Научная статья на тему 'Механизм повышения конкурентоспособности виноделия Краснодарского края'

Механизм повышения конкурентоспособности виноделия Краснодарского края Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
589
99
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТЬ ОТРАСЛИ / МЕХАНИЗМ / ВИНОДЕЛИЕ / КЛАСТЕР / БРЕНД / СЕГМЕНТ РЫНКА HORECA / COMPETITIVENESS OF INDUSTRY / MECHANISM / WINEMAKING / CLUSTER / BRAND / MARKET SEGMENT HORECA

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Щербакова Татьяна, Цветкова Лариса

Краснодарский край является крупнейшим (более 40%) производителем натуральных виноградных вин России, с уникальным, благодаря климату, вкусом. Производители постоянно увеличивают ассортимент и качество вин. Складываются благоприятные условия для импортозамещения: в результате введенных санкций импорт вина из стран ЕС в 2016 г. по сравнению с 2012 г. упал на 35,1%. Однако динамика роста собственного производства относительно низкая: в 2016 г. в крае произведено вина только на 2,2% больше, чем в 2015 г. (прирост виноградных вин только 0,2%, игристых 0,2%, напитки винные с добавлением спирта 4,2%, ликерные вина десятикратное падение). Это связано с незначительным увеличением спроса на отечественные вина (исторически сложившееся отношение к качеству отечественной продукции, низкая информированность о современной продукции виноделия края, большая доля фальсификата) и проблемами его производства и продажи (обеспеченность собственным сырьем только на 50%, недостаточность инфраструктуры, высокие входные барьеры в торговые сети, государственное регулирование вина по аналогии с крепким алкоголем и др.). Перед виноделами края стоит комплексная задача: за короткое время сформировать устойчивое доверие и лояльность к продукции, увеличить сбыт на долгосрочную перспективу. В работе предлагается комплексный механизм повышения конкурентоспособности виноделия Краснодарского края за счет создания в крае винного предпринимательского кластера, развития винного бренда «Кубанские вина», консолидированной торговой политики кластера, нацеленной на сегмент HoReCa, повышения спроса на продукцию виноделия, на основе усилий как самих производителей, так и всех участников товаропроизводящей сети, а также повышения предпринимательской активности в сферах виноградарства, виноделия, и в целом в крае на основе территориального брендинга, при соответствующей поддержке органов региональной и государственной власти.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Krasnodar region has the largest in Russia (more than 40%) production of natural grape wines with unique flavor and taste due to the climate. Wine producers are constantly increasing range and quality of their wines. There are favorable conditions for import substitution: as a result of imposed sanctions, import of wine from EU countries fell by 35.1% in 2016 compared to 2012. However, the dynamics of growth of own production is relatively low in 2016 only 2.2% more wine was produced in the region than in 2015 (the growth of grape wines is only 0.2%, sparkling wines 0.2%, wine drinks with the addition of alcohol 4.2%, liqueur wines a tenfold drop). This is the result of a very insignificant increase in demand for domestic wines (due to historically prevailing attitude towards the quality of domestic products, low awareness of the modern wine production of the region, a large share of falsification) and the problems of production and sales (local raw material for wine make only 50%, insufficient infrastructure, barriers to sell in big trade, government regulation wine by analogy with strong alcohol, etc.). Region winemakers have a complex task to form in a short time a stable trust and loyalty for their products and to increase sales in the long term. The article suggests a comprehensive mechanism for increasing the competitiveness of winemaking in Krasnodar by creating a wine business cluster in the region, developing own wine brand Kuban Wines, consolidating the cluster's trade policy aimed at the HoReCa segment, increasing the demand for winemaking products; all that based on the efforts of wine producers themselves, all participants of the commodity-producing network, as well as the increase of entrepreneurial activity in the area of viticulture, winemaking, and in general in the region on the basis of the territory branding, with appropriate support from regional bodies and public authorities.

Текст научной работы на тему «Механизм повышения конкурентоспособности виноделия Краснодарского края»

т

ГОСУДАРСТВЕННОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ И РЕГИОНАЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ АПК

