Научная статья на тему 'Предоставление государственных и муниципальных услуг в России: современное состояние и основные направления совершенствования'

Предоставление государственных и муниципальных услуг в России: современное состояние и основные направления совершенствования Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
9762
910
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Сервис plus
ВАК
Область наук
Ключевые слова
АДМИНИСТРАТИВНАЯ РЕФОРМА / ADMINISTRATIVE REFORM / БЮДЖЕТНАЯ РЕФОРМА / BUDGET REFORM / ГОСУДАРСТВЕННЫЕ УСЛУГИ / PUBLIC SERVICES / МУНИЦИПАЛЬНЫЕ УСЛУГИ / MUNICIPAL SERVICES / ГОСУДАРСТВЕННАЯ ФУНКЦИЯ / PUBLIC AND FUNCTION / ПРЕДОСТАВЛЕНИЕ ГОСУДАРСТВЕННЫХ И МУНИЦИПАЛЬНЫХ УСЛУГ / STATE AND MUNICIPAL INSTITUTIONS / МНОГОФУНКЦИОНАЛЬНЫЙ ЦЕНТР / MULTISERVICE CENTER / ГОСУДАРСТВЕННЫЕ И МУНИЦИПАЛЬНЫЕ УЧРЕЖДЕНИЯ / PROVISION OF PUBLIC AND MUNICIPAL SERVICES

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Гаврилова Людмила Александровна

В современном мире возникает актуальность совершенствования сферы государственных (муниципальных) услуг, актуализации механизма их предоставления путем приведения его в соответствие с современными требованиями общества, находящегося под влиянием стремительно развивающихся информационных технологий. Государственная политика в России в сфере государственных (муниципальных) услуг содержит целый комплекс мероприятий, реализация которых направленна на совершенствование нормативно-правового регулирования данной сферы, внедрение новых форм предоставления государственных (муниципальных) услуг, оптимизацию механизмов организации их предоставления и повышения качества вышеназванных услуг. Данные мероприятия поэтапно реализуются в рамках государственных реформ, которые продолжаются в России уже более десятилетия. В статье проводится анализ лишь отдельных мероприятий бюджетной и административной реформ в сфере государственных (муниципальных) услуг. При этом анализ понятий «государственная услуга» и «государственная функция» в рамках правового формата позволили автору разграничить мероприятия по совершенствованию организации предоставления государственных (муниципальных) социальных услуг, предоставляемых государственными (муниципальными) учреждениями, и государственных услуг, предоставляемых непосредственно государственными органами исполнительной власти («административных» услуг). Так, в сфере социальных услуг ключевыми вопросами остаются соотношение планируемого количества государственных (муниципальных) услуг и их финансового обеспечения. В рамках совершенствования «административных» услуг новаторством является то, что в последние годы стремительно внедряются новые формы предоставления этих услуг, где ключевыми задачами являются возможность получения заявителем государственных (муниципальных) услуг в электронной форме, а также создание сети учреждений, уполномоченных на предоставление государственных (муниципальных) «административных» услуг многофункциональных центров. Вместе с тем, общей нерешенной задачей в рамках администрирования сферы государственных (муниципальных) услуг остается повышение их качества и доступности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PROVISION OF STATE AND MUNICIPAL SERVICES IN RUSSIA: THE CURRENT STATE AND MAIN DIRECTIONS FOR IMPROVING

