Научная статья на тему 'Системные представления о конкуренции'

Системные представления о конкуренции Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
325
37
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СИСТЕМА КОНКУРЕНЦИИ / COMPETITION SYSTEM / КОНКУРЕНТНЫЕ СИСТЕМЫ / COMPETITIVE SYSTEMS / СИСТЕМА ОБМЕНА / EXCHANGE SYSTEM / КИБЕРНЕТИКО-СИНЕРГЕТИЧЕСКАЯ КОНЦЕПЦИЯ / CYBERNETIC AND SYNERGETIC CONCEPT

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Кравцевич Сергей Витальевич

Рассматривается системный подход к анализу конкуренции, а также уровни такого анализа, роль кибернетической и синергетической концепции развития конкуренции в рамках системного подхода. Такой подход методологически раскрывает суть диалектической связи понятий конкурентных преимуществ и конкурентоспособности. Рассматривается философский подход к анализу конкуренции и предлагаются к обсуждению диалектико-идеалистический и диалектикоматериалистический подходы к рассмотрению качественных переходов понятий «конкурентное преимущество» и «конкурентоспособность». В системном подходе рассматриваются с содержательной стороны отношения и процессы «обмена», раскрывая их через субкатегории «рынок» и «конкуренция». Посредством конкурентных систем и системы конкуренции описываются процессы конкуренции на локальном или глобальном уровнях анализа или на внутренней или внешней конкурентной среде. Развитие конкуренции, в рамках системного подхода, раскрывает сущность концепций менеджмента конкуренции и управления в конкуренции.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The article deals with the system approach to competition analysis and its levels. We consider the role of the cybernetic and synergetic concept of competition development within the framework of the system approach. This approach to the analysis of competition methodologically reveals the essence of dialectical connection between the concepts "competitive advantages" and "competitiveness". We also give a review of the philosophical approach to competition analysis and the dialectical-idealistic and dialectical-materialistic approach to consideration of the qualitative transitions of the notions "competitive advantage" and "competitiveness". The system approach regards the relations and processes of "exchange" under the aspect of content, revealing it through the subcategories of "market" and "competition". By means of competitive systems and a competition system, the competition processes are described at the local or global levels of analysis or in the internal or external competitive environment. Competition development within the framework of the system approach reveals the essence of the concepts "competition management" and "management in competition".

Текст научной работы на тему «Системные представления о конкуренции»

УДК 332.122

DOI: 10.18101/2304-4446-2018-2-37-46 СИСТЕМНЫЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЯ О КОНКУРЕНЦИИ

© Кравцевич Сергей Витальевич

кандидат экономических наук, доцент,

Читинский институт Байкальского государственного университета Россия, 672000, г. Чита, ул. Бутина, 37 E-mail: kravcevs@front.ru

Рассматривается системный подход к анализу конкуренции, а также уровни такого анализа, роль кибернетической и синергетической концепции развития конкуренции в рамках системного подхода. Такой подход методологически раскрывает суть диалектической связи понятий конкурентных преимуществ и конкурентоспособности. Рассматривается философский подход к анализу конкуренции и предлагаются к обсуждению диалектико-идеалистический и диалектико-материалистический подходы к рассмотрению качественных переходов понятий «конкурентное преимущество» и «конкурентоспособность». В системном подходе рассматриваются с содержательной стороны отношения и процессы «обмена», раскрывая их через субкатегории «рынок» и «конкуренция». Посредством конкурентных систем и системы конкуренции описываются процессы конкуренции на локальном или глобальном уровнях анализа или на внутренней или внешней конкурентной среде. Развитие конкуренции, в рамках системного подхода, раскрывает сущность концепций менеджмента конкуренции и управления в конкуренции.

Ключевые слова: система конкуренции; конкурентные системы; система обмена; кибернетико-синергетическая концепция.

