Научная статья на тему 'ЭФФЕКТИВНОСТЬ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПОДДЕРЖКИ РАЗВИТИЯ МОЛОДЕЖНОГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА'

ЭФФЕКТИВНОСТЬ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПОДДЕРЖКИ РАЗВИТИЯ МОЛОДЕЖНОГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
576
119
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МОЛОДЕЖНОЕ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВО / МЕРЫ ПОДДЕРЖКИ / ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПРОГРАММА / СУБЪЕКТЫ МАЛОГО И СРЕДНЕГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА / БЮДЖЕТ / YOUTH ENTREPRENEURSHIP / SUPPORT MEASURES / STATE PROGRAM / SMALL AND MEDIUM-SIZED ENTERPRISES / BUDGET

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Шульженко А.М.

Предметом исследования в статье является система мер государственной поддержки развития молодежного предпринимательства в Российской Федерации. Актуальность развития предпринимательского сектора сейчас трудно переоценить. Молодежь наиболее мобильная часть работоспособного населения, поэтому развитие молодежного предпринимательства одна из основных задач социально-экономического развития страны. Молодежная предпринимательская инициатива один из основных факторов, с помощью которого станет возможным повышение уровня инновационности российской экономики. Под молодежью в данном контексте понимается группа населения, характеризующаяся возрастными особенностями, социальным положением, специфическими интересами и ценностями. В эту группу входят лица в возрасте 14-30 лет, в некоторых случаях до 35 лет и более. Целью исследования является оценка эффективности системы мер государственной поддержки развития молодежного предпринимательства в Российской Федерации. В статье автор использует следующие методы научного исследования: анализ теоретической литературы по теме, системный метод, метод сравнения и обобщения. В ходе работы было выявлено, что содействие развитию молодежного предпринимательства оказывается в рамках Государственной программы Российской Федерации «Экономическое развитие и инновационная экономика». Однако основное мероприятие, затрагиваемое непосредственно молодежь, было введено в 2016 году. Согласно этому мероприятию поддержка оказывается по следующим направлениям: популяризация предпринимательской деятельности среди молодых людей в возрасте 14-30 лет; обучение субъектов молодежного предпринимательства; поддержка реализации молодежных инновационных проектов. Несмотря на то, что окончательные выводы можно сделать по истечению еще 2-3 лет, так как часть мероприятий направлена на школьников в возрасте 14-17 лет, уже сейчас можно судить о достаточной эффективности мероприятий. Большая часть основных показателей достигла плановых значений. В заключении автором рекомендованы мероприятия по повышению эффективности государственной политики в выбранной сфере.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Шульженко А.М.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

EFFICIENCY OF PUBLIC SUPPORT FOR THE DEVELOPMENT OF YOUTH ENTREPRENEURSHIP

The subject of the research in the article is a system of measures of state support for the development of youth entrepreneurship in the Russian Federation. The relevance of the development of the business sector is now difficult to overestimate. Youth is the most mobile part of the working-age population; therefore, the development of youth entrepreneurship is one of the main tasks of the country's socio-economic development. Youth entrepreneurial initiative is one of the main factors by which it will be possible to increase the level of innovation in the Russian economy. In this context, youth is understood as a group of the population characterized by age characteristics, social status, and specific interests and values. This group includes persons aged 14-30 years, in some cases up to 35 years or more. The aim of the study is to evaluate the effectiveness of the system of measures of state support for the development of youth entrepreneurship in the Russian Federation. In the article, the author uses the following methods of scientific research: analysis of theoretical literature on the topic, systemic method, method of comparison and generalization. In the course of the work, it was revealed that the promotion of youth entrepreneurship is provided within the framework of the State Program of the Russian Federation “Economic Development and Innovative Economics”. However, the main event directly affected by youth was introduced in 2016. According to this event, support is provided in the following areas: popularization of entrepreneurship among young people aged 14-30 years; training of youth entrepreneurship entities; support for the implementation of youth innovation projects. Despite the fact that the final conclusions can be drawn after another 2-3 years, since some of the activities are aimed at schoolchildren aged 1417, it is already possible to judge the sufficient effectiveness of the measures. Most of the key indicators have reached planned values. In conclusion, the author recommended measures to improve the effectiveness of public policy in the selected field.