N today's world there is urgency to improving the scope of government (municipal) services, updating their delivery mechanisms by bringing them in line with modern requirements of society, under the influence of the rapidly developing information technology. State policy in Russia in the sphere of state (municipal) services includes a range of activities, the implementation of which aimed at improving the legal regulation of this sector, the introduction of new forms of state (municipal) services, streamlining the organization of supply and improving the quality of the services. These activities are implemented in stages within the framework of state reforms that are going on in Russia for more than a decade. The article analyzes a specific budget measures and administrative reforms in state (municipal) services. The analysis of the concepts "public service" and "public function" within the legal format allowed the author to distinguish between measures to improve the organization of state (municipal) social services provided by the state (municipal) institutions and public 9 СЕРВИС services provided directly by state executive bodies ( "administrative" services). For example, in the area of social services the ratio of the planned amount of state (municipal) services and their financial security remain key issues. In order to improve "administrative" services innovation in recent years are rapidly introduced new forms of delivery of these services, which are key objectives of the possibility of application for state (municipal) services in electronic form, as well as creating a network of institutions authorized for the provision of public ( municipal) "administrative" services multipurpose centers. However, the general unsolved problem within the scope of public administration (municipal) services is improving their quality and accessibility

Текст научной работы на тему «Предоставление государственных и муниципальных услуг в России: современное состояние и основные направления совершенствования»

СЕРВИС

УДК 338.2 Р01: 10.12737/11306

ПРЕДОСТАВЛЕНИЕ ГОСУДАРСТВЕННЫХ И МУНИЦИПАЛЬНЫХ УСЛУГ В РОССИИ: СОВРЕМЕННОЕ СОСТОЯНИЕ И ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ

Гаврилова Людмила Александровна, соискатель кафедры финансового менеджмента Московского городского университета управления Правительства Москвы, консультант Министерства финансов Российской Федерации, M-Liudmila@yandex.ru, Москва, Российская Федерация

В современном мире возникает актуальность совершенствования сферы государственных (муниципальных) услуг, актуализации механизма их предоставления путем приведения его в соответствие с современными требованиями общества, находящегося под влиянием стремительно развивающихся информационных технологий. Государственная политика в России в сфере государственных (муниципальных) услуг содержит целый комплекс мероприятий, реализация которых направленна на совершенствование нормативно-правового регулирования данной сферы, внедрение новых форм предоставления государственных (муниципальных) услуг, оптимизацию механизмов организации их предоставления и повышения качества вышеназванных услуг. Данные мероприятия поэтапно реализуются в рамках государственных реформ, которые продолжаются в России уже более десятилетия. В статье проводится анализ лишь отдельных мероприятий бюджетной и административной реформ в сфере государственных (муниципальных) услуг. При этом анализ понятий «государственная услуга» и «государственная функция» в рамках правового формата позволили автору разграничить мероприятия по совершенствованию организации предоставления государственных (муниципальных) социальных услуг, предоставляемых государственными (муниципальными) учреждениями, и государственных услуг, предоставляемых непосредственно государственными органами исполнительной власти («административных» услуг). Так, в сфере социальных услуг ключевыми вопросами остаются соотношение планируемого количества государственных (муниципальных) услуг и их финансового обеспечения. В рамках совершенствования «административных» услуг новаторством является то, что в последние годы стремительно внедряются новые формы предоставления этих услуг, где ключевыми задачами являются возможность получения заявителем государственных (муниципальных) услуг в электронной форме, а также создание сети учреждений, уполномоченных на предоставление государственных (муниципальных) «административных» услуг — многофункциональных центров. Вместе с тем, общей нерешенной задачей в рамках администрирования сферы государственных (муниципальных) услуг остается повышение их качества и доступности.

Ключевые слова: административная реформа, бюджетная реформа, государственные услуги, муниципальные услуги, государственная функция, предоставление государственных и муниципальных услуг, многофункциональный центр, государственные и муниципальные учреждения

Социально-экономическое развитие страны напрямую зависит от целей государственной политики и основных задач государственного управления, эффективности, результативности и мобильности их решения.

При этом уровень и качество жизни граждан, масштабность реализуемых государством мероприятий в социальной сфере всегда неразрывно связаны с состоянием экономики в целом и перспективой ее развития, влиянием внешних

и внутренних политических и экономических факторов в частности.

