Научная статья на тему 'Хронология условий существования и протекания конкуренции как фактор ее развития'

Хронология условий существования и протекания конкуренции как фактор ее развития Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
408
42
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КОНКУРЕНЦИЯ / ТИПЫ КОНКУРЕНЦИИ / УСЛОВИЯ КОНКУРЕНЦИИ / COMPETITION / COMPETITION CONDITIONS TYPES

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Кравцевич Сергей Витальевич, Тулохонов Олег Сергеевич

В статье рассматриваются основные типы конкуренции: совершенная, свободная, регулируемая, цивилизованная. Автор статьи указывает на тот факт, что приве-денные типы конкуренции имеют эволюционную понятийную природу своего происхождения. Автором отмечается, что типовые конкуренции в своем истори-ко-экономическом развитии актуальны для каждого из исторических периодов: классической, неоклассической, институциональной, неоинституциональной эко-номики. В связи с чем, каждая конкуренция имеет характерные для своего типа условия существования и протекания в меновом экономическом пространстве. Конкретизированные условия конкуренции относительно ее типовой разновид-ности имеют характер достаточных условий, тогда как обобщение выделенных условий типовых форм конкуренций имеет характер необходимости. Имеющаяся типология конкуренции имеет теоретико-методологическое значение в практике анализа меновых экономических систем.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

CHRONOLOGY OF LIVING CONDITIONS AND THE COMPETITION AS A FACTOR IN THE FLOW OF ITS DEVELOPMENT

This article discusses the main types of competition: perfect, free, regulated, civilized. The author of the article points to the fact that these types of competition are evolutionary conceptual nature of its origin. The author notes that the model competition in its his-torical and economic development are relevant to each of the historical periods: classical, neoclassical, institutional, neoinstitutional economics. Therefore, each competition is typical for its type conditions of existence and the leakage in menovom economic area. Specific conditions of competition on its model varieties are sufficient conditions, whe-reas the synthesis of selected conditions of standard forms of competitions is necessary. Available typology competition has theoretical-methodological significance in practice analysis of menovyh economic systems.

Текст научной работы на тему «Хронология условий существования и протекания конкуренции как фактор ее развития»

УДК 339.13

ХРОНОЛОГИЯ УСЛОВИЙ СУЩЕСТВОВАНИЯ И ПРОТЕКАНИЯ КОНКУРЕНЦИИ КАК ФАКТОР ЕЕ РАЗВИТИЯ

© Кравцевич Сергей Витальевич

кандидат экономических наук, доцент Забайкальский государственный университет Россия, 672007, г. Чита, ул. Шилова, 29-119 Е-mail: kravcevs@front.ru

© Тулохонов Олег Сергеевич кандидат экономических наук, доцент Бурятский государственный университета Россия, 670000, г. Улан-Удэ, ул. Смолина, 24а Е-mail: oltul@mail.ru

В статье рассматриваются основные типы конкуренции: совершенная, свободная, регулируемая, цивилизованная. Автор статьи указывает на тот факт, что приведенные типы конкуренции имеют эволюционную понятийную природу своего происхождения. Автором отмечается, что типовые конкуренции в своем истори-ко-экономическом развитии актуальны для каждого из исторических периодов: классической, неоклассической, институциональной, неоинституциональной экономики. В связи с чем, каждая конкуренция имеет характерные для своего типа условия существования и протекания в меновом экономическом пространстве. Конкретизированные условия конкуренции относительно ее типовой разновидности имеют характер достаточных условий, тогда как обобщение выделенных условий типовых форм конкуренций имеет характер необходимости. Имеющаяся типология конкуренции имеет теоретико-методологическое значение в практике анализа меновых экономических систем.

Ключевые слова: конкуренция, типы конкуренции, условия конкуренции.

