УДК 332.1
ВЛИЯНИЕ ЭКОЛОГИЧЕСКОГО ФАКТОРА НА РАЗВИТИЕ ГОСТИНИЧНОГО БИЗНЕСА
О.В. Отто
Алтайский государственный университет, Барнаул
Аннотация: Распространение концепции устойчивого развития туризма оказывает значительное влияние на гостиничное хозяйство. Выделены экологические требования к средствам размещения. Проанализирован международный, национальный и региональный опыт экологизации гостиничного хозяйства. Ключевые слова: средства размещения, гостиницы, экологические факторы, ресурсосберегающие технологии, экологическая сертификация.
THE INFLUENCE OF THE ENVIRONMENTAL FACTOR ON THE
DEVELOPMENT OF THE HOTEL BUSINESS
O.V. Otto
Altai State University, Barnaul
Abstract: The spread of the concept of sustainable development has a significant impact on the hotel industry. Environmental requirements for accommodation facilities have been singled out. The international, national and regional experience of greening the hotel industry is analyzed. Key words: accommodation facilities, hotels, environmental factors, resource-saving technologies, environmental certification.
Понятия «устойчивое развитие туризма» и «устойчивый туризм» стали использовать после Всемирной конференции по устойчивому туризму в Лансароте в 1995 г. Устойчивое развитие туризма стало приоритетным направлением деятельности Всемирной туристской организации ООН, оказало значительное влияние на все структурные элементы туризма, в том числе и на развитие средств размещения.
Гостиничный бизнес сегодня — это быстрорастущая и перспективная отрасль экономики. Стабильность дохода, рост количества путешествующих приводят к увеличению количества отелей и гостиниц и возникновению новых форм средств размещения. Вслед за этим увеличивается и негативный вклад гостиничного хозяйства в деградацию среды. Международной природоохранной организацией было проведено исследование, в результате которого выяснилось, что один отель вместимостью 100-150 номеров в среднем потребляет за неделю работы такое же количество энергии, как и 100 частных домов, а отходов создает намного больше [8]. Одной из причин такого большого потребления энергии является освещенность 24 часа в сутки, семь дней в неделю. Кроме того, большое количество энергии тратится на освещение и отопление пустых номеров, коридоров и служебных помещений. Коллективные средства размещения являются источником образования большого количества твердых отходов, в связи с тем, что мыло, шампуни и другие предметы гигиены и питания, которые дома используются повторно, в гостинице сразу же выбрасываются вместе с одноразовой упаковкой [8].
Важным условием привлечения туристов является повышение комфорта в отеле и улучшение качества предоставляемых услуг. Рост международного туристского рынка выдвигает повышенные требования к производителям услуг в данной сфере. Согласно исследованиям гостиничного сервиса [7] становится выгодным и прибыльным быть гостиницей, которая стремится сберечь природную среду.
Ведущие эксперты гостиничного рынка относят склонность к экологичности к основным мировым тенденциям, которые будут особенно актуальны в ближайшем будущем. Хотя уже сейчас мно-
гие известные гостиничные сети имеют собственного специалиста по экологии [5]. Экологические вопросы занимают видное место в деятельности Международной гостиничной ассоциации (МГА). В рамках МГА создан фонд ИХЕЯ (Международная гостиничная экологическая инициатива), главной задачей которого являются сбор и распространение информации по экологическим вопросам, связанным с гостиничным хозяйством. Фондом подготовлены учебные пособия и компакт-диски, для индустрии туризма организуются учебные семинары по экологии, а также ежегодные конкурсы на лучшие методы, разработанные и используемые гостиннчно-ресторанным сектором с целью улучшения экологической обстановки. 11 крупнейших международных гостиничных цепей, входящих в фонд, уже сэкономили значительные средства в результате проведенных мероприятий. Так, «Интер-континенталь» за последние 10 лет сберегла 10 млн фунтов стерлингов; цепь «Скандик отель» установила в номерах мебель и аксессуары из биологических материалов, которые могут быть переработаны и использованы вновь [2].
