Научная статья на тему 'ОСНОВНЫЕ ПРОБЛЕМЫ РАЗВИТИЯ ВИНОДЕЛЬЧЕСКОЙ ПРОМЫШЛЕННОСТИ В РОССИИ'

ОСНОВНЫЕ ПРОБЛЕМЫ РАЗВИТИЯ ВИНОДЕЛЬЧЕСКОЙ ПРОМЫШЛЕННОСТИ В РОССИИ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
620
84
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ВИНОДЕЛЬЧЕСКАЯ ПРОМЫШЛЕННОСТЬ / ПРОИЗВОДСТВО ВИНА / ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПОЛИТИКА / КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТЬ / ОТРАСЛЕВОЕ РАЗВИТИЕ / WINEMAKING INDUSTRY / WINE PRODUCTION / PUBLIC POLICY / COMPETITIVENESS / INDUSTRY DEVELOPMENT

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Александрова Е.Н., Егоров Е.В.

В статье рассмотрены отдельные проблемы и факторы развития винодельческой промышленности в России, в том числе в ретроспективе. Современное состояние отрасли характеризуется рядом проблем, оказывающих существенное влияние и сдерживающих устойчивое развитие отрасли в среднесрочной и долгосрочной перспективе. В числе таких проблем - сохраняющийся низкий спроса на отечественные товары, неконкурентоспособность продукции российских производителей в плане цены и качества, сокращение предложения вин на российском рынке как следствие падения спроса в условиях экономического кризиса, усугубленного пандемией коронавируса и другие. В статье также рассматриваются экономические показатели винодельческой промышленности за последние годы и ключевые положения российской государственной политики в области развития отрасли.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

MAIN PROBLEMS OF DEVELOPMENT OF THE WINE INDUSTRY IN RUSSIA

The article considers some problems and factors of development of the wine industry in Russia, including in retrospect. The current state of the industry is characterized by a number of problems that have a significant impact and hinder the sustainable development of the industry in the medium and long term. Such problems include the continuing low demand for domestic goods, the lack of competitiveness of Russian producers' products in terms of price and quality, a reduction in the supply of wines on the Russian market as a result of falling demand in the context of the economic crisis aggravated by the coronavirus pandemic, and others. The article also examines the economic indicators of the wine industry in recent years and the key provisions of the Russian state policy in the field of industry development.

Текст научной работы на тему «ОСНОВНЫЕ ПРОБЛЕМЫ РАЗВИТИЯ ВИНОДЕЛЬЧЕСКОЙ ПРОМЫШЛЕННОСТИ В РОССИИ»

ОСНОВНЫЕ ПРОБЛЕМЫ РАЗВИТИЯ ВИНОДЕЛЬЧЕСКОЙ ПРОМЫШЛЕННОСТИ В РОССИИ

Е.Н. Александрова, канд. экон. наук, доцент Е.В. Егоров, магистрант Кубанский государственный университет (Россия, г. Краснодар)

DOI: 10.24411/2500-1000-2020-11297

Аннотация. В статье рассмотрены отдельные проблемы и факторы развития винодельческой промышленности в России, в том числе в ретроспективе. Современное состояние отрасли характеризуется рядом проблем, оказывающих существенное влияние и сдерживающих устойчивое развитие отрасли в среднесрочной и долгосрочной перспективе. В числе таких проблем - сохраняющийся низкий спроса на отечественные товары, неконкурентоспособность продукции российских производителей в плане цены и качества, сокращение предложения вин на российском рынке как следствие падения спроса в условиях экономического кризиса, усугубленного пандемией коронавируса и другие. В статье также рассматриваются экономические показатели винодельческой промышленности за последние годы и ключевые положения российской государственной политики в области развития отрасли.

Ключевые слова: винодельческая промышленность; производство вина; государственная политика; конкурентоспособность; отраслевое развитие.

Россия располагает обширными территориями, пригодными для выращивания качественных сортов винограда и производства вина из них. Стабилизация экономики и формирование среднего класса, отдающего предпочтение качественному вину среди алкогольных напитков, определило растущий спрос на данном рынке. Так, согласно отчету «Потребительский сектор в России - 2019» компании «Де-лойт», тихое вино выбирают в качестве популярного напитка 59% опрошенных россиян, а игристое вино - 41%, большую популярность среди населения России имеет только пиво - его выбирают 63% россиян. Среди регионов России 1-место по объемам производства тихого и игристого вина занимает Краснодарский край, удельный вес которого в общероссийском производстве тихого вина в 2019 г. составил 43%, игристого - 36%. Среди ключевых винодельческих российских регионов также выделяются: Крым (Республика Крым и Севастополь), Республика Дагестан, Ставропольский край, Ростовская область и др. Однако есть ряд остающихся нерешёнными и тормозящих развитие от-

расли проблем, которые проанализированы в данной статье.

