Научная статья на тему 'Административная реформа в Хабаровском крае: результаты и проблемы'

Административная реформа в Хабаровском крае: результаты и проблемы Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
477
51
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
АДМИНИСТРАТИВНАЯ РЕФОРМА / РЕГИОНАЛЬНЫЕ ОРГАНЫ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ВЛАСТИ / УПРАВЛЕНИЕ ПО РЕЗУЛЬТАТАМ / ГОСУДАРСТВЕННЫЕ И МУНИЦИПАЛЬНЫЕ УСЛУГИ / ХАБАРОВСКИЙ КРАЙ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Антонова Н. Е., Леонов С. Н.

На примере Хабаровского края анализируются результаты административной реформы по следующим направлениям: регламентация государственных и муниципальных услуг (функций); предоставление информации о государственных услугах, оказываемых в электронной форме; организация предоставления услуг по принципу «одного окна»; оптимизация функций органов исполнительной власти и др. Показано, что в целом позитивное развитие административной реформы в Хабаровском крае не лишено ряда проблем.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Антонова Н. Е., Леонов С. Н.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Административная реформа в Хабаровском крае: результаты и проблемы»

СТРАТЕГИЯ РАЗВИТИЯ РЕГИОНА

УДК 35(571.62)

АДМИНИСТРАТИВНАЯ РЕФОРМА В ХАБАРОВСКОМ КРАЕ: РЕЗУЛЬТАТЫ И ПРОБЛЕМЫ*

Н. Е. АНТОНОВА, доктор экономических наук, заведующая сектором экономики биологических ресурсов и сельского хозяйства Е-таИ: атотоуа@есгт. ги

С. Н. ЛЕОНОВ, доктор экономических наук, заместитель директора Е-таИ: 1еотоу@есг'т. ги Институт экономических исследований ДВО РАН

На примере Хабаровского края анализируются результаты административной реформы по следующим направлениям: регламентация государственных и муниципальных услуг (функций); предоставление информации о государственных услугах, оказываемых в электронной форме; организация предоставления услуг по принципу «одного окна»; оптимизация функций органов исполнительной власти и др. Показано, что в целом позитивное развитие административной реформы в Хабаровском крае не лишено ряда проблем.

Ключевые слова: административная реформа, региональные органы государственной власти, управление по результатам, государственные и муниципальные услуги, Хабаровский край.

В чем состоит необходимость административной реформы, начатой в Российской Федерации в 2003 г.? Представляется, что к этому существуют внутренние и внешние предпосылки. Внутренние

* Статья подготовлена при поддержке программы фундаментальных исследований Президиума РАН № П31-8.2, проектов ДВО РАН № 12-1-00Н-01, 12-1-П31-03.

касаются восприятия населением и бизнесом деятельности органов исполнительной власти страны. По данным Фонда «Общественное мнение», среди опрошенных лиц высказывают отрицательное отношение к деятельности государственных служащих более 71 %, не удовлетворены качеством государственных услуг - 86 %. Представители бизнеса отмечают запредельные издержки на преодоление административных барьеров (по различным оценкам, в среднем 8,5 % выручки малых предприятий) и коррупцию (90-е место в мире в 2004 г. наряду с Гамбией, Индией, Мозамбиком, Непалом и Танзанией по индексу восприятия коррупции, по данным Transparency International) [1].

Внешние причины объясняются необходимостью разрешения противоречия, при котором инвестиционный климат, инвестиционная привлекательность страны оказываются значительно хуже реально существующей ситуации в ее экономике. Так, экономика Российской Федерации является более цельной и «здоровой», чем экономика стран Объединенной Европы: инфляция за 2011 г. соста-

вила 6,1 %, ВВП - 4,3 %, соотношение государственного долга и ВВП - 9,8 %, что на порядок ниже, чем в ряде стран Европейского Союза [4]. Тем не менее в части состояния инвестиционного климата Россия воспринимается значительно хуже, чем многие европейские страны.