В развитых странах была сформирована концепция экологического отеля, являющаяся качественно продуманной системой комфортной жизни в гармонии с окружающим миром. Это система концептуально нового взгляда на развитие средств размещения, которая позволяется не только заботиться о природе, но и существенно снизить издержки производства. Несмотря на то, что концепция находится на стадии формирования, уже сейчас можно выделить целый ряд особенностей экологического отеля.
Прежде всего это продуманная система ресурсо- и энергосбережения, включающая жесткие стандарты экономии ресурсов и широкое использование альтернативных источников энергии. Эта черта в первую очередь связана с недостаточной ресурсообеспеченностью развитых стран и активной политикой, направленной на стимулирование энергосбережения. Многие отели используют солнечную энергию как для прямого подогрева воды, так и получения электрической энергии. Исследования показали, что благодаря применению новых экологических методов работы (например, солнечный подогрев воды) и небольшим инвестициям в гостиницах и ресторанах можно сократить потребление электроэнергии на 10-25%, а потребление воды — на 30% [1].
«Зеленые» отели стараются минимизировать химические реагенты, особенно жесткие, в уборке. В системах очистки и канализации первенство отдается передовым методам с использованием бактерий, разлагающих грязь и отходы. В чистящих средствах ограничивают хлоросодержащие соединения как аллергенные и негативно влияющие на окружающую среду. Моющие средства и стиральные порошки тоже выбираются самые «щадящие», но, конечно, при этом они могут обеспечить «отельный» класс чистоты.
Грамотная утилизация является одним из основных приоритетов. Твердые отходы не должны поступать в окружающую природу, поэтому мусор сортируют, прессуют и вывозят. Жидкие отходы или помещают в специальные емкости и вывозят, или очищают. Самые передовые экоотели двигаются в сторону попыток построения полностью замкнутых систем, где вода и воздух могли бы подвергаться регенерации, что позволило бы строить подобные отели в пределах особо охраняемых природных территориях.
Большинство экоотелей располагается в уникальных природных комплексах — на берегах чистейших озер, рек, в заповедниках и охранных зонах. Это, с одной стороны, связано с тем, что именно такие места привлекают людей, которым небезразлична судьба природы. А, с другой стороны, такой комплекс минимально вредит окружающей природе, что позволяет сохранить ее в первозданной красоте. Строительство обычного неэкологического отеля ограничено требованиями сохранения природной среды и часто запрещено.
Высокие требования в таких отелях, предъявляют и к организации питания. В большинстве эко-отелей стараются использовать экологически чистую еду стандартов «органик». В самом простом случае это экологически чистые продукты местных производителей, в более продвинутом — продукты, прошедшие специальный строгий контроль европейских или американских сертифицирующих организаций. Немаловажным является также качество воды. Настоящий отель в идеологии «эко» должен тщательно следить за составом воды, которую он использует.
К внутреннему дизайну такого рода отелей нет специальных требований, но, ведомые своей идеологией, они обычно оформляются в натуральных материалах и оттенках. Основные цвета — белый, цвета земли, зеленый, серый, часто как дополнительные используются красный и оранжевый. В постельном
белье используется чистый хлопок, выращенный без применения пестицидов и гербицидов. Еще один суперсовременный тренд — использование в дизайне материалов вторичной переработки.
Многие экологические отели в связи с экономией энергии, отказываются от таких обычных для горожан спутников жизни, как компьютер и телевизор. Это не только экономия, а в первую очередь попытка отвлечь гостей от суеты и приблизить их к умиротворяющему и расслабляющему отдыху на лоне природы.
Таким образом, основной отличительной чертой экоотеля является идеология близости человека и природы и построенная на этой основе сложная система мероприятий, направленная на снижение воздействия антропогенной деятельности на окружающую среду.
Согласно международным стандартам воздействие на окружающую среду средств коллективного размещения оцениваются по следующим направлениям:
1. Воздух: запах (производство и потребление электро- и теплоэнергии, приготовление пищи, транспорт, используемый туристами и персоналом).
