Научная статья на тему 'К вопросу об обеспечении военнослужащих жилыми помещениями'

К вопросу об обеспечении военнослужащих жилыми помещениями Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
1091
153
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЖИЛИЩНОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ / ВОЕННОСЛУЖАЩИЕ / СЛУЖЕБНЫЕ ЖИЛЫЕ ПОМЕЩЕНИЯ / ПРАВО СОБСТВЕННОСТИ НА ЖИЛЫЕ ПОМЕЩЕНИЯ / HOUSING SUPPORT / MILITARY PERSONNEL / RENTED HOUSING / HOUSING OWNERSHIP

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Доркина Анастасия Викторовна

В данной статье рассматривается сфера жилищного обеспечения военнос-лужащих. Проанализированы программы по приобретению ими жилья в собствен-ность с выявлением проблемных моментов и рекомендациями по их разрешению. Рассмотрены актуальные вопросы по обеспечению военнослужащих служебными жилыми помещениями.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

IN RELATION TO HOUSING SUPPORT OF MILITARY PERSONNEL

This article is about housing support of military personnel. Housing right programs for them are analyzed, identifed problems and recommendations to resolve these problems are proposed. This article considers actual problems of supporting military personnel by rented housing.

Текст научной работы на тему «К вопросу об обеспечении военнослужащих жилыми помещениями»

УДК 347.214.2

А. В. Доркина

К ВОПРОСУ ОБ ОБЕСПЕЧЕНИИ ВОЕННОСЛУЖАЩИХ ЖИЛЫМИ ПОМЕЩЕНИЯМИ

В данной статье рассматривается сфера жилищного обеспечения военнослужащих. Проанализированы программы по приобретению ими жилья в собственность с выявлением проблемных моментов и рекомендациями по их разрешению. Рассмотрены актуальные вопросы по обеспечению военнослужащих служебными жилыми помещениями.

Ключевые слова: жилищное обеспечение, военнослужащие, служебные жилые помещения, право собственности на жилые помещения.

Для каждого государства вопросом особой значимости является оборона своей территории, защита граждан. В целях обороноспособности функционируют вооруженные силы. На сегодняшнем этапе развития в Российской Федерации повышается престиж военной службы, происходит обновление военной техники. При этом особое внимание уделяется и самим военным кадрам.

Так, по словам В. В. Путина: «Обеспечение надежной обороноспособности России — приоритет государственной политики». Президент подчеркнул: «Сильные и высокопрофессиональные кадры не менее важны, чем технологии. Залог успеха — опора на людей и традиции. В армии нужен здоровый моральный климат, боевой дух должен быть на высоте, это личная ответственность каждого офицера и командира. В Вооруженные силы должны приходить образованные люди и обязанность государства — создать им необходимые условия для службы и для жизни» [1].

Соответственно, в связи с особым характером обязанностей, военнослужащим предоставляются также социальные гарантии и компенсации. Одна из первостепенных гарантий — обеспечение военнослужащих жилыми помещениями. Ведь, как справедливо отмечает А. В. Молодых: «публичный характер обязанностей, возложенных на военнослужащих, а также необходимость соблюдения такого конституционного принципа, как обеспечение баланса частных и публичных интересов, требуют того, чтобы составной частью правового статуса военнослужащих явилось право на гарантированное получение социальных гарантий, включающих, в частности, и гарантированное своевременное обеспечение указанной категории граждан жилыми помещениями» [2].

Право на жилище закреплено в части 1 статьи 40 Конституции Российской Федерации [3] и получило дальнейшую регламентацию относительно военнослужащих в статье 15 Федерального закона от 27.05.1998 № 76-ФЗ «О статусе военнослужащих» (далее — Закон о статусе военнослужащих) [4].

Прежде всего, следует отметить, что жилищное обеспечение военнослужащего включает в себя, во-первых, его право на приобретение жилья в собственность, во-вторых, право на обеспечение служебным жилым помещением либо в случае отсутствия служебного жилого помещения — выплату денежной компенсации за наем жилого помещения. При этом следует помнить, что если у военнослужащего по месту его военной службы имеется жилье в собственности, служебное жилье ему не предоставляется.