Для преодоления вышеназванных проблем административная реформа была названа в качестве ключевого направления в посланиях Президента РФ Федеральному Собранию еще в 2003-2004 гг. и программах социально-экономического развития Российской Федерации на среднесрочную перспективу. В этих документах была поставлена задача ограничить вмешательство государства в экономическую деятельность, исключить чрезмерное регулирование, сократить функции государственных органов.

Будучи инициированной на федеральном уровне, административная реформа охватила все уровни власти РФ. В этой связи важным является анализ хода реализации административной реформы на уровне субъекта Федерации.

Целью данной статьи является анализ результатов проведения административной реформы в Хабаровском крае и определение основных проблем организации этого процесса. Период исследования включает временной интервал 2006-2010 гг., который стал основой выявления тенденций развития административной реформы в Хабаровском крае, а также период 2011 г., в ходе которого произошло уточнение целей реформы, что позволило сделать ряд прогнозных заключений относительно перспектив реализации административной реформы в крае.

Информационной базой исследования послужили нормативно-правовые документы Российской Федерации и Хабаровского края, регулирующие вопросы развития и хода административной реформы в регионе, а также данные государственной статистики и статистические данные, опубликованные на официальных сайтах правительства Хабаровского края, краевых министерств и ведомств.

Административная реформа может быть определена как процесс пересмотра функций исполнительной власти, закрепления необходимых и упразднения избыточных функций, создания адекватной функциям структуры и системы исполнительной власти, а также институциональных изменений в системе государственного управления [11]. Она нацелена на формирование системы эффективного

исполнения государственных функций, обеспечивающей высокие темпы экономического роста и общественного развития.

В Концепции административной реформы в Российской Федерации в 2006-2010 годах, утвержденной распоряжением Правительства РФ от 25.10.2005 № 1789-р (далее - Концепция реформы в РФ), намечены основные направления ее проведения, которые легли в основу реформационных новаций как на федеральном, так и на региональном и муниципальном уровнях.

Следует отметить, что осуществляется реформа на муниципальном и региональном уровнях практически без соответствующего федерального финансирования. Так, на проведение административной реформы в 2011 г. из федерального бюджета Министерству экономического развития РФ выделено всего 403 млн руб. [3], которые предписано распределить следующим образом [5]:

• направить на организацию координационной деятельности, а также мониторинг и методическое сопровождение деятельности федеральных, региональных и муниципальных органов власти по совершенствованию государственного управления - 40 %;

• передать Федеральной антимонопольной службе на цели, связанные с деятельностью рабочей группы по вопросам оптимизации структуры и функций федеральных органов исполнительной власти - 5 %;

• передать федеральным органам исполнительной власти на проведение административной реформы, а также в форме субсидий бюджетам субъектов Федерации для оказания поддержки в проведении административной реформы -55 %.

Та же сумма была заложена на административную реформу в бюджете на 2010 г. и остается в бюджете на 2012 и 2013 гг. Особо сложное положение с финансированием процесса организации реформы сложилось на муниципальном уровне. По сути, реформа проводится за счет средств самих регионов, которые вынуждены поддерживать еще и муниципалитеты.

Координирующую роль в проведении реформы выполняет краевая комиссия, возглавляемая вице-губернатором (положение о комиссии утверждено постановлением губернатора края от 03.10.2008 № 138). В органах исполнительной власти края задействовано 25 рабочих групп по проведению

реформы. Председатели рабочих групп обладают высоким должностным статусом (министры или их заместители). Взаимодействие рабочих групп осуществляется через интернет-сеть правительства края, где размещаются материалы для рабочих групп, протоколы решения комиссии, информация для мониторинга оптимизации сети учреждений и предприятий и другие документы.