УДК 332.146.2

Татьяна Щербакова,

кандидат экономических наук, доцент, Лариса Цветкова,

аспирантка,

Российский университет дружбы народов, г. Москва

МЕХАНИЗМ ПОВЫШЕНИЯ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ ВИНОДЕЛИЯ КРАСНОДАРСКОГО КРАЯ

Краснодарский край является крупнейшим (более 40%) производителем натуральных виноградных вин России, с уникальным, благодаря климату, вкусом. Производители постоянно увеличивают ассортимент и качество вин. Складываются благоприятные условия для импортозамещения: в результате введенных санкций импорт вина из стран ЕС в 2016 г. по сравнению с 2012 г. упал на 35,1%. Однако динамика роста собственного производства относительно низкая: в 2016 г. в крае произведено вина только на 2,2% больше, чем в 2015 г. (прирост виноградных вин — только 0,2%, игристых — 0,2%, напитки винные с добавлением спирта — 4,2%, ликерные вина — десятикратное падение). Это связано с незначительным увеличением спроса на отечественные вина (исторически сложившееся отношение к качеству отечественной продукции, низкая информированность о современной продукции виноделия края, большая доля фальсификата) и проблемами его производства и продажи (обеспеченность собственным сырьем только на 50%, недостаточность инфраструктуры, высокие входные барьеры в торговые сети, государственное регулирование вина по аналогии с крепким алкоголем и др.). Перед виноделами края стоит комплексная задача: за короткое время сформировать устойчивое доверие и лояльность к продукции, увеличить сбыт на долгосрочную перспективу. В работе предлагается комплексный механизм повышения конкурентоспособности виноделия Краснодарского края за счет создания в крае винного предпринимательского кластера, развития винного бренда «Кубанские вина», консолидированной торговой политики кластера, нацеленной на сегмент HoReCa, повышения спроса на продукцию виноделия, на основе усилий как самих производителей, так и всех участников товаропроизводящей сети, а также повышения предпринимательской активности в сферах виноградарства, виноделия, и в целом в крае на основе территориального брендинга, при соответствующей поддержке органов региональной и государственной власти.

S u m m a r y

Krasnodar region has the largest in Russia (more than 40%) production of natural grape wines with unique flavor and taste due to the climate. Wine producers are constantly increasing range and quality of their wines. There are favorable conditions for import substitution: as a result of imposed sanctions, import of wine from EU countries fell by 35.1% in 2016 compared to 2012. However, the dynamics of growth of own production is relatively low — in 2016 only 2.2% more wine was produced in the region than in 2015 (the growth of grape wines — is only 0.2%, sparkling wines — 0.2%, wine drinks with the addition of alcohol — 4.2%, liqueur wines — a tenfold drop). This is the result of a very insignificant increase in demand for domestic wines (due to historically prevailing afttude towards the quality of domestic products, low awareness of the modern wine production of the region, a large share of falsification) and the problems of production and sales (local raw material for wine make only 50%, insufficient infrastructure, barriers to sell in big trade, government regulation wine by analogy with strong alcohol, etc.). Region winemakers have a complex task to form in a short time a stable trust and loyalty for their products and to increase sales in the long term. The article suggests a comprehensive mechanism for increasing the competitiveness of winemaking in Krasnodar by creating a wine business cluster in the region, developing own wine brand Kuban Wines, consolidating the cluster's trade policy aimed at the HoReCa segment, increasing the demand for winemaking products; all that based on the efforts of wine producers themselves, all participants of the commodity-producing network, as well as the increase of entrepreneurial activity in the area of viticulture, winemaking, and in general in the region on the basis of the territory branding, with appropriate support from regional bodies and public authorities.

Ключевые слова: конкурентоспособность отрасли, механизм, виноделие, кластер, бренд, сегмент рынка HoReCa. Keywords: competitiveness of industry, mechanism, winemaking, cluster, brand, market segment HoReCa.

Краснодарский край является крупнейшим (более 40%) производителем натуральных виноградных вин России. Уникальность климата и почв края обеспечивают местному вину неповторимый вкус и минеральность, что в мире высоко ценится. Разнообразие ассортимента и доля качественных вин в общем объеме производства края постоянно увеличиваются. Вместе с тем потребители традиционно предпочитают покупать импортную продукцию.

Перед виноделием Краснодарского края стоит комплексная задача:

• увеличить долю рынка качественной продукции отечественного виноделия, обеспечить гарантированный сбыт на долгосрочную перспективу;

• за короткое время изменить отношение к ней массового потребителя, сформировать устойчивое доверие и лояльность, создать для нее новое конкурентное пространство. Повышение конкурентоспособности виноделия — проблема комплексная, зависящая не

только от усилий производителей, но и от согласованного развития виноделия, виноградарства, сферы реализации, смежных и обеспечивающих отраслей, государственного и регионального регулирования. Механизм повышения конкурентоспособности виноделия края представлен на рисунке 1.

Каждая составляющая механизма повышения конкурентоспособности виноделия представляет собой специфический в конкретных условиях внешней среды комплекс управленческих маркетинговых, экономических, правовых инструментов и методов, мер, норм. В данной работе выделены наиболее актуальные современные направления повышения конкурентоспособности виноделия края.

Механизм взаимодействия

с участниками рынка

Успешный мировой опыт виноделия основан на высокой степени консолидации производителей вина, предприятий торговли, импортеров,

дистрибьюторов, интеграции усилий участников цепочки создания ценности.

В Краснодарском крае действуют 39 крупных и средних винодельческих предприятия, активно развиваются небольшие семейные винодельни, фермерские хозяйства, «гаражное» виноделие, имеются практически все участники цепочки создания вина.

