Научная статья на тему 'Ведущие предприятия винного бизнеса Краснодарского края: постановка проблемы'

Ведущие предприятия винного бизнеса Краснодарского края: постановка проблемы Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
989
122
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
винный туризм / виноделие / виноградарско-винодельческая отрасль / импортозамещение / структура производства / импорт / конкуренция / wine tourism / winemaking / viticulture and winemaking industry / import / import substitution / the structure of production / competition

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Матюнина Марина Викторовна, Столяренко Алёна Владимировна

На современном этапе развития рынка виноделия особую роль играет конкурентоспособность предприятий данной отрасли. В условиях не-простой экономической ситуации и политики импортозамещения необходимо исследовать и проводить мониторинг функционирования предприятий винного бизнеса, целесообразности их поддержки государством и выявлять перспективы дальнейшего их развития как на внутреннем, так и на внешних рынках. В статье рассмотрены исторические вопросы развития виноградарства и виноделия Краснодарского края, представлены сведения о со-временном состоянии отрасли и перспективах её развития. Рассмотрены актуальные проблемы ведущих предприятий винного бизнеса Краснодарского края, приведены показатели для дальнейшего прогнозирования конкурентоспособности и туристической привлекательности региона в целом. Уделено внимание обзорному анализу норматив-но-правовых документов и статистических данных виноградарско-винодельческой отрасли России в целом и Краснодарского края в частности. Рассмотрены стратегии предприятий винного бизнеса Краснодарского края.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Матюнина Марина Викторовна, Столяренко Алёна Владимировна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

LEADING ENTERPRISES OF THE WINE BUSINESS IN KRASNODAR KRAI: PROBLEM STATEMENT

At the present stage of development of the wine market competitiveness of enterprises in the industry plays special role. In the context of a difficult economic situation and the policy of import substitution it is necessary to investigate and monitor the functioning of the enterprises of the wine business, the expediency of their support by the government and to identify prospects for their further development at both the domestic and foreign markets. The article describes the historical issues of viticulture and winemaking development in Krasnodar Krai, provides information about the current state of the industry and prospects of its development. The authors consider the actual problems of the leading enterprises of wine business in Krasnodar Krai, give indicators for further forecasting the competitiveness and attractiveness of the tourism in the region as a whole. The authors give attention to the overview of legal documents and statistics of viticulture and the wine industry in Russia in general, and in Krasnodar Krai in particular. The strategies of the enterprises of the wine business in Krasnodar Krai are considered in the article.

Текст научной работы на тему «Ведущие предприятия винного бизнеса Краснодарского края: постановка проблемы»

УДК: 663.25 й01: 10.22412/1995-042Х-11-1-12

МАТЮНИНА Марина Викторовна

Крымский федеральный университет имени В.И. Вернадского

(Симферополь, Респ. Крым, РФ); кандидат экономических наук, доцент; [email protected]

СТОЛЯРЕНКО Алёна Владимировна

Крымский федеральный университет имени В.И. Вернадского

(Симферополь, Респ. Крым, РФ); кандидат экономических наук, доцент; [email protected]

Ведущие предприятия винного бизнеса Краснодарского края: постановка проблемы

На современном этапе развития рынка виноделия особую роль играет конкурентоспособность предприятий данной отрасли. В условиях непростой экономической ситуации и политики импортозамещения необходимо исследовать и проводить мониторинг функционирования предприятий винного бизнеса, целесообразности их поддержки государством и выявлять перспективы дальнейшего их развития как на внутреннем, так и на внешних рынках.

В статье рассмотрены исторические вопросы развития виноградарства и виноделия Краснодарского края, представлены сведения о современном состоянии отрасли и перспективах её развития. Рассмотрены актуальные проблемы ведущих предприятий винного бизнеса Краснодарского края, приведены показатели для дальнейшего прогнозирования конкурентоспособности и туристической привлекательности региона в целом. Уделено внимание обзорному анализу нормативно-правовых документов и статистических данных виноградарско-винодельческой отрасли России в целом и Краснодарского края в частности. Рассмотрены стратегии предприятий винного бизнеса Краснодарского края.