Реформационные изменения в крае осуществляются в рамках направлений, определенных в Концепции реформы в Российской Федерации:

1) регламентация и стандартизация государственных и муниципальных услуг (функций), предоставляемых органами исполнительной власти;

2) предоставление информации о государственных услугах, оказываемых в электронной форме;

3) организация предоставления государственных и муниципальных услуг по принципу «одного окна» на базе многофункциональных центров предоставления государственных и муниципальных услуг;

4) внедрение управления по результатам и проектного управления;

5) оптимизация функций органов исполнительной власти;

6) размещение государственного и муниципального заказа;

7) противодействие коррупции.

В данной статье рассмотрен ход реализации первых пяти направлений.

1. Регламентация и стандартизация государственных и муниципальных услуг (функций). По состоянию на начало 2010 г. перечень исполняемых функций и предоставляемых государственных услуг в Хабаровском крае включал 238 формулировок. По выполняемым функциям государственные услуги на 55 % относятся к социальной политике, на 45 % - к вопросам поддержки реального сектора экономики (табл. 1).

Из 238 функций (услуг) на 146 разработаны и утверждены административные регламенты, или 61,3 % услуг (функций) зарегламентированы. из них 38,2 % приходится на социальные функции, лишь 23,1 % - на функции по поддержке реального сектора.

Для информирования населения и бизнес-сообщества о порядке предоставления государственных услуг, регламентации деятельности органов исполнительной власти края на официальном сайте

Таблица 1

Структура и сфера государственных услуг (функций) в Хабаровском крае на начало 2010 г.

Наименование функции Количество функций (услуг)

Публичные функции, всего 238

В том числе:

Функции по реализации социальной 130

политики

Из них:

социальные вопросы 59

льготы и выплаты 50

лицензирование 11

вопросы занятости населения 10

Функции по поддержке реального 108

сектора

Из них:

поддержка реального сектора 46

экономики

аттестация и аккредитация 10

государственная экспертиза 7

разрешения и контрольно-надзорные функции 45

правительства Хабаровского края создан раздел «Административные регламенты государственных функций (услуг)». На нем размещены утвержденные административные регламенты (всего 213 на ноябрь 2011 г.) и их проекты (15) для повышения прозрачности взаимодействия между органами власти и гражданским обществом. С целью приведения разработанных в 2008-2010 гг. административных регламентов в соответствие с требованиями Федерального закона от 27.07.2010 № 210-ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг» в 2011 г. осуществлялась их доработка. В результате общее количество государственных услуг (функций) повысилось до 296, увеличилось и количество разрабатываемых регламентов (на февраль 2012 г. количество принятых регламентов выросло до 215, а проектов регламентов - до 45). наибольшее количество регламентов приходится на два краевых министерства - социальной защиты населения и природных ресурсов, 48 и 24 соответственно. Это вполне объяснимо, поскольку услуги по социальным вопросам относятся к наиболее востребованным, а использование природных ресурсов является одним из основных видов экономической деятельности в Хабаровском крае.

Особый интерес вызывает ход реформы на муниципальном уровне. Тем более что работа краевой комиссии по проведению административной

реформы связана не только с государственным уровнем власти, она может давать рекомендации и для муниципального уровня власти. Были подготовлены методические рекомендации для рабочих групп по проведению административной реформы на уровне органов местного самоуправления (ОМСУ). В 2009 г. на уровне муниципальных образований были созданы рабочие группы, которые формируют перечни муниципальных услуг для введения в сводный перечень услуг и размещения на краевом электронном портале услуг.

Для Хабаровского края важна синхронность проведения реформы по уровням власти, ведь в крае 233 муниципальных образования, в том числе 2 городских округа, 17 муниципальных районов, 29 городских и 185 сельских поселений. Однако в реальности в настоящее время в крае формируются предпосылки для нарушения двух важнейших положений успешной организации административной реформы - синхронности проведения по уровням власти и по этапам реализации.