В своем развитии конкуренция, как экономическая категория, прошла ряд эволюционных этапов, от свободной конкуренции до цивилизованной конкуренции. Необходимо отметить, что «конкуренция» как понятие, а также как принцип функционирования меновой экономики и как основа протекания меновых процессов предполагает свою видовую классификацию — типологию (свободная конкуренция, совершенная конкуренция и т. п.). Также отметим, что в современных экономических системах можно встретить меновые пространства с различными видами конкуренции, причем вид конкуренции, положенный как в основу функционирования отдельного взятого рынка, так и в основу протекания рыночных процессов зависит от отраслевой принадлежности рынка, от его размеров, от предмета рыночного обмена, т. е. от ограниченности ресурсов, редкости блага и от его участников.

Первые представления о конкуренции дали классики, которые использовали следующую формулировку — «свободная конкуренция». Под ней классики понимали, во-первых, авторегулируемую среду, лежащую в основе рыночных процессов, которая находит (в долгосрочном периоде) равновесие между спросом и предложением, и которая имела естественную природу

своего происхождения. А во-вторых, под свободной конкуренцией классики понимали такое состояние рынка, которое обеспечивало бы его участникам «свободу каждого в достижении своего интереса...». В связи с чем, современная экономическая мысль выделяет два условия существования «свободной конкуренции»:

- размеры единичных покупок и продаж столь малы, что не один из участников рынка не в состоянии влиять на изменение цен;1

- осведомленность обо всех параметрах рыночной конъюнктуры2.

Следующим эволюционным этапом в развитии представлений о конкуренции является неоклассическое направление экономической мысли. Неоклассики вводят понятие «совершенной конкуренции», предполагая, что для ее существования необходимо выполнение двух условий:

- каждый из участников рынка имеет полную информацию обо всех условиях рынка;

- в каждой отрасли существует свободный доступ на рынок новых организаций (фирм).

Необходимость введения понятия «совершенная конкуренция» обусловлена практической необходимостью исследования рынка в рамках предмета неоклассического учения. Неоклассики осознавали, что модель совершенной конкуренции идеализирована и, что на практике, как правило, встречаются модели несовершенной конкуренции, которые выводят рынок из равновесия. Неоклассики утверждали, что рынок находится в состоянии равновесия только в какой-то момент времени, в целом же рынок прибывает в неравновесном состоянии. В этом случае в основе функционирования рыночного механизма лежит несовершенная конкуренция со своими формами проявления (монополия, олигополия и т. п.).

Научно-теоретические представления о несовершенной конкуренции дали представители институционального направления, подробно рассматривая условия существования ее типов. Такими условиями выступают:

- наличие ассоциативных (корпоративных) форм взаимодействия хозяйствующих субъектов;

- склонность к фирменному способу хозяйствования;

- доминирование корпоративных интересов над личными интересами.

Отметим, что суть развития конкуренции на данном эволюционном этапе

заключается в том, что совершенная конкуренция предполагает собой, как и свободная конкуренция, свободу в выборе хозяйствующего субъекта своей предпринимательской деятельности, а также предполагает свободный доступ фирм на рынок (что не рассматривается свободной конкуренции). Существенность видоизменения конкуренции заключается в том, что классики, положив в основу рыночных процессов (динамики рынка) свободную конкуренцию, рассматривали ее в качестве движущей силы развития рынка, тогда

Естественная свобода хозяйствующего субъекта в выборе хозяйственной деятельности.

2 Удовлетворенность потребностей индивидуумов достигается за счет эквивалентного обмена редкими ресурсами между хозяйствующими субъектами.

как предметом рассмотрения неоклассиков являлась статика рынка, а динамика рынка рассматривалась в виде совокупности статичных моментов времени. В рамках неоклассической школы, развитие конкуренции заключается в том, что совершенная конкуренция положена в основу функционирования рыночного механизма, который представлен последовательно сменяемыми состояниями равновесий рынка в отдельно взятые моменты времени, а сама конкуренция является процессом, порождающийся функционированием рынков.