Понятия «система» и «системность» имеют существенную значимость в современной науке и практической деятельности. Научные исследования в области системного подхода и теории систем ведутся начиная с середины XX в., которые положили начало формированию свойства системности, характеризующегося как протекание физических процессов, так и деятельность человека. Теория систем является методологической основой теории управления. Основоположником теории систем считается австрийский ученый Л. Берталанфи. Первый международный симпозиум по системам состоялся в Лондоне в 1961 г., где с докладом выступил выдающийся английский кибернетик С. Бир. В связи с этим можно утверждать, что кибернетика и теории систем имеют гносеологическую близость [1].

«Система» как понятие имеет сложную методологическую структуру. В целом под системой понимается целостная совокупность взаимосвязанных элементов или объект произвольной природы, обладающий выраженным системным свойством, которым не обладает ни одна из частей системы при любом способе ее членения, не выводимом из свойств частей [1].

Под «системой» понимаются, во-первых, уровни анализа, внешний и внутренний, более высокий или более низкий; во-вторых, понимается взаимосвязь частей и целого, а сама совокупность представляет собой целостную структуру; в-третьих, понимают и рассматривают то, что имеет начальное и конечное состояние; в-четвертых, понимают механизмы самоорганизации и саморазвития, то есть то, что имеет элементы обратной связи в виде критериев или индикаторов.

Понятие системы имеет методологическую и гносеологическую основу для иных теорий и наук, что предопределяет рассмотрение свойств данного понятия. Все свойства системы этимологизируются по трем основаниям. Сущность системы раскрывается свойством эмерджментности, что определяет несводимость свойств системы к свойствам ее элементов, а также свойство эквифинальности, это способности достижения предельных возможностей. Строение системы определяется свойством целостности, что определяет взаимосвязь элементов внутренней и внешней среды системы между собой, а также свойство иерархичности, что определяет уровневость строения системы, где любая система выступает подсистемой системы более высокого порядка. По выполняемым функциям и по развитию системы выделяется свойство целенаправленности, что определяет функционирование и развитие системы, предполагая наличие конечного состояния или результата, свойство эффективности, что предполагает относительность функционирования и развития системы по отношению к другим системам и предполагает свою оценку, свойство сложности, что предполагает абстрактно-идеализированный характер функционирования и развития системы [1].

Типологическая структура рассмотрения конкуренции, исторически рассматриваемая в своем хронологическом развитии: свободная конкуренция, совершенная конкуренция, регулируемая конкуренция, цивилизованная конкуренция, подтверждает факт развития конкуренции. Системные представления о конкуренции формируются в рамках неоклассической экономической школы исследователями А. Маршаллом и Ф. Хайком.

Взгляды А. Маршалла на «конкуренцию» в методологии теории систем интерпретируются следующим образом (рис. 1). Основными элементами системы «обмена» являются «потребитель» и «производитель», состоящие в субъект-объектных отношениях. Результатом взаимодействия участников «обмена» становятся эквивалентный обмен (или гармонические отношения) и равновесная цена. Системные отношения «спроса» и «предложения» образуют внутреннюю среду системы как совокупность рыночных процессов. Обратной связью системы «обмена» выступает равновесная цена. Внешней средой выступает «конкуренция» как социально-экономическое явление, представимое «лидерством», «первенством», «мотивацией личного или корыстного интереса» и состоящее из причинно-следственных связей. Элементами входа и выхода в систему «обмена» выступают соответственно «продукт», «ресурс», «стоимость» и «себестоимость».

Сущность функционирования системы «обмена», по А. Маршаллу, состоит в том, что продукт и ресурс, имея конкретную вещественно-материальную основу, проходя через внутреннюю среду системы, которая

представляется рыночными процессами, приобретают абстрактную основу, представимую понятиями «стоимость» и «себестоимость». Таким образом, на входе в систему находятся конкретные физические состояния объектов — «штуки», «килограммы», и т. п., а на выходе из системы образуются абстрактные представления об экономическом содержании данных объектов — «рубли».

Условия внешней среды представимы социально-экономическими явлениями «лидерства», «первенства» и др., и порождающие причинно-следственные связи, которые представляют конкуренцию как внешнюю среду системы обмена (социально-экономическое явление).

