УДК 330.101.22
DOI: 10.18101/2304-4446-2018-2-47-50
ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ТИПОВОЙ СТРУКТУРЫ КОНКУРЕНЦИИ
© Кравцевич Сергей Витальевич
кандидат экономических наук, доцент,
Читинский институт Байкальского государственного университета Россия, 672000, г. Чита, ул. Бутина, 37 E-mail : [email protected]
© Тулохонов Олег Сергеевич
кандидат экономических наук, доцент, Бурятский государственный университет Россия, 670000, г. Улан-Удэ, ул. Ранжурова, 5 E-mail: [email protected]
В статье рассматривается система теоретико-методологических признаков «конкуренции» как экономической категории. Раскрывается роль конкуренции в экономических и хозяйствующих системах, а также суть функционального подхода к анализу конкуренции, его практическая значимость при исследовании экономических систем. Рассматривается конкуренция также в качестве функции менеджмента. Категория «конкуренция» выступает диалектически звеном в экономической и организационной науке, где в рамках экономического подхода она рассматривается как явление, а в рамках организационного подхода — процесс. Конкуренция в современной экономической системе выполняет ряд функций. На рынке — функцию авторегулирования, если нет государственного участия в экономике, и функцию формирования — в другом случае. В целом конкуренция выполняет в обществе тоже две функции — саморегулирование, если нет государственного вмешательства, и развивающую функцию — в другом случае. Ключевые слова: функции конкуренции; типы конкуренции; менеджмент конкуренции; принцип историзма; роль конкуренции.
Теоретико-методологическое исследование конкуренции в научных экономических школах, роли конкуренции в социально-экономических и общественно-политических процессах и явлениях становится актуальным в связи с развитием как внутренних рыночных отношений, так и международных рыночных отношений и глобализацией экономики. Научными аспектами анализа конкуренции являются типология конкуренции, природа происхождения конкуренции, функции конкуренции, типы решаемых задач, методологические принципы развития конкуренции, характер конкурентных отношений и связей, характер проявления конкуренции.
Обобщая опыт исследователей в области «конкуренции» [5; 6], в различных экономических учениях можно установить однозначное соответствие между теоретико-методологическими аспектами и типологией «конкуренции» (табл. 1).
ВЕСТНИК БУРЯТСКОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО УНИВЕРСИТЕТА. ЭКОНОМИКА И МЕНЕДЖМЕНТ_
2018. Вып. 2
Таблица 1
Теоретико-методологический анализ типологии «конкуренции»
Теоретико-методологический признак Свободная конкуренция Совершенная конкуренция Регулируемая конкуренция Цивилизованная конкуренция
По происхождению первичная субстанция вторичная субстанция первичная субстанция
По выполняемым функциям конкуренции как социально-экономического и общественного явления авторегули- рующая функция формирующая функция
По выполняемым функциям конкуренции как социально - экономического и общественного процесса саморегулирующая функция развивающая функция
По решаемым задачам создание условий существования создание условий протекания создание условий существования
По методологии развития конкуренции «порядок из хауса» «хаус из порядка» синергети-ческий подход кибернетический подход
По характеру отношений и связей причинно- следственные связи причинно-следственные отношения причинно-следственные связи
По характеру проявления конкуренции1 идеалистическая система реалистичная система
Из вышеприведенных обобщений следует, что «конкуренция», помимо авторегулирующей и саморегулирующей функций, выполняет функции формирования и развития. Причем социально-экономические и общественно-политические функции авторегулирования и формирования меновой экономики раскрывают роль конкуренции как явления, а выполняемые функции саморегулирования и развития меновой экономики раскрывают роль конкуренции как процесса. Таким образом, «конкуренция» формирует понятийный аппарат экономической и организационной науки. Роль конкуренции в экономических системах раскрывается через функции авторегулирования и формирования, где конкуренция раскрывается как явление, и рас-
1 Согласно концепции философского плюрализма.
48
крывается через функции саморегулирования и развития в организационных процессах, где конкуренция рассматривается как процесс.
В рамках теоретико-методических основ организационной науки формирующая функция конкуренции рассматривается классической управленческой школой, а развивающая функция конкуренции — школой «человеческих отношений» и «человеческих ресурсов». Таким образом, категория «конкуренция» выступает диалектическим звеном в экономической и организационной науке, где в рамках экономического подхода она рассматривается как явление, а в рамках организационного подхода — как процесс [2; 3; 4].
