Научная статья УДК 343.7
https://doi.org/10.24412/2073-0454-2022-6-152-156 NIION: 2003-0059-6/22-507 MOSURED: 77/27-003-2022-06-706
Предмет преступного посягательства как элемент оперативно-розыскной характеристики преступлений, совершаемых в сфере реализации национальных проектов России
Николай Александрович Кузьмин1, Александр Александрович Рассказов2
1,2 Московский университет МВД России имени В.Я. Кикотя, Москва, Россия
1 kyzminn80@mail.ru
2 aleck.rassckazov@yandex.ru
Аннотация. Рассматривается предмет преступного посягательства в качестве элемента оперативно-розыскной характеристики преступлений, совершаемых в сфере реализации национальных проектов России. Особое внимание при этом уделяется бюджетным средствам и внебюджетным источникам финансирования национальных проектов, которые выступают в качестве предмета преступного посягательства. Обосновывается позиция о том, что именно предмет преступного посягательства исследуемой категории преступлений является связующим звеном всех элементов оперативно-розыскной характеристики, благодаря которому множество составов УК РФ, по которым возбуждаются уголовные дела в данной сфере, можно объединить и рассматривать как единое целое.
Ключевые слова: национальные проекты, бюджетные преступления, экономическая безопасность, противодействие коррупции, бюджет
Для цитирования: Кузьмин Н. А., Рассказов А. А. Предмет преступного посягательства как элемент оперативно-розыскной характеристики преступлений, совершаемых в сфере реализации национальных проектов России // Вестник Московского университета МВД России. 2022. № 6. С. 152-156. https://doi.org/10.24412/2073-0454-2022-6-152-156.
Original article
The subject of criminal encroachment as an element of operational and investigative characteristics of crimes committed in the implementation
of national projects of Russia
Nikolai A. Kuzmin1, Alexander A. Rasskazov2
1,2 Moscow University of the Ministry of Internal Affairs of Russia named after VYa. Kikot', Moscow, Russia
1 kyzminn80@mail.ru
2 aleck.rassckazov@yandex.ru
Abstract. In the article, the subject of criminal encroachment as an element of the operational-investigative characteristics of crimes committed in the implementation of national projects of Russia is considered. Special attention is paid to budgetary funds and extra-budgetary sources of financing of national projects, which act as the subject of criminal encroachment. The paper substantiates the position that it is the subject of criminal encroachment of the investigated category of crimes that is the link of all the elements of the operational-investigative characteristics, thanks to which a lot of the Criminal Code of the Russian Federation, according to which criminal cases are initiated in this area, can be combined and considered as a whole.
Keywords: national projects, budget crimes, economic security, anti-corruption, budget
For citation: Kuzmin N. A., Rasskazov A. A. The subject of criminal encroachment as an element of operational and investigative characteristics of crimes committed in the implementation of national projects of Russia. Bulletin of the Moscow University of the Ministry of Internal Affairs of Russia. 2022;(6):152-156. (In Russ.). https://doi.org/10.24412/2073-0454-2022-6-152-156.
7 мая 2018 года Указом Президента № 204 «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года» глава государства учредил концептуально новые инструменты
© Кузьмин Н. А., Рассказов А. А., 2022
научно-технологического и социально-экономического развития Российской Федерации. Данные инструменты получили название «Национальные проекты (программы) Российской Федерации».
В настоящее время на территории России функционирует система из 14 проектов федерального значения в наиболее значимых областях жизни общества и государства. При этом на реализацию нацпроектов в период до 2024 года, совокупно, планируется выделить 25,7 трлн руб., ввиду чего данная сфера является объектом повышенного оперативного интереса правоохранительных органов в целом, и подразделений экономической безопасности и противодействия коррупции МВД России (далее — ЭБиПК МВД России), в частности.
Особое значение данной сферы для органов внутренних дел подтверждается и количеством совершаемых преступлений. Так, за 2021 год в сфере реализации нацпроектов было совершено 2142 преступления, совокупных материальный ущерб от которых составил свыше 1 714 457 000 рублей.