Основные проблемы конкурентоспособности предприятий виноделия края — небольшая доля на внутреннем рынке, низкие узнаваемость продукции и лояльность потребителей, недостаточное присутствие винной продукции края в крупных торговых сетях в силу высоких барьеров входа, неконкурентоспособная структура затрат (на сырье, логистику, дистрибуцию) и другие — не удастся решить через дальнейшее автономное функционирование предприятий виноделия края. Это проблемы системные, требующие повышения эффективности всего предпринимательского процесса создания конечного продукта на основе сотрудничества фирм при

18 -

INTERNATIONAL AGRICULTURAL JOURNAL № 3 / 2017

www.mshj.ru

ГОСУДАРСТВЕННОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ И РЕГИОНАЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ АПК

поддержке органов власти и науки. Необходима интеграция участников рынка (рис. 2).

Комплексное предложение качественной продукции виноделия в крае может быть обеспечено за счет создания территориального предпринимательского винного кластера на основе организации долговременного межфирменного взаимодействия, обеспечивающего более мощный по сравнению с возможностями отдельных фирм производственно-рыночный потенциал развития, системную (в рамках цепочки создания ценности) и индивидуальную эффективность предпринимательской деятельности (рис. 3).

Объединение усилий участников кластера и согласованность действий по организации производства, продаже и продвижению продукции будут способствовать разработке и реализации успешной ассортиментной и маркетинговой политики, узнаваемости, покупательской лояльности, формированию устойчивых взаимоотношений с потребителями.

Механизм повышения спроса

на продукцию виноделия

В результате введения санкций на ввоз вина из стран ЕС изменилось соотношение доли российских вин и импорта: с двух третей до 75% российских (произведенных из местного винограда и импортных виноматериалов), и одной трети импорта до 25% импортируемых [1]. При этом спрос на винодельческую продукцию края существенно не увеличился. Основные причины — исторически сложившееся представление о более низком качестве отечественной продукции по сравнению с импортной, а также слабая информированность покупателей о современной продукции виноделия края. Весь комплекс маркетинга используется российскими производителями вина далеко не в полной мере. Продукция виноделия Краснодарского края нуждается в серьезной политике ее продвижения и брен-динге. Механизм повышения спроса на продукцию виноделия края представлен на рисунке 4.

Брендинг. Современные лидеры мирового винного рынка — страны Старого Света — Франция, Италия, Испания имеют длительную в несколько сот лет историю и традиции развития виноделия, являются устойчивыми общепризнанными национальными винными брендами, имеют в своем арсенале также и территориальные винные бренды (Шампань, Бордо, Тоскана и т.п.). Страны Нового Света — Чили, Австралия, Аргентина и другие, также в течение последнего десятилетия сформировали положительный имидж в виноделии, также стали национальными брендами.

Винный бренд на рынке виноделия является одним из важнейших инструментов конкурентоспособности, вызывает доверие и желание покупать вина данной страны, региона, обеспечивает устойчивые ассоциации потребителей с винами хорошего качества. При этом продается именно имидж страны, территории производителя происхождения вин.

Известным мировым брендом Краснодарского края является «Абрау-Дюрсо». Однако большинство винопроизводителей края не придают этому должного значения.

В Краснодарском крае уже существует торговый знак «Вина Кубани — Гордость России», правообладателем которого является Ассоциация производителей винограда и алкогольной продукции Краснодарского края «Кубаньвино-градалко». Решение о предоставлении права

МСХЖ — 60 лет/

Рис. 1. Механизм повышения конкурентоспособности виноделия Краснодарского края

Рис. 2. Механизм взаимодействия с участниками рынка

— Координирующий орган (Совет)

Государственные и региональные органы

ТОРГОВЫЙ ДОМ «Кубанские вина»

Маркетинговое агентство Туристическое агентство. Винный туризм Предприятия торговли Специализированные издания, типография

Научные и образовательные учреждения

I

ВИНОДЕЛЬЧЕСКИЕ ПРЕДПРИЯТИЯ

Крупные предприятия виноделия

Малые предприятия виноделия

кредитные учреждения

Научно-исследовательские учреждения

Виноградарство Фермерские хозяйства

Е ,

ГОСПРЕДПРИЯТИЕ ["

Рынок поставщиков (бочки, бутылки, пробки, и др.)