11111

Продукт Ресурс

Д

д

■ потребитель

Характеризуются субъект-объектными системными отношениями, результатом чего становится эквивалентный обмен (гармонические отношения).

■ производитель

Стоимость Себестоимость

Равновесная цена

Рыночные процессы -внутренняя среда системы

Рис. 1. Система отношений или процессов обмена в теории А. Маршала

Рассмотрение взглядов Ф. Хайека на «конкуренцию» в рамках методологии теории систем интерпретируются следующим образом (рис. 2). Элементами системы «обмена» выступают «покупатель» и «продавец», состоящие в субъектно-предметных отношениях.

Результатом взаимодействия являются взаимовыгодный обмен (или антагонистические отношения) и состояние удовлетворенности благом. Совокупность отношений «продавцов», «покупателей» образуют внутреннюю среду системы как совокупность конкурентных процессов. Обратной связью системы «обмена» выступает удовлетворенность благом. Внешней средой выступает «рынок» как социально-экономическое явление в виде «закона спроса», «закона предложения» и «равновесной цены» и состоит из системных связей. Элементами входа и выхода в систему «обмена» выступают соответственно «благо», «ресурсы» и «ценность», «полезность», «редкость».

Сущность функционирования системы «обмена», по Ф. Хайеку, состоит в том, что благо или ресурс, имея конкретную вещественно-материальную основу, проходит через внутреннюю среду системы, которая представима конкурентными процессами, приобретают абстрактную основу, представи-мую понятиями «ценность», «полезность» и «редкость». Таким образом, на входе в систему находятся конкретные физические состояния объектов — «штуки», «килограммы», и т. п., а на выходе из системы образуются абстрактные представления о социальной и общественной ценности данных объектов — «рубли».

Системы «обмена», выстраиваемые на теоретических воззрениях А. Маршалла и Ф. Хайека, имеют свою общность в том, что они преобразовывают конкретные вещи в абстрактные представления «стоимости» и «ценности».

Ш11

Условия внешней среды представимы социально-экономическими явлениями «закона спроса», «закона предложения», «равновесной цены» и др. и порождают системные связи, которые представляют рынок как внешнюю среду системы обмена (социально-экономическое явление — рыночная общественная формация)

Благо Ресурс

Характеризуются субъектно-предметными, причинно-следственными отношениями, результатом чего становится взаимовыгодный обмен (антагонистические отношения)

Ценности

Полезности

Редкости

Удовлетворенность благом

Конкурентные процессы -внутренняя среда системы

Рис. 2. Система отношений или процессов обмена в теории Ф. Хайека

Системность взглядов заключается в рассмотрении конкуренции на различных уровнях анализа, во внешней и внутренней среде, на глобальном и локальном уровнях. Рассмотрение конкуренции на различных уровнях анализа теоретико-методологически предопределяет рассмотрение диалектических переходов понятий «конкурентное преимущество» в «конкурентоспособность», и обратно. Диалектический переход используется в методологии исследования явлений лидерства хозяйствующих субъектов, т. е. их внутренней природы и в изучении свойств хозяйствующих объектов в меновом пространстве, т. е. во внешнем взаимодействии (рис. 3).

Рассматривая диалектико-идеалистический подход М. Портера к анализу конкуренции, под последней понимается, с одной стороны, образование конкурентных преимуществ у субъектов хозяйствования или «цепочки ценностей» (процесс утраты и приобретения ценностей), с другой стороны, средство достижения свойства конкурентоспособности у объектов хозяйствования [9; 10, с. 413].

Системность конкуренции, по М. Портеру, состоит в том, что на различных уровнях анализа конкуренции (локальном или глобальном) выделяются видовые разновидности конкуренции, одновременно рассматриваемые в одном и том же меновом пространстве (экономической системе или рыночном механизме). Например, (внутренняя) активная конкуренция на локальных рынках и (внешняя) несовершенная конкуренция на глобальном рынке. Здесь конкурентная система представима проявлениями активной и несовершенной конкуренции [15; 10, с. 413].

