УДК 330.8
ВКЛАД НАУЧНЫХ ШКОЛ
И НАПРАВЛЕНИЙ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ТЕОРИИ В РАЗВИТИЕ НАУЧНЫХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ О КОНКУРЕНЦИИ
© Кравцевич Сергей Витальевич
кандидат экономических наук, доцент Забайкальский государственный университет Россия, 672007, г. Чита, ул. Шилова, 29-119 Е-таП: [email protected]
Анализируется вклад различных теоретико-экономических школ и направлений в развитие представлений о конкуренции. Автором отмечается тот акт, что с развитием человеческих отношений, в разных исторических эпохах, понятийные представления о конкуренции имели тенденцию к усложнению. Сама же конкуренция, как экономическая категория становится все более значимой и актуальной для индивидуумов и для общества в целом. Автор отмечает, что в понятийном представлении в разные исторические эпохи конкуренция имело свое содержание. В античности, конкуренция это основной мотив поведения домохозяйств, в средневековье — тип поведения, в эпоху возрождения — способ ведения борьбы. В период формирования классических учений экономической мысли, под конкуренцией понимают систему знаний, дается определение понятию конкуренции. Дальнейшее развитие конкуренции носит научную основу, результатом чего становится выделение типовой разновидности конкуренции и понятийно-категориальной структуры конкуренции.
Ключевые слова: конкуренция, теория конкуренции, понятие конкуренции, подход к анализу конкуренции.
Социально-экономическая категория «конкуренции» рассматривалась на понятийном уровне во многих историко-экономических направления и школах. С расширением и усложнением предмета экономической теории, а значит и с развитием экономической мысли, понятийные представления о «конкуренции» усложнялись. В каких-то моментах, они менялись на противоположные представления. Например, в классической экономической школе конкуренция имела разрушительную функцию, а в неоклассическом направлении — созидательную функцию.
Проявление конкуренции как социально-экономического явления общества можно проследить еще в античности и средневековье. Начало формирования конкуренции как одной из сторон менового способа хозяйствования можно отнести к Х-Ш вв. до н. э. греческой цивилизации. Для этого периода развития человечества в ведении хозяйства характерно отказ от родовых традиций и переход к рабовладельческой системе хозяйствования. Конкуренция как объективная действительность древнегреческого общества проявляет себя в стремление домохозяйств к «наживе», где мерой «наживы» служат деньги. Нужно отметить, что древние мыслители не случайно употребили понятие «наживы». Именно это понятие отражает присутствие «духа» конкуренции среди хозяйствующих домохозяйств.
С развитием товарных отношений, которое имело место быть в римской цивилизации, конкуренция проявляла себя в более отчетливых формах. Основным экономическим вопросом становится доходность рабовладельческого домохозяйства. Здесь конкуренция проявляет себя в той части, что рабовладельческим хозяйствам приходится конкурировать между собой за «доход».
Экономическая мысль средневековья наследует экономические взгляды античного периода. Лишь в позднем средневековье с развитие мануфактурного производства и, как следствием, с развитие товарных отношений, предметом конкурентных отношений становится «прибыль». Товарные отношения, наряду с производственными отношениями становятся составляющей хозяйственных отношений. Вместе с производственным классом хозяйств формируется класс торговцев, на долю которых приходится основная часть «прибыли», а конкуренция из производственного сектора перетекает в торговый сектор. Таким образом, в позднем средневековье о конкуренции формируются представления не только как о мотиве поведения (как в античности), но и как о поведении субъектов хозяйствования (торговцев) и как о явлении хозяйственной жизни класса людей занимающихся торговлей. Более того философы средневековья дают отрицательные оценки роли торговцев для экономики домохозяйств.
Период позднего средневековья характеризуется процессами централизацией власти в государствах и развитием внешней и внутренней торговли, где внутренняя торговля направлена на удовлетворение потребностей населения в экономических благах, а внешняя торговля направлена на накопление богатства преимущественно за счет экономического благополучия других стран. Таким образом, развитие торговли опосредует возникновению и формированию «конкуренции» как во внешнеэкономической политике государств, так и во внутренней экономической политики.
