Научная статья на тему 'Типологии конкуренции: теоретико-исторический аспект'

Типологии конкуренции: теоретико-исторический аспект Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
938
122
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КОНКУРЕНЦИЯ / ТИПЫ КОНКУРЕНЦИИ / СВОБОДНАЯ КОНКУРЕНЦИЯ / СОВЕРШЕННАЯ КОНКУРЕНЦИЯ / РЕГУЛИРУЕМАЯ КОНКУРЕНЦИЯ / ЦИВИЛИЗОВАННАЯ КОНКУРЕНЦИЯ / COMPETITION / COMPETITION TYPES / FREE COMPETITION / PERFECT COMPETITION / ADJUSTABLE COMPETITION / CIVILIZED COMPETITION

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Кравцевич Сергей Витальевич

Рассматривается эволюция взглядов на конкуренцию, а также основные типы и виды конкуренции, приводится типология конкуренции

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Competition Typology: Theoretical and Historical Aspects

Evolution of sights on competition is considered. The basic types and competition kinds are considered, the competition typology is resulted

Текст научной работы на тему «Типологии конкуренции: теоретико-исторический аспект»

УДК 339.137

Кравцевич Сергей Витальевич Sergey Kravtsevich

ТИПОЛОГИИ КОНКУРЕНЦИИ: ТЕОРЕТИКО-ИСТОРИЧЕСКИЙ АСПЕКТ

COMPETITION TYPOLOGY:

THEORETICAL AND HISTORICAL ASPECTS

Рассматривается эволюция взглядов на конкуренцию, а также основные типы и виды конкуренции, приводится типология конкуренции

Елючевые слова: конкуренция, типы конкуренции, свободная конкуренция, совершенная конкуренция, регулируемая конкуренция, цивилизованная конкуренция

Evolution of sights on competition is considered. The basic types and competition kinds are considered, the competition typology is resulted

Key words: competition, competition types, free competition, perfect competition, adjustable competition, civilized competition

Конкуренция как экономическое понятие и социально-экономическое явление становится актуальной в условиях мировой интеграции экономических систем.

Прежде чем рассматривать типологию конкуренции, отметим, что в экономической литературе понятие «конкуренция» без указания ее вида встречается лишь в самых общих значениях. В детальном анализе рынка обязательно указывается вид конкуренции (совершенная, несовершенная ит.п.).

Классическое направление экономической мысли, исходя из степени свободы хозяйствующих субъектов в выборе своей предпринимательской деятельности, формирует представления о свободной конкуренции как идеальном условии для достижения богатства. Предшественниками классического направления экономической мысли, меркантилистами и физиократами формируются представления об ограниченной конкуренции, которая в рамках классического направления выступает альтернативой свободной конкуренции как идеальной формы. Сама ограниченная конкуренция представима рыночной средой, в которой не выполняются условия свободной конкуренции. В свою очередь, ограниченная конкуренция, которая описывается Посошковым, Д. Локком и др., различается

по критерию места ее образования на внутреннею и внешнюю.

Неоклассическое направление экономической мысли развивает структурный подход к анализу конкуренции, вводя в практику анализа рынка понятие «совершенная конкуренция». Институциональное направление экономической мысли развивает представление о несовершенной конкуренции, тем самым оформляя структурный подход (суть структурности в анализе конкуренции заключается в представлении состава покупателей и их характеристик) к анализу конкуренции. Кейнсианство, маржинализм и великий неоклассический синтез, положив принцип управляемости в анализ конкуренции, формируют представления о регулируемой конкуренции. Соответственно, несоблюдение условий регулируемой конкуренции порождает такое явление, как нерегулируемая конкуренция. Неоинституционалисты, положив в основу принцип осознанности роли конкуренции в обществе, формируют представления о цивилизованной конкуренции, а несоблюдение условий цивилизованной конкуренции дает представление о нецивилизованной конкуренции.

На протяжении всего периода существования товарно-денежных отношений

конкуренция рассматривалась исследователями с двух позиций. Первая, предполагает рассмотрение конкуренции как борьбы индивидуумов, субъектов хозяйствования или экономических агентов за блага, богатство, выгодное положение ит.п. Вторая позиция предполагает рассмотрение конкуренции как среды, с одной стороны, авторегулирующей рыночные отношения и, с другой стороны, координирующей рыночные отношения, что, в свою очередь, формирует сущностный подход к анализу конкуренции. Сущностный подход дает представления о разновидностях конкуренций по ее смысловому содержанию, в описание которых положены различные модели поведения человека. Таким образом, выделяют экономическую, социальную, политическую и общественную конкуренцию.

