Научная статья на тему 'Предоставление государственных услуг в субъектах Южного федерального округа: состояние, проблемы, перспективы'

Предоставление государственных услуг в субъектах Южного федерального округа: состояние, проблемы, перспективы Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
321
43
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ГОСУДАРСТВЕННЫЕ И МУНИЦИПАЛЬНЫХ УСЛУГИ / СУБЪЕКТЫ РФ / ПОРТАЛ / МНОГОФУНКЦИОНАЛЬНЫЙ ЦЕНТР / КАРТА ЖИТЕЛЯ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Кайль Я.Я.

В статье рассмотрены состояние и перспективы развития процесса предоставления государственных услуг в субъектах Южного федерального округа (ЮФО). Проанализирован региональный опыт предоставления государственных услуг. Предложены конкретные меры, направленные на снижение административных барьеров, выравнивание возможностей населения субъектов РФ в получении качественных и доступных государственных и муниципальных услуг.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Предоставление государственных услуг в субъектах Южного федерального округа: состояние, проблемы, перспективы»

1 (232) - 2012

ПРОБЛЕМЫ. ПОИСК. РЕШЕНИЯ

УДК 338.24

предоставление государственных услуг в субъектах южного федерального округа: состояние, проблемы, перспективы*

Я. Я. кайль, кандидат экономических наук, доцент кафедры государственного и муниципального управления E-mail: kailjakow@mail. ru Волгоградский государственный университет

В статье рассмотрены состояние и перспективы развития процесса предоставления государственных услуг в субъектах Южного федерального округа (ЮФО). Проанализирован региональный опыт предоставления государственных услуг. Предложены конкретные меры, направленные на снижение административных барьеров, выравнивание возможностей населения субъектов РФ в получении качественных и доступных государственных и муниципальных услуг.

Ключевые слова: государственные и муниципальных услуги, субъекты РФ, портал, многофункциональный центр, карта жителя.

Предоставление государственных услуг физическим и юридическим лицам в настоящее время является одной из актуальных задач органов исполнительной власти (ОИВ) федерального и регионального уровней. Это обусловлено тем, что осуществляется переход от традиционного государства, которое только управляет, к государству, которое наряду с выполнением этой важнейшей функции занимается и сервисным администрированием — предоставлением качественных услуг гражданину и бизнесу.

'Статья предоставлена Информационным центром Издательского центра «ФИНАНСЫ и КРЕДИТ» при Волгоградском государственном университете.

Распоряжением Правительства Российской Федерации от 06.05.2008 № 632-р утверждена Концепция формирования в Российской Федерации электронного правительства до 2010 г. (далее — Концепция), ставшая отправным документом для создания системы государственных услуг, оказываемых в электронном виде, а также основой для изменения нормативно-правовой базы, регулирующей порядок их предоставления.

В декабре 2010 г. на заседании Государственного совета Российской Федерации Президент РФ Д. Медведев объявил губернаторам, что выводы об их работе он будет делать на основании того, как внедряются электронные технологии. И напомнил, что в соответствии со стратегией развития информационного общества все государственные услуги должны быть переведены в электронный вид к 2015 г.

На заседании Президиума Правительства РФ в конце января 2011 г. премьер-министр В. Путин поставил перед Министерством связи и массовых коммуникаций РФ задачу — добиться ощутимых результатов по проекту «Электронное правительство» уже в нынешнем году. По его словам, необходимо избавить граждан от «хождения по мукам» в различных инстанциях и предоставить им возможность получать услуги через Интернет [2].

Председатель Правительства РФ В. Путин 27.01.2011 провел в Оренбурге заседание Президиу-

ма Совета при Президенте Российской Федерации по развитию местного самоуправления по вопросу «О мерах по повышению качества предоставления государственных и муниципальных услуг населению». Главной темой встречи стало обсуждение комплекса мер, направленных на повышение качества государственных и муниципальных услуг. Среди конкретных предложений была отмечена инициатива по созданию государственных информационных систем «Единый портал государственных и муниципальных услуг» и «Сводный реестр государственных и муниципальных услуг». По словам В. В. Путина, ставится задача по организации многофункциональных центров (МФЦ) предоставления услуг населению в каждом муниципалитете России.

Внедрение государственных услуг, оказываемых в электронном виде, формирует альтернативный порядок их предоставления, так как до принятия Концепции предусматривался только один вариант подачи заявления: когда заявителю было необходимо лично обратиться для получения этих услуг. Реализация Концепции направлена на изменение роли государственных органов, которые будут выполнять посреднические функции, являясь:

— инструментом обслуживания общественных потребностей;

— организатором принятия обществом решений.