Текст научной работы на тему «ЭФФЕКТИВНОСТЬ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПОДДЕРЖКИ РАЗВИТИЯ МОЛОДЕЖНОГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА»

УДК 338.242.4, ББК 65.050 © А. М. Шульженко Б01: 10.24411/2225-8264-2020-10035

А. М. Шульженко

ЭФФЕКТИВНОСТЬ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПОДДЕРЖКИ РАЗВИТИЯ МОЛОДЕЖНОГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА

Предметом исследования в статье является система мер государственной поддержки развития молодежного предпринимательства в Российской Федерации. Актуальность развития предпринимательского сектора сейчас трудно переоценить. Молодежь наиболее мобильная часть работоспособного населения, поэтому развитие молодежного предпринимательства одна из основных задач социально-экономического развития страны. Молодежная предпринимательская инициатива один из основных факторов, с помощью которого станет возможным повышение уровня инновационности российской экономики.

Под молодежью в данном контексте понимается группа населения, характеризующаяся возрастными особенностями, социальным положением, специфическими интересами и ценностями. В эту группу входят лица в возрасте 14-30 лет, в некоторых случаях до 35 лет и более.

Целью исследования является оценка эффективности системы мер государственной поддержки развития молодежного предпринимательства в Российской Федерации.

В статье автор использует следующие методы научного исследования: анализ теоретической литературы по теме, системный метод, метод сравнения и обобщения.

В ходе работы было выявлено, что содействие развитию молодежного предпринимательства оказывается в рамках Государственной программы Российской Федерации «Экономическое развитие и инновационная экономика». Однако основное мероприятие, затрагиваемое непосредственно молодежь, было введено в 2016 году. Согласно этому мероприятию поддержка оказывается по следующим направлениям: популяризация предпринимательской деятельности среди молодых людей в возрасте 14-30 лет; обучение субъектов молодежного предпринимательства; поддержка реализации молодежных инновационных проектов. Несмотря на то, что окончательные выводы можно сделать по истечению еще 2-3 лет, так как часть мероприятий направлена на школьников в возрасте 14-17 лет, уже сейчас можно судить о достаточной эффективности мероприятий. Большая часть основных показателей достигла плановых значений.

В заключении автором рекомендованы мероприятия по повышению эффективности государственной политики в выбранной сфере.

Ключевые слова: молодежное предпринимательство, меры поддержки, государственная программа, субъекты малого и среднего предпринимательства, бюджет.

ктуальность развития

А предпринимательского сектора сейчас трудно переоценить. Он способен быстро создавать рабочие места, снижая уровень безработицы, также субъекты предпринимательства обеспечивают поступление денежных средств в бюджет за счет налоговых отчислений. Современное

предпринимательство молодеет. Молодежь является частью человеческого капитала, которую можно развивать, которая не имеет стереотипов, и поэтому способна к динамичному ответу на вызовы общества.

Сегодня создаются условия для высокоэффективного развития молодых ученых, изобретателей, предпринимателей в области инновационной деятельности, потому что в ближайшие десятилетия России предстоит совершить огромный скачок от сырьевой, энергоемкой, малопроизводительной экономики к инновационной [8, с. 19].

По мнению Директора Департамента развития малого и среднего предпринимательства и конкуренции Минэкономразвития России Максима Паршина, реализация мероприятий, направленных на содействие развитию молодежного предпринимательства,

является одним из приоритетных направлений в рамках программы поддержки малого и среднего предпринимательства Минэкономразвития России. За время ее реализации более 23 тысяч молодых предпринимателей открыли свой бизнес.

Понятие «молодежное предпринимательство» закреплено Распоряжением Правительства Российской Федерации от 29 ноября 2014 г. «2403 -р» в «Основах государственной молодежной политики Российской Федерации на период до 2025 года».[2]

Молодежное предпринимательство - предпринимательская деятельность граждан в возрасте до 30 лет, юридических лиц, средний возраст штатных работников которых, возраст руководителя не превышает 30 лет либо в уставном (складочном) капитале которых доля вкладов лиц не старше 30 лет превышает 75 %».

Под молодежью в данном контексте понимается группа населения, характеризующаяся возрастными особенностями, социальным положением, специфическими интересами и ценностями. В эту группу входят лица в возрасте 14-30 лет, в некоторых случаях до 35 лет и более.

