях основывается на местной кухне, позволяя постояльцам заодно познакомиться с традиционным кулинарным искусством, использующем в том числе экологически чистые продукты.
Более принципиальный вопрос заключается в том, насколько быстро и сильно рассматриваемая трансформация потребительских предпочтений скажется на индустрии гостеприимства. Вполне очевидно, что ответ на него зависит от скорости экологизации этой индустрии, смены поколений потребителей и от параметров самой трансформации. Выше уже говорилось о том, что в России экологизация индустрии гостеприимства активно обсуждается в академических кругах [1; 3-5; 6; 7; 13-15]. Другое дело, что на практике соответствующий тренд еще весьма слаб. Зачастую инновации ограничиваются энергосберегающими технологиями и решениями, которые скорее связаны с ландшафтным дизайном. Здесь отметим, что экологически ориентированный отель должен быть построен (или желательно) из вторичных материалов, учитывать переработку отходов, формировать бережное отношение к природе. Что касается смены поколений потребителей гостиничных услуг, то она происходит достаточно медленно. Отчасти это связано с демографической ситуацией в стране, где численность нынешнего молодого поколения оказывается меньше, чем численность предшествующих поколений. Более того, гостиничные услуги в России достаточно дороги, а потому представители молодого поколения потребляют их менее активно, чем в других странах. Кроме того, во многих регионах и городах коллективные средства размещения служат в значительной мере для обеспечения административно-деловой активности (в том числе в форме так называемого делового туризма). Характерный пример - г. Ростов-на-Дону, где до 50 % въездного туристского потока формируется за счет деловых туристов. Это означает, что гостиницы в таких городах изначально ориентированы не на молодое, а на условно среднее поколение.
Теперь рассмотрим параметры трансформации потребительских предпочтений в России в контексте ранее сделанных заключений [25; 28]. Как отмечено выше, установлено, что важнейшими условиями, определяющими «глубину» такой трансформации, являются проявленные на личностном уровне готовность к действию, ответственность, наличие экологических знаний, принятие биосферных ценностей, экогедонизм и умеренный альтру-
изм. Представляется, что у представителей молодого поколения в России готовность к действию, ответственность и альтруизм подчас весьма умеренны, а экологические знания недостаточны. Что касается биосферных ценностей, то они принимаются, но при этом интерпретируются в контексте природы, а не окружающей среды, о чем говорилось выше. Наконец, экогедонизм начинает в последние годы набирать популярность, однако происходит это достаточно медленно. Хорошо выраженный тренд экологизации можно заметить и в других сферах. Например, повсеместно открываются магазины косметики натурального, экологически чистого производства. Они пользуются популярностью среди разных возрастных групп населения. Дизайнеры высокой моды используют экологически чистые материалы в своих коллекциях, а международные компании по производству и продаже одежды используют переработку старых материалов, проводя акции, направленные на развитие экологической ответственности. Однако в России эти тренды установились в течение последних пяти-десяти лет. Более того, они стимулируются интересом не столько к экологии, сколько к моде, что сложно обеспечить в индустрии гостеприимства.
В качестве возможных причин описанной выше ситуации нам видятся недостаточная «глубина» экологического компонента в образовании, ограниченная популяризация наук естественно-научного цикла и традиционный «разрыв» между пониманием природы и окружающей среды. Таким образом, вряд ли можно говорить о том, что трансформация потребительских предпочтений в России, связанных с ростом интереса к экологизации индустрии гостеприимства, характеризуется интенсивностью.
