ЮРИСПРУДЕНЦИЯ
УДК 356.351
Артюшина Ольга Николаевна
Костромской государственный университет им. Н.А. Некрасова
ПРЕДМЕТ ПРОКУРОРСКОГО НАДЗОРА ЗА ИСПОЛНЕНИЕМ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА О МЕСТНОМ САМОУПРАВЛЕНИИ
На основе изучения и анализа теоретической базы и практики прокурорского надзора за исполнением законодательства о местном самоуправлении в статье рассматриваются необходимая его составляющая — предмет надзора.
Ключевые слова: прокурорский надзор, предмет надзора, законодательство о местном самоуправлении.
Предмет надзора выступает составным и необходимым элементом прокурорского надзора за исполнением законодательства о местном самоуправлении.
A.Х. Казарина, обобщая высказанные в литературе суждения, полагает, что предметом прокурорского надзора является законность действий и правовых актов управомоченных органов и лиц [5].
Авторский коллектив учебника «Прокурорский надзор» под редакцией А.Н. Савенкова предмет прокурорского надзора определяет как «общественные отношения, возникающие между органами прокуратуры, осуществляющими прокурорский надзор, с одной стороны, и субъектами общественных отношений, вовлечёнными в эту деятельность, с другой» [8, с. 13]. При этом авторы отмечают, что, по сути, предметом прокурорского надзора являются правоотношения в сфере соблюдения и исполнения требований законов.
B.Ф. Крюков толкует предмет надзора как «юридически значимые действия или бездействие лиц, определённых федеральными законами в качестве поднадзорных субъектов, а также лиц, вступающих в отношения с прокурорами при осуществлении последними надзорных функций» [6, с. 31].
Авторы учебника «Прокурорский надзор» под редакцией Ю.Е. Винокурова под предметом надзора понимают сферу общественных отношений, на регулирование которой направлена деятельность прокурора [7, с. 15].
В.В. Гаврилов отмечает, что в качестве предмета должно быть определено исполнение законов, так как деятельность прокуратуры направлена именно на исполнение законов [4].
Наиболее полной и правильной представляется позиция М.С. Шалумова, который отмечает, что предметом надзора на каждом направлении является исполнение определённой группы законов, регулирующих относительно обособленные сферы общественных отношений, соответствующими группами органов [9].
В общем виде предмет надзора за исполнением законов определён в статье 21 Закона о прокуратуре [1] как соблюдение Конституции Российской
Федерации и исполнение законов, действующих на территории Российской Федерации, федеральными министерствами, государственными комитетами, службами и иными федеральными органами исполнительной власти, представительными (законодательными) и исполнительными органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, органами военного управления, органами контроля, их должностными лицами, субъектами осуществления общественного контроля за обеспечением прав человека в местах принудительного содержания и содействия лицам, находящимся в местах принудительного содержания, а также органами управления и руководителями коммерческих и некоммерческих организаций; соответствие законам правовых актов, издаваемых указанными органами.
Закон «О прокуратуре» в статьях 1, 21, 26 закрепляет положения о том, что органы прокуратуры осуществляют надзор за соблюдением Конституции Российской Федерации и исполнением законов органами местного самоуправления и их должностными лицами; за соответствием законам издаваемых ими правовых актов; за соблюдением прав и свобод человека и гражданина органами и должностными лицами местного самоуправления.
В соответствии с ч. 1 ст. 77 Федерального закона № 131 [2], органы прокуратуры Российской Федерации осуществляют надзор за исполнением органами местного самоуправления и должностными лицами местного самоуправления Конституции Российской Федерации, федеральных конституционных законов, федеральных законов, конституций (уставов), законов субъектов Российской Федерации, уставов муниципальных образований, муниципальных правовых актов.
Из отмеченных положений следует, что компетенция прокуратуры в сфере надзора за законностью в системе местного самоуправления существенно шире, чем это закреплено в Федеральном законе № 131.
Соответственно, предметом прокурорского надзора в системе местного самоуправления является исполнение законов органами местного самоуправ-
© Артюшина О.Н., 2013
Вестник КГУ им. Н.А. Некрасова ♦ № 2, 2013
123
ления и их должностными лицами; соответствие законам их правовых актов; соблюдение прав и свобод человека и гражданина органами местного самоуправления и их должностными лицами.
Также представляется необоснованным включение Федеральным законом № 131 в предмет надзора исполнение уставов и муниципальных правовых актов, так как думается, что данные акты должны проверяться именно на соответствие законам, то есть должна проверятся их законность. При этом указанное положение прямо противоречит ст. 1 Закона «О Прокуратуре»: на прокуратуру возложен надзор за исполнением законов, а устав муниципального образования и иные муниципальные правовые акты к ним не относятся. В объект прокурорского надзора может входить лишь соответствие данных актов Конституции России, федеральным законам или законам субъектов Федерации, но не их соблюдение. Помимо этого, сохранение требования о надзоре за исполнением устава муниципального образования и муниципальных правовых актов нарушает закреплённый Конституцией РФ принцип самостоятельности местного самоуправления. Отметим также, что в ранее действовавшем Федеральном законе 1995 года [3], в статье 51 содержалось подобное положение, однако в предмет надзора был включён лишь устав муниципального образования, а не все муниципальные правовые акты, что тоже противоречило законодательству о прокуратуре.
Кроме того, статья 77 Федерального закона № 131 закрепляет, что «.. .и другие уполномоченные федеральным законом органы осуществляют надзор.», что также представляется неверным по причине того, что надзорные функции свойственны лишь органам прокуратуры.
В связи с вышеизложенным, предлагается следующая редакция ч. 1 ст. 77 Федерального закона № 131: «Прокуратура Российской Федерации осуществляет надзор за соблюдением Конституции Российской Федерации и исполнением федераль-
ных законов, законов субъектов Российской Федерации органами местного самоуправления и должностными лицами местного самоуправления, за соответствием законам издаваемых ими правовых актов, за соблюдением прав и свобод человека и гражданина».
Библиографический список
1. Федеральный закон от 17 января 1992 года № 2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации» // Российская газета. - 1992. - 18 февраля. - № 39.
2. Федеральный закон от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» // Российская газета. - 2003. - 8 октября. - № 202.
3. Федеральный закон от 28 августа 1995 года № 154-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» // Российская газета. - 1995. - 1 сентября. - № 170 (утратил силу).
4. Беляев В.П. Сущность надзора и некоторые пути его оптимизации // Российский следователь. -2005. - № 12. (СПС «КонсультантПлюс»).
5. Казарина А.Х. Теоретические и прикладные проблемы прокурорского надзора за исполнением законов экономической направленности: Дис. ... д-ра юрид. наук. - М., 2009.
6. Крюков В.Ф. Прокурорский надзор: учебное пособие. - 2-е изд., пересмотр. и доп. - М.: Норма, 2008. - 816 с.
7. Прокурорский надзор: учебник / Ю.Е. Винокуров и др.; под общ. ред. Ю.Е. Винокурова. - 9-е изд., перераб. и доп. - М.: Юрайт, 2010. - 490 с.
8. Прокурорский надзор в Российской Федерации: Учебник / под общ. ред. А.Н. Савенкова. -М., 2006. - 400 с.
9. Шалумов М.С. Проблемы функционирования Российской прокуратуры в условиях формирования демократического правового государства: Дис. . д-ра юрид. наук. - Екатеринбург, 2002.
124
Вестник КГУ им. Н.А. Некрасова ♦ № 2, 2013