14. ^Пи^// ФШЛм^^Н [Электронный ресурс] URL: http://www.6mj.com/news/shenhua/122221712216J9DG36B822IEE792I89.htm (дата обращения: 01.11.2020).
15. ЖШ^ЖШ // Фймдан [Электронный ресурс] URL: https://rn.gs5000.cn/gs/shenhua/64.html (дата обращения: 01.11.2020).
УДК 347
Васильева Маргарита Андреевна Vasileva Margarita Andreevna
Студент Student
Ленинградский государственный университет имени А.С. Пушкина Leningrad state University named after A. S. Pushkin
СОВРЕМЕННЫЕ ПРАВОВЫЕ ПРОБЛЕМЫ ОБЕСПЕЧЕНИЯ ВОЕННОСЛУЖАЩИХ ЖИЛЬЕМ
MODERN LEGAL PROBLEMS OF PROVIDING MILITARY PERSONNEL WITH HOUSING
Аннотация, в данной статье рассматривается вопрос обеспечения жильем военнослужащих в различных формах, уделяется внимание особенностям найма служебных жилых помещений и порядку компенсации расходов, связанных с оплатой найма жилых помещений, не предоставляемых государством. Затрагивается вопрос организации накопительно-ипотечной системы жилищного обеспечения военнослужащих.
Abstract, this article examines the issue of providing housing for military personnel in various forms, pays attention to the specifics of hiring office premises and the procedure for compensating expenses related to the payment of rental of residential premises that are not provided by the state. The issue of organization of the accumulative mortgage system of housing provision for military personnel is touched upon.
Ключевые слова: военнослужащие, жилые помещения, накопительно-ипотечная система, компенсация, обеспечение.
Keywords: military personnel, residential premises, savings and mortgage system, compensation, security.
Правовой основой жилищного обеспечения военнослужащих является Конституция Российской Федерации, Федеральный закон от 27 мая 1998 г. № 76-ФЗ «О статусе военнослужащих» [1], Федеральный закон от 20 августа 2004 г. № 117-ФЗ «О накопительно-ипотечной системе жилищного обеспечения военнослужащих» (Закон о НИС) [2], Жилищный кодекс Российской Федерации и иные ведомственные нормативные правовые акты.
Исходя из анализа системы мотивации и стимулирования военнослужащих к военной службе [3], одним из основных факторов для повышения интереса военнослужащих к прохождению военной службы, является жилищное обеспечение.
Под определением жилищного обеспечения военнослужащих понимается целенаправленная деятельность государственных органов управления и должностных лиц по снабжению военнослужащих и совместно проживающих членов их семей жилыми помещениями в установленном законодательством порядке [4].
Статьей 15 Федерального закона от 27 мая 1998 г. № 76-ФЗ «О статусе военнослужащих» определяется общий порядок жилищного обеспечения военнослужащих, а также гарантируется на государственном уровне предоставление военнослужащим и членам их семей жилых помещений.
В различные исторические периоды юридическое регулирование обеспечения военнослужащих жильем различалось по объёму и содержанию, опиралось на экономическое положение страны в разные исторические моменты, исходило из принципов формирования войск и военной структуры государства
[5].
Рассматривая статью 15 Федерального закона «О статусе военнослужащих» можно выделить следующие основные формы социальных гарантий для военнослужащих в жилищных вопросах:
Предоставление служебного жилья военнообязанным по месту службы.
Денежная компенсация за наем жилья, не относящегося к служебному.
Накопительно-ипотечная система жилищного обеспечения военнослужащих.
Правом на получение служебного жилья обладают все военнослужащие, проходящие контрактную службу. Служебное жилье предоставляется по договору социального найма, либо по договору найма служебного жилого помещения на срок существования трудовых отношений между военнослужащим и работодателем в соответствии с пунктами 1 и 3 статьи 104 Жилищного кодекса Российской Федерации, то есть на период прохождения службы военнослужащего по месту дислоцирования воинской части.
При условии отсутствия в распоряжении воинских частей свободных служебных помещений Федеральным законодательством предусмотрена выплата денежной компенсации [6]. Для определения конкретной суммы для лиц, проходящих службу на офицерских должностях, учитываются следующие показатели:
- показатель общей площади жилого помещения;
- место прохождения службы;
- стоимость найма одного квадратного метра общей площади жилого помещения, в зависимости от региона.
