Abstract: this article discusses the main features of the concepts of "innovation" and "marketing innovation", analyzed the results of the study of the Prefecture of Zelenograd JSC Moscow on the introduction of marketing innovations in the functioning of the organization, as well as the problems of innovation in both the Russian Federation and in the field of small business.
Keywords: marketing, innovations, small business, development, marketing innovation, modern economy.
ПРЕДМЕТ-ОБЪЕКТНАЯ СТОРОНА ПОНЯТИЙ «РЫНКА» И «КОНКУРЕНЦИИ» В ИССЛЕДОВАНИИ «ОБМЕНА» Кравцевич Сергей Витальевич, к.э.н., Байкальский государственный университет (e-mail: [email protected])
В данной статье рассматривается первичность происхождения понятийно категориальной структуры «обмена». Раскрывается роль понятийной природы конкуренции в практики анализа конкурентных процессов и конкурентной среды.
Ключевые слова: конкуренция, природа конкуренции, конкурентные процессы, конкурентное поведение, конкурентная среда.
Конкуренция как социально-экономическое явление и как социально-экономические процессы, сопровождает человечество на протяжении всего его развития и более того, является неотъемлемой составляющей любого общества. Непрерывный научный интерес исследователей к конкуренции, а также множественные попытки объяснения и определения понятия конкуренции определяют ее категоричность в системе понятий экономической науки. Категоричность «конкуренции» дает философско-методологическую основу применения этого понятия в определениях, как внутреннего содержания, так и внешнего содержания. То есть «конкуренция» выступая элементом понятийно-категориальной структурой экономической науки может, как определять другие понятия, так и иметь свое определение в рамках понятийно-категориальной структуру той же экономической науки.
Переходя от философской основы категоричности конкуренции к ее экономической основе, можно утверждать, что ключевым в раскрытии сущности данной категории и раскрытии содержания данного понятия, является понятийная природа происхождения конкуренции. Под последней следует понимать то, что же для исследователей является данностью окружающего мира, а что является продуктом сознательной, осмысленной деятельности человека. В первом случаи, говорится о первичности происхождения, во втором случаи, о вторичности происхождения.
Первичность и вторичность взглядов в процессе научного исследования лежит в основе предметно-объектных связей изучаемых явлений и процес-
сов. Как правило, объект исследования имеет первичную понятийную природу происхождения и воспринимается как данность окружающей действительности, т.е. объект исследования — «то, на что направлено внимание исследователя». Предмет исследования имеет вторичную понятийную природу происхождения и воспринимается как продукт научной деятельности человека, т.е. предмет исследования — «то, с чем работает исследователь» [7, с 66].
Динамический и статический подходы экономической теории и экономические учения различных направлений не дают однозначности в представлении предметно-объектных отношений и связей понятий «рынка» и «конкуренции». Так классическая экономическая школа рассматривает конкуренцию как данность самой меновой экономики — объект исследования, а рыночные процессы раскрывает через отношения понятий «спроса» и «предложения» — предмет исследования, которые являются продуктом осмысления обобщения исследователей. Неоклассическое направление экономической мысли, напротив рассматривает процессы конкуренции в качестве предмета исследования, при этом раскрывает их сущность через понятие «конкурентного преимущества», а объектом исследования — рыночный механизм, представляющийся функциональными связями «закона спроса предложения».
Рисунок 1 - Теоретико-методологический подход экономической теории к анализу конкуренции
Таким образом, история экономической мысли, на примере двух противоречивых по отношению друг к другу учений, актуализирует значимость первичности и вторичности понятийной природы происхождения экономических категорий, как основного методологического инструмента.
При формировании и развитии теоретических знаний о конкуренции рассмотрение ее «понятийной природы происхождения» лежит в основе определяющих суждений. Первым определяющим положением, основанным на рассмотрении первичности и вторичности понятийной природы происхождения, является дуализм в представлениях о конкуренции. С одной стороны под конкуренцией, как первичной субстанции, понимают
среду протекания рыночных процессов, с другой стороны, как вторичной субстанции — процесс или поведение хозяйствующих субъектов (рис. 1).