Следующий эволюционный этап развития представлений о конкуренции относится к эпохе возрождения. Представители меркантелизма развивают представления о конкуренции как о способе ведения борьбы за богатства. Причем давая рекомендации о путях к богатству, меркантилисты тем самым ссылаются на представления о понятии «конкурентное преимущество» стран, рассматривая их как средства достижения богатств. То есть, согласно меркантилизму для того чтобы достичь богатства, необходимы такие условия ведения хозяйства (наличие рынка), в которых поведения борьбы и соперничества были бы естественными и закономерными, а само поведение сводилось бы к поиску и приобретению преимущества (конкурентного преимущества) перед хозяйствующими субъектами.
С современных позиций в эпоху меркантилизма конкуренция носила разрушительную силу, существо которой заключалась во враждебном отношении государств друг другу. Руководствуясь принципом «разори соседа», по существу государства, постоянно находились в состоянии «экономической войны», зачастую это противостояние обретало форму военного конфликта.
Заслугой физиократов в развитии представлений о конкуренции является экспансия этого явления из сферы обращения в сферу производства. Как и меркантилисты, физиократы видели в качестве основной цели своей эконо-
мической деятельности — это увеличение богатства страны, подразумевая под «богатством» совокупность потребительских благ, ежегодно воспроизводимых трудом общества. Потребительские блага в учениях физиократов по определению являются редкими, т. к. воспроизводимы «трудом», что и предполагает в своей совокупности (наличия блага и его редкости) проявления конкуренции по отношению к редким благам.
Представители меркантилизма и физиократии формируют донаучные представления о конкуренции. В рамках данных направлениях экономической мысли даются представления о конкуренции. Представители донаучных направлений не определяют конкуренцию и тем более не классифицируют ее.
Начиная с учений Адама Смита, в экономической теории формируются научные представления о конкуренции. Научные школы и направления исходя из предмета своего анализа определяют конкуренцию, формируют представления о типологии конкуренции, рассматривают функции конкуренции, расширяют понятийно-категориальный аппарат конкуренции (вводятся понятия конкурентного преимущества и конкурентоспособности), предлагают к рассмотрению различные уровни анализа конкуренции (внутренний и внешний, глобальный и локальный), формируют различные подходы к анализу конкуренции.
Научное этап формирования представлений о конкуренции берет свое начало с учений А. Смита и Д. Рикардо или классической экономической школы. В своих учениях ученые рассматривали конкуренцию как поведение индивидуумов и как социально-экономическое явление общества, закрепляя положение о многоаспектности понятия конкуренции. Исходя из рассуждений А. Смита и Д. Рикардо об абсолютных и сравнительных преимуществах в ведении хозяйственной деятельности, о механизме взаимодействия хозяйствующих субъектов и причинах их поведения можно утверждать, что изначально вопросы конкуренции имеют две стороны рассмотрения, это процессуальную и содержательную.
Дальнейшее развитие представлений о конкуренции мы видим в учениях периода разложения классической школы. Этот период закрепляет в умах мыслителей представление о конкуренции как о социально-экономическом явлении. Представители этих учений Томас Мальтус, Жан Батист Сэй, Имон де Сисмонди анализируя макроэкономические процессы и явления, закладывают в основу своего анализа представления о конкуренции, как о среде, в которой протекают и существуют социально-экономические процессы и явления.
Взгляд Т. Мальтуса на конкуренцию как на среду и причину предполагает выделение двух подходов к анализу конкуренции — формационного и факторного. Исходя из рассуждения Т. Мальтуса, конкуренция как среда, обуславливает неизбежность социального расслоения общества по уровню их доходов, что в свою очередь определяет конкуренцию как принцип устройства общества — формационный подход. С другой стороны, Т. Мальтус видит в конкуренции причину многих социально-экономических явлений, например бедности и голода. Т. Мальтус утверждает, что в силу действия различных законов, носящих социально-экономическую природу, конкуренция может
стать причиной различных обстоятельств, которые в социально-экономическом пространстве носят следственный характер.