Суммируя сказанное выше, логичным видится заключение о том, что экологизация индустрии гостеприимства в России больше соответствует национальным, чем личностным (потребительским) интересам. В таких условиях ее осуществление создает для страны два существенных вызова. Во-первых, трансформация потребительских предпочтений не ожидается столь значительной, чтобы сформировать спрос, достаточный для покрытия издержек, связанных с экологизацией коллективных средств размещения, внедрением эко-инноваций и вводом в эксплуатацию экоотелей. Во-вторых, отечественные гостиницы призваны обеспечивать размещение не только граждан страны, но и иностранцев; при этом развитие въездного туризма рассматривается в качестве одного из государственных приоритетов. В таком случае недостаточно активная (по причине невысокого внутреннего спроса) экологизация индустрии гостеприимства выступит лимитирующим фактором ее развития в связи с большим спросом на нее со стороны иностранцев. Возникает дилемма, аналогичная зафиксированной И. Н. Насыровым [4] при рассмотрении перспектив развития экопоселений. Более того, медленное повышение спроса на экологизацию создает своего рода «ловушку» для отечественной индустрии гостеприимства. При незначительности трансформации потребительских предпочтений организации гостиничного сектора будут их игнорировать, и, следовательно, когда эта трансформация окажется значительной, они окажутся неготовыми к произошедшим изменениям. Адекватной реакцией на отмеченные вызовы и решением сопутствующих проблем видится устранение причин недостаточно быстрого роста интереса к потреблению экологических товаров и услуг у представителей молодого поколения.
В заключение настоящей работы могут быть сделаны три принципиальных вывода. Во-первых, трансформация потребительских предпочтений, связанная с ростом интереса к экологическим товарам и услугам у представителей молодого поколения, позитивно влияет на экологизацию индустрии гостеприимства, которая сама по себе соответствует национальным интересам. Во-вторых, в России предполагается несоответствие национальных (общегосударственных) и личностных (потребительских) интересов в плане экологизации индустрии гостеприимства. Наконец, в-третьих, необходимо качественное
изменение отношения представителей молодого поколения к окружающей среде для обеспечения устойчивого спроса на гостиничные услуги, являющиеся следствием экологизации индустрии гостеприимства. Отметим, что многие положения настоящей работы являются концептуальными и основываются на общих наблюдениях и умозаключениях. Необходимо проведение количественных социологических исследований, подобных реализованным учеными из других стран [25; 28], для лучшего понимания экологической культуры населения России и отношения последнего к экологическим инновациям. Как следует из результатов настоящей работы, это необходимо в том числе для стратегического планирования отраслевого развития, прогнозирования потребительского спроса на экологические товары и услуги.
Библиографический список
1. Богатырева Д. С. Экологические отели: современное состояние и перспективы развития // Изучение, сохранение и восстановление естественных ландшафтов. М.: Планета. 2017. С. 215-225.
2. Ефремова М. В., Чкалова О. В. Состояние региональных рынков гостиничных услуг в России // Экономический анализ: теория и практика. 2016. № 3. С. 30-43.
3. Кузьмина И. Н., Шувалов В. М. Экологический отель как часть природосберегающей стратегии экотуризма // Наука, образование и экспериментальное проектирование. М.: МАИ, 2017. С.62-63.
4. Насыров И. Н. Оценка перспективности экопоселений как мест отдыха молодежи // Региональная экономика: теория и практика. 2017. № 3. С. 592-602.
5. Новгородова Т. А., Наумкина В. В. Технологии организации охраны окружающей среды в гостиничных предприятиях. Калининград: БФУ, 2017. С. 63-68.
6. Печерица Е. В. Зарубежный опыт применения экологических инноваций в средствах размещения // Национальные интересы: приоритеты и безопасность. 2013. № 34. С. 49-60.
7. Печерица Е. В. Российский опыт применения экологических инноваций в средствах размещения (на примере Северо-Западного федерального округа) // Национальные интересы: приоритеты и безопасность. 2013. № 42. С. 38-45.
8. Понедельник А. А., Соковнина Н. В., Рубан Д. А. Инвестиции в сферу гостеприимства как предпосылка будущей успешности регионов России в качестве международных туристских дести-наций // Вестник НГУЭУ. 2017. № 2. С. 174-192.
9. Понедельник А. А., Яшалова Н. Н., Соковнина Н. В., Рубан Д. А. Инвестиционный образ гостиничного хозяйства в электронном пространстве (на примере крупных городов Юга России) // Национальные интересы: приоритеты и безопасность. 2018. № 1. С. 121-136.
