Научная статья на тему 'Предметно-практическая деятельность на занятиях английского языка с детьми 2-3 лет'

Предметно-практическая деятельность на занятиях английского языка с детьми 2-3 лет Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
94
19
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РАННЕЕ ОБУЧЕНИЕ / ПРЕДМЕТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / ДВУЯЗЫЧИЕ / ИСКУССТВЕННАЯ ЯЗЫКОВАЯ РАЗВИВАЮЩАЯ СРЕДА / ВОЗРАСТНЫЕ ОСОБЕННОСТИ / НАГЛЯДНО-ДЕЙСТВЕННОЕ МЫШЛЕНИЕ / АКТИВНЫЙ СЛОВАРЬ / EARLY CHILDHOOD EDUCATION / OBJECT ACTIVITY / BILINGUALISM / FOREIGN LANGUAGE AND DEVELOPMENT ENVIRONMENT CREATED ARTIFICALLY / AGE-RELATED PECULIARITIES / CONCRETE THINKING / ACTIVE VOCABULARY

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Спиридонова Анна Владимировна

Статья посвящена вопросу раннего обучения иностранным языкам. Автор приводит аргументы в пользу раннего обучения, опирающегося на возрастные особенности детей 2-3 лет. В основе методики, предлагаемой автором, лежит предметно-практическая деятельность, погружение в искусственную языковую среду и развивающая направленность всего процесса обучения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Спиридонова Анна Владимировна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Object activity during the classes of english with 2-3 year-old children

The article deals with the question of learning a foreign language since early childhood. The author stresses that early childhood education should be grounded on the age-related peculiarities of the 2-3 year-old children. In the base of the author's technology are object activity, immersion into the language environment and the process of education focused on the continuous development

Текст научной работы на тему «Предметно-практическая деятельность на занятиях английского языка с детьми 2-3 лет»

8. Психология становления педагога профессиональной школы [Текст] / Под ред. Э.Ф. Зеера. - Е., 1996. - 148 с.

9. Советский энциклопедический словарь [Текст] / А.М. Прохоров. - М.: Со-

ветская энциклопедия, 1988. - С. 827.

10. Шишов, С.Е. Мониторинг качества образования в школе [Текст] / С.Е. Шишов, В.А. Кальней. - М.: Пед. о-во России, 1999. - 320 с.

УДК 373.2 ББК 74.102

А.В. Спиридонова

ПРЕДМЕТНО-ПРАКТИЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ НА ЗАНЯТИЯХ АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА С ДЕТЬМИ 2-3 ЛЕТ

Статья посвящена вопросу раннего обучения иностранным языкам. Автор приводит аргументы в пользу раннего обучения, опирающегося на возрастные особенности детей 2-3 лет. В основе методики, предлагаемой автором, лежит предметно-практическая деятельность, погружение в искусственную языковую среду и развивающая направленность всего процесса обучения.

Ключевые слова: раннее обучение, предметная деятельность, двуязычие, искусственная языковая развивающая среда, возрастные особенности, наглядно-действенное мышление, активный словарь.

Владение иностранным языком в XXI веке превращает человека в развитую личность и расширяет его социальную и экономическую свободу. В Законе Российской Федерации «Об Образовании» от 2008 г. подчеркивается «интеграция личности в национальную и мировую культуру, формирование человека и гражданина, интегрировано-го в современное ему общество и нацеленного на совершенствование этого общества» [3, с. 21]. В Федеральной программе развития образования от 10.04.2000 заявлено о «необходимости формирования мотивации образования и самообразования в течение всей жизни» [7]. Современный человек начинает свое образование не в школе, и даже не в старших группах детского сада, а намного раньше - в семье, а затем - в яслях и младших группах детского сада. В соответствии с новой моделью образования человек получает образование в течение всей жизни. Система раннего развития детей (с рождения до трех лет) становится самостоятельным элементом

современной модели образования. «Для массового охвата дошкольным образованием государство будет поддерживать многообразные программы раннего развития детей, предлагаемые организациями различных форм собственности. В рамках данных программ особое внимание будет уделено выявлению одаренности и возможных трудностей в развитии» [5]. Изучение иностранного языка с раннего возраста в условиях современного образования становится все более актуальным. По всей России и в мире наблюдается развитие идеи обучения иностранному языку детей методом погружения в дошкольных образовательных учреждениях и в группах временного пребывания. Садики с языковым погружением существую в Москве, Нижнем Новгороде, Екатеринбурге, Тольятти, на Алтае; а в мире - в каждой цивилизованной стране есть садики, где изучают два языка с двух лет и раньше.

