Научная статья на тему 'ПРЕДМЕТНЫЙ ТЕРМИНОЛОГИЧЕСКИЙ МИНИМУМ КАК ОСНОВА СЛОВАРНОГО ДИКТАНТА ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ (НА ПРИМЕРЕ БИОЛОГИИ)'

ПРЕДМЕТНЫЙ ТЕРМИНОЛОГИЧЕСКИЙ МИНИМУМ КАК ОСНОВА СЛОВАРНОГО ДИКТАНТА ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ (НА ПРИМЕРЕ БИОЛОГИИ) Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
331
37
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ДИКТАНТ / СЛОВАРНЫЙ ДИКТАНТ / ДИДАКТИЧЕСКИЙ МАТЕРИАЛ / ПРЕДМЕТНЫЙ ТЕРМИНОЛОГИЧЕСКИЙ МИНИМУМ / РУССКИЙ ЯЗЫК / БИОЛОГИЯ / ШКОЛЬНЫЙ УЧЕБНЫЙ ПРЕДМЕТ

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Кудряшова Наталия Владимировна, Сыркашев Андрей Павлович

В статье рассмотрена возможность использования на уроках русского языка терминологического минимума из школьного курса биологии в качестве исходного дидактического материала словарного диктанта. Актуализированы разновидности словарного диктанта - собственно словарный диктант, словарно-смысловой диктант «Узнай слово», кроссвордный словарный диктант, диктант в инфографической форме. Для проведения собственно словарного диктанта составлены примерные терминологические минимумы по биологии для 5 - 9 классов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по языкознанию и литературоведению , автор научной работы — Кудряшова Наталия Владимировна, Сыркашев Андрей Павлович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

SUBJECT TERMINOLOGICAL MINIMUM AS A BASIS OF THE VOCABULARY DICTATION IN THE RUSSIAN LANGUAGE (BY THE EXAMPLE OF BIOLOGY)

The article considers the possibility of using the terminological minimum from the school course of Biology in the Russian language lessons as the initial didactic material of the vocabulary dictation. The varieties of vocabulary dictation are updated - the actual vocabulary dictation, the vocabulary-semantic dictation «Learn the word», the crossword vocabulary dictation, the dictation in infographic form. To conduct the actual vocabulary dictation, approximate terminological minimums in Biology for grades 5 - 9 were compiled.

Текст научной работы на тему «ПРЕДМЕТНЫЙ ТЕРМИНОЛОГИЧЕСКИЙ МИНИМУМ КАК ОСНОВА СЛОВАРНОГО ДИКТАНТА ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ (НА ПРИМЕРЕ БИОЛОГИИ)»

УДК 811.161.1373.46

ПРЕДМЕТНЫЙ ТЕРМИНОЛОГИЧЕСКИЙ МИНИМУМ КАК ОСНОВА СЛОВАРНОГО ДИКТАНТА ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ (НА ПРИМЕРЕ БИОЛОГИИ)

Кудряшова Наталия Владимировна,

кандидат педагогических наук, доцент кафедры русской филологии и журналистики Хакасский государственный университет им. Н. Ф. Катанова (г. Абакан)

Сыркашев Андрей Павлович,

учитель биологии МБОУ «Гимназия» (г. Абакан)

В статье рассмотрена возможность использования на уроках русского языка терминологического минимума из школьного курса биологии в качестве исходного дидактического материала словарного диктанта. Актуализированы разновидности словарного диктанта - собственно словарный диктант, словарно-смысловой диктант «Узнай слово», кроссвордный словарный диктант, диктант в инфографической форме. Для проведения собственно словарного диктанта составлены примерные терминологические минимумы по биологии для 5 - 9 классов.

Ключевые слова: диктант, словарный диктант, дидактический материал, предметный терминологический минимум, русский язык, биология, школьный учебный предмет.