Приоритетная задача Государственной политики создание условий для реализации

творческого, научного, инновационного,

предпринимательского потенциала молодежи Российской Федерации. Предполагается, что развитие молодежного бизнеса будет способствовать не только подготовке квалифицированных кадров, но и скорейшему переходу страны на инновационный путь развития.

Малые предприятия, создаваемые молодыми людьми, способны быстро реагировать на потребительские запросы, осваивая выпуск мелкосерийной, неповторимой продукции или специфических услуг для отдельных рыночных сегментов. Также молодые люди владеют высоким уровнем актуализации образования, в связи с тем, что совсем недавно окончили учебные заведения, или еще учатся. [7, с. 160]

Однако сегодня в России молодежное предпринимательство еще находится на этапе становления. Сталкиваясь с множеством задач и проблем, возникающих при создании собственного дела, молодые предприниматели, не всегда способны самостоятельно их решить.

К основным причинам, сдерживающим развитие молодежного предпринимательства на федеральном, региональном и местном уровнях, можно отнести следующие:

- отсутствие производственного стажа и практического опыта работы;

- недостаток финансовых ресурсов для начала бизнеса, а также слабая развитость системы финансирования бизнес-проектов;

- сложность в реализации механизмов предпринимательской деятельности в связи с несовершенством законодательной базы;

- наличие высоких налоговых и кредитных ставок;

- недостаточный уровень информационной поддержки в сети Интернет (актуальная систематизированная информация о действующих программах поддержки предпринимательства);

- коррупционные барьеры и неразвитость культуры предпринимательства;

- отсутствие тесного взаимодействия между субъектами бизнеса и образования. [5, с. 128]

В настоящее время единая комплексная система поддержки молодежного

предпринимательства до конца не выстроена, основная часть мероприятий направлена на поддержку и развитие малого и среднего предпринимательства в целом. Однако в связи с тем, что большинство хозяйствующих субъектов, созданных молодежью можно отнести именно к этому сектору экономики, данные мероприятия можно считать косвенно направленными на развитие молодежного предпринимательства тоже.

При этом с каждым годом количество целевых программ, направленных на молодежь, становится больше, в связи с высокой востребованностью.

Федеральный закон № 209-ФЗ от 24.07.2007 «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» определяет несколько основных форм поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства [1]:

1. Имущественная поддержка (статья 18);

2. Консультационная поддержка (статья 20);

3. Финансовая поддержка (статья 17).

Механизм государственной системы

поддержки и регулирования предпринимательства предполагает реализацию на трех основных уровнях: федеральном, региональном и местном.

На высшем уровне осуществление этих функций выполняет Министерство экономического развития Российской Федерации, в частности входящий в его структуру департамент развития малого и среднего предпринимательства и конкуренции. Минэкономразвития РФ предоставляет субсидии бюджетам субъектов Российской Федерации на реализацию региональных программ.

Содействие развитию молодежного предпринимательства закреплено в подпрограмме 2 «Развитие малого и среднего предпринимательства» (далее - Подпрограмма) государственной программы Российской Федерации «Экономическое развитие и инновационная экономика» утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 15 апреля 2014 г. № 316. [3]

Участниками Подпрограммы являются Федеральное агентство по управлению государственным имуществом (Росмолодежь) и Федеральное агентство по делам молодежи. Главный распорядитель бюджетных средств - Росмолодежь, в частности его подведомственное учреждение ФГБУ «Российский центр содействия молодежному предпринимательству» (ФГБУ «Роспредприниматель»).

Цель Подпрограммы - обеспечение благоприятных условий для развития СМ СП.

Задачи Подпрограммы:

- сокращение издержек, связанных с государственным регулированием;

- обеспечение доступности финансовой, имущественной, образовательной и информационно-консультационной поддержки;

- совершенствование системы налогообложения.

Изначально реализация Подпрограммы планировалась с 29 марта 2013 г. по 31 декабря 2020 г. Однако, в дальнейшем было решено продлить действие Подпрограммы до 31 декабря 2024 г. с увеличением финансирования. Объем бюджетных ассигнований представлен на рисунке 1.

0,0 20000,0 40000,0 60000,0

млн.руб.

Рис. 1. Объем бюджетных ассигнований на реализацию Подпрограммы по годам, млн. руб.

Основные мероприятия Подпрограммы:

ОМ 2.1. Федеральная финансовая программа поддержки малого и среднего предпринимательства.

