Научная статья на тему 'Предметное поле в исследовании философии епископа Игнатия Брянчанинова'

Предметное поле в исследовании философии епископа Игнатия Брянчанинова Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
392
120
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИГНАТИЙ БРЯНЧАНИНОВ / УЧЕНИЕ О ЧЕЛОВЕКЕ / ЭТИКА / МИКРОТЕОС / АСКЕТИКА / ИСИХАСТСКАЯ АНТРОПОЛОГИЯ / IGNATIY BRYANCHANINOV / DOCTRINE OF A HUMAN BEING / ETHICS / MICROTHEOS / ASCETICISM / HESYCHASM ANTHROPOLOGY

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Вишняков Константин Андреевич

Данная статья рассматривает предметное поле в исследовании философии Игнатия Брянчанинова. Автор статьи обращает внимание на творческую биографию епископа Православной российской церкви, рассматривает основные темы его философского учения антропологию и этику.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по философии, этике, религиоведению , автор научной работы — Вишняков Константин Андреевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

SUBJECT MATTER AREA IN RESEARCH OF PHILOSOPHY OF BISHOP IGNATIY BRYANCHANINOV

The article covers subject matter area in research of Ignatiy Bryanchaninov’s philosophy. The author considers creative works and biography of Bryanchaninov, and discusses the main subjects of his philosophical doctrine: anthropology and ethics.

Текст научной работы на тему «Предметное поле в исследовании философии епископа Игнатия Брянчанинова»

УДК 241

Вишняков Константин Андреевич

Vishnyakov Konstantin Andreyevich

ПРЕДМЕТНОЕ ПОЛЕ В ИССЛЕДОВАНИИ ФИЛОСОФИИ ЕПИСКОПА ИГНАТИЯ БРЯНЧАНИНОВА

SUBJECT MATTER AREA IN RESEARCH OF PHILOSOPHY OF BISHOP IGNATIY BRYANCHANINOV

Аннотация:

Summary:

Данная статья рассматривает предметное поле в исследовании философии Игнатия Брянчанинова. Автор статьи обращает внимание на творческую биографию епископа Православной российской церкви, рассматривает основные темы его философского учения - антропологию и этику.

The article covers subject matter area in research of Ignatiy Bryanchaninov’s philosophy. The author considers creative works and biography of Bryanchaninov, and discusses the main subjects of his philosophical doctrine: anthropology and ethics.

Ключевые слова:

Игнатий Брянчанинов, учение о человеке, этика, микротеос, аскетика, исихастская антропология.

Keywords:

Ignatiy Bryanchaninov, doctrine of a human being, ethics, microtheos, asceticism, hesychasm anthropology.

XIX в., безусловно, является важной вехой в истории отечественной философии. Именно этот исторический период оставил нам множество интересных философов, таких как: западники (П.Я. Чаадаев, С.М. Соловьев, К.Д. Кавелин) и славянофилы (Ю.Ф. Самарин, А.С. Хомяков, братья Киреевские, братья Аксаковы), мыслители-народники (А.И. Герцен, Н.Г Чернышевский, П.А. Кропоткин, Г.В. Плеханов) и многих других, таких как Ф.М. Достоевский, Л.Н. Толстой, Л.И. Шестов.

Следует обратить внимание на то, что в рамках отечественной философии развивались ее социальная и религиозная формы, которые были тесно связаны между собой. Наследие многих русских мыслителей становится предметом пристального изучения, вызывая неподдельный интерес в научных кругах. Рефлексия над отечественной философией началась еще в XIX в., однако существуют мыслители, которые выпали из поля зрения исследователей. Одним из них является епископ Игнатий Брянчанинов. Следует отметить, что существует немало как дореволюционных, так и современных церковных изданий творений Игнатия, что является позитивной тенденцией в изучении наследия Брянчанинова. Парадокс данной ситуации, очевидно, заключается в том, что, несмотря на известность фигуры Игнатия Брянчанинова и его сочинений, современники не рассматривали его как философа.

Цель данной статьи: рассмотреть основные проблемы в исследовании философского наследия епископа Игнатия Брянчанинова.

С первого взгляда может показаться, что христианская философия, пережившая свой крупнейший расцвет в эпоху Вселенских Соборов, уже не способна дать мировой философии что-то новое. На самом деле данный посыл является ложным в силу того, что принцип «consensus patrum» («согласие отцов»), определивший развитие христианской догматики в период Вселенских Соборов исчерпал себя в ту же эпоху. Христианская философия, сформировавшая основы догматики, переключилась на решение проблем частного характера, где решающим фактором становится именно мнение конкретного мыслителя. В качестве примера можно привести спор иосифлян и нестяжателей относительно принципов монашеского общежития, целесообразность которого подвергалась сомнению Нилом Сорским. В результате мы видим, что противоположные взгляды на институт общежительного монашества были признаны одинаково верными, а идеологи противоборствующих групп монашествующих Иосиф Волоцкий и Нил Сорский были канонизированы официальной Церковью. Следовательно, важность теологумена (то есть частного богословского мнения) в рамках христианской философии со временем приобретает особую важность. В этой связи, с моей точки зрения, философию Игнатия Брянчанинова необходимо исследовать в контексте принципа историзма.