SUBJECT TERMINOLOGICAL MINIMUM AS A BASIS OF THE VOCABULARY DICTATION IN THE RUSSIAN LANGUAGE (BY THE EXAMPLE OF BIOLOGY)

Kudryashova Nataliya Vladimirovna,

Ph. D. in Pedagogy, Associate Professor of the Russian Philology and Journalism Department Katanov Khakass State University (Abakan)

Syrkashev Andrey Pavlovich,

Biology teacher MBOU «Gymnasium» (Abakan)

The article considers the possibility of using the terminological minimum from the school course of Biology in the Russian language lessons as the initial didactic material of the vocabulary dictation. The varieties of vocabulary dictation are updated - the actual vocabulary dictation, the vocabulary-semantic dictation «Learn the word», the crossword vocabulary dictation, the dictation in infographic form. To conduct the actual vocabulary dictation, approximate terminological minimums in Biology for grades 5 - 9 were compiled.

Key words: dictation, vocabulary dictation, didactic material, subject terminological minimum, the Russian language, Biology, school subject.

Диктант является одним из самых распространённых видов упражнений (работ) по русскому языку в школе. Он давно и прочно вошёл в школьную практику и используется учителями-словесниками для формирования у обучающихся орфографических и пунктуационных умений (правописной компетенции), развития разных видов памяти, воли, внимания, усидчивости. Диктант, по мнению учёных-методистов и учителей-практиков, является одним из самых эффективных видов упражнений по русскому языку.

По данным современных толковых словарей русского языка, диктант - это «письменная

проверочная работа - записывание текста, диктуемого учителем» [1, с. 166]; «письменное упражнение (обычно контрольное) в правописании, состоящее в записывании диктуемого текста» [2, с. 259]; диктовать - «медленно и раздельно произносить что-нибудь с тем, чтобы слушающий записывал» [1, с. 166].

В «Словаре-справочнике по методике русского языка» М. Р. Львова представлено следующее определение: диктант - «одно из наиболее употребительных письменных грам-матико-орфографических аналитико-синтети-ческих упражнений, состоящее в воспроизведении услышанного, т. е. воспринятого на слух

текста или отдельных его элементов (слуховые Д.), а также зрительно воспринятого и, в отличие от списывания, фиксируемого по памяти (зрительные Д.). Письмо Д. сопровождается различными дополнительными грамматическими и орфографическими заданиями» [3, с. 50].

А. В. Текучёв называл диктантом «такой вид письменной работы, во время которой учитель диктует текст, а учащиеся пишут самостоятельно, без посторонней помощи, без опоры на какие-либо подсобные средства (пособия, доску), и руководствуются только ранее полученными теоретическими знаниями по грамматике, изученными орфографическими правилами и ранее сложившимися навыками письма» [4, с. 255].

Учёный-методист Т. А. Острикова отмечает: «Собственно диктант понимаем как тип упражнений, а также текущих диагностических и итоговых контрольно-аттестационных работ, основанных на методе диктовки/письма под диктовку. Такое понимание диктанта позволяет относительно системно описать его чистые (правописные) типы и виды, гибридно-комбинированные сочетания, а также комплексные работы на основе диктанта и аспект-ные диктанты без вербальной записи диктуемого» [5, с. 12].

Изучение диктанта уходит глубоко в историю. Ещё сто лет назад учёные были настолько увлечены изучением диктанта, что «некоторыми методистами и преподавателями он стал рассматриваться как универсальный и чуть ли не единственный способ обучения правописанию» [6, с. 7]. Однако в XIX - XX веках были также представители альтернативной точки зрения, которые отрицали обучающие возможности диктанта. Со временем подобные споры утихли, а диктант в настоящее время является одним из востребованных упражнений для формирования орфографических, пунктуационных и иных умений, а также традиционным способом проверки уровня сфор-

мированности правописной компетенции. Отметим, что долгое время диктант был практически единственным способом проверки грамотности обучающихся.

