Научная статья на тему 'МОЛОДЕЖНАЯ ПОЛИТИКА КАК ФАКТОР РАЗВИТИЯ МАЛОГО БИЗНЕСА'

МОЛОДЕЖНАЯ ПОЛИТИКА КАК ФАКТОР РАЗВИТИЯ МАЛОГО БИЗНЕСА Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
305
67
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МАЛЫЙ БИЗНЕС / МАЛОЕ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВО / МАЛЫЕ ПРЕДПРИЯТИЯ / МОЛОДЕЖНАЯ ПОЛИТИКА / МОЛОДЕЖНОЕ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВО

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Рибокене Е.В., Маковецкий М.Ю., Таниева Махпал

Авторами статьи проведен анализ особенностей влияния молодежной политики государства на развитие малого бизнеса в экономике России. Актуальность исследования на выбранную проблематику обусловлена тем, что именно молодежь является наиболее потенциальной категорией населения, развитие предпринимательства которым способствует созданию инновационноориентированных форм бизнеса. В работе рассмотрено текущее развитие сектора малого бизнеса при формировании российской экономики. Выделена роль молодежной политики при стимулировании его масштабирования. Перечислены основные методы поддержки Правительством РФ развития молодежной политики в сфере развития малого бизнеса. Проанализированы актуальные проблемы, которые препятствуют развитию молодежного предпринимательства в экономике России. Предложены направления совершенствования государственной системы поддержки и помощи молодежного предпринимательства, которые направлены на развитие субъектов малого бизнеса.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Рибокене Е.В., Маковецкий М.Ю., Таниева Махпал

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

YOUTH POLICY AS A FACTOR IN THE DEVELOPMENT OF SMALL BUSINESS

The authors of the article analyzed the features of the influence of the youth policy of the state on the development of small business in the Russian economy. The relevance of the study on the selected issue is due to the fact that it is young people who are the most potential category of the population, the development of entrepreneurship for which contributes to the creation of innovation-oriented forms of business. The paper considers the current development of the small business sector in the formation of the Russian economy The role of youth policy in stimulating its scaling is highlighted. The main methods of supporting the development of youth policy in the field of small business development by the Government of the Russian Federation are listed. Actual problems that hinder the development of youth entrepreneurship in the Russian economy are analyzed. Directions for improving the state system of support and assistance to youth entrepreneurship, which are aimed at the development of small businesses, are proposed.

Текст научной работы на тему «МОЛОДЕЖНАЯ ПОЛИТИКА КАК ФАКТОР РАЗВИТИЯ МАЛОГО БИЗНЕСА»

УДК 33

DOI 10.52375/20728689_2022_2_122

молодежная политика как фактор развития малого бизнеса

рибокене Е.Б., к.э.н., доцент, почётный работник ВПО РФ, научный консультант факультета управления Московский университет

имени С.Ю. Витте, e-mail: ribokene@gmail.com Маковецкий М.Ю., заведующий кафедрой «Менеджмент», к.э.н., доцент, Московский университет имени С.Ю. Витте, e-mail:

mmakov@mail.ru

Таниева Махпал, магистрант, Московский университет им. С. Ю. Витте, e-mail: taniyeva.makpal@mail.ru

Авторами статьи проведен анализ особенностей влияния молодежной политики государства на развитие малого бизнеса в экономике России. Актуальность исследования на выбранную проблематику обусловлена тем, что именно молодежь является наиболее потенциальной категорией населения, развитие предпринимательства которым способствует созданию инновационно-ориентированных форм бизнеса. В работе рассмотрено текущее развитие сектора малого бизнеса при формировании российской экономики. Выделена роль молодежной политики при стимулировании его масштабирования. Перечислены основные методы поддержки Правительством РФ развития молодежной политики в сфере развития малого бизнеса. Проанализированы актуальные проблемы, которые препятствуют развитию молодежного предпринимательства в экономике России. Предложены направления совершенствования государственной системы поддержки и помощи молодежного предпринимательства, которые направлены на развитие субъектов малого бизнеса.

ключевые слова: малый бизнес, малое предпринимательство, малые предприятия, молодежная политика, молодежное предпринимательство.

youth policy as a factor in the development of small business

Ribokene E., Ph.D., Associate Professor, Honorary Worker of the Higher Professional Education of the Russian Federation, Scientific Consultant of the Faculty of Management, Witte Moscow University, e-mail: ribokene@gmail.com Makovetsky M., Ph.D.,Head of the Management chair, Associate Professor, Witte Moscow University, e-mail: mmakov@mail.ru Taniyeva Mahpal, master student, Witte Moscow University, e-mail: taniyeva.makpal@mail.ru

The authors of the article analyzed the features of the influence of the youth policy of the state on the development of small business in the Russian economy. The relevance of the study on the selected issue is due to the fact that it is young people who are the most potential category of the population, the development of entrepreneurship for which contributes to the creation of innovation-oriented forms of business. The paper considers the current development of the small business sector in the formation of the Russian economy. The role of youth policy in stimulating its scaling is highlighted. The main methods of supporting the development of youth policy in the field of small business development by the Government of the Russian Federation are listed. Actual problems that hinder the development of youth entrepreneurship in the Russian economy are analyzed. Directions for improving the state system of support and assistance to youth entrepreneurship, which are aimed at the development of small businesses, are proposed.