Учитывая это, вопросы выявления и раскрытия преступлений данной категории являются крайне значимыми и требуют детального изучения, описания и анализа.
Стоит отметить, что для описания какого-либо явления в науке используется термин «характеристика», под которым, согласно толковому словарю С. И. Ожегова и Н. Ю. Шведовой, понимается «описание характерных отличительных качеств, черт чего-либо» [1]. В науке оперативно-розыскной деятельности эту роль играет оперативно-розыскная характеристика (далее — ОРХ).
ОРХ представляет собой совокупность информационных элементов, систематизированных и тесно связанных между собой, формируемая за счет сведений из различных источников, включенных, прежде всего, в криминалистическую, криминологическую, экономическую и другие характеристики преступлений [2].
Проведенное нами исследование показало, что ОРХ преступлений, совершаемых в сфере реализации национальных проектов России в наибольшей степени, раскрывают следующие элементы:
• динамика и структура преступлений в сфере реализации национальных проектов России;
• типология преступлений;
• способ совершения преступлений в сфере реализации национальных проектов;
• типичный образ личности преступника (в том числе нравственно-психологические и специальные особенности личности) совершившего преступление в сфере реализации национальных проектов;
• механизм следообразования хищений средств бюджета, выделенных на реализацию нацпроек-тов;
• предмет преступного посягательства;
• обстановка совершения преступления.
При этом особое место среди указанных элементов занимает предмет преступного посягательства.
Доктрина уголовного права, на сегодняшний день, устанавливает в качестве предмета преступления любые предметы, имеющие признаки объекта материального мира.
Дополнительно ряд ученых считает, что предмет является факультативным признаком объекта преступле-
ния и неразрывно связан с ним [3, а 674].
В соответствии с Постановлением Пленума Верховного Суда РФ от 27 декабря 2002 г. № 29 «О судебной практике по делам о краже, грабеже и разбое», предмет хищения должен соответствовать трем критериям, а именно:
• экономическому, т. е. должен обладать стоимостью;
• вещному, т. е. должен быть выражен в качестве объекта материального мира и иметь овеществленную форму, воспринимаемую органами чувств человека;
• юридическому, т. е. предмет должен находиться в свободном гражданском обороте и являться для лица, совершившего хищения, чужим, т. е. должно отсутствовать право собственности на него [4].
Так, в качестве предмета преступления понимается конкретная вещь, документ или материальная ценность, которая служит поводом или основанием для существования определенных общественных отношений. В свою очередь ее хищение, уничтожение или изменение влечет возникновение отношений в области уголовного законодательства.
Применяя данное определение к предмету преступлений в сфере нацпроектов необходимо сказать, что составы УК РФ, по которым лица привлекаются к ответственности за совершение противоправных деяний, отличаются друг от друга, так как направлены на защиту, зачастую, абсолютно различных отраслей общественных отношений.
Однако, несмотря на это, именно предмет преступления связывает составы УК РФ, по которым лица привлекаются к ответственности за совершение преступлений исследуемой категории. Во всех преступлениях, совершаемых в сфере реализации национальных проектов, системообразующим звеном является именно этот элемент ОРХ, благодаря которому мы рассматриваем всю совокупность совершаемых преступлений в одной единой плоскости.
Проведенное исследование показало, что субъективная сторона преступлений, совершаемых в сфере реализации нацпроектов, основывается на получении злоумышленником выгоды в результате неправомерного освоения средств, выделенных на реализацию проектов и программ.
При этом стоит разграничить понятие «выгода» от понятия «прибыль». Под прибылью в экономической литературе принято понимать разницу между полученным доходом и понесенными издержками, в то время «выгода» является более широким понятием, и его природа выходит из экономической плоскости и может затрагивать моральные, культурные, политические аспекты.
Именно этим разграничением объясняется наличие в структуре преступлений в сфере реализации нацпроек-тов коррупционных деяний.