Ключевые слова:

винный туризм, виноделие, виноградарско-винодельческая отрасль, импортозамещение, структура производства, импорт, конкуренция

Становление виноделия в Краснодарском крае - преимущественная заслуга Ф. Гейдука и Л. Голицина. Ф. Гейдук в 1871 г. закупил первую партию виноградных лоз Рислинга и Португизера, затем были приобретены сорта Семильон, Каберне и др. Велики заслуги князя Л. Голицына в организации отечественного виноделия, но основной вклад он внёс в направлении шампанского производства. Его завод в Абрау-Дюрсо стал лицом винодельческой отрасли страны. Когда произ-

водство шампанских вин было налажено, Россия вошла в число немногих стран, производящих шампанские вина [8].

Регион представлен шестью агроклиматическими зонами, лидером по объемам винодельческого производства среди которых является Анапо-Таманская зона - 81,5% от общего объёма производства. Небольшая доля производства представлена в агроклиматических зонах Южно-Предгорной - 7,8%, Черноморской - 6,7%, Центральной - 3,1%, За-

падно-дельтовой - 0,5% и Северной - 0,4% [2].

Северные районы Краснодарского края начинаются с равнинных участков, граничащих с Ростовской областью, с резко континентальным климатом с критическими температурами летом и зимой, активным действием ветров, сокращающих количество нужной влаги как зимой, так и летом [4, С. 53].

Приморская зона - это Анапский и Те-мрюкский районы. В этих местах и начинается кардинальный раздел климата, почв и рельефа. В этой зоне всё достаточно благополучно: невысокие горы образуют качественные склоны и долины горных рек, впадающих в Чёрное море; это практически идеальные условия для виноградарства, а именно - для классических международных сортов. Темрюкский же район и Тамань в частности - это практически степная зона, открытая влиянию циклонов, поделённая на бухты, косы и заливы бесконечными плавнями и лиманами; именно здесь можно отметить самую высокую обеспеченность влагой среди всех виноградопри-годных земель Краснодарского края. Обилие влаги в сочетании с обилием солнца и тепла даёт хорошие условия для выращивания белых ароматических сортов винограда [6, С 9].

Производством товарного винограда в Краснодарском крае занимаются 53 предприятия, из которых 20 - крупных и средних. Общая площадь виноградников на январь 2014 г. составляла 26,8 тыс.га. Валовый сбор винограда в 2014 г. составил 191,02 тыс. т, из них 16,3 тыс. т в свежем виде (винограда столовых сортов). Урожайность - 97,3 ц/га. В крае воз-делывается 21 столовый и 71 технический сорт винограда. Площадь маточных, заложенных стандартным посадочным материалом, составляет 230 га, в т.ч. привой 85 га. В крае имеется 4 прививочных комплекса, мощность которых позволяет производить до 3,5 млн. штук саженцев в год [1].

Доля кубанского вина в общем объёме винного производства России составляет 42,4%. За 8 месяцев 2016 г. объём производства винодельческой продукции составил

9 697,2 тыс. дал. Спад по сравнению с первым полугодием 2015 г. составил 1,7% (Табл. 1) [5].

Таблица 1 - Объёмы и доля роста (спада) производства винодельческой продукции Кубани за первые 8 месяцев 2015 и 2016 гг.1

Категории производства Объем производства за первые 8 месяцев года, тыс. дал. Отношение объёмов производства в 2016 к 2015 гг. (¿спад, Трост), %

2015 2016

Вина виноградные 7064,9 6905,9 ¿2,2

Вина ликёрные 6,4 1,3 ¿79,7

Вина фруктовые 52,2 86,0 Т64,7

Напитки винные 1199,3 1504,8 Т25,5

Коньяки и бренди 66,7 39,5 ¿40,8

Шампанские и игристые вина 1474,3 1159,2 ¿21,4

ВСЕГО 9 863,8 9 697,2 ¿1,7

Как видно по данным табл. 1, по категориям «вина ликёрные» и «коньяки и бренди» в 2016 г. в сравнении с аналогичным периодом 2015 г. наблюдался существенный спад объёмов производства, объясняемый необходимостью перелицензирования производства (при стоимости лицензии около 9 млн. руб.).