Безусловно, в настоящее время во многих странах мира наблюдаются ярко выраженные черты затянувшегося финансового кризиса, политической нестабильности, что существенно влияет на экономическую нестабильность (перемещение товаров, услуг и финансовых средств) и как результат отражается на качестве жизни народа. Несмотря на это, роль и значение государственных услуг, в том числе и в России, по-прежнему велики: эти услуги мы получаем на протяжении всей нашей жизни, с ними связаны любые события жизни: рождение, обучение, вопросы, связанные со здравоохранением, реализацией прав граждан в сфере занятости, благосостоянием народа, организацией досуга и т. д.

В Российской Федерации насчитывается только 170 тыс. действующих государственных и муниципальных учреждений, посредством деятельности которых предоставляется 261 509 государственных (муниципальных) услуг, из них 176 216 (67,38%) бесплатные государственные (муниципальные) услуги и 35 598 (13,61%) государственные (муниципальные) услуги, за предоставление которых предусмотрено взимание платы1.

Неудивительно, что в государственной политике совершенствование организации предоставления государственных услуг остается одним из приоритетных направлений в рамках совершенствования всей системы государственного управления. Кроме того, совершенствование данной сферы нашло широкое отражение и в бюджетной политики, основная задача которой в области социального обеспечения это создание условий для выполнения социальных обязательств государства перед гражданами.

В целом, как мы знаем, совершенствование организации предоставления государственных услуг, повышения их качества и доступности продолжается уже более десяти лет в рамках государственного администрирования и охватывает области государственного управления, государственной гражданской службы, электронного правительства и, конечно же, бюджетной сферы деятельности. При этом стартом администрирования стало совершенствование нормативного правового регулирования данной сферы

1 Официальный сайт для размещения информации о государственных (муниципальных) учреждениях / аналитические отчеты — http://bus.gov.ru/public/analytics/services/summary.html (дата обращения 13.04.2015).

деятельности, приведения норм законодательства в соответствие с современными условиями, требованиями, исключения коллизий между отдельными положениями законодательных и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, внедрение единой практики правоприменения и т. д.

Так, Указом Президента Российской Федерации от 9 марта 2004 г. № 314 «О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти» было дано определение «функции по оказанию государственных услуг», согласно которому под функцией понимается «предоставление федеральными органами исполнительной власти непосредственно или через подведомственные им федеральные государственные учреждения либо иные организации безвозмездно или по регулируемым органами государственной власти ценам услуг гражданам и организациям в области образования, здравоохранения, социальной защиты населения и в других областях, установленных федеральными законами»2.

В 2005 году, путем внесения изменений в Бюджетный кодекс Российской Федерации, было законодательно закреплено понятие «государственные (муниципальные) услуги (работы)», а именно «услуги (работы), оказываемые (выполняемые) органами государственной власти (органами местного самоуправления), государственными (муниципальными) учреждениями и в случаях, установленных законодательством Российской Федерации, иными юридическими лицами».

В дальнейшем названные мероприятия позволили сформировать представление о сфере деятельности конкретных организаций предоставляющих государственных услуги гражданам и определить их правовой статус.

Относительно недавно, в 2011 г. постановлением Правительства Российской Федерации № 3733 были разграничены понятия «государственные функции» и «государственные услуги». Между тем, названный подход использовался лишь в рамках формирования и утверждения административных регламентов государственных органов исполнительной власти.

2 Указ Президента РФ от 9 марта 2004 г. № 314 (ред. от 22 июня 2010 г.) «О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти».

3 Постановление Правительства РФ от 16 мая 2011 г. № 373 «О разработке и утверждении административных регламентов исполнения государственных функций и административных регламентов предоставления государственных услуг» .

По мнению Е.Ю. Полотовской, руководствуясь законодательными актами Российской Федерации, в деятельности государственных (муниципальных) учреждений можно выделить следующие составные части: работу, услуги ифункции [1, с. 78]. При этом в научной сфере деятельности на протяжении многих десятилетий вызывает особый интерес и является темой «горячих» дискуссий и многочисленных исследований определение сущности понятий «государственная функция» и «государственная услуга» и их взаимообусловленность.

