УДК 342.51 ББК 67.404
DOI 10.24411/2073-3313-2019-10230
ПРАВОВЫЕ ОСНОВЫ ОКАЗАНИЯ ГОСУДАРСТВЕННЫХ УСЛУГ
КАК КЛЮЧЕВОЙ ФУНКЦИИ ОРГАНОВ ИСПОЛНИТЕЛЬНОЙ ВЛАСТИ
Специфика и классификация
Николай Вячеславович НАГАЕВ, аспирант Вятского государственного университета E-mail: [email protected]
Научная специальность: 12.00.14 — административное право;
административный процесс
Аннотация. Исполнительная власть в Российской Федерации непосредственно осуществляется системой исполнительных органов, которые совместно образуют многоуровневую функциональную структуру. Указанная структура, в свою очередь, обеспечивает как управленческие отношения государства, так и его тщательную внутреннюю согласованность и динамичность как системы управления.
Правовой статус исполнительных органов, как правило, характеризуется различными функциями, а также положением в системе органов государственной власти и местного самоуправления. За последнее время положение исполнительной власти определяется государственными услугами, которые они и предоставляют. Тщательное внедрение государственных услуг в правовую теорию и практические реалии обусловлено плавным переходом современной российской экономики на рыночные отношения и рациональным проведением административной реформы.
Ключевые слова: услуга, функция, исполнительная власть, классификация, многофункциональный центр, направление, административная процедура.
Annotation. Executive power in the Russian Federation is directly exercised by the system of executive bodies, which together form a multi-level functional structure. This structure, in turn, ensures both the managerial relations of the state and its thorough internal consistency and dynamism as a management system.
The legal status of executive bodies, as a rule, is characterized by various functions, as well as by the position in the system of government bodies and local self-government. Recently, the position of the executive branch is determined by the state services that they provide. The thorough implementation of state services in legal theory and practical realities is due to the smooth transition of the modern Russian economy to market relations and the rational implementation of administrative reform.
Keywords: service, function, executive power, classification, multifunctional center, direction, administrative procedure.
Научный руководитель: П.И. Кононов, профессор кафедры конституционного, административного права и правового обеспечения Вятского государственного университета государственной службы, доктор юридических наук
Исполнительная власть в современной России непосредственно выполняет функции государственного управления в различных сферах развития народного хо-
зяйства, внутреннего и внешнего развития государства, а также формирования и реализации социальной политики, направленной на сохранение общей стабильности в обществе в пол-
ЗАКОН И ПРАВО • 05-2019
ном соответствии с основополагающим принципом справедливости и приоритетами человеческих ценностей.
Следует указать, что с начала 2000-х годов и с первыми шагами в направлении тщательного реформирования исполнительной власти в нашей стране был разработан новый концептуальный аппарат сферы государственного управления.
За последние пятнадцать лет данный концептуальный аппарат прошел длинный путь от скрупулезного поиска адекватных формулировок и их экспертного обсуждения до итогового закрепления в действующем законодательстве и повседневного и практичного использования государственного управления.
В настоящее время Российская Федерация непосредственно находится в процессе реформирования государственных органов, и многочисленные вопросы, связанные с грамотным предоставлением государственных услуг, имеют особую актуальность и высокий уровень социальной значимости.
Одним из важнейших приоритетов административной реформы на сегодняшний день является значительное повышение качества государственных услуг1.
Отношения, непосредственно возникающие в связи с предоставлением государственных и муниципальных услуг федеральными органами исполнительной власти, исполнительными органами государственной власти субъектов Российской Федерации и местными органами власти, в свою очередь, регулируются Федеральным законом «Об организации государственных и муниципальных услуг» от 27 июля 2010 г. № 210-ФЗ2.
Государственные услуги являются действительно основной и наиболее распространенной формой глубокого и плотного взаимодействия населения и органов государственной власти.
С учетом категории «государственных услуг», ввиду их действительно большого количества и широкого разнообразия, невозможно не обратить внимания на такой вопрос, как их классификация. Объединение государственных служб в единую систему является по-настоящему необходимым условием существенного повышения их качества.
В правовом определении понятия «общественные услуги», непосредственно закрепленном в п. 1 ст. 2 Федерального закона от 27 июля 2010 г. № 210, основной упор делается именно на декларативный порядок их подачи.