На протяжении всего периода эволюции в представлениях о понятии «конкуренция» представители различных экономических школ вели дискуссию о разрушительной или созидательной силе конкуренции в экономике, тем самым формируя функциональный подход к анализу конкуренции. При наличии прямой и обратной связи между конкуренцией и рынком в отношении природы их происхождения выделяются две функции конкуренции:

1) авторегулирующая;

2) координирующая.

Причем прямой зависимости соответствует авторегулирующая функция, а обратной — координирующая. Функциональный подход к анализу конкуренции предполагает выделение указанных функций в рамках динамического подхода к анализу экономических систем, где конкуренция рассматривается как объект научного интереса и иод которой, прежде всего, понимают борьбу (или процесс).

Дискуссии, связанные с ролью конкуренции в экономике и обществе, а именно с ее направленностью воздействующей силы, имеют корни своего разрешения в выделенных взаимосвязях (прямой и обратной), а значит, в выполняемых функциях. Авторегулирующая функция конкуренции, которая имеет место в условиях свободной

конкуренции, как правило, несет разрушительную силу, т.к. эта модель видовой конкуренции (свободная) идеализирована, т.е. в рыночной среде, как правило, встречается ее альтернативный вид (ограниченная). Следовательно, и сама конкурентная среда носит разрушительную силу. Таким образом, в условиях авторегулирующей конкуренции рынок будет стремиться к выходу из своего равновесия. Этим и объясняется разрушительная сила конкуренции.

Координирующая функция конкуренции, или координирующая конкуренция, имеет созидательную силу. Так, в основе функционирования координирующей конкуренции положена обратная связь между конкуренцией и рынком, которая реализуется в рамках модели цивилизованной конкуренции, которая, в свою очередь, в отличие от модели свободной конкуренции, по своей природе построения реалистична, т.е. модель нецивилизованной конкуренции, особенно это характерно для современности, в реальности редко встречается, т.к. государство, взяв на себя определенные обязанности по достижению благополучия своих граждан через государственную собственность, выступает одним из участников экономических отношений и действует в рамках установленных законов и общепринятых норм. Таким образом, рынок в условиях координирующей конкуренции будет стремиться к достижению своего равновесия. Этим и объясняется созидательная сила конкуренции.

Рассмотрение конкуренции в рамках статического подхода к анализу экономических систем предполагает понимание конкуренции как социально-экономического или общественного явления (или среды) и ее рассмотрения как предмета научного интереса. В связи с чем выделяются формирующая и развивающая функции конкуренции, где сама конкуренция выступает предметом управленческого воздействия (предметом управления), рассматривается наукой и практикой в рамках, соответственно, кибернетических и синергетических концепций развития. В этом случае конкуренция выступает элементом уже не

экономической, а управленческой системы, и актуальными становятся вопросы эффективности (неэффективности) в рамках реализации функции формирования, которая предполагает субъект-объект-ные отношения и вопросы конкурентоспособности (неконкурентоспособности) в рамках реализации функции развития, которая предполагает субъект-предметные отношения.

Исходя из сказанного, отметим, что согласно функциональному подходу к анализу конкуренции, нами выделяются следующие виды конкуренции: авторегулирующая, формирующая, развивающая и координирующая. Представление и раскрытие сущности функционального подхода к анализу конкуренции формирует теоретико-методологические основы развития (управления) конкуренцией. А именно, конкуренция может развиваться в рамках экономических систем посредством законов, закономерностей и зависимостей (прямая и обратная связь между конкуренцией и рынком), а также в рамках управленческих систем на основе кибернетической и синергетической концепций развития организаций.

Принимая во внимание взгляды на конкуренцию Ч. Дарвина в рассмотрении теории эволюции живого мира, ее можно классифицировать на активную и пассивную конкуренцию. Собственно, представления о пассивной конкуренции положены Ч. Дарвином в теорию эволюции. Между тем, он не отвергал присутствие в живой среде активной конкуренции. Так, Дарвин заключал, что живые организмы и, более того, целые виды борются с условиями внешней среды за право выживания, где изменение внешней среды приводит к вымиранию существующих видов и появлению новых — пассивная конкуренция. В процессе борьбы с внешними условиями у живых организмов возникает необходимость соперничества с другими видами за право пользования ресурсами природы. В этом случае проявляет себя активная конкуренция, которая в данном случае выступает следствием пассивной конкуренции.

