Научная статья на тему 'Необходимые элементы организации управления оказанием государственных (муниципальных) услуг физическим и юридическим лицам на уровне субъекта Российской Федерации'

Необходимые элементы организации управления оказанием государственных (муниципальных) услуг физическим и юридическим лицам на уровне субъекта Российской Федерации Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
168
28
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
схема / регламент / услуга / госу­ дарство / регулирование / управление / scheme / regulation / service / state / regu­ lation / management.

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Николай Вячеславович Нагаев

В исполнительной власти процесс предоставления услуг можно рассматривать как на­ бор последовательных административных процессов и процедур. Их результаты предоставляют заявите­ лю преимущество, которое соответствует определен­ ным параметрам и удовлетворяет его потребности. Технологическая схема муниципальной службы — это описание требований, условий и процесса предос­ тавления услуги, содержащее подробные пояснения, в том числе не формализованные в административ­ ных регламентах и других нормативных правовых актах. Проект технологической схемы согласовыва­ ется с исполнительными органами государственной власти субъекта, ответственного за повышение каче­ ства государственных услуг. Принятие такого реше­ ния привело к тому, что местные органы власти, пре­ доставляющие муниципальные услуги, были практи­ чески исключены из процесса разработки этого до­ кумента.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Necessary elements of the organization of managing the provision of state (municipal) services to physical and legal entities at the level of the subject of the Russian Federation

In the executive branch, the process of providing services can be viewed as a set of consistent administrative processes and procedures. Their results provide the applicant with an advantage that meets cer­ tain parameters and satisfies his needs. The technologi­ cal scheme of the municipal service is a detailed de­ scription of the requirements, conditions and the pro­ cess of providing the service, containing detailed expla­ nations, including those not formalized in administra­ tive regulations and other regulatory legal acts. The draft technological scheme is coordinated with the executive bodies of state power of the entity responsible for im­ proving the quality of public services. The adoption of such a decision led to the fact that local authorities pro­ viding municipal services were virtually excluded from the process of developing this document.

Текст научной работы на тему «Необходимые элементы организации управления оказанием государственных (муниципальных) услуг физическим и юридическим лицам на уровне субъекта Российской Федерации»

УДК 342.92 ББК 67

DOI 10.24411/2312-0444-2019-10102

НЕОБХОДИМЫЕ ЭЛЕМЕНТЫ ОРГАНИЗАЦИИ УПРАВЛЕНИЯ ОКАЗАНИЕМ ГОСУДАРСТВЕННЫХ (МУНИЦИПАЛЬНЫХ) УСЛУГ ФИЗИЧЕСКИМ И ЮРИДИЧЕСКИМ ЛИЦАМ НА УРОВНЕ СУБЪЕКТА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Николай Вячеславович НАГАЕВ, аспирант Вятского государственного университета E-mail: nagaev-43@mail.ru

Научная специальность: 12.00.14 — административное право; административный процесс

Научный руководитель: П.И. Кононов, профессор кафедры конституционного, административного

права и правового обеспечения государственной службы Вятского государственного университета, доктор юридических наук

Аннотация. В исполнительной власти процесс предоставления услуг можно рассматривать как набор последовательных административных процессов и процедур. Их результаты предоставляют заявителю преимущество, которое соответствует определенным параметрам и удовлетворяет его потребности. Технологическая схема муниципальной службы — это описание требований, условий и процесса предоставления услуги, содержащее подробные пояснения, в том числе не формализованные в административных регламентах и других нормативных правовых актах. Проект технологической схемы согласовывается с исполнительными органами государственной власти субъекта, ответственного за повышение качества государственных услуг. Принятие такого решения привело к тому, что местные органы власти, предоставляющие муниципальные услуги, были практически исключены из процесса разработки этого документа.

Ключевые слова: схема, регламент, услуга, государство, регулирование, управление.

Правовое регулирование перечня государственных (муниципальных) услуг должно обеспечивать, чтобы их окончательный эффект для граждан и организаций-клиентов предшествовал порядку их предоставления. Одной из целей законодательного регулирования является создание условий для ликвидации услуг, которые являются необоснованными и неэффективными с социальной точки зрения1.

Проблемы, с которыми сталкиваются граждане и организации при обращении за государ-

Annotation. In the executive branch, the process of providing services can be viewed as a set of consistent administrative processes and procedures. Their results provide the applicant with an advantage that meets certain parameters and satisfies his needs. The technological scheme of the municipal service is a detailed description of the requirements, conditions and the process of providing the service, containing detailed explanations, including those not formalized in administrative regulations and other regulatory legal acts. The draft technological scheme is coordinated with the executive bodies of state power of the entity responsible for improving the quality of public services. The adoption of such a decision led to the fact that local authorities providing municipal services were virtually excluded from the process of developing this document.