В XIX-XX веках диктант (письмо под диктовку) активно использовался во всех образовательных учреждениях нашей страны, а также входил в программу вступительных экзаменов во многие высшие учебные заведения. В начале XXI века в связи с изменением форм контроля и утверждением в общеобразовательной школе системы общих и единых государственных экзаменов в тестовой форме «диктант остался итоговой контрольной работой на уровне поклассной диагностики» [5, с. 13-14].

Практика показывает, что на современном этапе обучения русскому языку в основной школе учителя используют в основном диктанты 4-5-ти видов: контрольный, словарный, комментированный, объяснительный и выборочный. При этом в методике преподавания русского языка описано уже свыше 40 различных видов обучающих и контрольных/проверочных диктантов, каждый из которых имеет собственные цели и задачи, специфику проведения и своё значение для курса русского языка в основной школе. Разнообразные виды диктантов представлены в пособии В. Я. Булохова «Сто разновидностей диктанта» [7]. Традиционные классификации диктантов описаны в источниках: [8, с. 166-167; 9, с. 210- 11; 6, с. 8-11; 10; 3, с. 50-51; 4, с. 255274] и др. Современная классификация диктантов предложена учёным-методистом Т. А. Остриковой [5]. Автор актуализирует «проблемы систематизированного классификационно-типологического описания диктантов», рассматривает «сущность и значение трёхмерно-многоаспектной типологии диктантов» [11, с. 158], позволяющей «уточнить принципы номинации диктантов» [12, с. 21].

Типология (классификация; типы, виды и разновидности) диктанта, по мнению Т. А. Остриковой, связана с пониманием его

структуры, в которой выделяются такие компоненты, как задание и исходный дидактический материал. Исходный дидактический материал - это, по сути, фактическая основа диктанта, представленная «языковыми и речевыми примерами-фактами» [5, с. 18], которые были специально подобраны/написаны для диктовки. В соответствии с заданием исходный дидактический материал может быть записан школьниками без каких-либо изменений (т. е. дословно), с полной заменой или частичными изменениями. Источниками исходного дидактического материала являются: школьные учебники по разным учебным предметам (литература, биология, физика, химия и пр.), академические грамматики, многочисленные словари русского языка (научные, учебные), энциклопедические словари, словари языковой личности поэтов и писателей, художественная литература, публикации СМИ (электронные и печатные), официально-деловые документы, письма и др.

Цель нашего исследования - представить особенности практической методики использования на уроках русского языка словарного терминологического диктанта, исходным дидактическим материалом для которого является терминологический минимум школьного учебного предмета. Мы рассматриваем в качестве такого минимума слова-термины из школьного курса биологии.

Использование словарного диктанта (например, в форме «орфографической пятиминутки») как специального вида упражнений по орфографии становится особенно важным, когда проводится работа над отдельными словами, которые принято считать трудными с точки зрения усвоения их правописания. К таковым относятся различные научные термины. Сущность данного вида диктанта, по мнению учёного-методиста А. В. Текучёва, состоит в том, «что на каждом уроке русского языка, независимо от темы и целей его, в начале или в конце его в течение нескольких минут (5-7)

проводятся орфографические упражнения, состоящие в записи "трудных" слов» [4, с. 273]. Преимуществом словарного диктанта «является то, что он позволяет в короткое время записать большое количество слов, концентрировать внимание учащихся на нужных орфограммах, обогащать и активизировать словарь учащихся» [6, с. 19]. Дидактический материал, используемый в словарных диктантах, в дальнейшем (т. е. через несколько уроков или в качестве домашнего задания) можно применять для самостоятельного составления обучающимися словосочетаний, предложений, текстов.