Исходя из абзаца 2 пункта 1 статьи 15 Закона о статусе военнослужащих, военнослужащим — гражданам, проходящим военную службу по контракту, и совместно проживающим с ними членам их семей служебные жилые помещения предоставляются не позднее трехмесячного срока со дня прибытия на новое место военной службы. Служебные жилые помещения предоставляются в населенных пунктах, в которых располагаются воинские части, а при отсутствии возможности предоставить служебные жилые помещения в указанных населенных пунктах — в других близлежащих населенных пунктах.

Проблемный момент относительно предоставления служебных жилых помещений состоит в том, что в отдельных регионах Российской Федерации наблюдается дефицит такого вида жилья. В связи с этим, многие военнослужащие остаются без соответствующего обеспечения служебными жилыми помещениями. Нередко также возникают вопросы и по качеству предоставляемого жилья.

Следующий проблемный момент по служебному жилью заключается в отсутствии в законодательстве четкого разъяснения относительно понятия «близлежащий населенный пункт».

Между тем, отсутствие в Законе о статусе военнослужащих и в иных нормативно-правовых актах критериев отнесения такого населенного пункта к близлежащему создает правовую неопределенность в данном вопросе и способствует возможности осуществления произвольных действий при его решении. Данный аспект не раз становился предметом дискуссии ученых, но так и не получил законодательного закрепления по настоящее время.

Например, Е. А. Глухов, проанализировав позиции авторов юридических и публицистических изданий, пришел к выводу, что все авторы публикаций единодушно критикуют подход законодателя к установлению нового порядка обеспечения жильем военнослужащих без определения четких критериев понятия близлежащего населенного пункта. Данный автор считает, что в рассматриваемом вопросе предметом коррупционных сделок может быть не только количество социальных благ (квартир или квадратных метров жилья), подлежащих распределению военнослужащим, но и их качество, стоимостное выражение [5].

Тем не менее, следует отметить, что законодатель предусмотрел механизм денежной компенсации за наем (поднаем) жилых помещений, в случае, если все-таки служебный жилой фонд в месте военной службы отсутствует либо его недостаточно.

Новеллой законодательства здесь является значительное увеличение сумм денежной компенсации за наем, начиная с осени 2015 года, применительно к таким категориям военнослужащих, как офицеры, прапорщики, мичманы [6].

Так, ранее действовавшее законодательство предусматривало одинаковые и весьма незначительные суммы данной компенсации для всех военнослужащих. В городах Москве и Санкт-Петербурге — 15 000 руб., в других городах и районных центрах — 3 600 руб., в прочих населенных пунктах — 2 700 руб., что не соответствовало реальным ценам на недвижимость.

И лишь в случае, если совместно с военнослужащим проживало 3 и более членов семьи; семья военнослужащего, погибшего (умершего) в период прохождения военной службы, состояла из 4 и более человек, указанные размеры денежной компенсации повышались еще на 50 процентов.

Сейчас, исходя из изменений в законодательстве, для офицеров, прапорщиков, мичманов денежная компенсация выплачивается в размере фактических расходов, но не выше размеров, определенных исходя из норматива общей площади жилого помещения и предельной стоимости найма 1 кв. метра общей площади жилого помещения.

Норматив общей площади жилого помещения для расчета размера денежной компенсации устанавливается в размере 24 кв. метров — для одиноко проживающего военнослужащего, 36 кв. метров — на семью из 2 человек, 43 кв. метров — на семью из 3 человек, по 12 кв. метров на каждого члена семьи — при численности семьи 4 человека и более.

Предельная стоимость найма 1 кв. метра общей площади жилого помещения ежегодно утверждается Министерством труда и социальной защиты Российской Федерации. Например, на 2016 год действует приказ Министерства труда России от 10.08.2015 № 545н «Об утверждении предельной стоимости найма (поднайма) 1 кв. метра общей площади жилого помещения на 2016 год, применяемой для расчета размера возмещения расходов на наем (поднаем) жилого помещения федеральным государственным гражданским служащим, назначенным в порядке ротации на должность федеральной государственной гражданской службы в федеральный государственный орган, расположенный в другой местности в пределах Российской Федерации» [7].

