Научная статья на тему 'Современное состояние отрасли виноделия в Российской Федерации'

Современное состояние отрасли виноделия в Российской Федерации Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
3545
336
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СОВРЕМЕННОЕ / СОСТОЯНИЕ / ОТРАСЛЬ / ВИНОДЕЛИЕ / РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Зазирний Дмитрий Константинович

В данной статье рассматривается состояние отрасли виноделия в Российской Федерации и ее развитие за последние 20 лет. Представлена динамика производства вина виноградного, шампанских вин, плодовых вин, представлен анализ алкогольного рыка России, основные проблемы отрасли и проведен анализ изменений государственной политики контроля алкогольной промышленности Российской Федерации.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Современное состояние отрасли виноделия в Российской Федерации»

УДК 663.2 (470+571)

СОВРЕМЕННОЕ СОСТОЯНИЕ ОТРАСЛИ ВИНОДЕЛИЯ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Зазирний Д.К., - аспирант

Кубанский государственный аграрный университет

В данной статье рассматривается состояние отрасли виноделия в Российской Федерации и ее развитие за последние 20 лет. Представлена динамика производства вина виноградного, шампанских вин, плодовых вин, представлен анализ алкогольного рыка России, основные проблемы отрасли и проведен анализ изменений государственной политики контроля алкогольной промышленности Российской Федерации.

Ключевые слова: СОВРЕМЕННОЕ СОСТОЯНИЕ ОТРАСЛЬ ВИНОДЕЛИЕ

РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ

Алкогольная промышленность всегда в России занимала важное место. Многие экономические и социальные проблемы регионов решались благодаря ей. Предприятия производящие алкогольную продукцию определяют бюджеты многих районов, зачастую являются градообразующими. И особое место среди производителей алкоголя занимает виноделие. Виноделие, в отличие от производства водки сложный, трудоемкий и одновременно очень хрупкий процесс - одно неправильное решение и в отрасли начинаются необратимые разрушительные процессы. Тому пример антиалкогольная компания 1985 г. Даже сейчас спустя более 20 лет невозможно восстановить то, что было уничтожено: площади виноградных насаждений, уникальные сорта винограда и марки вин, производственные мощности. При этом в мировой экономике виноделие занимает одно из важнейших мест, и Россия здесь является аутсайдером.

В настоящее время в России только 87 предприятий занимаются первичным виноделием, основная же масса производителей вина - это предприятия вторичного виноделия. Виноградарство и первичное виноделие сосредоточены в Южном федеральном округе, где природноклиматические условия наиболее подходят для выращивания винограда и

производства вина. Наряду с предприятиями первичного виноделия и винзаводами в местах произрастания винограда, построены крупнейшие винодельческие предприятия вторичного виноделия в промышленных центрах Урала, Сибири, Дальнего Востока и других регионах России. В 1984 году на пике своего развития производство виноградного вина достигло 143 млн. дал.

После начавшейся в 1985 году кампании по борьбе с пьянством и алкоголизмом стартовало интенсивное разрушение винодельческой отрасли и ее сырьевой базы - виноградарства. Далее последовали экономические реформы и в результате виноградарство и виноделие пришли в упадок. Среднегодовое производство вина виноградного сократилось с 39,8 млн. дкл. в 1991 году до 12,6 млн. дкл. в 1998 году и только в 2004 году производство вина достигло уровня 1991 года - 39,1 млн. дкл.(рисунок 1) . В то же время, в целом по винодельческой отрасли мощности предприятий по производству вина используются на 25-30 процентов.

МЛН.дкл 160 -|

140 -

0 Н-------1------1-----1-------1------1-----1-------1------1------1-----1------1-------1------1-----1-------1------г

Производство вина виноградного в России (млн. дкл.)

Рисунок 1. Динамика производства вина виноградного в России.

