Научная статья на тему 'ГОСУДАРСТВЕННО-ПРАВОВЫЕ МЕХАНИЗМЫ КАК НЕОТЪЕМЛЕМЫЙ ФАКТОР РАЗВИТИЯ ПРЕДПРИЯТИЙ МАЛОГО И СРЕДНЕГО БИЗНЕСА'

ГОСУДАРСТВЕННО-ПРАВОВЫЕ МЕХАНИЗМЫ КАК НЕОТЪЕМЛЕМЫЙ ФАКТОР РАЗВИТИЯ ПРЕДПРИЯТИЙ МАЛОГО И СРЕДНЕГО БИЗНЕСА Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
147
36
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Образование и право
ВАК
Область наук
Ключевые слова
малое предпринимательство / молодежное предпринимательство / санкционная экономика / хозяйственные риски / государственная поддержка / коррупционные риски / финансово-кредитные риски / предприятия малого и среднего бизнеса / субъекты предпринимательства.

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Батталова Л.М.

Цель исследования. В статье рассматривается актуальное состояние законодательных инициатив и сопровождающих их трансформационных процессов в государственно-правовой системе, направленной на качественное развитие малого предпринимательства. С критической позиции проанализированы современные риски, с одной стороны, характеризующие как внутренние, так и внешние угрозы дальнейшей популяризации частного бизнеса, с другой, часто обусловленные низкой эффективностью большей части правовых новелл в области поддержки и развития малого и среднего бизнеса. Выводы. В результате осуществленного исследования автор приходит к выводу о том, что в изучаемой плоскости за последние годы сформировалась довольно значительная федерально-региональная система поддержки рассматриваемых хозяйствующих субъектов, что, в свою очередь, позволило значительно улучшить как количественный, так и качественный состав отечественного малого предпринимательства. Вместе с тем, исследования показали, что в текущих экономических условиях предприятия малого и среднего бизнеса функционируют в среднем около пяти лет, что свидетельствует о низком уровне «выживаемости» анализируемых субъектов. На основе проведенного анализа автор допускает, что механизм поддержки субъектов малого предпринимательства содержит в своей конструкции ошибочные элементы, которые имеют, как правило, человеческую природу, и, с этой точки зрения, провоцируют коррупционные нарушения и рост бюрократических процедур. Высказанное позволяет констатировать целесообразность разработки и утверждения, с одной стороны, Концепции государственного участия на финансовом рынке (для оптимального решения финансово-кредитных рисков), с другой, общенациональной Концепции развития молодежного предпринимательства (для решения проблем инновационно-технологического развития страны).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «ГОСУДАРСТВЕННО-ПРАВОВЫЕ МЕХАНИЗМЫ КАК НЕОТЪЕМЛЕМЫЙ ФАКТОР РАЗВИТИЯ ПРЕДПРИЯТИЙ МАЛОГО И СРЕДНЕГО БИЗНЕСА»



ПРОБЛЕМЫ РОССИЙСКОГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА

DOI: 10.24412/2076-1503-2023-2-184-190 NIION: 2018-0076-2/23-102 MOSURED: 77/27-023-2023-2-102

БАТТАЛОВА Л.М.,

кандидат юридических наук, доцент Департамента правового регулирования экономической деятельности, Финансовый университет при Правительстве РФ, г. Москва, Российская Федерация, е-mail: mail@law-books.ru