Таким образом, смена предмета рассмотрения экономической науки в неоклассической школе повлекло за собой введение в рассмотрение модели рыночного механизма понятия «совершенной конкуренции». Совершенная конкуренция, как разновидность конкуренции, изменяет модель свободной конкуренции новым условием своего протекания — «свободного доступа фирм на рынок». Можно сказать, что совершенная конкуренция в представлениях неоклассиков, это процессы взаимодействия хозяйствующих субъектов, посредством которых достигается равновесие в функционирующем рыночном механизме, в условиях свободного доступа хозяйствующих субъектов на рынок. В этом и заключается суть процесса эволюции в развитии представлений о конкуренции.

Следующим этапом в развитии представлений о конкуренции выступает кейнсианство. Дж. Кейнс рассматривает экономические системы в статике, и выделяет в качестве предмета своего научного интереса — рыночное равновесие на макроуровне. Причем в отличие от классиков, кейнсианцы говорили о вторичности происхождения конкуренции по отношению к рынку, т. е. кейнсианцы полагали, что в основу функционирования рыночного механизма в макромасштабах положены конкурентные процессы.

Рассматривая меновые процессы на макроуровне, Дж. Кейнс видел одним из способов развития рыночного механизма — государственное вмешательство в экономику (отметим, следующее словоупотребление — вмешательство, а не участие) через встроенные стабилизаторы. Следовательно, изменяя принципы функционирования рыночного механизма, видоизменяется конкуренция, т. е. характер или условия протекания конкурентных процессов. Также видоизменяется основная функция конкуренции. Таким образом, конкуренция видоизменяется, она не носит совершенный или несовершенный характер. Согласно кейнсианству, через государственное вмешательство посредством встроенных стабилизаторов конкуренция принимает регулируемый характер. В связи с чем, меновые процессы, происходящие между хозяйствующими субъектами проходят к своему равновесию.

Таким образом, можно сказать, что кейнсианское направление экономической мысли развивает представления о регулируемой конкуренции, основной функцией которой выступает приведение рынка в состояние макроравновесия. Следовательно, в отличие от предыдущих разновидностей конку-ренций, основными функциями которых выступало авторегулирование рыночных процессов и формирование рыночных связей, последняя имеет развивающую функцию, т. е. нацелена на получение заранее заданного результата.

Выделенному типу конкуренции — «регулируемой конкуренции», можно определить условия ее существования:

- наличие в экономике «встроенных стабилизаторов», рычагов государственного регулирования экономикой;

- наличие ассоциативных (корпоративных) форм хозяйствования.

Именно выполнение последнего условия выводит рынок из равновесия, что

и обуславливает государственное вмешательство в экономику, т. е. наличия первого условия.

Следующим этапом в развитии представлений о конкуренции выступает неоинституциональное направление экономической мысли. Неоинституцио-налистами рассматриваются в качестве предмета исследования транзакци-онные издержки фирмы, а также вопросы эффективности функционирования фирмы с позиции экономии транзакционных издержек. Неоинституционали-сты развивают идею Кейнса о развитии рынка, а именно о государственном участии в рыночных процессах. Неоинституционалистами предлагается введение государственной собственности на часть средств производства, и участия государства в рыночных отношения и процессах на правах экономического агента. Отметим, что такое положение вещей на рынке позволяет, аналогично кейнсианству, получать заранее спланированные результаты, но, в отличие от кейнсианства, на принципиально иной основе — на взаимовыгодных условиях (а не на государственном вмешательстве, в случае кейнси-анства — односторонность интересов). Такое возможно при одном условии, если государство будет выступать не администратором, как в случае кейнси-анства, а участником рыночных отношений, т. е. полноправным экономическим агентом рыночных отношений.