Прежде всего, сильно пострадала основополагающая часть виноделия - виноградарство. Отсутствие средств на капитальные вложения и льготных кредитов для закладки виноградников лишает хозяйства возможности закладывать новые виноградники, особенно привитыми саженцами, и своевременно реконструировать существующие в необходимых объемах. Темпы списания и раскорчевки виноградных насаждений значительно превышали их восстановление. Некоторые сдвиги в этом вопросе наметились с 1998 года, когда стали закладывать новые виноградники. Однако, закладка новых виноградников идет за счет посадки в основном корнесобственных насаждений так называемыми "комплексно-устойчивыми сортами", которые хотя пока и дают высокие урожаи, однако их качество далеко уступает качеству классических сортов, и из их урожая фактически невозможно приготовить высококачественные конкурентоспособные вина.

К тому же еще неизвестно, насколько они устойчивы к филлоксере, и когда эти посадки начнут угнетаться под ее воздействием. В результате снижения платежеспособного спроса на привитые саженцы в 1990-1997 гг. питомниководство в России было практически разрушено. Большинство прививочных мастерских ликвидировано, а маточники раскорчеваны. При этом цены на виноград в 2006 г. возросли, и виноделы полагают, что они поднимутся и на готовую продукцию. Снижение сбора винограда никого уже не удивляет. Эта тенденция сохраняется уже десятилетие. Валовой сбор винограда за это время уменьшился в 4 раза. Прежде всего, это связано с уменьшением площадей посадки. Все это выглядит странным, если учесть, что потребление винограда и алкогольных напитков из него в России стабильно, а рентабельность производства не самая маленькая. Например, в 2006 г. рентабельность столового винограда колебалась в пределах 217-280 %.

Площадь виноградников сократилась в 2,7 раза, в том числе в Краснодарском крае — в 1,6 раза, Ставропольском крае — в 1,9, Кабардино-

Балкарской Республике — в 2,3, Ростовской области — в 2,6 раза. Наибольшее сокращение площадей виноградников отмечается в Республике Дагестан — в 3,6 раза. Наиболее наглядно данная ситуация отражается на рисунке 2. [1]

ты с. га

200

40

20

0 Н-----------1----------1----------1----------1----------1----------1----------1-------

198 4г. 19Э5г. 1999г. 2000г. 2001г. 2002г. 2003 г. 2004г.

Плодоносящие виноградники —■- Общая площадь виноградников

Рисунок 2. Площадь виноградников в Российской Федерации.

тыс. т 1200 -|

1000 -

800 -

600 -

400 -

200 -

О Н-----------1-----------1-----------1----------1-----------1-----------1-----------1--------

1984г. 1985г. 1999г. 2000г. 2001г. 2002г. 2003г. 2004г.

—♦—Валов ой сбор винограда тыс. т

Рисунок 3. Валовой сбор винограда в Российской Федерации. http://ej.kubagro.ru/2006/07/pdf/29.pdf

В результате уменьшения площади виноградников и снижения урожайности, отечественное виноделие практически лишилось сырьевой базы. Но, несмотря на то, что валовой сбор винограда все время снижался (рисунок 3) и произведенного винограда не хватало предприятиям первичного виноделия, производство вина, коньяка начиная с 1998 года постоянно возрастало, это видно из табл. 1.

Таблица 1. Производство продукции алкогольной промышленности в РФ, млн. дкл.