ГОСУДАРСТВЕННО-ПРАВОВЫЕ МЕХАНИЗМЫ КАК НЕОТЪЕМЛЕМЫЙ ФАКТОР РАЗВИТИЯ ПРЕДПРИЯТИЙ МАЛОГО И

СРЕДНЕГО БИЗНЕСА

Аннотация. Цель исследования. В статье рассматривается актуальное состояние законодательных инициатив и сопровождающих их трансформационных процессов в государственно-правовой системе, направленной на качественное развитие малого предпринимательства. С критической позиции проанализированы современные риски, с одной стороны, характеризующие как внутренние, так и внешние угрозы дальнейшей популяризации частного бизнеса, с другой, часто обусловленные низкой эффективностью большей части правовых новелл в области поддержки и развития малого и среднего бизнеса. Выводы. В результате осуществленного исследования автор приходит к выводу о том, что в изучаемой плоскости за последние годы сформировалась довольно значительная федерально-региональная система поддержки рассматриваемых хозяйствующих субъектов, что, в свою очередь, позволило значительно улучшить как количественный, так и качественный состав отечественного малого предпринимательства. Вместе с тем, исследования показали, что в текущих экономических условиях предприятия малого и среднего бизнеса функционируют в среднем около пяти лет, что свидетельствует о низком уровне «выживаемости» анализируемых субъектов. На основе проведенного анализа автор допускает, что механизм поддержки субъектов малого предпринимательства содержит в своей конструкции ошибочные элементы, которые имеют, как правило, человеческую природу, и, с этой точки зрения, провоцируют коррупционные нарушения и рост бюрократических процедур. Высказанное позволяет констатировать целесообразность разработки и утверждения, с одной стороны, Концепции государственного участия на финансовом рынке (для оптимального решения финансово-кредитных рисков), с другой, общенациональной Концепции развития молодежного предпринимательства (для решения проблем инновационно-технологического развития страны).

Ключевые слова: малое предпринимательство, молодежное предпринимательство, санкционная экономика, хозяйственные риски, государственная поддержка, коррупционные риски, финансово-кредитные риски, предприятия малого и среднего бизнеса, субъекты предпринимательства.

STATE-LEGAL MECHANISMS AS AN INTEGRAL FACTOR IN THE DEVELOPMENT OF SMALL AND MEDIUM-SIZED BUSINESSES

BATTALOVA L.M.,

Candidate of Legal Sciences, Associate Professor of the Department of Legal Regulation of Economic Activity, Financial University under the Ownership of the Russian Federation, Moscow, Russian Federation

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 2 • 2023

Annotation. Purpose of the study. The article discusses the current state of legislative initiatives and the transformational processes accompanying them in the state-legal system aimed at the qualitative development of small business. Modern risks are analyzed from a critical position, on the one hand, characterizing both internal and external threats to the further promotion of private business, and on the other hand, often due to the low efficiency of most of the legislative initiatives in the field of support and development of small and medium-sized businesses. Conclusions. As a result of the study, the author comes to the conclusion that in the area under study, a rather significant federal-regional support system for the economic entities under consideration has been formed in recent years, which, in turn, has significantly improved both the quantitative and qualitative composition of domestic small business. At the same time, studies have shown that in the current economic conditions, small and medium-sized businesses operate on average for about five years, which indicates a low level of "survival" of the analyzed entities. Based on the analysis, the author admits that the mechanism for supporting small businesses contains erroneous elements in its design, which, as a rule, have a human nature, provoke, first of all, corruption violations and the growth of bureaucratic procedures. The foregoing allows us to state the expediency of developing and approving, on the one hand, the Concept of state participation in the financial market (for the optimal solution of financial and credit risks), on the other hand, the nationwide Concept for the development of youth entrepreneurship (to solve the problems of innovative and technological development of the country).

Key words; small business, youth entrepreneurship, sanctions economy, economic risks, government support, corruption risks, financial and credit risks, small and medium-sized businesses, business entities.

Экономика России в настоящее время развивается в уникальных социально-политических условиях. На наш взгляд, прежде всего, эти процессы затронули наименее защищенный сегмент российского предпринимательства - региональный малый и средний бизнес (далее - МСБ), востребованность которого оказалась как никогда актуальной как на федеральном, так и на региональном уровнях.

В связи с этим отметим, что проведенный нами анализ экономической литературы в предметной области позволяет констатировать начало новой фазы в развитии государственно-правовой программы поддержки и развития предприятий МСБ в РФ. [3, 4, 6, 8, 9 и т.д.] Так, в своем выступлении на Петербургском международном экономическом форуме (далее - ПМЭФ) в г. Санкт-Петербурге президент РФ В.В. Путин в ответ на внешние экономические угроза выделил в качестве ключевых принципов развития российской экономики «опору на предпринимательские свободы» и «достижение технологического суверенитета». На наш взгляд, эти цели, по сути, означают, конкретные перспективы для пересмотра и качественной модернизации сложившейся административной системы поддержки субъектов малого предпринимательства.