Основными целями внедрения электронной формы предоставления услуг являются:

— существенная оптимизация процедуры взаимодействия с заявителем;

— снижение потока людей в залах ожидания в пунктах приема и выдачи документов;

— повышение качества предоставления государственных услуг;

— снижение коррупционных рисков. Система порталов государственных услуг рассматривается как результативное и эффективное с точки зрения органов власти и заявителей средство оказания государственных слуг. Для заявителей это в первую очередь единый источник актуальной, полной, непротиворечивой и точной информации по государственным услугам, а также возможность получения государственных услуг по принципу «одного окна». Для уполномоченных органов власти и организаций — фактор совершенствования системы управления в области результативности и эффективности предоставления государственных услуг, а также механизм организации межведомственного

взаимодействия и наиболее эффективного использования информационного ресурса в сфере оказания государственных и муниципальных услуг [4].

Переход регионов на систему межведомственного электронного взаимодействия может произойти быстрее, чем планируется. Все региональные и муниципальные органы, на которые приходится 90 % государственных услуг для физических лиц, должны перейти на принцип «одной инстанции» с 01.07.2012. В настоящее время лидерами проекта являются три субъекта РФ: Волгоградская и Самарская области и Республика Башкортостан.

Согласно рейтингу субъектов РФ, сформированному Центром прикладной экономики, в 2010 г. по уровню внедрения электронного правительства первое место занял Татарстан, второе место поделили Липецкая область и Кабардино-Балкария. На начало 2011 г. только четыре субъекта РФ не имели регионального портала государственных и муниципальных услуг: Пермский край, Ингушская Республика, Карачаево-Черкесская Республика и Чеченская Республика. Из 79 субъектов, поддерживающих порталы услуг, 52 используют работу сайта, предложенную Министерством экономического развития РФ.

Согласно Федеральному закону от 27.07.2010 № 210-ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг» с 01.10.2011 ведомства не имеют права запрашивать у получателей государственных услуг документы, имеющиеся в распоряжении других государственных органов. Представители власти должны получать все необходимые документы друг у друга. 80 % веб-сервисов для электронного взаимодействия уже разработаны. И если какие-то из ведомств не успели решить эту задачу к октябрю, они будут временно заниматься обменом документов на бумажных носителях.

Всего в проекте участвует 61 федеральный орган власти. Основными участниками взаимодействия являются пять ведомств: Федеральная налоговая служба, Федеральное казначейство, Росреестр, Федеральная миграционная служба, Пенсионный фонд РФ. Они обеспечивают основной поток информационного обмена при оказании услуг — более 300 услуг требуют документов из этих ведомств. Новая система может ежедневно обрабатывать до 2 млрд обращений.

В июле 2012 г. все федеральные и региональные органы исполнительной власти перейдут на межведомственное электронное взаимодействие.

Оно охватывает около 930 документов, которые ведомства будут запрашивать друг у друга для предоставления 340 государственных услуг физическим и юридическим лицам.

По словам министра экономического развития РФ Э. Набиуллиной, переход на межведомственное электронное взаимодействие позволит государству серьезно сэкономить на услугах: «Мы делали оценки по ряду услуг, и я могу говорить конкретно об услугах Росреестра, который находится в ведении Минэкономразвития, о тех выписках из реестра прав на недвижимость и сделок с ней. По нашей оценке, только здесь в год можно сэкономить не менее 1 млрд руб.».

По состоянию на 26.09.2011 37 ведомств из планируемых 56 завершили разработку веб-сервисов, с помощью которых они с октября осуществляют межведомственный обмен документами при предоставлении государственных услуг гражданам и организациям. Шесть ведомств (Минздравсоцразви-тия России, МВД России, Рособрнадзор, Росреестр, Казначейство России, ФМС России) завершили не только разработку, но и тестирование систем обмена информацией, их веб-сервисы уже готовы к промышленной эксплуатации [4].

Последние несколько лет повышение качества и доступности государственных услуг было одним из основных направлений деятельности ОИВ федерального и регионального уровней. В ходе административной реформы разрабатывались административные регламенты, оптимизировались состав и характеристики государственных услуг и государственных функций, создавалось обеспечение общего роста их качества как на федеральном, так и на региональном уровне.