Синхронизация мероприятий реформы должна обеспечиваться правовыми актами и сопровождаться соответствующим финансированием. Однако в расходах консолидированного бюджета края статей по финансированию проведения реформы нет. Это притом, что федеральный центр предписывает обеспечить ее проведение.

Последовательность реализации реформы также важна. Речь идет о том, какие приоритеты будут выбраны в качестве консолидированных для субъекта Федерации. Для этого надо сравнить направления, установленные Концепцией реформы в РФ, с направлениями, которые проводятся исполнительными органами власти на местах.

В рамках реформы органами исполнительной власти края сформированы и утверждены перечни государственных услуг, предоставляемых органами исполнительной власти края, и перечень услуг, предоставляемых организациями. В то же время органы местного самоуправления сводного перечня предоставляемых муниципальных услуг не имеют, его классификатор увидеть нельзя. Причем отсутствие классификатора - лишь часть проблемы. каждое публичное действие необходимо сопровождать регламентом, прописанным по процедурам. Процедуры должны быть стандартными для всех органов местного самоуправления. В результате в крае намечается тенденция к нарушению принципа синхронности в проведении реформы.

2. Организация предоставления государственных услуг в электронной форме. К сентябрю 2011 г. Хабаровский край перевел наибольшее количество услуг в электронный вид и занял лидирующие позиции не только по Дальневосточному федеральному округу (ДФО), но и по России в целом: 2-е место среди дальневосточных регионов и 6-е среди 83-х субъектов Российской Федерации [10].

Высокое место края в рейтинге субъектов Федерации подтверждают и результаты тестирования услуг органов исполнительной власти субъектов РФ, проведенного в конце 2010 г. Хабаровский край по результатам мониторинга занял тогда 11-е место по России и 3-е - по ДФО (табл. 2).

Если учесть, что в 2010 г. в Хабаровском крае на реализованное число приоритетных услуг приходилось наименьшее число опубликованных на Едином портале услуг, синонимичных приоритетным, то становится очевидным, что в крае задача предоставления государственных услуг в электронной форме являлась наиболее актуальной по сравнению с другими дальневосточными субъектами Федерации. Задача была решена к сентябрю 2011 г. путем реализации Плана мероприятий по развитию информационного общества и формированию электронного правительства, который был утвержден постановлением губернатора Хабаровского края от 31.12.2010 № 153.

Авторами был проведен мониторинг регионального интернет-портала государственных и

Таблица 2

Число услуг, реализованных в регионах ДФО

по состоянию на период мониторинга с 1 ноября по 15 декабря 2010 г. [6]

№ Наименование Число приоритетных услуг, реа- Число услуг, опубликованных на Еди-

п/п региона лизованных в регионе (из 58) ном портале, синонимичных приоритетным

1 Амурская область 38 83

2 Магаданская область 34 46

3 Хабаровский край 29 33

4 Камчатский край 12 13

5 Сахалинская область 9 15

6 Приморский край 7 7

7 Еврейская автономная область - -

8 Республика Саха (Якутия) - -

9 Чукотский автономный округ - -

муниципальных услуг Хабаровского края (www. 27.gosuslugi. ru/web/guest/main). Основными целями мониторинга являлись:

• оценка степени перехода к предоставлению государственных и муниципальных услуг в электронном виде на региональном уровне;

• выявление основных недостатков в разработке регионального портала государственных и муниципальных услуг с точки зрения пользователя.

В результате исследования выяснилось, что ко времени проведения мониторинга (сентябрь 2011 г.) полная информация не была представлена ни по одной услуге. В основном отсутствовали сведения о реквизитах для оплаты государственных услуг, примеры заполнения форм бланков документов. отсутствуют данные о качестве предоставления услуг. Портал не охватывает полный перечень сфер предоставления услуг. В основном представлена информация об услугах в сферах «Социальное обеспечение», «Труд и занятость» и «Образование», наименее охваченная сфера - «Картография, геодезия, гидрометеорология»: информация о государственных услугах, предоставляемых в данной сфере, не была представлена вообще.