ОМ 2.2. Совершенствование нормативно-правового регулирования малого и среднего предпринимательства.

ОМ 2.3. Формирование национальной системы гарантийных организаций для субъектов малого и среднего предпринимательства.

ОМ 2.4. Содействие развитию молодежного предпринимательства.

ОМ 2.П1. Приоритетный проект «Малый бизнес и поддержка индивидуальной предпринимательской инициативы».

Основное мероприятие 2.4 было введено только в 2016 году согласно Постановлению Российской Федерации №510 «О государственной программе Российской Федерации «Экономическое развитие и инновационная экономика» от 8 июня 2016 года с ежегодным финансированием из Федерального бюджета в размере 255041,7 тыс. руб.

В рамках реализации этого мероприятия предполагается осуществление следующих направлений:

1. Популяризация предпринимательской деятельности и стимулирование предпринимательской активности среди лиц в возрасте от 14 до 30 лет;

2. Обучение, развитие кадрового потенциала субъектов молодежного предпринимательства;

3. Поддержка и сопровождение инновационных бизнес-проектов, инициируемых субъектами молодежного предпринимательства, лицами в возрасте от 14 до 30 лет. [4]

В Подпрограмме отражен ожидаемый непосредственный результат реализации

мероприятий по содействию развитию молодежного предпринимательства:

- создание единой системы государственной поддержки МСП в части молодежного предпринимательства;

- увеличение числа СМСП за счет предприятий, созданных физическими лицами -участниками программы стимулирования кредитования субъектов среднего и малого предпринимательства, до 21609 единиц к 2020 году;

- увеличение количества физических лиц в возрасте до 30 лет (включительно), завершивших обучение по образовательным программам, направленным на приобретение навыков ведения бизнеса и создания МСП, до 210,8 тыс. человек к 2020 году;

- увеличение числа физических лиц в возрасте до 30 лет (включительно), вовлеченных в реализацию мероприятий, до 817,97 тыс. человек к 2020 году;

- повышение качества реализации проектов в сфере молодежного предпринимательства для получения государственной поддержки.

Для оценки достижения плановых результатов определены целевые показатели:

- количество физических лиц в возрасте до 30 лет (включительно), завершивших обучение по образовательным программам, направленным на приобретение навыков ведения бизнеса и создания малых и средних предприятий (далее - количество участников, завершивших обучение);

- количество физических лиц в возрасте до 30 лет (включительно), вовлеченных в реализацию мероприятий (далее - количество участников);

- количество субъектов малого и среднего предпринимательства, созданных физическими лицами в возрасте до 30 лет (включительно) (далее - количество открытых СМСП);

- количество вновь созданных рабочих мест (включая вновь зарегистрированных индивидуальных предпринимателей) в секторе малого и среднего предпринимательства при реализации Подпрограммы (ежегодно) (далее - количество созданных рабочих мест).

Значение плановых целевых показателей по годам в таблице 1.

Таблица 1

Значение плановых целевых показателей мероприятий по содействию развития молодежного _предпринимательства Подпрограммы_

Наименование 2011 2012 2013 2014 2015 2016 2017 2018 2019 2020

Количество участников, завершивших обучение, тыс. ед. 0 0 0 27,3 27,3 27,2 30,1 24,48 24,48 27,2

Количество участников, тыс. чел. 0 0 0 110,4 110,4 60,2 86,49 86,49 86,49 86,49

Количество открытых СМСП, ед. 0 0 0 2858 2858 3000 2671 2700 2700 3000

Количество созданных рабочих мест, тыс. ед. 171 134,78 129,79 141,29 143,96 109,52 27,87 21,86 16,71 79,48

Ежеквартально проводится мониторинг выполнения мероприятий Подпрограммы. Анализ выполнения плановых показателей за 2016-2018 гг. с учетом откорректированных плановых значений проведен в таблице. Отчет о выполнении мероприятий за 2019 год в настоящее время находится на этапе подготовки.