Повышение качества и доступности государственных и муниципальных услуг, исполнения государственных и муниципальных функций является приоритетной задачей на текущем этапе развития системы государственного и муниципального управления как для Российской Федерации в целом, так и для субъектов РФ в частности. Решение данной задачи носит комплексный характер и затрагивает различные аспекты государственного и муниципального управления. Среди них наибольшую актуальность в субъектах РФ на данном этапе имеют: — регламентация предоставления государственных и муниципальных услуг, в том числе предоставления услуг государственными и муниципальными учреждениями и органи-

зациями негосударственного сектора в сфере образования, здравоохранения, социальной защиты населения, культуры и спорта;

— оптимизация контрольно-надзорных и разрешительных функций органов исполнительной власти субъектов РФ;

— внедрение современных технологий предоставления услуг исполнительными органами государственной власти субъектов РФ с использованием межведомственного взаимодействия и оказание услуг в электронном виде;

— нормативное правовое обеспечение предоставления услуг, необходимых и обязательных для получения государственных и муниципальных услуг, и взимания платы за их оказание;

— организация предоставления услуг на базе многофункциональных центров по предоставлению государственных и муниципальных услуг.

В рамках региональных целевых программ проведения административной реформы в субъектах РФ в 2008—2011 гг. реализованы следующие мероприятия по модернизации системы предоставления государственных и муниципальных услуг.

1. Созданы региональные учреждения по предоставлению государственных и муниципальных услуг, на базе которых разработаны и введены в эксплуатацию:

— порталы многофункциональных центров предоставления государственных и муниципальных услуг (МФЦ);

— центры телефонного обслуживания МФЦ;

— информационно-справочная система МФЦ.

2. Созданы и ведутся реестры государственных услуг (функций) субъектов РФ.

3. Внедрены системы межведомственного электронного взаимодействия и электронного документооборота.

4. Созданы порталы государственных и муниципальных услуг субъектов РФ.

5. Введены в эксплуатацию межведомственные аналитические автоматизированные информационные системы «Управление по результатам в исполнительных органах власти субъектов РФ».

6. Проведена работа по исключению избыточных и дублирующих функций, внесены соответствующие изменения в положения об органах исполнительной власти субъектов РФ и их структурных подразделений.

7. Практически во всех субъектах РФ сформирован порядок разработки и утверждения

административных регламентов предоставления государственных услуг.

8. Разработан и утвержден перечень административных регламентов по предоставлению (исполнению) государственных услуг (функций) органами исполнительной власти субъектов РФ.

Для продолжения работы по модернизации системы предоставления государственных и муниципальных услуг в рамках региональных программ проведения административной реформы в субъектах РФ (в частности, по повышению качества предоставления государственных и муниципальных услуг, в том числе на базе МФЦ, и снижению административных барьеров, по реализации новых возможностей работы с заявителями, позволяющих решать наиболее значимые задачи для физических и юридических лиц) разрабатываются мероприятия, направленные на решение следующих задач:

— сокращение количества взаимодействий заявителей с должностными лицами за счет организации межведомственного информационного взаимодействия;

— оптимизация административных процедур и повышение качества предоставления услуг;

— противодействие коррупции.

В основе их решения лежит комплексный реинжиниринг предоставления услуг, результаты которого формализуются в административных регламентах предоставления государственных услуг.

На базе МФЦ оказывается большое количество услуг различного уровня (федерального, регионального, муниципального) по вопросам социальной поддержки населения, государственной регистрации и кадастрового учета недвижимости, налогового и антимонопольного законодательства, а также комплексные услуги в сфере поддержки предпринимательства, содействия занятости и развития самозанятости населения.

Кроме того, в МФЦ, как правило, предусмотрено оказание ряда дополнительных услуг:

— копировально-множительные;

— доступ к единому порталу государственных и муниципальных услуг, к региональным порталам государственных и муниципальных услуг, к справочно-правовым системам, к терминалам оплаты услуг связи, жилищно-коммунальных услуг, государственных пошлин.

По данным аналитического центра «Эксперт-Юг», в России практически завершено формирование системы региональных порталов государс-

твенных услуг, которая является первым шагом на пути создания электронного правительства, предполагающего снижение уровня бюрократизма и коррупционности, улучшение качества и оперативности предоставления услуг населению.

Центр прикладной экономики по заказу электронного журнала «Госменеджмент» составил очередной рейтинг субъектов РФ по уровню развития электронного правительства по состоянию на 01.07.2011. Ключевой особенностью нового исследования стал анализ не только региональных порталов государственных услуг и пользования их электронными услугами, но и данных федерального портала www. gosuslugi. ru. В отчете отмечается, что положительная вертикальная миграция в списке с момента публикации последнего рейтинга в апреле 2011 г. объясняется именно появлением электронных государственных услуг на региональных порталах. В то время как понижение в рейтинге обусловлено главным образом нестабильностью в их работе.

Оценка государственных и муниципальных услуг производилась на основании административных регламентов, размещенных на портале государственных услуг субъекта РФ.

