Научная статья на тему 'Организационно-экономические модели развития конкуренции'

Организационно-экономические модели развития конкуренции Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
188
23
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
УСЛОВИЯ КОНКУРЕНЦИИ / МОДЕЛЬ РАЗВИТИЯ КОНКУРЕНЦИИ / "ПРИРОДА" КОНКУРЕНЦИИ / СТРАТЕГИЯ РАЗВИТИЯ КОНКУРЕНЦИИ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Кравцевич Сергей Витальевич

Рассматриваются аспекты экономического и организационного развития конкуренции. Рассматриваются модели экономического, организационного развития конкуренции и интегрированная модель развития конкуренции. Рассматриваются типы стратегий развития конкуренции.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Организационно-экономические модели развития конкуренции»

DELIVERING INNOVATIVE TRANSFORMATIONS SERVICES LOGISTICS: FROM THE COURIER SERVICE BY CROWDSOURCING PLATFORM

Abstracts: The author reveals the modern features of the innovative transformation of courier services in the crowdsourcing platform consolidation in the market of express orders - delivery.

Key words: express delivery, delivery truck services, crowdsourcing, IT-platform.

ОРГАНИЗАЦИОННО-ЭКОНОМИЧЕСКИЕ МОДЕЛИ РАЗВИТИЯ

КОНКУРЕНЦИИ Кравцевич Сергей Витальевич, к.э.н., докторант Байкальский государственный университет экономики и права,

г. Иркутск, Россия (e-mail: [email protected])

Рассматриваются аспекты экономического и организационного развития конкуренции. Рассматриваются модели экономического, организационного развития конкуренции и интегрированная модель развития конкуренции. Рассматриваются типы стратегий развития конкуренции.

Ключевые слова: условия конкуренции, модель развития конкуренции, «природа» конкуренции, стратегия развития конкуренции.

Как отмечает историко-экономическая наука, любые социально-экономические отношения сопровождаются процессами развития. Развитие характеризуется усложнением социально-экономических отношений с течением времени. Усложняется теоретическая база экономической науки. С развитием социально-экономических отношений, а значит с развитием экономической науки, развитию подвергаются и меновые отношения, лежащие в основе социально-экономических и хозяйственных отношений и связей.

Исходя из функционального подхода к анализу конкуренции и ее соци-

4

альной природы , следуют две концепции развития конкуренции: организационная и экономическая. В основу сущности данных концепций заложены следующие представления об организационных и экономических системах. Под экономическими системами понимается, прежде всего, совокупность социально-экономических явлений, состоящих между собой в системных и причинно-следственных связях (зависимость, закономерности, закон). Под организационными системами понимается совокупность процессов, представимых системными и причинно-следственными отношениями (отношениями иерархичности, структурности, порядка).

4Первичность или вторичность происхождения «конкуренции» относительно «рынка».

Экономическая концепция развития конкуренции предполагает ее видоизменение и перехода от одного социально-экономического типа к другому. В истории экономической мысли отмечаются следующие типовые переходы конкуренции: от ограниченной к совершенной конкуренции и от несовершенной к свободной, от несовершенной к нерегулируемой конкуренции и от регулируемой к совершенной, от регулируемой к нецивилизованной конкуренции и от цивилизованной к нерегулируемой5.

В основе методологии развития конкуренции в рамках экономической концепции лежит смена условий существования конкуренции (смена типов конкуренции), а вместе с ними содержание самой конкуренции, т. е. смене законов, закономерностей, зависимостей, основанных на системных и причинно-следственных связях и лежащих в основе социально-экономических явлений.

Необходимо отметить, что на уровне национальных экономик развитие конкуренции в рамках экономической концепции происходило эволюционным путем, а смена типовых конкуренций обуславливалась научно-техническим прогрессом и повышением производительности труда, социальным развитием общества, в том числе культурным развитием общества. Тем не менее, на фоне усложнения общественных отношений и интеграционных процессов национальных экономик типовая конкуренция проявляет себя во всем своем многообразии на различных рынках, где развитие конкуренции можно рассматривать в рамках прогрессивных и регрессивных моделей. Так в современном обществе на одном и том же рынке конкуренция может развиваться в прогрессивном направлении, т. е. от простых и ранних типов к более сложным и поздним типам, и в регрессивном направлении, т. е. от более сложных и поздних типов к более простым и ранним типам (рис1).