Диалектико-идеалистический подход

Ценность, «ромб конкурентных преимуществ»

свойство конкурентоспособности

Диалектический переход

Локальный уровень анализа конкуренции

Глобальный уровень анализа конкуренции

конкурентоспособность — способность конкурировать

конкурентоспособность — комплексная характеристика

Диалектико-материалистический подход Совокупность качеств

Признак конкурентного преимущества

ООО ООО ООО

Внутренний уровень анализа конкуренции

Диалектический переход

Внешний уровень анализа конкуренции

Рис. 3. Схема диалектических переходов понятий «конкурентное преимущество» и «конкурентоспособность»

Современными учеными в области конкуренции широко используются диалектические переходы конкурентного преимущества в конкурентоспособность как причинно-следственную (факторную) схему анализа конкурентоспособности объектов хозяйствования (организаций, товаров и т. п.) [17; 18].

Таким образом, в основу построения конкурентных систем положен диалектический переход, обусловленный взаимосвязями внутренней и внешней конкуренции или взаимосвязями локальной или глобальной конкуренции (рис. 3). По М. Портеру, условием существования конкурентной системы является наличие внутренней (активной или пассивной конкуренции) или локальной конкуренции.

Для построения конкурентных систем требуется выполнение достаточных условий. Первое условие — это построение конкурентных систем на базе их реалистичных форм проявления, таковыми являются несовершенная, регулируемая, цивилизованная конкуренция. Второе — наличие сложных социально-экономических и общественно-политических явлений и механизмов, таковыми выступают монополии, государственные закупки, законодательные институты и т. д. Третье — наличие развитых рыночных структур и отношений. Схематичная интерпретация конкурентных систем представлена на рис. 4.

Отметим, что диалектико-материалистические воззрения отечественной школы теории конкуренции, предполагающие рассмотрение кибернетического подхода к развитию конкуренции, допускают построение и рассмот-

рение системы конкуренции как системы множества рынков, а сама система конкуренции описывается комплексом характеристик объектов хозяйствования, т. е. их конкурентоспособностью. Отсюда следует, что развитие системы конкуренции состоит в управлении рыночными процессами.

Исходя из теоретического и методологического анализа под конкурентными системами понимается конкурентное пространство одного рынка, состоящего из типовых и видовых конкуренций (конкурентные процессы), выражающихся «цепочкой ценностей» и характеризующих рыночный механизм на глобальном и локальном уровнях. Под системой конкуренции понимают конкурентные группы товаров, фирм и т. д., рассматриваемые на различных рынках, состоящие из типовых и видовых конкуренций, которые выражаются в комплексе характеристик условий хозяйствования и описываются достаточными и необходимыми условиями рыночных процессов.

Теоретической предпосылкой к рассмотрению систем развития конкуренции или к рассмотрению менеджмента конкуренции или управления конкуренцией становится диалектическая связь, установленная западной и отечественной школой экономической мысли, понятий «конкурентное преимущество» и «конкурентоспособность», а также представления о конкурентных системах и системе конкуренции и представления об организационной и экономической концепции развития конкуренции.

Функционирование системы развития конкуренции (рис. 5) представляется функционированием рыночного механизма и протеканием конкурентных процессов. Результатом функционирования системы развития конкуренции становятся кластерные образования, которые находят свое выражение в конкурентоспособных товарах или услугах — конкурентоспособных объектах хозяйствования.

Интегральная система развития конкуренции (рис. 6) имеет отличительную особенность — интегральный переход «конкурентного преимущества» как цепочки ценностей в «конкурентное преимущество» как признака. Или имеет интегральный переход «конкурентоспособности» как комплексной характеристики в «конкурентоспособность» как свойства. Интегральный переход представляется суммой двух диалектических переходов. Отсюда следует, что система развития состоит из кибернетико-синергетических процессов развития, а значит, развитие конкуренции реализуется в рамках менеджмента и управления.