Показатель Годы

1992 1995 1998 1999 2000 2001 2002 2003 2004 2005

вина виноградные 39,8 15,2 12,6 18,3 24,1 27,4 33,3 36,5 39,1 31,7

вина шампанские и игристые 7,6 8,2 9,2 7,3 6,8 7,7 8,1 8,8 12,1 14,1

коньяки 1,8 0,9 1,1 1,4 1,7 2,1 2,7 3,5 3,9 4,6

вина плодовые 2,5 7,6 3,8 4,1 2,8 3,5 2,6 3,2 4,2 3,0

водка и ЛВИ 152,0 123,0 87,0 134,0 123,0 131,0 140,0 135,0 135,6 132,4

пиво 279,0 213,0 336,0 445,0 516,0 638,0 703,0 757,0 836,2 911,5

При снижении валового сбора винограда в 2000 г. по 2002 г. на 28,5% производство вина за этот же период возросло на 38,1 %. Это происходит в первую очередь из-за того, что предприятия вторичного виноделия при дефиците отечественных виноматериалов, стали закупать импортные виноматериалы. В результате этого российские виноделы сами же уничтожают отечественную сырьевую базу, фактически инвестируя деньги в виноградарство стран импортеров, и если государство не примет меры по развитию отечественного виноградарства и ужесточения мер, относительно импортируемых виноматериалов (как правило, это виноматериалы низкого качества, которые в странах импортерах уже не могут применяться для производства вина), то все вторичное виноделие в России может стать абсолютно зависимым от импорта виноматериалов.

В связи с отсутствием сырья в промышленных городах России происходит перепрофилирование винодельческих предприятий на выпуск водки и крепких алкогольных напитков на основе этилового спирта. В прошлом году на рынок поступило около 132,3 млн. дал водки и крепких спиртных напитков, выработанных на отечественных предприятиях и полученных по импорту. При этом учтено только легальное производство алкогольной продукции, тогда как по различным источникам в продажу дополнительно поступает не менее 50 % неучтенной, так называемой "левой" водки.

В принципе это видно и по динамике и объемах производства водки, пива и вина: производство водки и ликероводочных изделий в 2005 г. уменьшилось на 2,4 % по сравнению с 2004 г. - до 132,3 млн. дал Производство этилового спирта из пищевого сырья в 2005 г. уменьшилось на 8,6 % -или до 69,9 млн. дал, виноградного вина - на 18,6 % до 31,8 млн. дал, но увеличилось производство вин шампанских - на 16 % до 14,1 млн. дал, коньяка - на 14 % до 4,6 млн. дал, производство плодовых вин уменьшилось - на 29 % до 3,01 млн. дал, производство пива сохраняет положительную динамику на протяжении многих лет и в 2005 г. увеличилось - на 9,1 % до 911,5 млн. дал. Более четко структура алкогольного рынка представлена на рисунке 4.

Рисунок 4. Структура производства алкогольной продукции и пива.

Также одним из сдерживающих факторов в увеличении объема реализации вина является то, что в России существует диспропорция цен на различные алкогольные напитки. Это выражается в том, что в России чистый алкоголь, содержащийся в водке, стоит в 2 раза дешевле, чем в пиве, и в 4 раза дешевле, чем в вине. В более развитых странах такая диспропорция отсутствует и потребителю, по сути, безразлично, в каком виде потреблять алкоголь.

Структура импорта вина за последние четыре года изменилась существенно. Вино из Молдавии удерживало лидирующие позиции до 2006 года, сейчас в связи с запретом на ввоз вина из Молдавии занимаемый сегмент алкогольного рынка замещается импортом из других стран. Сильнее всего увеличились поставки вина из Болгарии (17,2 % импортного тихого вина), Испании (3,6 %) и Аргентины (2,26 %).

Оцениваемый прирост производства игристых вин в 2005 г. по отношению к предыдущему году увеличился на 13 % и объём производства в 2005 году составил более 136,7 млн. литров, что в 10 раз больше объёма импортируемой продукции.

Оцениваемый прирост производства тихих вин в 2005 г. к предыдущему -22 % (отрицательный прирост), объём выпуска составил более 3,1 млн. дкл. Впервые за последние 5 лет заметно снижение динамики производства вин в РФ. Также уровень производства никогда не опускался ниже объёма импорта вина (почти на четверть). Доля вин с содержанием алкоголя не более 9 % - составляет 2 % от объёмов импорта тихих вин.

Запрет на импорт вина из Грузии и Молдавии дает возможность российским производителям увеличить объемы продаж. Потребление вина виноградного в России выросло с 71,6 млн дал в 2003 году до 90 млн дал в 2006-м. Однако от роста рынка выигрывали иностранные производители, а доля отечественных винзаводов снижалась - с 60 % в 2000 г. до 40% в 2005-г.

