УДК 342.51 ББК 67.9
DOI 10.24411/2073-3313-2019-10278
АДМИНИСТРАТИВНЫЕ ПРОЦЕДУРЫ ОКАЗАНИЯ ГОСУДАРСТВЕННЫХ УСЛУГ ОРГАНАМИ ИСПОЛНИТЕЛЬНОЙ ВЛАСТИ
Главная проблематика
Николай Вячеславович НАГАЕВ, аспирант Вятского государственного университета E-mail: [email protected]
Научная специальность: 12.00.14 — административное право; административный процесс
Аннотация. Основополагающей целью административной реформы, проводимой в России, является значительное повышение эффективности государственного и муниципального управления. Главным вектором в достижении указанной цели является уровень качества и доступность государственных и муниципальных услуг как базового элемента эффективности государственного управления. Качество человеческой жизни является также важнейшим понятием, непосредственно определяющим ключевые направления деятельности органов государственной и муниципальной власти. Рациональное развитие новых технологий непосредственно позволяет вместо традиционного бумажного документооборота кардинальным образом изменить многовековые методы ведения коммерческих транзакций за счет грамотного и комплексного использования электронных документов. Таким образом, подача документов в электронном виде, в отличие от множества других методов, становится все более удобной и по-настоящему прибыльной услугой.
Ключевые слова: административные процедуры, государство, услуга, политика, управление, муниципальные услуги, инновация.
Annotation. The fundamental goal of the administrative reform carried out in Russia is a significant increase in the efficiency of state and municipal government. The main vector in achieving this goal is the level of quality and availability of state and municipal services as a basic element of the effectiveness of public administration. The quality of human life is also the most important concept directly determining the key areas of activity of state and municipal authorities. Rational development of new technologies directly allows, instead of traditional paper workflow, to radically change the centuries-old methods of conducting commercial transactions through the competent and integrated use of electronic documents. Thus, the filing of documents in electronic form, unlike many other methods, is becoming more convenient and truly profitable service.
Keywords: administrative procedures, state, service, policy, management, municipal services, innovation.
Научный руководитель: П.И. Кононов, профессор кафедры конституционного, административного права и правового обеспечения государственной службы Вятского государственного университета, доктор юридических наук
Порядок оказания государственных и муниципальных услуг непосредственно определяется соответствующими нормативными правовыми актами, в частности, административным регламентом, который
должен быть принят для каждой государственной и муниципальной службы1.
Практическая реализация Федерального закона «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг» от 27 июля
ЗАКОН И ПРАВО • 06-2019
2010 г. № 210-ФЗ2 (далее — Федеральный закон № 210-ФЗ) предусматривает решение большого ряда проблем, некоторые из которых активным образом обсуждались и обсуждаются в современном научном сообществе, в частности, уточнение системы нормативных правовых актов в соответствии с уровнем государственных органов; отказ от декларативного принципа обслуживания; признание в качестве муниципальной службы реализации полномочий органов местного самоуправления3.
Эта тема является действительно амбициозной и непосредственно затрагивает большинство различных областей взаимодействия между государством, муниципалитетами и гражданами. Федеральный закон № 210-ФЗ регулирует деятельность государственных структур, выбрав термин «услуга», в котором указано конечное направление взаимоотношений между юридическими лицами, частными лицами и поставщиками общественных услуг 4
Основным преимуществом указанных норм Закона является то, что он непосредственно организует, систематизирует и делает попытку тщательно упростить отношения между государством и физическими и юридическими лицами5.
При оказании услуг государственные (муниципальные) органы непосредственно напрямую плотно взаимодействуют с заявителями (гражданами и организациями), что дает полное снование говорить об уровне качества обслуживания, которое довольно часто неверно интерпретируется как качество услуг6.
Отметим, что на самом деле государственные услуги не могут быть охарактеризованы с точки зрения качества, полезности для клиента (заявителя), поскольку их итоговым результатом являются права, которые не имеют каких-либо качественных характеристик (они либо существуют, либо их не существует)7.
Однако необходимо заметить, что процесс получения услуги, конечно, можно и нужно оценивать с этой точки зрения. Качество обслуживания в отечественной практике следует оценивать по-разному: время, проведенное в очереди на подачу заявки, удобство условий ожидания и транспортная доступность места приема, полнота и четкость информации и т.д.8.
В России на данном этапе есть действительно серьезные предпосылки для планомерного развития электронных услуг, поскольку мы традиционно установили и поддерживаем действительно высокий уровень образования населения, а также постоянно растущий спрос и предложе-
ние в российском секторе информационных тех-нологий9.
