УДК 342.5, ББК 67.401, ГРНТИ 10.15.33, КОД ВАК 12.00.02
Н. А. Кандрина
Барнаул, Россия
ПРАВОВЫЕ ОСНОВЫ ГОСУДАРСТВЕННЫХ УСЛУГ, ПРЕДОСТАВЛЯЕМЫХ ОРГАНАМИ ИСПОЛНИТЕЛЬНОЙ ВЛАСТИ И ИНЫМИ УПОЛНОМОЧЕННЫМИ ОРГАНИЗАЦИЯМИ: СТАНОВЛЕНИЕ И РАЗВИТИЕ
В статье представлена общая характеристика становления правовых основ государственных услуг, предоставляемых органами исполнительной власти и иными уполномоченными организациями. Особое внимание уделяется Конституции РФ, анализу положений Бюджетного кодекса РФ, Налогового кодекса РФ, Гражданского кодекса РФ, иных нормативных правовых актов РФ и субъектов РФ. Делается вывод о недостаточности закрепления в ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг» и других источниках конституционно-правового содержания упомянутых отношений.
Ключевые слова: услуга; государственные услуги; органы исполнительной власти; нормативно-правовые акты.
Сведения об авторе: Надежда Алексеевна Кандрина, доцент кафедры конституционного и международного права Алтайского государственного университета, кандидат юридических наук, доцент. 656049, Барнаул, пр. Социалистический, 68, ауд. 413. Email: nadezhda. candrina@yandex. ru
N. A. Kandrina
Barnaul, Russia
THE LEGAL FRAMEWORK OF THE PUBLIC SERVICES PROVIDED BY EXECUTIVE BODIES AND OTHER AUTHORIZED ORGANIZATIONS: GENESIS AND DEVELOPMENT
The article presents a General description of the genesis of the legal basis of public services provided by the Executive authorities and other authorized organizations. Special attention is paid to the Constitution of the Russian Federation, the analysis of the provisions of the Budget code of the Russian Federation, the Tax code of the Russian Federation, the Civil code of the Russian Federation, and other regulatory legal acts of the Russian Federation and of constituent entities of the Russian Federation. The conclusion is drawn about insufficiency of fixing the mentioned relations in the Federal law On The Organization Of State And Municipal Services Provision and in other sources of the constitutional legal content.
Key words: service; public services, executive authorities, regulatory legal acts.
About the author: Nadezhda Alekseyevna Kandrina, associate Professor of the Department of Constitutional and International Law, Altai State University, Candidate of Law, associate Professor. 656049, Barnaul, Prospect Socialisticheskii, 68, office 413. E-mail: [email protected]
Предоставление государственных услуг является новым явлением в системе государственного управления России, объективно порожденным изменениями социального назначения и задач современного российского государства.
Исследование любого правового института базируется прежде всего на изучении его правовых основ. Применительно к нашему случаю согласно Конституции Российской Федерации законы и иные правовые акты о государственных услугах не должны противоречить Конституции РФ [Конституция РФ 1993: 15].
Необходимо признать, что в Конституции РФ термин «государственная услуга» вообще не упоминается; употребляется лишь понятие «услуга» в содержании рядового конституционного принципа - единство экономического пространства, свобода конкуренции и экономической деятельности, равенство различных форм собственности (части 1 и 2 ст. 8) [Конституция РФ 1993: 8]. Кроме того, развитие упомянутого конституционного принципа нашло своё отражение в конституционных положениях о запрете устанавливать на территории России разного рода препятствия для свободного перемещения товаров, услуг и финансовых средств (ч. 1, ст. 74) [Конституция РФ 1993: 74]. Следовательно, целевая ориентация термина «услуга» в Конституции РФ определяется лишь в сфере экономических отношений как вид материальной деятельности. Избранный создателем конституции подход сужает понятие и сущность государственных услуг, характеризует их лишь под углом объектов гражданских прав и не рассматривает услуги как общественные блага, обязанность предоставлять которые несёт государство.
Впервые о государственной услуге как политико-правовой категории было заявлено в Послании Президента РФ Федеральному Собранию РФ 1998 года [Послание Президента РФ Федеральному Собранию РФ: 98]. В нем отмечалось,
17
что оказание государственных услуг является функцией государственных учреждений, а не государственных органов; и эти государственные учреждения должны работать, как правило, на основе самоокупаемости [Послание Президента РФ Федеральному Собранию РФ: 98].
