Научная статья на тему 'ПРЕДОСТАВЛЕНИЕ ГОСУДАРСТВЕННЫХ УСЛУГ В ЭЛЕКТРОННОМ ВИДЕ: ПРОБЛЕМЫ РЕАЛИЗАЦИИ, ПРАВО ПРИМЕНЕНИЯ'

ПРЕДОСТАВЛЕНИЕ ГОСУДАРСТВЕННЫХ УСЛУГ В ЭЛЕКТРОННОМ ВИДЕ: ПРОБЛЕМЫ РЕАЛИЗАЦИИ, ПРАВО ПРИМЕНЕНИЯ Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
212
46
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ГОСУДАРСТВЕННАЯ УСЛУГА / ЭЛЕКТРОННАЯ ФОРМА / ИНТЕРНЕТ / ОБРАЩЕНИЕ ГРАЖДАН / PUBLIC SERVICE / ELECTRONIC FORM / INTERNET / TREATMENT OF CITIZENS

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Шаляева Юлия Владимировна, Сорокин Сергей Владимирович

В данной статье рассмотрена правовая регламентация предоставления государственных услуг с применением современных технологий. Проведен анализ нормативно-правовых актов. Изложена авторская позиция относительно проблем оказания гражданам государственных услуг в электронном виде. Изучена практика реализации норм предоставления государственных услуг в электронном виде. Выявлены проблемы применения на практике оказания государственных услуг в электронном виде.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Шаляева Юлия Владимировна, Сорокин Сергей Владимирович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE PROVISION OF PUBLIC SERVICES IN ELECTRONIC FORM: IMPLEMENTATION ISSUES THE RIGHT APPLICATION

This article examines the legal regulation of the provision of public services using modern technologies. The analysis of normative-legal acts. Author's position on the issues of rendering state services in electronic form. Studied the practice of implementation of the rules of rendering state services in electronic form. Identified the problem of applying in practice the provision of public services in electronic form.

Текст научной работы на тему «ПРЕДОСТАВЛЕНИЕ ГОСУДАРСТВЕННЫХ УСЛУГ В ЭЛЕКТРОННОМ ВИДЕ: ПРОБЛЕМЫ РЕАЛИЗАЦИИ, ПРАВО ПРИМЕНЕНИЯ»

www.sibac.info

естественно, что закон не стоит на месте, с каждым годом усовершенствуются старые и издаются новые нормы, регулирующие наследственные правоотношения.

Список литературы:

1. Гражданский кодекс Российской Федерации (часть третья) от 26 ноября 2001 г. № 146-ФЗ (с учетом поправок от 21.03.2002 г. № 31-Ф3) (действующая редакция 23.05.2016 г.) // «Российская газета» от 28.11.2001. № 233; «Парламентская газета» от 28 ноября 2001 г., № 224; Собрание законодательства Российской Федерации от 3 декабря 2001 г., № 49, Ст. 4552.

2. Абраменков М.С. Призвание к наследованию по праву представления // Наследственное право. - 2013. - № 2.

3. Алешина А.А., Косовская В.А. Наследники по закону и очередность их призвания к наследству в Российской Федерации и зарубежных странах // Правовое общество. - 2014. - С. 72-76.

4. Мигачева А.Ю. Отражение принципа справедливости в некоторых институтах наследственного права // Сборник статей Международной научно-практической конференции «Защита частных прав: проблемы теории и практики». - Иркутск. - 2012. - С. 71-72.