В основу системы развития положено действие рыночного механизма и влияние конкурентной среды, а развитие системы как процесса происходит в рамках конкурентных и рыночных процессов. Таким образом, функционирование интегральной системы развития конкуренции происходит не только в экономическом пространстве, но и в производственном и меновом пространстве. Результатом функционирования интегральной системы развития конкуренции становятся комплексные образования, которые находят свое выражение в наличии на рынке конкурирующих субъектов хозяйствования конкурентных преимуществ субъектов хозяйствования.

К о о о и о

и

Теория конкуренции М. Портера (западная школа теории конкуренции) в рамках неоклассических экономических учений

Конкурентные процессы

н ч

ои нм

ры ас

рс ее иц но не р лп

лва р

п

Международный /

Национальный (

Субъектный

Несовершенная Активная

Несовершенная

Конкурентная система

Конкурентная система

Рыночный механизм (система одного рынка)

О

Отечественная школа теории конкуренции в рамках классических экономических учений

Конкурентная среда

Конкурентная система

Внутренняя

р

Б

О

Рис. 4. Схема конкурентных систем в классических и неоклассических экономических учениях

Конкурентная система несовершенной и активной конкуренции

Конкурентная система регулируемой н пассивной конкуренции

Сн нергетичес кая концепция развития

(менеджмент)

Конкурентное преимущество (пеночка ценностей)

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Локальны й уровень анализа

Натуральные еди ни цы ИЗМС(ХМ1НЯ

Стратегия развития конкуренции Конкурентоспособность Конкурентное преимущество Свойство) М-* (цепочка ценностей)

_1_

Сииергетическая кон нет развития (менеджмент)

Конкурентоспособность (свойство)

Стоимостная «шии1 измерения

Глобальный уровень

анализа

Диалектический переход

Меновая система - активные или пассивные конкурентные процессы (множество конкурентных процессов)

Рис. 5. Система развития конкуренции (от несовершенной к регулируемой)

В

-Ё-

Конкурентная система регулируемой и пассивной конкуренции

Конкурентная система цивилизованной и прямой (косвенной) конкуренции

Сиисргстнческая концепция ралиния, (менеджмент)

Меновые процессы и явления (система множества рынков н конкурентных систем)

Конкурентное преимущество (цепочка ценностей)

Стратегия развития конкуренции Конкурентоспособность _ Кон курситоспособность

Вход

О

Н» (свойство)

Локальный уровень анализа

Натуральные единицы измерения

(комплскс!гая харакгеристика)

С>

Кибернетическая кон цеп ция развития (управление)

Конкурентное преимущество (признак)

Стоимостная единицы измерения

Глобальный уровень анализа

Ин'пмрированный переход

Производственная система

Рис. 6. Интегрированная система развития конкуренции (от регулируемой к цивилизованной)

ю о

ГО

Нами сделан вывод, что системный подход к анализу и теоретизации процессов и явлений конкуренции находит свое научное и практическое применение. Так, с содержательной стороны отношения и процессы «обмена» раскрываются через субкатегории «рынка» и «конкуренции». С другой стороны, посредством конкурентных систем и системы конкуренции описываются процессы конкуренции на локальном или глобальном уровнях анализа или на внутренней или внешней конкурентной среде. Развитие конкуренции в рамках системного подхода, а именно как системы развития конкуренции и интегрированной системы развития конкуренции, раскрывает сущность концепций менеджмента конкуренции и управления в конкуренции.

Литература

1. Аверьянов А. Н. Системное познание мира: методологические проблемы. М.: Политиздат, 1985. 263 с.

2. Андрейчук Е. Л., Лизунов Н. С. Перспективы развития торгового оборота между Россией и Китаем // Таможенная политика России на дальнем Востоке. 2012. № 3(60). С. 82-92.

3. Блауг М. Экономическая мысль в ретроспективе: пер. с англ. 4-е изд. М.: Дело, 1994. 720 с.