Однако после запрета на ввоз и реализацию вин из Грузии и Молдавии значительная доля рынка вина освободилась, - т. к. молдавское вино занимало 38,2 % рынка в стоимостном выражении, а грузинское - 10,7 %. Таким образом, у российских виноделов появился реальный шанс занять освободившуюся нишу рынка и у крупных и средних отечественных производителей есть возможность расширить присутствие на рынке. Большинство винзаводов загружено не полностью и может быстро увеличить объемы производства. Но, к сожалению, российским виноделам и в этот раз не удастся воспользоваться благоприятной ситуацией, когда основные конкуренты удалены с рынка алкогольной продукции. А причина этого в том, что согласно новому законодательству, с 1 июля 2006 года, весь алкоголь должен пройти маркировку новыми акцизными марками со штрихкодами, а производители и дилеры - обзавестись оборудованием, считывающим штрихкоды. Однако на практике производители столкнулись с тем, что новые марки государство выдает с опозданием в результате этого возможность увеличить долю отечественного вина на алкогольном рынке была неосуществлена.

Но, несмотря на это, за последние 6 лет стабильно росло производство продуктов виноделия. В 2004 г. по сравнению с 1999 г. производство вина виноградного выросло в 2,14 раза, коньяка в 2,8 раза, шампанских и игристых вин в 2,8 раза. К уровню предыдущего года этот рост составил соответственно 7,1 %, 37,5 % и 11,4 %.

Положительным сдвигам в отрасли способствовали принимаемые Правительством России меры по государственной поддержке АПК, целенаправленная работа Минсельхоза России и субъектов Южного федерального округа по решению возникающих в отрасли проблем. Предприятия адаптируются к рыночным условиям, изменяется психология хозяйствования. Многие предприятия выходят из кризиса и постепенно наращивают объемы производства продукции. Повысилось внимание зарубежных и отечественных инвесторов.

Совершенствуется система государственной поддержки АПК. Введено субсидирование процентных ставок по кратко- и среднесрочным (до 5 лет) кредитам, привлеченным предприятиями и организациями АПК в российских банках с погашением за счет средств федерального бюджета 2/3 учетной ставки ЦБ РФ. Эта схема повысила доступность кредитных ресурсов.

Продолжает совершенствоваться работа по обеспечению предприятий АПК продукцией машиностроения на условиях лизинга. Создана и активно заработала государственная лизинговая компания «Росагроли-зинг».

Шире стали применяться меры по защите российских производителей путем введения соответствующих пошлин на импортируемое продовольствие и сырье, используемое отечественными предприятиями для производства пищевых продуктов.

С целью стимулирования производства натуральных вин с 2003 г. акцизная ставка на них снижалась с 3,52 до 2 руб. за 1 л (почти в 1,8 раза),

шампанского и игристых вин — с 10,58 до 10,50 руб. (на 8 коп.). В 2004 г. ставка на вина шампанские и игристые сохранилась на том же уровне, а на вина натуральные повысилась до 2,20 руб. (на 10 %).

В июле 2002 г. внесены изменения в Федеральный закон «О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртсодержащей продукции», касающиеся отмены установки счетчиков абсолютного алкоголя в готовой винодельческой продукции. Оборудование для производства вина (в том числе шампанского, газированного и игристого) в соответствии с этими изменениями должно быть оснащено средствами измерения только объема готовой продукции.

Однако последовавшие за тем события, связанные с принятием Федерального закона от 21.07.2005 г. № 102 «О внесении изменений в Федеральный закон «О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции» » и о признании утратившими силу отдельных положений Федерального закона «О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции», внесли в работу алкогольных производств РФ хаос и разочарование в связи с невозможностью реализации принятых ранее решений.

Закон вступил в силу с 1 января 2006 года и оценка состояния производства спиртного, в примитивной интерпретации СМИ различных уровней сводились к недостатку федеральных специальных марок нового образца. Однако это не так.

Истинной причиной кардинально повлиявшей на работу алкогольной промышленности РФ в целом является следующее.

Во-первых, принятие федерального закона в интересах крупных производителей.