Более того, классификация государственных услуг, следуя научным работам, свидетельствует о целесообразности разграничения понятия «государственные услуги», по существу, имея при этом в виду, что есть «административные государственные услуги», предоставляемые государственными органами исполнительной власти и «социально значимые государственные услуги», организация предоставления которых возложена на государственные (муниципальные) учреждения.

Таким образом, используя дифференцированный подход к понятийному аппарату в сфере услуг, государственные услуги следует рассматривать в рамках вышеназванных категорий отдельными блоками по мероприятиям, реализуемым в рамках государственного администрирования в этой сфере деятельности, которые содержат конкретные цели и направлены на решение актуальных задач.

В частности, мероприятия, направленные на совершенствование предоставления государственных (муниципальных) услуг государственными (муниципальными) учреждениями, реализуются в рамках реформирования государственных и муниципальных учреждений, и являются частью бюджетной реформы, ориентированной на повышение эффективного управления общественными финансами, создания условия для качественного долгосрочного планирования, обеспечение открытости и доступности информации о деятельности учреждений, о соответствии их деятельности учредительным и плановым документам.

По мнению А.А. Кирилловых, очередной этап реформирования социальной сферы и бюджетного сектора экономики напрямую связан с потребностью усиления эффективности бюджетной составляющей в деятельности публичных учреждений, в первую очередь через совершенствование их правового положения [2, с. 29].

В настоящее время в Российской Федерации действует около 170 тыс. учреждений, из них 28% — казенных, 65% — бюджетных и 7% — автономных. При этом основная часть государственных (муниципальных) учреждений осуществляет свою деятельность в социальной сфере. На федеральном уровне доля таких учреждений «в социальной сфере» в 2013 г. составляла 51% от общего количества таких «федеральных» учреждений.4

В целом в научных исследованиях отмечается, что основная цель администрирования в данной сфере — изменение организационно-правовой формы учреждений с целью повышения результативности и эффективности деятельности данных учреждений, что окажет непосредственно влияние на качество государственных услуг, а также работ и функций [3, с. 11—13].

Для достижения поставленной цели, повышения эффективности деятельности публичных учреждений, в том числе в рамках оптимизации сети государственных и муниципальных учреждений, требуется решение следующих задач:

— формирование системы государственных (муниципальных) учреждений, способных качественно и эффективно функционировать в конкурентной среде в современных условиях развития экономики;

— исключение монополии бюджетных учреждений на предоставление государственных услуг, а, следовательно, и на получение соответствующих бюджетных ассигнований;

— повышение качества предоставляемых бюджетными учреждениями услуг, что в дальнейшем может значительно повысить их потребность;

— совершенствование системы бюджетного планирования в рассматриваемых учреждениях, в целях оптимизации государственных расходов [4, с. 1].

Наряду с этим, основная задача реформирования государственных и муниципальных учреждений заключается в формировании четкой увязки состава и объема услуг с государственными гарантиями в социальной сфере, в том числе обязательствами государства.5 При этом корректное оформление показателей в государственном

4 Материалы расширенной коллегии Министерства финансов Российской Федерации «Основные результаты деятельности департаментов Министерства финансов Российской Федерации в 2013 году и задачи на 2014 год. М., апрель 2014 г.

5 Программа повышения эффективности управления обще-

ственными (государственными и муниципальными) финансами на период до 2018 года: утв. Распоряжением Правительства Российской Федерации от 30 декабря 2013 г. № 2593-р.

(муниципальном) задании имеет немаловажное значение [5, с. 3].

В целях достижения поставленной цели и решения соответствующих задач в последние годы реализован целый комплект мероприятий, направленных на законодательное и нормативное совершенствование деятельности учреждений, методическое сопровождение, внедрение современных форм управления, создание условий для открытости и популяризации их деятельности и т. д.