Модель регрессивного пяз-

Развитие конкуренции

Рис. 1 Методология экономической концепции развития

конкуренции

5В основу научных предпосылок к формированию экономической концепции развития конкуренции положен поведенческий подход к анализу конкуренции (классификация конкуренции по условию протекания).

В основе методологии экономической концепции развития конкуренции лежит рассмотрение функциональности конкуренции, ее роли в социально-экономических и общественно-политических явлениях и процессах. Аспектами функциональности конкуренции выступают необходимые и достаточные условия протекания и существования конкуренции. Условия необходимости определяют видовую дифференциацию конкуренции, а условия достаточности определяют всеобщность конкуренции в меновых процессах. Изменение конкретного содержания необходимых условий существования и протекания конкуренции влечет ее типовое изменение.

К условиям необходимости существования и протекания конкуренции относятся наличие норм и ценностей, форма организации рыночного хозяйствования (индивидуальная или ассоциативная), модель поведения человека, способ достижения рыночного равновесия. Конкретное рассмотрение каждого из перечисленных аспектов функциональности конкуренции дает целостное представление об экономическом развитии конкуренции, а именно о существе направленности смены простых и сложных типов конкуренции.

К условиям достаточности существования и протекания конкуренции относятся наличие товарно-денежных отношений, наличие предпринимателей и капитала, наличие полезных благ и редких ресурсов.

Типовые переходы от ограниченной к совершенной конкуренции или от несовершенной к свободной конкуренции (от свободной к совершенной конкуренции) сопровождаются сменой содержания необходимых условий: с условия наличия прав и свобод выбора на условие ценностей, полезно-стей и редкостей благ и ресурсов; с условия приоритетности на условие склонности к индивидуальной форме хозяйствования; с условия модели экономического поведения человека на модель социального человека; с условия эквивалентного обмена на условие взаимовыгодного обмена.

Типовые переходы от несовершенной к нерегулируемой или от регулируемой к совершенной конкуренции (от совершенной к регулируемой конкуренции) сопровождаются сменой содержания необходимых условий: с условия ценностей, полезностей и редкостей благ и ресурсов на условие наличия встроенных стабилизаторов в экономике; с условия индивидуальности на условие ассоциативности хозяйствования; с условия модели социального поведения человека на модель политического человека; с условия взаимовыгодного обмена на условие справедливого обмена.

Типовые переходы от регулируемой к нецивилизованной конкуренции или от цивилизованной к нерегулируемой конкуренции (от регулируемой к цивилизованной конкуренции) сопровождаются сменой содержания необходимых условий: с условия наличия встроенных стабилизаторов в экономике на условие наличия организационно-правовых форм хозяйствования; с условия склонности на условие приоритетности ассоциативной форме хозяйствования; с условия модели политического поведения человека на

модель общественного человека; с условия справедливого обмена на условие благоразумного (цивилизованного) обмена.

Рассмотрение методологии экономической концепции вносит определенный вклад в научную основу развития конкуренции. Она позволяет установить диалектические соответствия между различными аспектами (природой) экономического развития конкуренции (табл. 1).

Таблица 1. Диалектическая связь аспектов экономического развития __конкуренции_

Аспекты функциональности конкуренции Типы конкуренции

Свободная конкуренция Совершенная конкуренция Регулируемая конкуренция Цивилизованная конкуренция

Условия необходимости существования и п ротекания конкуренции

Наличие норм и ценностей наличие прав обладание «благом» ценности, полезности и редкость «ресурсов» наличие встроенных стабилизаторов наличие организационно-правовых форм

Форма организации рыночного хозяйствования приоритетность к индивидуальному хозяйствованию склонность к индивидуальному хозяйствованию склонность к ассоциативному хозяйствованию приоритетность к ассоциативному хозяйствованию

Модель поведения человека «экономический человек» «социальный человек «политический человек» «общественный человек»

Способ достижения рыночного равновесия эквивалентный обмен взаимовыгодный обмен справедливый обмен благоразумный (цивилизованный) обмен

Условия достаточности существования и протекания конкуренции

Наличие товарно-денежных отношений Конкуренция

Наличие предпринимателей и капитала Конкуренция

Наличие благ и ресурсов Конкуренция

Организационная концепция развития конкуренции предполагает ее совершенствование и усложнение как внутренней структуры. История экономической мысли рассматривает развитие конкуренции в следующих организационных переходах: от свободной к ограниченной конкуренции, от совершенной к несовершенной конкуренции, от нерегулируемой к регулируемой конкуренции, от нецивилизованной к цивилизованной конкуренции (рис. 2).