Учебный предмет «Биология», как и любой другой учебный предмет, изучаемый в школе, имеет терминологическую базу, отражающую основы науки. Анализ указанной терминологической базы специалистами показал, что «тезаурус по ботанике включает около 230 терминов, по зоологии - около 170, по анатомии и физиологии человека - около 390, по общей биологии - около 220» [13, с. 4]. Таким образом, обучающиеся к моменту итоговой аттестации по биологии должны оперировать более одной тысячей терминов. «По своей значимости понимание сущности научных терминов можно сравнить со знанием алфавита или таблицы умножения. Без свободного владения терминологией невозможно ориентироваться в многообразии теоретического материала, понимать содержание учебной и научной литературы. Таким образом, одна из основных задач учителя заключается в создании такой языковой среды на уроке и во внеурочной деятельности по предмету, которая способствовала бы формированию терминологической грамотности обучающихся» [13, с. 2]. Безусловно, методика преподавания биологии предусматривает системную работу по формированию терминологической грамотности обучающихся в области биологического образования. Мы считаем, что более эффективному освоению обучающимися биологических слов-терминов бу-

дет способствовать установление межпредметных связей между уроками биологии и русского языка, например, путём привлечения биологического терминологического минимума в качестве дидактического материала словарного терминологического диктанта по русскому языку.

Актуальный список биологических терминов для конкретного класса может быть составлен учителем биологии и передан учителю-словеснику для реализации на уроке русского языка в виде словарного диктанта. Содержание списков варьируется. Например, слова-термины могут быть: 1) отобраны из указателя терминов, имеющегося в школьных учебниках по биологии (напр., см: [14, с. 274279]), и сгруппированы свободно; 2) организованы в специальные тематические группы-списки в соответствии с их классификацией в биологии: термины морфологические (хелице-ры, педипальпы); анатомические (нефрон, селезёнка); физиологические (метаболизм, фотосинтез); экологические (биосфера, биогеоценоз); систематические (лилейные, воробьино-образные); цитологические (цитоскелет, мик-ротрабекулярная) и т. д. Кроме того, список может состоять из слов-терминов, не вошедших в указатель терминов учебника, но использующихся в текстах (параграфов, заданий и пр.) школьной учебной книги по биологии.

Приведём в качестве примера-образца подготовленные нами минимальные списки (терминологические минимумы) слов-терминов из школьного курса биологии.

5 класс. Цитоплазма, окуляр, микология, экология, целлюлоза, аппарат Гольджи, эука-риоты, прокариоты, гетеротрофы, симбиоз, микориза, мембрана, антропогенные факторы, хитин, хлорофилл.

6 класс. Сосуды, ситовидные трубки, флоэма, ксилема, луб, мочковатая, пазушная, генеративная, вегетативная, зародышевый мешок, синергиды, спорангий, гаметофит, спорофит, слоевище.

7 класс. Корненожки, ложноножки, радиолярии, жгутиконосцы, эктодерма, энтодерма, кишечнополостные, стрекательные, мета-нефридии, альвеолы, гомологичный, вибриссы, кокки, стрептококки, жесткокрылые.

8 класс. Бластула, гаструла, нейрула, нейро-глия, эритроцит, фибриноген, аккомодация, гистология, плевральная оболочка, миокард, лейкоцит, бактериофаги, гипоталамус, гипофиз, эпифиз.

9 класс. Митоз, мейоз, фагоцит, генетика, биогеоценоз, биосфера, экосистемный, центрифугирование, микроскопия, идиоадаптация, ароморфоз, комбинативная, селекция, вирулентный, иммунитет.

В настоящее время виды словарных диктантов и методика их проведения на уроках русского языка в основной школе описаны достаточно подробно (напр., см.: [6, с. 19 - 30]). Остановимся на отдельных особенностях организации разных видов словарного терминологического диктанта с использованием в качестве дидактического материала терминологического минимума по биологии. Такие диктанты актуальны в последней учебной четверти, когда практически все темы по биологии уже изучены.