Во-вторых, неготовность Правительства РФ к реализации норм закона, имеется ввиду своевременный выход 16-ти постановлений Прави-

тельства РФ, согласно плана его нормотворческой деятельности в декабре 2005г. приказов Минфина РФ, ФНС РФ, Минэкономразвития и торговли РФ и так далее.

Окончательная редакция Закона установила серьёзные препятствия для малых и средних производств, к ним относятся:

- требование о приведении в соответствие уставного капитала - не менее 50 млн. рублей (спиртные напитки), 10 млн. рублей (вино);

- увеличение лицензионного сбора до 3,0 млн. рублей (водка) более чем в 50 раз, по вину 250 тыс. рублей;

- введение системы ЕГ АИС с 1 января 2006 года;

- лишение МСХ РФ полномочий в сфере контроля качества алкогольной продукции;

- необоснованное ужесточение требований выдачи федеральных специальных марок, которое в первую очередь ударило по законопослуш -ным, легально действующим товаропроизводителям.

И этот перечень можно было бы продолжить.

Конечно, одной из причин задержки выхода вышеуказанных постановлений и приказов явилось то, что последняя редакция закона от 21 июля 2005 г. № 102 ФЗ, была подписана Президентом РФ 31 декабря 2005 г., а закон вступил в силу уже с 1 января 2006 г.

Вот почему только с февраля 2006 г. УФНС начало доводить до организаций временный регламент выдачи федеральных специальных марок.

Прежде чем получить марки, нужно было установить дополнительное оборудование ЕГАИС и только выполнение этой операции являлось допуском к началу осуществления процедуры оформления получения федеральных специальных марок, идеологом которой является Минфин РФ, издавший приказ от 17 января 2006 г. № 9-Н «О порядке приобретения и учета федеральных специальных марок, а также уничтожение неиспользованных, повреждённых и не соответствующих установленным требовани-

ям федеральных специальных марок». Причем территориальный налоговый орган на основании п.5 выдает марки в случае их наличия, т.е. предварительная оплата не гарантирует их получение.

По этой причине, в реальности, предприятия останавливаются и терпеливо ждут поступления предварительно оплаченных ими федеральных специальных марок.

Однако более важной и серьезной проблемой явилось невыполнение Минфином РФ постановления Правительства РФ от 31.12.2005 г. № 873 «О требованиях к техническим средствам фиксации и передачи информации об объеме производства и оборота алкогольной продукции»).

Особое положение возникло после подписания весной 2004 двухстороннего соглашения о присоединении России к ВТО ЕС. Есть все основания, относится с огромным опасением к меморандуму "О принципах и направлениях деятельности в отношении оборота алкогольной продукции", который, по сути, отменяет лицензирование алкогольной продукции, как импорта, так и экспорта.

Другими словами с упрощением процедуры торговли алкогольной продукции, а именно отменой лицензирования, может произойти полная потеря госконтроля над российским алкогольным рынком, и как следствие возможен развал импорта и экспорта внутри страны по примеру 90-х годов. Очевидно, что за этим стоит неизбежное появление импортного контрафакта вдобавок российскому, укрытие налогов, передел рынка среди российских импортеров, их эксклюзивные договора об дистрибьюции и т .д.

Такая перспектива на рынке алкогольной продукции сразу ставит под угрозу существование ряд компаний и легальность бизнеса в целом.

Поэтому на сегодняшний день существует своя, особая специфика рынка вина в России. Многие факторы влияют на развитие этого рынка и его динамику: госрегулирование, импорт и экспорт продукции, таможенные пошлины, реклама и т. п.

В связи с этим неизбежны трудности, которые сказываются на деятельности компаний, с которыми, так или иначе, приходится сталкиваться практически каждому игроку рынка и состояние рынка вина с непредсказуемой политикой относительно его развития предугадать невозможно.

Литература.

1. Кайшев В.Г., Усачева А.М. Виноградарство и виноделие России. Развитие про-

изводства за 1999-2003 гг., проблемы и перспективы. // Виноделие и виноградарство. 2004. № 2. С 4-7.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.