По данным Росстата производство вина в России после небольшого роста в 2015 г. уже в 2016 г. начало снижаться, в 2017 г. упало ниже зафиксированного в 2014 г. предыдущего минимума за последние 10 лет - 32,2 млн дкл, а в 2018 г. и вовсе не превысило 30,4 млн дкл вин (без учёта игристых) [1, с. 143]. В остальные годы объёмы производства вина варьировались от 36 млн дал (2013 г.) до 54,1 млн дал (2010 г.) [2, с. 28]. Основные факторы такого снижения - это падение предыдущей волны спроса, неконкурентоспособность отечественной продукции в плане цены и качества, отсутствие реальной государственной поддержки производителей. Падение спроса заключалось в спаде волны так называемого «винного патриотизма», люди стали чаще покупать недорогие импортные и фруктовые вина, которые дешевле в производстве. Согласно оценкам отраслевых экспертов, данная тенденция продолжится, и это очень большая проблема, решать которую отрасли предстоит в ближайшие годы.

Вместе с тем в 2019 г. производство вина в России выросло впервые за последние 4 года: произведено 328 млн литров тихих вин и 132 млн литров игристых вин, что, соответственно, на 8% и 6% больше по сравнению с 2018 г.

Во время повышения ажиотажа к российским винам в 2014 г. большинство отечественных винодельческих компаний не смогло выдержать уровень качества, который ожидал потребитель, и люди стали возвращаться к импортному вину, которое в изобилии представлено в наиболее популярной ценовой категории «до 500 руб.». Стоит отметить также плохую представленность вин российского производства в рознице. В этот же период отмечается относительная стабилизация курса рубля, что привело к тому, что недорогие импортные вина практически вытеснили российские вина с полок магазинов, ведь зарубежные производители имеют возможность получать дешевые кредиты и имеют определённую государственную поддержку [3, с. 314]. В целом подход властей к винодельческой отрасли и её регулированию в тот период не позволял российским компаниям на равных конкурировать с дешевым импортом. Возможным решением данного вида проблем видится государственная поддержка для российской продукции в рознице. Правительство может рассмотреть идею увеличения доли российских вин в рознице, что способствовало бы поддержанию представленности российских вин на полках магазинов.

В отчете аналитического агентства BusinesStat «Анализ рынка вин в России в 2015-2019 гг., оценка влияния коронавиру-са и прогноз на 2020-2024 гг.» указывается на то, что с 2015 по 2019 г. объем предложения вин (как произведенных внутри страны, так и завезенных из-за рубежа) на российском рынке уменьшился на 3,2%: с 1200,2 до 1161,6 млн литров. Такое сокращение эксперты связывают прежде всего с падением объемов производства российских компаний на 23,2%: с 800,4 млн литров в 2015 г. до 614,4 млн литров в 2018 г. В натуральном выражении российское производство вин в 2015-2018 гг. снизилось на 186 млн литров, а объем предло-

жения - на 108,1 млн литров. В 2019 г. рост предложения на 6,4%, (на 69,5 млн литров) было вызвано ростом импорта на 46,7 млн литров и увеличением внутреннего производства на 38,4 млн литров. По итогам 2020 г. прогнозируется снижение предложения вин (как отечественного производства, так и импортных) в России на 8,4% по сравнению с 2019 г. [8]. Такое снижение связывают с падением спроса под влиянием общего экономического кризиса в России и мире в условиях распространения коронавирусной инфекции.

Еще одна проблема отрасли - определённый отток покупателей из сегмента классических вин в смежные сегменты, например, винные напитки и фруктовые вина. Данные сегменты имеют одинаковую ставку акциза - 18 руб. за литр, но издержки на производство фруктовых вин ниже - сырье для него проще в логистике, чем используемый для винных напитков виноматериал [4, с. 42], и таким образом, производство фруктовых вин оказывается более выгодным. В результате стоимость такой продукции оказывается более низкой, и сейчас фруктовые вина - один из самых быстрорастущих сегментов в рознице.

Если посмотреть на производство винных напитков в России в 2017 г., то можно увидеть, что оно, как и остальные сегменты, снизилось. По данным Росстата производство винных напитков снизилось на 25,8%, до 22,9 млн дал. Но при этом очень сильно - в 2,5 раза - увеличилось производство так называемых фруктовых вин. Если в 2016 г. их было выпущено около 6 млн дкл, то в 2017 г. - уже свыше 15 млн дкл (48% от объемов производства столового вина). Это можно объяснить желанием потребителей в условиях падения доходов сэкономить на алкоголе, а также тем, что в категорию фруктовых вин могла перейти часть винных напитков. Однако чаще всего фруктовое вино, представленное на полках - это разведенный водой и сброженный фруктовый концентрат, аналогичный тому, что используют для производства соков, а не произведённое из свежих ягод и выдержанное в дубовых бочках фруктовое и ягодное вино [5, с. 4].