Автор считает важным, что в настоящее время учитывается местность военной службы при расчете возмещения расходов за наем жилого помещения. Например, предельная стоимость найма (поднайма) 1 кв. метра общей площади жилого помещения на 2016 год в Москве составляет 847,10 руб., в Санкт-Петербурге — 596,44 руб., Севастополе — 506,34 руб., Сахалинской области — 923,09 руб., Республике Адыгея — 214,53 руб., Тюменской области — 599,43 руб. Как мы видим, стоимость найма жилого помещения в различных местностях может существенно различаться.

Итак, увеличение денежной компенсации стало дифференцированным и распространяется только на военнослужащих, имеющих воинское звание офицеров, прапорщиков или мичманов [8].

Для остальных военнослужащих денежная компенсация осталась на прежнем уровне. Такой подход к определению размеров компенсации, как считает В. М. Копров, и автор с ним согласен, предопределен, прежде всего, кризисной ситуацией в экономике страны и, как следствие, ограниченностью бюджета Министерства обороны Российской Федерации на эти цели [9].

Перейдем к рассмотрению вопроса об обеспечении военнослужащих жилыми помещениями на праве собственности.

На сегодняшний день действуют две программы по предоставлению жилья военнослужащим в собственность, в зависимости от даты заключения контракта, представляющие собой:

- выдачу субсидии для приобретения или строительства жилого помещения либо предоставление самого жилого помещения, находящегося в федеральной собственности, по выбору указанных граждан в собственность бесплатно;

- накопительно-ипотечную систему (так называемую «военную ипотеку»).

При этом положение тех военнослужащих, которые получают жилье в собственность (либо единовременную денежную выплату на приобретение или строительство жилого помещения) и военнослужащих, являющихся участниками программы «военная ипотека», различно.

Суммы, которые выделяются в рамках программы «военная ипотека», меньше сумм, выделяемых предыдущей рассматриваемой программой. Ведь военная ипотека рассчитывается на одного военнослужащего без учета его семейного положения.

Вместе с тем, автор выделяет следующий положительный аспект «военной ипотеки». Это срок выдачи целевого жилищного займа. Каждый участник накопительно-ипотечной системы, у которого имеется не менее чем три года участия в указанной системе, будет иметь право на заключение с уполномоченным федеральным органом договора целевого жилищного займа.

Соответственно, если ранее жилье предоставлялось по выслуге лет, в связи с чем военнослужащие долгие годы оставались без собственного жилья, то сейчас функционирует ускоренный механизм приобретения прав собственности на жилье. Но такой механизм предполагает, что военнослужащие в последующем будут осуществлять свою деятельность в Вооруженных Силах Российской Федерации длительный период. В ином случае при досрочном увольнении на участника накопительно-ипотечной системы возлагается обязанность возвратить выплаченные уполномоченным федеральным органом суммы в погашение целевого жилищного займа, а также уплатить проценты по этому займу ежемесячными платежами в срок, не превышающий 10 лет. Начиная со дня увольнения, в этом случае по целевому жилищному займу начисляются проценты по ставке, установленной договором о предоставлении целевого жилищного займа.

Исключение из таких принудительных мер со стороны государства составляют пункты 1 (общая продолжительность военной службы, в том числе в льготном исчислении, двадцать лет и более), 2 (увольнение военнослужащего, общая продолжительность военной службы которого составляет десять лет и более: по достижении предельного возраста пребывания на военной службе; по состоянию здоровья — в связи с признанием его военно-врачебной комиссией ограниченно годным к военной службе; в связи с организационно-штатными мероприятиями; по семейным обстоятельствам, предусмотренным законодательством Российской Федерации) и 4 (увольнение военнослужащего по состоянию здоровья — в связи с признанием его военно-врачебной комиссией не годным к военной службе) статьи 10 Федерального закона от 20.08.2004 № 117-ФЗ «О накопительно-ипотечной системе жилищного обеспечения военнослужащих» (далее — Закон о накопительно-ипотечной системе) [10].