В основе методологии развития конкуренции в рамках организационной концепции лежит смена «сил конкуренции», т. е. смена конкурентных пре-

имуществ, а значит типов конкуренции и, как следствие, парный переход к альтернативному типу конкуренции. Смена «сил конкуренции» (конкурентных преимуществ субъектов хозяйствования или мотивов конкурентного поведения) сопровождается сменой принципов, норм, устоев, основанных на системных и причинно-следственных отношениях и лежащих в основе социально-экономических процессов.

Развитие конкуренции в рамках организационной концепции происходит революционным путем, вследствие вмешательства или воздействия на нее со стороны через внешнюю экспансию или реформирования общественных норм и устоев. Например, в эпоху средневековья ведение торговли на территории государства импортным товаром или появление новых форм хозяйствования — государственных, общественных и т. д. Развитие конкуренции в рамках организационной концепции протекает в двух направлениях: регрессивном, т. е. от более эффективных (конкурентоспособных) и поздних типов к более неэффективным (неконкурентоспособным) и ранним типам и прогрессивном, т. е. от более неэффективных (неконкурентоспособных) и ранних типов к более эффективным (конкурентоспособным) и поздним типам.

В основе методологии организационной концепции развития конкуренции лежит рассмотрение природы происхождения, развития и проявления конкуренции как совокупностей естественных условий ее существования. Рассмотрение различной природы конкуренции дает целостное представление об организационном развитии конкуренции, а именно о существе направленности смены типов конкуренции по отношению к их парным альтернативам.

Типы конкуренции и их развитие Организационные подходы Направление связи и и концепции к развитию характер отнесений

Модель регрессив- (Свободная кон- Ограниченная Концепция «по- Регрессивная связь

куренция Р конкуренция рядка из хаоса» К*,-КС1А-Р'

ного раз- Совершенная — Несовершенная Концепция «хаос Дестр. отнош.

вития конкуренция конкуренция из порядка» КЦ„ - КП Р' - S1

Модель 1 Регулируемая л Нерегулируемая Синергетический Конст. отнош.

прогрес- конкуренция конкуренция подход Р - 8 Т—К1, - КПТ

сивного развития Цивилизованная Нецивилизован- Кибернетический Прогрессивная связь

конкуренция ная конкуренция подход Р1 -С\-Ка-ксП

Рис.2 Методология организационной концепции развития

конкуренции

Природой происхождения конкуренции, т. е. ее первичностью или вто-ричностью происхождения по отношению к «рынку», определяется функциональность процессов и явлений конкуренций в экономических системах. Природой развития конкуренции, т. е. ее естественностью или искусственностью развития в организационных и социально-экономических системах, определяется динамичность конкуренции во времени и пространстве. Природой проявления конкуренции, т. е. ее идеалистичностью и реалистичностью в познаниях, как предмете исследования, определяется

гносеологичность конкуренции в познавательных и исследовательских процессах. Таким образом, в рамках организационной концепции развития конкуренции выделяются свойства «конкуренции» — это свойства, функциональности, динамичности и гносеологичности.

Парный переход от свободной конкуренции к ограниченной, в рамках организационного развития конкуренции, обусловлен первичной природой происхождения конкуренции по отношению к рынку, а значит развитие, носит разрушительный характер. Также, рассматриваемый парный переход обусловлен естественной природой развития конкуренции, а результатом развития конкуренции становится понижение конкурентоспособности объектов хозяйствования. А также, рассматриваемый переход обусловлен идеалистической природой проявления конкуренции, что предопределяет наличие регрессивных связей между сторонами «обмена» — «рынком и конкуренцией», которые снижают уровень комплексной характеристики (конкурентоспособности) объектов хозяйствования.