Раннее изучение языка методом погружения положительно влияет на когнитивное и интеллектуальное развитие

ребенка. Л.С. Выготский о раннем двуязычии писал, что «... ребенок проделывает двойную работу при овладении обоими языками без всякого замедления в речевом развитии и без всякого заметного добавочного труда, идущего на усвоение второй формы речи» [2, с. 392]. При грамотно организованном обучении дети смогут добиваться более высоких результатов в освоении иностранных языков. Особенно это важно для семей, желающих поддерживать двуязычие у своих детей. М. Монтессори, итальянский врач и педагог, разработавшая свою методику обучения детей младшего дошкольного возраста, также считала, что раннее обучение иностранному языку наиболее благоприятно для ребенка. Она пишет, что развитие артикуляционного языка происходит в промежуток от двух до семи лет: возраст познания и восприятия, когда внимание ребенка спонтанно направлено на внешние объекты, а память особенно цепкая. «Это период подвижности, когда все психомоторные каналы становятся проницаемыми, и му-скулатурный механизм устанавливается окончательно. В этот отрезок жизни, когда устанавливается удивительная связь между слуховым и моторным каналами, кажется, что слуховое восприятие способствует появлению сложных движений в процессе воспроизведения речи, которая развивается инстинктивно после таких стимулов, как будто пробуждается от сна наследственности. Хорошо известно, что только в этом возрасте возможно приобрести все характерные модуляции языка, которые установить после этого времени будет невозможно. Звуки родного языка потому правильные, что они формировались с рождения. Взрослый человек, изучающий иностранный язык, привносит в него все несовершенства, характерные для речи неродного языка. Только дети до семи лет могут выучить сразу несколько языков и обладать акцентом и произношением характерным для этих языков» [9, с. 310] .

В развитии ребенка существуют определенные периоды, в которые необходимо начинать развивать то или иное умение - это сензитивные периоды. Понятно, «что в сензитивный период определенные условия, в частности, известного рода обучение, только тогда могут оказать свое влияние на развитие, когда соответствующие циклы развития еще не завершены. Как только они закончены, те же самые условия могут оказаться уже нейтральным» [1, с. 236]. Момент формирования речевого аппарата ребенка, момент созревания всех психических и речевой функций является наиболее благоприятным для начала обучения иностранному языку. Согласно последним исследованиям коры головного мозга, звуки, которые ребенок услышит в самом начале жизни, будут самыми легкими в воспроизведении в будущем [10, с. 1-6].

Изучение результатов научных исследований (И.В. Вронская, Н.А. Малкина, Е.И. Матецкая, С.А. Натальина, Е.И. Не-гневицкая, А.П. Пониматко, Е.Ю. Протасова, Catherine Herine L. Harris, Tracey Tokuhama-Espinosa, Muriel Saville-Troi-ke) привело нас к пониманию необходимости и возможности обучения иностранному языку с самого рождения, а не с трех лет, как это принято в дошкольной педагогике. Как раз в этот момент, когда формируется речевой аппарат в общении со взрослыми, можно, считаем мы, вводить второй язык.

В условиях современной образовательной системы в центр обучения ставится личностно-ориентированная модель, при которой внимание уделяется не процессу обучения, а ребенку в этом процессе, его внутреннему миру и чувствам.

Через проживание игры, песни, предметной деятельности ребенок усваивает языковой материал. «Онтогенез языковой способности - это ... сложнейшее взаимодействие, с одной стороны, процесса общения взрослых и ребенка, процесса поэтапно развивающегося; с другой - процесса развития предметной и познавательной деятель-

ности ребенка», - пишет А.А. Леонтьев [4, с. 175].

Возрастные особенности и предопределили наш выбор метода обучения - погружение. Для детей 2-3 лет характерно:

1) подражание взрослому;

2) необходимость установления хорошего эмоционального контакта;

3) формирование речи и фонематического слуха;

4) любовь к повторениям уже знакомого;

5) желание исследовать предмет изнутри;

6) формирование продуктивного целе-полагания, которое развивается в конструировании, рисовании, аппликации, лепке;

7) действия и игры с предметами, а также появление простейших сюжетных игр;

8) непроизвольный характер внимания, восприятия, памяти, мышления и речи [8, с. 25-42].