Приоритеты развития МСБ, задекларированные на петербургском форуме, обусловлены, прежде всего, высокой степенью влияния малых и средних предприятий на социально-экономический уровень развития экономики как страны в целом, так и ее отдельных территориально-адми-

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 2 • 2023

нистративных образований. Как отмечают в своей работе специалисты Института экономики РАН, «малый бизнес является неотъемлемым элементом в развитии региональной экономики, создавая дополнительные и востребованные рабочие места, а также внедряя инновационные технологии» [10, с. 25]

В тоже время утверждать, что в России отсутствует достаточно комфортная для региональных предпринимателей инвестиционно-предпринимательская среда, с нашей точки зрения, преждевременно. Деятельность анализируемых субъектов до настоящего времени осуществляется в условиях высоких хозяйственных рисков, в числе которых, в первую очередь, следует выделять коррупционные, административно-процессуальные, кредитно-финансовые и гражданско-правовые риски. Очевидно, что механизмов, разрабатываемых на самых разных уровнях государственного управления, все еще недостаточно для более широкой популяризации частного бизнеса. В связи с этим, нам представляется актуальным разработка инструментов развития наиболее перспективных направлений регионального сектора МСБ, что в будущем позволит сформировать конкурентоспособное предпринимательское сообщество, способное обеспечить импортозамещение в наиболее востребованных, инновационных сегментах российской экономики за счет повышения адресности и эффективности как федеральной, так и региональной поддержки локальных начинаний в исследуемой плоскости.

1. Исследование основополагающих факторов, формирующих эффективность влияния СМБ на социально-экономическое развитие региона

Развитие отечественной экономики малого и среднего уровня происходило в непростых социально-политических и экономических условиях. В частности, анализ научной литературы в рассматриваемой области позволяет сделать вывод о том, что законодательные инициативы начального периода формирования малого и среднего бизнеса в стране во многом носили декларативный характер, вследствие этого малое предпринимательство в стране развивалось стихийно, государственная поддержка анализируемых субъектов хозяйствования отсутствовала, собственно сам малый бизнес часто носил незаконный характер. [1, 2, 3, 8, 14] Начиная с 1999 г. Правительством РФ была осуществлена качественная ревизия государственной политики относительно роли и значения предприятий МСБ в системе российской экономики. В частности, государство признало на официальном уровне, во-первых, фактическую недейственность ранее принятых мер поддержки малых предприятий вследствие их синкретического характера, во-вторых, непродуктивность контрольных мероприятий за исполнением как федеральных, так и региональных инициатив в анализируемом сегменте.

В 2007 г. был принят актуальный документ, сформировавший стратегию развития малого предпринимательства до 2030 г., который в 2016 г. на основании распоряжения правительства РФ был существенно развит и дополнен. В числе его основополагающих новел, с нашей точки зрения, следует выделить, с одной стороны, признание инновационных, структурных и социальных возможностей МСБ, имеющих ярко выраженный стратегический характер и, с этой точки зрения, способствующих устойчивому развитию отечественных технологий. С другой, выделение таких первостепенных признаков успешного развития МСБ как повышение качества государственного регулирования, обеспечение доступности финансовых ресурсов и укрепление кадрового потенциала. [3]

В тоже время целесообразно заметить, что помимо здоровых коммерческих преимуществ деятельность исследуемых субъектов нередко обусловлена нежелательными индикаторами рисков, в том числе, высокой вероятностью ликвидации (так называемой «ранней смертностью МП»), пренебрежением социальными мерами защиты работников СМБ (например, игнорирование официальных процедур при приеме на работу, не предоставление положенного по закону отпуска и т.д.), участием в схемах уклонения от уплаты

налогов, используемых крупными предприятиями и т.д. Как отмечали в своей работе «Создание рабочих мест и изменения на рынке труда» Д. Стори и С. Джонсон, «не количество, а качество малых фирм определяет функционирование экономики, и лишь относительно небольшое число фирм становится основным катализатором роста в экономике». [15, 16]

И здесь, существенной представляется другая принципиальная проблема - низкая эффективность большей части законодательных инициатив в области поддержки и развития МСБ.