По статистическим данным объёма производства и долей рынка можно выделить четыре наиболее крупных «игрока» в производстве вина в Краснодарском крае:

1) Публичное акционерное общество «Абрау Дюрсо». Относится к одному из первых предприятий винодельческой отрасли России. Место нахождения - Приморский район г. Новороссийска. Дирекция предприятия находится в пос. Абрау, в 20 км от Новороссийска и в 170 км от Краснодара. На сегодня мощность цеха переработки винограда составляет 7000 т. На территории завода находятся 40 акратофоров, в которых производятся игристые и резервуарные вина. Выпуск продукции с 1 акратофоры составляет 11

1 Сост. по данным: «Полгода Кубанских вин». URL: http://nashevino.ru/blog/knowledge/kuban-wines-2016/ (Дата обращения: 28.01.2017).

тыс. бутылок. Ежегодно предприятие при имеющихся мощностях может закладывать на тираж 2,5 млн. бутылок, а также выпускать 7 млн. бутылок в год (в зависимости от ассортимента). В данное время ПАО «Абрау-Дюрсо» является ведущим российским производителем игристого вина не только классическим, но и резервуарными способами.

Предприятие производит игристое вино классическим способом и резервуарным (ускоренным) способами; большая доля продукции производится резервуарным способом: в течении 2011 г. произведено 16,5 млн. бутылок игристых вин, из них на изготовленное классическим способом приходилось лишь приблизительно 1 млн. бутылок [7].

В престижных призовых категориях «премиум» и «субпремиум» ПАО «Абрау-Дюрсо» - одна из российских компаний, входящих в лидирующую тройку. Доля компании в премиальном сегменте составляет 14%. ПАО «Абрау-Дюрсо» - один из известнейших брендов шампанского России в сегменте «премиум». Лидирующими марками в субпремиальном (150 - 300 руб. за бутылку) и премиальном (выше 300 руб. за бутылку) сегментах представлены такие марки игристого вина, как «Ах, Абрау!» и «Юбилейное» [7].

2) Общество с ограниченной ответственностью «Союз-Вино». Компания специализируется исключительно на выпуске игристых вин. Выпускаемое вино обладает всеми качествами шампанского - имеет пенистые и игристые свойства. Однако букет, вкус имеют специфические характеристики, которые связаны с особенностями сортов винограда, используемого при производстве. Также предприятие приводит широкую линейку креплённых и столовых вин. На сегодняшний день производство составляет 560 тыс. бутылок в месяц. Количество видов выпускаемой виной продукции составляет 90 наименований. В ассортименте напитки винные, вина натуральные. Единовременная вместимость ёмкостного хозяйства составляет более 500 тыс. дал. В настоящее время ООО «Союз-Вино» произво-

дит в месяц до 3 млн. ед. винодельческой продукции. Суммарная производственная мощность предприятия составляет более 240 тыс. дал. вина в год2.

Реализация виноматериалов как основного сырья в настоящее время не предусмотрена, в связи с чем происходит увеличение выпуска готовой упакованной продукции, рентабельность которой выше, чем у винома-териалов.

3) Открытое акционерное общество «Агропромышленная фирма «Фанагория». Крупнейшее предприятие винодельческой продукции Российской Федерации. Виноградники собственного возделывания занимают площади около 2 800 га и являются гарантом качества представленной продукции. ОАО «Фанагория» - винодельческое предприятие, на котором представлен полный цикл производства - от высадки саженцев до переработки винограда, производства вина, системы дистрибьюции и реализации продукции. На данном этапе ОАО «АПФ «Фанагория» показывает стабильный рост основных показателей. Так, в 2016 г. на предприятии произведено и разлито 2541,5 тыс. дал. алкогольной продукции и в сравнении с 2015 г. наблюдается стабильный рост основных показателей (Табл. 2).