При оценке уровня оказания электронных государственных услуг (всего уровней 5, последний является самым высоким) к порталам предъявлялись следующие требования:

— размещение информации об услуге (информация считается размещенной на портале при наличии административного регламента предоставления услуги);

— размещение на портале государственных услуг бланков (шаблонов) заявлений и иных документов, необходимых для получения услуги;

— возможность предоставления документов в электронной форме;

— мониторинг хода оказания услуги на портале государственных услуг;

— оказание услуги полностью или частично в электронном виде.

При этом под электронной услугой понимается услуга, достигшая пятого уровня и оказываемая полностью или частично в электронном виде.

Оценка дополнительных электронных услуг производилась по критериям, не отраженным в вышеперечисленных пунктах. Такие услуги оказывались в рамках полномочий органов власти субъектов РФ и органов местного самоуправления.

За время проведения административной реформы, особенно в сфере предоставления государственных услуг, на уровне субъектов РФ достигнуты различные результаты как по количеству предоставляемых услуг, так и по условиям их доступности. Анализируя состояние сферы предоставления данных услуг такого макрорегиона, как Южный федеральный округ, в состав которого входят 6 субъектов РФ (Республика Адыгея, Республика Калмыкия, Краснодарский край, Астраханская область, Волгоградская область, Ростовская область) [4], можно сказать, что процесс предоставления государственных услуг имеет свои специфику и результаты. Практически во всех субъектах приняты конкретные меры, направленные на обеспечение правовых, финансовых и организационных основ по их предоставлению. Например, в Республике Адыгея приняты:

— постановление Кабинета министров Республики Адыгея от 13.08.2007 № 143 «О Порядке разработки и утверждения административных регламентов исполнения государственных функций и административных регламентов предоставления государственных услуг в Республике Адыгея»;

— постановление Кабинета министров Республики Адыгея от 28.12.2009 № 249 «О Порядке разработки требований к качеству оказания государственными учреждениями Республики Адыгея государственных услуг юридическим и физическим лицам»;

— постановление Кабинета министров Республики Адыгея от 16.12.2009 № 236 «О Перечне государственных услуг, предоставляемых государственными учреждениями Республики

Таблица 2

Рейтинг некоторых субъектов РФ по указанным критериям оценки на 01.07.2011

Наименование Общий балл Государственные услуги Муниципальные услуги Прочие услуги Техническое обеспечение Сервисы

Нижегородская область 195,50 36,50 15,0 60 68 16

Липецкая область 189,00 71,75 11,5 10 53 43

Амурская область 172,75 95,25 20,5 5 43 9

Красноярский край 159,25 61,75 10,6 60 18 9

Кабардино-Балкарская Республика 137,50 70,50 18,0 20 18 11

Тюменская область 118,25 33,75 25,5 15 38 6

Волгоградская область 79,50 29,50 4,0 0 38 8

Таблица 1

Рейтинг некоторых субъектов Южного федерального округа по указанным критериям оценки на 01.07.2011

Место по Место по РФ

Наименование округу в июле 2011 г. (место в апреле) в июле 2011 г. (место в апреле) Общий балл

Волгоградская область 1 (5) 49 (66) 79,50

Астраханская область 3 (3) 57 (62) 73,50

Краснодарский край 6 (2) 79 (19) 44,75

Объектом проведенного исследования стали:

— государственные и муниципальные услуги, информация о которых размещена на порталах государственных услуг субъектов РФ;

— деятельность МФЦ обслуживания населения;

— информационно-справочное обеспечение, в том числе информационные киоски и мобильные информационные сервисы;

— использование специальных средств персональной идентификации (электронных социальных карт).

В составленном рейтинге (табл. 1) регионы Южного федерального округа занимают довольно скромные места.

К примеру, региональный лидер — Волгоградская область занимала по России в июле 2011 г. лишь 49-е место. Интересно также, что в составленном рейтинге Республика Татарстан, часто позиционирующаяся как образцово-показательный регион в части развития электронного правительства, заняла лишь 8-е место. В десятке первых — Нижегородская, Липецкая, Амурская области, Красноярский край, г. Санкт-Петербург, Омская область, Хабаровский край, Воронежская область и Республика Алтай [8].

Региональные лидеры по федеральным округам и структура их общих баллов представлены в табл. 2.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Адыгея физическим и юридическим лицам за счет средств республиканского бюджета Республики Адыгея»; — постановление Кабинета министров Республики Адыгея от 24.05.2010 № 96 «О Порядке оценки соответствия предоставляемых государственными учреждениями Республики Адыгея государственных услуг утвержденным требованиям к качеству государственных услуг».