У детей столь раннего возраста на первом месте - интерес к происходящему и к устройству окружающего их мира. Для них не имеют никакого смысла объяснения, логические доводы, сложные формулировки и предложения. Гораздо понятнее для них конкретная ситуация, собственные манипуляции с предметами и предметно-манипулятив-ные игры, звуковая сторона - звуки инструментов, звукоподражания, различные звуковые эффекты. Ребенок усвоит английскую лексическую единицу при ее ярком предъявление без перевода. Основной формой мышления детей двух-трех лет становится наглядно-действен-

ная, т.е. ребенок через предметы учится решать возникающие проблемные ситуации. Развитие предметной деятельности связано с усвоением культурных способов действия с различными предметами. Предметы обладают побудительной силой. А.А. Леонтьев пишет: «В результате практического контакта с предметом ...под влиянием внешних толчков, падающих на рецепторы субъекта, в его мозге - в порядке параллельного физиологическим процессам явления - вспыхивает некий внутренний свет, озаряющий человеку мир, что происходит как бы излучение образов, которые затем локализуются, «объективируются» субъектом в окружающем пространстве» [4, с. 47]. Практическая исследовательская деятельность с предметами в этом возрасте выходит на первый план. Л.В. Тру-

байчук отмечает: «Осуществляя эту деятельность (первоначально в сотрудничестве со взрослыми), ребенок воспроизводит общественно выработанные способы действий с вещами: у него возникает речь, смысловое обозначение вещей, обобщенно-категориальное восприятие предметов мира и наглядно-действенное мышление» [6, с. 97]. Исходя из того, что ведущей деятельностью данного возраста является предметно-практическая, все ее виды становятся самостоятельными формами обучения иноязычной деятельности на наших занятиях. Виды предметной деятельности, в процессе осуществления которых происходит активизация ребенка на занятиях английского языка, мы представили на рис.

Рис. Виды предметной деятельности на занятиях английского языка с детьми 2-3 лет

В процессе выполнения действий с предметами, активного участия во всех видах предметно-практической деятельности ребенок овладевает умениями и навыками обращения с этими предметами и усваивает английские слова, обозначающие эти действия и предметы.

В результате опроса пользователей интернет-форумов, а также родителей билингвальных семей, были отобраны 26 ситуаций и наиболее употребляемые в

этих ситуациях слова и словосочетания, составивших лексическое содержание занятий с детьми двух-трех лет.

Ниже мы приводим таблицу, в которой представлена лексика, которая может войти в активный словарь ребенка в конце первого года обучения и виды предметной деятельности, в процессе выполнения которых происходит усвоение лексического и грамматического материала:

Ситуация Основная лексика Вид деятельности

1 2 3

1. Hello! Good bye! Hello (hi), how are you; fine, thank you: and you? good-bye (bye), see you, wake up, smile Реальная, музыкальная, язык жестов

2. Let's jump! Make a circle, stand up, stretch up, sit down, lie down, jump, hop, bend down, crawl, creep, pat, go, run, stop, turn around, clap, stamp, up, down TPR, музыкальная, игровая

3. This is my body! the head, a shoulder, an eye, the nose, an ear, the mouth, a hand, a leg, a knee, a foot (feet), a toe, the neck, the back TPR, рисование, лепка, музыкальная, реальная

4. Let's wash and brush! Let's..., the bathroom, the toilet, the washbasin, the potty, the towel, a soap, hot/cold Реальная, развивающая

1 2 3

water, a peg,; wash, take, put, wipe/dry your hands, comb, go potty; clean/dirty

5. Let's eat and drink! Breakfast, lunch, a spoon, a cup, a plate, a slice of bread, butter, porridge, milk, tea, coco, water, juice, an apple, a banana, soup, potatoes; eat, drink, take, bite, chew Реальная, игровая, язык жестов, TPR

6. Dress yourself! A cap, a dress, a T-shirt, a sweater, a jacket, undies or panties, shorts, trousers, tights, jeans, sandals, boots, socks, mittens, gloves, a button; put on, take off, dress yourself, button up (unbutton), zip (unzip) Реальная, игровая, рисование, аппликация, TPR, развивающая