Переходя к рассмотрению экономических систем, можно сказать, что исторически сложившейся считается активная конкуренция — предполагающая собой борьбу субъектов хозяйствования за право обладания ограниченных ресурсов, но, отметим, восполняемых. В эпоху свободной и совершенной конкуренции, т.е. до появления кейнсианства и признания экологии как фактора производства в основу авторегулирующего рыночного механизма была положена активная конкуренция. С развитием экономических отношений, переходом их на новый глобальный уровень и осознание невосполнимости природных ресурсов и экологии как фактора производства, конкуренция видоизменилась и приобрела форму пассивной конкуренции

— поиск оптимальных способов хозяйствования, приносящих наименьшие издержки мировому сообществу. Выражается данная конкуренция между субъектами хозяйствования, которыми уже выступают страны или крупные корпорации, в поиске новых ресурсосберегающих технологий, а также в поиске принципиально новых источников энергии, новых технологий, позволяющих использовать новые виды энергий и т.п. Как мы видим, здесь соперничество (конкуренция) ведется между хозяйствующим мировым сообществом и средой его существования, например, «природой» или «мировыми ценностями».

Тем не менее, в рамках пассивной конкуренции на локальном уровне (континенте, регионе, государстве, фирме) встречаются и формы активной конкуренции. На современном этапе развития мировых экономических отношений можно утверждать, что проявление активной формы конкуренции есть следствие распространения пассивной конкуренции.

Таким образом, можно сделать заключение, что в экономическом пространстве отмечается причинно-следственная взаимосвязь между указанными видами конкуренции. В целом же можно отметить единство этих видов конкуренции. Наличие любой среды с ограничениями ресурсов и субъектами хозяйствования предполагает про-

явление активного соперничества между собой субъектов — активной конкуренции. И обратно, наличие субъектов хозяйствования и ресурсов предопределяет появление среды с ограничениями, что обуславливает появление пассивного соперничества (пассивная конкуренция) — приспособление к среде и существование в ней. Таким образом, выделяются два вида конкуренции: активная и пассивная.

Для полноты выделенной типологии конкуренции с целью всестороннего ее изучения необходимо выделить другие виды конкуренции, которые были получены исследователями в ходе развития различных направлений экономической мысли. Так, представитель австрийской школы Менгер, исходя из предмета анализа — место возникновения конкуренции, анализируя при этом механизм образования цен, выделяет

в случае изолированного обмена одностороннюю конкуренцию и в общем случае

— двухстороннюю конкуренцию. Представители посткейнсианства по способу конкуренции выделяют ценовую и неценовую конкуренцию. Представители неоинститу-ционального направления, рассматривая конкуренцию как институцию общества и исходя из ее направленности, в одном случае на среду, а в другом случае — на аналогичных экономических агентов, выделяют соответственно косвенную конкуренцию и прямую конкуренцию. По масштабу охвата представители институционального направления выделяют индивидуалистическую и корпоративную (групповую) конкуренцию [6; С. 80]. Далее представлена типология экономической категории конкуренция (см. рисунок).

Е

КОНКУРЕНЦИЯ

По способу хозяйствования

_ По характеру проявления

- Идеальная конкуренция

■ Реальная конкуренция

Меновая конкуренция

/•

Фирменная конкуренция// /

По выполняемым функциям в соц.-'* экон. системах'

По условию протекания/ -

- Свободная конкуренция Л----1 Ограниченная конкуренция

І. *1 - " І I

' » У

ґ'г Л ’ '

Совершенная конк^эенция Регулируемая конкуренция

Цивилизованная ко

I-

Е

г

По характеру щ

Активная конкуренция Пассивная конкурегция

а

_ По структуре

Монополия •*

Монополистическая конкуренция Олигополия Монопсония

I

По месту образования !

I

Внутренняя конкуренция I Внешняя конкуренция

“Нецйвилизовангая конкуренция

Авторегулируюшдя ч конкуренция Ф ормирующая конкуренция Развивающая „> конкуренция Коор динирующая конкуренция

По роли —

ч Агрессивная конкуренция^ Созидательная ^ конкуренция

отекания По масштабу -----

\

И ндивидуальнай конкуренция

\ = ч

ч

ч

’ Групповая конкуренция •

— По содержанию

• Экономическая конкуренция ч

! Г

По

общественным

Преобразующая,," ^ "

"

конкуренции

Развивающая '

К9и^урен^ия ' //

^ \ По м^ту

возникновения

Социальная конкуренция ^ + * ' /' >'

—т/ Политическая £бнк^р£нция , —*7“ Общественная ^бЪкуренц^#

т” Цр-йаправленности

Прямая конкуренция Косвенная конкуренция

_ Ц^Ь типу

/ I

Недобросовестная

ч ч _ч конкуренция

ч > \ Односторонняя !