Только в 2018 г. наметился тренд на восстановление и в производстве винных напитков, в 2019 г. практически достигнув докризисных значений - 28,9 млн дкл [6, с. 16].

Проблема решается повышением требовательности к качеству алкогольных напитков на фоне общего благосостояния граждан, и, конечно, возможен откат ввиду очередного кризиса.

Если рассматривать только производителей тихих вин (которые не содержат уг-

лекислый газ, то есть не являются игристыми), в 2016 г. в России их выпускали 76 предприятий. Но только 11 крупнейших виноделен, каждая из которых произвела свыше 1 млн. дал вин в год, вместе обеспечивают больше половины производства. В таблице 1 приведены винодельческие компании по убыванию их доли в общем объёме производства тихих вин в 2016 г., и для сравнения представлена аналогичная информация за 2015 г.

Таблица 1. Производители тихих вин в РФ и их объём производства в 2015 и 2016 гг.

2015 г. 2016 г.

Объем (тыс. дал) Доля в общем объеме(%) Объем (тыс. дал) Доля в общем объеме (%)

Российская Федерация 40084,62 100,00 36916,88 100,00

ТОРГОВЫЙ ДОМ «ВИКТОРИЯ» 2862,29 7,14 2910,85 7,88

КУБАНЬ-ВИНО 2017,62 5,03 2828,36 7,66

МИНЕРАЛОВОДСКИЙ ЗАВОД ВИНОГРАДНЫХ ВИН 2339,75 5,84 2173,39 5,89

ФАНАГОРИЯ 2 140 5,34 2171,0 5,88

РАИПИЩЕКОМБИНАТ СЛАВЯНСКИЙ 1426,91 3,56 1454,99 3,94

ГАТЧИНСКИЙ СПИРТОВОЙ ЗАВОД 2818,08 7,03 1325,99 3,59

ВИНА ЛИВАДИИ 1506,26 3,76 1270,87 3,44

ВИННЫЙ ДОМ ФОТИСАЛЬ 1025,18 2,56 1184,39 3,21

ВИНО-ГРАНДЕ 1081,79 2,70 1148,89 3,11

ВИНТРЕСТ-7 1109 2,77 1096,28 2,97

МИЛЬСТРИМ-ЧЕРНОМОРСКИЕ ВИНА #Н/Д #Н/Д 1077,5 2,92

Лидером производства стабильно является ТОРГОВЫЙ ДОМ «ВИКТОРИЯ». Коэффициент охвата для обоих случаев -51%.

Для оценки конкурентоспособности отрасли рассчитаем значение индекса концентрации СЯ3д.

Индекс концентрации CR3д - это показатель, характеризующий, какая доля рынка приходится на три самые крупные компании.

Индекс концентрации рынка CR определяется как сумма долей рынка п самых крупных компаний. Чем выше полученное значение, чем ближе оно к 100, тем более монополизирован рынок.

С Rn

и

1=1

СИЗ = 5Х + 52 +

где Б; - доля каждого конкретного участника рынка.

Для 2015 года CR3д = 20,01%. Для 2016 года CR3д = 21,43%. Значение индекса невысокое, это говорит об очень хорошей конкуренции в отрасли, при этом значение стабильно, что означает стабильность в распределении рыночной власти.

Для более точной характеристики потенциала рыночной власти фирм необходимо отразить распределение долей как внутри группы крупнейших фирм, так и за ее пределами между фирмами-аутсайдерами. Для этого рассчитаем значения индекса Херфиндаля-Хиршмана и индекса энтропии.

Индекс Херфиндаля-Хиршмана (ЯШ) -это показатель уровня монополизации рынка, определяемый как сумма квадратов процентных долей рынка, занимаемых каждым его участником.

п

ЯЯ/ = ^5(2 ¿=1

НН1 =5Х2 +5|+ ...+ 52 ,

где Si - доля каждого конкретного участника рынка.

Индекс Херфиндаля-Хиршмана для 2015 г. равен 0,0251, а для 2016 г. - 0,0268. Значение индекса гораздо ближе к нулю, чем к единице, что подтверждает предыдущие выводы о том, что отрасль является высококонкурентной.

Индекс энтропии представляет собой показатель, обратный концентрации: чем выше показатель энтропии, тем ниже возможности продавцов влиять на рыночную цену.

п

¿=1 1

где Si - доля каждого конкретного участника рынка.