С одной стороны, исследование нормативно-правовых и научно-экономических источников в изучаемой плоскости показал, что за последние годы в стране сформировалась довольно значительная федерально-региональная система поддержки рассматриваемых хозяйствующих субъектов, при создании которой активно использовался обширный международный опыт. [11, 12, 14] Благодаря которой количественный и качественный состав отечественного малого предпринимательства за последние десятилетия значительно улучшился. Это подтверждают следующие цифры. Так, если в 1998 г. число малых предприятий составляло 830-840 тыс. субъектов, то по официальным данным на середину 2022 г. эти показатели выросли до 6 034031 предприятий, на которых трудоустроено порядка 14 573 476 человек соответственно.

Разработанная система включает в себя обширную взаимосвязанную сеть разнообразных высокоорганизованных институциональных структур: банк развития, сеть партнерских банков и финансовых организаций, институты поддержки социальных вопросов, информационно-консультационные и образовательные сети. В частности, центральным субъектом государственной поддержки МСБ выступает АО Федеральная Корпорация по развитию малого и среднего предпринимательства, призванная консолидировать все существующие в России организации с целью развития предпринимательской инициативы. С ее участием за 2019 г. совокупный объем закупок крупнейшими заказчиками у представителей технологического МСБ составил порядка 62 млрд. руб. Сформирована цифровая платформа МСП, на которой представлены существующие региональные меры поддержки, банковские сервисы, бизнес-обучение и статистика. Благодаря этому сервису, с января 2022 г. стало доступно более 220 онлайн-заявок на разработанные государством актуальные меры поддержки МСП, на сегодняшний день на платформе зарегистрировалось более 220 тысяч пользователей.

В продолжение темы, на наш взгляд, среди основных мер государственной поддержки МСБ в

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 2 • 2023

условиях санкционной экономики целесообразно выделить следующие:

1. Налоговые льготы: до 1 июня 2022 г. запрещена блокировка расчётных счетов ИП и организаций для взыскания денежных задолженностей, для туриндустрии и гостиничного бизнеса в течение пяти лет установлена нулевая ставка НДС, зафиксирована кадастровая стоимость недвижимости, отменены повышенная ставка пени, повышающие ставки для транспортного налога Правительство до конца текущего года сможет оперативно изменять сроки уплаты налогов и взносов, сдачи отчётности, отменять или переносить мероприятия налогового контроля, освобождать от ответственности за опоздание со сдачей отчётности, принимать другие меры, улучшающие положение налогоплательщиков.

2. Льготы для аккредитованных 1Т компаний: до конца 2024 года установлена нулевая ставка по налогу на прибыль; установлена отсрочка от призыва в армию для сотрудников до 27 лет; расширены программы грантов на создание отечественных решений; упрощено трудоустройство сотрудников-иностранцев.

3. Меры поддержки для отдельных отраслей: введены кредитные каникулы для сельхозпроизводителей, установлена отсрочка по уплате утилизационного сбора для отечественных автопроизводителей, организациям и индивидуальным предпринимателям, получившим государственные субсидии на развитие промышленных проектов, на 12 месяцев отложили исполнение обязательств.

3. Банковские услуги: МСБ получил отсрочку по кредитам и может участвовать в антикризисной кредитной программе по сниженным, для субъектов МСП до 1 июля 2022 г.

4. Проверки: ФНС приостанавливает проверки соблюдения валютного законодательства граждан и бизнеса, МСБ освободили от плановых проверок, кроме налоговых, до конца текущего года и т.д.

В тоже время, исследование «уровня выживаемости» малого бизнеса показывает, что наиболее часто ликвидируется предприятия, отработавшие на рынке более 10 лет, за ними следом идут компании с возрастом от 2 до 4 лет. По данным Минэкономразвития РФ с учетом настоящих экономических условий предприятия МСБ сейчас функционируют в среднем около 5 лет. [9, с. 52] Уместно также отметить, что экономисты нередко отмечают отсутствие положительной корреляции между ростом объемов и видов государственной поддержки МСБ и динамикой собственно самих субъектов малого и среднего бизнеса. [10, с. 25-26.]