10. Рубан Д. А. Новые управленческие возможности для туристических организаций. Ростов н/Д: Книга, 2016. 72 с.
11. Рубан Д. А. Экологизация организационного менеджмента: перспективы и проблемы // Особенности теории и практики управления в условиях развития социально ориентированной экономики. Ростов н/Д: Изд-во ЮРИО РАНХиГС, 2014. С. 6-13.
12. Рубан Д. А. Экономический кризис, глобальные изменения климата и современный менеджмент // Вестник Таганрогского института управления и экономики. 2012. № 2. С. 3-7.
13. Суворова И. Н. Маркетинг социально значимых проблем в формировании имиджа эко-отелей // Научный вестник МГИИТ. 2017. № 2. С. 33-37.
14. Суворова И. Н. Обзор экоотелей России // Бенефициар. 2016. № 2. С. 23-27.
15. Суворова И. Н. Сущностные характеристики и практические особенности функционирования экоотелей // Российское предпринимательство. 2016. № 22. С. 3231-3240.
16. Шмыткова А. В. Основные тенденции развития средств размещения в России // Вестник Национальной академии туризма. 2017. № 1. С. 24-27.
17. Ячменев В. А. К вопросу о концепции формирования экологической культуры // Вестник Челябинского государственного университета. 2013. № 7. С. 157-159.
18. Яшалова Н. Н., Рубан Д. А. Развитие экобизнеса как подход к финансированию экологизации экономики // Экономические и социальные перемены: факты, тенденции, прогноз. 2016. № 5. С.219-237.
19. Яшалова Н. Н., Рубан Д. А. Специфика анализа природоохранных инвестиций в рамках проблемы экологизации национальной экономики // Финансовая аналитика: проблемы и решения. 2016. № 35. С. 2-12.
20. Baker M. A., Davis E. A., Weaver P. A. Eco-friendly Attitudes, Barriers to Participation, and Differences in Behavior at Green Hotels // Cornell Hospitality Quarterly. 2014. Vol. 55. Pp. 89-99.
21. Bastic M., Gojcic S. Measurement scale for eco-component of hotel service quality // International Journal of Hospitality Management. 2012. Vol. 31. Pp. 1012-1020.
22. Biloslavo R., Bagnoli C., Edgar D. An eco-critical perspective on business models: The value triangle as an approach to closing the sustainability gap // Journal of Cleaner Production. 2018. Vol. 174. Pp. 746-762.
23. Byars M. Eco-hotel design // HPAC: Heating, Piping, AirConditioning Engineering. 2001. Vol. 73. Pp. 74-75.
24. Dollinger M. J. Entrepreneurship: Strategies and Resources. Lombard: Marsh Publications, 2008. 589 p.
25. Gurtner S., Soyez K. How to catch the generation Y: Identifying customers of ecological innovations among youngsters // Technological Forecasting and Social Change. 2016. Vol. 106. Pp. 101-107.
26. Han H., Yoon H. Customer retention in the eco-friendly hotel sector: examining the diverse processes of post-purchase decision-making // Journal of Sustainable Tourism. 2015. Vol. 23. Pp. 1095-1113.
27. Iwanowski K., Rushmore C. Introducing the Eco-Friendly Hotel: There are lots of reasons to pay attention to eco-tourism and, let's face it, the main ones have to do with money // Cornell Hotel and Restaurant Administration Quarterly. 1994. Vol. 35. Pp. 34-38.
28. Kanchanapibul M., Lacka E., Wang X., Chan H. K. An empirical investigation of green purchase behaviour among the young generation // Journal of Cleaner Production. 2014. Vol. 66. Pp. 528-536.
29. Reyes-Santiago M. R., Sanchez-Median P. S., Diaz-Richardo R. Eco-innovation and organizational culture in the hotel industry // International Journal of Hospitality Management. 2017. Vol. 65. Pp. 71-80.