Только в половине случаев существуют перенаправления на официальные сайты органов власти Хабаровского края, которые предоставляют услуги, либо на списки административных регламентов. По некоторым региональным государственным услугам и муниципальным услугам неверно указан исполнитель услуги и адрес ее получения.

Многие органы государственной власти и органы местного самоуправления не могут быть найдены с помощью инструментов встроенного поиска по порталу (обнаружить их услуги можно лишь последовательным перебором разделов тематического рубрикатора).

Тем не менее, несмотря на отдельные недостатки, портал государственных услуг Хабаровского края на момент проведения мониторинга являлся достаточно качественным ресурсом, представляющим в режиме «одного окна» информацию обо всех государственных (муниципальных) услугах, оказываемых на территории края.

Исправление технических ошибок работы портала и реализация индексирования сайта внешними поисковыми системами интернет-сети позволят сделать его удобным, качественным и востребованным каналом оказания государственных (муни-

ципальных) услуг органами власти Хабаровского края. Развитие системы обратной связи позволит повысить эффективность и результативность портала, превратив его в перспективе в информационный ресурс, непосредственно предоставляющий государственные (муниципальные) услуги в электронном виде в режиме «одного окна».

Сегодня на первый план выходит необходимость популяризации самой идеи информационного общества среди населения, ведь по статистике в настоящее время электронными услугами пользуются всего лишь около 11 % россиян.

3. Организация предоставления государственных и муниципальных услуг по принципу «одного окна» на базе многофункциональных центров. Эта работа является актуальной, ведь в регионе остается высоким уровень административных барьеров.

В большинстве своем предприниматели края сталкиваются с административными барьерами при оформлении земельно-правовых документов (отметили 36,8 % опрошенных предпринимателей Хабаровского края), при получении лицензии (разрешения) на определенные виды деятельности (28,7 %), при передаче во владение или пользование на долгосрочной основе объектов муниципального имущества (18,4 %) [8].

По оценкам более 60 % предпринимателей, на их бизнес оказывают особенно сильное «давление» различные органы государственного управления и местной власти. Среди структур, оказывающих наибольшее «давление» на бизнес, предприниматели выделили Роспотребнадзор, пожарный надзор, налоговую инспекцию. Получается, что «давление» на предприятия оказывают в большей степени федеральные структуры, нежели региональные или местные, что в целом соответствует общероссийской специфике.

Для предпринимателей одним из наиболее актуальных вопросов в сфере регулирования земельных отношений остается срок оформления прав на земельные участки для целей, связанных со строительством. Чтобы получить землю в собственность и разрешение на строительство, инвестору надо пройти 14 этапов, а средний срок утверждения документов -14 месяцев. Хабаровский край занимает 41-е место по срокам формирования земельных участков в крае, он в нижней части среди 83-х других субъектов РФ. Систему формирования земельных участков в крае надо выстраивать так, чтобы она была простой, по-

нятной и прозрачной. Процесс можно ускорить, если разработать четкие процедуры межведомственного взаимодействия краевых министерств строительства и имущественных отношений, а также мэрии г. Хабаровска. Этому процессу должен содействовать осуществляемый в настоящее время в крае переход на межведомственный порядок предоставления государственных услуг.

В этой связи идея регламентации услуг, оказываемых органами исполнительной власти края, органами местного самоуправления, через организацию предоставления государственных и муниципальных услуг по принципу «одного окна» на базе многофункциональных центров (МФЦ), может стать одним из наиболее эффективных инструментов снижения уровня административных барьеров. Сроки предоставления государственных и муниципальных услуг в МФЦ сокращаются благодаря организации взаимодействия на основании соглашений и административных регламентов.