ПРЕДОСТАВЛЕНИЕ ГОСУДАРСТВЕННЫХ УСЛУГ

В ЭЛЕКТРОННОМ ВИДЕ: ПРОБЛЕМЫ РЕАЛИЗАЦИИ, ПРАВО ПРИМЕНЕНИЯ

Шаляева Юлия Владимировна

канд. ист. наук, заведующая кафедрой международного права и сравнительного правоведения института истории и права Хакасского государственного университета им. Н. Ф. Катанова,

РФ, Республика Хакасия, г. Абакан E-mail: [email protected]

Сорокин Сергей Владимирович

студент 1 курса, кафедра гражданского права и процесса

института истории и права Хакасского государственного университета им. Н.Ф. Катанова,

РФ, Республика Хакасия, г. Абакан E-mail: serzh. sorokin. 19 79@bk. ru

СибАК

www.sibac.info

THE PROVISION OF PUBLIC SERVICES IN ELECTRONIC FORM: IMPLEMENTATION ISSUES THE RIGHT APPLICATION

Julia Shalaeva

candidate of historical Sciences, head of chair of international and comparative law of the Institute of history and law, Khakass state University. N.F. Katanov, Russia, Republic of Khakassia, Abakan

Sergey Sorokin

1st year student, Department of Criminal Law and Criminology

of the Institute of History and Law of Khakass State University them. N.F. Katanov, Russia, Republic of Khakassia, Abakan

АННОТАЦИЯ

В данной статье рассмотрена правовая регламентация предоставления государственных услуг с применением современных технологий. Проведен анализ нормативно-правовых актов. Изложена авторская позиция относительно проблем оказания гражданам государственных услуг в электронном виде. Изучена практика реализации норм предоставления государственных услуг в электронном виде. Выявлены проблемы применения на практике оказания государственных услуг в электронном виде.

ABSTRACT

This article examines the legal regulation of the provision of public services using modern technologies. The analysis of normative-legal acts. Author's position on the issues of rendering state services in electronic form. Studied the practice of implementation of the rules of rendering state services in electronic form. Identified the problem of applying in practice the provision of public services in electronic form.

Ключевые слова: государственная услуга; электронная форма; интернет; обращение граждан.

Keywords: public service; electronic form; the Internet; treatment of citizens.

В Российской Федерации, как и в других странах мира, сфера оказания государственных услуг приобретает очень высокую значимость в обеспечении интересов современного общества. В век

www.sibac.info

информационно-коммуникативных технологий, которые фактически полностью охватили жизнь, государственные органы и общество стремятся к более эффективному взаимодействию между собой. Задачей государственных органов, в данном случае, является гарантия доступности оказания государственной услуги для гражданина.

В России понятие и правовое регулирование предоставление государственных услуг указано в Федеральном Законе № 210-ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг» от 27 июля 2010 г. [8].

В Российской Федерации термин «государственная услуга» появился сравнительно недавно, в период административно-территориальной реформы, и определен в Указе Президента РФ от 9 марта 2004 г. № 314-ФЗ «О системе и структуре органов исполнительной власти» [7], но само понятие «государственная услуга» было раскрыто позднее [2].

Закон о государственных услугах определяет следующие: характеристики «Государственная услуга - это деятельность по реализации функций соответственно федерального органа исполнительной власти, государственного внебюджетного фонда, исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации, а также органа местного самоуправления при осуществлении отдельных государственных полномочий, переданных федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации, которая осуществляется по запросам заявителей в пределах установленных нормативными правовыми актами Российской Федерации и нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации полномочий органов, предоставляющих государственные услуги [8]». Следовательно, государственная услуга - это деятельность по реализации функций государственных органов, которая осуществляется по запросам заявителей и не противоречит нормам законодательства.

В соответствии с Федеральным законом № 210-ФЗ, заявитель имеет право на получение полной, актуальной и достоверной информации о порядке предоставления государственных услуг, в том числе в электронной форме, если это не запрещено законодательством Российской Федерации [8]. Данным законом предусмотрен принцип доступности обращения за предоставлением государственной услуги, в том числе для лиц с ограниченными возможностями здоровья.

Пункт 6 ст. 2 Федерального закона № 210-ФЗ определяет порядок предоставления государственных и муниципальных услуг в электронной форме, включая использование единого портала

^ СибАК

www.sibac.info

государственных и муниципальных услуг и (или) региональных порталов государственных и муниципальных услуг [8], а также использование универсальной электронной карты. В рамках такого предоставления осуществляется электронное взаимодействие между государственными органами, органами местного самоуправления, организациями и заявителями.