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 2 • 2023

Исходя из этого, допустимо предположить, что сама модель поддержки и развития МСБ содержит в своей конструкции ошибочные элементы, имеющие, как правило, человеческую природу. Из этого следует, что ключевым барьером на пути развития отечественного малого предпринимательства являются, в первую очередь, коррупционные нарушения, существующие на всех уровнях исполнения бюрократических процедур. Так, эксперты отмечают существенные злоупотребления чиновников в ходе реализации государственной инициативы по упрощению доступа представителей МСБ к государственным закупкам, когда «получение правительственного заказа предпринимателем практически в каждом случае предполагает «откат» в пользу чиновников в размере 10-15 % от суммы контракта». [11].

Помимо этого, аналитики в качестве наиболее значимых предпринимательских рисков различают недобросовестную реализацию государственных и региональных программ поддержки МСБ со стороны финансовых структур, преследующих, прежде всего, собственные цели по поиску дополнительных источников финансирования. В частности, некоторые коммерческие банки, оформляя льготный кредит малому предприятию практикуют механизм дробления кредитной суммы на более мелкие (от 2 до 72 частей), что, с одной стороны, позволяет формально соответствовать средней процентной ставке финансового регулятора, с другой, обеспечивает банку дополнительный процентный доход. Отмеченные риски значительно ухудшают предпринимательский климат в регионах, существенно снижая интерес к открытию частного бизнеса со стороны потенциальных предпринимателей, а также индуцируя опытных бизнесменов ликвидировать собственного предприятие.

2. Качественный рост регионального молодежного МСБ как фактор, обеспечивающий формирование и дальнейший рост малого предпринимательства

Как уже отмечалось выше, рассматриваемый сегмент бизнеса имеет эксплицитную региональную направленность, связанную с его специфическими особенностями: сосредоточенностью на локальных рынках, наличием прямой связи с массовым потребителем, возможностью оперативного реагирования на конъюнктурные изменения рынка. Дифференцированные функциональные возможности, гибкость и мобильность представителей МСБ позволяют обеспечить более высокую устойчивость внутрирегионального развития в силу их социально-экономических преимущества в сравнении с крупными участниками

региональной экономической среды. К сожалению, отмеченные преимущества часто нивелируются, а нередко сводятся на нет, субъективными рисками, обусловленными финансовыми мотивациями отдельных индивидуумов.

Эксперты полагают, что для решения подобных проблем правительству РФ целесообразно утвердить совместно с Банком России Концепцию государственного участия на финансовом рынке. В рамках ее подготовки нужно будет определить случаи, при которых государство может и должно участвовать в финансовых рынках - например, для обеспечения финансовой стабильности, доступности финансовых услуг, в условиях мер внешнего воздействия, и случаи, при которых такое присутствие не требуется.

Другим перспективным направлением повышения продуктивности региональной системы малого предпринимательства и снижения рисков, по мнению и экспертов, и чиновников, является разработка эффективных механизмов формирования и развития молодежного предпринимательства. [12, 13] В качестве подтверждения этого тезиса отметим, что, во-первых, целесообразность включения в каждый национальный проект механизмов, обеспечивающих поддержку молодежных инициатив, была отмечена в Перечне поручений по реализации Послания Президента Федеральному Собранию. Во-вторых, в 2020 г. произошел целый ряд законодательных событий, обусловленных правительственными инициативами в сфере молодёжного предпринимательства. В частности, был принят ФЗ № 489-ФЗ от 30.12.2020 г. «О молодежной политике в Российской Федерации», в котором в качестве приоритетных направлений был выдвинут тезис о необходимости поддержки предпринимательской деятельности молодежи, в раздел Конституции РФ, посвященному вопросам совместного ведения РФ и ее субъектов, были внесены поправки, касающиеся общих вопросов молодежной политики, а также в 2021 г. в программу ПМЭФ были включены панельные дискуссии на темы молодежного предпринимательства и было отмечено, что в России число несовершеннолетних предпринимателей выросло до 20 тыс. человек [17, с.22]. В-третьих, как отмечают экономисты, пандемия, самым катастрофическим образом отразившаяся на жизнеспособности частной экономики, доказала высокий потенциал коммерчески настроенной молодежи, обусловленного, в том числе, гибкостью и оперативностью их реагирования на внешние угрозы. Помимо этого, в том же 2021 г. на Восточном экономическом форуме был дан старт Всероссийской программе по развитию молодежного предпринимательства, включившей в себя пять основных сегментов, позволяющих сформировать

комплексный механизм развития молодежного бизнеса, начиная от обучения и акселерации проектов вплоть до их финансовой поддержки.

