Научная статья на тему 'ПРЕДЛОЖЕНИЯ ПО ВНЕСЕНИЮ НЕОБХОДИМЫХ ИЗМЕНЕНИЙ В ПРОГРАММЫ И АКТЫ СТРАТЕГИЧЕСКОГО ПЛАНИРОВАНИЯ В ОБЛАСТИ МОЛОДЕЖНОГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА'

ПРЕДЛОЖЕНИЯ ПО ВНЕСЕНИЮ НЕОБХОДИМЫХ ИЗМЕНЕНИЙ В ПРОГРАММЫ И АКТЫ СТРАТЕГИЧЕСКОГО ПЛАНИРОВАНИЯ В ОБЛАСТИ МОЛОДЕЖНОГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
60
19
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Право и управление
ВАК
Область наук
Ключевые слова
предпринимательство / молодежь / предпринимательское право / государственная поддержка / зарубежный опыт / стартапы.

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Чернышенко Илья Геннадьевич, Васильева Оксана Николаевна

В статье рассмотрены основные тенденции развития молодежного предпринимательства в современных условиях. В частности, обсуждаются вопросы, связанные с повышением эффективности государственной поддержки молодежных предпринимателей, их стимулирования, укреплением социально-экономической стабильности и развитием региональных экономик. Кроме этого, в настоящей статье представлены рекомендации по совершенствованию существующих механизмов государственной поддержки молодежного предпринимательства на основе зарубежного опыта и лучших практик в этой области. Рассмотрены примеры успешных программ и инициатив, внедряемых в различных странах, которые могут быть применены и адаптированы в контексте национальных условий и потребностей.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Чернышенко Илья Геннадьевич, Васильева Оксана Николаевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «ПРЕДЛОЖЕНИЯ ПО ВНЕСЕНИЮ НЕОБХОДИМЫХ ИЗМЕНЕНИЙ В ПРОГРАММЫ И АКТЫ СТРАТЕГИЧЕСКОГО ПЛАНИРОВАНИЯ В ОБЛАСТИ МОЛОДЕЖНОГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА»

DOI: 10.24412/2224-9133-2023-5-77-81 NIION: 2021-0079-5/23-257 MOSURED: 77/27-025-2023-05-257

ЧЕРНЫШЕНКО Илья Геннадьевич,

Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации Юридический факультет, Россия, Москва, e-mail: Cheig@inbox.ru

Научный руководитель: ВАСИЛЬЕВА Оксана Николаевна,

кандидат юридических наук, доцент Департамента

правового регулирования экономической деятельности Финансового университета при Правительстве

Российской Федерации Россия, Москва

ПРЕДЛОЖЕНИЯ ПО ВНЕСЕНИЮ НЕОБХОДИМЫХ ИЗМЕНЕНИЙ В ПРОГРАММЫ И АКТЫ СТРАТЕГИЧЕСКОГО ПЛАНИРОВАНИЯ В ОБЛАСТИ МОЛОДЕЖНОГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА

Аннотация. В статье рассмотрены основные тенденции развития молодежного предпринимательства в современных условиях. В частности, обсуждаются вопросы, связанные с повышением эффективности государственной поддержки молодежных предпринимателей, их стимулирования, укреплением социально-экономической стабильности и развитием региональных экономик. Кроме этого, в настоящей статье представлены рекомендации по совершенствованию существующих механизмов государственной поддержки молодежного предпринимательства на основе зарубежного опыта и лучших практик в этой области. Рассмотрены примеры успешных программ и инициатив, внедряемых в различных странах, которые могут быть применены и адаптированы в контексте национальных условий и потребностей.

Ключевые слова: предпринимательство, молодежь, предпринимательское право, государственная поддержка, зарубежный опыт, стартапы.

CHERNYSHENKO Ilya,

Financial University under the Government of the Russian Federation Law Faculty Russia, Moscow

Supervisor: VASILYEVA Oksana Nikolaevna,

Candidate of Law, Associate Professor of the Department of Legal Regulation of Economic Activities of the Financial University under the Government of the Russian Federation

Russia, Moscow

PROPOSALS FOR NECESSARY CHANGES IN PROGRAMS AND STRATEGIC PLANNING ACTS IN THE FIELD OF YOUTH ENTREPRENEURSHIP

Annotation. The article examines the main trends in the development of youth entrepreneurship in modern conditions. In particular, issues related to increasing the effectiveness of state support for young entrepreneurs, stimulating their activities, strengthening socio-economic stability, and developing regional economies are discussed. In addition, this article presents recommendations for improving existing mechanisms for state support for youth entrepreneurship based on foreign experience and best practices in this area. Examples of successful programs and initiatives implemented in various countries are also discussed, which can be applied and adapted in the context of national conditions and needs.