В частности, издан Федеральный закон от 8 мая 2010 г. № 83-Ф3 «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием правового положения государственных (муниципальных) учреждений», положениями которого предусмотрено изменение не только статуса государственных учреждений, но также и принципа их финансирования, что, по мнению разработчиков, должно было привести к повышению качества государственных и муниципальных услуг, предоставляемых государственными и муниципальными учреждениями.

В целях унификации и систематизации государственных (муниципальных) услуг, оказываемыми государственными (муниципальными) учреждениями в соответствии с государственными (муниципальными) заданиями, внесены соответствующие изменения в Бюджетный кодекс Российской Федерации (в ред. Федерального закона от 23 июля 2013 г. № 252-ФЗ), согласно которым предусмотрено «формирование сводного перечня государственных и муниципальных услуг и работ на основе базовых (отраслевых) перечней государственных и муниципальных услуг и работ, разработанных федеральными органами исполнительной власти, ответственными за реализацию государственной политики и нормативно-правовое регулирование в соответствующих сферах деятельности, который будет действовать для всех публично-правовых образований».6

В целях повышения открытости деятельности бюджетных учреждений, популяризации их деятельности с 2012 г. функционирует официальный сайт в сети Интернет для размещения информации о деятельности государственных и муниципальных учреждений www.bus.gov.ru., на

6 Программа повышения эффективности управления общественными (государственными и муниципальными) финансами на период до 2018 года: утв. Распоряжением Правительства Рос. Федерации от 30 декабря 2013 г. № 2593-р.

котором размещена информация о деятельности и ходе исполнения государственных и муниципальных заданий более 180 тыс. государственных и муниципальных учреждений.

Многолетнее реформирование социальной сферы и бюджетного сектора экономики, обусловленное потребностью повышения эффективности расходования бюджетных ассигнований, привело в настоящее время к позитивным результатам, и дало возможность применения более современных, эффективных методов управления и решения проблем бюджетных учреждений. Так, изменение правового статуса учреждений способствовало расширению их самостоятельности, в деятельности учреждений минимизировалось количество непрофильных видов деятельности, наличие долгосрочных нормативов позволило более эффективно планировать деятельность организаций. Кроме того, в настоящее время наблюдается рост заработной платы работников таких учреждений, что социально значимо. Реализация названного мероприятия сопровождается выделением из бюджетов всех уровней ассигнований, что позволило достичь в 2013 г. Целевых показателей повышения заработной платы практически по всем категориям работников социальной сферы и науки, предусмотренных соответствующими «дорожными картами».

Однако несмотря на существенные позитивные изменения в сфере социальных государственных (муниципальных) услуг, предоставляемых государственными (муниципальными) учреждениями, остается целый ряд задач, требующих своевременного решения:

1) интеграция государственного (муниципального) задания на оказание государственных (муниципальных) услуг, стратегического и бюджетного планирования, обеспечение взаимосвязи государственных (муниципальных) программ и государственных (муниципальных) заданий;

2) ликвидация или преобразование учреждений, не оказывающих государственные (муниципальные) услуги, непосредственно направленные на реализацию полномочий органов государственной власти (органов местного самоуправления);7

3) выработка единообразного подхода к расчетам и введение единых нормативных затрат на оказание услуг;

7 Программа повышения эффективности управления общественными (государственными и муниципальными) финансами на период до 2018 года: утв. Распоряжением Правительства Рос. Федерации от 30 декабря 2013 г. № 2593-р.

4) разработка и внедрение механизма привлечения негосударственных организаций к оказанию государственных «социальных» услуг, реализация мероприятий в рамках аутсорсинга.

Названные мероприятия нашли отражение, в том числе в Программе повышения эффективности управления общественными (государственными и муниципальными) финансами на период до 2018 г., утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 30 декабря 2013 г. № 2593-р.

По мнению многих исследователей, реализация вышеназванных мероприятий, предусмотренных в рамках государственного администрирования учреждений, в дальнейшем позволит обеспечить конституционные гарантии по предоставлению гражданам в соответствии с установленными стандартами государственных (муниципальных) услуг независимо от места их оказания.