Высказанное очень четко иллюстрирует популярность молодежной повестки в контексте стратегических государственных программ. Именно с молодёжным предпринимательством благодаря его новаторской сущности экспертное сообщество связывает перспективы перехода России на инновационную траекторию развития. Молодёжное предпринимательство выполняет в мегаполисе важные социально-экономические функции, оно заполняет те современные инновационные рыночные ниши, которые не может охватить иной бизнес [18]. С этой точки зрения, разработка и развитие актуальных правовых норм, способствующих законному и эффективному осуществлению коммерческих инициатив молодого поколения современной России, представляется одним из наиболее целесообразных стратегических направлений трансформации отечественной экономики в сложившихся экономических условиях.

Проведенные нами исследования позволяют сформулировать следующие выводы:

- в современных условиях одним из наиболее привлекательных направлений развития отечественной экономической системы становится трансформация подходов к государственно-правовому механизму стимулирования деятельности малого и среднего бизнеса;

- рассматриваемый сегмент бизнеса имеет эксплицитную региональную направленность, связанную с его специфическими особенностями: сосредоточенностью на локальных рынках, наличием прямой связи с массовым потребителем, возможностью оперативного реагирования на конъюнктурные изменения рынка;

- функционирование субъектов малого предпринимательства, как правило, сопровождается высокими хозяйственными рисками, являющимися неотъемлемым атрибутом рассматриваемого рыночного сегмента;

- качественная трансформация инструментов государственно-правовой системы развития субъектов малого и среднего бизнеса, в числе которых выделяются общеотраслевые (налоговые, ревизионные, финансовые) и отраслевые (налоговые и финансовые) средства;

- недостаточный для более широкой популяризации частного бизнеса уровень эффективности механизмов, разрабатываемых на самых разных уровнях государственного управления, что обусловлено индивидуальными и общеотраслевыми (коррупционные, административно-процессуальные, кредитно-финансовые и гражданско-правовые) рисками;

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 2 • 2023

- перспективным направлением повышения продуктивности региональной системы малого предпринимательства и снижения рисков является разработка эффективных механизмов формирования и развития молодежного предпринимательства, которое благодаря своей новаторской сущности позволит нашей стране наиболее эффективно перейти на инновационную траекторию развития.

В заключении хотелось бы отметить следующее. Бизнес, организованный молодыми предпринимателями, превентивно имеет органичное направление на решение важнейших социально-экономических задач, связанных с развитием тех инновационных сегментов, которые по тем или иным объективным причинам не в состоянии решить традиционные предприниматели. С этой точки зрения, разработка и развитие актуальных правовых норм, способствующих законному и эффективному осуществлению коммерческих инициатив молодого поколения современной России, представляется одним из наиболее целесообразных стратегических направлений трансформации отечественной экономики в сложившихся экономических условиях.

Список литературы:

[1] Закон СССР от 26 мая 1988 года № 8998-XI «О кооперации в СССР».

[2] Федеральный закон от 14 июня 1995 года № 88-ФЗ «О государственной поддержке малого предпринимательства в РФ». - Электронный ресурс. Режим доступа: http://www.consultant.ru/ document/cons_doc_LAW_6857/.

[3] Федеральный закон от 24 июля 2007 года № 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в РФ». - Электронный ресурс. Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/ cons_doc_LAW_52144/.

[4] Распоряжение Правительства Российской Федерации от 02 июня 2016 года № 1083-р «О Стратегии развития малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации на период до 2030 года и плане мероприятий («дорожной карте») по ее реализации». - Электронный ресурс. Режим доступа: https://www. garant.ru/products/ipo/prime/doc/71318202/.

[5] Модельный закон «О государственной молодежной политике». Принят на тридцать восьмом пленарном заседании Межпарламентской Ассамблеи государств-участников СНГ (Постановление от 23 ноября 2012 года № 38-10). - Электронный ресурс. Режим доступа: https://molod. rgub.ru/files/sng_2-1120-2.pdf.