Таким образом, можно говорить, что рыночные отношения, согласно положениям неоинституционализма, усложняются в силу присутствия в них государства как полноправного участника, реализовывающего саморегулирующую функцию конкуренции, т. е. экономического агента, который через свое участие в рыночных отношениях способствует взаимному достижению в удовлетворении интересов хозяйствующих субъектов и общества. В связи, с чем и усложняется конкурентная среда рыночных отношений. В рамках неоинституционального направления конкуренция должна быть направлена на достижение эффективности экономической системы, где в качестве критерия эффективности выступает минимизация транзакционных издержек. В силу сказанного, можно сделать вывод, что конкуренция носит цивилизованный характер, т. е. учитывающей общественные интересы. В этом случае эволюция конкуренции просматривается в том, что из регулируемой конкуренции она трансформируется в цивилизованную конкуренцию. В связи, с чем выделяют условия существования цивилизованной конкуренции:

- наличие государственной собственности;

- наличие организационно-правовых форм хозяйствования;

- стремление экономических агентов к минимизации транзакционных издержек — принципа оптимальности хозяйствования (т. е. понимания экономическими агентами роли конкуренции как созидательной силы обще-

ства). Ниже, в таблице проведен сравнительно-сопоставительный анализ условий и признаков существования и протекания конкуренции (табл. 2.1).

Таблица 2.1

Сравнительный анализ условий существования и протекания конкуренции

Вид конкуренции Условия существования и протекания конкуренции

Свободная конкуренция (классическое направление) 1) Естественная свобода (независимость) хозяйствующего субъекта в выборе хозяйственной (экономической, предпринимательской) деятельности. 2) Приоритетность индивидуалистического способа хозяйствования. 3) В основу анализа экономических систем положена модель поведения «экономического человека». 4) Удовлетворение потребностей индивидуумов достигается за счет эквивалентного обмена редкими ресурсами между хозяйствующими субъектами (производитель и потребитель), приумножающего национальное благосостояние.

Совершенная конкуренция (неоклассицизм) 1) Обладание «благом» ценностью, полезностью и редкостью. 2) Склонность к индивидуалистическому способу хозяйствования. 3) В основу анализа экономических систем положена модель поведения «социального человека». 4) Общественное (корпоративное) благополучие достигается за счет взаимовыгодного обмена экономическими благами (то, что обладает ценностью и предельной полезностью) между хозяйствующими субъектами (покупатели и продавцы), что влечет к рыночному равновесию.

Регулируемая конкуренция (Кейнс, монетаризм) 1) Наличие в экономике «встроенных стабилизаторов» (денег, налогов и т. п.), рычагов государственного регулирования экономикой. 2) Склонность к ассоциативному способу хозяйствования. 3) В основу анализа экономических систем положена модель поведения «политического человека». 4) Социально-экономическое благополучие в обществе достигается за счет справедливого (регулируемого) обмена социальными благами между хозяйствующими субъектами (покупатели и продавцы), путем проведения государством фискальной и денежно-кредитной политики в отношении совокупного сбережения и совокупных инвестиций, инфляции и безработицы, что влечет к достижению макроэкономического равновесия.

Цивилизованная конкуренция (неоинсти-туционалисты, эволюционные экономические теории) 1) Наличие и многообразие в экономике организационно-правовых (общественных) форм хозяйствования и многообразия форм собственности хозяйствующих субъектов. 2) Приоритетность ассоциативного способа хозяйствования. 3) Модель поведения «общественного человека». 4) Эффективность общественного выбора достигается за счет благоразумного (цивилизованного) обмена общественными ресурсами между экономическими агентами (производитель и потребитель), снижающего величину их транзакционных издержек.

Конкуренция (в целом) 1) Наличие товарно-денежных отношений, пронизывающие всю сферу деятельности человека. 2) Наличие предпринимателей (более раннее — капиталистов) и капитала. 3) Наличие в обществе полезных благ и редких ресурсов.