Согласно административному регламенту оказания государственных услуг по психологической поддержке безработных граждан (утв. приказом Минтруда России от 17.12.2015 г. №1031н «О признании утратившими силу некоторых приказов Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федера-ции»)3 одно из основополагающих оснований для предоставления указанной услуги непосредственно заключается в доступности работы сотрудника центра занятости и полноценном оказании психологической поддержки безработному гражданину.
Услуги, непосредственно предоставляемые по инициативе государственных органов, в свою очередь, можно разделить на обязательные, а также навязанные (квазиуслуги)4.
Обязательные услуги — это услуги, в которых современное общество непосредственно заинтересовано, которые полностью удовлетворяют все социально важные потребности и, как правило, закреплены на законодательном уровне в качестве определенных обязанностей.
Квазиуслуги непосредственно характеризуются навязыванием гражданам тех услуг, которые они «не ожидали и, соответственно, не требовали». Их наличие напрямую свидетельствует о многочисленных негативных тенденциях в тщательном формировании института общественных услуг. Это, как правило, приводит к отрицательным последствиям в сфере экономики, а также формирует действительно негативное отношение граждан к деятельности государственных органов5.
Тщательный анализ юридического определения, непосредственно закрепленного в п. 1 ст. 2 Федерального закона № 210, позволяет выделить следующий критерий классификации — это субъект оказания государственных услуг. Согласно указанному подходу можно выделить три типа услуг6:
1) услуги, оказываемые органами исполнительной власти государства, в том числе органами исполнительной власти органов государственной власти субъектов Российской Федерации;
2) услуги, непосредственно предоставляемые органами государственного внебюджетного фонда (в соответствии с Бюджетным кодексом Российской Федерации (ст. 144) органами государственного внебюджетного фонда Российской Федерации, в свою очередь, являются Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации;
ЗАКОН И ПРАВО • 05-2019
Федеральный фонд обязательного медицинского страхования);
3) услуги, предоставляемые органами местного самоуправления в порядке делегирования определенных государственных полномочий. Ю.А. Тихомиров предлагает называть их «юридическими услугами»7.
Следует отметить, что приведенная выше классификация является действительно условной, поскольку все государственные услуги прочно взаимосвязаны8.
Указом Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 г. № 601 «Об основных направлениях совершенствования системы государственного управления»9 была поставлена основополагающая задача по достижению целевых показателей:
■ не менее 90% должно быть от уровня удовлетворенности граждан качеством государственных и муниципальных услуг к 2020 г.;
■ не менее 90% должно быть от доли граждан, непосредственно имеющих доступ к государственным и муниципальным услугам по принципу «одного окна» по месту пребывания, в том числе в многофункциональных центрах к 2019 г.;
■ не менее 70% граждан, использующих механизм получения государственных и муниципальных услуг в электронном виде, к 2020 г.;
■ к 2019 г. до двух раз снизить среднее число обращений представителей в орган государственной власти или орган местного самоуправления для получения государственной или муниципальной услуги, непосредственно связанной со сферой предпринимательской деятельности;
■ к 2019 г. до 15 минут сократить общее время ожидания в очереди, когда заявитель обращается в государственный или местный орган власти для получения государственных или муниципальных услуг10.
В связи с существенным расширением сети многофункциональных сервисных центров «Мои документы» уровень удовлетворенности заявителей качеством предоставляемых услуг превысил 80%11.
Детальное развитие информационных и коммуникационных технологий оказало по-настоящему серьезное и большое влияние на систему предоставления государственных и муниципальных услуг. Внедрение различных информацион-
ных технологий в работу органов власти и значительное расширение доступа граждан к Интернету позволило перейти к предоставлению государственных (муниципальных) услуг в электронном виде.
На данный момент каждый орган власти каким-либо образом включен в систему электронного взаимодействия с гражданами страны12.
Развитие электронного взаимодействия между исполнительной властью и гражданским обществом непосредственно проходит несколько этапов, характеризующих уровень и степень зрелости электронного правительства13.
Отдельно следует отметить, что Федеральный закон № 210-ФЗ предусматривает создание многофункциональных центров по предоставлению государственных и муниципальных услуг — МФЦ. По сути, МФЦ является единой организацией, официально выступающей в качестве посредника при предоставлении государственных и муниципальных услуг.
Таким образом, мы можем сделать вывод, что совершенствование административных процедур при решении проблемы значительного повышения эффективности деятельности органов исполнительной власти, особенно существенного повышения качества государственных услуг, является одним из важных и перспективных направлений защиты прав и законных интересов граждан.