Согласование всей системы предоставления государственных услуг в электронной форме непосредственно явилось одним из факторов, позволивших Российской Федерации совершить серьезный прорыв в рейтинге ООН по развитию электронного правительства в 2009 — 2012 гг.10.
Всего за несколько лет Россия поднялась сразу на 32 позиции — с 59-го на 27-е место, а из стран, население которых превышает 100 млн человек, Россия заняла 3-е место в рейтинге после США (310 млн, 5-е место рейтинга ООН) и Японии (127 млн, 18-е место в рейтинге ООН). По версии того же рейтинга ООН, опубликованного в 2014 г., Россия сохранила прежнюю позицию (27-е место)11.
Следует сказать, что в декабре 2013 г. Министерством связи и массовых коммуникаций России совместно с Министерством экономического развития России была разработана Концепция развития механизмов предоставления государственных и муниципальных услуг в электронном виде, в которой непосредственно определены основные цели, принципы и мероприятия по дальнейшему развитию электронных услуг на период до 2020 г. Утвержден план мероприятий по ее реализации12.
Следует отметить, что проблема, связанная с предоставлением государственных услуг, в свою очередь, заключается в полном отсутствии системы информирования потребителей государственных услуг. Например, при регистрации лица в качестве индивидуального предпринимателя большинство людей просто не знают, какие суммы налогов и в какой период времени им нужно заплатить, как они должны зарегистри-роваться13.
Если же заявитель, в свою очередь, интересуется информацией о конкретной услуге, возникают трудности, не все потребители государственных услуг имеют доступ к Интернету, многие не понимают информацию, содержащуюся в документах, и нет бесплатных информационных и консультационных центров. Из сказанного можно сделать вывод, что необходимы общественный мониторинг и значительное повышение открытости процессов предоставления общественных социальных услуг обществу14.
Успешной реализации данной цели может послужить опыт применения передовых технологий в других странах, а также разработки системы передачи знаний и навыков при внедрении организационных и управленческих технологий,
ЗАКОН И ПРАВО • 06-2019
практика внедрения организационных структур в государственную социальную сеть, отвечающих за поиск, разработку и внедрение передовых организационных и управленческих технологий 15
В целях дальнейшего развития системы предоставления государственных и муниципальных услуг в электронной форме Правительство Российской Федерации (постановление № 236 от 26.03.2016 г.16) утвердило требования к предоставлению электронных государственных и муниципальных услуг. Этот акт непосредственно отражает «модульный принцип» перевода услуг в электронную форму, ранее предложенный Минэкономразвития России17.
Таким образом, проведена работа по определению целевой модели предоставления всех федеральных государственных услуг в электронном виде.
Актуальность проблемы значительного повышения эффективности управления государственными услугами значительно возрастает в современных условиях функционирования системы государственного управления. Эта проблема не может быть решена без использования современных методологий управления в работе государственных органов, которые с точки зрения сложности адекватны новым условиям и требуют, чтобы система государственного управления была быстрой и прозрачной по отношению к требованиям внешней среды.
1 Предоставление электронных госуслуг // URL: http:// aflMpe(£opMa.p(£/documents/document/view/266 (Открытый доступ по сост. на 25.02.2016 г.) (Дата обращения: 30.01.2019)
2 Федеральный закон от 27.07.2010 г. № 210-ФЗ (ред. от 29.07.2018 г.) «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг» // СПС «Консультант Плюс»
3 Публичные услуги и право: научно-практическое пособие / Под ред. Ю.А. Тихомирова. М., 2017. С. 226.
4 Тамбовцев В.Л. Стандарты публичных услуг: экономическая теория, международный опыт и российские реформы // URL: www. twirpx. com. (Дата обращения: 30.01.2019)
5 Исупова И.Н. Многофункциональные центры как основной механизм повышения эффективности предоставления государственных услуг населению в России // Общество: Политика. Экономика. Право. 2016. № 1—2. С. 18.
6 Кнутов А., Плаксин С., Чаплинский А. Государствен-
ный и муниципальный контроль (надзор) в отношении
граждан: нормативное регулирование и реализация на
практике. М.: ИД Высшей школы экономики, 2015.
С. 132.
7 Комплексные услуги, обзор опыта реализации принципа «одного окна», многофункциональный центр как организационная форма реализации права одного окна // URL: http://gosreforma.ru/docs/obosnovanie-sozdaniya-mnogofunkczionalnyix-czentrov-predostavleniya-gosudarstvennyix-i-municzipalnyix-uslug1.html (Дата обращения: 29.01.2019)
8 Морозова Е.В. Понятие государственной услуги: правовые аспекты // Право и государство: теория и практика. 2016. № 5. С. 97.