Keywords: scheme, regulation, service, state, regulation, management.

ственными (муниципальными) услугами, известны.

Основными из них являются2:

■ низкое качество организации процесса пре-

доставления государственных (муниципальных) услуг, что связано с необходимостью подачи большого количества документов и выполнения большого количества промежуточных действий3;

■ долгосрочное решение4;

■ высокий уровень административного усмотрения исполнителей государственной (муниципальной) службы;

№ 2/2019

■ отсутствие информации о порядке предоставления услуг и установленном порядке досудебного (внесудебного) обжалования действий (бездействия) должностных лиц;

■ трудности в получении государственных (муниципальных) услуг, вызванные ограничениями во времени, выбором места исполнения и другими обстоятельствами их предоставления (в том числе недостаточным количеством или отсутствием многофункциональных центров, информационных киосков);

■ работа порталов по предоставлению государ-

ственных (муниципальных) услуг в регионах в тестовом режиме или их полное отсутствие на муниципальном уровне и т.д.5.

Кроме того, проблемы усугубляются тем, что административная культура российских чиновников не ориентирована на заявителя (получателя), в частности, на повышение качества и доступности государственных (муниципальных) услуг6.

Технологические схемы муниципальных услуг разрабатываются для типовых муниципальных услуг в соответствии с Планом мероприятий по дальнейшему развитию системы предоставления государственных и муниципальных услуг по принципу «одно окно» в многофункциональных центрах на 2016 — 2018 годы (утв. распоряжением Правительства РФ от 21.04. 2016 г. № 747-р)7.

Разработка технологических схем должна осуществляться рабочими группами, специально созданными в субъектах Российской Федерации для каждой типовой муниципальной службы.

В отличие от административного регламента технологическая схема является более подробным документом. И одной из его особенностей является использование понятия «подуслуги»8.

В данном случае это одно из направлений деятельности местного самоуправления по оказанию им муниципальных услуг9. В то же время конкретная муниципальная служба характеризуется уникальными требованиями — либо к категориям претендентов, либо к составу необходимых документов, либо к ее результатам10.

Несомненно, эти рабочие группы должны координировать работу с местными органами власти, чтобы обеспечить различные варианты технологических схем муниципальных услуг. Вполне возможно, что для решения этой проблемы следует применять модульный подход11.

Анализируя региональный опыт предоставления государственных (муниципальных) услуг

в Российской Федерации, можно констатировать, что в целом подходы к предоставлению государственных (муниципальных) услуг в субъектах Российской Федерации примерно одинаковы, поскольку в соответствии с Конституцией Российской Федерации все субъекты имеют одинаковые права и возможности; юридические, финансовые, информационные и иные условия предоставления услуг принципиально не различаются12.

Однако конкретное схематическое описание порядка взаимодействия участников этого процесса еще не формализовано13.

Анализ содержания административных регламентов позволил выявить, что разработчики некоторых административных регламентов механически дублируют положения других нормативных актов.

В связи с этим такие административные регламенты носят формальный характер, они не содержат структурированного описания процесса оказания муниципальных услуг. Соответственно, им не хватает технологических карт межведомственного сотрудничества, которые необходимы для предоставления услуг.

Административные регламенты перегружены описаниями избыточных процедур и документов. Некоторая информация, включенная в правила, не имеет значения.

Таким образом, без решения проблем, сопровождающих разработку административных регламентов муниципальных услуг, качество их предоставления не повысится, ситуация только ухудшится.

На наш взгляд, целесообразно создать схему (модель) оказания государственных (муниципальных) услуг физическим и юридическим лицам на уровне субъекта Российской Феде-

рации14.

Одним из необходимых элементов организации управления является мониторинг деятельности органов власти, который представляет собой систему регулярного мониторинга.

Кроме того, важна оценка эффективности результатов работы руководящих органов, связанных с выполнением задач и программ, достижением рабочих целей, а также своевременным выявлением и исправлением отклонений и ошибок в работе. Не меньшее значение имеет контроль точности полученных результатов.

Важнейшим компонентом системы мониторинга государственного управления является мониторинг муниципальных и государственных услуг, предоставляемых органами исполнительной власти.

№ 2/2019

1 Чалая Ю.Ю. Организационно-правовые основы повышения качества государственных (муниципальных) услуг // Руководитель бюджетной организации. 2017. № 3. С. 23.