Таблица 2

Анализ выполнения плановых показателей по развитию молодежного предпринимательства в _Российской Федерации за 2016-2018 гг._

Наименование 2016 2017 2018

план факт план факт план факт

Количество участников, завершивших обучение, тыс. ед. 27,20 34,71 30,10 35,76 44,76 48,91

Количество участников, тыс. чел. 60,20 161,57 86,49 125,88 142,66 167,05

Количество открытых СМСП, ед. 3000 3393 2944 3345 4250 4464

Количество созданных рабочих мест, тыс. ед. 109,81 35,48 27,87 24,82 19,19 40,48

За анализируемый период в мероприятиях приняло участие 454,5 тыс. чел., зарегистрировано более 11 тыс. субъектов МСП. Выполнение наблюдается практически по всем выбранным показателям на протяжении периода, несмотря на абсолютный рост плановых значений. Наименьший процент выполнения произошел по количеству вновь созданных рабочих мест в 2016 году, план не довыполнен на 67,69%. Наглядно относительное выполнение плана представлено на рисунке 2.

Рис. 2. Относительное выполнение плановых значений показателей эффективности выполнения

мероприятия, %

В целом можно сделать вывод об успешной физическими лицами в возрасте до 30 лет, и реализации мероприятий Подпрограммы. Ежегодно количества молодежи, вовлеченной в мероприятия, фактическое значение количества СМСП созданных завершившей обучение превышает плановое.

Невыполнение плана происходило по количеству вновь созданных рабочих мест в 2016 и 2017 гг. на 67,7% и 10,9% соответственно.

И все же о результатах реализации мероприятий судить еще рано. Основной положительный эффект Подпрограммы -популяризация предпринимательства. Некоторые участники, возможно, не сразу откроют свое дело, а спустя какое-то время. Также часть мероприятий направлена на школьников в возрасте 14-17 лет, основная цель которых заключается в создании положительного образа предпринимателя, таким образом, можно говорить, о наличии временного лага между реализацией Подпрограммы и получением конечных результатов.

Обобщая вышеизложенное, уже сейчас можно отметить совокупный положительный результат. Однако, несмотря на позитивные изменения, до сих пор остаются актуальными некоторые серьезные проблемы, препятствующие развитию молодежного предпринимательства:

- несовершенная нормативная база;

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

- сложности при формировании мотивации у молодежи в создании собственного дела;

- трудности реализации идеи молодежного предпринимательства в сельской местности;

- противоречие в возрастных категориях граждан, относящихся к молодежи, серьезные

отличия в уровне образования, имеющихся умений и навыков. [6, с. 118]

Для повышения эффективности реализации мероприятий автором предлагаются следующие направления:

1. Предоставление большей свободы в наполняемости плана мероприятий по поддержке и развитию молодежного предпринимательства региональным координаторам.

2. Создание в школах специализированных секций, бизнес-инкубаторов, с целью изучения основ макро- и микроэкономики, развития предпринимательских компетенций, освоения проектной деятельности.

3. Открытие круглогодичного центра поддержки молодежного предпринимательства в регионах, не завязанного на каком-то конкретном учебном заведении.

Останавливаться на достигнутом не стоит. Одна из специфических черт работы с молодыми людьми постоянная необходимость модернизировать уже имеющиеся зарекомендовавшие себя, практики с учетом новых тенденций в экономике, культуре, моде, инновационной сфере. Молодежное предпринимательство — это важный стратегический ресурс для развития МСП в Российской Федерации, который позволит в перспективе повысить уровень развития страны в целом.

Библиографический список

1. Федеральный закон от 24 июля 2007 г. № 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» // Правовая справочно-информационная система «Гарант».

2. Распоряжение Правительства Российской Федерации от 12 декабря 2015 г. № 2570-р «О плане мероприятий по реализации Основ государственной молодежной политики Российской Федерации на период до 2025 г.» // Правовая справочно-информационная система «Гарант».

3. Постановление Правительства Российской Федерации от 15 апреля 2014 г. №316 «Государственная программа Российской Федерации «Экономическое развитие и инновационная экономика» // Правовая справочно-информационная система «Гарант».

4. Постановление Правительства Российской Федерации от 8 июня 2016 г. №510 «О государственной программе Российской Федерации «Экономическое развитие и инновационная экономика» // Правовая справочно-информационная система «Гарант».

5. Алексеенко, А.А. Молодежное предпринимательство как фактор социально-экономического развития Крыма [Текст] / А.А. Алексеенко // Менеджмент - время возможностей Материалы Всероссийской студенческой научно-практической конференции (сборник научных статей). - 2019. - С. 127-130.