Собственно словарный (словарно-орфогра-фический) диктант может быть: устно-письменный, письменный. При проведении устно-письменного диктанта сначала осуществляется орфографическое проговаривание обучающимися словарных слов: а) побуквен-ное (ц-и-т-о-п-л-а-з-м-а); б) послоговое (ци-то-пла-зма); в) поморфемное (цит-о-плазм-а). Исследователи отмечают: «Активное владение русскими и иностранными морфемами даёт ученику возможность понимать многие слова, пришедшие в наш словарь из других языков, а также полнее, глубже и точнее осмысливать слова родного языка» [13, с. 4]. Далее обучающимся предлагаются для выполнения разнообразные дополнительные задания: «Подберите однокоренные слова из области биологии,

включающие корень цит- и/или плазм-»; «Являются ли слова цитология, цитоплазма и цитата однокоренными? Аргументируйте свой ответ» и др. При выполнении подобных заданий необходимо учитывать историю происхождения (этимологию) слов-терминов: б0ль-шая часть терминов - латинского или греческого происхождения (ср.: цитата от лат. citare, citatum - провозглашать, приводить; цитология от греч. kytos - сосуд и logos - учение).

С учётом дифференцированного подхода к домашнему заданию учитель-словесник выдаёт подгруппам обучающихся задание подготовить список терминов из изученного параграфа учебника биологии (физики, химии и пр.). На следующем уроке собственно словарный диктант (орфографическая «пятиминутка») проводится в классе представителями от каждой подгруппы.

Эффективным, на наш взгляд, является словарный диктант-конкурс «Кто больше запомнит» (проводится по методике учёного-методиста Л. П. Федоренко). Учитель-словесник «произносит один раз и больше не повторяет цепочку, например, из 3 слов. Затем делает паузу, во время которой дети записывают, что запомнили. Читает новую цепочку из 3 слов и опять делает паузу» [7, с. 22]. Отбор терминов осуществляется учителем в основном свободно, но могут быть составлены и тематические «тройки». Например: первая тройка - эпикард, миокард, эндокард («Оболочки сердца»); вторая тройка - митотический, мейо-тический, амитотический («Способы деления клеток»); третья тройка - эритроцит, тромбоцит, лимфоцит («Типы клеток крови»). По окончании диктанта обучающиеся подсчитывают количество правильно записанных слов (эталон демонстрируется на экране). Достоинства такого вида диктанта: повышается орфографическая грамотность обучающихся в написании достаточно трудных биологических терминов; развиваются внимание и речевая

память; увеличивается скорость письма; воспитываются интерес к учению и сознательная дисциплина.

При проведении словарно-смыслового (толково-объяснительного) диктанта «Узнай слово» (подробнее см.: [7, с. 20; 11, с. 60]) учитель зачитывает значение слова-термина, а обучающиеся записывают само слово. К примеру, учитель читает: «Содержимое клетки, за исключением плазматической мембраны и ядра, называется...» (варианты текста: «Внутреннее полужидкое содержимое клетки.» [14, с. 59]; «Внеядерная часть протоплазмы животных и растительных организмов» [2, с. 1464]). Обучающиеся записывают ответ: «Цитоплазма». При подготовке диктанта учитель может использовать материалы словарных статей «Энциклопедического словаря юного биолога» [15], «Словаря терминов» школьного учебника биологии для конкретного класса (напр., см: [14, с. 274-279]), материалы сайтов для учителей биологии.

Запоминание большого количества терминов по предмету (зачастую даже на одном уроке) вызывает затруднения у школьников, поэтому многие учителя-предметники используют в практике обучения небольшие рифмовки, включающие слова-термины. Ниже приведён пример такой рифмовки (https://urok.1sept.ru/ articles/312924), которую можно использовать при проведении словарно-смыслового диктанта в 5-6 классах.

Подберёзовик с берёзой

Обменялись веществом.

Мы такие отношенья

Микоризою зовём.

