УДК 241
Вишняков Константин Андреевич
Vishnyakov Konstantin Andreyevich
ПРЕДМЕТНОЕ ПОЛЕ В ИССЛЕДОВАНИИ ФИЛОСОФИИ ЕПИСКОПА ИГНАТИЯ БРЯНЧАНИНОВА
SUBJECT MATTER AREA IN RESEARCH OF PHILOSOPHY OF BISHOP IGNATIY BRYANCHANINOV
Аннотация:
Summary:
Данная статья рассматривает предметное поле в исследовании философии Игнатия Брянчанинова. Автор статьи обращает внимание на творческую биографию епископа Православной российской церкви, рассматривает основные темы его философского учения - антропологию и этику.
The article covers subject matter area in research of Ignatiy Bryanchaninov’s philosophy. The author considers creative works and biography of Bryanchaninov, and discusses the main subjects of his philosophical doctrine: anthropology and ethics.
Ключевые слова:
Игнатий Брянчанинов, учение о человеке, этика, микротеос, аскетика, исихастская антропология.
Keywords:
Ignatiy Bryanchaninov, doctrine of a human being, ethics, microtheos, asceticism, hesychasm anthropology.
XIX в., безусловно, является важной вехой в истории отечественной философии. Именно этот исторический период оставил нам множество интересных философов, таких как: западники (П.Я. Чаадаев, С.М. Соловьев, К.Д. Кавелин) и славянофилы (Ю.Ф. Самарин, А.С. Хомяков, братья Киреевские, братья Аксаковы), мыслители-народники (А.И. Герцен, Н.Г Чернышевский, П.А. Кропоткин, Г.В. Плеханов) и многих других, таких как Ф.М. Достоевский, Л.Н. Толстой, Л.И. Шестов.
Следует обратить внимание на то, что в рамках отечественной философии развивались ее социальная и религиозная формы, которые были тесно связаны между собой. Наследие многих русских мыслителей становится предметом пристального изучения, вызывая неподдельный интерес в научных кругах. Рефлексия над отечественной философией началась еще в XIX в., однако существуют мыслители, которые выпали из поля зрения исследователей. Одним из них является епископ Игнатий Брянчанинов. Следует отметить, что существует немало как дореволюционных, так и современных церковных изданий творений Игнатия, что является позитивной тенденцией в изучении наследия Брянчанинова. Парадокс данной ситуации, очевидно, заключается в том, что, несмотря на известность фигуры Игнатия Брянчанинова и его сочинений, современники не рассматривали его как философа.
Цель данной статьи: рассмотреть основные проблемы в исследовании философского наследия епископа Игнатия Брянчанинова.
С первого взгляда может показаться, что христианская философия, пережившая свой крупнейший расцвет в эпоху Вселенских Соборов, уже не способна дать мировой философии что-то новое. На самом деле данный посыл является ложным в силу того, что принцип «consensus patrum» («согласие отцов»), определивший развитие христианской догматики в период Вселенских Соборов исчерпал себя в ту же эпоху. Христианская философия, сформировавшая основы догматики, переключилась на решение проблем частного характера, где решающим фактором становится именно мнение конкретного мыслителя. В качестве примера можно привести спор иосифлян и нестяжателей относительно принципов монашеского общежития, целесообразность которого подвергалась сомнению Нилом Сорским. В результате мы видим, что противоположные взгляды на институт общежительного монашества были признаны одинаково верными, а идеологи противоборствующих групп монашествующих Иосиф Волоцкий и Нил Сорский были канонизированы официальной Церковью. Следовательно, важность теологумена (то есть частного богословского мнения) в рамках христианской философии со временем приобретает особую важность. В этой связи, с моей точки зрения, философию Игнатия Брянчанинова необходимо исследовать в контексте принципа историзма.
Рассматривая философию Брянчанинова в контексте исторической и культурной сред, важно обратиться к самой личности Игнатия. Епископ, в миру Дмитрий Александрович Брянчанинов, принадлежит к древнему роду Брянчаниновых, ведущему свою родословную от оружейника князя Дмитрия Донского Михаила Бренко. На протяжении XIX в. род Брянчаниновых входил в элиту российского общества, о чем могут свидетельствовать губернаторские должности брата святителя Игнатия Петра Александровича, а также некоторых его племянников. Сам будущий
епископ Игнатий в 1822 г. поступает в Санкт-Петербургское военно-инженерное училище, куратором которого на тот момент являлся будущий император Николай Павлович, и в 1826 г. его успешно оканчивает. Наличие технического образования впоследствии повлияло на интерес Брянчанинова к естественным и техническим наукам, что отразилось в его поздних работах, в частности таких, как «Слово о человеке» и «Слово о смерти».