6. Горбунова, Е.Г. Развитие молодёжного предпринимательства под патронажем Волгоградского института бизнеса [Текст] / Е.Г. Горбунова, А.Е. Ларкина // Поиск (Волгоград). - 2017. - № 1 (6). - С. 117-119.

7. Досова, А.З. Молодежное предпринимательство [Текст] / А.З. Досова, В.В. Рукосуева // Новая наука: От идеи к результату. - 2016. - № 11-1. - С. 159-163.

8. Милосердов, А.А. Молодежное предпринимательство [Текст] / А.А. Милосердов, А.А. Милосердов // Economics. - 2016. - № 7 (16). - С. 19-21.

References

1. Federal law of July 24, 2007 No. 209-ФЗ "On the development of small and medium-sized enterprises in the Russian Federation" // Legal reference and information system "Garant".

2. Order of the Government of the Russian Federation of December 12, 2015 No. 2570-r "On the plan of measures for the implementation of the Fundamentals of the state youth policy of the Russian Federation for the period until 2025" // Legal reference and information system "Guarantor".

3. Decree of the Government of the Russian Federation of April 15, 2014 No. 316 "The state program of the Russian Federation" Economic development and innovative economy "// Legal information system" Garant ".

4. Decree of the Government of the Russian Federation of June 8, 2016 No. 510 "On the state program of the Russian Federation" Economic development and innovative economy "// Legal reference and information system" Garant ".

5. Alekseenko A.A. Molodezhnoe predprinimatel'stvo kak faktor social'no-ekonomicheskogo razvitiya Kryma [Youth entrepreneurship as a factor in the socio-economic development of Crimea]. Sevastopol, 2019, 127 p.

6. Gorbunova E.G. Razvitie molodyozhnogo predprinimatel'stva pod patronazhem Volgogradskogo instituta biznesa [The development of youth entrepreneurship under the auspices of the Volgograd Institute of Business]. Volgograd, 2017, 117 p.

7. Dosova A.Z. Molodezhnoepredprinimatel'stvo [Youth entrepreneurship]. Sterlitamak, 2016, 159 p.

8. Miloserdov A.A. Molodezhnoe predprinimatel'stvo [Youth entrepreneurship]. Ivanovo, 2016, 19 p.

EFFICIENCY OF PUBLIC SUPPORT FOR THE DEVELOPMENT OF YOUTH

ENTREPRENEURSHIP

Alexandra M. Shulzhenko,

senior lecturer, Financial University (Omsk)

Abstract. The subject of the research in the article is a system of measures of state support for the development of youth entrepreneurship in the Russian Federation. The relevance of the development of the business sector is now difficult to overestimate. Youth is the most mobile part of the working-age population; therefore, the development of youth entrepreneurship is one of the main tasks of the country's socio-economic development. Youth entrepreneurial initiative is one of the main factors by which it will be possible to increase the level of innovation in the Russian economy.

In this context, youth is understood as a group of the population characterized by age characteristics, social status, and specific interests and values. This group includes persons aged 14-30 years, in some cases up to 35 years or more.

The aim of the study is to evaluate the effectiveness of the system of measures of state support for the development of youth entrepreneurship in the Russian Federation.

In the article, the author uses the following methods of scientific research: analysis of theoretical literature on the topic, systemic method, method of comparison and generalization.

In the course of the work, it was revealed that the promotion of youth entrepreneurship is provided within the framework of the State Program of the Russian Federation "Economic Development and Innovative Economics". However, the main event directly affected by youth was introduced in 2016. According to this event, support is provided in the following areas: popularization of entrepreneurship among young people aged 14-30 years; training of youth entrepreneurship entities; support for the implementation of youth innovation projects. Despite the fact that the final conclusions can be drawn after another 2-3 years, since some of the activities are aimed at schoolchildren aged 1417, it is already possible to judge the sufficient effectiveness of the measures. Most of the key indicators have reached planned values.

In conclusion, the author recommended measures to improve the effectiveness of public policy in the selected

field.

Key words: youth entrepreneurship, support measures, state program, small and medium-sized enterprises, budget.

Сведения об авторе:

Шульженко Александра Маратовна - старший преподаватель, Омский филиал федерального государственного образовательного бюджетного учреждения высшего образования «Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации», (644060, Российская Федерация, г. Омск, ул. 5-я Чередовая, 6), e-mail: Push_here@mail.ru.

Статья поступила в редакцию 09.04.2020 г.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.