2. Вода: водоснабжение, потребление воды (на кухне, при уборке, в сауне, номерах, при оказании туристских услуг).
3. Почва и почвенные воды: охрана почвенных вод (при оказании туристских услуг, утилизации отходов).
4. Шум: состав и уровень шума (в месте отдыха, при оказании туристских услуг).
5. Визуальные воздействия: территория; окружающая местность; ландшафт; здания; маркетинг; отходы; туристские услуги.
Основой для создания «экологичной» гостиницы является стремление максимально использовать природные ресурсы и натуральные материалы для того, чтобы не загрязнять атмосферу.
Соответствие гостиниц предъявляемым требованиям подтверждается сертификацией и присвоением определенных знаков. В 1991 г. Международная ассоциация по стандартизации (ISO) создала стандарт управления природопользованием ISO 14001 (EMS). Для того чтобы соответствовать ему, организация обязана подтвердить, что проводит специальную политику по охране окружающей среды. Стандарт ISO 14001 — это тот минимум, которого должно придерживаться каждое предприятие, чтобы свести на нет вред, наносимый окружающей среде. В ряде стран в дополнение к ISO 14001 были созданы собственные стандарты, например, в Великобритании — BS 7750 Specification for Environmental Management Systems, в Канаде — CAN/CSA Z750-94: Guidelines for an Environmental Management System, в Европейском союзе — EMAS.
Для сертификации эко-отелей существует также авторитетная система «Лидерство в энергетическом и экологическом проектировании». Сертификат LEED могут получить только экологически безопасные сооружения. Объективный, общеизвестный во всем мире рейтинг LEED полагается на экономию энергии и воды, а также на экологически безопасное сырье. LEED — система энергосбережения и защиты окружающей среды с использованием солнечных батарей.
В мире существует ряд организаций, занимающихся разработкой и внедрением систем экологического менеджмента.
British Airways Holidays (BAH) — один из крупнейших авиаперевозчиков и туроператоров в мире. Компания регулярно проводит мониторинг отелей Карибского бассейна и оказывает всяческое содействие средствам размещения с хорошим экологическим менеджментом. Кроме того, ее сотрудники наблюдают, насколько данная технология управления подходит гостиничной индустрии. Работа ВАН, связанная с подготовкой критериев экоменеджмента, была первой попыткой создать общие для всех гостиниц требования, чтобы путешественник мог сразу понять, на какой уровень обслуживания и качества услуг может рассчитывать.
Certification for Sustainable Tourism (CST) — одна из ведущих и самых успешных компаний в области внедрения практики экотуризма в западном полушарии. Ей удалось создать собственный рынок путем разработки государственной программы экологического менеджмента и ее активного распространения. Несмотря на то что она ориентирована на туристскую отрасль в целом, сертифицируются в основном гостиницы. Для того чтобы получить знак экокачества, отель должен минимизировать свой ущерб окружающей среде, а эксперты дают оценку социально-экономического эффекта от работы предприятия в конкретном регионе, проводят интервью с гостями и менеджментом. Каждый критерий описывает множество действий, и система в целом получается всеобъемлющей.
Green Globe — британская компания, активно пропагандирующая и внедряющая экотуризм, работает в более чем 50 странах, полноправный член Туристской организации ООН и Всемирного совета по туризму и путешествиям. Критерии для получения сертификации включают основные стандартные требования по снижению уровня отходов, экономии электроэнергии, внедрению экологической системы управления, социального и культурного развития, снижению рисков, оценку взаимосвязи географического положения отеля или курорта и его влияние на окружающую среду.