Словарно-смысловой диктант «Узнай слово» проводится и в игровой форме - разгадывание кроссворда по биологии (кросс-вордный словарный диктант). Готовые кроссворды представлены на различных порталах и сайтах для учителей-предметников (https://pedsovet.su/; https://infourok.ru). Обучающиеся выполняют работу на отдельных ли-

сточках. Учитель-словесник озвучивает лексическое значение термина, школьники под соответствующим номером записывают необходимый термин.

Словарный распределительный диктант с заданной группировкой оформляется в столбиках или отдельных строчках. Пример-образец задания для 5 класса: «Распределите данные слова-термины в два столбика: а) содержащие двойные согласные; б) не содержащие двойные согласные. Двойные согласные подчеркните». Запись в тетради обучающихся: 1 столбик - бациллы, дрожжи, кокки, спириллы, таллом, хлорофилл, целлюлоза; 2 столбик - вакуоль, вибрионы, микориза, мицелий, спорангии, хитин, цианобактерии.

В практике обучения русскому языку «словарные диктанты проводятся не только с записью по строчкам и столбикам, но и иначе» [5, с. 137], например, в форме инфографики, что способствует развитию логического мышления обучающихся. Инфографика выступает «как визуальная форма, предназначенная для актуализации разных видов смысловых связей» [5, с. 137]. Так при написании словарного предметно-тематического диктанта «Слова на солнышке» обучающиеся изображают солнце с необходимым количеством лучей (количество лучей = количество слов); в середине записывают общую тему; на радиусах-лучах - термины, имеющие отношение к данной теме. На уроках биологии, безусловно, используются более сложные визуализации: логико-смысловые модели, интеллект-карты и др. Приведём в качестве примера список слов-терминов по теме «Бактерии»: прокариоты, безъядерные, нуклеотид, рибосома, муреин, кокки, бациллы, вибрионы, спириллы, сапро-трофы, паразиты. Задание можно усложнить путём добавления 1-2 терминов совершенно из других тем; эти термины обучающиеся должны записать не на «лучах», а рядом с «солнышком». Для правильного выполнения задания ученикам необходимо мысленно соот-

нести понятие и заданную тему, т. е. фактически вспомнить определение каждого термина, что способствует дополнительному формированию терминологической грамотности, развитию логического мышления и внимания.

Фигурный словарный диктант как вид иллюстрированного диктанта (подробнее см.: [5, с. 135-136]) позволяет использовать для записи и запоминания слов определённые образы, представленные в виде контурных рисунков. Например, в фигуру «Сердце» обучающиеся записывают соответствующие слова-термины: эпикард, миокард, эндокард, перикард и др. Диктант проводится вариантно: а) сначала записываются в столбик слова, затем обучающиеся создают вокруг подходящий контур; 2) в готовую фигуру вписываются диктуемые слова. «Фигурный диктант помогает мотивировать письменную работу по русскому языку, развивать творческие способности» [5, с. 136].

Отметим, что в учебных книгах по биологии представлено достаточно большое количество визуального материала (различные виды схем, рисунки, фотографии, таблицы, картограммы и др.).

С опорой на зрительную память проводится словарный диктант-головоломка «Расшифруй слово» (обучающиеся «расшифровывают» представленные на слайде презентации термины и записывают их в тетради или на классной доске): ТОПЛАЦИЗМА (цитоплазма), БРА-МЕМНА (мембрана), КУОЛЬВА (вакуоль), ЛОГИТОЦИЯ (цитология) и т. д.

Для проведения словарного диктанта-ребуса учитель-словесник может взять материалы сайта «Биоуроки» (https://biouroki.ru), содержащего ребусы, кроссворды и другие занимательные материалы по биологии для каждого класса.