Это следует и из положений Пленума Верховного Суда РФ от 9 июля 2013 г. № 24 «О судебной практике по делам о взяточничестве и об иных коррупционных преступлениях» [5]. В документе сказано, что предметом, наряду с деньгами, ценными бумагами, иным имуществом, могут быть незаконное оказание услуг имущественного
характера и предоставление имущественных прав.
Не смотря на столь широкую вариативность предмета преступления, анализ уголовных дел и ДОУ показал, что в большинстве случаев предметом преступления выступают именно денежные средства (наличные и безналичные). При этом данная особенность характерна для всех национальных проектов.
В свою очередь, рассматривая денежные средства в качестве предмета преступного деяния, необходимо разграничить составы преступлений, предусмотренные УК РФ, связанные с хищениями средств бюджета (Х) и коррупционными преступлениями (К).
Решение о разделении связано с тем, что при совершении преступлений первой группы (Х) предметом преступления выступают непосредственно средства, выделенные из бюджетов и внебюджетных фондов на цели нацпроектов (средства, принадлежащие и подконтрольные государству). То есть деньги, которые планируется затратить в результате проведения торгов, выдачи субсидий или при предоставлении льготного кредита. Предметом преступлений группы (К) являются денежные средства (наличные/безналичные), полученные взяткополучателями за совершение или несовершение каких-либо действий, направленных на нарушение или обход законного порядка распределения и перераспределения денежных средств, выделенных на реализацию нацпро-ектов. В обоих случаях на первый план выходит понятие «бюджетные средства», что обязывает нас детально его раскрыть.
Так, по мнению ряда членов научного сообщества, бюджетные средства представляют собой средства, аккумулируемые федеральным бюджетом, бюджетами субъектов РФ или местными бюджетами, направляемые на финансирование социальных, экономических или политических институтов. [6, с. 24].
Таким образом, формируются две отличительные черты, а именно: четко определенная цель использования денежных средств и строгая принадлежность.
Т. Е. Лешина считает, что особенностью бюджетного финансирования является то, что оно, за исключением бюджетного кредита, не подразумевает возврата денежных средств [7, с. 32].
Развивая данную мысль можно с уверенностью сказать, что по всем национальным проектам, за исключением проекта «Малое и среднее предпринимательство и поддержка индивидуальной предпринимательской инициативы», возврат средств в бюджеты и фонды не предусматривается, к тому же подразумевается их полное освоение.
Другие авторы под предметом бюджетных преступлений понимают всю бюджетную систему страны, как совокупность экономических и юридических институтов, т.е. рассматривают данную категорию как единое экономико-юридическое понятие [8, с. 21].
Развивая данную мысль, Д. Л. Комягин под бюджетными средствами предлагает понимать дополнительно к доходной и расходной части бюджета и полномочия, возложенные с целью реализации бюджетных обязательств [9, с. 22]. В данном случае в характеристику
бюджетных средств входит признак четкой фиксации ответственных за формирование и использование финансов лиц. При этом данная фиксация задекларирована юридически.
Таким образом, предметом преступлений, совершаемых в сфере реализации нацпроектов, выступают наличные и безналичные денежные средства, обладающие рядом отличительных черт, а именно имеют:
• наличную или безналичную форму;
• строго обозначенную и зафиксированную цель, а именно решение глобальных проблем, стоящих перед государством, затрагивающих интересы всего населения страны;
• узкую принадлежность, то есть относятся к бюджетам различного уровня (федерального, регионального, муниципального), государственным внебюджетным фондам или формируются внебюджетными источниками (коммерческими структурами);
• строгую отчетность и фиксацию лиц, ответственных за их пользование.
При этом необходимо сказать и о том, что не только средства бюджета выступают в качестве предмета преступлений в сфере нацпроектов.
