Тугуши Вероника Александровна, магистрант, Российский экономический университет имени Г.В. Плеханова. Россия, 117997, г. Москва, Стремянный пер., 36. E-mail: tugushiv@mail. ru
Tugushi V.A., postgraduate student, Plekhanov Russian University of Economics, 117997, Russia, Moscow, 36 Stremyanny Lane
Искусство виноделия, как и сам напиток, всегда обладали значимой ролью в России, поскольку это страна с длинной историей по изготовлению вин. Существует мнение, что на нынешней территории Российской Федерации даже во времена Древней Греции осваивалось виноделие, в том числе на Таманском полуострове, а также в Крыму. На торжественных приемах и на императорских балах - вино всегда было одним из любимейших напитков.
В представленной аналитической работе собрано новейшее положение дел в индустрии российского вина, а именно в виноградарстве, винном рынке и бизнесе, а также в самом виноделии. Рассмотрены регионы культивирования российского винограда, приведены объёмы производства вина в России, проанализирована структура потребления вина. Представлены компании по производству алкогольной продукции, обладающие самой крупной выручкой в России. В статье также рассматривается динамика потребления вина в России и
ПРЕДПОЧТЕНИЯ ПОТРЕБИТЕЛЕЙ РОССИЙСКИХ ВИН
CUSTOMERS' PREFERENCES OF RUSSIAN WINE
УДК 366.12
Аннотация
выявлены некоторые факторы, от которых зависит потребление алкогольных напитков в России.
Annotation
The art of winemaking, as well as the drink itself, has always had a significant role in Russia, as it is a country with a long history of wine production. There is an opinion that in the present territory of the Russian Federation, even in the times of Ancient Greece, winemaking was mastered, including on the Taman Peninsula, as well as in the Crimea. At official receptions and at imperial balls - wine has always been one of the favorite drinks.
The presented analytical work contains the latest state of affairs in the Russian wine industry, namely in viticulture, the wine market and business, as well as in the winemaking itself. The regions of cultivation of Russian grapes are considered, the volumes of wine production in Russia are given, the structure of wine consumption is analyzed. The companies for the production of alcoholic beverages, which have the largest revenue in Russia, are represented. The article also examines the dynamics of wine consumption in Russia and identifies some factors that affect the consumption of alcoholic beverages in Russia.
Ключевые слова: виноделие, российское вино, потребители вина, винная промышленность, алкогольная продукция
Key words: winemaking, Russian wine, wine consumers, wine industry, alcoholic production
Вино - это алкогольный напиток, получаемый путем брожения винограда. Вино можно сделать из любого фрукта, однако в основном его производят из технических (винных) сортов винограда.
Особенно активно винная промышленность стала развиваться во времена СССР, но огромный урон виноделию нанесла антиалкогольная кампания Михаила Горбачева. Новый этап в развитии виноградарской и винодельной деятельности начался в 2000-х, благодаря помощи зарубежных профессионалов и вовлечению
новых молодых российских виноделов. С течением времени вино в России становится качественнее, возрастает потребительский интерес к напитку. Самым благоприятным климатом для выращивания винограда, чтобы в дальнейшем использовать его в виноделии, обладают южные регионы России. Одним из самых больших по площадям виноградников регионов является Краснодарский край. Если обратиться к данным Министерства сельского хозяйства, то можно учесть во внимании, что площади виноградников в регионе составляли 27 520 гектаров, из них 20 600 гектаров в плодоносящем возрасте и 4500 гектаров под столовыми сортами.
К наиболее значимым регионам культивирования российского винограда относятся:
Крым (Республика Крым и Севастополь); Республика Дагестан; Ставропольский край; Ростовская область; Кабардино-Балкарская Республика; Волгоградская область. Государство оказывает активную поддержку для развития виноградарства в России. Согласно данным Управления по виноградарству и винодельческой промышленности Министерства сельского хозяйства и перерабатывающей промышленности Краснодарского края, в 2019 г из федерального бюджета было выделено 711,4 млн рублей, а из краевого бюджета- 325, 7 млн рублей. Для установки капельного орошения и развития питомниководства потребовалось 100,0 млн рублей, на установку шпалеры и на уходные работы - 931,1 млн рублей.