Рассматривая философию Брянчанинова в контексте исторической и культурной сред, важно обратиться к самой личности Игнатия. Епископ, в миру Дмитрий Александрович Брянчанинов, принадлежит к древнему роду Брянчаниновых, ведущему свою родословную от оружейника князя Дмитрия Донского Михаила Бренко. На протяжении XIX в. род Брянчаниновых входил в элиту российского общества, о чем могут свидетельствовать губернаторские должности брата святителя Игнатия Петра Александровича, а также некоторых его племянников. Сам будущий

епископ Игнатий в 1822 г. поступает в Санкт-Петербургское военно-инженерное училище, куратором которого на тот момент являлся будущий император Николай Павлович, и в 1826 г. его успешно оканчивает. Наличие технического образования впоследствии повлияло на интерес Брянчанинова к естественным и техническим наукам, что отразилось в его поздних работах, в частности таких, как «Слово о человеке» и «Слово о смерти».

Обращение к идеям современной ему науки видно в размышлениях философа о природе ангелов и человеческой души. Брянчанинов утверждает, что человеческая душа и ангелы в силу тварной природы эфирны, то есть сотворены из тонкой материи. Данный тезис не является бесспорным, о чем свидетельствует полемика между епископом Игнатием и другим видным архиереем - епископом Феофаном Говоровым. Отстаивая свою точку зрения, Брянчанинов был вынужден написать «Прибавление к слову о смерти». Необходимо отметить, что мыслитель в своих работах нередко использовал данные современной ему науки, в частности, физики и химии, так как понятие эфира пришло в философию Брянчанинова именно из этих наук. Вполне вероятно, что как человек, получивший высшее инженерное образование, Игнатий имел возможность познакомиться с философией первого позитивизма, который пользовался популярностью в России с середины XIX в. и коснулся даже религиозной мысли. Заметим, что уже в 60-е гг. начала развиваться отечественная церковно-историческая наука, которая исповедовала некоторые принципы гегельянской и позитивистской философии в своей методологической системе. В дальнейшей истории отечественной религиозной философии можно встретить массу примеров, когда религиозные мыслители обращаются к сфере естественно-научного знания для обоснования каких-либо своих тезисов. Такими мыслителями, в частности, являются Павел Флоренский, архиепископ Лука (Войно-Ясенецкий) и Александр Мень.

Помимо активного использования научных знаний, философия Брянчанинова интересна своим учением о человеке, которое формируется у Игнатия в рамках его аскетической мысли. С одной стороны, мыслитель работает в рамках традиционной аскетики, используя авторитет таких авторов, как Исаак Сирин, Макарий Великий и Симеон Новый Богослов. С другой стороны, аскетическая мысль Игнатия ставит в центр своего созерцания внутренний мир человека, что предает его философии экзистенциальный оттенок. Главным предметом многих работ епископа становится тема смерти и посмертного состояния человека. Тема смерти всплывает у многих философов, но мысль Игнатия отчасти близка к идеям предтеч религиозного экзистенциализма в лице Льва Шестова и Валентина Свенцицкого, так как одной из главных проблем в философском наследии епископа Игнатия является тема человека на пороге смерти. Брянчанинов, будучи христианским мыслителем, рассматривает человека в качестве микротеоса и видит смысл его существования в обожении, разрешая таким образом тему человека перед лицом смерти. Позже, в середине XX в., тема человека перед лицом смерти будет рассматриваться в философии экзистенциализма. Например, Альбер Камю в своем произведении «Миф о сизифе» ставит вопрос о самоубийстве, как главном в философии.

Отдельную тему в публицистике Игнатия Брянчанинова составляет этика, построенная на принципах христианской. Идеалом человеческой жизни для него является образ монашества первых веков. Соответственно, в рамках этической мысли Игнатий ставит перед собой задачу понять, как можно приблизиться к нравственному идеалу монашества первых веков в условиях современной ему действительности. Данную проблему он рассматривает во многих своих произведениях, в частности в «Аскетических опытах» и «Аскетической проповеди» - наиболее фундаментальных работах. Их особенностью является то, что, по сути, данные произведения обращены не только к монашествующим, но и рассчитаны на широкий круг читателей. Путем возврата к идеалам древнего монашества Игнатий Брянчанинов видит «память смертную». «Вспомните, всякий человек родится с тем, чтоб умереть - и сей общей чаши никто из нас избежать не может» [1, с. 291] - пишет епископ Игнатий. Из посыла о неминуемой смерти мыслитель заключает, что память смертная является главным стимулом добродетели. Этическая мысль Брянчанинова предлагает человеку максимально приблизиться к нравственному идеалу монаха первых веков, что отчасти сближает этику Игнатия с идеей Толстого о непротивлении злу насилием.

Подводя итог, следует выделить ряд актуальных тем в исследовании философского наследия Игнатия Брянчанинова:

- Творческая биография Брянчанинова. Не вызывает сомнений тот факт, что воспитание и образование русского мыслителя сыграли важную роль в формировании его философского мировоззрения. Необходимо отметить, что во многом под влиянием технического образования, полученного Брянчаниновым в Николаевском инженерном училище, мыслитель часто обращался к данным современной ему науки.

- Учение о человеке, как одна из центральных тем в философии Игнатия Брянчанинова. Рассматривая человека в рамках антропологической традиции исихазма, философ представляет

человека микротеосом. Особое внимание в своем учении о человеке Брянчанинов уделяет теме смерти, что сближает его с такими мыслителями, как Лев Шестов и Валентин Свенцицкий.

- Этика, как отдельный раздел в философии Игнатия Брянчанинова. Основной идеей этического учения философа является уверенность в том, что идеалом человеческой жизни является жизнь монахов первых веков христианства. Мыслитель в рамках своего этического учения ставит перед собой задачу понять, как можно приблизиться к нравственному идеалу монашества первых веков в условиях современной ему действительности.

Ссылки:

1. Святитель Игнатий Брянчанинов / сост. А.А. Маркова. М., 2012. 432 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.