В рейтинге региональных порталов государственных услуг Адыгея занимает 3-е место среди субъектов ЮФО и пятое место среди всех 15 регионов Юга РФ.

По состоянию на 01.08.2011 в Республике Калмыкия создана минимальная инфраструктура электронного правительства. В том числе в промышленную эксплуатацию запущена единая межведомственная система электронного документооборота органов исполнительной власти. Управлением по развитию электронного правительства введены в эксплуатацию республиканские информационные системы «Республиканский реестр государственных услуг (функций)» и «Портал государственных и муниципальных услуг (функций) Республики Калмыкия». На портале размещены информация о 257 государственных услугах (функциях) и 57 муниципальных услугах (функциях), а также формы заявлений и иных документов, необходимых для получения соответствующих услуг и обеспечен доступ к ним для копирования и заполнения в электронном виде.

В интересах Администрации Республики Калмыкия доработан и расширен типовой портал государственных услуг за счет создания 18 сайтов министерств и ведомств Калмыкии.

Разработана ведомственная целевая программа по созданию автономного учреждения — МФЦ предоставления государственных и муниципальных услуг. Распоряжением Министерства по земельным и имущественным отношениям Республики Калмыкия от 27.12. 2010 № 962-р Управлению по развитию электронного правительства Республики Калмыкия передано недвижимое имущество, находящееся в республиканской собственности, для размещения МФЦ предоставления государственных и муниципальных услуг.

За период проведения административной реформы в Республике Калмыкия были приняты следующие нормативные правовые акты:

— постановление Председателя Правительства Республики Калмыкия от 18.04.2011 № 97 «О порядке изучения мнения населения о качестве оказываемых государственных услуг»;

— постановление Правительства Республики Калмыкия от 13.03.2006 № 82 «О правительственной комиссии по проведению административной реформы в Республике Калмыкия»;

— постановление Правительства Республики Калмыкия от 10.09.2009 № 342 «Об утверждении Республиканской целевой программы «Противодействие коррупции в Республике Калмыкия» на 2009—2011 гг.».

В целях оптимизации процедуры предоставления государственных и муниципальных услуг, с целью устранения их избыточности, устранения административных барьеров был принят Указ Главы Республики Калмыкия от 27.03.2009 № 41 «О проведении необходимых мероприятий по ликвидации административных ограничений при осуществлении предпринимательской деятельности в Республике Калмыкия в 2009 г.».

Распоряжением Правительства Республики Калмыкия от 18.07.2011 № 197-р утверждена Концепция республиканской целевой программы «Снижение административных барьеров, оптимизация и повышение качества предоставления государственных и муниципальных услуг, в том числе на базе многофункционального центра предоставления государственных и муниципальных услуг, в Республике Калмыкия на 2011—2013 гг.».

В число регионов, где внедрение информационных технологий идет активными темпами, вошла и Астраханская область. Работа по переводу услуг в электронный вид в регионе ведется с 2007 г. В области с июля 2011 г. заработала новая система взаимодействия с гражданами. Так, астраханским правительством на портале gosuslugi. гц зарегистрировано 508 регламентов с возможностью скачать электронные формы заявлений и документов, а 19 электронных услуг начнут предоставлять в указанный срок. Кстати, в области открыты два МФЦ, еще два заработают уже в этом году [6]. За время проведения административной реформы в Астраханской области были приняты следующие нормативные правовые акты:

— постановление правительства Астраханской области от 09.06.2011 № 180-П «О Порядке разработки и утверждения административных регламентов исполнения государственных функций»;

— постановление правительства Астраханской области от 04.07.2008 № 347-П «О концепции комплексной целевой программы «Административная реформа в Астраханской области в 2009—2011 гг.» [9];

— постановление правительства Астраханской области от 09.06.2011 № 181-П «О Порядке определения размера платы за оказание услуг, которые являются необходимыми и обязательными для предоставления исполнительными органами государственной власти Астраханской области государственных услуг».

По инициативе министерства экономического развития Астраханской области в июле 2011 г. состоялся семинар по вопросам взаимодействия при предоставлении государственных и муниципальных услуг с использованием интегрированной информационной системы «Государственные услуги».

Волгоградская область входит в шестерку пилотных регионов России по запуску системы межведомственного электронного взаимодействия. В области уже построена сеть передачи данных, охватывающая все органы исполнительной власти региона и администрации всех муниципальных районов и городских округов. На ее основе и с использованием технических решений Ростелекома и будет строиться региональная система взаимодействия. В настоящее время 173 государственные и 17 муниципальных услуг прошли два этапа перевода в электронное поле. Информация о них размещена на двух сайтах — едином портале государственных и муниципальных услуг gosшlugi. гц и на собственном портале государственных и муниципальных услуг Волгоградской области. 01.07.2011 в регионе запущена система межведомственного электронного взаимодействия — 10 государственных услуг из 23 возможных. Кроме этого созданы рабочие места для информационного обмена в рамках региональной пилотной системы во всех администрациях муниципальных районов. Первыми к этой системе были подключены все ЗАГСы.