[6] Постановление Правительства РФ № 409 от 02.04.2020 г. «О мерах по обеспечению устойчивого развития экономики». - Электронный

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 2 • 2023

ресурс. Режим доступа: https://www.garant.ru/ products/ipo/prime/doc/71318202/.

[7] Паспорт национального проекта «Малое и среднее предпринимательство и поддержка индивидуальной предпринимательской инициативы». Утвержден решением президиума Совета при Президенте РФ по стратегическому развитию и национальным проектам. - Электронный ресурс. Режим доступа: http://government.ru/info/35563/.

[8] Андрюхин Е.А. Неофициальное предпринимательство в СССР в 60-80-х гг. ХХ в.// Известия Алтайского государственного университета.

- 2010, № 4-2. - С. 9, 10. - Электронный ресурс. Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/ neofitsialnoe-predprinimatelstvo-v-sssr-v-60-80-h-gg-xx-v (дата обращения: 05.07.2022).

[9] Козырев А.В. Формирование адаптивной системы инфраструктурного обеспечения малого предпринимательства: дис. ... канд. экономических наук: 08.00.05. - М., 2022. - 157 с.

[10] Виленский А. А., Домнина И. Н., Маев-ская Л. И. Воздействие некрупного предпринимательства на социально-экономическое развитие регионов Российской Федерации / Доклад. - М.: Институт экономики РАН, 2018. - 39 с. - с. 25.

[11] Germanovich A.G., Vasilieva O.N., Ordynskaya M.E., Allanina L.M., Gorokhova A.E. Impact of tourism on sustainable development of rural areas: international experience // Journal of Environmental Management and Tourism. 2020. Т. 11. № 4 (44). С. 965-972.

[12] Горелова, Е. Малому бизнесу придумали стратегию развития до 2030 года / Е. Горелова, М. Подцероб // Ведомости. - 2015. - 14 окт.

- Электронный ресурс. Режим доступа: https:// www.vedomosti.ru/management/ articles/2015/10/15/612888.

[13] Жура С.Е. Инфраструктурное обеспечение развития малого бизнеса: институциональный подход: дис. ... доктора экономических наук: 08.00.05. - М., 2021. - 389 с. - с. 20.

[14] Ключевская Н. Молодежное предпринимательство: проблемы и решения/Гарант.ру. Информационно-правовой портал - Электронный ресурс. - Режим доступа: https://www.garant.ru/ news/1468805/

[15] Скуфьина Т.П. Региональное развитие России в контексте макроэкономических движений. Монография/Т.П. Скуфьина - Апатиты: КНЦ РАН, 2016. - 126 с.

[16] Storey, D.J., Johnson (1987), Job Generation and Labour Market Change. Basingstoke, Hants: Macmillan

[17] Хусаинова Ш.М. Правовое обеспечение развития и поддержки малого и среднего предпринимательства в России // Правовой альманах. 2023. № 1 (23). С. 20-28.

[18] Панина С.А. Некоторые вопросы, возникающие при рассмотрении корпоративных споров: анализ правоприменительной деятельности // Образование и право. 2021. № 8. С. 95-99.

Spisok literatury:

[1] Zakon SSSR ot 26 maya 1988 goda № 8998-HI «O kooperacii v SSSR».

[2] Federal'nyj zakon ot 14 iyunya 1995 goda № 88-FZ «O gosudarstvennoj podderzhke malogo predprinimatel'stva v RF». - Elektronnyj resurs. Rezhim dostupa: http://www.consultant.ru/document/ cons_doc_LAW_6857/.

[3] Federal'nyj zakon ot 24 iyulya 2007 goda № 209-FZ «O razvitii malogo i srednego predprinimatel'stva v RF». - Elektronnyj resurs. Rezhim dostupa: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_ LAW_52144/.

[4] Rasporyazhenie Pravitel'stva Rossijskoj Federacii ot 02 iyunya 2016 goda № 1083-r «O Strategii razvitiya malogo i srednego predprinimatel'stva v Rossijskoj Federacii na period do 2030 goda i plane meropriyatij ("dorozhnoj karte") po ee real-izacii». - Elektronnyj resurs. Rezhim dostupa: https:// www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/71318202/.