Следующим представителем периода разложения классической экономической школы является Жан Батист Сэй, который развивает функциональный подход к анализу конкуренции, указывая на ее авторегулирующую функцию.
Немного дальше в своих рассуждениях о конкуренции продвинулся Симон де Сисмонди. Рассматривая роль конкуренции, С. Сисмонди говорит о разрушительной силе конкуренции, утверждая, что не во всех случаях «свобода каждого в достижении своего интереса приводит к общему благу». В связи с чем, С. Сисмонди высказывается о необходимости государственного регулирования «рыночной стихии», тем самым опровергая идею об естественности конкуренции и, одновременно с этим выдвигая гипотезу об искусственной природе происхождения конкуренции, являющейся производной от уклада общественной формации (рыночная экономика).
В истории экономической мысли, в качестве отдельного этапа ее развития, выделяют труды представителя классической школы, Карла Маркса. Развивая идею эксплуатации труда, К. Маркс переносит рассмотрение конкуренции (конкурентного поведения) на сферу трудовых отношений, где ее участниками становятся работники и капиталисты. Анализируя труды К. Маркса можно сказать, что конкуренция состоит в том, что капиталист стремится, как можно больше иметь «прибавочной стоимости», усиливая эксплуатацию работников, а работники стремились к более высокому заработку.
Самостоятельным этапом в развитии представлений о конкуренции можно отметить немецкую реакцию на классическую теорию (немецкая историческая школа), представителями которой являются Адам Мюллер, Фридрих Лист, Вернер Зомбарт, Густав Шмоллер, Макс Вебер. Основными научными результатами становятся расширение объекта исследования конкуренции в рамках поведенческого подхода до межнационального уровня. Наряду с мотивом конкурентного поведения индивидуумов, это эгоистический интерес, выделяют мотивы поведения общества, это его национальное благосостояние. Актуализируется и расширяется предметная область исследований форма-ционного подхода, где под конкуренцией понимают не только среду (классическая экономическая школа), но и принципы взаимодействия и функционирования хозяйствующих субъектов. Расширяются представления о методологическом подходе, где под конкуренцией понимают способ социально-экономического взаимодействия, который, представлен своими альтернативными вариантами, например, ценовая и неценовая конкуренция.
Дальнейшее развитие представлений о конкуренции экономическая наука получила в рамках неоклассического направления. Здесь получает развитие организационный подход к анализу конкуренции, где конкуренция представляет собой вероятностные причинно-следственные отношения порождающие «удовлетворенность благом», «ценностью», «полезностью», «редкостью» и принципом «взаимовыгодного обмена», и протекающие между покупателями и продавцами в меновых экономических системах.
В том числе в рамках неоклассического направления при статичном подходе к анализу конкуренции представляется возможным выделить состав-
ляющие сложного социально-экономического процесса конкуренции. Это явление «конкурентоспособности», представимое свойством — способностью к удовлетворению придельной полезности (удовлетворенная потребность) и процесс приобретения «конкурентного преимущества», где в роли последнего может выступать какая-либо ценность блага.
К неоклассическому направлению относят ведения понятия «совершенная конкуренция». Также в рамках неоклассического направления отмечаются исторические предпосылки противоречивости категории «конкуренции». С одной стороны, конкуренцию определяют по средствам ее объектного анализа, результатом которого становится выделение свойств-условий конкуренции, которыми обладают хозяйствующие субъекты (покупатели и продавцы). В данном случае, суть конкуренции раскрывается через понятие «конкурентоспособности» как состояния хозяйствующих субъектов, выражающихся в их свойствах. С другой стороны, конкуренцию определяют по средствам ее предметного анализа, результатом которого становится выделение признаков-факторов конкуренции, которыми выступают ценности («ценностные характеристики») товаров и услуг. Здесь суть конкуренции раскрывается через понятие «конкурентные преимущества» как «ценность» товара или услуги (рис. 1).