В Волгоградской области принят закон Волгоградской области от 06.03.2009 № 1863-ОД «О стандартах качества оказания государственных услуг Волгоградской области», согласно которому в регионе будет создана единая система стандартов качества оказания государственных услуг. Закон принят в рамках программы реформирования региональных финансов, главной целью которой является совершенствование системы управления

общественными финансами Волгоградской области, внедрение принципов бюджетирования, ориентированного на результат [1]. В области приняты:

— постановление главы администрации Волгоградской области от 12.03.2009 № 234 «Об утверждении перечней государственных услуг Волгоградской области, предоставление которых может осуществляться негосударственными организациями и государственными автономными учреждениями на территории Волгоградской области»;

— постановление главы администрации Волгоградской области от 19.08.2011 № 920 «Об утверждении перечня государственных услуг (работ), оказываемых (выполняемых) государственными учреждениями Волгоградской области, находящимися в ведении Комитета по чрезвычайным ситуациям, обеспечению безопасности жизнедеятельности населения и взаимодействию с органами военного управления Администрации Волгоградской области, в соответствии с основными видами деятельности».

С 01.08.2011 начал свою работу новый региональный портал государственных и муниципальных услуг Ростовской области. На этом портале можно найти всю необходимую информацию о предоставляемых услугах, об учреждениях, ответственных за оказание данных услуг, о документах, которые могут потребоваться. Также имеется возможность подать заявление на оказание услуг в электронном виде. Помимо этого дается информация, как при необходимости обжаловать результаты оказания какой-либо услуги. На областном портале государственных услуг www. pgu. donland. ru размещена информация о 3 018 государственных услугах, предоставляемых областными органами исполнительной власти.

Перевод муниципальных услуг в электронный вид завершен в апреле 2011 г. Во всех 55 муниципалитетах утверждены реестры муниципальных услуг, их общее количество превысило 2 500. Еженедельно на официальном портале областной администрации публикуется рейтинг администраций муниципальных образований по динамике перевода муниципальных услуг в электронный вид. Приняты областной закон Ростовской области от 28.12.2010 № 549-ЗС «О полномочиях органов государственной власти Ростовской области по организации предоставления государственных (муниципальных) услуг» и постановление администрации Ростовской

области от 16.08.2011 № 526 «Об утверждении Порядка формирования и ведения Реестра государственных услуг Ростовской области» [7].

В рамках краевой целевой программы «Электронная Кубань» на 2005—2010 гг. в 2008 г. на территории Краснодарского края были осуществлены мероприятия по внедрению свободного программного обеспечения в пилотных зонах.

Краснодарский край входит в число 12 регионов, включенных в пилотный проект по реализации функции оказания Росреестром государственных услуг в электронном виде. С 03.03.2011 жители Краснодара и Сочи получили возможность подавать заявления на выдачу информации из Единого государственного реестра прав через информационный терминал и посредством интернет-сайта Росреестра. Новшество востребовано — в настоящее время таким способом уже подано более семидесяти заявлений. Данная услуга предоставляется МФЦ г. Сочи.

Также Краснодарский край совместно со Сберегательным банком Российской Федерации и финансовой корпорацией «УРАЛСИБ» реализуют проект «Карта жителя Краснодарского края». Владелец карты получает персональный доступ к действующему порталу государственных услуг края. Это позволяет сочинцам:

— отследить статус рассмотрения поданных ими документов;

— снять наличные деньги;

— записаться на прием к врачу;

— получить лекарство по бесплатным рецептам;

— оплатить штрафы, налоги и проезд в транспорте, коммунальные услуги и многое другое. Карта содержит фотографию и другие персональные данные владельца. Оформление занимает 30 календарных дней. Проект «Карта жителя Краснодарского края» стартовал в сентябре 2010 г. Сочи присоединился в феврале 2011 г. В крае уже выдано 2 800 карт. К 2013 г. планируется выдать около 3 млн карт.

В Краснодаре ОАО «Мобильные ТелеСистемы» запустило единственное в России мобильное приложение для МФЦ, которое позволяет просматривать статус поданных в МФЦ заявок в режиме «он-лайн» с помощью мобильного телефона.