Указом Президента РФ от 08 мая 2018 года № 204 «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года» (далее — Указ Президента РФ № 204) предусмотрено значительное внебюджетное финансирование (в сумме более 7,52 трлн руб.) [10], причем 86 % всего объема финансирования приходится только на два проекта: «Экология» (3,21 трлн руб.) и «Комплексный план модернизации и расширения магистральной инфраструктуры на период до 2024 года» (3,26 трлн руб.).
При этом доля внебюджетных средств финансирования крайне дифференцируется от одного проекта к другому: от 0 % в проектах «Демография», «Культура» и «Международная кооперация и экспорт» до 51,36 % в проекте «Комплексный план модернизации и расширения магистральной инфраструктуры на период до 2024 года» и 79,34 % в проекте «Экология».
С одной стороны, это может говорить о том, что государство по ряду программ разработало эффективные способы привлечения частного капитала, с другой стороны может свидетельствовать о том, что в настоящее время по отдельным нацпроектам отсутствует системных подход к организации финансирования, а том числе из-за недостатка ресурсов.
В любом случае, наличие данных средств в системе источников финансирования реализации нацпроектов обязывает нас рассмотреть и их. Особенно это актуально ввиду того, что в 2021 году в рамках нацпроекта «Экология» было совершено 76 преступлений, с совокупным ущербом в 614066000 рублей, а в рамках нацпроекта «Комплексный план модернизации и расширения магистральной инфраструктуры на период до 2024 года» 31 преступление, ущерб от которых превысил 112148000 рублей.
Так, прилагательное «внебюджетный» означает не связанность с государственным бюджетом, получение
средств не из бюджета или предназначенность для расходов помимо бюджетных ассигнований [11, с. 41].
Таким образом, в наиболее общем содержании, внебюджетное финансирование проектов не связано с государственным бюджетом и осуществляется за счет иных источников финансирования, в том числе государственных и негосударственных.
Ярким примером использования данного инструмента финансирования является строительство обхода г. Тольятти с мостовым переходом через р. Волгу в составе международного транспортного маршрута «Европа - Западный Китай» (код объекта капитального строительства — 236000000000190014) [12]. На строительство данного объекта капитального строительства до 2024 года планируется выделить 121,18 млрд рублей. На весь Федеральный проект будет выделено 709,6 млрд рублей, при этом 250 млрд руб. из них планируется привлечь в качестве частных инвестиций [13].
Заинтересованность частного капитала в участии в государственных проектах заключается в том, что частный партнер (инвестор) за свой счет создает или реконструирует объект и передает права собственности на него государству, а взамен получает компенсацию расходов и установленную в соглашении прибыль. Прибыль формируется за счет средств, уплаченных за проезд по автодороге.
Помимо прибыли партнёр приглашается на «всё готовое», то есть инвесторы привлекаются фактически на подготовленные площадки. Если в начале 2000-х годов бизнес был вынужден сам формировать проекты и потом ждать помощи от бюджета, то теперь ситуация принципиально изменилась. Государство за свой счет проводит подготовку территорий, обеспечивает прохождение экспертизы и только затем приглашает в проект инвесторов.
Таким образом, предметом преступных посягательств, совершаемых в сфере реализации национальных проектов России (2019-2024) преступлений являются денежные средства в наличной или безналичной форме, выделенные из бюджета РФ или ее субъектов, или принадлежащие частному капиталу. Дополнительно предметом преступлений в исследуемой сфере являются денежные средства, получаемые субъектами коррупционных преступлений в качестве откатов, платы за совершение или не совершение каких-либо действий, направленных на нарушение установленного порядка реализации нацпроектов, покровительство лиц, совершивших или совершающих хищения средств, выделяемых на цели нацпроектов.
Эффективность выявления и раскрытия данной категории преступлений во многом зависит от понимания оперативным сотрудником всей совокупности бюджетных процедур и экономических операций, совершаемых при реализации данного вида инструментов социально-экономического развития России, а формирование полного и исчерпывающего представления без понимания предмета преступного деяния невозможно. Это и определяет важную роль данного элемента в ОРХ преступлений, совершаемых в сфере реализации нац-проектов.