Одним из достоинств закона о государственных и муниципальных услугах является утверждение принципа «одного окна» при получении услуги и возможность ее оказания в электронной форме.

Единой точкой доступа в России для физических и юридических лиц к информации о государственных услугах в электронном виде выступает «Единый портал государственных и муниципальных услуг» [2]. Прежде чем воспользоваться услугами портала, необходимо сначала зарегистрироваться, а потом получить пароль доступа.

Чтобы выявить проблемы предоставления государственных услуг, рассмотрим предоставление электронных услуг.

Процесс предоставления электронной услуги является не до конца завершенным. Весь процесс оказания государственной услуги в электронном виде можно условно разделить на три этапа: 1) обращение с заявлением; 2) работа с оригиналами документов, которые гражданин должен предоставить для определения права; 3) получение гражданином конечного результата - выдача желаемого документа. Проблемным моментом является, то, что ни одним из нормативных актов не предусмотрена передача документа, удостоверяющего личность иному лицу, в связи с чем, гражданин должен для получения конечного результата явиться лично.

Во-первых, если гражданин подал заявление через «Единый портал государственных и муниципальных услуг», то ему необходимо прибыть в организацию (учреждение) в назначенное ему специалистом время и предоставить оригиналы документов, поставить свою подпись под заявлением.

Федеральным законом № 210-ФЗ предусмотрено межведомственное электронное взаимодействие по запросу органа, предоставляющего государственную услугу, но, к сожалению, не каждая организация наделена такими полномочиями.

Рассмотрим вышесказанное на примере отдела ОГИБДД МО МВД России «Минусинский».

На Едином портале государственных и муниципальных услуг указаны следующие услуги, которые предоставляет ОГИБДД МО МВД России «Минусинский» [4]: 1) Государственная услуга по приёму квалификационных экзаменов на получение права

www.sibac.info

на управление автомототранспортными средствами, трамваями, троллейбусами, выдача водительских удостоверений и временных разрешений; 2) предоставление сведений об административных правонарушениях в области дорожного движения; 3) регистрация автомототранспортных средств и прицепов к ним в ГИБДД РФ; 4) государственная функция по осуществлению приема граждан, обеспечение своевременного и в полном объеме рассмотрения устных и письменных обращений граждан, принятие по ним решений и направление заявителям ответов в установленный законодательством Российской Федерации срок.

В г. Минусинске Красноярского края при обращении гражданина через Единый портал государственных и муниципальных услуг с заявлением о регистрации транспортного средства действует следующая схема: 1) в течении трех рабочих дней гражданин получает приглашение прибыть в отдел ОГИБДД МО МВД России «Минусинский» для предъявления оригиналов документов;

2) сотрудник отдела проводит сверку данных из заявления, полученного в электронном виде, примет окончательное решение;

3) в случае успешного выполнения проверок и отсутствия вопросов по несовпадению данных заявления гражданину предоставляется запрашиваемая им услуга, а при установлении обстоятельств, не позволяющих совершить действия в соответствии с действующим законодательством, направляется мотивированный отказ, путем изменения в подсистеме «Госуслуги» статуса заявки [6].

В организациях (учреждениях) существует свой регламент, в соответствии с которым, гражданин при обращении должен предоставить перечень необходимых документов для оказания ему соответствующей услуги. Для каждой организации он разный, единого перечня документов не существует.

С точки зрения О.С. Грунистой, решением данной проблемы может стать система подготовки государственных услуг к переводу в электронный вид. (СПГУ) [3] СПГУ это - информационная система, реализующая перевод государственных услуг в электронный вид путём организации неразрывного, связного и целостного процесса их подготовки и последующего применения полученных результатов (метаданных, моделей процессов) для исполнения государственных услуг в автоматизированном режиме.

