УДК 347.2
Манько О.В.
старший преподаватель кафедры гражданского права ФГБОУ ВО «Саратовская государственная юридическая академия»
(г. Саратов, Россия)
Медведева В.Д.
студент
ФГБОУ ВО «Саратовская государственная юридическая академия»
(г. Саратов, Россия)
ПРЕДОСТАВЛЕНИЕ ЖИЛОГО ПОМЕЩЕНИЯ ВОЕННОСЛУЖАЩИМ И ИХ СЕМЬЯМ
Аннотация: статья посвящена анализу законодательства Российской Федерации, регламентирующего предоставление жилого помещения военнослужащим и их семьям. Особо выделена возможность предоставления жилья военнослужащим, мобилизованным в связи с проведением Специальной военной операции.
Ключевые слова: военная служба, жилое помещение, военнослужащий, социальный найм, специальная военная операция, член семьи.
Говоря о выбранной теме, хотелось бы обозначить некоторые особенности правового регулирования обеспечения военнослужащих жильем. Международно-правовые акты играют немалую роль в данном вопросе, поскольку военнослужащим могут предоставляться по международным договорам служебные помещения на территории государств-участников. «Например, Соглашение между Российской Федерацией и Республикой Абхазия о совместных усилиях в охране государственной границы Республики Абхазия 2009 г. предусматривает обеспечение служебными жилыми помещениями
военнослужащих Пограничного управления и членов их семей» [4, с.25]. Также особой важностью обладает судебная практика. Например, Постановлением Конституционного Суда РФ от 22.11.2013 года №2 25-П статья 2 ФЗ от 08.12.2010 № 342 признана «не соответствующей Конституции РФ, поскольку она лишает права на обеспечение жильем граждан, которые в период прохождения службы в органах внутренних дел были приняты на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях до 1 января 2005 года и уволены со службы после указанной даты по достижению ими предельного возраста пребывания на службе» [1, с.49].
Обеспечение военнослужащих жилым помещением направлено на удовлетворение жилищных потребностей лиц, нуждающихся в жилых помещениях. Таким способом реализуется право военнослужащих на жилище. В статье 15 Федерального закона от 27.05.1998 N 76-ФЗ «О статусе военнослужащих» указан перечень тех, кому положено предоставление жилого помещения:
— военнослужащие, проходящие военную службу по контракту;
— граждане, уволенные с военной службы;
— члены семей военнослужащих.
Особое внимание заслуживают категории лиц, имеющие право на внеочередное получение жилья. Так в соответствии со статьёй 57 Жилищного кодекса Российской Федерации, указан общий перечень лиц, которые вне очереди имеют право на предоставление жилого помещения по договору социального найма: гражданам, жилые помещения которых признаны в установленном порядке непригодными для проживания и ремонту или реконструкции не подлежат; гражданам, страдающим тяжелыми формами хронических заболеваний. Данный перечень также может быть применен к военнослужащим. Специальный перечень лиц закреплен в части 17 статьи 15 Федерального закона N 76.
Рассмотрим формы обеспечения жилыми помещениями военнослужащих.
Служебное жилое помещение - такая форма должна быть реализована не позднее 3-х месяцев со дня прибытия военнослужащего, и совместно проживающих с ним членов семьи, на место военной службы. Однако не все военнослужащие имеют право на такое жилое помещение. «Не подлежат принятию на учет в качестве нуждающихся в служебных жилых помещениях военнослужащие и члены их семей, обеспеченные жилыми помещениями для постоянного проживания в населенном пункте по месту расположения органа безопасности (структурного подразделения органа безопасности), в котором военнослужащий проходит военную службу, или в близлежащих (находящихся в непосредственной близости) населенных пунктах (независимо от общей площади жилого помещения, приходящейся на каждого проживающего)» [6, с.100].