Список источников
1. Ожегов С. И., Шведова Н. Ю. Толковый словарь русского языка : 80 000 слов и фразеологических выражений. М., 1997. [Электронный ресурс]. URL: https:// slovarozhegova.ru.
2. Ларичев В. Д. Содержание оперативно-розыскной характеристики преступлений в сфере экономики / В. Д. Ларичев // Общество и право. 2013. № 2(44). С. 179-187.
3. Степанова К. В. Предмет преступления в уголовном праве / К. В. Степанова // Научное обеспечение агропромышленного комплекса : сборник статей по материалам 72-й научно-практической конференции преподавателей по итогам НИР за 2016 г., Краснодар, 29 марта 2017 года. Краснодар : Кубанский государственный аграрный университет имени И.Т. Трубилина, 2017. С. 674-675.
4. О судебной практике по делам о краже, грабеже и разбое [Электронный ресурс] : постановление Пленума Верховного Суда РФ от 27 декабря 2002 г. № 29 (ред. от 29.06.2021). Доступ из справ.-правовой системы «Кон-сультантПлюс» (дата обращения: 11.03.2022).
5. О судебной практике по делам о взяточничестве и об иных коррупционных преступлениях [Электронный ресурс] : постановление Пленума Верховного Суда РФ от 9 июля 2013 г. № 24 (ред. от 24.12.2019). Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс» (дата обращения: 11.03.2022).
6. Комментарий к Уголовному кодексу Российской Федерации (постатейный) / под ред. д-ра юрид. наук, проф. А. И. Чучаева. М. : КОНТРАКТ, 2013. 672 с.
7. Марочкин Н. А., Лёшина Т. Е. Отдельные элементы криминалистической характеристики нецелевого расходования бюджетных средств // Проблемы экономики и юридической практики. 2006. № 1-2. С. 30-36.
8. Бражин Ю. Ю. Особенности определения предмета служебно-экономических преступлений в сфере реализации национального проекта «здравоохранение» / Ю. Ю. Бражин // Сибирский юридический форум: современные проблемы науки и практики в уголовном праве и криминологии: Материалы Всероссийской научно-практической конференции, Барнаул, 14-15 октября 2021 года / Под редакцией Ю. В. Анохина. Барнаул : Федеральное государственное казенное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Барнаульский юридический институт Министерства внутренних дел Российской Федерации», 2021. С. 20-23.
9. Комягин Д. Л. Основания для применения мер принуждения за нарушения бюджетного законодательства и правонарушения в бюджетной сфере // Финансовое право. 2007. № 2. C. 12-22.
10. Сайт Правительства РФ. Национальные проекты : целевые показатели и основные результаты. URL: http:// static.government.ru/media/files/p7nn2CS0pVhvQ98OOwAt 2dzCIAietQih.pdf (дата обращения: 23.04.2022).
11. Академический толковый словарь русского языка. Т. 2 : ВИНА-ГЯУР / отв. ред. Л. П. Крысин. Москва : Издательский дом ЯСК, 2016. 680 с. ISBN 978-5-9909114-0-6.
12. Сайт: Электронный бюджет. [Электронный ресурс]. URL: http://budget.gov.ru (дата обращения: 23.04.2022).
13. РБК. Как бизнес привлекают к инфраструктурным нацпроектам. [Электронный ресурс]. URL: https://trends. rbc.ru/trends/innovation/cmrm/5f647fbd9a79477071617f6c/ (дата обращения: 23.04.2022).
References
1. Ozhegov S. I., Shvedova N. Yu. Explanatory dictionary of the Russian language : 80,000 words and phraseological expressions. M., 1997. [electronic resource]. URL: https:// slovarozhegova.ru.
2. Larichev V. D. The content of operational-investigative characteristics of crimes in the sphere of economy / V. D. Larichev // Society and law. 2013. № 2(44). P. 179-187.