На практике здесь порой возникает следующая ситуация. К примеру, военнослужащий по окончании контракта увольняется с военной службы в связи с тем, что хочет продолжить службу совершенно в другой воинской части, при этом возможно даже и в другом регионе нашего государства. Дело в том, что не всегда военнослужащий может именно перевестись в силу множества сложностей на этом пути. Он выбирает для себя порядок увольнения по окончании контракта. Здесь и возникают проблемы с военной ипотекой. Ведь, согласно части 3 статьи 9 Закона о накопительно-ипотечной системе, одним из оснований для исключения военнослужащего из реестра участников является увольнение его с военной службы. Соответственно, он теряет право на свои накопления.

Автор считает, что необходимо внести изменения в законодательство относительно именно данной ситуации, поскольку цель военнослужащего — не покинуть военную службу, а осуществлять свою деятельность в другом населенном пункте или даже регионе. Поэтому представляется полезным предоставить определенный

срок таким военнослужащим для прихода его на новое место службы с сохранением за предыдущий проработанный период накопленных средств. Многие военнослужащие, кроме того, уточняют, возможно ли совместное приобретение одного жилого помещения по указанной программе, если оба супруга являются военнослужащими.

Однако законопроект о внесении изменений в Закон о накопительно-ипотечной системе, прямо допускающий легальную возможность супругов — участников накопительно-ипотечной системы соединять свои накопительно-ипотечные капиталы, не прошел нужных согласований и в июне 2015 года был снят с повестки законопроектной деятельности Государственной Думы [11].

Между тем, автор считает, что такие нововведения благоприятно могли отразиться на сфере социального обеспечения военнослужащих жильем, поскольку они смогли бы приобрести большее по площади и за более высокую цену жилье.

Относительно участия военнослужащих в накопительно-ипотечной системе нельзя обойти и сферу налогообложения. Многих военнослужащих интересует вопрос, имеют ли они право на имущественный налоговый вычет в связи с приобретением жилья по «военной ипотеке». Данный вопрос долгое время оставался дискуссионным. Более того, отдельные налоговые органы предоставляли такой вычет и за прошедшие годы многие военнослужащие его получили.

Сейчас позиция налоговых органов сформировалась и обладает единообразием. Этому способствовали и письма Министерства финансов Российской Федерации, в том числе письмо от 24.01.2014 № 03-04-07/2503 [12], согласно которым имущественный налоговый вычет при приобретении квартиры налогоплательщиком — участником накопительно-ипотечной системы может быть применен к общей сумме расходов налогоплательщика на приобретение квартиры, уменьшенных на сумму денежных средств, полученных налогоплательщиком на приобретение квартиры из федерального бюджета.

Кроме того, в определениях Конституционного Суда Российской Федерации от 24.01.2013 № 22-О, 24.06.2014 № 1429-О [13] сформирована позиция Конституционного Суда Российской Федерации о том, что решая задачи по стимулированию граждан к улучшению своих жилищных условий, федеральный законодатель вместе с тем предусмотрел случаи, когда право на имущественный налоговый вычет по налогу на доходы физических лиц не применяется. К их числу отнесены случаи, когда улучшение жилищных условий налогоплательщика произведено за счет средств федерального бюджета.

Из представленных заявителями материалов в этих двух рассматриваемых Конституционным Судом Российской Федерации случаях следует, что средства федерального бюджета были предоставлены им на безвозмездной основе и возврат данных средств заявителями не осуществлялся. В соответствии с положениями Закона онакопительно-ипотечной системе, участник накопительно-ипотечной системы обязан возвратить выплаченные уполномоченным федеральным органом суммы в погашение целевого жилищного займа с уплатой процентов только при досрочном увольнении с военной службы.

Соответственно, имущественный налоговый вычет в связи с приобретением жилья подлежит выплате военнослужащим только в случае внесения ими собственных средств, а не поступления средств из бюджета.