Key words: entrepreneurship, youth, entrepreneurial law, state support, foreign experience, startups.

•vmmmmmmmmmmmmtimmmmmimmmm^

На современном этапе молодые предприниматели становятся все более активными, инициативными, творческими, упорными и социально включенными. Это позволяет надеяться на то, что молодежное предпринимательство будет только идти в ногу со временем.

Несмотря на существование уже достаточно большого числа программ, стратегий развития молодежного предпринимательства молодые предприниматели все же сталкиваются на практике с проблемами при создании и ведении бизнеса, следовательно, необходимо продолжать работу по устранению таких препятствий для развития молодежного предпринимательства, чтобы в итоге создать благоприятную экономическую среду для молодых предпринимателей и способствовать инновационному развитию экономики.

Внесение изменений в акты стратегического планирования в сфере молодежного предпринимательства должно быть проведено на основе: примеров успешных молодежных предпринимательских инициатив, программ наиболее успешных регионов, чья молодежная политика на самом деле обеспечивает развитие предпринимательской культуры и предпринимательских навыков среди молодежи, новых подходов, используемых в молодежном предпринимательстве, политики социального предпринимательства, имеющихся инновационных технологий и цифровых инструментов. Отметим, что вызовы и проблемы, связанные с развитием молодежного предпринимательства также следует решать и на основе зарубежного передового опыта.

Опыт Японии [1]. Уже на протяжении нескольких лет правительство Японии принимает стратегии оживления - многолетние планы экономического развития. В них предусматривается решение вопроса поддержки и развития молодежного предпринимательства при помощи следующих мер:

- создание фондов рискового капитала, которые предоставляют финансовую поддержку молодым предпринимателям;

- повсеместное развитие инкубаторов и акселераторов для получения необходимых знаний и опыта, дополнительных ресурсов от компетентных бизнесменов (создание сети молодежных предпринимательских центров);

- направленность на упрощение процедур регистрации предприятий малого бизнеса и снижение налогового бремени в целях более доступного создания бизнеса молодыми предпринимателями;

- в части информационной (просветительской) помощи: подготовка и распространение тематических исследований для их использова-

ния в любой образовательной среде (школы, институты, курсы и др.), использование определенного числа местных учебных заведений в виде центров подготовки молодых предпринимателей при сотрудничестве с успешными компаниями, использование в школах программ обучения предпринимательству, разработанных специализированными учреждениями (методическая помощь), расширение интернационализации сети преподавателей, проводящих уроки обучения предпринимательству в школах и высших учебных заведениях;

- поддержка молодых предпринимателей в случае переезда в другие региональные города или при возвращении в родной город обратно (создание всех условий для внесения вклада в экономическое оживление своего региона);

- создание «центров одного окна», которые будут служить в качестве единого контактного центра для всех процедур, необходимых в отношении таких вопросов, как регистрация бизнеса, налоговое администрирование, социальное обеспечение, предлагая соответствующие консультационные услуги и всестороннюю поддержку молодым предпринимателям (распространение информации о «центрах единого окна» через региональное и местное руководство и путем выпуска рекламных материалов, объясняющих, как пройти соответствующие процедуры);

- установление международных связей между предпринимателями для получения доступа к новым технологиям и рынкам;

- создание экосистемы для принятия инновационных решений с объединением предпринимателей, инвесторов и иных заинтересованных лиц;

- поддержка развития определенных отраслей экономики, которые могут стать источниками роста для молодых предпринимателей;

- предоставление от государства возможности воспользоваться такими услугами, как прокат офисных помещений и технологий для создания своего бизнеса.

Правительство Японии делает акцент на популяризации идеи молодежного предпринимательства путем повсеместного распространения обучения, менторства, сети учреждений для подготовки молодых предпринимателей и создания стартапа, на снижении бюрократических процедур (барьеров) для ведения предпринимательской деятельности, особенно в части распространения практики наличия «центра единого окна» (не просто одного информационного ресурса, но и контактного центра, т.е. центра консультирования). Включение этих мер в программы и акты стратегического планирования России поможет изменить отношение молодых предпри-

нимателей к созданию и управлению бизнесом в лучшую сторону и создать более благоприятные условия его ведения.

Опыт Канады [2]. В Канаде образован фонд молодежного бизнеса, который предлагает финансирование в размере до 15 000 долларов США молодым предпринимателям в возрасте от 18 до 39 лет, также фонд осуществляет подбор для своих клиентов опытных бизнес-наставников-добровольцев, которые предоставляют им бизнес-советы, осуществляют коучинг и поддержку.