Рис. 1. Противоречивость категории «конкуренции» в неоклассических экономических учениях
Следующим этапом развития представлений о конкуренции выступает кейнсианство. Основными результатами в развитии представлений о конкуренции являются расширении типологии понятия «конкуренции» и введение понятия «регулируемая конкуренция» характерной чертой, которой является наличие в экономике «встроенных стабилизаторов». Отметим, что необходимость введения данной видовой конкуренции связанно с усложнением социально-экономических отношений, которые к началу XX столетия носят все больше синергетический характер. Анализ процессов конкуренции сводится не к отношениям индивидуумов, а к отношениям групп, наций, обществ (корпораций), что определяет новый уровень анализа конкуренции — макроуровень.
Диалектически дополняющим и связующим этапом в развитии представлений о конкуренции является монетарное направление, представителями
которых стали М. Фридмен, А. Шварц, К. Бруннер, А. Мелцер, Д. Лейдлер, Р. Селден, Ф. Кейган. Монетаризм основную роль в формировании рыночного равновесия отводят денежному фактору. При этом основными методами регулирования экономических отношений становятся не методы фискальной политики, а методы денежно-кредитной политики.
Вклад представителей современного этапа развития экономической мысли в теоретико-методологические основы «конкуренции» состоит в том, что кейнсианство рассматривает конкурентные процессы («конкуренцию») и рыночный механизм («рынок») в отношении совокупностей, тем самым формирует представление о макроэкономическом уровне анализа экономики. В рамках кейнсианского учения предлагается к рассмотрению «регулируемая конкуренция». В связи с чем, возникают предпосылки к рассмотрению типов конкуренции: свободная, совершенная и регулируемая конкуренция. Вклад монетарной школы заключается в расширении рассмотрения предмета конкуренции. Конкурентные процессы охватывают не только товарные отношения хозяйствующих субъектов, но и денежные отношения.
Неортодоксальное направление развитие экономической мысли, как направление изучающее «нерыночные» факторы поведения экономических агентов расширяет представление о конкуренции как об их поведении в условиях функционирования рыночного механизма. Эволюционная теория вносит представление о биологической или естественной природе конкуренции, которая присуща как всему живому, так и социальному. Причем сам процесс конкуренции направлен на «взаимодействие» (а не на «борьбу», в отличие от классиков) хозяйствующих субъектов с окружающей их внешней средой, вследствие чего становится возможным выделение таких видов конкуренции как активная и пассивная.
Поведенческая экономическая теория, основоположником которой считается Г. Саймон, предметом своего анализа выделяет «человеческий фактор» или социальный аспект в поведении экономических агентов. Развитие в представлениях о конкуренции в поведенческих теориях заключается в том, что, конкуренция, как форма отношений и процессов обмена, приняв своим критерием эффективности функционирования хозяйствующих субъектов — «уровень притязания», а не максимизацию экономического эффекта, меняет свою основу и характер с экономической и активной на социальную и пассивную. Здесь сущность процесса конкуренции раскрывается через адаптивное поведение хозяйствующих субъектов и экономических агентов к неопределенной внешней среде и выражается в процессах принятия удовлетворительных решений в условиях неограниченной информации (изобилия информации).
Следующим этапом в развитии представлений о конкуренции выступает институциональное направление экономической мысли. Конкуренция ими рассматривается как институция социума, т. е. правило, норма, ценность (конкурентное преимущество), лежащая в основе рыночного механизма, и которому следует не отдельно взятый хозяйствующий субъект, а совокупность хозяйствующих субъектов. Причем здесь конкуренция распространя-
ется не только на экономическое пространство, но и на социальное пространство.