В отечественной юриспруденции появление термина «государственные (или публичные) услуги» связывают с подготовкой в Администрации Президента РФ первой версии Концепции административной реформы в начале 90-х годов. В упомянутом проекте государственные услуги рассматривались для условного определения объема и содержания полномочий различных видов постсоветских «органов государственного управления, а также во взаимосвязи с развитием системы государственной (публичной) службы» [Кирин 2013: 126]. Л. К. Терещенко пишет, что «предоставление государственных услуг тесно связывается с государственной службой» [Терещенко 2004: 16]. Безусловно, государственные служащие, обеспечивая исполнение полномочий соответствующих государственных органов, непосредственно участвуют в предоставлении государственных услуг населению. В этой связи является справедливым закрепление в 2002 году в Федеральной программе реформирования государственной службы в качестве одного из ожидаемых результатов «достижение качественного уровня исполнения государственными служащими своих должностных (служебных) обязанностей и оказываемых ими гражданам и организациям государственных услуг» [Указ Президента РФ 2002: 1336].
Формально-правовую определенность термин «государственная услуга» приобрел при установлении приоритетных направлений административной реформы в 2003-2004 годах как функция предоставления государственными организациями услуг гражданам и юридическим лицам [Указ Президента РФ 2003: 824].
Позднее, по итогам первого этапа административной реформы было установлено, что оказание услуг является функцией федеральных органов исполнительной власти [Указ Президента РФ 2004: 314]. При этом в качестве 18
органа исполнительной власти, осуществляющего упомянутые функции, определено федеральное агентство [Указ Президента РФ 2004: 314]; это порождает отчасти неоднозначные суждения о правомерности предоставления государственных услуг федеральными министерствами [Приказ МВД России 2017: 851] и федеральными службами [Приказ ФСБ России 2013: 157].
Рассматривая становление правовых основ государственных услуг, нельзя обойти стороной положения проекта федерального закона «О стандартах государственных услуг», разработанного еще в 2005 году [Проект федерального закона 2005] и не ставшего источником права.
В законопроекте было дано, на наш взгляд, более полное, чем закрепленное в настоящее время в Федеральном законе от 27 июля 2010 года № 210-ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг» [Федеральный закон 2010] (далее - Федеральный закон 2010 года), определение понятия государственной услуги, которое характеризуется в настоящее время односторонне, лишь с позиции административно - процессуальной природы.
Законопроектом устанавливалась цель обращения граждан за государственной услугой - реализация их прав, законных интересов либо исполнение возложенных на них нормативными правовыми актами обязанностей; содержалась попытка отграничить деятельность как функцию государственного органа и непосредственно предоставление государственной услуги [Проект федерального закона 2005].
В дальнейшем упомянутые особенности деятельности государственного органа исполнительной власти нашли закрепление в постановлении Правительства РФ от 16 мая 2011 года № 373, установившем требования к разработке и утверждению административных регламентов осуществления государственного контроля (надзора) и предоставления государственных услуг [Постановление Правительства РФ 2011].
При характеристике источников государственных услуг возникает вопрос об отнесении к их числу, в частности Бюджетного кодекса РФ, Гражданского кодекса РФ, Налогового кодекса РФ, закрепивших в своих положениях также
определение понятия государственных услуг.
Бюджетный кодекс РФ закрепляет общее определение государственных (муниципальных) услуг и работ как вида деятельности, оказываемой (выполняемой) органами государственной власти (органами местного самоуправления), государственными (муниципальными) учреждениями и в случаях, установленных законодательством РФ, иными юридическими лицами (ст.6) [Бюджетный кодекс РФ 1998: 6]. Субъектами, предоставляющими государственные (муниципальные) услуги, выступают, в отличие от Федерального закона 2010 года, не только органы исполнительной власти, местная администрации и органы государственных внебюджетных фондов, но и государственные органы законодательной и судебной власти, государственные (муниципальные) учреждения, иные юридические лица, определенные законом. Следовательно, упомянутые положения Бюджетного кодекса РФ можно рассматривать в качестве общей нормы применительно к предоставлению государственных услуг всеми государственными органами.