Таким образом, подводя итог, можно сказать о том, что вопросы обеспечения военнослужащих жилыми помещениями остаются актуальными на протяжении длительного периода. Автор полагает, что в целом к настоящему времени наблюдается положительная динамика по их решению со стороны государства. Тем не менее, отдельные проблемные моменты еще наблюдаются, в связи с чем необходимо продолжать совершенствование сферы жилищного обеспечения военнослужащих, детальную разработку социальных мер для них, что будет способствовать престижу указанной профессии, росту уверенности военнослужащих в надежной охране и защите их социальных прав и благоприятно отразится на обороноспособности нашего государства.

Литература

1. Российская газета. 2013. № 40 (6016). С. 2.

2. Молодых А. В. Гарантии выполнения государством своих обязательств по обеспечению военнослужащих жильем как фактор обеспечения боеспособности воинских частей / Актуальные проблемы правового обеспечения прохождения военной службы в Российской Федерации // Российский военно-правовой сборник № 5. М.: «За права военнослужащих», 2006. С. 152.

3. Собрание законодательства Российской Федерации. 2014. № 31. Ст. 4398.

4. Собрание законодательства Российской Федерации. 1998. № 22. Ст. 2331.

5. Глухов Е. А. К вопросу о критериях отнесения населенного пункта к категории близлежащего при предоставлении военнослужащим служебных жилых помещений // Право в Вооруженных Силах. 2010. № 8. С. 62-63.

6. Постановление Правительства Российской Федерации от 31.12.2004 № 909 (в редакции от 18.09.2015) «О порядке выплаты денежной компенсации за наем (поднаем) жилых помещений военнослужащим — гражданам Российской Федерации, проходящим военную службу по контракту, гражданам Российской Федерации, уволенным с военной службы, и членам их семей» // Собрание законодательства Российской Федерации. 2005. № 2. Ст. 165.

7. Российская газета. № 200. 2015.

8. Кичигин Н. В. К вопросу о механизме расчета и порядке выплаты денежной компенсации за наем (поднаем) жилых помещений военнослужащим — гражданам Российской Федерации, проходящим военную службу по контракту, гражданам Российской Федерации, уволенным с военной службы, и членам их семей // Право в Вооруженных Силах. 2016. № 2. С. 30.

9. Копров В. М. Трансформация механизма приведения размера денежной компенсации за наем (поднаем) жилья к уровню фактических затрат военнослужащих по найму (поднайму) жилых помещений в процессе законотворческой деятельности органов государственной власти // Право в Вооруженных Силах. 2016. № 2. С. 65.

10. Собрание законодательства Российской Федерации. 2004. № 34. Ст. 3532.

11. Воробьев Е. Г. Информационно-разъяснительная работа о накопительно-ипотечной системе жилищного обеспечения военнослужащих: возникновение, состояние и перспективы развития// Право в Вооруженных Силах. 2015. № 12. С. 51. В данной статье рассматривался Законопроект 599411-6 «О внесении изменений в Закон о накопительно-ипотечной системе».

12. СПС «КонсультантПлюс».

13. СПС «КонсультантПлюс».

Об авторе

Доркина Анастасия Викторовна — кандидат юридических наук, доцент кафедры гуманитарных и общенаучных дисциплин Тюменского высшего военно-инженерного командного училища имени маршала инженерных войск А. И. Прошлякова, Россия.

E-mail: [email protected]

V. Dorkina

IN RELATION TO HOUSING SUPPORT OF MILITARY PERSONNEL

This article is about housing support of military personnel. Housing right programs for them are analyzed, identified problems and recommendations to resolve these problems are proposed. This article considers actual problems of supporting military personnel by rented housing.

Key words: housing support, military personnel, rented housing, housing ownership.

About the author

Dorkina Anastasiya Viktorovna — Candidate of Juridical Sciences, Associate Professor at the Department of Humanities and General Scientific Discipline, Marshal of Engineer Troops A. I. Proshlyakov Tyumen Higher Military Engineering Command Institute (Military Institute), Russia.

E-mail: [email protected]

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.