Обращение к идеям современной ему науки видно в размышлениях философа о природе ангелов и человеческой души. Брянчанинов утверждает, что человеческая душа и ангелы в силу тварной природы эфирны, то есть сотворены из тонкой материи. Данный тезис не является бесспорным, о чем свидетельствует полемика между епископом Игнатием и другим видным архиереем - епископом Феофаном Говоровым. Отстаивая свою точку зрения, Брянчанинов был вынужден написать «Прибавление к слову о смерти». Необходимо отметить, что мыслитель в своих работах нередко использовал данные современной ему науки, в частности, физики и химии, так как понятие эфира пришло в философию Брянчанинова именно из этих наук. Вполне вероятно, что как человек, получивший высшее инженерное образование, Игнатий имел возможность познакомиться с философией первого позитивизма, который пользовался популярностью в России с середины XIX в. и коснулся даже религиозной мысли. Заметим, что уже в 60-е гг. начала развиваться отечественная церковно-историческая наука, которая исповедовала некоторые принципы гегельянской и позитивистской философии в своей методологической системе. В дальнейшей истории отечественной религиозной философии можно встретить массу примеров, когда религиозные мыслители обращаются к сфере естественно-научного знания для обоснования каких-либо своих тезисов. Такими мыслителями, в частности, являются Павел Флоренский, архиепископ Лука (Войно-Ясенецкий) и Александр Мень.
Помимо активного использования научных знаний, философия Брянчанинова интересна своим учением о человеке, которое формируется у Игнатия в рамках его аскетической мысли. С одной стороны, мыслитель работает в рамках традиционной аскетики, используя авторитет таких авторов, как Исаак Сирин, Макарий Великий и Симеон Новый Богослов. С другой стороны, аскетическая мысль Игнатия ставит в центр своего созерцания внутренний мир человека, что предает его философии экзистенциальный оттенок. Главным предметом многих работ епископа становится тема смерти и посмертного состояния человека. Тема смерти всплывает у многих философов, но мысль Игнатия отчасти близка к идеям предтеч религиозного экзистенциализма в лице Льва Шестова и Валентина Свенцицкого, так как одной из главных проблем в философском наследии епископа Игнатия является тема человека на пороге смерти. Брянчанинов, будучи христианским мыслителем, рассматривает человека в качестве микротеоса и видит смысл его существования в обожении, разрешая таким образом тему человека перед лицом смерти. Позже, в середине XX в., тема человека перед лицом смерти будет рассматриваться в философии экзистенциализма. Например, Альбер Камю в своем произведении «Миф о сизифе» ставит вопрос о самоубийстве, как главном в философии.
Отдельную тему в публицистике Игнатия Брянчанинова составляет этика, построенная на принципах христианской. Идеалом человеческой жизни для него является образ монашества первых веков. Соответственно, в рамках этической мысли Игнатий ставит перед собой задачу понять, как можно приблизиться к нравственному идеалу монашества первых веков в условиях современной ему действительности. Данную проблему он рассматривает во многих своих произведениях, в частности в «Аскетических опытах» и «Аскетической проповеди» - наиболее фундаментальных работах. Их особенностью является то, что, по сути, данные произведения обращены не только к монашествующим, но и рассчитаны на широкий круг читателей. Путем возврата к идеалам древнего монашества Игнатий Брянчанинов видит «память смертную». «Вспомните, всякий человек родится с тем, чтоб умереть - и сей общей чаши никто из нас избежать не может» [1, с. 291] - пишет епископ Игнатий. Из посыла о неминуемой смерти мыслитель заключает, что память смертная является главным стимулом добродетели. Этическая мысль Брянчанинова предлагает человеку максимально приблизиться к нравственному идеалу монаха первых веков, что отчасти сближает этику Игнатия с идеей Толстого о непротивлении злу насилием.
Подводя итог, следует выделить ряд актуальных тем в исследовании философского наследия Игнатия Брянчанинова:
- Творческая биография Брянчанинова. Не вызывает сомнений тот факт, что воспитание и образование русского мыслителя сыграли важную роль в формировании его философского мировоззрения. Необходимо отметить, что во многом под влиянием технического образования, полученного Брянчаниновым в Николаевском инженерном училище, мыслитель часто обращался к данным современной ему науки.
- Учение о человеке, как одна из центральных тем в философии Игнатия Брянчанинова. Рассматривая человека в рамках антропологической традиции исихазма, философ представляет
человека микротеосом. Особое внимание в своем учении о человеке Брянчанинов уделяет теме смерти, что сближает его с такими мыслителями, как Лев Шестов и Валентин Свенцицкий.
- Этика, как отдельный раздел в философии Игнатия Брянчанинова. Основной идеей этического учения философа является уверенность в том, что идеалом человеческой жизни является жизнь монахов первых веков христианства. Мыслитель в рамках своего этического учения ставит перед собой задачу понять, как можно приблизиться к нравственному идеалу монашества первых веков в условиях современной ему действительности.
Ссылки:
1. Святитель Игнатий Брянчанинов / сост. А.А. Маркова. М., 2012. 432 с.