Предприятия инфраструктуры

Рис. 3. Структура винодельческого кластера Краснодарского края

Повышение спроса на продукцию виноделия края

Продвижение продукции виноделия

Стимулирование сбыта

Обеспечение узнаваемости продукции Привлечение нецелевой аудитории Стимулирование целевой аудитории Создание коммерческого предложения с ощутимой выгодой

и \ < ' * > / , \ /

£ й 2 * ££ е н иы н р

5

К

^ &

& а

и "

м о

а

Финансово-

Рис. 4. Механизм повышения спроса на продукцию виноделия Краснодарского края

- 19

МЕЖДУНАРОДНЫЙ СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННЫЙ ЖУРНАЛ № 3 / 2017

предприятиям пользования им принимается Советом Ассоциации после строжайшей проверки на качество. Задача кластера — за счет использования всех инструментов маркетинга (рекламы, пиар-кампаний, участия в выставках, ди-рект-маркетинга, стимулирования сбыта, и др.) сформировать положительный имидж продукции виноделия края, управлять выбором потребителя, сделать данную торговую марку брендом, который на слуху, расширить его от уровня товарного до территориального.

Виноделие края нуждается в активной коммуникационной политике на всех уровнях (государственном, региональном, предприятий) по всестороннему информированию потребителей об ассортименте, преимуществах кубанских натуральных виноградных вин, популяризации бренда «Кубанские вина», изменении предпочтений покупателей, формировании узнаваемости и приверженности к продукции края. Создание кластера будет способствовать расширению возможностей доведения необходимой информации. Задача коммуникационной политики — через массированное распространение информации через все возможные каналы (бумажные и электронные СМИ, пропагандистские и экспертные каналы, наружную рекламу, почтовую рассылку, устные коммуникации и др.) формировать положительное общественное мнение, изменить сложившиеся потребительские стереотипы, сформировать новые традиции употребления вина и сопутствующих продуктов на российском рынке, обеспечить помощь покупателю при покупке российских продуктов виноделия.

Основной задачей мотивационной политики является изменение критериев выбора и покупки вина отечественным потребителем, ассортимента и мест покупки вина, изменение культуры потребления вина, снижение доли потребления крепкого алкоголя и пива в пользу качественного вина, как более полезного для здоровья.

Вино — продукт, который употребляется с десертами, сырами, мясными и рыбными блюдами, фруктами и др. Совместное их продвижение, дегустации позволят улучшать восприятие вкуса вин, создавать новую культуру потребления, формировать устойчивые предпочтения к конкретным маркам и видам местной продукции, увеличивать объемы продаж.

Совместное развитие и продвижение виноделия с дополняющими его сферами бизнеса: гостиничным, туристическим, ресторанным, медицинским, сувенирным и другим, позволит привлекать внимание новых потребительских аудиторий, эффективнее развиваться всем сферам, обеспечивая уникальность и конкурентоспособность виноделия и территории края в целом.

Уникальные природно-климатические особенности Краснодарского края с большим количеством достопримечательностей, традиций и достижений позволяют сформировать яркий и привлекательный образ края как винного региона, использовать их для совместного развития виноделия и других предпринимательских хозяйствующих субъектов региона через создание и продвижение территориального брендинга как имиджевой стратегии увеличения конкурентоспособности территорий, продвигать территорию края как туристический «товар» за счет совокупности атрибутов: • уникальности вкусовых качеств винной продукции, обусловленных территориальными

особенностями края;

• самобытности региона с исторически сложившимися традициями и культурой казачества;

• популярности как крупного курорта и туристического центра для летнего и зимнего отдыха;

• привлекательности г. Сочи как центра делового туризма, места проведения на постоянной основе международных соревнований, научных форумов и конференций, культурных и политических мероприятий мирового значения. Залогом успешности стратегии имиджевого

преобразования края является использование механизмов государственно-частного партнерства. Проведенные в г. Сочи две Олимпиады это продемонстрировали.

Сегментирование рынка. За последнее десятилетие виноделы края в значительной степени изменили свою ассортиментную и ценовую политику, перешли на новые технологии и оборудование, их продукция регулярно получает награды на различных международных выставках. Однако целевому сегментированию рынка должного внимания пока не уделяется.

Например, компания «Мильстрим-Черно-морские вина» — предприятие с историей, производит широкий спектр коллекционных вин и вин для массового потребления. Многие из вин имеют качество выше среднего, выходят под маркой «Мильстрим-премиум». Но у компании нет четкой ориентации на потребителя, отличающейся торговой марки вина, соответствующего внешнего оформления бутылок. Поэтому компания уже сформировала представление о своей продукции, как «массового качества», потребители премиум-сегмента не ориентированы на ее покупку.

Акцент на массовое столовое и игристое вино (74,2 и 23,6% от общего объема) обуславливает и подходы к его сбыту.

Самые крупные и известные производители края: ЗАО «Абрау-Дюрсо», ООО «Кубань-Вино», ОАО АПФ «Фанагория», РПК «Славянский», ООО «Союз-Вино» выпускают широкий ассортимент массовой продукции, имеют постоянные регионы сбыта (региональные и федеральные торговые сети). Обязательные периодические торговые скидки в сетях на продукцию подрывают у покупателей имидж российских виноделов и восприятие качества отечественных вин.

Большинство винопроизводителей не могут преодолеть высокий порог входа в крупные сети (наценка к себестоимости от 40 до 70%), они представлены в основном на региональном уровне (небольшие продуктовые розничные сети и частично супермаркеты).