Были приняты постановление главы администрации (губернатора) Краснодарского края от 15.06.2009 № 480 «О порядке формирования и финансового обеспечения выполнения государственных заданий на оказание государственных услуг физическим и (или) юридическим лицам в

Краснодарском крае» и постановление главы администрации (губернатора) Краснодарского края от 02.10.2009 № 884 «Об утверждении программы реформирования региональных финансов Краснодарского края на 2009—2012 гг.».

Процесс предоставления государственных услуг в субъектах ЮФО осуществляется по инвариантному подходу, состоящему из 16 направлений, которые наличествуют на всех региональных порталах государственных услуг (табл. 3). Из шести исследуемых субъектов явным лидером по предоставлению государственных услуг является Ростовская область, в которой перечень предоставляемых услуг (3 018) на порядок превышает перечень предоставляемых услуг в остальных пяти субъектах. Это говорит о том, что на территориях Республики Адыгея, Республики Калмыкия, Краснодарского края, Астраханской, Волгоградской областей проживающему населению и осуществляющим деятельность юридическим лицам предоставляется услуг примерно в 10—20 раз меньше, чем в Ростовской области.

Как было уже отмечено, в процессе административной реформы во всех субъектах ЮФО проводились одинаковые организационные мероприятия, реализо-вывались программы административной реформы, создавались порталы государственных услуг, открывались МФЦ, принимались нормативные правовые акты, связанные с развитием сферы предоставления государственных услуг. Однако фактические результаты достаточно контрастны (см. табл. 3).

Процесс претворения в жизнь концепции электронного правительства в России серьезно буксует. Все проблемы носят исключительно административный характер. Эксперты полагают, что наше государственное управление слишком инертно и бюрократизировано, что существует много юридических препятствий и к тому же множество услуг по закону не может быть оказано без личного присутствия гражданина. По мнению специалистов, причина кроется еще и в том, что чиновники не хотят просто так отдавать свой «хлеб» и лишаться возможности воочию общаться с гражданами.

Другая серьезная проблема видится в нежелании российских государственных ведомств делиться информацией друг с другом и предоставлять к ней публичный доступ, раскрывать свою «внутреннюю кухню». Никто не хочет, чтобы появилась возможность внешнего контроля и оценки эффективности работы, что неизбежно при повышении прозрачности деятельности государственных структур [2].

Таблица 3

Состояние сферы предоставления государственных услуг для граждан и бизнеса на уровне субъектов ЮФО на 01.07.2011, ед.

Направление предоставления услуги Субъект ЮФО

Республика Адыгея Республика Калмыкия Краснодарский край Астраханская область Волгоградская область Ростовская область

Гражданство 7 30 2 6 4 42

Здравоохранение 15 19 7 8 34 243

Культура и СМИ 23 33 8 13 4 315

Наука 7 5 4 7 6 8

Пенсионное обеспечение 11 5 1 7 6 37

Производство и торговля 33 57 21 39 33 196

Социальное обеспечение 35 56 17 38 66 325

Транспорт 23 39 10 37 26 122

Жилищно-коммунальное хозяйство 6 10 4 12 1 197

Имущественные отношения 43 53 11 24 75 937

Налоги и сборы 22 22 14 26 11 89

Образование 23 17 4 4 49 339

Правопорядок и безопасность 7 11 2 15 20 59

Семья 15 3 14 1 4 45

Спорт и туризм 3 16 4 3 8 14

Труд и занятость 17 18 14 12 22 50

В результате реализации планов проведения административной реформы и создания условий предоставления государственных услуг в субъектах ЮФО возникает множество проблем, особенно с внедрением электронных систем в сельских районах, где нет не только информационных систем, но и возможности установления устойчивой высокоскоростной связи [3].

Плохо обстоит дело с возможностью напрямую пообщаться с чиновниками через Интернет. Например, на Кубани всего около трети сайтов региональных и муниципальных органов власти имеют интернет-приемные. Почти нигде нет форумов, на которых посетители могли бы задать острые вопросы или обсудить события. Не так давно появился блог Законодательного собрания края, но он не всегда появляется в сети. А в блогосфере вот уже год как с пользователями общается самозванец, который выдает себя за губернатора Кубани. А все потому, что глава края, в отличие, скажем, от мэров Краснодара и Сочи, так и не обзавелся собственным веб-ресурсом.

Поскольку наиболее востребованные массовые государственные услуги имеют межведомственную, а часто и «межуровневую» природу, даже качественная регламентация отдельных функций и услуг не приво-

дит к серьезному сокращению сроков их предоставления, упрощению процедур, ликвидации незаконных посреднических и явно коррупционных схем.

На федеральном уровне необходимо выработать единые технологические стандарты формирования электронных форм и их обработки информационными системами.