Положения Налогового кодекса РФ об услуге раскрывают в общем виде существо этого понятия, признавая особым видом деятельности, «результаты которой не имеют материального выражения, реализуются и потребляются в процессе осуществления этой деятельности» [Налоговый кодекс РФ (часть первая) 1998].
Обращаясь к Гражданскому кодексу РФ, необходимо отметить, что законодатель не закрепляет не только понятие «государственная услуга», что в меньшей степени вызывает сомнения, но и вообще категорию «услуга». Более того, услуги, относящиеся согласно прежней редакции ГК РФ к объектам гражданских прав, в настоящее время таковыми не считаются. Современное гражданское законодательство относит к числу объектов гражданских прав оказание услуг, а не сами услуги (ст. 128 ГК РФ) [Гражданский кодекс РФ (часть первая) 1994: 128].
Анализируя договор возмездного оказания услуг, можно прийти к выводу о том, что под услугой понимается совершение лицом определенных действий
или осуществление определенной деятельности (п. 1 ст. 779 ГК РФ), носящей возмездный характер [Гражданский кодекс РФ (часть вторая) 1996: 779].
Применяются ли положения гражданского законодательства к отношениям, возникающим в связи с предоставлением государственных услуг населению? Согласно правовой позиции Конституционного Суда РФ Гражданским кодексом РФ регулируются разнообразные услуги, перечень которых не является исчерпывающим [Постановление Конституционного Суда РФ 2007]. Следовательно, можно предположить, что их разновидностью могут быть и государственные услуги, так как характер деятельности государства -услугодателя (в лице его органов) включает услуги во всех сферах жизнедеятельности. Однако отношения, регулируемые гражданским законодательством, должны носить возмездный характер. Согласно части 1 статьи 8 Федерального закона 2010 года государственные услуги предоставляются заявителям, как правило, на бесплатной основе, за исключением случаев, установленных законом [Федеральный закон 2010: 8].
Нельзя распространить действие норм Гражданского кодекса РФ также на государственные услуги, за предоставление которых взимается государственная пошлина в случаях, порядке и размерах, установленных законодательством Российской Федерации о налогах и сборах [Федеральный закон 2010: 8]; она носит публично-правовой характер, исходящий от воли властного субъекта -государства. Нормы гражданского законодательства не применяются и в случае предоставления органами исполнительной власти и иными уполномоченными организациями государственных услуг за счет средств заявителя.
Следовательно, предоставление государственных услуг населению не может рассматриваться в качестве разновидности договора возмездного оказания услуг. Услугодателем при оказании государственных услуг не может выступать орган публичной власти; такие услуги могут оказываться государственными учреждениями и предприятиями. Органы публичной власти государственные услуги предоставляют; и на эти отношения не распространяются положения Гражданского кодекса РФ.
Думается, что федеральный законодатель избрал правильный подход к разграничению природы услуг: при оказании услуг возникают преимущественно гражданские правоотношения; при предоставлении услуг - публично-правовые отношения, обязательным субъектом которых является орган публичной власти. Соответственно и регулирование упомянутых отношений в связи с предоставлением услуг осуществляется специальными источниками, ведущее место среди которых отведено Федеральному закону 2010 года, иным федеральным законам, подзаконным нормативным правовым актам РФ, законам и подзаконным нормативным правовым актам субъектов РФ.
В субъектах РФ предоставление государственных услуг регулируется принимаемыми ими нормативными правовыми актами в соответствии с Федеральным законом 2010 года. Положения о государственных и муниципальных услугах, предоставляемых органами публичной власти субъектов РФ, находят закрепление в конституциях (уставах) [Конституция Республики Марий Эл 1995; Устав Вологодской области 2001; Устав Архангельской области 1995; Устав Воронежской области 2006 и др.], законах [Закон Вологодской области 2010; Закон Калужской области 2011; Закон Новгородской области 2011 и др.] и иных нормативных правовых актах субъектов РФ [Постановление Администрации Алтайского края 2016: 204; постановление Главы Администрации (Губернатора) Краснодарского края 2012: 680; Постановление Кабинета Министров Республики Татарстан 2010: 880; и др.].
В основном законодательство субъектов РФ, как и федеральное законодательство, регулирует отношения, связанные с административными процедурами органов исполнительной власти субъектов РФ по предоставлению государственных услуг, раскрывая преимущественно внешний, организационно -правовой, а не сущностный, конституционно-правовой характер.