Малые винодельческие предприятия, «гаражное виноделие», выпуская высококачественные и эксклюзивные вина, юридически не правомочны продавать свою продукцию, используют в основном пассивные методы сбыта в своих хозяйствах, устраивая дегустации, экскурсии, подавая их в ресторанах при винодельнях, в местных магазинах. Сетевые магазины не заинтересованы в малых тиражах поставок неизвестных брендов, с ценой выше, чем у разливочного производства.

В результате сложившейся системы сбыта и отсутствия целевого сегментирования вина края менее известны и востребованы, чем, например, крымские, грузинские и др.

Вместе с тем Краснодарский край является традиционным центром отдыха и туризма, а также местом проведения на постоянной основе масштабных политических, спортивных, научных и культурных мероприятий, привлекающих

значительное количество участников из разных стран.

В крае наряду с курортно-санаторной инфраструктурой быстрыми темпами развивается сфера индустрии гостеприимства: общественное питание (рестораны, кафе, бары, ночные клубы, предприятия кейтеринга) и гостиничное хозяйство (отели, гостиницы, гостевые дома, сдача в аренду апартаментов) — так называемый сегмент рынка HoReCa [2].

Сейчас продажи продукции виноделия края в сегменте HoReCa составляют только 18% [3]. Именно этот сегмент должен стать целевой аудиторией для предприятий винодельческого кластера. Реализация винодельческой продукции в данном сегменте имеет большой потенциал, несмотря на более высокую в гостиницах, барах, ресторанах, чем в рознице, цену продукции. Перспективной формой продажи винодельческой продукции напрямую потребителю в секторе HoReCa, как показывает зарубежный опыт, могут стать продажи через сеть вендин-говых автоматов. HoReCa — это еще и услуги винного туризма, спа-процедуры с вторичными продуктами виноделия, проведение мероприятий развлекательного характера. Эксклюзивное обслуживание кластером сегмента HoReCa края позволит сформировать свою целевую аудиторию, реализовать комплексное предложение участников кластера, адресно формировать ассортиментную политику, обеспечить на долгосрочную перспективу охват рынка и гарантированный сбыт, быстро повысить информированность и приверженность покупателей, сформировать лояльность к продукции края.

Сегмент HoReCa активно развивается и в других регионах страны, а также за рубежом, требует обслуживания качественной продукцией виноделия в больших объемах, что может обеспечивать долгосрочную перспективу стратегического развития винодельческого кластера края.

Сегмент HoReCa является благоприятным для стимулирования потребительской активности через проведение дегустаций, сэмплин-га, клубных карт, подарочной политики пробных образцов и др.

Задача всех участников рынка вина сделать покупку качественного кубанского вина доступным и обыденным явлением, а соответственно, выпускаемая продукция должна иметь характеристики, сравнимые или превосходящие продукцию иностранных производителей.

Конкурентной характеристикой кубанских вин является их меньшая цена по сравнению с импортной продукцией. Однако вследствие ежегодного роста акцизных ставок за 20122016 гг. (в 1,2 раза на игристые вина — с 22 до 26 руб./л и в 1,5 раза на прочие вина — с 6 до 9 руб./л) и введения минимальной розничной цены на бутылку (164 руб. на игристые вина и 200-250 руб. на «тихие») объем их продаж в 2016 г. снизился на 6,2%. Снижают конкурентоспособность и высокие затраты на импортное сырье, логистику, дистрибуцию, продвижение. Консолидированная торговая политика участников кластера позволит управлять структурой совокупных затрат, ассортиментной политикой и политикой качества продукции, расширять каналы сбыта продукции (интернет-торговля, создание сети фирменных магазинов, домов вина и дегустационных залов), формировать повышенное внимание к продукции виноделия края, повысить ее конкурентоспособность.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

ГОСУДАРСТВЕННОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ И РЕГИОНАЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ АПК © О

Механизм поддержки развития

виноделия органами власти

Виноделие и виноградарство находятся в ведении Министерства сельского хозяйства России и не являются приоритетными направлениями развития в стране, государственная политика строится в основном в направлении усиления контроля и увеличения акцизных сборов, в то время как в мировой практике оно направлено на активную поддержку отрасли.

Механизм поддержки виноделия, представленный на рисунке 5, определяется совокупностью приоритетов и целевых ориентиров органов власти.

Нормативно-правовые и экономические механизмы. Основной проблемой повышения конкурентоспособности отечественного виноделия является регулирование производства и оборота вин и виноматериалов как алкогольной продукции (Федеральный закон № 171 [4], подзаконные акты), что сдерживает развитие виноделия, прежде всего малого (запрет на продажу собственного вина, высокая стоимость лицензий на продажу (около 1 млн руб.), и значительно удорожают производство натуральных виноградных вин за счет акцизов, налогов, лицензий на склады, госпошлин, счетчиков системы ЕГА-ИС (обходятся в 150-200 тыс. руб., ухудшают качество конечной продукции) и др. Минсельхоз России не выдает субсидии сельхозпредприятиям, выпускающим подакцизную продукцию.