7. Let's go for a walk! The playground, the veranda, the sandbox, the swing, the merry-go-round, sand, a shovel, a bucket, shapes, a toy car, a ball; dig, take, put, bounce the ball, play with the ball, roll the ball, kick the ball, throw the ball, play, let's play, make a snowball, the slide; go down the slide, go for a walk, play snowballs, roll a snowball Игровая, TPR, реальная, лепка из песка, рисование на земле, снеге

8. It's sunny today! Sunny, rainy, windy, snowy, cloudy; winter, the sun, rain, a cloud, snow; hot, cold, warm, wet, dry Музыкальная, рисование, аппликация, лепка, развивающая, игровая

9. Let's read a book! A book, a picture, a fairy-tale; choose a book, bring me a book, please, read a book, look at the picture, let's read this page, turn over the page, open the book, close the book Реальная, игровая

10. Let's go to bed! The bedroom, the pillow, the bed, the blanket; close your eyes, go to bed, sing a lullaby, fall asleep, cover up with the blanket, sleep tight, lie down Реальная

11. Let's play! Blocks, a doll, a teddy bear, a car, a truck, a ball, a box, a top, a pram; play, drive, build, put, scatter, put together, put away, give me Игровая, развивающая, музыкальная

12. Let's tidy up! Let's tide up, put away, put the toys away, pick up, scatter, don't scatter, help me, please, dust, wash Реальная, игровая

13. Let's go to the farm! A cow, a dog, a sheep, a duck, a horse, a pig, a chicken, a cat, a goose, a mouse; moo, bowwow, baa, quack, neigh, oink, chick, ga, squeak; MacDonald, the farm, a tree, a flower Игровая, музыкальная, рисование, лепка, аппликация, язык жестов

14. Big or small? Big - small, clean - dirty, short - tall, happy -sad, good - bad, thick - thin, up - down, full -empty Игровая, лепка, аппликация, рисование

15. What is he? A doctor, a driver, a farmer, a pilot, a hairdresser; ill, cough, listen, cut, comb, drive, fly a plane Игровая

1 2 3

16. Let's go to the Zoo! An elephant, a tiger, a wolf, a giraffe, a hare (a bunny), a zebra, a snake, a kangaroo, a crocodile, a fox, a bear, a mouse, a monkey, a bird; growls, hisses, cackles, tweets, hops, crawls, climbs Игровая, развивающая, музыкальная

17. I love mommy! I love daddy! The family, mother, father, sister, brother, grandma, grandpa, a name, beautiful, strong, clever, kind; love, kiss, hug Музыкальная, язык жестов, реальная

18. Let's drive a car! A bicycle, a car, a boat, a digger, a train, a helicopter, a plane, a ship, a tractor, a tram, a trolleybus, a truck; beep, choo, trrr, tu-tu, oohh, ding-a-ling; in the sky, on water, on land; get on, get off Игровая, рисование, аппликация, реальная

19. Let's count! One, two, three, four, five, six, seven, eight, nine, ten, fingers, toes, eyes, ears, nose, dominoes, bingo; count, show, give, take Игровая, рисование, музыкальная

20. It's Christmas time! Santa Claus, Christmas, a green tree, a present, a deer, the sled, a bell, a present box, a star, a ball; wish you a merry Christmas, sing, dance, make a circle, paint, glue, model, stick Музыкальная, игровая, рисование, лепка, аппликация

21. Where's the toy? A table, a chair, the sofa, a bed, a window, a door, the wall, the carpet, a house, the bathroom, a room; in, on, under, near; find, give me Игровая, аппликация, реальная, язык жестов

22. Let's draw and paint! Red, yellow, pink, green, purple, orange, blue, white, black; draw, paint; a crayon, a paintbrush, a paint, a colour Рисование, лепка, аппликация, музыкальная

23. What shape is it? A square, a circle, an oval, a triangle, a rectangle, a diamond, a shape Развивающая, рисование, лепка

24. Let's model! Play-dough, model, roll, take, tap, press, knead, stick to; a sausage, a ring, a ball Лепка

25. Let's glue! A sticker, a glue-stick, paper, a piece; take, put, glue, press, stick Аппликация

26. Touch it! Smooth, rough, wet, dry, sharp, bumpy, fluffy, slippery, thorny Развивающая, реальная

С данными ситуациями учитель работает в течение всего года обучения, комбинируя их друг с другом и повторяя уже изученные, в зависимости от того, как дети усваивают материал. Подчеркнем, что все инструкции и просьбы, поощрения и порицания даются и делаются на английском языке.