Отношения по предоставлению органами публичной власти государственных услуг имеют в основе своей конституционно -правовую природу [Крусс 2010]. На наш взгляд, это обусловлено конституционными 22
предписаниями, включающими основополагающие конституционные принципы, положения о правах и свободах человека и гражданина, разграничение предметов ведения и полномочий Российской Федерации и субъектов РФ [Кандрина 2016].
Следовательно, определение Федеральным законом 2010 года государственной услуги, в частности как функции органа исполнительной власти, является неправомерным. Более того, согласно изменениям и дополнениям в избирательное законодательство, внесенным в июне 2017 года [Федеральный закон 2017; Федеральный закон 2003], голосование по месту нахождения в день выборов Президента РФ и в органы государственной власти субъектов РФ является фактически разновидностью соответствующих государственных услуг, предоставляемых избирательными комиссиями, а не органами исполнительной власти.
Таким образом, необходимо коренным образом пересмотреть концепцию, предмет регулирования и содержание Федерального закона 2010 года, выступающего в настоящее время в качестве специального правового источника государственных услуг, предоставляемых органами публичной власти. Дальнейшее становление системы правовых источников права граждан на предоставление государственных услуг требует глубокого развития научного конституционно-правового направления, вытекающего из управленческого принципа предоставления государственных услуг. В частности, это касается сущности, форм, направлений, содержания, субъектов, гарантий и ограничений реализации права граждан на предоставление услуг.
ЛИТЕРАТУРА
1. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 № 6-ФКЗ, от 30.12.2008 № 7-ФКЗ, от 05.02.2014 № 2-ФКЗ, от 21.07.2014 № 11-ФКЗ). Собрание законодательства РФ.2014. № 31. Ст. 4398.
2. Бюджетный кодекс РФ от 31.07.1998 № 45-ФЗ (ред. от 03.08.2018). Собрание законодательства РФ. 1998. № 31. Ст. 3823.
3. Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая) от 30.11.1994 № 51-ФЗ (ред. от 03.08.2018). Собрание законодательства РФ. 1994. № 32. Ст. 3301.
4. Гражданский кодекс Российской Федерации (часть вторая) от 26.01.1996 № 14-ФЗ (ред. от 29.07.2018). Собрание законодательства РФ.1996. № 5. Ст. 410.
5. Налоговый кодекс Российской Федерации (часть первая) от 31.07.1998 № 146-ФЗ (ред. от 03.08.2018). Собрание законодательства РФ. 1998. № 31. Ст. 3824.
6. Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг: федеральный закон от 27.07.2010 № 210-ФЗ (ред. от 29.07.2018). Собрание законодательства РФ. 2010. № 31. Ст. 4179.
7. О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации: федеральный закон от 01.06.2017 № 104-ФЗ. Собрание законодательства РФ. 2017. № 23. Ст. 3227.
8. О выборах Президента Российской Федерации: федеральный закон от 10.01.2003 № 19-ФЗ (ред. от 05.12.2017). Собрание законодательства РФ. 2003. № 2. Ст. 171.
9. О Федеральной программе « Реформирование государственной службы Российской Федерации (2003-2005 годы)»: указ Президента РФ от 19.11.2002 № 1336. Собрание законодательства РФ. 2002. № 47. Ст. 4664.
10. О мерах по проведению административной реформы в 2003-2004 годах: указ Президента РФ от 23.07.2003 № 824. Собрание законодательства РФ. 2003. № 30. Ст. 3046.
11. О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти: указ Президента РФ от 09.03.2004 № 314 (ред. от 28.09.2017). Собрание законодательства РФ. 2004. № 11.Ст. 945.
12. Общими силами - к подъему России (о положении в стране и основных направлениях политики Российской Федерации): Послание Президента РФ Федеральному Собранию РФ от 17.02.1998. Российская газета. 24 февраля 1998.
13. О разработке и утверждении административных регламентов осуществления государственного контроля (надзора) и административных регламентов предоставления государственных услуг: постановление Правительства РФ от 16.05.2011 № 373 (ред. от 27.08.2018). Собрание законодательства РФ. 2011. № 22. Ст. 3169.