Росалкогольрегулированием совместно с Министерством экономического развития РФ подготовлены предложения по изменению закона, облегчающие работу отечественных виноделов (восемь — по существенному смягчению лицензионных требований для малого виноделия и четыре — по снятию административных барьеров для всех производителей вина), однако они до сих пор не приняты.

Российские стандарты качества на продукцию виноделия не соответствуют мировым, существенно отличается и юридическое определение понятия «вино». Российскому виноделию необходима регламентационная система, гарантирующая подлинность вин, произведенных на конкретной территории (контролируемое наименование по происхождению), как в странах ЕС и Нового Света, соответствующая акцизная политика и преференции производителям из собственного винограда.

Виноделию и виноградарству необходима правовая защита в части природно-климатических рисков, от производства фальсификатов, импорта некачественного сырья, регулирования проведения выставок, ярмарок, фестивалей русского вина и др.

Необходимы существенное снижение административных барьеров в части регистрации, лицензирования, сертификации, установление паритета цен на продажу крепкого алкоголя и вина для повышения его конкурентоспособности, либерализация продажи своего вина в рестораны, магазины, частным и корпоративным клиентам напрямую (по аналогии с продажей пива). Продвижению отечественной винной продукции мешает также запрет на торговлю алкоголем через Интернет.

Необходим серьезный пересмотр законодательной базы виноделия.

Финансовые и кредитные механизмы. Виноделие является высоко рисковой сферой деятельности. В стоимости качественного вина половину составляет стоимость винограда. Про-

Рис. 5. Механизм поддержки развития виноделия органами власти

изводителям сегодня выгоднее производить винные напитки из дешевого виноматериала, чем из собственного винограда.

Инвестиционный цикл от посадки лозы до получения первой прибыли от продажи вина составляет 5-8 лет. Урожайность зависит от климатических условий. Так, зимой 2006 г. в крае погибли почти все виноградники, а кризис 2008 г. не позволил восстановить их в полном объеме.

В настоящее время посадка виноградников субсидируется из региональных и федеральных бюджетов (132 тыс. руб./га виноградников, площади виноградников ежегодно увеличиваются). В среднем сумма ежегодной господдержки отрасли составляет порядка 200 млн руб. Однако получить субсидии могут хозяйства, имеющие более 50 га виноградников. Малое предпринимательство этой возможности практически лишено. За последние 5 лет активно развивается «гаражное» виноделие, привлекая частные инвестиции (более 5 млрд руб., заложено 20,5 тыс. га новых виноградников) [5].

Но финансовых средств крайне не хватает, особенно трудно получить их малому бизнесу. Нужна помощь в техническом переоснащении виноделия и виноградарства, внедрении новых технологий производства, защиты растений, обработки почв, высадки новых сортов винограда, создании питомников, создании и реконструкции холодильников для хранения виноматери-алов, саженцев, прививочных мастерских и др.

Необходима финансово-кредитная поддержка в виде страховой деятельности для виноградарства и виноделия, субсидий, льготных инвестиционных кредитов и гарантий, залогового обеспечения малого бизнеса, развития финансового лизинга, механизмов инвестиционных займов для привлечения средств, в том числе населения, и других как для отечественного виноделия, так и всех участников товаропроводящей цепочки. Создание винного кластера в Краснодарском крае будет способствовать консолидации средств и целевому использованию финансовых ресурсов.

Виноделие и виноградарство остро нуждаются в государственной политике страхования. Риски неурожая и колебания цен можно разделить со страховыми компаниями. Например, в США действуют три уровня страхования и защиты агропроизводителей: первый — это катастрофический риск (недобор свыше 50%) — защита практически обязательна. Две другие части программы дают возможность в добровольном порядке застраховаться от недобора, практически начиная с 0%. Также привлекательной является программа страхования дохода

фермеров, где кроме недобора урожая учитывается также снижение закупочных цен на продукцию. Модель с поправками можно применить и в России, так как риск недобора урожая высок из-за климатических условий.

Экспортно-импортные механизмы. В условиях существующих санкций на ввоз импортной продукции виноделия сложились благоприятные условия для развития отечественных производителей: в 2016 г. импорт вина по сравнению с 2012 г. упал на 35,1%. Однако необходимы еще меры по регулированию ввоза вина через систему квот и сертификацию продукции, специальные формы защиты от фальсификации за счет этикеток и т.п.

Собственным сырьем виноделие края обеспечено только на половину. В Россию «хлынуло» некачественное сырье из европейских стран, которое по законодательству не может быть использовано на внутреннем рынке, и, как следствие, в России осуществляется производство фальсификата в больших количествах. Необходима таможенная защита отечественных производителей в части качества ввозимых виноматериалов.