Рассмотрение конкуренции как институции лежит в основе формирования представлений о несовершенной конкуренции с выделением ее типов (монополия, монополистическая конкуренция, олигополия, монопсония). В этом случае, под конкуренцией институционалисты понимали соревновательный процесс (взаимодействие по правилам) между фирмами (корпорациями) за удовлетворение своих интересов, т. е. соревнования между ассоциативными формами ведения предпринимательской деятельности. В общем случае, в рамках институционального подхода под конкуренцией понимают нормы, ценности и правила поведения экономических агентов (институциональное поведение) в целях взаимовыгодного удовлетворения своих (корпоративных) интересов в меновых экономических системах.
Неоинституциональное направление экономической мысли (новая институциональная теория) объектом своего внимания выделяет фирму не как индивидуального экономического агента (подход неоклассиков), а как безликого (действующего в интересах общества) хозяйствующего субъекта — корпорацию, преследующий свой интерес на рынке. Предметом же исследования являются транзакционные издержки, которые несут экономические агенты в связи со своим существованием и функционированием на рынке и которые образуются в институциональной среде, представимой фундаментальными, политическими, социальными и юридическими правилами, в рамках которых протекают процессы производства и обмена.
Одним из представителей неоинституционального направления Д. Бьюке-ненем развивается представления о конкуренции, понимая под ней институциональную среду, обусловленную действием фундаментальных политических, социальных и юридических правил — общественных институтов, в отношении взаимовыгодного обмена между хозяйствующими экономическими агентами в меновых экономических системах.
Важнейшие выводы теоретиков транзакционного подхода таковы. «В экономике складывается рынок организационных форм, на котором фирмы разного типа вступают между собой в конкуренцию. Процветание лучших и отмирание худших организационных форм определяются, в конечном счете, их способностью обеспечивать экономию транзакционных издержек».
Таким образом, к неоинституциональному направлению экономической мысли в отношении развития представлений о конкуренции можно отнести формирования представлений о цивилизованной конкуренции, когда интересы конкурирующих сторон удовлетворяются на взаимовыгодных условиях с минимальными транзакционными издержками для них и для общества в целом.
Цивилизованная конкуренция предполагает соблюдение принципа конкурентоспособности экономических агентов и в целом институтов, что, в свою очередь, автоматически отклоняет вопрос о разрушительной силе конкуренции. В этом случае, конкуренция, которая, по мнению классиков, носит стихийный характер, становится вполне управляемой. Следовательно, меняется и функция конкуренции. Если классики в рыночных процессах отводили
конкуренции роль «невидимой руки», а основной ее функцией выступало авторегулирование рыночных процессов (разрушительная функция конкуренции), то согласно неоинституциональному подходу основной задачей конкуренции становится организация среды для меновой экономики, а основной функцией — саморегулирование деятельности экономических агентов (созидательная функция конкуренции), т. е. по средствам конкуренции, можно получать заранее задаваемые состояния меновой экономической системы.
Также в рамках неоинституционального направления анализа конкуренции выделяют косвенную и прямую конкуренцию. Сущность косвенной конкуренции состоит в том, что формирование институциональной среды направлена на привлечение и удержание в «команде» наиболее эффективных участников меновых отношений. Сущность прямой конкуренции состоит в том, что формирование конкурентной среды направлена на подавление и поглощение наиболее неэффективных участников меновых отношений.
Следующим эволюционным этапом в развитии представлений о конкуренции является направление «новая политическая экономия». В рамках данного направления развития экономической мысли сформировалась идея «Великого Неоклассического Синтеза», основоположником которого стал Пол Самуэльсон. Исследователь высказывает идею о возможности сохранения традиций свободной конкуренции в условиях эффективного воздействия государства на рынок. Таким образом, П. Самуэльсон выдвигает идею о существовании и рассмотрении конкурентных систем и системы конкуренции. Эту идею высказывал и Дж. Кейнс, но в своих рассуждениях он остановился на государственном вмешательстве в экономику, через встроенные стабилизаторы, а П. Самуэльсон для реализации этой идеи, предлагает не только государственное вмешательство, но и государственное участие в экономике, через государственную собственность.