Таблица 1 - Теоретико-методологический анализ типологии _«конкуренции»_
Теоретико-методологический признак Свободная конкуренция Совершенная конку -ренция Регулируемая конкуренция Цивилизованная конкуренция
По происхождению Первичная субстанция Вторичная субстанция Первичная субстанция
По выполняемым функциям конкуренции как социально- экономического и общественного явления авторегули-рующая функция25 формирующая функция
По выполняемым функциям конкуренции как социально- экономического и общественного процесса саморегулирующая функция2627 развивающая функция28
По решаемым задачам создание условий существования создание условий протекания создание условий существования
По методологии развития конкуренции «порядок из хауса» «хаус из порядка» синергетиче-ский подход кибернетический подход
По характеру отношений и связей причинно-следственные связи причинно-следственные отношения причинно-следственные связи
По характеру проявления кон- 29 куренции идеалистическая система реалистичная система
25Проявляет себя по отношению к «конкуренции» и становится актуальной в процессе анализа в рамках динамического подхода к анализу экономических систем, где конкуренция рассматривается как объект научного интереса и развивается в рамках кибернетического подхода и установленной «прямой связи» основных противоречий «обмена» - «конкуренция» ^ «рынок».
26Проявляет себя по отношению к «конкуренции» и становится актуальной в процессе анализа в рамках динамического подхода к анализу экономических систем, где конкуренция рассматривается как объект научного интереса и развивается в рамках кибернетического подхода и установленной «обратной связи» основных противоречий «обмена» — «рынок» ^ «конкуренция».
27Проявляет себя по отношению к «конкуренции» и становится актуальной в процессе анализа в рамках статического подхода к анализу экономических систем, где конкуренция рассматривается как предмет научного интереса и развивается в рамках синергетического подхода и складывающихся «деструктивных отношений» между основными противоречиями «обмена»: «рынок» и «конкуренция». 28Проявляет себя по отношению к «конкуренции» и становится актуальной в процессе анализа в рамках статического подхода к анализу экономических систем, где конкуренция рассматривается как предмет научного интереса и развивается в рамках синергетического подхода и складывающихся «конструктивных отношений» между основными противоречиями «обмена»: «рынок» и «конкуренция».
Таким образом, история экономической мысли, на примере двух противоречивых по отношению друг к другу учений, актуализирует значимость первичности и вторичности понятийной природы происхождения экономических категорий, как основного методологического инструмента.
При формировании и развитии теоретических знаний о конкуренции рассмотрение ее «понятийной природы происхождения» лежит в основе определяющих суждений. Первым определяющим положением, основанным на рассмотрении первичности и вторичности понятийной природы происхождения, является дуализм в представлениях о конкуренции. С одной стороны под конкуренцией, как первичной субстанции, понимают среду протекания рыночных процессов, с другой стороны, как вторичной субстанции — процесс или поведение хозяйствующих субъектов (рис. 1).
Вторым определяющим положением является соотношение теоретико-методологических аспектов типологии конкуренции. Выделенные в рамках историко-экономических учений типы конкуренции, которые гносеологически связаны и во многом определяются понятийную природу происхождения конкуренции имеют характерные им функции, концепции и подходы к развитию, характер отношений и связей и характерные условия существования и протекания (табл. 1).
Таким образом, понятийная природа происхождения конкуренции имеет определяющий характер в выстраивании научно-теоретических взглядов на конкуренцию. В зависимости от того, чем является конкуренция в научно-теоретических исследованиях, предметом ли или объектом, выстраиваются теоретические основы анализа конкуренции. Предметное осмысление конкуренции предполагает рассмотрение к
Предметное осмысление конкуренции предполагает рассмотрение конкурентных процессов протекающих в условиях функционирования рыночного механизма, что находит свое научное отражение в классических экономических учениях. Объектное же осмысление конкуренции предполагает рассмотрение конкурентной среды, в условиях существования которой протекают рыночные процессы, что находит свое толкование в неоклассических экономических учениях.