Таблица 2 - Объёмы производства винодельческой продукции ОАО «АПФ «Фанагория» за 2015 и 2016 гг.3

Категории производства Объем, тыс. дал.

2015 2016

Вина виноградные 2143,5 2171,0

Шампанские и игристые вина 206,8 258,4

Коньячная продукция 72,1 64,1

Напитки винные 1,1 10,9

Водка виноградная (чача) 26,9 33,2

Бальзамы 5,2 4,4

ВСЕГО 2455,6 2541,5

2 Компания «Союз-Вино». URL: http://soyuz-vino.ru/ (Дата обращения: 28.01.2017).

3 Сост. по данным: «Фанагория подводит итоги 2016 года». URL: http://www.fanagoria.ru/news/670/ (Дата обращения: 28.01.2017).

4) Общество с ограниченной ответственностью «Кубань-вино». Компания «Кубань-Вино» создана в 1956 г. в станице Старо-титаровская Темрюкского района. Компания производит высококачественные ординарные и марочные вина и ординарные коньяки. В 1999 г. компания была преобразована в СП ООО «Кубань-Вино», а спустя два года - в ООО «Кубань-Вино». В 2003 г. вошла в состав винного холдинга «Ариант». Компания производит более 2 млн. бутылок в месяц. Ассортиментная линейка содержит более 100 наименований вин, среди которых высокока-

чественные выдержанные вина. С 2007 г. компания запустила производство шампанских вин и выдержанных коньяков [9].

Всего за 8 месяцев 2016 г. на Кубани произведено 9697,2 тыс. дал. винодельческой продукции (за аналогичный период прошлого года - 9863,8 тыс. дал.). Спад по сравнению с первым полугодием 2015 г. составил 1,7%.

Проведя обзорный анализ крупнейших производителей вина в Краснодарском крае, можно обозначить маркетинговую стратегию каждого их них (табл. 3).

Рис. 1 - Краснодарские производители на российском рынке вина за 8 месяцев 2016 г.

Таблица 3 - Стратегия предприятий винного бизнеса Краснодарского края

Предприятие Стратегия

ПАО «Абрау-Дюрсо» Стратегия завоевания лидерства по показателю «качество продукции», которая обуславливает поглощение более мелких предприятий, умеренное расширение ассортимента и уход в сторону шампанских и игристых вин выше среднего и высокого ценового диапазона

ООО «Союз-Вино» Предприятие путём слияний с мелкими предприятиями и увеличением ассортимента винной продукции выходит на рынок с двойным увеличением объёма производства и реализации. Демонстрирует стремление проникнуть в новые сегменты рынка

ОАО «Фанагория» Завоевание лидерства по показателю «доля рынка». Предприятие имеет обширный ассортимент и нарощенный объем производства, что позволяет проникать в разные сегменты рынка

ООО «Кубань-Вино» На фоне конкурентов используется стратегия увеличения объёма производства и продаж путём скидок, сокращения затрат и увеличения закупки (переработки) сырья. Показывает рост и укрепление позиций на рынке

В результате проведённого обзорного анализа предприятий винного бизнеса Краснодарского края выявлено, что в структуре отгруженных алкогольных видов продукции наибольший удельный вес занимают винные напитки, игристые и шампанские вина. Данная ситуация объясняется тем, что в Краснодарском крае происходит падение рынка вина по сравнению с 2013 г. Основные игроки сделали упор на увеличение доли рынка путём производства большого количества вина из виноматериалов (винные напитки). Однако, благодаря ПАО «Абрау-Дюрсо», сегмент игристых вин вырос и продолжает наращивать удельный вес. Рассмотрев ситуацию на середину 2016 г. можно отметить, что благодаря политике импортозамещения, скорее всего, в дальнейшем будет наблюдаться рост винной отрасли в сегменте вин высокого ценового диапазона и хореки, а также, благодаря

успешной маркетинговой политике ПАО «Абрау-Дюрсо» - увеличение ассортимента и качества игристых и шампанских вин. Важно отметить, что винный бизнес Краснодарского края находится в непростой ситуации, связанной с проникновением на российский рынок конкурентной продукции Крыма, а именно таких марок, как «Массандра» и «Инкерман». Однако, нигде в России, кроме как в Краснодарском крае (заводы «Абрау-Дюрсо» и «Фа-нагория»), так хорошо не развит винный туризм: СПА-отели, дегустационные комплексы, эко-поселки вблизи моря и виноградных полей. Тем самым винодельческий бизнес Краснодарского края имеет серьёзные преимущества перед другими регионами, и при поддержке государства имеет все шансы сохранить и нарастить объёмы производства, ориентируясь на внутренний рынок, а также рынки стран Таможенного союза.