На основании проведенного анализа можно сделать вывод, что конкуренция сопровождала человечество на всех этапах его эволюционного развития. С развитием человечества, а, следовательно, и с развитием социально-экономических и общественных отношений и связей эволюционировала и сама конкуренция, а точнее сказать эволюционировали представления о конкуренции как экономической категории.
Научные школа и направление экономической теории, описывая и теоретизируя конкуренцию с современных позиций своего времени расширяли «научные горизонты» конкуренции, тем самым раскрывая понятийно-категориальную сущность конкуренции. Этим и определяется роль научных школ и направлений в эволюции представлений и взглядов на конкуренцию.
Литература
1. Автономова В. История экономических учений : учебное пособие. — М.: ИНФРА-М, 2001. — 784 с.
2. Блауг М. Экономическая мысль в ретроспективе : перевод с англ. — 4-е изд. — М.: Дело Лтд, 1994. — 720 с.
3. Генкин Б. М. Экономика и социология труда : учебник для вузов. — 5-е изд., доп. — М.: Норма, 2005. — 416 с.
4. Гусейнов Р. М. История экономических учений : учебник / под ред. Р. М. Гу-сейников, Ю. В. Горбачевой. — М.: ИНФРА-М, Новосибирск : Сибирское соглашение, 2000. — 252 с.
5. Жид Ш. История экономических учений. — М., 1995. — 265 с.
6. Кравцевич С. В. Историко-экономические взгляды на формирование представлений о конкуренции. — Чита, 2011.- 146 с.
7. Кравцевич С. В. Развитие теоретико-методологических подходов к исследованию конкуренции. — Иркутск : Изд-во БГУЭП, 2014. — 258 с.
8. Ломоносов М. В. Первые основания металлургии или рудных дел // Полн. собр. соч. Т. V. — М.; Л.; 1954. — 402 с.
9. Майбурд Е. М. Введение в историю экономической мысли. От пророков до профессоров. — М.: Дело, Вита-Пресс, 1996. — 544 с.
10. Норс Д. Очерки торговли, трактующие главным образом вопросы о процентах, чеканке, обрезе, увеличении денег // Меркантелизм. — Л., 1935. — 316 с.
11. Потапов И. С. История экономических учений: учебное пособие. — 2-е изд., стереотип. — М.: МГИУ, 2005. — 244 с.
12. Радаев В. В. Работающие бедные: велик ли запас прочности // Экономическая социология. — 2000. — №1. — С. 15-21.
13. Хайек Ф. Конкуренция как процедура открытия // Мировая экономика и международные отношения. — 1989. — № 12. — С. 3-10.
14. Черковец В. Н. Всемирная история экономической мысли / В. Н. Черковец [и др.] — М.: Мысль, 1987. — 606 с.
THE CONTRIBUTION OF SCIENTIFIC SCHOOLS
AND DIRECTIONS OF ECONOMIC THEORY IN THE DEVELOPMENT
OF SCIENTIFIC VIEWS ON COMPETITION
Kravtsevich Sergey Vital 'evich
candidate of economic sciences, Transbaikal State University 29-119 Shilova st., Chita, 672007 Russia E-mail: [email protected]
Analyses the contribution of different economic theoretical schools and directions in the development of ideas about competition. The author of the Act, that the development of human relationships in different historical epochs, conceptual ideas about competition tended to complicate. The competition itself as an economic category is becoming more meaningful and relevant for individuals and for society as a whole. The author notes that the term view in different historical epochs competition had its content. In antiquity, the competition is the main motive of conduct households in the middle ages — the type of behavior in the Renaissance — a way to fight. During the formation of the classical teachings of economic thought, under the competition understand knowledge systems, defines the notion of competition. Further development of competition is a scientific basis, resulting in the allocation model competition and variety of concepts and structure of categorical competition.
Keywords: competition, competition theory, the notion of competition approach to analysis competition.