Создание двух полноценных многофункциональных центров в крае планируется в 2013 г. (в гг. Хабаровск и Комсомольск-на-Амуре). В 2011 г. в крае начата организационно-методическая работа по созданию МФЦ, включая создание краевого государственного бюджетного учреждения «Краевой ресурсный центр», приобретение оборудования для его работы; определению перечня органов, предоставляющих государственные и муниципальные услуги на базе МФЦ в Хабаровском крае [2]. Данное направление реформы в Хабаровском крае требует усиления организационных работ по его выполнению.

4. Внедрение управления по результатам и проектного управления. В рамках этого направления важным элементом административной реформы является бюджетная реформа. В настоящее время в России поэтапно внедряются инструменты бюджетирования, ориентированного на результаты: приоритетные национальные проекты; доклады о результатах и основных направлениях деятельности; ведомственные целевые программы; обоснования бюджетных ассигнований; государственные (муниципальные) задания. Поставлена задача обеспечить более тесную увязку стратегического и бюджетного планирования и целеполагания бюджетных расходов с мониторингом достижения заявленных целей, создать механизмы стимулирования участников бюджетного процесса к повышению эффективности бюджетных расходов и проведению структурных реформ.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

В Хабаровском крае разработана Программа повышения эффективности бюджетных расходов на период до 2013 года [7]. Задачами программы являются, в частности:

1) обеспечение укрепления связи стратегического и бюджетного планирования и целеполагания бюджетных расходов с мониторингом достижения заявленных целей;

2) создание механизмов стимулирования участников бюджетного процесса к повышению эффективности бюджетных расходов и проведению административных и бюджетных реформ;

3) повышение прозрачности и подотчетности деятельности органов исполнительной власти края, обеспечение открытости информации об основных направлениях и результатах их деятельности;

4) формирование системы индикаторов оценки результативности деятельности органов исполнительной власти края.

Для реализации указанной программы разработаны план мероприятий, перечень индикаторов оценки их выполнения и методика расчета индикаторов. Ввиду малой протяженности времени говорить о ее результативности пока невозможно.

5. Оптимизация функций органов исполнительной власти Хабаровского края. В крае оптимизированы полномочия, структура и порядок деятельности органов исполнительной власти края, в том числе путем пересмотра дублирующих и избыточных функций, проведена инвентаризация предоставляемых государственных услуг. Выяснилось, что около трети функций и полномочий в разных государственных учреждениях являются ненужными или дублируют друг друга.

Сформированы и утверждены перечни государственных услуг:

1) сводный перечень предоставляемых государственных услуг, исполняемых государственных функций органами исполнительной власти Хабаровского края, в который включено 296 услуг, разделенных на 23 сферы;

2) перечень услуг, которые являются необходимыми и обязательными для предоставления исполнительными органами государственной власти Хабаровского края государственных услуг и предоставляются организациями, участвующими в предоставлении государственных услуг. В него включено 118 услуг.

Для оптимизации деятельности государственных органов в крае создана система интернет-сай-

тов, к основным из которых можно отнести сайт правительства края (www.gov.khabkrai.ru/invest2.

сайт «Нормативно-правовые акты Хабаровского края» (www.laws.khv.ru); интернет-приемную Хабаровского края (www.services.khv.ru). Через интернет-приемную гражданам можно задать вопрос представителям федеральных, краевых и муниципальных властей. С целью информирования субъектов малого предпринимательства и иностранных инвесторов об особенностях ведения бизнеса в Российской Федерации созданы сайты «Малый бизнес Хабаровского края» (www.mb.kht. ги) и «Агентство по привлечению иностранных инвестиций» (www.fipa.khv.ru).

Поскольку краевые министерства и ведомства через собственные структурные подразделения оказывают в соответствии с утвержденными регламентами ряд государственных услуг населению, официальные сайты органов исполнительной власти края дополнены разделом «Государственные услуги», в котором размещены административные регламенты, формы заявлений-анкет, адреса и телефоны учреждений, предоставляющих государственные услуги.

Если в Хабаровском крае ситуация с наполнением реестра в части региональных услуг обстоит благополучно, то в части муниципальных услуг можно прогнозировать обострение ситуации к середине 2012 г.