Список источников:

1. Берзин В.А. Смысловое содержание и правовая дефиниция отраслеобразующего понятия виноделия // Власть. 2010. №4. С. 52.

2. Говдя В.В., Дегальцева Ж.В. Учёт затрат, калькулирование и бюджетирование в отраслях АПК. Краснодар, 2012. 278 с.

3. Мазуренко Н.А. История возделывания винограда Мускат белый и использование мускатных сортов в виноделии // Научная дискуссия: инновации в современном мире. 2015. №8. С. 42-49.

4. Пименова Н.Б. Проблемы снижения инвестиционной привлекательности сельскохозяйственных предприятий // Вестник Ижевской ГСХА. 2012. №4. С. 52-54.

5. Столяренко А.В., Матюнина М.В., Чумак А.Н. Теоретический анализ подходов к оценке эффективности мотивации персонала предприятия // Научно-методический электронный журнал «Концепт». 2016. №8. С. 92-98.

6. Тимиргалеева Р.Р., Матюнина М.В., Шостак М.А., Кожин В.В., Котлярова А.С. Региональные аспекты функционирования и развития предприятий винного бизнеса в контексте импортозамещения // Экономика: вчера, сегодня, завтра. 2016. №2. С. 90-115.

7. Тимиргалеева Р.Р., Таланов В.Я. Использование системного подхода при разработке стратегии предприятия // Актуальные проблемы экономики современной России. 2015. №2. С. 365-370.

8. Толмачева О.И., Филатова С.А. Виноградарство и виноделие Кубани: состояние и перспективы развития // Вестник Адыгейского государственного университета. Сер. 5: Экономика. 2011. №2. С. 169-175.

9. Cicia G., Cembalo L., Giudice T.D., Scarpa R. Country-of-Origin Effects on Russian Wine Consumers // Journal of Food Products Marketing. 2013. Vol.19. No.4. Pp. 247-260. DOI: 10.1080/10454446.2013.724369.

10. Leeuwen C.V., Seguin G. The concept of terroir in viticulture // Journal of Wine Research. 2006. Vol.17. No.1. Pp. 1-10. DOI: 10.1080/09571260600633135.

Marina MATYUNINA a, Alyona STOLYARENKO b

V.I. Vernadsky Crimean Federal University (Simferopol, Rep. of Crimea, Russia); a PhD in Economics, Associate Professor;

e-mail: [email protected]; b PhD in Economics, Associate Professor; e-mail: [email protected]

LEADING ENTERPRISES OF THE WINE BUSINESS IN KRASNODAR KRAI: PROBLEM STATEMENT

Keywords:

wine tourism, winemaking,

viticulture and winemaking industry, import, import substitution, the structure of production, competition

At the present stage of development of the wine market competitiveness of enterprises in the industry plays special role. In the context of a difficult economic situation and the policy of import substitution it is necessary to investigate and monitor the functioning of the enterprises of the wine business, the expediency of their support by the government and to identify prospects for their further development at both the domestic and foreign markets. The article describes the historical issues of viticulture and winemaking development in Krasnodar Krai, provides information about the current state of the industry and prospects of its development. The authors consider the actual problems of the leading enterprises of wine business in Krasnodar Krai, give indicators for further forecasting the competitiveness and attractiveness of the tourism in the region as a whole. The authors give attention to the overview of legal documents and statistics of viticulture and the wine industry in Russia in general, and in Krasnodar Krai in particular. The strategies of the enterprises of the wine business in Krasnodar Krai are considered in the article.