Второй блок государственных услуг, как было отмечено ранее, представлен «административными государственными услугами», предоставление которых возложено непосредственно на государственные органы исполнительной власти, осуществляющие, в том числе исполнительно-распорядительные полномочия.

По данным Минэкономразвития России, только на федеральном уровне насчитывается 772 государственные услуги и функции, связанные с деятельностью органов государственной власти и взаимодействием с гражданами.

В сводном реестре государственных и муниципальных услуг размещена информация более чем о 21 100 государственных услугах (функциях) органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и более чем о 121 800 муниципальных услугах.8

Мероприятия, направленные на совершенствование организации предоставления этих услуг, осуществляются в рамках административной реформы, направленной на повышение эффективности деятельности федеральных органов исполнительной власти и создание благоприятных условий для реализации гражданами, в том числе субъектами предпринимательства своих прав и интересов.

Так, Концепцией административной реформы в Российской Федерации в 2006—2010 гг.,

8 Официальный сайт Министерства экономического развития Российской Федерации / Административная реформа http:// economy.gov.ru/minec/activity/sections/admReform/index (дата обращения: 09.12.2014).

которая была одобрена Правительством Российской Федерации (распоряжение Правительства Российской Федерации от 25 октября 2005 г. № 1789-р), наряду с мероприятиями по совершенствованию и повышению эффективности деятельности органов исполнительной власти, включая вопросы регламентации и стандартизации их деятельности, оптимизации полномочий и функций, их структуры и т.д. также рассматривались многочисленные проблемы в сфере организации и предоставления государственных услуг, в том числе:

— необходимость разработки административных регламентов в органах исполнительной власти и стандартов государственных услуг;

— повышение качества и доступности государственных услуг;

— оптимизация объема государственного регулирования в экономической деятельности и исключение избыточного администрирования.

При подготовке соответствующих предложений заинтересованными органами исполнительной власти учитывался практический опыт развитых стран мира (Канада, США, Германия, Бразилия и т. д.), который был накоплен на протяжении многих десятилетий, начиная с середины XX века в следующих областях:

— внедрение информационных технологий в деятельность органов госвласти;

— создание многофункциональных центров предоставления государственных услуг;

— развитие аутсорсинга и т. д.

Данные мероприятия нашли отражение в концептуальных документах административной реформы в России. Так, в 2008 г. путем внесения соответствующих изменений вышеназванная Концепция была дополнена положениями, касающимися мероприятий по созданию многофункциональных центров предоставления государственных и муниципальных услуг (далее — МФЦ), в том числе необходимости реализации пилотных проектов по их созданию в отдельных субъектах Российской Федерации. Более того, в Концепцию были включены мероприятия по организации предоставления государственных услуг в электронной форме, модернизации системы информационного обеспечения органов исполнительной власти и т. д.

В 2010 году был принят Федеральный закон от 27 июля 2010 г. № 210-ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг», который послужил правовым основанием для дальнейшей реализации админи-

стрирования в сфере государственных услуг.

Мероприятия, предусмотренные названным Федеральным законом, были включены в Концепцию снижения административных барьеров и повышения доступности государственных и муниципальных услуг на 2011—2013 годы, утвержденную распоряжением Правительства Российской Федерации от 10 июня 2011 г. № 1021-р, в которой также был предусмотрен самостоятельный раздел, посвященный оптимизации предоставления (исполнения) государственных и муниципальных услуг (функций), включающий следующие мероприятия:

— разработка и утверждение административных регламентов;

— формирование реестров государственных и муниципальных услуг (функций);

— оптимизация предоставления федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления платных услуг;

— оптимизация механизма оказания услуг, которые являются необходимыми и обязательными для предоставления государственных услуг;

— организация предоставления государственных услуг в электронной форме и т. д.