Парный переход от совершенной конкуренции к несовершенной, в рамках организационного развития конкуренции, обусловлен вторичной природой происхождения конкуренции по отношению к рынку, а значит развитие, носит дезорганизационный характер. Также, рассматриваемый парный переход обусловлен естественной природой развития конкуренции, а результатом развития конкуренции становится утрата конкурентных преимуществ у хозяйствующих субъектов. А также, рассматриваемый переход обусловлен идеалистической природой проявления конкуренции, что предопределяет наличие деструктивных отношений между сторонами «обмена» — «рынком и конкуренцией», которые ведут к утрате «цепочки ценностей» (конкурентных преимуществ) у хозяйствующих субъектов.

Парный переход от нерегулируемой конкуренции к регулируемой, в рамках организационного развития конкуренции, обусловлен вторичной природой происхождения конкуренции по отношению к рынку, а значит развитие, носит организационный характер. Также, рассматриваемый парный переход обусловлен искусственной (социальной) природой развития конкуренции, в силу чего развития конкуренции происходит в рамках си-нергетического подхода и носит непосредственный характер , а результатом развития конкуренции становится приобретение конкурентных преимуществ хозяйствующими субъектами. А также, рассматриваемый переход обусловлен реалистической природой проявления конкуренции, что предопределяет диалектико-идеалистический подход к познанию конкуренции и наличие конструктивных отношений между сторонами «обмена» — «рынком и конкуренцией», которые ведут к приобретению конкурентных преимуществ («цепочки ценностей») у хозяйствующих субъектов.

Парный переход от нецивилизованной конкуренции к цивилизованной, в рамках организационного развития конкуренции, обусловлен первичной

6Конкуренция направлена на механизм функционирования хозяйствующих субъектов и представляет собой менеджмент (развивающие процессы) рыночного механизма.

природой происхождения конкуренции по отношению к рынку, а значит, развитие носит созидательный характер. Также, рассматриваемый парный переход обусловлен искусственной (социальной) природой развития конкуренции, в силу чего развитие конкуренции происходит в рамках кибернетического подхода и носит опосредованный характер , а результатом развития конкуренции становится повышение конкурентоспособности объектов хозяйствования. А также, рассматриваемый переход обусловлен реалистической природой проявления конкуренции, что предопределяет диалектико-материалистический подход к познанию конкуренции и наличие прогрессивных связей между сторонами «обмена» — «рынком и конкуренцией», которые ведут к повышению конкурентоспособности (комплексной характеристики) объектов хозяйствования.

Таблица 2. Диалектическая связь аспектов организационного развития _конкуренции_

Тип конкуренции Свободная Совершенная Регулируемая Цивилизованная конкуренция

конкуренция конкуренция конкуренция

Природа происхож- Первичная Вторичная Вторичная Первичная

дения конкуренции субстанция субстанция субстанция субстанция

Функции конкурен- Авторегули- Формирую- Развивающая Саморегули-

ции рующая щая рующая

Роль конкуренции Разрушительная Дезорганиза-ционная Организационная Созидательная

Природа развития конкуренции Естественная Естественная Искусственная (менеджмент) Искусственная (управление)

Организационные Концепция Концепция Синергетиче- Кибернетиче-

подходы и концеп- «порядка из «хаоса из по- скии подход ский подход

ции к развитию кон- хаоса» рядка»

куренции

Характер развития конкуренции Непосредственное развитие Опосредованное развитие

Организационный характер построения Субъект-предметные причинно-следственные отношения Субъектно-объектные системные отношения

систем развития конкуренции

Понижение Утрата кон- Приобретение Повышение

Результаты развития конкуренто- курентных конкурентных конкуренто-

способности преимуществ преимуществ способности

Природа проявления Идеалистиче- Идеалисти- Реалистиче- Реалистиче-

(познания)конку- ская ческая ская ская

ренции

Направление связей Регрессивная Деструктив- Конструктив- Прогрессивная

7Конкуренция направлена нахозяйствующих субъектов и представляет собой саморегулирующуюся среду, в которой функционируют экономические агенты.