По мнению С.Н. Лизина, для решения данной проблемы будет полезна идея архива документов личного хранения [5]. Суть идеи состоит в том, что при личном обращении гражданина в орган власти или многофункциональный центр оказания услуг, предъявляемые

^ СибАК

www.sibac.info

им документы личного хранения сканируются, заверяются электронной подписью оператора и сохраняются в архиве. После этой процедуры данные документы могут использоваться при подаче заявления через порталы государственных и муниципальных услуг уже в электронной форме. Во-вторых, еще одним проблемным моментом оказания государственной услуги в электронном виде при постановке на учет транспортного средства является недостаток в системе самого портала госуслуг, т. к. гражданин в сутки может сделать только одно заявку о регистрации транспортного средства.

В-третьих, вышеуказанным законом предусмотрено использование электронной подписи при оказании государственных услуг. В настоящее время распространение среди граждан электронной подписи не приобрело широкого масштаба, это обусловлено достаточно сложным механизмом ее получения. В то же время, использование электронной подписи предполагает наличие технических средств, для ее использования. В-четвертых, проблемой отдаленных районов является низкое качество интернета, а также низкая грамотность населения при использовании интернет ресурсов.

К инновациям в сфере предоставления государственных услуг, бесспорно, можно отнести предоставление государственных услуг в электронном виде, это предусматривает обращение гражданина к Единому порталу государственных услуг. Обратиться за государственной услугой на Единый портал может только сам гражданин, а не организация или лицо, которым гражданин вверил ведение своего дела.

Таким образом, подача документов в электронном виде, в отличие от других способов, становится все более удобной и выгодной услугой. Во-первых, подать заявление можно в любое удобное для заявителя время, во-вторых, не требуется посещения офисов приема; что позволит избежать очереди, в-третьих, срок рассмотрения заявления, как и при личном обращении не меняется.

К инновациям в сфере предоставления государственных услуг можно отнести мониторинг качества их предоставления с точки зрения самих граждан. Для этого был создан Интернет-ресурс «Ваш контроль» (www.vashkontrol.ru). На данном сайте можно дать свою оценку качеству предоставления оказанной услуги [1].

Исходя из вышеизложенного, можно сделать вывод, что, хотя понятие «государственные услуги» появилось сравнительно недавно, в отличие от зарубежных стран, в настоящее время в Российской Федерации сформирована нормативно-правовая база для перехода на новый формат взаимодействия власти и общества, и ведется

www.sibac.info

апробация системы, предоставляющей государственные услуги

на практике.

Список литературы:

1. Ваш контроль - [Электронный ресурс]. - Режим доступа: URL www.vashkontrol.ru // [свободный доступ]. (Дата обращения 04.06.2016).

2. Государственные (муниципальные) услуги и функции: сущность правовых категорий [Текст] / И.П. Давыдова // Конституционное и муниципальное право: науч.-практ. и информ. изд. - 2013. - № 9. -С. 25.

3. Грунистая О.С. Государственные электронные услуги: проблемы и пути их решения // Сборники конференций НИЦ Социосфера. 2014. № 1 С. 91-95.

4. Единый портал государственных и муниципальных услуг - [Электронный ресурс]. - Режим доступа: - URL: http://www.gosuslugi.rU/pgu/cat/POPULAR.html#online // [свободный доступ]. (Дата обращения 03.06.2016).

5. Предоставление электронных госуслуг. - [Электронный ресурс]. - Режим доступа: URL: http://адмреформа.рф/documents/document/view/266 (открытый доступ по сост. на 25.02.2016 г.) (Дата обращения 03.06.2016).

6. Приказ МВД России от 7 августа 2013 г. № 605.

7. «Об утверждении Административного регламента Министерства внутренних дел Российской Федерации по предоставлению государственной услуги по регистрации автомототранспортных средств и прицепов к ним». // Справочно-правовая система «Консультант плюс» (Дата обращения 03.06.2016).

8. Указ Президента РФ от 9 марта 2004 г. № 314-Ф3 «О системе и структуре органов исполнительной власти». // Справочно-правовая система «Консультант плюс» (Дата обращения 03.06.2016).

9. Федеральный Закон № 210-ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг» от 27 июля 2010 г. // Справочно-правовая система «Консультант плюс» (Дата обращения 03.06.2016).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.