Таким образом, в результате опытно-поисковой работы с детьми двух-трех лет, осуществляемой в НОУДО «Умни-

ца» и МДОУ № 402 г. Челябинска с 2001 по 2007 годы, мы пришли к выводу, что предметно-практическая деятельность создает активную искусственную развивающую языковую среду и эффективно активизирует детей, непроизвольно вовлекая их в выполнение различных заданий, а также делает процесс обучения максимально сближенным с реально происходящими в жизни детей событиями.

Библиографический список

1. Выготский, Л.С. Мышление и речь. Проблемы психологического развития ребенка [Текст]: Психолог. очерк/ под редакцией А.Н. Леонтьева, А.Р. Лу-рия. - М.: Лабиринт, 1999. - 352 с.

2. Выготский, Л.С. Собрание сочинений: Проблемы развития психики [Электронный ресурс] / Л.С. Выготский; под ред. А.М. Матюшкина. - М.: Педагогика, 1983. - 368 с. - Режим доступа: http://www.pedlib.ru/Books/1/0175/1_017 5-392.shtml.

3. Российская Федерация. Законы. Об образовании [Текст]: федер. закон. -[15-е изд.]. - М.: Ось-89, 2008 г. - 112 с.

4. Леонтьев, А.А. Основы психолингвистики / А.А. Леонтьев. - М., 1999.

5. Российское образование - 2020: Модель образования для экономики, основанной на знаниях [Текст]: к IX Меж-дунар. науч. конф. «Модернизация экономики и глобализация», Москва, 1-3 апреля 2008 г. / под ред. Я. Кузьминова, И. Фрумина; Гос. ун-т - Высшая школа экономики. - М.:, 2008. - 39 с.

6. Трубайчук, Л.В. Теоретические основы развития и становления личности младшего школьника в образова-

УДК 373.01:378 ББК 74.214.21:74.480

тельном процессе [Текст]: дисс. на соискание ученой степени д-ра пед. наук (13.00.01 - общая педагогика) / Трубай-чук Л.В. - Челябинск, 2000 г. - 337 с.

7. Российская федерация. Законы. Федеральная программа развития образования от 10.04.2000. - Раздел II. Цели, задачи и сроки реализации программы [Текст]: федер. закон.

8. Якобсон, С.Г. Дошкольник. Психология и педагогика возраста: методическое пособие для воспитателя детского сада [Текст] / С.Г. Якобсон, Е.В. Соловьева. - М.: Дрофа, 2006. - 176 с.

9. Montessori, Maria. The Montessori Method (1912) translated by Anne Everett George [Электронный ресурс] / M. Montessori. - New York: Frederick A. Stokes Company, 1912. - pp. 310-325. [Page 310] CHAPTER XVIII. LANGUAGE IN CHILDHOOD). Режим доступа: http:// digital.library.upenn.edu/women/montes-sori/method/method.html.

10. The Joyful Child. Michael Olafs Essential Montessori for Birth to Three [Электронный ресурс], cc. 1 - 6. Режим доступа: http://www.michaelolaf. com/ JCcontents.html.

А.А. Шамшурина

ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ВАЖНЫЕ КАЧЕСТВА ЛИЧНОСТИ БУДУЩЕГО УЧИТЕЛЯ КАК КОМПОНЕНТ ЕГО ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАЦИОННОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ

В данной статье рассматриваются профессионально-важные качества личности учителя, выделяется и раскрывается комплекс качеств личности будущего педагога, которые играют наиболее важную роль в процессе формирования его информационно-коммуникационной компетентности, а также раскрываются методические приёмы развития этих качеств.

Ключевые слова: профессионализм, профессиограмма, качества личности, профессионально-важные качества.

Повышение требований к базовому образованию подрастающего поколения выводит на первый план проблему совершенствования подготовки будущих

учителей, формирования у них способности обеспечить необходимый уровень качества образования школьников. Происходящие в обществе перемены мо-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.