Кроме этого, в Канаде реализуются именно государственные программы для молодых предпринимателей: «стартап-программа» с предоставлением первого кредита; «летняя компания» (ведение летнего бизнеса); «достижения юниоров» (сотрудничество местных предприятий с образовательными учреждениями для предоставления практических навыков ведения бизнеса по трем секциям: «финансовая грамотность», «готовность к работе», «предпринимательство»), «выдающиеся молодые фермеры», «рост» (для лиц с психологическими проблемами и проблемами зависимости в целях оказания помощи в разработке бизнес-плана, продвижении продукта или услуги).

Осуществляет деятельность и специализированный банк молодых предпринимателей, созданный в сотрудничестве с частными инвесторами (на сегодняшний день осуществляет работу в содействии с государственными организациями поддержки предпринимателей). В провинциях Канады также активно работают филиалы ассоциации и федерации предпринимательства молодежи под контролем государства.

В целом, Канада имеет обширную и разнообразную систему поддержки молодых предпринимателей, которая помогает им создавать и развивать свой бизнес, особенно интересным и важным является опыт по гармонизации частных и публичных интересов путем взаимовыгодного сотрудничества государства и инвесторов по поводу формирования программ и организаций по поддержке молодежного предпринимательства, следует также принять во внимание наличие нескольких программ обучения для различных категорий людей, беспроблемную возможность финансирования и увеличенный возраст молодежи (39 лет), вплоть до которого гражданин имеет право на получение такого вида поддержки.

Передовой опыт Канады и Японии предусматривает широкий спектр мер поддержки молодых предпринимателей от формирования особой образовательной политики до реализации государственных программ финансирования. Применение данного опыта в России может быть очень

полезным для развития молодежного предпринимательства: может способствовать ускоренному развитию молодежного предпринимательства, улучшению экономической ситуации в стране.

Ключевыми изменениями в действующие программы в части поддержки и развития молодежного предпринимательства в России, такие как: Концепция социально-экономического развития Российской Федерации, Всероссийская программа по развитию молодежного предпринимательства, Молодежный бизнес России, Молодежная деловая Россия и др. должны стать:

1) направленность на повсеместное создание бизнес-инкубаторов, технопарков как инновационных центров, обеспечивающих доступ к новейшим технологиям и знаниям в области бизнеса и управления;

2) Ключевская Н. предлагает включение в такие программы изменений, которые должны будут явиться изменениями в налоговом законодательстве [3]. Предлагается освобождение молодых предпринимателей в первый год их деятельности от проведения любых проверок со стороны органов власти и предоставление им равной возможности перехода к автоматической отчетности для ведения бизнеса;

3) помимо реализации программы государственной поддержки, учитывать необходимость создания специализированных кредитных учреждений по поддержке молодых предпринимателей в целях увеличения финансовых потоков предоставления необходимой помощи;

4) обратить особое внимание на повышение социальной защищенности молодых предпринимателей (усиление их социальной поддержки): они должны наравне наемных работников иметь доступ к таким же социальным гарантиям и льготам;

5) продолжать улучшать качество образования в области предпринимательства с привлечением более значимого количества квалифицированных экспертов и консультантов на уровне различных образовательных учреждений: начиная от школы, заканчивая ВУЗом (преимущественно на территориях муниципальных образований);

6) расширение числа образовательных программам, консультаций и тренингов, которые позволят повысить молодым предпринимателям свои профессиональные навыки и компетенции (преимущественно на территориях муниципальных образований);

7) учитывать специфику любой сферы экономической деятельности, прекращая использование практики предоставления помощи и поддержки по исключительным принципам инновационной, приоритетной, значимой отрасли, установить иные принципы оказание такой поддержки:

справедливость, равные и всесторонние условия, системный характер и информационная прозрачность независимо от типа и масштаба предполагаемого бизнеса. Следует помнить о том, что молодые предприниматели в уже существующих видах экономической деятельности также нуждаются в поддержке, следовательно, важно учитывать потребности и возможности каждого молодого предпринимателя в равной мере;

8) Иванченко А.М., Иванченко И.Н. предлагают решение проблемы неэффективной поддержки молодых предпринимателей на уровне местного самоуправления [4]. Исследователи по данной теме предложили создать среду, в которой муниципалитеты будут конкурировать между собой в целях получения дополнительных денежных средств на развитие предпринимательство -это будет стимулом для расширения помощи и ее доведения до конечных получателей, также исследователи справедливо сделали акцент на повышении процентного соотношения при распределении налоговых доходов в свою пользу (в местный бюджет), - это поможет минимизировать «извечную проблему» недостаточности бюджетных средств на стимулирование молодежного предпринимательства. По мнению автора настоящей статьи, также необходимо предусмотреть популяризацию идеи молодёжного предпринимательства на «местах» через предложение создания социальных проектов с активизацией взаимного сотрудничества органов власти и взаимной вовлеченности;