3. Stepanova K. V. The subject of crime in criminal law / K. V. Stepanova // Scientific support of the agro-industrial complex: a collection of articles based on the materials of the 72nd scientific-practical conference of teachers on the results of research for 2016, Krasnodar, March 29, 2017. Krasnodar : Kuban State Agrarian University named after I.T. Trubilin, 2017. P. 674-675.
4. On judicial practice in cases of theft, robbery and robbery [Electronic resource] : Resolution of the Plenum of the Supreme Court of the Russian Federation № 29 of December 27, 2002. (ed. from 29.06.2021). Access from «ConsultantPlus» (accessed: 11.03.2022).
5. On judicial practice in cases of bribery and other corruption crimes [Electronic resource]: Resolution of the Plenum of the Supreme Court of the Russian Federation dated July 9, 2013 № 24. (ed. dated 24.12.2019). Access from «ConsultantPlus» (accessed: 11.03.2022).
6. Commentary to the Criminal Code of the Russian Federation (article by article) / edited by Dr. Yurid. Sciences,
prof. A. I. Chuchaeva. M. : CONTRACT, 2013. 672 p.
7. Marochkin N. A., Leshina T. E. Separate elements of criminalistic characteristics of inappropriate spending of budgetary funds // Problems of economics and legal practice. 2006. № 1-2. pp. 30-36.
8. Brazhin Yu. Yu. Features of determining the subject of official and economic crimes in the implementation of the national project «healthcare» / Yu. Yu. Brazhin // Siberian Legal Forum: modern problems of science and practice in criminal law and criminology: Materials of the All-Russian Scientific and Practical Conference, Barnaul, October 14-15, 2021 / Edited by Yu. V. Anokhin. Barnaul : Federal State Educational Institution of Higher Professional Education «Barnaul Law Institute of the Ministry of Internal Affairs of the Russian Federation», 2021. P. 20-23.
9. Komyagin D. L. Grounds for the use of coercive measures for violations of budget legislation and offenses in the budgetary sphere // Financial law. 2007. № 2. P. 12-22.
10. Website of the Government of the Russian Federation. National projects: targets and key results. URL: http://static. government.ru/media/files/p7nn2CS0pVhvQ9800wAt2dzC IAietQih.pdf (accessed: 23.04.2022).
11. Academic Explanatory Dictionary of the Russian language. Vol. 2 : WINE-GIAUR / ed. L.P. Krysin. Moscow : Publishing House YASK, 2016. 680 p. ISBN 9785-9909114-0-6.
12. Website : Electronic budget. [electronic resource]. URL: http://budget.gov.ru (accessed 23.04.2022).
13. RBC. How businesses are attracted to infrastructure national projects. [electronic resource]. URL: https://trends. rbc.ru/trends/innovation/cmrm/5f647fbd9a79477071617f6c/ (accessed: 23.04.2022).
Информация об авторах
Н. А. Кузьмин — начальник кафедры оперативно-разыскной деятельности и специальной техники Московского университета МВД России имени В.Я. Кикотя, доктор юридических наук, доцент;
А. А. Рассказов — адъюнкт Московского университета МВД России имени В.Я. Кикотя.
Information about the authors
N. A. Kuzmin — Head of the Department of Operational Detective Activities and Special Equipment of the Moscow University of the Ministry of Internal Affairs of Russia named after VYa. Kikot', Doctor of Legal Sciences, Associate Professor;
A. A. Rasskazov — Post-graduate Student of the Moscow University of the Ministry of Internal Affairs of Russia named after VYa. Kikot'.
Вклад авторов: все авторы сделали эквивалентный вклад в подготовку публикации. Авторы заявляют об отсутствии конфликта интересов.
Contribution of the authors: the authors contributed equally to this article. The authors declare no conflicts of interests.
Статья поступила в редакцию 29.04.2022; одобрена после рецензирования 06.06.2022; принята к публикации 29.07.2022.
The article was submitted 29.04.2022; approved after reviewing 06.06.2022; accepted for publication 29.07.2022.