ч ч конкуренция Теневая конкуренция

* ч> Двухсторонняя

конкуренция

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

'

Г 94

Це

Пй Способу ведения /

еновая конкуренция Неценовая конкуренция

Схема типологии экономической категории «конкуренция»

В заключение рассмотрения исторических предпосылок к формированию представлений о конкуренции отметим, что представления о конкуренции эволюционировали в силу усложнения социальноэкономических отношений в обществе. В настоящее время в социально-экономическом пространстве можно встретить проявление многообразия видов конкуренций на различных рынках: рынков с ограниченной конкуренцией, рынков с несовершенной конкуренцией, рынков с регулируемой конкуренцией и рынков с цивилизованной конкуренцией. Причем проявляет себя конкуренция на каком-либо рынке в конкретный период времени и по отношению к конкретному предмету конкуренции. На одном рынке может проявлять себя только одна видовая конкуренция какой-либо класси-

фикации и несколько видовых конкуренций, составляющих ее типологию, т.е. на конкретном рынке не может проявлять себя одновременно свободная и ограниченная конкуренция или активная и пассивная конкуренция по отношению к одному и тому же предмету конкуренции в одно и то же время, но может проявлять себя одновременно свободная и активная конкуренция, регулируемая и несовершенная конкуренция в тех же условиях. В силу многообразия видов конкуренции в современной действительности, а также в силу неоднозначности в представлениях о функциях конкуренции в социально-экономическом пространстве, ее созидательной или разрушительной силе становится актуальным вопрос о роли конкуренции как в рыночной экономике, так и в обществе в целом.

Литература

1. Автономова В. История экономических учений: учеб. пособ. / Под ред. В. Автономова, О. Ананьина, Н. Макашевой. — М.: ИНФРА-М, 2001. — 784 с.

2. Блауг М. Экономическая мысль в ретроспективе / пер. с англ. — 4-е изд. — М.: Дело Лтд, 1994. — 720 с.

3. Генкин Б.М. Экономика и социология труда: учебник для вузов. — 5-е изд., доп. — М.: Норма, 2005. — 416 с.

4. Гусейнов P.M. История экономическихучений: учебник / Под общ. ред. P.M. Гусейнико-ва, Ю.В. Горбачевой. — М.: ИНФРА-М, Новосибирск: Сибирское соглашение, 2000. — 252 с.

5. Жид Ш., Рист Ш. История экономическихучений. — М., 1995.

6. Ломоносов М.В. Первые основания металлургии или рудных дел // Полн. собр. соч. Т. У. — М.;Л.; 1954,-402 с.

7. Майбурд Е.М. Введение в историю экономической мысли. От пророков до профессоров. — М.: Дело, Вита-Пресс, 1996. — 544 с.

8. Норс Д. Очерки торговли, трактующие главным образом вопросы о процентах, чеканке, обрезе, увеличении денег // Меркантелизм. — Л., 1935. —316 с.

9. Потапов И.С. История экономических учений: учеб. пособ. — 2-е изд., стереотип. — М.: МГИУ,2005.-244с.

10. Радаев В.В. Работающие бедные: велик ли запас прочности // Экономическая социоло-ГИЯ.-2000.-Т. 1. — №1.

11. Хайек Ф. Конкуренция как процедура открытия // Мировая экономика и международные отношения. — 1989. — №12.

12. Черковец В.Н. Всемирная история экономической мысли: в 6 тт. / Гл. ред. В.Н. Черко-вец [и др.] — М.: Мысль, 1987. — 606 с.

Коротко об авторе_______________________________

Кравцевич С.В., канд. экон. наук, доцент кафедры «Экономика и бухгалтерский учет», Читинский государственный университет [email protected]

Научные интересы: развитие конкуренции, конкуренция в инновационной деятельности, повышение конкурентоспособности, приобретение конкурентных преимуществ

______________________Briefly about the author

S. Kravtsevich, candidate of economical sciences, assistant professor of economy and accounting department, Chita state university

Scientific interests: competition development, competition in innovative activity, competitiveness increase, acquisition of competitive advantages

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.