9) для решения вопроса о контроле и эффективности использования денежных средств субъектами и органами местного самоуправления для предоставления их получателям -молодым предпринимателем - предполагается обязательно предусматривать в структуре органов исполнительной власти координационный совет по развитию молодежного предпринимательства, на уровне федерального центра - межведомственный совет;

10) закрепить положение о взаимодействии государства, институтов гражданского общества и предпринимателей при решении всех вопросов, связанных с поддержкой молодежного предпринимательства, взаимоотношение данных субъектов должно выстраиваться на основе баланса интересов и гармонизации;

11) например, Емельянова И.А. верно утверждает о проблеме уяснения молодыми предпринимателями требований законодательства, о разрозненности мер поддержек. [5]Таким образом, исследователь по данной теме предлагает учитывать и такую меру, как четкое, понятное, ясное установление всех мер поддержек (помощи), не создавая какую-либо неопределен-

ность. Следует также рассмотреть возможность оказание такой меры поддержки, как доступной для всех предпринимателей разъяснительной работы в части толкования законодательных требований, нормативно регламентированной процедуры получения той или иной меры поддержки;

12) Бексултанова А.И. пишет об интеграции молодых предпринимателей в международное сообщество [6]. В условиях санкционного давления со стороны недружественных стран требуется вовлечение молодых предпринимателей в развитии своего бизнеса, в том числе за пределами России со странами - постоянными партнерами, например, с Китаем, Республикой Беларусь и др. - это должно лежать в основе изменений действующих программ.

Отметим, что предусмотрительность свыше перечисленных пунктов в плане внесения изменений в акты стратегического планирования не является исчерпывающей. Важно обратить внимание и на исследованные автором меры поддержки и развития бизнеса молодых предпринимателей в таких странах, как Япония и Канада, допустим, в проработке концепции «единого окна»: не только как единого информационного портала, в возможном увеличении возраста молодежи (вплоть до законодательных изменений по данному вопросу) и др.

Таким образом, для достижения успеха в развитии молодежного предпринимательства в России требуется активное сотрудничество государственных и частных институтов, улучшение инвестиционного климата, снижение бюрократических барьеров, повышение прозрачности бизнес-процессов, оказание целенаправленной, равной и ориентированной на потребности молодых предпринимателей помощи. Минимизация рассмотренных и исследованных проблем является инвестицией в будущее экономического развития России, что обеспечит рост национального благосостояния, формирование благоприятной квалифицированной и конкурентоспособной молодежной предпринимательской среды.

Список литературы:

[1] The official website of the Prime Minister's Office of Japan (text of Japan Revitalization Strategy). URL: https://www.kantei.go.jp (дата обращения: 07.04.2023)

[2] The official website of the Government of Canada. URL: https://www.canada.ca (дата обращения: 03.04.2023).

[3] Ключевская Н. Молодежное предпринимательство: проблемы и решения. URL: https:// www.garant.ru/news/1468805/ (дата обращения: 19.04.2023).

штшшмшттшшттмшшштшшттмш^^

[4] Иванченко А.М., Иванченко И.Н. Пути решения проблемы развития экосистемного подхода в молодежном предпринимательстве // Научный альманах. 2021. № 8-1 (82). С. 10-12.

[5] Емельянова И.А. Молодёжное предпринимательство в России: проблемы и перспективы развития правого регулирования // Вестник Поволжского института управления. 2023. № 1. С. 60-67.

[6] Бексултанова А.И. Молодежное предпринимательство в РФ: состояние и тенденции развития // Вестник Чеченского государственного университета. №4 (40). 2020. С. 72-78.

Spisok literatury:

[1] The official website of the Prime Minister's Office of Japan (text of Japan Revitalization Strategy). URL: https://www.kantei.go.jp (data obrash-cheniya: 07.04.2023)

[2] The official website of the Government of Canada. URL: https://www.canada.ca (data obrash-cheniya: 03.04.2023).

[3] Klyuchevskaya N. Molodezhnoe predprini-matel'stvo: problemy i resheniya. URL: https://www. garant.ru/news/1468805/ (data obrashcheniya: 19.04.2023).

[4] Ivanchenko A.M., Ivanchenko I.N. Puti resheniya problemy razvitiya ekosistemnogo podhoda v molodezhnom predprinimatel'stve // Nauchnyj al'manah. 2021. № 8-1 (82). S. 10-12.

[5] Emel'yanova I.A. Molodyozhnoe predprini-matel'stvo v Rossii: problemy i perspektivy razvitiya pravogo regulirovaniya // Vestnik Povolzhskogo insti-tuta upravleniya. 2023. № 1. S. 60-67.

[6] Beksultanova A.I. Molodezhnoe predprini-matel'stvo v RF: sostoyanie i tendencii razvitiya // Vestnik CHechenskogo gosudarstvennogo universi-teta. №4 (40). 2020. S. 72-78.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.