Оборудование для виноделия в России не производится, поэтому необходимо уменьшение таможенного сбора на импортируемое оборудование.

Доля российского экспорта виноделия пока мала (1% от объема импорта), в основном он осуществляется через международные авиарейсы и сеть магазинов дьюти-фри. Необходима помощь виноделам в создании благоприятных условий для расширения экспорта, оказания содействия в продвижении региональной продукции на рынки других стран, участия в международных выставках, международного сотрудничества в сфере виноделия.

О централизованной научно-технической поддержке виноделия и виноградарства России пока говорить не приходится. Для повышения конкурентоспособности виноделия необходимы целевые научные программы исследований в виноделии и виноградарстве, сортовой политике и селекции районированных сортов винограда, защиты растений, обработки почв и др. Создание винного кластера будет способствовать активизации этой деятельности в тесном сотрудничестве с региональными и государственными усилиями.

Инфраструктурное обеспечение виноделия необходимо для опосредования процесса производства (транспорт, дороги, склады, инфраструктура питомниководства, агротехники и агрохимии виноградарства, производства бутылок, бочек и т.п., ремонтные структуры) и про-

МСХЖ — 60 лет/

- 21

МЕЖДУНАРОДНЫЙ СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННЫЙ ЖУРНАЛ № 3 / 2017

дажи продукции виноделия (система торговли, товарные биржи, ярмарки, туристическая и санаторно-курортная инфраструктура, банки, страховые компании, консультационные, информационно-маркетинговые, аудиторские службы и др.), а также обеспечения целевой научно-исследовательской деятельности, подготовки кадров и контролирующих и сертификационных функций.

Большинство из указанных субъектов бизнеса на территории края существует. Для повышения конкурентоспособности виноделия необходимы целевое их взаимодействие и консолидация усилий, что успешно может быть осуществлено в рамках создания винного кластера при поддержке региональной администрации.

Информационно-консультационные механизмы государственной поддержки необходимы для сопровождения деятельности предприятий виноделия и виноградарства (информационного, финансового, налогового, маркетингового, юридического и др.), участия их в различных программах господдержки, конкурсах, выставках, продвижении винодельческой продукции края на мировой рынок, оказания консультационно-методологической помощи в технологии возделывания и выращивания новых сортов винограда, приобретении оборудования и специализированной техники, улучшения качества вин и др.); обеспечения образовательных мероприятий и инвестиционной привлекательности.

Механизм стимулирования

предпринимательской активности

В мировой практике виноделия предпринимательство, особенно малое, играет ведущую роль в обеспечении его конкурентоспособности как на внутреннем, так и на мировом рынках. В виноделии это не просто организация малого бизнеса, обеспечение занятости и способ получения дохода, но во многом это творческая составляющая, образ жизни. И именно это направление, несмотря на неблагоприятное правовое регулирование, активно развивается в крае в виде «гаражного» и индивидуального виноделия. Механизм стимулирования предпринимательской активности, представленный на рисунке 6, должен обеспечить своеобразный предпринимательский бум в крае. Объединяющая идея — территориальный брендинг, и для этого механизм должен быть сформирован как в виноделии, родственных и поддерживающих отраслях, так и в разрезе любого бизнеса, способствующего эффективности и привлекательности территории края.

Для активизации предпринимательской активности необходимо обеспечить самоорга-

низацию предпринимательского сообщества в крае, создать условия для проявления творческих способностей («креативное» пространство), где различные предпринимательские структуры смогут реализовывать идеи, обмениваться результатами, получать обратную связь, обеспечивать взаимодействие с органами власти, тем самым повышая привлекательность края в целом.

Механизм ресурсного

обеспечения виноделия

В настоящий момент отечественному виноделию перейти полностью на отечественные компоненты производства вина не представляется возможным. Такие составляющие, как, например, пробки, не производятся в России, не хватает собственных виноградников, других компонентов производства, бочек и др., отрасль испытывает недостаток в кадрах как в виноделии и виноградарстве, так и, например, в сомелье и т.п.

Краснодарский край в 2014-2020 гг. планирует направить свыше 4,7 млрд руб. на развитие виноградарства, в том числе, 2,9 млрд руб. на закладку новых виноградников [6], однако сырье появится не ранее, чем через 5 лет.

Меры господдержки покрывают лишь 1015% затрат на посадку и уход за виноградниками. Инвестиции в виноделие предполагают не только денежные вложения в виноградники, но и в создание производства и соответствующей инфраструктуры. Большой срок окупаемости и риски ограничивают инвестиции.

