СУДЕБНАЯ ВЛАСТЬ, ПРОКУРОРСКИЙ НАДЗОР, ОРГАНИЗАЦИЯ ПРАВООХРАНИТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Задачи и предмет прокурорского надзора за исполнением законов органами местного самоуправления Ханюкова О. Ю.
Ханюкова Ольга Юрьевна /Khanyukova Olga Yuryevna - магистрант, юридический факультет, Крымский юридический институт (филиал) Академия Генеральной прокуратуры Российской Федерации, г. Симферополь
Аннотация: в статье рассматриваются задачи, цели и предмет прокурорского надзора за исполнением законодательства органами местного самоуправления (муниципалитетами).
Abstract: the article considers the goals, objectives and the subject of prosecutor's supervision over the implementation of the legislation by local authorities (municipalities).
Ключевые слова: прокурорский надзор, местное самоуправление, полномочия, цели, задачи.
Keywords: public prosecutor's supervision, local government, powers, purposes, tasks.
Обеспечение законности в деятельности органов местного самоуправления - одно из важнейших направлений прокурорского надзора.
Прокурорский надзор за законностью правовых актов местного самоуправления способствует устранению нарушений законности, допущенных органами и должностными лицами местного самоуправления, а также предотвращению неблагоприятных последствий применения противоречащих законодательству муниципальных правовых актов.
В современных условиях прокурорский надзор за исполнением законов органами местного самоуправления рассматривается самостоятельным и одним из наиболее важных направлений деятельности органов и учреждений прокуратуры, который имеет свои цели, задачи, предмет с учетом определенной специфики.
В силу пункта 2 ст. 1 Закона о прокуратуре к целям деятельности органов прокуратуры отнесены: обеспечение верховенства закона, единства и укрепления законности; защита прав и свобод человека и гражданина, охраняемых законом интересов общества и государства. Рассматриваемые цели также преследуются и при осуществлении прокурорского надзора за исполнением законов органами местного самоуправления.
Цели прокурорского надзора достигаются посредством реализации поставленных перед прокуратурой РФ задач. Основными задачами прокурорского надзора за исполнением законов органами местного самоуправления являются:
- обеспечение законности нормативных правовых актов, принимаемых органами местного самоуправления, оперативно реагируя на изменения федерального законодательства;
- усиление надзора за соблюдением прав инвалидов, детей-сирот, пенсионеров, ветеранов, а также социальных прав иных граждан, нуждающихся в государственной защите;
- установление действенного надзора за законностью расходования и целевым использованием бюджетных средств, распоряжением муниципальным имуществом, размещением заказов в интересах муниципальных образований; по результатам
47
проверок принимать исчерпывающий комплекс мер прокурорского реагирования, включая направление материалов проверки в следственные органы для принятия решения об уголовном преследовании виновных лиц;
- обеспечение системного надзора за исполнением законодательства в сфере жилищно-коммунального хозяйства, жёстко пресекать нарушения законодательства в области нормативного и тарифного регулирования жилищно-коммунальных услуг, подготовки и прохождения отопительного сезона, факты необоснованного использования организациями коммунального комплекса платежей граждан в собственных целях, предоставления услуг ненадлежащего качества либо прекращения поставок воды, тепла и иных ресурсов;
- обеспечение режима законности использования муниципального имущества, в том числе при принятии нормативных правовых актов, распоряжении муниципальной собственностью, землёй;
- продолжение прокурорского надзора за соблюдением муниципальными органами прав индивидуальных предпринимателей и хозяйствующих субъектов; оперативное опротестовывание незаконных нормативных правовых актов, создающие административные барьеры и препятствующие развитию бизнеса, в том числе в области землепользования и градостроительства;
- активизирование практики прокурорского надзора за соблюдением муниципальными органами требований законодательства, регулирующего охрану окружающей природной среды, а также правовой режим особо охраняемых территорий;
- принятие исчерпывающего комплекса мер прокурорского реагирования по каждому факту неправомерного вмешательства органов контроля в деятельность муниципальных органов, предъявления заведомо невыполнимых требований, необоснованного привлечения к ответственности должностных лиц и органов местного самоуправления в качестве юридических лиц;
- обеспечение законности, обоснованности и эффективности проводимых проверок в отношении органов местного самоуправления и принятых по их результатам решений; не допущение включения в ежегодный сводный план проведения проверок необоснованных проверок органов местного самоуправления;
- обеспечение координации деятельности контрольных органов по планированию проверочных мероприятий в органах местного самоуправления в целях исключения дублирования таких проверок» [4, с. 56-58].
Предмет надзора выступает составным и необходимым элементом прокурорского надзора за исполнением законодательства о местном самоуправлении.
Согласно ст. 21 Закона о прокуратуре исполнение законов органами местного самоуправления и их должностными лицами, а также соответствие издаваемых ими правовых актов законам является составной частью предмета прокурорского надзора.