Формально в декабре 2011 г. в крае должен быть утвержден перечень государственных и муниципальных услуг, подпадающих под соглашение о межведомственном взаимодействии. Краевые органы исполнительной власти и часть муниципальных властных структур этот этап прошли, при этом внедрение реализации услуг из перечня (закупка необходимого оборудования, подготовка кадров и др.) муниципалитетами еще не начиналось. Все вышеназванное заставляет с осторожностью относиться к планам реализации муниципалитетами Хабаровского края положений о формировании перечня муниципальных услуг, подпадающих под соглашение о межведомственном взаимодействии, к июлю 2012 г.

Подводя итог вышеизложенному, можно выделить два этапа административной реформы в Хабаровском крае. Первый этап, с 2006 по 2010 г. -характеризуется принятием важных решений по реализации административной и бюджетной реформ, направленных на создание «каркаса» ре-

формационных построений и их предварительное заполнение. В этот период деятельность краевых органов власти была направлена, прежде всего, на завершение регламентации административных процедур, обеспечение доступа населения края к информации о деятельности государственных органов и повышение уровня ее открытости.

Второй этап административной реформы, начавшийся с 2011 г., характеризуется одновременным завершением регламентации исполняемых функций и приведением ранее разработанных регламентов в соответствие с требованиями Федерального закона от 27.07. 2010 № 210-ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг». Кроме того, оптимизированы полномочия органов исполнительной власти края путем выявления дублирующих и избыточных функций, проведена инвентаризация предоставляемых государственных услуг.

Завершение работы по регламентации административных процедур и внедрение административных регламентов позволили перейти к формированию системы оценки качества государственных услуг, предоставляемых в крае. Если в 2009-2010 гг. был организован мониторинг внедрения административных регламентов, то в 2011 г. введен мониторинг качества наполнения и полноты сведений об услугах, введенных в региональный реестр государственных и муниципальных услуг (функций).

Сводная оценка качества размещения сведений о государственных услугах и функциях, проведенная по 21 показателю заполнения регионального реестра государственных и муниципальных услуг (функций), составила на начало 2011г. 88,2 %. Помимо этого осуществлялся мониторинг результативности предоставления электронных государственных услуг в виде анкетного опроса граждан, размещенного на официальных сайтах органов исполнительной власти края. Для организации независимой экспертизы проектов краевых нормативно-правовых актов на сайте www.laws.khv. т с начала 2011 г. было размещено более 200 документов.

Для ускорения перехода на предоставление услуг в электронной форме в 2011 г. был проведен целый ряд мероприятий по развитию информационного общества, в том числе по формированию электронного правительства, внедрению информационно-коммуникационных технологий в образовании, здравоохранении и социальной защите населения, в области культуры, обеспечении безопасности жизни.

Вместе с тем внедрение регламентации государственных услуг, работа по переходу на новые технологии их предоставления не являются исчерпывающими задачами для решения проблемы обеспечения качества предоставления государственных услуг, снижения административных барьеров. Поэтому в 2011 г. была принята трехлетняя краевая программа по снижению административных барьеров [2], которая по своей сути является логическим продолжением мероприятий административной реформы. Общий объем средств из краевого бюджета, предназначенных для реализации программы в 2011-2013 гг., составляет 283,8 млн руб., основной объем программных мероприятий приходится на 2013 г., когда будут реализовываться проекты по созданию МФЦ.