Компания Green Key (Дания) разрабатывает программы сертификации для кейтеринговых служб гостиниц, хостелов, конгресс-центров, домов отдыха. Экомаркировка данной компании присуждена 2700 гостиницам и другим учреждениям в 56 странах. Прежде чем получить знак экокачества, компания должна установить нормы потребления и экономии воды, внедрить систему повторного использования ресурсов, начать закупать экологически чистые органические продукты. Строгие требования предъявляются к питанию. В меню должно быть не менее двух органических продуктов, хотя бы одна закуска с низким содержанием жиров и одно нежирное основное блюдо. Кроме того, есть критерии по освещению, вентиляции, работе с инвалидами, системам ирригации, уборке мусора. В организации сейчас 97 членов, включая сеть Radisson SAS.
Touristik Union International (TUI) — ведущий туроператор Германии с более чем пятимиллионной клиентской базой, одним из первых в стране начал пропагандировать принципы экологической ответственности в туристской индустрии. Среди его членов более 7000 отелей по всему миру.
BREEAM (Building Research Establishment Environmental Assessment Method или «Метод оценки экологической эффективности от Исследовательского института строительства», Великобритания). BREEAM был первым стандартом оценки экологичности недвижимости.
Международный стандарт ISO 14001 достаточно жесткий, в настоящее время по нему сертифицирован ряд отелей в странах Западной Европы — в Германии, Португалии и Швеции, в частности, Forum Hotels, Intercontinental Hotels, Lusotur Golfes, Renaissance, Sanga Saby Kurs, Konference Center, а в Юго-Восточной Азии (Гонконг и Маврикий) это Island Shangrila-La Hotel, Kowloon Shangrila-La Hotel, Labourdonnais Waterfront Hotel.
Если раньше можно было сказать, что в России экоотели пока скорее дань моде и представлены они в основном деревянными постройками в красивых уголках природы, а вопросам экономии природных ресурсов и снижения количества отходов не уделяется внимания, то в настоящее время картина меняется. Российское экологическое и отраслевое законодательство не содержит каких-то строгих экологических требований. Закон РФ «Об основах туристской деятельности», государственные стандарты по туристско-экскурсионному обслуживанию и услугам населению практически не затрагивают вопросы экологии и уменьшения отрицательного воздействия предприятий на окружающую среду. В ГОСТ Р 50690-2000 «Туристские услуги. Общие требования» констатируется, что «предоставление туристских услуг (внутренний и въездной туризм) должно осуществляться в соответствии с законодательством по охране окружающей среды», а «туристские маршруты должны проходить в районах с благоприятными экологическими и санитарно-эпидемиологическими условиями» [4]. В ГОСТ Р 51185-2014 «Туристские услуги. Средства размещения. Общие требования» содержится отдельный раздел, посвященный требованиям охраны окружающей среды [3]. В нем указывается, что средства размещения должны функционировать в соответствии с положениями законодательства об окружающей среды, должна быть обеспечена экологическая безопасность потребителей, а также запрещены несанкционированные выбросы и сбросы загрязняющих веществ.
В то же время достаточно активно развивается добровольная сертификация. В настоящее время в России существует несколько систем сертификации. В первую очередь необходимо отметить национальную систему экологической сертификации, соответствующую требованиям стандарта ИСО 14 024—«Лис-ток жизни», разработанную некоммерческим партнерством «Санкт-Петербургский экологический союз».
Добровольная экологическая сертификация гостиничного бизнеса по программе «Листок жизни» ведется с 2010 г. Эта программа учитывает мировые требования и особенности российского рынка. Экомаркировка «Листок жизни» подтверждает, что гостиница оказывает минимальное воздействие на окружающую среду. Критерии экологического стандарта соответствуют требованиям международных стандартов серии ISO 14 000 и действующих российских нормативных правовых актов. При разработке учтены критерии международных стандартов недвижимости LEED, BREEAM и требования стандартов других стран.
Для получения сертификата гостиница проходит оценку соответствия стандарту СТО-56171713-007-2015 «Услуги средств размещения. Требования экологической безопасности и методы оценки». Стандарт включает 26 обязательных и 66 дополнительных требований для выполнения, включающих соблюдение природоохранного законодательства, наличие экологического менеджмента и экологической политики в гостинице, экономию ресурсов: воды, энергии, предметов потребления, обращение с отходами, применение экологически безопасной бытовой химии, использование в меню ресторана экопродуктов.