[5] Model'nyj zakon «O gosudarstvennoj molo-dezhnoj politike». Prinyat na tridcat' vos'mom plenar-nom zasedanii Mezhparlamentskoj Assamblei gosu-darstv-uchastnikov SNG (Postanovlenie ot 23 noya-brya 2012 goda № 38-10). - Elektronnyj resurs. Rezhim do-stupa: https://molod.rgub.ru/files/sng_2-1120-2.pdf.

[6] Postanovlenie Pravitel'stva RF № 409 ot 02.04.2020 g. «O merah po obespecheniyu ustojchi-vogo razvitiya ekonomiki». - Elektronnyj resurs. Rezhim dostupa: https://www.garant.ru/products/ipo/ prime/doc/71318202/.

[7] Pasport nacional'nogo proekta «Maloe i srednee predprinimatel'stvo i podderzhka individu-al'noj predprinimatel'skoj iniciativy». Utverzhden resheniem prezidiuma Soveta pri Prezidente RF po strategicheskomu razvitiyu i nacional'nym proektam. - Elektronnyj resurs. Rezhim dostupa: http://govern-ment.ru/info/35563/.

[8] Andryuhin E.A. Neoficial'noe predprinimatel'stvo v SSSR v 60-80-h gg. HKH v.// Izvestiya Alta-jskogo gosudarstvennogo universiteta. - 2010, №

4-2. - S. 9, 10. - Elek-tronnyj resurs. Rezhim dostupa: https://cyberleninka.ru/article/n/neofitsial-noe-predprinimatelstvo-v-sssr-v-60-80-h-gg-xx-v (data obrashcheniya: 05.07.2022).

[9] Kozyrev A.V. Formirovanie adaptivnoj sis-temy infrastrukturnogo obespecheniya malogo predprinimatel'stva: dis. ... kand. ekonomicheskih nauk: 08.00.05. - M., 2022. - 157 s.

[10] Vilenskij A. A., Domnina I. N., Maevskaya L. I. Vozdejstvie nekrupnogo predpri-nimatel'stva na social'no-ekonomicheskoe razvitie regionov Rossi-jskoj Federacii / Doklad. - M.: Institut ekonomiki RAN, 2018. - 39 s. - s. 25.

[11] Germanovich A.G., Vasilieva O.N., Ordyn-skaya M.E., Allanina L.M., Gorokhova A.E. Im-pact of tourism on sustainable development of rural areas: international experience // Journal of Environmental Management and Tourism. 2020. T. 11. № 4 (44). S. 965-972.

[12] Gorelova, E. Malomu biznesu pridumali strategiyu razvitiya do 2030 goda / E. Gore-lova, M. Podcerob // Vedomosti. - 2015. - 14 okt. - Elektronnyj resurs. Rezhim dostupa: https://www.vedomosti. ru/management/articles/2015/10/15/612888.

[13] ZHura S.E. Infrastrukturnoe obespechenie razvitiya malogo biznesa: institucio-nal'nyj podhod: dis. ... doktora ekonomicheskih nauk: 08.00.05. - M., 2021. - 389 s. - s. 20.

[14] Klyuchevskaya N. Molodezhnoe predprinimatel'stvo: problemy i resheniya/Garant.ru. Informa-cionno-pravovoj portal - Elektronnyj resurs. - Rezhim dostupa: https://www.garant.ru/news/1468805/

[15] Skuf'ina T.P. Regional'noe razvitie Rossii v kontekste makroekonomicheskih dvi-zhenij. Mono-grafiya/T.P. Skuf'ina - Apatity: KNC RAN, 2016. - 126 s.

[16] Storey, D.J., Johnson (1987), Job Generation and Labour Market Change. Basingstoke, Hants: Macmillan

[17] Husainova SH.M. Pravovoe obespechenie razvitiya i podderzhki malogo i srednego pred-prini-matel'stva v Rossii // Pravovoj al'manah. 2023. № 1 (23). S. 20-28.

[18] Panina S.A. Nekotorye voprosy, voznikay-ushchie pri rassmotrenii korporativnyh sporov: analiz pravoprimenitel'noj deyatel'nosti // Obrazovanie i pravo. 2021. № 8. S. 95-99.

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 2 • 2023

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.