По итогам реализации мероприятий, предусмотренных упомянутыми Концепциями, были достигнуты существенные результаты, в том числе в сфере государственных услуг, в частности:

— разграничены понятия «государственная функция» и «государственная услуга»;

— сформирована нормативно-правовая основа для межведомственного взаимодействия, которое активно внедряется в деятельность органов государственной власти и поступательно развивается, актуализируется и совершенствуется соразмерно современным требованиям общества;

— создан единый портал государственных и муниципальных услуг, ставший базой для предоставления государственных (муниципальных) услуг в электронной форме;

— предусмотрено создание сети МФЦ во всех субъектах Российской Федерации;

— внедрен механизм досудебного обжалования действий (бездействий) должностных лиц при оказании государственной услуги и т. д.

По состоянию на октябрь 2014 г. в России создано более 1300 МФЦ. По данным субъектов Российской Федерации за период с 2009 по 2014 гг., такими центрами организовано предоставление более 60 миллионов государственных

и муниципальных услуг. За 2014 год на базе МФЦ предоставлено государственных услуг Росре-естра - 5 568 880, ФНС России - 23 770, ФМС России - 2 069 227, ФССП России - 49 591, МВД России - 24 131, Пенсионного фонда Российской Федерации - 96 957 9.

Вместе с тем, в настоящее время в рамках государственного администрирования продолжается работа по совершенствованию организации предоставления «государственных административных услуг» в части:

- повышения открытости и доступности информации о деятельности государственных органов;

- внедрения критериев оценки гражданами качества государственных услуг и организации их предоставления;

- регламентации и стандартизации предоставления государственных услуг, в том числе в части минимизации срока ее предоставления за счет автоматизации соответствующих процессов и оптимизации количества функций, необходимых для предоставления государственной услуги;

- оптимизации количества документов предъявляемых заявителями и необходимых для получения государственных услуг и популяризации получения государственных услуг в электронной форме посредством информационно-телекоммуникационных технологий;

- популяризации деятельности организаций, учреждений, осуществляющих, в том числе консультационные услуги по вопросам возможности и форм получения гражданами государственных услуг;

- повышения ответственности за действия (бездействия) должностных лиц в случае предоставления государственных услуг и т. д.

Таким образом, реформы последнего десятилетия и реализация соответствующих мероприятий позволили существенно повысить уровень организации, а также качество и доступность как «социальных», так и «административных» государственных услуг, усилив их роль и значение в рамках реализации государственной политики в данной сфере деятельности.

Между тем, процесс совершенствования организации предоставления государственных услуг в России актуален и в настоящее время.

9 Официальный сайт Министерства экономического развития Российской Федерации / Административная реформа http:// economy.gov.ru/minec/activity/sections/admReform/index (дата обращения: 09.12.2014)

В современной государственной политике на данном этапе затрагиваются уже вопросы не столько организационного характера, сколько вопросы, касающиеся качественных характеристик организации процесса, что в ближайшее время позволит достичь целевых показателей, определенных Указом Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 г. № 601, в части доступности, качества и комфорта получения государственных (муниципальных) услуг.

Учитывая вышеизложенное, а также принимая во внимание активно реализуемые в последнее десятилетие мероприятия в сфере

государственных услуг, можно предположить, что к 2018 г. организация и предоставление государственных (муниципальных) услуг будет подвержена существенной оптимизации, предоставляя заявителю возможность сократить время и расходы на получение государственной (муниципальной) услуги, самостоятельно определить форму получения услуги (электронная, либо личное присутствие, через МФЦ, государственный орган исполнительной власти), а также оценить качество предоставления этой услуги, в том числе в рамках социологических исследований.

Литература

1. Полотовская Е.Ю. Проблемы определения государственной (муниципальной) услуги, работы, функции // Административное и муниципальное право. 2012. № 1. С. 78—80.

2. КирилловыхА.А. О правовых аспектах статуса учреждений в реформе бюджетной сферы // Финансовое право. 2013. № 9. С. 28-33.