Удачным примером в этой области стал отель «Коринтия Санкт-Петербург», получивший в 2012 г. право использовать экомаркировку «Листок жизни» (рис.). В этом отеле гостям предлагаются гигиенические принадлежности, упаковка которых сделана из биоразлагаемого пластика, вместо пластиковых стаканов используются картонные. Несмотря на то, что для приведения отеля в соответствие с экостандартами пришлось заплатить около миллиона, руководство отеля не жалеет о потраченных средствах и заинтересовано в развитии экодвижения не только в гостиничной жизни, но и в жизни петербуржцев в целом [10].
Перед проведением Зимней олимпиады в Сочи ряд средств размещения этого города, например, отель «Rosa Springs», получили сертификаты британской системы BREEAM.
Около 20 гостиниц России сертифицированы по системе Green Key (рис.): Radisson Resort, Zavi-dovo (Тверская область), Rakurs Hotel (Ульяновская), Park Inn by Radisson Poliarnie Zori (Мурманск), Park Inn by Radisson Petrozavodsk (Петрозаводск), Park Inn by Radisson Nevsky (Санкт-Петербург), Cron-well Inn Tursunt (Ханты-Мансийск), Radisson Blu Hotel Chelyabinsk, Park Inn by Radisson Nizhny Tagil, Radisson Blu Resort & Congress Centre (Сочи), Park Inn by Radisson (Астрахань) и др. [6].
Независимый консультант в сфере туризма и гостиничного бизнеса Ирина Боссхард подчеркивает, что сегодня корпоративные клиенты, безусловно, отдают предпочтение гостиницам, которые активно и успешно участвуют в программах по устойчивому развитию. Крупнейшие же гостиничные сети, такие как Марриотт или Рэдиссон, уже просто не мыслят ведение бизнеса без использования экологических стратегий. По мнению эксперта, эта тенденция будет лишь усиливаться, в том числе на российском рынке, который пока еще не достиг западного уровня, но проделал огромный путь за последние годы [7].
Появились средства размещения с первой частью эко в сложных словах и в Алтайском регионе. В Алтайском крае расположены: арт-экоотель «Алтай» (Бийск) и экоотель «Эхо» (Белокуриха). В Республике Алтай действуют экоотель «АлтикА» (с. Усть-Муны, Майминский р-н), экокурорт «Марьин остров» (с. Чемал, Чемальский р-н) и экоотель «Алтын-Ай» (с. Элекмонар, Чемальский р-н).
Арт-экоотель «Алтай», открытый в 2012 г., основывает свою экологичность на использовании экологически безопасных материалов. Небольшой отель (39 мест) построен из благородных древесных пород — кедра, сосны, лиственницы.
Экоотель «Эхо» расположен рядом с ручьем Медвежий, в окружении леса. Отель имеет категорию четыре звезды. Это один из корпусов санатория «Россия», рассчитанный на 24 места. В отделке номеров используются преимущественно натуральные материалы [9].
Основные экомаркировки гостиниц
Современный экоотель «АлтикА» занимает территорию в три гектара в сосновом лесу на берегу Ка-туни. Этот первый экоотель в Горном Алтае был построен в 2012 г. Инновационные технологии, природные материалы и эффективные дизайнерские решения позволили соединить максимальный комфорт для гостей экоотеля с концепцией сохранения природы и энергосбережения. Номеров в отеле 45.
Экокурорт «Марьин остров» расположен в климатическом оазисе Горного Алтая — Чемальской долине, на берегу реки в окружении гор и соснового бора. «Марьин остров» — это проект оздоровительного туризма, направленный на проведение качественного семейного отдыха и восстановление здоровья и энергетики в условиях европейского комфорта и уникального микроклимата Горного Алтая. На курорте реализуется уникальная концепция оздоровления, основанная на пантолечении. Номерной фонд — 39 номеров [12].