4. Дробот Г. А. Китай в мировой политике: ресурсы, цели, проблемы, отношения с Россией // Вестник Московского университета. Сер. 18. Социология и политология. 2009. № 1. С. 35-49.

5. Кэйдзи И. Переговоры между СССР/Россией и Китаем по урегулированию пограничных вопросов // Полис. Политические исследования. 2014. № 3. С. 47-66.

6. Мэйлян Х. Основа и институциональные механизмы сотрудничества между Россией и Китаем // Вестник Российского университета дружбы народов. 2008. № 3. С. 50-59.

7. Норс Д. Очерки торговли, трактующие главным образом вопросы о процентах, чеканке, обрезе, увеличении денег // Меркантилизм. Л., 1935. 316 с.

8. Озерникова Т. Г., Даниленко Н. Н., Кравцевич С. В. Конкурентоспособность работника: понятие, исследование, управление. Иркутск: Изд-во БГУЭП, 2007. 256 с.

9. Портер М. Конкурентная стратегия: методика анализа отраслей и конкурентов: пер. с англ. М. Портер. 2-е изд. М.: Альпина Бизнес Букс, 2006. 454 с.

10. Портер М. Конкуренция: пер. с англ. М. Портер. М.: Вильямс, 2005. 608 с.

11. Портер М. Международная конкуренция: пер. с англ. / под ред. и с предисл. В. Д. Щетинина. М.: Международные отношения, 1993. 896 с.

12. Радаев В. В. Работающие бедные: велик ли запас прочности // Экономическая социология. 2000. Т. 1, № 1. С. 25-36.

13. Солопов В. Ю., Крюкова Е. В. Стратегические возможности для экономического развития СЭЗ между Россией и Китаем // Каспийский регион: политика, экономика, культура 2011. № 3. С. 152-157.

14. Хайек Ф. Конкуренция как процедура открытия // Мировая экономика и международные отношения. 1989. № 12. С. 6-14.

15. Хикс Дж. Р. Реабилитация потребительского излишка: теория потребительского поведения и спроса / под ред. В. М. Гальперина. СПб.: Экономическая школа, 1993. 380 с.

16. Черковец В. Н. Всемирная история экономической мысли: в 6 т. / гл. ред. В. Н. Черковец [и др.]. М.: Мысль, 1987. 606 с.

17. Шуплецов А. В., Харитонова П. В. Формирование и развитие организационной культуры как фактора, определяющего конкурентоспособность предпринимательской деятельности организации [Электронный ресурс] // Известия Иркутской государственной экономической академии (Байкальский государственный университет экономики и права) 2012. № 1. URL: http://www.eizvestia.isea.ru/reader/article. aspx?id =14243 (дата обращения: 02.02.2018).

18. Butler E. Hayek, His Contribution to the Political and Economic Thought of Our Time. L, 1983. 168 р.

SYSTEMIC CONCEPTS OF COMPETITION

Sergey V. Kravtsevich Cand. Sci. (Econ.), A/Prof., Chita Institute, Baikal State University 37 Butina St., Chita 672000, Russia E-mail: kravcevs@front.ru

The article deals with the system approach to competition analysis and its levels. We consider the role of the cybernetic and synergetic concept of competition development within the framework of the system approach. This approach to the analysis of competition methodologically reveals the essence of dialectical connection between the concepts "competitive advantages" and "competitiveness". We also give a review of the philosophical approach to competition analysis and the dialectical-idealistic and dialectical-materialistic approach to consideration of the qualitative transitions of the notions "competitive advantage" and "competitiveness".

The system approach regards the relations and processes of "exchange" under the aspect of content, revealing it through the subcategories of "market" and "competition". By means of competitive systems and a competition system, the competition processes are described at the local or global levels of analysis or in the internal or external competitive environment. Competition development within the framework of the system approach reveals the essence of the concepts "competition management" and "management in competition".

Keywords: competition system; competitive systems; exchange system; cybernetic and synergetic concept.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.