На занятиях в рамках осуществления внеурочной деятельности по русскому языку предлагаем обучающимся выполнить необычный словарный «букинистический» самодиктант. Тексты для таких диктантов учи-

тель берёт из старых учебников, напечатанных до введения новой орфографии в 1918 году. Перед чтением необходимо объяснить, как читать буквы, отсутствующие в совре-

менном русском алфавите. На рисунке 1 представлен фрагмент теоретического текста из учебной книги «Очерки из жизни растений» [16, с. 396].

Зеленое красящее вещество чаще всего встречается въ листьяхъ и поэтому носитъ назвате хлорофилла („листовая зелень"), а содержащее его хроматофоры называются хлорофилловыми зернами или хлоропласгами; за шжлючетемъ многочисленныхъ водорослей, им4ющихъ хлоропласты въ вид4 лентъ, зв4здъ или нластинокъ, осталь-ныя растешя обладаютъ хроматофорами въ шдЬ мелвихъ плоскихъ зе-ренъ. Хлоропласты, какъ мы увидимъ далЪву им'Ьютъ весьма важное

Рис. 1. Фрагмент текста из

Задание к тексту: «Прочитайте фрагмент текста из дореволюционного учебника по биологии. Выпишите из текста слова-термины. Вспомните, используются ли эти термины в вашем учебнике биологии».

Исследователи отмечают: «Говоря об организации и проведении словарной работы на уроках русского языка, следует подчеркнуть, что все современные действующие учебники предусматривают специальную работу со словарными словами: такие слова выносятся на поля, выделяются особым шрифтом, объединяются в специальные рубрики» [6, с. 27-28]. Авторы учебников по русскому языку учитывают и межпредметные связи. Так, например, в учебниках «Русский язык» С. И. Львовой и В. В. Львова для 5-9 классов представлены упражнения под рубриками «На уроке биологии», «На уроке химии», «На уроке физики», «На уроке географии» и др. «Поработав с эти-

учебника биологии 1903 года

ми упражнениями, учащиеся пишут словарный диктант, куда включается терминологическая лексика всех изучаемых предметов» [6, с. 28].

При проведении словарного терминологического диктанта на уроках русского языка в 10-11 классах учителю-словеснику следует учитывать образовательный профиль конкретного класса.

Таким образом, использование на уроках русского языка терминологических минимумов разных школьных предметов (биологии, физики, химии и др.) в качестве дидактического материала словарного диктанта способствует формированию общей и конкретно-предметной терминологической грамотности обучающихся, обогащению словарного запаса в области разных наук, развитию орфографических умений и навыков, воспитанию интереса к изучению школьных учебных предметов.

Библиографический список

1. Ожегов С. И., Шведова Н. Ю. Толковый словарь русского языка. 4-е изд., дополненное. М.: ООО «А ТЕМП», 2006. 944 с.

2. Большой толковый словарь русского языка / сост. и гл. ред. С. А. Кузнецов. СПб.: Норинт, 2000. 1536 с.

3. Львов М. Р. Словарь-справочник по методике русского языка: учеб. пособие для студентов пед. ин-тов по спец. № 2101 «Рус. яз. и лит.». М.: Просвещение, 1988. 240 с.

4. Текучёв А. В. Методика русского языка в средней школе: учебник для студентов педагогических институтов по специальности № 2101 «Русский язык и литература». 3-е изд., перераб. М.: Просвещение, 1980. 414 с.

5. Острикова Т. А. Методика изучения орфографии, пунктуации и иных разделов русского языка. История, теория и практика диктанта: учебное пособие монографического характера. Абакан: Издательство ФГБОУ ВО «Хакасский государственный университет им. Н. Ф. Катанова», 2016. 176 с.

6. Вакулина Н. Е. Диктант как приём обучения орфографии, пунктуации, развития речи учащихся: учеб.-метод. пособие. 3-е изд., перераб. и доп. М.: ФЛИНТА, 2012. 113 с.

7. Булохов В. Я. Сто разновидностей диктанта: учебно-методическое пособие. Красноярск: Изд-во Красноярского унта, 1994. 72 с.