Предоставление жилых помещений для постоянного проживания по избранному постоянному месту жительства возможно следующими способами:
1. в собственность бесплатно;
2. по договору социального найма;
3. с использованием жилищной субсидии;
4. с использованием военной ипотеки.
Выбор того или иного способа получения жилья зависит от продолжительности и даты начала военной службы. Специфика здесь выражается в том, что лица, претендующие на получение жилого помещения по договору социального найма, одновременно могут претендовать на получение жилья в порядке очереди.
Последней формой является - жилые помещения для постоянного проживания по последнему месту прохождения военной службы. Отличительной чертой данной формы выступает субъект, которому положено такое жилье, данный субъект определен частью 13 статьи 15 Федерального закона №76. Способы реализации в данном случае идентичны предыдущей форме.
В нашей работе хочется сделать акцент на военнослужащих, мобилизованных в связи с проведением Специальной военной операции. С проведением СВО встал вопрос о предоставлении социальных гарантий мобилизованным военнослужащим, участвующим в данной операции, а также их семьям. В связи с принятыми изменениями в Федеральный закон от 12.01.1995 N 5-ФЗ «О ветеранах», к ветеранам боевых действий были отнесены «2.2) лица, поступившие в созданные по решению органов государственной власти Российской Федерации добровольческие формирования, содействующие выполнению задач, возложенных на Вооруженные Силы Российской Федерации, в ходе специальной военной операции на территориях Украины, Донецкой Народной Республики и Луганской Народной Республики с 24 февраля 2022 года, а также на территориях Запорожской области и Херсонской области с 30 сентября 2022 года» [7]. Исходя из этого указанные лица, а также члены их семей имеют право пользоваться всеми социальными гарантиями, льготами и компенсациями, как военнослужащие Вооруженных сил Российской Федерации.
Разберем данную тему на примере двух субъектов Российской Федерации. Так в Самарской области на данный момент ещё не предусмотрены меры, по предоставлению мобилизованным и их семьям жилья. Однако 14 февраля 2023 года в Самарской губернской думе были предложены и поддержаны депутатами поправки в федеральное законодательство, согласно которым участники СВО смогут получить жилье. «Как отметил председатель комитета Николай Лядин, законопроект направлен на дополнительную поддержку граждан, принимающих участие в специальной военной операции, а также членов их семей. Согласно поправкам, земля, которая находится в государственной или муниципальной собственности, может быть предоставлена жилищно-строительному кооперативу на безвозмездной основе. Главное, чтобы компания занималась возведением домов для участников СВО» [3]. Судьба данного проекта на апрель 2023 года пока не известна. Также в марте 2023 года на повестку был вынесен вопрос о принятии решения по «включению
военнослужащих в реестр участников накопительно-ипотечной системы со дня поступления на военную службу по контракту (т.е. право на приобретение жилья за счёт Министерства обороны у военнослужащего возникает уже через три года прохождения военной службы)» [2].
Правительством Оренбургской области предусмотрены следующие гарантии обеспечения жильем рассматриваемой категории льготников. Так согласно официальному сайту области в случае гибели военнослужащего члены его семьи могут обратиться к командованию воинской части, где погибший проходил военную службу для уточнения формы обеспечения жильем погибшего военнослужащего (НИС, жилищная субсидия). «В случае, если военнослужащий имел право участвовать в НИС, но не был включен в реестр, то обеспечение членов его семьи жильем производится согласно Постановлению Правительства РФ от 30.10.2020 г. №1768 через филиал «Центральный» ФГАУ «Росжилкомплекс» [5]. В тех случаях, когда члены семьи погибшего признаются нуждающимися в жилье, они принимаются на учет с даты подачи заявления, а далее во внеочередном порядке их обеспечивают жилым помещением.