14. Административный регламент Министерства внутренних дел Российской Федерации по предоставлению государственной услуги по выдаче, замене паспортов гражданина Российской Федерации, удостоверяющих личность гражданина Российской Федерации на территории Российской Федерации: приказ МВД России от 13 ноября 2017 г. № 851. URL :http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_284759/
15. Об утверждении Административного регламента Федеральной службы
безопасности Российской Федерации по предоставлению государственной услуги по осуществлению лицензирования деятельности по разработке, производству, реализации и приобретению в целях продажи специальных технических средств, предназначенных для негласного получения информации: приказ Федеральной службы безопасности РФ от 25.03.2013 № 157. URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_147171/
16. Постановление Конституционного Суда РФ от 23 января 2007 № 1-П «По делу о проверке конституционности положений пункта 1 статьи 779 и пункта 1 статьи 781 Гражданского кодекса Российской Федерации в связи с жалобами общества с ограниченной ответственностью "Агентство корпоративной безопасности" и гражданина В.В. Макеева». Собрание законодательства РФ. 2007. № 6. Ст. 828.
17. Конституция Республики Марий Эл от 24.06.1995 (ред. от 31.07.2014). URL: http://constitution.garant.ru/region/cons_mariy/chapter/8/.
18. Устав Архангельской области от 23.05.1995 (ред. от 20.12.2017). URL: http://docs.cntd.ru/document/962000387/.
19. Устав Вологодской области от 18.10.2001 (ред. от 27.06.2017). URL: http://constitution.garant.ru/ region/ ustav_ vologod / chapter/6/.
20. Устав Воронежской области от 07.06.2006 (ред. от 31.10.2017). URL: http://constitution.garant.ru/region/ustav_voroneg /chapter / 1/ #block_99/.
21. О разграничении полномочий между органами государственной власти в сфере организации предоставления государственных и муниципальных услуг: закон Вологодской области от 03.11.2010 № 2397-03 (ред. от 06.03.2017). URL: http://base.garant.ru/35706525/.
22. О разграничении полномочий органов государственной власти Калужской области по реализации Федерального закона «Об организации предоставления государств енных и муниципальных услуг»: закон Калужской области от 06.07.2011 № 169-03 (ред. От 30.03.2017). URL: http://base.garant.ru/15922715/.
23. О разграничении полномочий областной Думы и Правительства Новгородской области в области предоставления государственных и муниципальных услуг: закон Новгородской области от 31.01.2011 № 920-О3 (ред. от 03.04.2017). URL: http://base.garant.ru/16546690.
24. Об утверждении Перечней государственных и муниципальных услуг, предоставление которых осуществляется по принципу «одного окна», в том числе в многофункциональных центрах предоставления государственных и муниципальных услуг: постановление Администрации Алтайского края от 22.06.2016. № 204. URL: http://docs.cntd.ru/ document/439090992.
25. О региональных государственных информационных системах, обеспечивающих
предоставление в электронной форме государственных и муниципальных услуг (осуществление функций): постановление Главы Администрации (Губернатора) Краснодарского края от 18.06.2012. № 680 (ред. от 16.12.2015). URL: http: //www.mprkk.ru/media/main/attachment/attach/postanovlenie_ot_18.06.2012_n680.pdf.
26. Об утверждении Порядка разработки и утверждения административных регламентов предоставления государственных услуг исполнительными органами государственной власти Республики Татарстан и о внесении изменений в отдельные постановления Кабинета Министров Республики Татарстан: постановление Кабинета Министров Республики Татарстан от 02.11.2010 № 880 (ред. 24.07.2018). URL: http://docs. cntd.ru/document/917040771.
27. Кандрина Н. А. Предоставление государственных услуг населению как конституционно-правовое отношение. Конституционное и муниципальное право. 2016. № 11.
28. Кирин А. В. Актуальные проблемы теории и практики регулирования сферы государственных и муниципальных услуг. Вестник Евразийской академии административных наук. 2013. № 2(23). С. 126.
29. Крусс В. И. Публичные услуги в контексте российской конституционализации. Конституционное и муниципальное право. 2014. № 5.
30. Терещенко Л. К. Услуги: государственные, публичные, социальные. Журнал российского права. 2004. № 10. С. 16.
31. О стандартах государственных услуг: проект федерального закона (от 19.01.2005). URL: http://www.myshared.ru/slide/614294/.