1 Конституция РФ (принята всенародным голосованием 12.12.1993 г.; с учетом поправок, внесенных законом РФ о поправках к Конституции РФ от 21.07.2014 г. № 11-ФКЗ) // СЗ РФ. 2014. № 9. Ст. 4398.
2 Федеральный закон «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг» от 27.07.2010 г. № 210-ФЗ (ред. от 29.07.2018 г.) // СПС «Консультант Плюс»
3 Приказ Минтруда России от 17.12.2015 г. № 1031н «О признании утратившими силу некоторых приказов Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации» (зарегистрировано в Минюсте России 18.01.2016 г. № 40620) // СПС «Консультант Плюс»
4 Игнатова A.M. Многофункциональные центры как инструмент повышения качества предоставления государственных услуг // ПОЛИТЕКС. 2017. № 2. С. 223.
5 Шаститко A.E. Публичные услуги и организационные рамки их предоставления // Бюллетень Бюро экономического анализа. 2014. № 54. С. 22.
6 Мокеев M.M. Содержание понятия «муниципальная
услуга»: VI Междунар. науч.-практ. конф. «Спецпроект:
анализ научных исследований» (30 — 31 мая 2017 г. //
http://www.confcontact.com/20110531/yur_makeev.htm
(Дата обращения: 29.01.2019)
ЗАКОН И ПРАВО • 05-2019
7 Тихомиров Ю.А. Теория компетенции. М., 2015. С. 76.
8 Нестеров А.В. Методология властных услуг // Гос. власть и местное самоуправление. 2014. № 3. С. 13.
9 Указ Президента РФ от 07.05.2012 г. № 601 «Об основных направлениях совершенствования системы государственного управления» // СПС «Консультант Плюс»
10 Путило Н.В. Публичные услуги: между доктриналь-ным представлением и практикой нормативного закрепления // Журнал рос. права. 2017. № 6. С. 9.
11 Государственная программа «Информационное общество 2011 — 2020 гг.» // URL: http://www.rg.ru/2019/101/ 29/infobschestvo-site-dok.html (Дата обращения: 29.01.2019)
12 Там же.
13 Путило Н.В. Указ. соч. С. 10.
Библиографический список
1. Государственная программа «Информационное общество 2011 — 2020 гг.» // URL: http:// www.rg.ru/2019/101/29/infobschestvo-site-dok.html (Дата обращения: 29.01.2019)
2. Игнатова А.М. Многофункциональные центры как инструмент повышения качества предоставления государственных услуг // ПО-ЛИТЕКС. 2017. № 2.
3. Конституция РФ (принята всенародным голосованием 12.12.1993 г.; с учетом поправок, внесенных законом РФ о поправках к Конституции РФ от 21.07.2014 г. № 11-ФКЗ) // СЗ РФ. 2014. № 9. Ст. 4398.
4. Мокеев М.М. Содержание понятия «муниципальная услуга»: VI Междунар. науч.-практ. конф. «Спецпроект: анализ научных исследова-
ний» (30 — 31 мая 2017 г. // http://www.confcon-tact.com/20110531/yur_makeev.htm (Дата обращения: 29.01.2019)
5. Нестеров A.B. Методология властных услуг // Гос. власть и местное самоуправление.
2014. № 3.
6. Приказ Минтруда России от 17.12.2015 г. № 1031н «О признании утратившими силу некоторых приказов Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации» (зарегистрировано в Минюсте России 18.01.2016 г. № 40620) // СПС «Консультант Плюс»
7. Путило Н.В. Публичные услуги: между доктринальным представлением и практикой нормативного закрепления // Журнал рос. права. 2017. № 6.
8. Тихомиров Ю.А. Теория компетенции. М.,
2015.
9. Указ Президента РФ от 07.05.2012 г. № 601 «Об основных направлениях совершенствования системы государственного управления» // СПС «Консультант Плюс»
10. Федеральный закон «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг» от 27.07.2010 г. № 210-ФЗ (ред. от 29.07.2018 г.) // СПС «Консультант Плюс»
11. Шаститко А.Е. Публичные услуги и организационные рамки их предоставления // Бюллетень Бюро экономического анализа. 2014. № 54.
ЗАКОН И ПРАВО • 05-2019