На основании изложенного, мы пришли к выводу, что социальная политика, направленная на удовлетворение жилищных потребностей военнослужащих и их семей, достаточно полно закреплена в различных нормативно-правовых актах. Однако политика, направленная на предоставление льготного жилья мобилизованным и их семьям не доработана в отдельных регионах Российской Федерации. Если говорить в целом о предоставлении жилого помещения военнослужащим, то здесь безусловно есть пробелы, основным на наш взгляд является - невозможность предоставить жилье каждому лицу, имеющему на это право. Также одной из проблем является недостаточный размер накопительно-ипотечной системы. Её недостаток выражается в том, что размер выплат порой не соответствует рыночной стоимости жилья, что не позволяет военнослужащим в полной мере реализовать данную льготу. Кроме того, в разных регионах различна цена жилья, а размер субсидии одинаков для
всех. Поэтому военнослужащий не полностью свободен в выборе региона проживания, так как не всегда обладает достаточными собственными средствами, чтобы доплатить сверх субсидии за жилое помещение в регионе, где хотел бы проживать. Данную проблему можно разрешить путем мониторинга рынка жилья и посредством этого предоставления военнослужащим достаточный размер выплаты, который позволит в полной мере реализовать право на жильё данной категории лиц. Также, при участии в накопительно-ипотечной системе не учитывается размер семьи военнослужащего, тем самым средств не хватает на приобретение жилого помещения достаточного для каждого члена семьи, по нашему мнению, данный критерии также необходимо учитывать. Затронем ещё одну проблему, связанную с предоставлением служебного жилого помещения. Как правило, предоставляется жильё, в котором уже проживали другие военнослужащие, из этого следует, что качество предоставленного жилья с каждым разом будет только ухудшаться. Справится с этой проблемой, на наш взгляд, поможет периодический ремонт данного жилья, который должны проводить органы, предоставляющие служебное жилое помещение.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:
1. Аверьянова, М. И. Жилищное право: учебное пособие для вузов / М. И. Аверьянова. — М.: Издательство Юрайт, 2023. — 218 с. (дата обращения: 04.05.2023).
2. Для населения [Электронный ресурс]. - URL: https: //www.samadm.ru/authority/samarskv district/for-the-population-samarsky/?isBlind=0 (дата обращения: 05.04.2023).
3. Самарские депутаты поддержали решение о выделении жилья участникам СВО [Электронный ресурс]. - URL: https: //sovainfo .ru/news/samarskie-deputaty-podderzhali-reshenie-o-vydelenii-zhilya-uchastnikam-svo/ (дата обращения: 05.04.2023).
4. Свит, Ю. П. Жилищное право: учебник и практикум для среднего профессионального образования / Ю. П. Свит. — 2-е изд. — М.: Издательство Юрайт, 2023. — 246 с. (дата обращения: 04.05.2023).
5. Социальные гарантии и льготы военнослужащим, принимающим (принимавшим) участие в специальной военной операции [Электронный ресурс]. - URL: https://orenburg-gov.ru/activity/2311/ (дата обращения: 05.04.2023).
6. Туганов, Ю. Н. Правовые основы военной службы: учебное пособие для вузов / Ю. Н. Туганов, С. И. Журавлев. — 2-е изд., испр. и доп. — М.: Издательство Юрайт, 2023. — 162 с. (дата обращения: 02.04.2023).
7. Федеральный закон от 12.01.1995 N 5-ФЗ (ред. от 17.02.2023) "О ветеранах" // СПС КонсультантПлюс
Manko O.V.
Senior lecturer of the Department of Civil Law Saratov State Law Academy (Saratov, Russia)
Medvedeva V.D.
student Saratov State Law Academy (Saratov, Russia)
PROVISION OF LIVING QUARTERS FOR MILITARY PERSONNEL AND THEIR FAMILIES
Abstract: the article is devoted to the analysis of the legislation of the Russian Federation regulating the provision of residential premises to servicemen and their families. The possibility of providing housing to servicemen mobilized in connection with a special military operation is highlighted.
Keywords: military service, living quarters, serviceman, social hiring, special military operation, family member.