Одному военнослужащему положено жилье в 24 кв. метра, при наличии семьи из двух человек - 36 кв. м., из трех человек - 43 кв. м., из четырех 48 кв. м., далее по 12 кв. м. на каждого дополнительного члена семьи [6].
Для примера, размер компенсации для военнослужащего, проходящего военную службу на офицерской должности (исходя из состава семьи в 2 человека и стоимости найма одного квадратного метра в г. Санкт-Петербурге равной 516,82 руб./мес. по состоянию на 2020 год.) составит 18605,52 руб.
Для военнослужащих по контракту, имеющих воинские звания солдат, матросов, сержантов и старшин, компенсация фиксированная и составляет в 15
тыс. руб. для городов Москва и Санкт-Петербург, 3 600 руб. для других городов и районных центров, 2 700 руб. для остальных населенных пунктов.
Вместе с тем, у представленных форм обеспечения военнослужащего жильем имеются ряд недостатков. При рассмотрении формы обеспечения военнослужащего временным жильем, по принципу предоставления служебного жилья по договору найма, у военнослужащего отсутствует выбор жилья, так как его назначение осуществляется по очередному принципу. Данный недостаток приводит к тому, что после недобросовестных бывших нанимателей, служебная квартира остается в некачественном состоянии. В итоге военнослужащему приходится задействовать личные средства для приведения квартиры в пригодное для проживание состояние.
Следующим недостатком является порядок прохождения службы военнослужащего, при котором он переводится к новому месту службы, что при заселении в служебное жилье и его обустройстве мебелью и техникой, создает определенные финансовые трудности.
Далее, в пункте 4 статьи 56 Жилищного кодекса Российской Федерации отмечается, что для снятия с учета в качестве нуждающегося в жилом помещении достаточно получение гражданином в установленном порядке от органа государственной власти или органа местного самоуправления бюджетных средств на приобретение или строительство жилого помещения. Это значит, что при приобретении жилья на моменте его строительства, с использованием средств участника накопительно-ипотечной системы, военнослужащий снимается с учета в качестве нуждающегося в жилье и обязуется покинуть занимаемое им служебное помещение, фактически оставшись без места жительства.
Если брать во внимание форму обеспечения военнослужащего жильем, путем выдачи денежной компенсации, то основной проблемой данной формы является недостаточное покрытие расходов за поднаем жилья. Из приведенного выше примера следует, что выплата 18605,52 рублей не покрывает расходы на поднаем жилья, если учитывать среднюю стоимость
аренды однокомнатных квартир в г. Санкт-Петербурге в 25 000 рублей. Разницу из стоимости аренды и выплаты, военнослужащему приходиться компенсировать из собственных средств.
Последним из способов обеспечения военнослужащим жильем является приобретение жилого помещения с использованием накоплений, предоставляемых участникам ипотечной системы.
Основным нормативным правовым актом, регулирующим указанный процесс, является Федеральный закон от 20 августа 2004 г. № 117-ФЗ «О накопительно-ипотечной системе жилищного обеспечения военнослужащих». Этот закон кардинально изменил подход к обеспечению жилыми помещениями рассматриваемую категорию граждан, а именно ввел возможность предоставления жилья военнослужащим за счет использования денежных выплат.
Суть этой системы состоит в том, что каждому военнослужащему заводится именной накопительный счет, на который каждые три месяца осуществляются взносы из федерального бюджета. Средства с данного счета можно потратить на покупку жилья или для погашения ипотечного кредита. Военнослужащий имеет право воспользоваться указанными средствами через три года службы.
По состоянию на 2020 год размер ежегодного взноса, выделяемого из федерального бюджета и учитываемого на именном накопительном счете военнослужащих, участвующих в программе, составляет 288 410 руб., в 2019 г. - 280 009,7 руб. [7].