Предмет прокурорского надзора за законностью в деятельности муниципальных органов опосредован, прежде всего, теми функциями, которые осуществляют органы местного самоуправления при реализации своих полномочий, как органов публичной власти в основных сферах жизнедеятельности субъекта муниципального образования.
Предметом прокурорского надзора в системе местного самоуправления России является: соблюдение Конституции РФ и исполнение законов органами местного самоуправления и их должностными лицами; соответствие законам их правовых актов; соблюдение прав и свобод человека и гражданина органами местного самоуправления и их должностными лицами. Вместе с тем, законодательство о местном самоуправлении должно исполняться также федеральными министерствами и ведомствами, представительными (законодательными) и исполнительными органами субъектов РФ, органами военного управления, органами контроля, их должностными лицами, а также органами управления и руководителями коммерческих и некоммерческих организаций. Следовательно, в систему организации прокурорского надзора в сфере местного самоуправления необходимо включать и
48
надзор за соблюдением законности данными органами и организациями. Кроме того, в сферу прокурорского надзора должны быть включены и территориальные органы общественного самоуправления, в том случае, когда они прошли государственную регистрацию и приобрели статус юридического лица.
Также необоснованным является включение Законом № 131 -ФЗ в предмет надзора исполнение уставов и муниципальных правовых актов, так как данные акты должны проверяться именно на соответствие законам, то есть должна проверятся их законность. При этом указанное положение прямо противоречит ст. 1 Закона о прокуратуре: на прокуратуру возложен надзор за исполнением законов, а устав муниципального образования и иные муниципальные правовые акты к ним не относятся. В объект прокурорского надзора может входить лишь соответствие данных актов Конституции России, федеральным законам или законам субъектов Федерации, но не их соблюдение. Помимо этого, сохранение требования о надзоре за исполнением устава муниципального образования и муниципальных правовых актов нарушает закреплённый Конституцией РФ принцип самостоятельности местного самоуправления [2, с. 18].
В соответствии с ч. 1 ст. 77 Закона № 131-ФЗ органы прокуратуры РФ осуществляют надзор за исполнением органами местного самоуправления и должностными лицами местного самоуправления Конституции РФ, федеральных конституционных законов, федеральных законов, конституций (уставов), законов субъектов РФ, уставов муниципальных образований, муниципальных правовых актов.
Следует отметить, что компетенция органов прокуратуры в сфере надзора за законностью в системе местного самоуправления несколько шире, чем установлено ст. 77. В соответствии со ст. 1, 21, 26 Закона о прокуратуре прокуратура осуществляет надзор: 1) за соблюдением Конституции РФ и исполнением законов органами местного самоуправления, их должностными лицами; 2) за соответствием законам издаваемых ими правовых актов; 3) за соблюдением прав и свобод человека и гражданина органами местного самоуправления и их должностными лицами.
Даже принятие Федерального закона от 21.12.2013 № 370-ФЗ «О внесении изменений в ст. 77 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», уточнившего вопросы, связанные с работой прокуроров при осуществлении ими надзора за законностью в деятельности органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления, не устранило вышеуказанные противоречия и неточности.
Что касается вопроса о надзоре за соблюдением Конституции РФ, а не ее исполнением, то, к сожалению, эта неточность продолжает иметь место и в обновленной от 21.12.2013 г. редакции ч. 1 ст. 77 Закона № 131-ФЗ.
«Учитывая то, что контроль за законностью правовых актов представительных органов местного самоуправления является одним из наиболее важных элементов в системе контроля за деятельностью органов местного самоуправления, необходимо проведение определенной работы по оптимизации законодательства о местном самоуправлении в указанной области, а также приведение его отдельных положений в соответствие с законодательством о прокуратуре» [3, с. 104].
В связи с этим следует изложить ч. 1 ст. 77 Закона № 131 -ФЗ в следующей редакции: «Прокуратура РФ осуществляет надзор за соблюдением Конституции РФ и исполнением федеральных законов, законов субъектов РФ органами местного самоуправления и должностными лицами местного самоуправления, за соответствием законам издаваемых ими правовых актов, за соблюдением прав и свобод человека и гражданина» [1, с. 124].
Литература
1. Артюшина О. Н. Предмет прокурорского надзора за исполнением законодательства о местном самоуправлении / О. Н. Артюшина // Вестник Костромского государственного университета им. Н. А. Некрасова, 2013. № 2. С. 123-124.
2. Боев А. А. Полномочия прокуратуры Российской Федерации по обеспечению надзора в сфере местного самоуправления / А. А. Боев // Пробелы в российском законодательстве, 2013. № 2. С. 18-19.
3. Евдокимов А. С. Прокурорский надзор за законностью правовых актов представительных органов местного самоуправления / А. С. Евдокимов // Вестник Поволжской академии государственной службы, 2010. № 1 (22). С. 103-107.
4. Паламарчук А. Актуальные вопросы прокурорского надзора за исполнением федерального законодательства. М.: Ген. прокуратура Рос. Федерации, 2014. 328 с.