REFERENCES
1. The Constitution of the Russian Federation [Konstitutsiya Rossiyskoy Federatsii] (adopted by popular vote on 12/12/1993) (with amendments introduced by the Laws of the Russian Federation on amendments to the Constitution of the Russian Federation of December 30, 2008 No 6-FKZ, of December 30, 2008 No 7-FKZ, of February 2, 2014 No 2 -FKZ, from 21.07.2014 No 11-FKZ). Collection of the legislation of the Russian Federation. No 31. Art. 4398.
2. Budgetary Code of the Russian Federation [Byudzhetnyy kodeks RF] No 45-FL dated July 31, 1998 (as amended on August 3, 2018). Collection of the legislation of the Russian Federation. 1998 No 31. Art. 3823.
3. Civil Code of the Russian Federation (part one) [Grazhdanskiy kodeks Rossiyskoy Federatsii (chast' pervaya)] of 11/30/1994. No 51-FL (as amended on 03.08.2018). Collection of the legislation of the Russian Federation. 1994. No 32. Art. 3301.
4. Civil Code of the Russian Federation (Part Two) [Grazhdanskiy kodeks Rossiyskoy
Federatsii (chast' vtoraya)] of January 26, 1996 No 14-FL (as amended on July 29, 2017). Collection of the legislation of the Russian Federation. 1996. No 5. Art. 410.
5. The Tax Code of the Russian Federation (part one) [Nalogovyy kodeks Rossiyskoy Federatsii (chast' pervaya)] of 07/31/1998. No 146-FL (as amended on 08/03/2018). Collection of the legislation of the Russian Federation. 1998. No 31. Art. 324.
6. On the organization of the provision of state and municipal services: Federal Law [Ob organizatsii predostavleniya gosudarstvennykh i munitsipal'nykh uslug: federal'nyy zakon] of 07/27/2010. No 210-FL (as amended on 07/29/2018). Collection of the legislation of the Russian Federation. No 31. Art. 4179.
7. On introducing amendments to certain legislative acts of the Russian Federation: Federal Law [O vnesenii izmeneniy v otdel'nyye zakonodatel'nyye akty Rossiyskoy Federatsii: federal'nyy zakon] of 01/06/2017 No 104-FL. Collection of the legislation of the Russian Federation. 2017. No 23. Art. 3227.
8. About the election of the President of the Russian Federation: Federal Law [O vyborakh Prezidenta Rossiyskoy Federatsii: federal'nyy zakon] of 10.01.2003 No 19-FL (as amended on 05/12 No 2017). Collection of the legislation of the Russian Federation. 2003. No 2. Art. 171.
9. About the Federal program «Reforming the State Service of the Russian Federation (2003-2005)»: Presidential Decree [O Federal'noy programme «Reformirovaniye gosudarstvennoy sluzhby Rossiyskoy Federatsii (2003-2005 gody)»: ukaz Prezidenta RF] of November 19, 2002 No 1336. Collection of the Legislation of the Russian Federation. No 47. Art. 464.
10. About measures to conduct administrative reform in 2003-2004: Presidential Decree [O merakh po provedeniyu administrativnoy reformy v 2003-2004 godakh: ukaz Prezidenta RF] of July 23, 2003 No 824. Collection of the legislation of the Russian Federation. 2003. No 30. Art. 3046.
11. On the system and structure of federal executive bodies: Presidential Decree [O sisteme i strukture federal'nykh organov ispolnitel'noy vlasti: ukaz Prezidenta RF] of 09.03.2004 No 314 (as amended on 09/28/2017). Collection of the legislation of the Russian Federation. 2004. No 11. Art. 945; 2010. No 26. Art. 3331.
12. General forces - to the rise of Russia (on the situation in the country and the main directions of the policy of the Russian Federation): Message of the President of the Russian Federation to the Federal Assembly of the Russian Federation [Obshchimi silami - k pod"yemu Rossii (o polozhenii v strane i osnovnykh napravleniyakh politiki Rossiyskoy Federatsii): Poslaniye Prezidenta RF Federal'nomu Sobraniyu RF] of February 17, 1998. Russian newspaper. February 24, 1998.