Список литературы
1. Автономова В. История экономических учений: учеб. пособие / под ред. В. Автономова, О. Ананьина, Н. Макашевой. - М.: ИНФРА-М, 2001. - 784 с.
2. Блауг М. Экономическая мысль в ретроспективе. пер. с англ. / М. Блауг. - 4-е изд. - М.: Дело Лтд, 1994. - 720 с.
3. Генкин Б.М. Экономика и социология труда: учебник для вузов / Б.М. Генкин. -5-е изд., доп. - М.: Норма, 2005. - 416 с.
4. Гусейнов Р.М. История экономических учений: учебник / под общ. ред. Р.М. Гу-сейников, Ю.В. Горбачевой. - М.: ИНФРА-М, Новосибирск: Сибирское соглашение, 2000. - 252 с.
5. Жид Ш. История экономических учений. / Ш. Жид, Ш. Рист. — М., 1995.
29Согласно концепции философского плюрализма.
6. Кравцевич С.В. Историко-экономические взгляды на формирование представлений о конкуренции / С.В. Кравцевич. — Чита: ЧитГУ, 2011.— 146 с.
7. Кравцевич С.В. Развитие теоретико-методологических подходов к исследованию конкуренции / С.В. Кравцевич. — Иркутск: Изд-во БГУЭП, 2014. — 258 с.
8. Кравцевич С. В. Анализ условий существования типовых «конкуренции» // Известия Иркутской государственной экономической академии (Байкальский государственный университет экономики и права) (электронный журнал). 2010 № 6 URL: http://www.eizvestia.isea.ru/reader/article.aspx?id=13937
9. Ломоносов М.В. Первые основании металлургии или рудных дел // Полн. собр. соч. Т. V. - М.; Л.; 1954. - 402 с.
10. Майбурд Е.М. Введение в историю экономической мысли. От пророков до профессоров / Е.М. Майбурд. - М.: Дело, Вита-Пресс, 1996. - 544 с.
11. Норс Д. Очерки торговли, трактующие главным образом вопросы о процентах, чеканке, обрезе, увеличении денег / Д. Норс // Меркантелизм. - Л., 1935. - 316 с.
12. Озерникова Т. Г., Даниленко Н. Н., Кравцевич С. В. Конкурентоспособность работника: понятие, исследование, управление./ Т. Г. Озерникова, Н. Н. Даниленко, С. В. Кравцевич — Иркутск: Изд-во БГУЭП, 2007 — 256 с.
13. Потапов И.С. История экономических учений: учеб. пособие. / И.С. Потапов. -2-е изд., стереотип. - М.: МГИУ, 2005. - 244 с.
14. Радаев В.В. Работающие бедные: велик ли запас прочности / В.В. Радаев // Экономическая социология. - 2000. - Т 1, №1
15. Хайек Ф. Конкуренция как процедура открытия // Мировая экономика и международные отношения. - 1989. - № 12.
16. Черковец В.Н. Всемирная история экономической мысли: В 6 т. гл. ред. В.Н. Черковец И.П. [и др.] - М.: «Мысль», 1987. - 606 с.
Kravtsevich Sergey Vitalyevich — candidate of Sciences (Economics), 1, (e-mail: [email protected])
SUBJECT-OBJECT SIDE OF THE CONCEPTS OF "MARKET" AND "COMPETITION" IN THE STUDY "THE EXCHANGE"
This article discusses the primacy of origin concepts of categorical structure of "sharing". Examines the role of notional nature of competition in the practice of analyzing the competitive processes and competition Wednesday.
Keywords: competition, the nature of competition, competitive processes, competitive behavior, competition Wednesday.