8. Баранов М. Т. Методика орфографии // Методика преподавания русского языка в школе: учебник для студ. высш. пед. учеб. заведений / М. Т. Баранов, Н. А. Ипполитова, Т. А. Ладыженская, М. Р. Львов; под ред. М. Т. Баранова. М.: Издательский центр «Академия», 2000. С. 147-187.

9. Баранов М. Т. Методика пунктуации // Методика преподавания русского языка в школе: учебник для студ. высш. пед. учеб. заведений / М. Т. Баранов, Н. А. Ипполитова, Т. А. Ладыженская, М. Р. Львов; под ред. М. Т. Баранова. М.: Издательский центр «Академия», 2000. С. 187-226.

10. Колесник А. В. Творческий диктант // Русский язык в школе, 2002. № 1. С. 22-27.

11. Кудряшова Н. В. Формирование открытого учебно-научного комплекта по методике преподавания русского языка в школе и вузе: рецензия на книгу Т. А. Остриковой «Методика изучения орфографии, пунктуации и иных разделов русского языка: история, теория и практика диктанта» // Вестник Хакасского государственного университета им. Н. Ф. Катанова, 2021. № 3 (37). С. 157-160.

12. Терминологическая подготовка студентов по методике преподавания русского языка (предметный и метапредмет-ный аспекты): учебное пособие / Т. А. Острикова, Н. В. Кудряшова, Т. А. Налимова. Абакан: Изд-во ФГБОУ ВО «Хакасский государственный университет им. Н. Ф. Катанова, 2022. 96 с.

13. Земцова А. Ю., Бурцева С. А. Терминологическая грамотность обучающихся как условие успешного прохождения государственной итоговой аттестации по биологии // Источник. Информационно-методический и научно-педагогический журнал АОУ ВО ДПО «Вологодский институт развития образования», 2018. № 2. С. 2-4.

14. Пасечник В. В. Биология: Введение в общую биологию. 9 кл.: учебник / В. В. Пасечник, А. А. Каменский, Е. А. Криксунов, Г. Г. Швецов. 4-е изд., стереотип. М.: Дрофа, 2017. 288 с.

15. Энциклопедический словарь юного биолога / сост. М. Е. Аспиз. М.: Педагогика, 1986. 352 с.

16. Шмейль О. Очерки из жизни растений / пер. с нем. (с изм. и доп.) С. Г. Григорьева, Л. Д. Синицкого и С. В. Чефранова. М., 1903. 508 с.

© Кудряшова Н. В., Сыркашев А. П., 2022

УДК 81'373.23:82Штительман

АНТРОПОНИМЫ В «ПОВЕСТИ О ДЕТСТВЕ» М. ШТИТЕЛЬМАНА

Перкас Любовь Симоновна,

кандидат филологических наук, доцент, доцент кафедры зарубежной лингвистики и теории языка Хакасский государственный университет им. Н. Ф. Катанова (г. Абакан)

В статье предпринята попытка анализа выбора имён собственных (антропонимов), употреблённых в повести Михаила Штительмана «Повесть о детстве».

Ключевые слова: имена собственные, антропонимы, фамилии, прозвища, детская литература, литературный персонаж.

ANTHROPONYMS IN THE «TALE OF CHILDHOOD» BY M. SHTITELMAN

Perkas Lyubov Simonovna,

Ph.D. in Philology, Associate Professor, Associate Professor of the Foreign Linguistics and Theory ofLanguage Department

Katanov Khakass State University (Abakan)

The article attempts to analyze the choice of proper names (anthroponyms) used in the story «The Tale of childhood» by Mikhail Shtitelman.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Key words: proper names, anthroponyms, surnames, nicknames, children's literature, literary character.

Целью данной статьи является попытка нимов) Михаилом Штительманом в произве-

анализа выбора имён собственных (антропо- дении «Повесть о детстве».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.