2 Мониторинг в системе оказания государственных и муниципальных услуг как инструмент реализации стратегии повышения качества государственного и муниципального управления / Неделько С.И. и др. М.: Экслибрис-Пресс, 2018. С. 69.

3 Барциц И.Н. Понятие «публичная услуга» в контексте Федерального закона № 210-ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг» и вне его // Гос-во и право. 2013. № 10. С. 40.

4 Родионова М.В. Пути совершенствования электронного правительства. М.: Эксмо, 2017. С. 203.

5 Гриднев ВА. Единая электронная система информирования по предоставлению государственных услуг в субъекте Российской Федерации // URL: www. gridnev. info/?p=94 (Дата обращения: 30.01.2019)

6 Холмс Д. Стратегии электронного бизнеса для государства / Пер. А.Д. Короткова. - М.: АСТ, 2014. С. 54.

7 Распоряжение Правительства РФ от 21.04.2016 г. № 747-р (ред. от 14.07.2017 г.) «Об утверждении плана мероприятий по дальнейшему развитию системы предоставления государственных и муниципальных услуг по принципу «одного окна» на 2016 — 2018 годы // www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_213578/

8 Методические рекомендации по формированию технологических схем предоставления государственных и муниципальных услуг (утв. Протоколом заседания Правительственной комиссии по проведению административной реформы от 09.06.2016 г. № 142) // http:// www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_213578/

9 Зенин С.С. Теоретические вопросы использования административных регламентов в механизме нормативного правового регулирования государственных и муниципальных услуг // Актуальные проблемы рос. права. 2015. № 3. С. 12.

10 Чалая Ю.Ю. Укавз. соч. С. 29.

11 Филимонова ЕА. Юридическая природа и значение муниципальных административных регламентов // Северо-Кавказский юрид. вестник. 2014. № 3. С. 7.

12 Там же. С. 8.

13 Оказание государственных услуг в электронном виде — ресурс нумерации // URL: http://www.rossvyaz.ru/ gosservice/gosuslugi/p396/ (Дата обращения: 29.01.2019)

14 Франгулова Е.В. Сущность концепции «электронное правительство» и мировой опыт ее реализации // Вестник АГТУ. Сер.: Управление, вычислительная техника и информатика. 2016. № 1. С. 12.

Библиографический список

1. Барциц И.Н. Понятие «публичная услуга» в контексте Федерального закона № 210-ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг» и вне его // Гос-во и право. 2013. № 10.

2. Гриднев ВА Единая электронная система информирования по предоставлению государственных услуг в субъекте Российской Федерации // URL: www. gridnev. info/?p=94 (Дата обращения: 30.01.2019)

3. Зенин С.С. Теоретические вопросы использования административных регламентов в механизме нормативного правового регулирования государственных и муниципальных услуг // Актуальные проблемы рос. права. 2015. № 3.

4. Методические рекомендации по формированию технологических схем предоставления государственных и муниципальных услуг (утв. Протоколом заседания Правительственной комиссии по проведению административной реформы от 09.06.2016 г. № 142) // http://www.consul-tant.ru/document/cons_doc_LAW_213578/

5. Мониторинг в системе оказания государственных и муниципальных услуг как инструмент реализации стратегии повышения качества государственного и муниципального управления / Неделько С.И. и др. М.: Экслибрис-Пресс, 2018.

6. Оказание государственных услуг в электронном виде — ресурс нумерации // URL: http:// www.rossvyaz.ru/gosservice/gosuslugi/p396/ (Дата обращения: 29.01.2019)

7. Распоряжение Правительства РФ от 21.04.2016 г. № 747-р (ред. от 14.07.2017 г.) «Об утверждении плана мероприятий по дальнейшему развитию системы предоставления государственных и муниципальных услуг по принципу «одного окна» на 2016 — 2018 годы // www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_ 213578/

8. Родионова М.В. Пути совершенствования электронного правительства. М.: Эксмо, 2017.

9. Филимонова ЕА. Юридическая природа и значение муниципальных административных регламентов // Северо-Кавказский юрид. вестник. 2014. № 3.

10. Франгулова Е.В. Сущность концепции «электронное правительство» и мировой опыт ее реализации // Вестник АГТУ. Сер.: Управление, вычислительная техника и информатика. 2016. № 1.

11. Холмс Д. Стратегии электронного бизнеса для государства / Пер. А.Д. Короткова. М.: АСТ, 2014.

12.Чалая Ю.Ю. Организационно-правовые основы повышения качества государственных (муниципальных) услуг // Руководитель бюджетной организации. 2017. № 3.

№ 2/2019

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.