3. Матиящук С.В. Новое в правовом положении учреждений в бюджетной сфере // Законодательство и экономика 2011. № 1. С. 11-13.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

4. Перцов Л.В. Технологии реформирования системы оказания государственных (муниципальных) услуг // Институт экономики города (дата обращения: 01.10.2014) URL: http://urbaneconomics.ru/ shop.php (дата обращения: 12.03.2015).

5. Чагин К.Г. Отдельные аспекты кадровой политики в бюджетном учреждении нового типа // Руководитель бюджетной организации (дата обращения: 01.10.2014) URL: // http://urbaneconomics.ru/ shop.php (дата обращения: 12.03.2015).

PROVISION OF STATE AND MUNICIPAL SERVICES IN RUSSIA: THE CURRENT STATE AND MAIN DIRECTIONS FOR IMPROVING

Gavrilova Lyudmila Aleksandrovna, PhD student at the Department of Financial Management of the Moscow City University of Management of the Moscow Government, consultant of the Ministry of Finance of the Russian Federation, M-Liudmila@yandex.ru, Moscow, Russian Federation

In today's world there is urgency to improving the scope of government (municipal) services, updating their delivery mechanisms by bringing them in line with modern requirements of society, under the influence of the rapidly developing information technology. State policy in Russia in the sphere of state (municipal) services includes a range of activities, the implementation of which aimed at improving the legal regulation of this sector, the introduction of new forms of state (municipal) services, streamlining the organization of supply and improving the quality of the services. These activities are implemented in stages within the framework of state reforms that are going on in Russia for more than a decade. The article analyzes a specific budget measures and administrative reforms in state (municipal) services. The analysis of the concepts "public service" and "public function" within the legal format allowed the author to distinguish between measures to improve the organization of state (municipal) social services provided by the state (municipal) institutions and public

services provided directly by state executive bodies ( "administrative" services). For example, in the area of social services the ratio of the planned amount of state (municipal) services and their financial security remain key issues. In order to improve "administrative" services innovation in recent years are rapidly introduced new forms of delivery of these services, which are key objectives of the possibility of application for state (municipal) services in electronic form, as well as creating a network of institutions authorized for the provision of public ( municipal) "administrative" services — multipurpose centers. However, the general unsolved problem within the scope of public administration (municipal) services is improving their quality and accessibility

Keywords: administrative reform, budget reform, public services, municipal services, public and function, provision of public and municipal services, multiservice center, state and municipal institutions

References

1. Polotovskaia E.Iu. Problemy opredeleniia gosudarstvennoi (munitsipal'noi) uslugi, raboty, funktsii [The problem of determining the state (municipal) services, work functions] // Administrativnoe i munitsipal'noe pravo. 2012. № 1. pp. 78—80.

2. Kirillovykh A.A. O pravovykh aspektakh statusa uchrezhdenii v reforme biudzhetnoi sfery [On the legal aspects of the status of institutions in the reform of the public sector] // Finansovoe pravo. 2013. № 9. pp. 28-33.

3. Matiiashchuk S.V. Novoe v pravovom polozhenii uchrezhdenii v biudzhetnoi sfere [New to the legal status of institutions in the public sector] // Zakonodatel'stvo i ekonomika 2011. № 1. pp. 11—13.

4. Pertsov L.V. Tekhnologii reformirovaniia sistemy okazaniia gosudarstvennykh (munitsipal'nykh) uslug [Technologies of reforming the system of providing state (municipal) services] // Institut ekonomiki goroda (data obrashcheniia: 01.10.2014) URL: http://urbaneconomics.ru/shop.php (data obrashcheniia:12.03.2015) [Accessed March 12, 2015].

5. Chagin K.G. Otdel'nye aspekty kadrovoi politiki v biudzhetnom uchrezhdenii novogo tipa [Certain aspects of personnel policy in the public institution of a new type] // Rukovoditel' biudzhetnoi organizatsii (data obrashcheniia: 01.10.2014) URL: // http://urbaneconomics.ru/shop.php (data obrashcheniia:12.03.2015) [Accessed March 12, 2015].

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.