Высокий потенциал отечественного виноделия обусловил вложение денег в развитие крупных предприятий виноделия и виноградарства как российских финансово-промышленных групп, так и иностранных инвесторов (ЗАО «Абрау-Дюрсо», агрофирмы «Мысхако», «Южная», ОАО АПФ «Фанагория»). Однако для большинства фирм такие инвестиции не доступны. Стимулом для потенциальных инвесторов могло бы стать увеличение ставок субсидий, нормативно-правовая база инвестирования, усилия государственных и региональных органов по повышению инвестиционной привлекательности. Высокий интерес к виноделию и виноградарству физических лиц может отчасти способствовать этой проблеме, необходимо содействие физическим лицам в получении земли, приобретении саженцев, черенков и т.п., производстве и розливе вина, его сбыте, нормативно-правовая поддержка деятельности.

В рамках кластера ресурсное обеспечение виноделия возможно выстроить более эффек-

Стимулирование повышения предпринимательской активности

X

Целевая ориентация деятельности предпринимательских структур

Л.

Совокупность инструментов и методов организации управления предпринимательских формирований

Мотивационные Нормативно -правовые Инфраструктура обеспечения Информационно-консультационные Предпринимательский климат

l 1 -х1- 1 i

Производст-ная активность Сбытовая активность Организационная активность Финансовая активность Инновационная активность

Рис. 6. Механизм стимулирования предпринимательской активности в Краснодарском крае

тивно за счет целевой комплексной согласованной политики участников, на основе государственно-частного партнерства.

Литература

1. Российские вина и бренди в 2016 году. URL: http://nashevino.ru/blog/knowledge/rossijskie-vina-i-brendi-stats-2016/

2. Щербакова Т.С., Цветкова Л.К. Новые возможности повышения конкурентоспособности виноделия Краснодарского края // Политематический сетевой электронный научный журнал Кубанского государственного аграрного университета (Научный журнал КубГАУ). Краснодар: КубГАУ, 2015. № 03 (107). Режим доступа: http://ej.kubagro. ru/2015/03/pdf/95.pdf. (0,46 п.л., в т.ч. авт. 0,23).

3. Данные Министерства курортов и туризма Краснодарского края.

4. Федеральный закон № 171 «О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции».

5. Майстренко А.Н., Моногарова О.А. Современное состояние отечественного виноградарства и виноделия, повышение конкурентоспособности продукции // Повышение конкурентоспособности продукции виноградарства и виноделия на основе создания новых сортов и технологий: материалы Международной научно-практической конференции / ГНУ Всероссийский НИИ виноградарства и виноделия им. Я.И. Потапенко Россельхозакаде-мии. Новочеркасск: Изд-во ГНУ ВНИИВ им. Я.И. Потапенко, 2012. С. 12.

6. Кубанский виноград «подогрели» субсидиями // Деловая газета. Юг. Режим доступа: http://www.dg-yug.ru/a/2013/10/31/Pjanajajagoda_ manit_dengi (дата обращения: 31.10.2014).

Literatura

1. Rossijskie vina i brendi v 2016 godu. URL: http://nashevino.ru/blog/knowledge/rossijskie-vina-i-brendi-stats-2016/

2. Shherbakova T.S., Cvetkova L.K. Novye vozmozh-nosti povysheniya konkurentosposobnosti vinodeliya Krasnodarskogo kraya // Politematicheskij setevoj ele-ktronnyj nauchnyj zhurnal Kubanskogo gosudarstven-nogo agrarnogo universiteta (Nauchnyj zhurnal KubGAU). Krasnodar: KubGAU, 2015. № 03 (107). Rezhim dostupa: http://ej.kubagro.ru/2015/03/pdf/95.pdf. (0,46 p.l., v t.ch. avt. 0,23).

3. Dannye Ministerstva kurortov i turizma Krasno-darskogo kraya.

4. Federalnyj zakon № 171 «O gosudarstvennom regulirovanii proizvodstva i oborota etilovogo spirta, alkogolnoj i spirtosoderzhashhej produkcii i ob ograni-chenii potrebleniya (raspitiya) alkogolnoj produkcii».

5. Majstrenko A.N., Monogarova O.A. Sovremen-noe sostoyanie otechestvennogo vinogradarstva i vinodeliya, povyshenie konkurentosposobnosti pro-dukcii // Povyshenie konkurentosposobnosti produk-cii vinogradarstva i vinodeliya na osnove sozdaniya novyx sortov i texnologij: materialy Mezhdunarodnoj nauchno-prakticheskoj konferencii / GNU Vserossijskij NII vinogradarstva i vinodeliya im. Ya.I. Potapenko Rosselxozakademii. Novocherkassk: Izd-vo GNU VNIIV im. Ya.I. Potapenko, 2012. S. 12.

6. Kubanskij vinograd «podogreli» subsidiyami // Delovaya gazeta. Yug. Rezhim dostupa: http://www. dg-yug.ru/a/2013/10/31/Pjanaja_jagoda_manit_ dengi (data obrasheniya: 31.10.2014).

[email protected]

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.