13. On the development and approval of administrative regulations for the implementation of state control (supervision) and administrative regulations for the provision of public services:
Resolution of the Government of the Russian Federation [O razrabotke i utverzhdenii administrativnykh reglamentov osushchestvleniya gosudarstvennogo kontrolya (nadzora) i administrativnykh reglamentov predostavleniya gosudarstvennykh uslug: postanovleniye Pravitel'stva RF] of 05/16/2011 No 373 (as amended on 08/27/2018). Collection of the legislation of the Russian Federation. 2011 No 22. Art. 3169.
14. Administrative regulations of the Ministry of Internal Affairs of the Russian Federation on the provision of state services for the issuance, replacement of passports of a citizen of the Russian Federation, identifying the identity of a citizen of the Russian Federation on the territory of the Russian Federation: Order of the Ministry of Internal Affairs of Russia [Administrativnyy reglament Ministerstva vnutrennikh del Rossiyskoy Federatsii po predostavleniyu gosudarstvennoy uslugi po vydache, zamene pasportov grazhdanina Rossiyskoy Federatsii, udostoveryayushchikh lichnost' grazhdanina Rossiyskoy Federatsii na territorii Rossiyskoy Federatsii: prikaz MVD Rossii] of November 13, 2017 No 851). URL: http: //www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_284759/
15. On approval of the Administrative Regulations of the Federal Security Service of the Russian Federation for the provision of state services for the implementation of licensing activities for the development, production, sale and acquisition for the purpose of selling special technical equipment intendedfor secretly obtaining information: order of the Federal Security Service of the Russian Federation [Ob utverzhdenii Administrativnogo reglamenta Federal'noy sluzhby bezopasnosti Rossiyskoy Federatsii po predostavleniyu gosudarstvennoy uslugi po osushchestvleniyu litsenzirovaniya deyatel'nosti po razrabotke, proizvodstvu, realizatsii i priobreteniyu v tselyakh prodazhi spetsial'nykh tekhnicheskikh sredstv, prednaznachennykh dlya neglasnogo polucheniya informatsii: prikaz Federal'noy sluzhby bezopasnosti RF] of 25/03/2013. No 157. URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_147171/
16. Resolution of the Constitutional Court of the Russian Federation of January 23, 2007 No 1-P On the case of verifying the constitutionality of the provisions ofparagraph 1 of Article 779 and paragraph 1 of Article 781 of the Civil Code of the Russian Federation in connection with complaints of the limited liability company Agency for Corporate Security and citizen V. V. Makeeva [Postanovleniye Konstitutsionnogo Suda RF ot 23 yanvarya 2007 No 1-P «Po delu o proverke konstitutsionnosti polozheniy punkta 1 stat'i 779 i punkta 1 stat'i 781 Grazhdanskogo kodeksa Rossiyskoy Federatsii v svyazi s zhalobami obshchestva s ogranichennoy otvetstvennost'yu "Agentstvo korporativnoy bezopasnosti" i grazhdanina V. V. Makeyeva»]. Collection of the legislation of the Russian Federation. No 6. Art. 828.
17. The Constitution of the Republic of Mari El [Konstitutsiya Respubliki Mariy El] of 06/24/1995 (as amended on 07/31/2014). URL: http://constitution.garant.ru/region/cons_mariy/chapter/8/.
18. Charter of the Arkhangelsk region [Ustav Arkhangel'skoy oblasti] of 05/23/1995 (ed. 12/20/2017). URL: http://docs.cntd.ru/document/962000387/.
19. Charter of the Vologda Oblast [Ustav Vologodskoy oblasti] of 10/18/2001 (ed. 06/27/2017). URL: http://constitution.garant.ru/ region / ustav_ vologod / chapter / 6 /.
20. Charter of the Voronezh region [Ustav Voronezhskoy oblasti] of 07/06/2006 (as amended on 10/31/2017). URL: http://constitution.garant.ru/region/ustav_voroneg / chapter / 1 / # block_99 /.
21. About the delimitation of powers between state authorities in the field of organizing the provision of state and municipal services: the law of the Vologda Oblast [O razgranichenii polnomochiy mezhdu organami gosudarstvennoy vlasti v sfere organizatsii predostavleniya gosudarstvennykh i munitsipal'nykh uslug: zakon Vologodskoy oblasti] of 03/11/2010 No 2397-OZ (as amended on 03.03.2017). URL: http://base.garant.ru/35706525/.