350000 300000 250000 200000 150000 100000 50000
222000
233100
245880 245880
260141 268465,6
280009,7
288410
175600
189800
205200
2010 2011 2012 2013 2014 2015 2016 2017 2018 2019 2020
0
Рис. 1. Размеры накопительных взносов денежных средств
По мнению большинства экспертов, накопительно-ипотечная система нуждается в дополнениях и изменениях. В частности, размер накоплений не соответствует рыночной стоимости жилья. В действующем законодательстве Российской Федерации не предусмотрена дифференциация выплат в соответствии с ценовой политикой на жилые помещения в разных регионах страны. В связи с этим возможность приобретения жилья в крупных городах без привлечения собственных средств практически не реализуема.
Учитывая ситуацию на рынке недвижимости, условия накопительно-ипотечной системы и доходы военнослужащих, трех лет накоплений денежных средств на личном счете, недостаточно для одобрения ипотечного кредита и приобретения достойного жилья.
Объем жилищных накоплений не учитывает состав семьи военнообязанного, то есть вне зависимости от количества членов семьи ежегодные начисления на счет будут одинаковыми.
Также вызывает серьезные сомнения расходование бюджетных средств по программе приобретения жилья с помощью накопительно-ипотечной системы с привлечением банков, потому что в данном случае государство оплачивает приобретенное военнослужащим жилье в 1,5-2 раза дороже, нежели приобретая
определённое жильё непосредственно для каждого военнослужащего, как это существовало ранее.
Принуждение военнослужащих использовать личные средства для оплаты ипотеки при условии достаточно невысокого денежного довольствия есть ни что иное, как попытка переложить ответственность государства на плечи военнообязанных, что ухудшит материальное положение последних.
Также еще одним минусом накопительно-ипотечной программы заключается в том, что военнослужащий привязан службе на срок всего кредитования, который рассчитывается до срока выхода на пенсию и составляет в среднем 20 лет. В случае досрочного расторжении контракта с военнослужащим, в его обязанности входит погашение всей суммы кредита за счет личных средств, а также возврат всех перечисленных государством накоплений, хранящихся на персональном счете.
Указанная в настоящей статье проблематика показывает, что в процессе реализации законодательных и нормативно-правовых актов, регламентирующих порядок обеспечения жильем военнослужащих недостатки и упущения, которые негативно сказываются не только на эффективность формирования, инвестирования и использования бюджетных средств, выделяемых государством для решения жилищных вопросов военнослужащих, но и на доверие к системе обеспечения жильем в целом.
В общем, разработанные правовые нормы, а также имеющаяся система удовлетворения прав на обеспечение военнослужащих жильем выполняет свои задачи, но требует дополнительных правовых и организационных мероприятий в совершенствовании действующего законодательства, таких как принятие к учету реальной стоимости квартир, в зависимости от региона страны, при начислении компенсаций за жилищный сертификат и аренду жилья, а также проводить периодическую индексацию указанных средств с учетом реальной экономической обстановки в стране.
Библиографический список:
1. О статусе военнослужащих: Федеральный закон от 27 мая 1998 г. № 76-ФЗ (с изм. и доп.) // СЗ РФ. — 1998. — № 22.
2. О накопительно-ипотечной системе жилищного обеспечения военнослужащих: Федеральный закон от 20 августа 2004 г. № 117-ФЗ (с изм. и доп.) // СЗ РФ. — 2004. — № 34.
3. Анализ системы мотивации и стимулирования. Режим доступа: Ь11р8://81иёЬоок8.пе1/1284701/шепеё7Ьшеп1/апа117_8181ешу_шо11уа1811_811ши11гоуап 1уа.
4. Гладких А., Хачатрян А., Жилищное обеспечение военнослужащих Вооруженных Сил Российской Федерации. Накопительно-ипотечная система жилищного обеспечения военнослужащих // Ориентир. - 2009. - №7.
5. Пчелинцева Л.М. Право на жилище военнослужащих: теоретические аспекты и проблемы реализации: — Москва, 2004.
6. Постановление Правительства Российской Федерации от 31 декабря 2004 г. № 909.
7. О формах (способах) реализации права на жилищное обеспечение военнослужащими, гражданами, уволенными с военной службы, и членами их семьи. Режим доступа: http://voensud-шo.гu/hoшe/Foгш.