Говоря об основных винодельческих регионах России важно отметить, что самые большие объемы производства тихого и игристого вина осуществляются в Краснодарском крае.
Основные винодельческие регионы России: • Крым (Республика Крым и Севастополь);
Республика Дагестан; Ставропольский край; Ростовская область; Волгоградская область;
Санкт-Петербург (Именно здесь находится крупное предприятие ЗАО «Игристые вина», которые производят напитки из привозных виноматериалов). Объем производства вина в России легко отследить по данным статистики. В информации Федеральной службы по регулированию алкогольного рынка (далее — Росалкогольрегулирование), на 2019 год было произведено 132 млн литров игристых вин и 328 млн литров тихих вин. Производство в 2019 году увеличилось по сравнению с 2015м. Основываясь на статистике конкурса Russian Wines Competition 2020, можно сделать вывод, что в России производится больше красных (58%), чем белых вин (42%). Самой крупной выручкой в России обладают следующие компании:
• Группа «АРИАНТ» (ООО «Кубань-Вино», Краснодарский край; ООО «ЦПИ — АРИАНТ», Челябинская область);
• ЗАО «Абрау-Дюрсо» (Краснодарский край);
• Группа «Игристые вина» (ЗАО «Игристые вина», г. Санкт-Петербург; ЗАО «Комбинат шампанских вин и коньяков «Росинка», Самарская область);
• ОАО «АПФ «Фанагория» (Краснодарский край);
• ФГУП «ПАО «Массандра» (Республика Крым).
Интересным фактом является то, что в России распространено «гаражное виноделие». «Гаражисты» (физ.лица) скупают маленькие партии винограда у специализированных хозяйств для дальнейшего производства домашнего вина. Контроль за нелегальным производством и продажей алкогольных напитков ужесточился, в связи с чем гаражисты стали закладывать свои маленькие виноградники, а позже получили статус фермерских хозяйств и лицензии, которые позволяют осуществлять производство вина легально. Легальный возраст приобретения и употребления алкоголя в России составляет 18 лет. Таким образом, в РФ продажа алкогольной продукции, а также розничная
продажа алкогольных напитков при осуществлении услуг общественного питания разрешается только тем лицам, которые достигли восемнадцатилетнего возраста.
Рассматривая динамику потребления вина в России важно отметить, что согласно сведениям Международной организации виноградарства и виноделия (01У), в России увеличивается потребление вина: так, в 2018м году в России было выпито 1 190 млн литров вина.
Исследовательский центр компании «Делойт» сделал отчет о самых популярных алкогольных напитках в России. На первом месте у россиян пиво (63%), на втором- тихое вино (59%), далее коньяк (45%), игристое вино (41%) и водка (36%).
Следовательно, в России существует активный спрос на вино. Исследовательский центр компании «Делойт» установил, что 82% российских граждан покупают алкогольную продукцию. Граждане до 35 лет предпочитают тихое вино, в то время как россияне старше 60ти лет уделяют внимание крепкому спиртному.
С ростом дохода у граждан возрастает желание к покупке алкогольных напитков. Респонденты с высоким уровнем доходов совершают покупки в месяц в 6,5 раз больше, чем респонденты со средним доходом.
Около 18% граждан РФ не покупают алкогольные напитки, 82% предпочитают делать это в магазинах, где средний чек одной покупки составляет 800 рублей. Большая часть населения (74%) предпочитает экономить на покупках алкоголя. Около 90% россиян отлично относятся к скидкам на алкогольную продукцию, особенно это выявлено среди женщин 18-35летнего возраста. Рассмотрим конкретно потребительские предпочтения на вина в России. В отчете «Потребительский сектор в России — 2019» установлено, что наибольшее предпочтение в тихих и игристых винах у женщин. Тем не менее это не мешает вину располагаться на втором месте по популярности среди алкогольной продукции в РФ, особенно в Москве и Санкт-Петербурге.