References

1. Berzin, V. A. (2010). Smyslovoe soderzhanie i pravovaja definicija otrasleobrazujushhego ponjatija vinodelija [The semantic content and the legal definition of the concept of sector forming winemaking]. Vlast'[Power], 4, 52. (In Russ.).

2. Govdja, V. V., & Degal'ceva, Zh. V. (2012). Uchjot zatrat, kal'kulirovanie i bjudzhetirovanie v otrasljah APK [Cost accounting, calculation and budgeting in the agribusiness sectors]. Krasnodar. (In Russ.).

3. Mazurenko, N. A. (2015). Istorija vozdelyvanija vinograda Muskat belyj i ispol'zovanie mu-skatnyh sortov v vinodelii [History of cultivation of grapes Muscat white and Muscat sorts use in winemaking]. Nauchnaja diskussija: innovacii v sovremennom mire [Scientific discussion: Innovation in the Modern World], 8, 42-49. (In Russ.).

4. Pimenova, N. B. (2012). Problemy snizhenija investicionnoj privlekatel'nosti sel'skoho-zjajstvennyh predprijatij [The problem of reducing the investment attractiveness farms]. Vest-nik Izhevskoj GSHA [The Bulletin of Izhevsk State Agricultural Academy], 4, 52-54. (In Russ.).

5. Stolyarenko, A. V., Matunina, M. V., & Chymak, A. N. (2016). Teoreticheskij analiz podhodov k ocenke effektivnosti motivacii personala predprijatija [Theoretical analysis of approaches to evaluating the efficiency of staff motivation system]. Nauchno-metodicheskij elektronnyj zhur-nal "Koncept" [Periodic scientific and methodological e-journal "Koncept"], 8, 92-98. (In Russ.).

6. Timirgaleeva, R. R., Matyunina, M. V., Shostak, M. A., Kozhin, V. V., & Kotlyarova, A. S. (2016). Regional'nye aspekty funkcionirovanija i razvitija predprijatij vinnogo biznesa v kontek-ste importozameshhenija [The regional aspects of the functioning and development of wine

business enterprises in the context of import substitution]. Ekonomika: vchera, segodnja, zavtra [Economics: Yesterday, Today and Tomorrow], 2, 90-115. (In Russ.).

7. Timirgaleeva, R. R., & Talanov, A. Y. (2015). Ispol'zovanie sistemnogo podhoda pri razrabotke strategii predprijatija [Using system approach to the development strategy of the enterprise]. Aktual'nye problemy ekonomiki sovremennoj Rossii [Modern Russian Economics: Current Issues], 2, 365-370. (In Russ.).

8. Tolmachyova, O. I., Filatova, S. A. (2011). Vinogradarstvo i vinodelie Kubani: sostojanie i per-spektivy razvitija [Viticulture and wine-making in the Kuban region: condition and development prospects]. Vestnik Adygejskogo gosudarstvennogo universiteta. Ser. 5: Ekonomika [Bulletin of the Adygeya State University, series Economics], 3, 169-175. (In Russ.).

9. Leeuwen, C. V., & Seguin, G. (2006). The concept of terroir in viticulture. Journal of Wine Research, 17(1), 1-10. doi: 10.1080/09571260600633135.

10. Cicia, G., Cembalo, L., Giudice, T. D., & Scarpa, R. (2013). Country-of-Origin Effects on Russian Wine Consumers. Journal of Food Products Marketing, 19(4), 247-260. doi: 10.1080/10454446.2013.724369.

Матюнина М.В., Столяренко А.В. Ведущие предприятия винного бизнеса Краснодарского края: постановка проблемы // Сервис в России и за рубежом. 2017. Т. 11. Вып. 1. С. 137-143. DOI: 10.22412/1995-042X-11-1-12.

Matunina, M. V., & Stolyarenko, A. V. (2017). Leading enterprises of the wine business in Krasnodar krai: problem statement. Servis v Rossii i za rubezhom [Services in Russia and Abroad], 11(1), 137-143. doi: 10.22412/1995-042X-11-1-12. (In Russ.).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.