На взгляд авторов, в целом позитивное развитие административной реформы в Хабаровском крае за исследуемый период не свободно от проблемных моментов. Акцентируем еще раз на них внимание. В настоящее время в крае назревают предпосылки к нарушению трех важных моментов проведения административной реформы - синхронности по уровням власти, по этапам (времени проведения) и по финансированию. Финансирование мероприятий административной реформы крайне скупо на федеральном уровне, а в краевом бюджете не выделяются отдельные статьи на ее проведение, кроме целевой программы по снижению административных барьеров, на которую в краевом бюджете выделено в 2011 г. лишь 450 тыс. руб. Остальные расходы на реформу «сокрыты» в структуре других статей бюджетных расходов, а это чревато «размазыванием» средств. Еще хуже ситуация на муниципальном уровне, что ведет к отставанию процесса регламентации услуг и переходу на электронную форму их представления. Необходимы унификация и финансирование работ на муниципальном уровне, без этого в крае возникнет тенденция к нарушению принципа синхронности в проведении реформы между уровнями власти и срыву сроков реализации мероприятий реформы.

В этой связи первостепенную важность приобретает задача организации межведомственного и межуровневого взаимодействия, тем более что на межведомственный режим предоставления региональных и муниципальных услуг органы власти должны перейти уже с середины 2012 г. [9]. По оценкам Минэкономразвития России, около 80 типовых региональных услуг и порядка 20 типовых муниципальных услуг должны будут предоставляться в

режиме электронного межведомственного взаимодействия. Это предполагает коренную перестройку системы документооборота, подготовка к которой закладывалась в ходе реализации реформационных мероприятий в предыдущие годы.

Список литературы

1. КирсановМ. В. Реализация административной реформы в Российской Федерации в 2006-2008 годах // Министерство экономического развития Российской Федерации. URL: http//ar.economygov.ru.

2. Краевая целевая программа «Снижение административных барьеров, оптимизация и повышение качества предоставления государственных и муниципальных услуг, в том числе на базе многофункциональных центров, на 2011-2013 годы»: утверждена постановлением правительства Хабаровского края от 30.06.2011 № 196-пр.

3. О федеральном бюджете на 2011 год и на плановый период 2012 и 2013 годов: Федеральный закон от 13.12.2010 № 357-ФЗ (ред. от 06.11.2011).

4. Об итогах социально-экономического развития Российской Федерации в 2011 году // Сайт министерства экономического развития РФ, 02.02.2012. URL: http://www. economy. gov. ru/minec/ activity/sections/macro/monitoring/doc20120202_05.

5. Об оказании поддержки проведения федеральными органами исполнительной власти и высшими исполнительными органами государственной власти субъектов Российской Федерации административной реформы в 2011 году: постановление Правительства РФ от 16.05.2011 № 370.

6. Отчет о результатах мониторинга качества оказания государственных и муниципальных услуг в электронной форме // Сайт «Административная реформа в Российской Федерации» Министерства экономического развития РФ. URL: http://ar. gov. ru/experts/researches/.

7. Программа повышения эффективности бюджетных расходов на период до 2013 года: утверждена постановлением правительства Хабаровского края от 24.08.2011 № 280-пр.

8. Состояние, проблемы и перспективы развития малого и среднего предпринимательства в Хабаровском крае // Аналитический отчет. ДВАГС. Хабаровск, 2010. Сайт Министерства экономического развития и внешних связей Хабаровского края. URL: http://msb. khabkrai. ru/analytics/research.

9. Тезисы выступления заместителя министра О. В. Фомичева на пресс-конференции по теме

«Организация межведомственного взаимодействия в регионах», г. Москва, 24.02.2012 // Сайт Министерства экономического развития РФ. URL: http://www. economy.gov.ru/minec/press/news/ doc20120224_04.

10. Хабаровский край - лидер среди регионов Дальнего Востока по количеству услуг, переведенных в электронный вид. Официальный информаци-

онный интернет-портал Хабаровского края. URL: http://khabkrai. ru/news/newsfull. html?id=17996.

11. Шаров А. В. Об основных элементах административной реформы // Реформа государственного управления в России: взгляд изнутри. 2006. Сайт «Административная реформа в Российской Федерации» Минэкономразвития России. URL: http://ar.gov.ru/ about/publications/index. php?id_13=55&from_13=82.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.