В выборе игристого вина 53% населения предпочитает отечественных производителей и только 34% зарубежных. Тихие вина иностранной продукции пользуются популярностью у 52% россиян, российской - у 32%. Гораздо чаще жители винодельческих регионов России покупают продукцию отечественного производства. Граждане возраста от 18 до 25 лет, как и жители Москвы и Санкт-Петербурга, отдают предпочтение винам иностранных производителей. Разница в уровне доходов не оказывает высокого влияния на выбор среди российских и иностранных алкогольных напитков. Граждане, которые покупают продукцию зарубежных производителей, предпочитают европейские марки вин.
Алкогольная продукция активно пользуется спросом в период распродаж и располагается на 3м месте по популярности (после средств обихода, бытовой химии и продуктов питания).
Стоимость напитка обладает важным значением при выборе вина. Статистика винного конкурса Russian Wines Competition 2020 показывает, что цена на российское вино может существенно различаться: от 180 руб (АПК «Геленджик» > вино «Рислинг») до 6500 руб (ООО «Лефкадия» > премиальная линейка вин «Коллекция холостяка» > «Шираз 2011»). Важно отметить, что качество вина не всегда зависит от высокой стоимости.
В 2021-2024 гг. BusinesStat прогнозирует увеличение винных продаж темпами 4,6-4,9% в год. В прогнозах упомянуто, что снизится как численность, так и уровень доходов, что повлияет на рост продаж в отрицательную сторону. В 2024 г. продажи достигнут 970 млн литров, и это на 4,3% ниже уровня 2015 г.
Литература
1. Независимая оценка вин российских производителей // URL: https://vineandwine.vin/ru/russian-wines-competition-2020/ (дата обращения: 07.02.2021)
2. Пакетт М., Хэммек Дж. Вино. Практический путеводитель.; пер. с англ. Е.Егоровой - М.: КоЛибри, Азбука-Аттикус,2016. - 232 с.
3. Оганесянц Л.А. О состоянии виноградства и виноделия в Российской Федерации // Пиво и напитки. 2019. №2. URL: httpsV/cyberleninka.m/article/n/o-sostoyanii-vinogradarstva-i-vinodeliya-v-rossiyskoy-federatsii (дата обращения: 03.02.2021)
4. Петров В., Папова Л. Обзорный анализ развития виноградовинодельческой отрасли на Кубани // Вестник Академии знаний. 2020. №5 (40). URL: httpsV/cyberleninka.ru/article/n/obzornyy-analiz-razvitiya-vinogradovinodelcheskoy-otrasli-na-kubani (дата обращения: 26.02.2021)
5. Щербакова Т., Цветкова Л. Механизм повышения конкурентоспособности виноделия Краснодарского края // МСХ. 2017. №3. URL: https://cyberleninka.ru/article/n7mehanizm-povysheniya-konkurentosposobnosti-vinodeliya-krasnodarskogo-kraya (дата обращения: 19.02.2021)
Literature
1. Independent evaluation of wines by Russian producers // URL: https://vineandwine.vin/ru/russian-wines-competition-2020/ (date accessed: 02/07/2021)
2. Puckette M., Hammack J. Wine Folly. Essential Guide to Wine. 2016.
3. Oganesyants L.A. On the state of viticulture and winemaking in the Russian Federation // Beer and drinks. 2019. No. 2. URL: httpsV/cyberleninka.m/article/n/o-sostoyanii-vinogradarstva-i-vinodeliya-v-rossiyskoy-federatsii (date of access: 03.02.2021)
4. Petrov V., Papova L. Review analysis of the development of the wine-growing industry in the Kuban // Bulletin of the Academy of Knowledge. 2020. No. 5 (40). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/obzomyy-analiz-razvitiya-vinogradovinodelcheskoy-otrasli-na-kubani (date accessed: 26.02.2021)
5. Shcherbakova T., Tsvetkova L. Mechanism of increasing the competitiveness of winemaking in the Krasnodar Territory // MSH. 2017. No. 3. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/mehanizm-povysheniya-konkurentosposobnosti-vinodeliya-krasnodarskogo-kraya (date accessed: 19.02.2021)