Действующее законодательство Российской Федерации ограничивается исключительно одним видом подписи — электронная цифровая подпись, применение которой в процессе предоставления государственных услуг не всегда представляется удобным и целесообразным. В законодательстве ряда зарубежных государств предусматривается применение и иных видов электронной подписи — простая, усиленная, квалифицированная и т. д. На взгляд автора, для дальнейшего продвижения этого вопроса необходимо совершенствование федерального законодательства в части регулирования порядка применения электронной подписи.

В настоящее время сформирована целостная федеральная нормативная правовая база, позволяющая гарантировать безопасность передачи и охрану персональных данных в случае реализации правовых

норм в полном объеме. Однако государственные базы данных, в том числе содержащие персональные данные, всегда были объектом внимания хакеров. Кроме того, сейчас выполнение мероприятий по обеспечению информационной безопасности на региональном и муниципальном уровнях упирается в высокую стоимость средств защиты. Например, защита одного компьютера стоит несколько тысяч рублей. Не все регионы готовы вложиться в такие затратные проекты.

Ныне сфера предоставления государственных услуг характеризуется значительными трудностями для заявителя, связанными с участием учреждений подведомственных органов исполнительной власти в предоставлении государственных и муниципальных услуг [3]. Подобное участие связано с оказанием подведомственными учреждениями услуг, необходимых для получения документа, требуемого органом исполнительной власти. При этом деятельность подведомственных учреждений имеет следующие недостатки:

— непрозрачность механизмов ценообразования на услуги, необходимые для предоставления государственных услуг;

— неограниченность оснований, по которым заявитель может быть направлен за получением услуги в подведомственное учреждение;

— монопольное положение подведомственных учреждений на рынке оказания услуг, необходимых для предоставления государственных услуг.

По мнению экспертов, основным инструментом решения указанных проблем является формирование исчерпывающих перечней услуг, необходимых и обязательных для предоставления органами исполнительной власти государственных и муниципальных услуг, предусмотренных действующим законодательством, на всех уровнях власти.

Сводный реестр государственных услуг должен содержать наиболее полную и актуальную информацию:

— о государственных и муниципальных услугах (функциях);

— об условиях, необходимых и обязательных для предоставления органами исполнительной власти государственных услуг,

— об иных услугах федеральных, региональных учреждений, в которых размещается государственное задание (заказ).

Развитие МФЦ является необходимым условием для формирования информационного общества, так как МФЦ должны не только обеспечивать доступ к порталам государственных и муниципаль-

ных услуг, но и содействовать повышению уровня компьютерной и правовой грамотности населения, преодолению «цифрового неравенства». МФЦ обязаны стать точкой доступа населения к электронным государственным и муниципальным услугам.

Для выравнивания возможностей населения субъектов РФ в получении качественных и доступных государственных и муниципальных услуг следует создать МФЦ в каждом городе, городском округе и муниципальном районе.

Информационные системы поддержки деятельности всех действующих на территории РФ МФЦ должны быть объединены в единую общероссийскую информационную систему поддержки деятельности многофункциональных центров. Эта система будет решать следующие задачи:

— интеграция с автоматизированными системами органов государственной власти, органов местного самоуправления и организаций, задействованных в процессе предоставления государственных и муниципальных услуг;

— интеграция автоматизированных систем поддержки деятельности многофункциональных центров с информационными ресурсами, в том числе со Сводным реестром и Единым порталом государственных услуг.

Список литературы

1. В Волгоградской области улучшат качество оказания госуслуг. URL: v1.ru/newsline/154210.html.

2. ГоряйновА. Бюрократы не в восторге. URL: http:// www. sevzori. ru/ArticleSection/Details/36.

3. Итоги проведения административной реформы. URL: http://ulgov. ru/docs/Kontseptsiya_ snizheniya_AB_ 2011-2013.htm.

4. О полномочном представителе Президента Российской Федерации в федеральном округе: Указ Президента РФ от 13.05.2000 № 849.

5. Петрова М. Регионы сделают это быстро. URL: http://www. comnews. ru/index. cfm?id=64156/.

6. С 1 июля в Астраханской области заработают 19 электронных госуслуг. URL: http://worldquality. ru/news/ view/1227.html.

7. Чугунов А. В. Электронное правительство и электронные услуги. URL: http://www. ci. ru/inform07-08_11/p_18.htm.

8. Электронное правительство: рейтинг российских регионов на июль 2011 г. URL: http://ecm. ict-online. ru/analytics/a80742/.

9. Портал органов государственной власти Астраханской области. URL: http://www. 30ru. ru/doc/8303. html.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.