Обобщая опыт исследователей в отношении типов конкуренции, нами выделяются необходимые условия существования и протекания конкуренции:

- наличие норм и ценностей;

- форма организации рыночного хозяйствования (индивидуалистического или ассоциативного);

- модели поведения хозяйствующих субъектов;

- способ достижения рыночного равновесия, как единству отношений и связей.

Анализ условий существования и протекания конкуренции показал, что типовая конкуренция имеет в своем теоретико-экономическом развитии хронологию взглядов, носящий эволюционный характер. Наличие факта развития и прогресса взглядов на конкуренцию, причем характеризующихся усложнением этих взглядов, выступает фактором развития конкуренции. Наличие обобщенных условий конкуренции определяет ее универсальность в построении типа конкуренции относительно конкретных условий, места и времени, что, в свою очередь, определяет возможность организационного воздействия на конкуренцию.

Литература

1. Автономова В. История экономических учений: учебное пособие. — М.: ИНФРА-М, 2001. — 784 с.

2. Блауг М. Экономическая мысль в ретроспективе: перевод с англ. — 4-е изд. — М.: Дело Лтд, 1994. — 720 с.

3. Генкин Б. М. Экономика и социология труда: учебник для вузов. — 5-е изд., доп. — Москва : Норма, 2005. — 416 с.

4. Гусейнов Р. М. История экономических учений: учебник / под ред. Р. М. Гусейников, Ю. В. Горбачевой. — М.: ИНФРА-М; Новосибирск: Сибирское соглашение, 2000. — 252 с.

5. Жид Ш. История экономических учений. — М., 1995. — 265 с.

6. Кравцевич С. В. Историко-экономические взгляды на формирование представлений о конкуренции. — Чита, 2011. — 146 с.

7. Кравцевич С. В. Развитие теоретико-методологических подходов к исследованию конкуренции. — Иркутск: Изд-во БГУЭП, 2014. — 258 с.

8. Майбурд Е. М. Введение в историю экономической мысли. От пророков до профессоров. — М.: Дело, Вита-Пресс, 1996. — 544 с.

9. Норс Д. Очерки торговли, трактующие главным образом вопросы о процентах, чеканке, обрезе, увеличении денег // Меркантелизм. — Л., 1935. — 316 с.

10. Потапов И. С. История экономических учений: учебное пособие. — 2-е изд., стереотип. — М.: МГИУ, 2005. — 244 с.

11. Радаев В. В. Работающие бедные: велик ли запас прочности // Экономическая социология. — 2000. — №1. — С. 15-21.

12. Хайек Ф. Конкуренция как процедура открытия // Мировая экономика и международные отношения. — 1989. — № 12. — С. 3-10.

13. Черковец В. Н. Всемирная история экономической мысли / В. Н. Черковец [и др.] — М.: Мысль, 1987. — 606 с.

CHRONOLOGY OF LIVING CONDITIONS AND THE COMPETITION AS A FACTOR IN THE FLOW OF ITS DEVELOPMENT

Sergey V. Kravtsevich Candidate of economic sciences, Transbaikal State University 29-119 Shilova st., Chita, 672007Russia E-mail: kravcevs@front.ru

Oleg S. Tulokhonov

Candidate of economic sciences,

Buryat State University

24a Smolina st., Ulan-Ude, 670000 Russia

This article discusses the main types of competition: perfect, free, regulated, civilized. The author of the article points to the fact that these types of competition are evolutionary conceptual nature of its origin. The author notes that the model competition in its historical and economic development are relevant to each of the historical periods: classical, neoclassical, institutional, neoinstitutional economics. Therefore, each competition is typical for its type conditions of existence and the leakage in menovom economic area. Specific conditions of competition on its model varieties are sufficient conditions, whereas the synthesis of selected conditions of standard forms of competitions is necessary. Available typology competition has theoretical-methodological significance in practice analysis of menovyh economic systems.

Keywords: competition, competition, competition conditions types.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.