Соответственно делается вывод о том, что «экономика» неотделима от «управления», а явление и процесс конкуренции неотделимы друг от друга с антологических и гносеологических позиций. Это значит, что конкуренция становится научным аспектом, лежащим в основе рассмотрения регулируемых рыночных процессов, и научным аспектом, лежащим в основе рассмотрения развития рыночного механизма. В одном случае конкуренция через управление рынком является следствием организации экономических систем, а в другом случае конкуренция через менеджмент конкуренции выступает фактором функционирования рыночного механизма. Таким образом, конкуренция есть функция менеджмента, рассматриваемая на корпоративном уровне или на уровне национальной экономики.
Нами утверждается, что конкуренция в современной экономической системе выполняет ряд функций. На рынке конкуренция выполняет функцию авторегулирования, если нет государственного участия в экономике, и формирования — в другом случае. В целом конкуренция выполняет в обществе тоже две функции — саморегулирование, если нет государственного вмешательства, и развивающую функцию — в другом случае [9; 10].
Исторические этапы развития социально-экономических отношений характеризуются определенным типовым развитием конкуренции. Причем с развитием общественных отношений и связей усложняется сама конкуренция. Исторически отмечается развитие конкуренции от свободной конкуренции к цивилизованной конкуренции, где каждый этап исторического развития характеризуется соответствующей конкуренцией [1; 7; 8; 9].
Принимая во внимание принцип историзма, отмечается, что в современных экономических системах на различных уровнях встречаются разные типовые формы конкуренции с присущими им функциями. Практическая ценность и значимость функциональности типовой структуры конкуренции состоит в возможности рассмотрения конкурентных процессов и конкурентной среды на глобальном и локальном уровнях анализа.
Литература
1. Butler E. Hayek, His Contribution to the Political and Economie Thought of Our Time. L, 1983. 168 р.
2. Блауг М. Экономическая мысль в ретроспективе: пер. с англ. 4-е изд. М.: Дело, 1994. 720 с.
3. Майбурд Е. М. Введение в историю экономической мысли. От пророков до профессоров. М.: Дело; Вита-Пресс, 1996. 544 с.
4. Мэйлян Х. Основа и институциональные механизмы сотрудничества между Рос-
ВЕСТНИК БУРЯТСКОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО УНИВЕРСИТЕТА. ЭКОНОМИКА И МЕНЕДЖМЕНТ_
2018. Вып. 2
сией и Китаем // Вестник Российского университета дружбы народов. 2008. № 3. С. 50-59.
5. Портер М. Конкурентная стратегия: методика анализа отраслей и конкурентов: пер. с англ. М. Портер. 2-е изд. М.: Альпина Бизнес Букс, 2006. 454 с.
6. Портер М. Конкуренция / пер. с англ. М. Портер. М.: Вильямс, 2005. 608 с.
7. Портер М. Международная конкуренция: пер. с англ. / под ред. и с предисл. В. Д. Щетинина. М.: Международные отношения, 1993. 896 с.
8. Солопов В. Ю., Крюкова Е. В. Стратегические возможности для экономического развития СЭЗ между Россией и Китаем // Каспийский регион: политика, экономика, культура. 2011. № 3. С. 152-157.
9. Хайек Ф. Конкуренция как процедура открытия // Мировая экономика и международные отношения. 1989. № 12. С. 6-14.
10. Хикс Дж. Р. Реабилитация потребительского излишка: теория потребительского поведения и спроса / под ред. В. М. Гальперина. СПб.: Экономическая школа, 1993. 380 с.
THEORETICAL AND METHODOLOGICAL ASPECTS OF THE STANDARD STRUCTURE OF COMPETITION
Sergey V. Kravtsevich Cand. Sci. (Econ.), A/Prof., Chita Institute, Baikal State University 37 Butina St., Chita 672000, Russia E-mail : [email protected]
Oleg S. Tulokhonov
Cand. Sci. (Econ.), A/Prof.,
Buryat State University
5 Ranzhurova St., Ulan-Ude 670000, Russia
E-mail: [email protected]
The article considers the system of theoretical and methodological features of competition as an economic category. The role of competition is revealed both in the system of economic knowledge and in economic and business systems. We provide insight into the functional approach to competition analysis and its practical importance in studying economic systems. Also, competition is considered as a function of management. The category "competition" serves as a dialectical link in the interaction between economics and science of organization. In the framework of the economic approach competition is seen as a phenomenon, and within the organizational approach as a process. Competition in the modern economic system has a number of functions. In the market it performs the function of auto-regulation, if there is no state participation, and the function of formation in other circumstances. In society as a whole competition performs two functions: self-regulation, if there is no government intervention, and developing function — in other cases.
Keywords: functions of competition; types of competition; competition management; the principle of historicism; the role of competition.