и характер отношений сторон «обмена» связь ные отношения ные отношения связь

Предмет познания (существо проявления) конкуренции Комплексная характеристика (конкурен-тоспособ-ность) «Цепочка ценностей» (конкурентное преимущество) Конкурентное преимущество («цепочка ценностей») Конкурентоспособность (комплексная характеристика)

Философские подходы к познанию конкуренции Диалектико-идеалистический Диалектико-материалистический

Рассмотрение методологии организационной концепции вносит определенный вклад в научную основу развития конкуренции. Она позволяет установить диалектические соответствия между различными аспектами (природой) организационного развития конкуренции (табл. 2).

При рассмотрении экономической и организационной концепции развития конкуренции выделяют прогрессивную и регрессивную модель развития (рис. 3). Представленные модели развития в зависимости от природы развития конкуренции (естественной или искусственной) имеют по два конечных состояния развития. В естественных процессах прогрессивное развитие конкуренции осуществляется в рамках экономической концепции и

Прогрессивное развитие конкуренции Регрессивное развитие конкуренции

Организационная концепция развития - от идеализированных форм конкуренции к реалистичным формам.

Рис. 3 Модели прогрессивного и регрессивного развития конкуренции

завершается «совершенной конкуренцией», а регрессивное развитие, осуществляемое в рамках экономической и организационной концепции, имеет свое завершение «ограниченной конкуренцией». В искусственных процессах, прогрессивное развитие, осуществляемое в рамках экономической и организационной концепции, имеет свое завершение «цивилизованной конкуренцией», а регрессивное развитие, осуществляемое в рамках экономической концепции, имеет свое завершение «нерегулируемой конкуренцией». Переход от естественных систем развития к искусственным систе-

мам, обусловлен появлением субъекта развития (государства, акционерных обществ и т. д.).

Вследствие того, что в общественном и социально-экономическом пространстве процессы развития носят непрерывный характер, а само развитие, предполагает наличие как регрессивных процессов, так и прогрессивных процессов, развитие конкуренции носит, соответственно, как прогрессивный, так и регрессивный характер (рис. 4). Интегрированная модель развития конкуренции предполагает смену естественных и искусственных (социальных), а также прогрессивных и регрессивных процессов развития на пути от простейшего вида «ограниченной конкуренции» к сложному виду «цивилизованной конкуренции» — прогрессивное развитие или обратное, от сложного вида «цивилизованной конкуренции» к простому виду «ограниченной конкуренции» — регрессивное развитие. Отсюда следует, что естественные и искусственные, прогрессивные и регрессивные процессы развития, неразрывно связанны друг с другом и одновременно протекают и присутствуют при любом развитии конкуренции.

^ к

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

£ £

Е- 3

К Я

м <и

3 & 2

& й 3

« и 8

Прогрессивное развитие конкуренции

--► Регрессивное развитие

2 о 8

ция

Естественная природа развития конкуренции

ии

к

т

Регулируемая конкуренция

Цивилизованная конкуренция

Нерегулируемая конкуренция

Нецивилизованная конкуренция

Искусственная природа развития конкуренции

Организационная концепция развития - от идеализированных форм конкуренции к реалистичным формам.

Рис. 4 Интегрированная модель развития конкуренции

В заключение рассмотрения экономической и организационной концепций развития конкуренций отметим, что каждая из них решает свои целевые задачи. Так экономическая концепция предполагает рассмотрения развития конкуренции в направлении от реалистичных форм конкуренции к идеализированным формам. Процесс развития носит эволюционный характер. В этом случае, развитие решает оптимизационные задачи, решениями которых является смена законов, закономерностей, зависимостей хозяйствования. Отметим, что в рамках данной концепции процессы развития описываются принципом цикличности жизнедеятельности.

Организационная концепция рассматривает развитие конкуренции в моделях от идеализированных к реалистичным формам. Процесс развитие носит революционный характер. В этом случае, в рамках развития решаются задачи рационального поведения (эффективности и конкурентоспособности), решениями которых является смена форм, типов, принципов,

устоев хозяйствования, а также совершенствования и усложнения отношений хозяйствующих субъектов. Отметим, что в рамках данной концепции процессы развития описываются принципом скачкообразного развития (концепцией Б-образных кривых) (табл. 3).