Небольшой (32 места) экоотель «Алтын-Ай» расположен в 7 км от села Чемал на правом берегу Катуни. На территории расположились два отдельно стоящих двухэтажных шале, двухэтажный отель, летние домики в стиле русского фольклора, 4-местные домики эконом-класса. Все постройки выполнены из экологически чистых материалов. На берегу Катуни расположен просторный деревянный пирс [11].
Анализ действующих региональных отелей показывает, что их экологичность основывается на высоком качестве природной среды и использовании преимущественно натуральных материалов при строительстве и в дизайне. Но отсутствует разработанная система экологической документации и нет целенаправленной ресурсосберегающей политики. В то же время нельзя не отметить, что предпринимаются меры, направленные на экономию ресурсов. Например, в целях экономии электроэнергии неиспользуемые номера и помещения не освещаются, а смена белья и полотенец производится либо по требованию гостя, либо только при выезде.
Таким образом, включение экологических аспектов в развитие гостиничного сервиса связано сразу с несколькими тенденциями. С одной стороны, наблюдается возрастание требовательности клиентов к сервису. Это проявляется потому, что значительно вырос уровень образования, в том числе и экологического, путешествующих. Туристы с каждым годом все больше обогащают свои знания об окружающей среде, забота о которой стала модным трендом. Результаты многочисленных исследований и опросов показали, что жители развитых стран склонны отдавать предпочтение гостиницам, которые проявляют заботу об окружающей среде и природных ресурсах. Мало того, 70% туристов готовы заплатить на $150 больше за двухнедельное пребывание в отеле, где соблюдаются экологические нормы [7].
С другой стороны, предприниматели осознают, что экологические вопросы могут обеспечить конкурентное преимущество на рынке услуг. Внедрение ресурсосберегающих технологий позволяет снизить затраты и, соответственно, увеличить прибыль предприятий. Кроме того, проведение в России знаковых международных мероприятий (ЭКСПО, Зимняя Олимпиада в Сочи и др.) подталкивает предприятия гостиничного сектора к переходу на международные стандарты. Но это характерно в основном для Европейской России и Урала, гостиничный бизнес в Сибири пока не участвует в экологической сертификации.
Появление новых средств размещения значительно повышает привлекательность туристской де-стинации и увеличивает поток туристов. От качества сервиса и дополнительных услуг при размещении зависят такие аспекты туризма, как высокая оценка организации времяпровождения и отдыха туристов в конкретной стране, а также общая удовлетворенность путешествием.
В Алтайском регионе существует спрос на экологические средства размещения и сервис, но есть разночтения в определениях понятия «коллективные средства размещения экологической направленности». Это связано с отсутствием нормативных документов в данной сфере. Необходимо разрабатывать рекомендации по совершенствованию работы гостиничных предприятий с учетом экологических факторов и стимулировать их внедрение в практику.
Библиографический список
1. Абагьянц Е.А. Экологизация гостиничной деятельности как современная тенденция развития гостиничного бизнеса // Современные научные исследования: теоретический и практический аспект : материалы Международной научно-практической конференции. Сызрань, 28 февраля 2016 г. — Уфа, 2016. — Ч. 1. — С. 3-8.
2. Актуальные проблемы и перспективы развития туризма. — Екатеринбург, 2012. — 197 с.
3. ГОСТ Р 51185-2014. Туристские услуги. Средства размещения. Общие требования. Введен 01.01.2016. — М., 2014. — 20 с.
4. ГОСТ Р 50690-2000. Туристские услуги. Общие требования. Введен 01.07.2001. — М., 2000. —
11 с.
5. «Зеленые» гостиницы — безусловный тренд последних лет // Новости АБТ-ACTE Russia [Электронный ресурс]. — URL: http://www.businesstravelrussia.ru/news/news-abt/zelenye-gostinitsy-bezuslovnyy-trend-poslednikh-let.
6. Программа экорейтинга Green Key [Электронный ресурс]. — URL: http://www.greenkey.global/
7. Современное состояние, тенденции и перспективы развития мирового гостиничного хозяйства [Электронный ресурс]. — URL: http://sokolniki-khv.ru/index.php/dopinfo/98-sovremennoe-sostoyanie-tendentsii-i-perspektivy-razvitiya-mirovogo-gostinichnogo-khozyajstva.