22. About the delimitation of powers of state authorities of the Kaluga region for the implementation of the Federal Law "On the organization of state and municipal services ": the law of the Kaluga region [O razgranichenii polnomochiy organov gosudarstvennoy vlasti Kaluzhskoy oblasti po realizatsii Federal'nogo zakona « Ob organizatsii predostavleniya gosudarstvennykh i munitsipal'nykh uslug»: zakon Kaluzhskoy oblasti] dated July 06, 2011 No 169-OZ (edition of March 30, 2017). URL: http: // base .garant.ru / 15922715 /.
23. About the delimitation of powers of the regional Duma and the Government of the Novgorod region in the provision of state and municipal services: the law of the Novgorod region [O razgranichenii polnomochiy oblastnoy Dumy i Pravitel'stva Novgorodskoy oblasti v oblasti predostavleniya gosudarstvennykh i munitsipal'nykh uslug: zakon Novgorodskoy oblast] of 01/31/2011 No 920-OZ (as amended on 03.04.2017). URL: http://base.garant.ru / 16546690.
24. About approval of the Lists of state and municipal services, the provision of which is carried out on the principle of one window, including in multifunctional centers providing state and municipal services: Resolution of the Administration of the Altai Territory [Ob utverzhdenii Perechney gosudarstvennykh i munitsipal'nykh uslug, predostavleniye kotorykh osushchestvlyayetsya po printsipu «odnogo okna», v tom chisle v mnogofunktsional'nykh tsentrakh predostavleniya gosudarstvennykh i munitsipal'nykh uslug: postanovleniye Administratsii Altayskogo kraya] dated June 22, 2016 No 204. URL: http: // docs.cntd.ru/document/439090992.
25. About regional state information systems providing electronic provision of state and municipal services (performance offunctions): the decree of the Head of Administration (Governor) of Krasnodar Region [O regional'nykh gosudarstvennykh informatsionnykh sistemakh, obespechivayushchikh predostavleniye v elektronnoy forme gosudarstvennykh i munitsipal'nykh uslug (osushchestvleniye funktsiy): postanovleniye Glavy Administratsii (Gubernatora) Krasnodarskogo kraya] dated 06/18/2012. No 680 (ed. 12/16/2015). URL: http:
//www.mprkk.ru/media/main/attachment/attach/postanovlenie_ot_18.06.2012_n680.pdf.
26. On approving the procedure for developing and approving administrative regulations for the provision of public services by the executive bodies of state power of the Republic of Tatarstan and on introducing changes to certain resolutions of the Cabinet of Ministers of the Republic of Tatarstan: Resolution of the Cabinet of Ministers of the Republic of Tatarstan [Ob utverzhdenii Poryadka razrabotki i utverzhdeniya administrativnykh reglamentov predostavleniya gosudarstvennykh uslug ispolnitel'nymi organami gosudarstvennoy vlasti Respubliki Tatarstan i o vnesenii izmeneniy v otdel'nyye postanovleniya Kabineta Ministrov Respubliki Tatarstan: postanovleniye Kabineta Ministrov Respubliki Tatarstan] of 02/11/2010 No 880 (rev. 24.07.2018). URL: http://docs.cntd.ru/document/917040771.
27. Kandrina N. A. The provision of public services to the population as a constitutional legal relationship [Predostavleniye gosudarstvennykh uslug naseleniyu kak konstitutsionno-pravovoye otnosheniye]. Constitutional and municipal law. 2016. No 11.
28. Kirin A. V. Actual problems of the theory and practice of regulation of public and municipal services. [Aktual'nyye problemy teorii i praktiki regulirovaniya sfery gosudarstvennykh i munitsipal'nykh uslug]. Bulletin of the Eurasian Academy of Administrative Sciences. 2017. No 2 (23). P. 126
29. Kruss V. I. Public services in the context of Russian constitutionalization. [Publichnyye uslugi v kontekste rossiyskoy konstitutsionalizatsii]. Constitutional and municipal law. 2014. No 5.
30. Treshchenko L. K. Services: state, public, social [Uslugi: gosudarstvennyye, publichnyye, sotsial'nyye]. Journal of Russian Law. 2004. No 10. P. 16.
31. On the standards of state services: a draft federal law [O standartakh gosudarstvennykh uslug: proyekt federal'nogo zakona] (dated January 19, 2005). URL: http: / / www. my shared.ru/ slide/614294/.