9 Пленарное заседание. Представление и обсуждение законопроектов «Об административных регламентах в исполнительных органах государственной власти в Российской Федерации» и «О стандартах государственных услуг» // URL:http://www.gisa.ru/31677.html (Дата обращения: 28.01.2019)
10 Портал административной реформы // URL: http:// ar.gov.ru (Дата обращения: 29.01.2019)
11 Правительство России. Селекторное совещание о развитии сети многофункциональных центров государственных и муниципальных услуг // URL: http:// government.ru/news/8723 (Дата обращения: 29.01.2019)
12 Ваш контроль // URL www.vashkontrol.ru// (Свободный доступ). (Дата обращения: 30.01.2019)
13 Кирин A.B., Побежимова Н.И. Актуальные проблемы административного права // Административное право и процесс. 2014. № 3. С. 14.
14 Белов C.A. Принципы правового регулирования деятельности по оказанию государственных услуг // Публичные услуги: правовое регулирование (российский и зарубежный опыт): Сб. / Под общ. ред. Е.В. Гриценко, H.A. Шевелевой. М., 2017. С. 69.
15 Грунистая O.C. Государственные электронные услуги: проблемы и пути их решения // Сб-ки конф-й НИЦ Социосфера. 2014. № 1. С. 95.
16 Постановление Правительства РФ от 26.03.2016 г. № 236 (ред. от 20.11.2018 г.) «О требованиях к предоставлению в электронной форме государственных и муниципальных услуг» // СПС «Консультант Плюс»
17 Кирин A.B., Побежимова Н.И. Указ. соч. С. 15.
Библиографический список
1. Федеральный закон от 27.07.2010 г. № 210-ФЗ (ред. от 29.07.2018 г.) «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг» // СПС «Консультант Плюс»
2. Постановление Правительства РФ от 26.03.2016 г. № 236 (ред. от 20.11.2018 г.) «О требованиях к предоставлению в электронной форме государственных и муниципальных услуг» // СПС «Консультант Плюс»
3. Правительство России. Селекторное совещание о развитии сети многофункциональных центров государственных и муниципальных услуг // URL: http://government.ru/news/8723 (Дата обращения: 29.01.2019)
4. Белов C.A. Принципы правового регулирования деятельности по оказанию государствен-
ЗАКОН И ПРАВО • 06-2019
ных услуг // Публичные услуги: правовое регулирование (российский и зарубежный опыт): Сб. / Под общ. ред. Е.В. Гриценко, H.A. Шевелевой. М., 2017.
5. Пленарное заседание. Представление и обсуждение законопроектов «Об административных регламентах в исполнительных органах государственной власти в Российской Федерации» и «О стандартах государственных услуг» // URL:http://www.gisa.ru/31677.html (Дата обращения: 28.01.2019)
6. Грунистая О.С. Государственные электронные услуги: проблемы и пути их решения // Сб-ки конф-й НИЦ Социосфера. 2014. № 1.
7. Исупова И.Н. Многофункциональные центры как основной механизм повышения эффективности предоставления государственных услуг населению в России // Общество: Политика. Экономика. Право. 2016. № 1—2.
8. Кирин A.B., Побежимова Н.И. Актуальные проблемы административного права // Административное право и процесс. 2014. № 3.
9. Кнутов A, Плаксин С., Чаплинский A. Государственный и муниципальный контроль (надзор) в отношении граждан: нормативное регулирование и реализация на практике. М.: ИД Высшей школы экономики, 2015.
10. Комплексные услуги, обзор опыта реализации принципа «одного окна», многофункциональный центр как организационная форма реализации права одного окна // URL: http:// gosreforma.ru/docs/obosnovanie-sozdaniya-mnogofunkczionalnyix-czentrov-predostavleniya-gosudarstvennyix-i-municzipalnyix-uslug1.html (Дата обращения: 29.01.2019)
11. Морозова Е.В. Понятие государственной услуги: правовые аспекты. // Право и государство: теория и практика. 2016. № 5. С. 97.
12. Портал административной реформы // URL: http://ar.gov.ru (Дата обращения: 29.01.2019)
13. Предоставление электронных госуслуг // URL: http://адмреформа.рф/documents/docu-ment/view/266 (Открытый доступ по сост. на 25.02.2016 г.) (Дата обращения: 30.01.2019)
14. Публичные услуги и право: научно-практическое пособие / Под ред. Ю.А. Тихомирова. М., 2017.
15. Тамбовцев В.Л. Стандарты публичных услуг: экономическая теория, международный опыт и российские реформы // URL: www. twirpx. com (Дата обращения: 30.01.2019)
ЗАКОН И ПРАВО • 06-2019