8. Сумин К.А. Преимущества системы экологического менеджмента в современном гостиничном комплексе. — СПб., 2014. — С. 7.
9. Экоотель «Эхо» в Белокурихе [Электронный ресурс]. — URL: httpV/белокуриха-курорт. рф/hotels/eco-hotel-echo-4/?roistat=direct1_search_2165227491_эко%20отель%20эхо&roistat_ referrer=none&roistat_pos=premium_2&yclid=623862154696592427#desc.
10. Экосертификация «Листок жизни». Экологический союз [Электронный ресурс]. — URL: http:// ecounion.ru/listok-zhizni/o-programme/programma-listok-zhizni/
11. Экоотель «Алтын-Ай» [Электронный ресурс]. — URL: http://altyn-ai.ru — Заглавие с экрана
12. Экокурорт «Марьин остров» — лучший курорт Горного Алтая [Электронный ресурс]. — URL: http://marin-ostrov.ru
Bibliogaphy and notes
1. Abag'yants Ye.A. Ekologizatsiya gostinichnoy deyatel'nosti kak sovremEnnaya tendentsiya razviti-ya gostinichnogo biznesa // Sovremennyye nauchnyye issledovaniya: teoreticheskiy i prakticheskiy aspekt: sbornik statey Mezhdunarodnoy nauchno — prakticheskoy konferentsii, sostoyavsheysya 28 fevralya 2016 g. v g. Syzran'. V 2 ch.- Ufa, 2016. — CH. 1. — S. 3-8.
2. Aktual'nyye problemy i perspektivy razvitiya turizma. Yekaterinburg, 2012. — 197 s.
3. GOST R 51185-2014. Turistskiye uslugi. Sredstva razmeshcheniya. Obshchiye trebovaniya. Vveden 01.01.2016. M. , 2014. — 20 s.
4. GOST R 50690-2000. Turistskiye uslugi. Obshchiye trebovaniya. Vveden 01.07.2001. — M., 2000. —
11 s.
5. «Zelenyye» gostinitsy — bezuslovnyy trend poslednikh let. Novosti ABT-ACTE Russia [Electronic re-sourse]. — URL: http://www.businesstravelrussia.ru/news/news-abt/zelenye-gostinitsy-bezuslovnyy-trend-poslednikh-let .
6. Programma eko-reytinga Green Key [Electronic resourse]. — URL: http://www.greenkey.global/
7. Sovremennoye sostoyaniye, tendentsii i perspektivy razvitiya mirovogo gostinichnogo khozyaystva [Electronic resourse] — URL: http://sokolniki-khv.ru/index.php/dopinfo/98-sovremennoe-sostoyanie-ten-dentsii-i-perspektivy-razvitiya-mirovogo-gostinichnogo-khozyajstva.
8. Sumin, K.A. Preimushchestva sistemy ekologicheskogo menedzhmenta v sovremennom gostinich-nom komplekse. Sankt-Peterburg, 2014. — S. 7.
9. Ekootel «Ekho» v Belokurikhe [Electronic resourse] — URL: http://belokurikha-kurort.rf/hotels/eco-hotel-echo-4/?roistat=direct1_search_2165227491_eko%20otel'%20ekho&roistat_referrer=none&roistat_ pos=premium_2&yclid=623862154696592427#desc.
10. Ekosertifikatsiya «Listok zhizni». Ekologicheskiy soyuz [Electronic resourse]. — URL: http:// ecounion.ru/listok-zhizni/o-programme/programma-listok-zhizni/.
11. Ekootel' «Altyn-Ay» [Electronic resourse]. — URL:http://altyn-ai.ru.
12. Ekokurort «Mar'in ostrov» — luchshiy kurort Gornogo Altaya [Electronic resourse]. — URL:http:// marin-ostrov.ru.