Значение индекса энтропии для 2015 г. равно 1,572, а для 2016 г. - 1,520. Полученные значения говорят о том, что производители не имеют большой возможности влияния на рыночную цену.

Для измерения степени неравенства размеров фирм, действующих на рынке, используется показатель дисперсии рыночных долей.

Дисперсия определяется как отклонение рыночных долей фирм рынка от среднего размера компании:

п ¿=1

С 1

где о = — = - - средняя рыночная до-

пп

ля; п - число фирм в отрасли.

Для 2015 года дисперсия рыночных до-2 2 лей о д = 0,00036, для 2016 года о д =

0,00031.

В нашем исследовании о д = 0,00031. Это означает, что разброс рыночных долей очень незначителен.

На основе анализа значений показателей, представленных выше, можно сделать вывод о том, что отрасль представлена фирмами, имеющими приблизительно равные рыночные доли, а значит, равные возможности влияния на состояние конъюнктуры данной конкурентной отрасли, хотя при этом есть несколько наиболее крупных фирм.

В решении рассмотренных выше проблем развития винодельческой промышленности России значительную роль играет государственная политика. Прежде всего речь идет о мерах господдержки отрасли. Так, государственная политика до 2025 г. учитывает ряд проблем отрасли и определяет ключевые аспекты, которые, прежде всего, касаются создания условий для развития отрасли - это формирование условий для устойчивого развития конкурентоспособного виноградарства и виноделия в хозяйствах всех форм собственности [7, с. 681], стимулирование роста количества мелких (фермерских) хозяйств и виноделен путём их господдержки, привлечение населения в сельскую местность, сохранение и развитие уникальных природных и культурных составляющих отрасли виноделия, агротуризма, а также сокращение импортной зависимости, снижение присутствия на внутреннем рынке продукции, не соответствующей действующим стандартам качества, и развитие экспортного потенциала отрасли. В дополнение к указанным мерам также могут быть рекомендованы следующие: разработка механизма идентификации вина, произведенного из отечественного сырья (винограда), возврат возможности реализации вина через Интернет, господдержка всех участников цепочки создания стоимости в винной индустрии.

Библиографический список

1. Промышленное производство в России 2019 / Федеральная служба государственной статистики (Росстат). - М., 2019. - [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://rosstat.gov.ru/storage/mediabank/Prom_proiz-vo2019.pdf (27.10.2020).

2. Дрягин В.Б., Николенко А.А. Состояние виноградарства Российской Федерации // Магарач. Виноградарство и виноделие. - 2017. - №1. - С. 28-30.

3. Алуян С.В. К вопросу государственного регулирования развития приоритетных отраслей региональной экономики (на примере винодельческих предприятий Краснодарского края) // Экономика и предпринимательство. - 2014. - №1-2 (42). - С. 312-315.

4. Гасанова Х.Н., Рыжкова С.М., Кручинина В.М. Совершенствование нормативно-правового регулирования рынка виноградарско-винодельческой продукции в России // Экономика сельского хозяйства России. - 2014. - №5. - С. 38-45.

5. Печеная Л.Т., Феоктистов Д.Н. Современные тенденции, проблемы и перспективы развития винодельческой промышленности России // Виноделие и виноградарство. - 2013. - №4. - С. 4-5.

6. Обзор российского рынка алкогольной продукции 2019 / Аналитический центр при Правительстве Российской Федерации. - М., 2019. - [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://ac.gov.ru/uploads/2-Publications/alcogol/_годовой_19.pdf (27.10.2020).

7. Феоктистов Д.Н. Перспективные пути эффективного использования производственных ресурсов винодельческой промышленности России // Экономика и предпринимательство. - 2013. - №12-1 (41). - С. 681-683.

8. Фадеев Л. Винная индустрия России от А до Я (2020). - [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://vineandwine.vin/ru/publikacii/vinnaja-industrija-rossii-2020/ (10.11.2020)

MAIN PROBLEMS OF DEVELOPMENT OF THE WINE INDUSTRY IN RUSSIA

E.N. Alexandrova, Candidate of Economic Sciences, Associate Professor E.V. Egorov, Graduate Student Kuban State University (Russia, Krasnodar)

Abstract. The article considers some problems and factors of development of the wine industry in Russia, including in retrospect. The current state of the industry is characterized by a number of problems that have a significant impact and hinder the sustainable development of the industry in the medium and long term. Such problems include the continuing low demand for domestic goods, the lack of competitiveness of Russian producers ' products in terms of price and quality, a reduction in the supply of wines on the Russian market as a result of falling demand in the context of the economic crisis aggravated by the coronavirus pandemic, and others. The article also examines the economic indicators of the wine industry in recent years and the key provisions of the Russian state policy in the field of industry development.

Keywords: winemaking industry; wine production; public policy; competitiveness; industry development.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.