Таблица 3. Типы решаемых задач в рамках концепций развития __конкуренции__

Концепции развития Направления разви- Аспекты Вид Стратегии Типы задач Принцип

конкурен- тия конку- развития развития развития развития

ции ренции

от реали- смена эволюци- стратегия оптимизацион- цикличе-

стичных к видов онный свободной, ные задачи (за- ское раз-

Экономическая кон- идеализированным формам конкуренции (содер- совершенной, регулируемой, дачи совершенствования) витие

цепция жания конкуренции) цивилизованной конкуренции

от идеали- смена сил революци- стратегия задачи рацио- скачкооб-

Организационная концепция зированных к реалистичным формам конкуренции, т. е. конкурент-ных преимуществ (типов конку-ренции)8 онный диверсификации, кооперации, консолидации, глобализации нального поведения (задачи эффективности и конкурентоспособности) разное развитие

В рамках экономической концепции развития конкуренции определяются базовые стратегии развития конкуренции, это стратегия свободной, совершенной, регулируемой и цивилизованной конкуренции. В рамках организационной концепции развития конкуренции определяются базовые стратегии развития конкуренции, это стратегия диверсификации, кооперации, консолидации и глобализации конкуренции.

Практическая ценность теоретизации развития конкуренции заключается в том, что становится возможным на научной основе развивать меновую экономику не только через рыночный механизм, но и через конкурентную среду.

Список литературы

1. Автономова В. История экономических учений: учеб. пособие / под ред. В. Автономова, О. Ананьина, Н. Макашевой. - М.: ИНФРА-М, 2001. - 784 с.

2. Блауг М. Экономическая мысль в ретроспективе. пер. с англ. / М. Блауг. - 4-е изд. - М.: Дело Лтд, 1994. - 720 с.

8Парный переход к альтернативному типу конкуренции.

3. Генкин Б.М. Экономика и социология труда: учебник для вузов / Б.М. Генкин. -5-е изд., доп. - М.: Норма, 2005. - 416 с.

4. Гусейнов Р.М. История экономических учений: учебник / под общ. ред. Р.М. Гу-сейников, Ю.В. Горбачевой. - М.: ИНФРА-М, Новосибирск: Сибирское соглашение, 2000. - 252 с.

5. Жид Ш. История экономических учений. / Ш. Жид, Ш. Рист. — М., 1995.

6. Ломоносов М.В. Первые основании металлургии или рудных дел // Полн. собр. соч. Т. V. - М.; Л.; 1954. - 402 с.

7. Майбурд Е.М. Введение в историю экономической мысли. От пророков до профессоров / Е.М. Майбурд. - М.: Дело, Вита-Пресс, 1996. - 544 с.

8. Норс Д. Очерки торговли, трактующие главным образом вопросы о процентах, чеканке, обрезе, увеличении денег / Д. Норс // Меркантелизм. - Л., 1935. - 316 с.

9. Потапов И. С. История экономических учений: учеб. пособие. / И. С. Потапов. - 2-е изд., стереотип. - М.: МГИУ, 2005. - 244 с.

10. Радаев В.В. Работающие бедные: велик ли запас прочности / В.В. Радаев // Экономическая социология. - 2000. - Т 1, №1

11. Хайек Ф. Конкуренция как процедура открытия // Мировая экономика и международные отношения. - 1989. - № 12.

12. Черковец В.Н. Всемирная история экономической мысли: В 6 т. гл. ред. В.Н. Черковец И.П. [и др.] - М.: «Мысль», 1987. - 606 с.

13. Кравцевич С. В. Развитие теоретико-методологических подходов к исследованию конкуренции / С.В. Кравцевич. — Иркутск : Изд-во БГУЭП, 2014. — 258 с.

Sergey Vitalyevich Krautsevich, P.h.D, doctoral student of the Baikal State University of Economics and law, Irkutsk, Russia ORGANIZATIONAL AND ECONOMIC DEVELOPMENT MODEL

COMPETITION

Discusses aspects of economic and institutional development of competition. Discusses the model of economic, organizational development competition and integrated development model competition. Discusses the types of strategies for the development of competition.

Keywords: competition, competition development model "nature" competition, competition development strategy.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.