Keywords: small business, small business, small businesses, youth policy, youth entrepreneurship.

Современная характеристика развития субъектов малого предпринимательства в экономике России свидетельствует о формировании новых проблем, препятствующих инвестиционной и инновационной активности. Связаны они, в первую очередь, с последствиями пандемии Covid-19. Соответственно формируется ряд угроз, негативно влияющих на реализацию инвестиционно-инновационных проектов предприятий.

Актуальность научного исследования на тематику «молодежная политика как фактор развития малого бизнеса» обусловлена тем, что именно молодежь является наиболее потенциальной категорией населения, развитие предпринимательства которым способствует созданию инновационно-ориентированных форм бизнеса.

Проблематика государственной поддержки субъектов малого предпринимательства широко обсуждается в научных кругах. Так, в работе Васильчак С.В., Гринев Ю.А., Галаченко А.А., Дубина М.П. показано, что государство занимает важную практическую роль в обеспечении стимулирования развития инновационных малых предприятий через создание инфраструктурной поддержки национальной инновационной системы государства [3].

Черных Я.В., Чарочкина Е.Ю. определяют роль малого бизнеса, как одного из наиболее активных участников в формировании инновационной модели развития российской экономики [4].

Салчак А.К., Масканова А.В. и Митюкова Д.Э. считают, что именно степень развития субъектов малого предпринимательства характеризуют степень формирования конкурентной политики и рыночной модели национальной экономики России [1; 2].

На сегодняшний день, уровень развития малого бизнеса для обеспечения интересов и задач государственной социально-экономической политики в России недостаточный, поскольку по доли в общем ВВП и рынке труда, наша страна уступает позициям государств с развитой экономикой.

Так, доля малого бизнеса при формировании валового внутреннего продукта экономики нашей страны составляет 21,5%, а на рынке труда при обеспечении занятости населения - лишь 14,1% (см. рисунок 1).

Таким образом, в нынешнее время субъекты малого бизнеса сталкиваются с барьерами своего развития, что обусловлено низкой долей при формировании ВВП и рынка труда в экономике России. Для органов государственной власти важна разработка мероприятий, поддерживающих и стимулирующих развитие малого бизнеса. Одним из таких направлений является стимулирование молодежной политики и молодежного предпринимательства.

Сегодня «молодежное предпринимательство», в соответствии с «Основами государственной молодежной политики в Российской Федерации на период до 2025 года», представляет собой предпринимательскую деятельность граждан в возрасте до 30 лет [10].

Молодежное предпринимательство имеет все шансы на то, чтобы стать основным фактором к развитию малого бизнеса в российской экономике, что положительно скажется на [5]:

- пополнение консолидированного бюджета государства;

- развитие инновационного сектора экономики и инновационных форм предпринимательства.

С этой целью, Правительство Российской Федерации применяет следующие методы поддержки развития молодежной политики в сфере развития малого бизнеса [6]:

1. Предоставление юридической и консультационной помощи молодежи в организации собственного дела.

2. Стимулирование вовлеченности студентов и выпускников высших учебных заведений в предпринимательскую деятельность.

3. Предоставление финансовой помощи и имущественной поддержки субъектов малого бизнеса при использовании государственных и региональных программ.

Россия США Великобритания Германия Япония

Рис. 1. Доля малого бизнеса при формировании ВВП и рынка труда в России и экономически развитых странах в 2020 году.

4. Создание и организация центров молодежного и инновационного предпринимательства.

5. Организация программ по повышению уровня финансового образования и предпринимательской квалификации молодежи в регионах России с целью развития их интереса к предпринимательскому делу.

Вышеперечисленные мероприятия государственной политики по развитию молодежного предпринимательства направлены на достижение таких целей, как:

- увеличение вовлеченности молодежи в предпринимательскую деятельность;

- стимулирование развития субъектов малого бизнеса и повышение конкурентной политики в отраслях экономики страны;

- снятие основных барьеров и «страхов» молодежи при начале собственного дела.

Однако в 2022 году присутствует следующий ряд актуальных проблем, которые препятствуют развитию молодежного предпринимательства в экономике России [7]:

1. Развитие коррупционных схем и взяточничества в общественном секторе экономики, что формирует коррупционные барьеры от российской бюрократии, негативно влияющей на развитие интереса молодежи к предпринимательству.

2. Высокая доля теневого сектора по отношению к ВВП экономики страны. Это подтверждает то, что большая часть молодежных предпринимателей прибегают также к незаконной налоговой оптимизации и уходу во внелегальную сферу предпринимательской деятельности.

3. Отсутствие у молодежи, начинающей предпринимательское дело, соответствующих знаний, навыков, опыта и профессиональных качеств управляющих, которые необходимы для успешного управления собственным делом.

4. Макроэкономическая нестабильность внешней среды в экономике России, в рамках которой создаются финансовые барьеры при развитии субъектов малого бизнеса (происходит спад совокупного спроса населения, а уровень конкуренции на рынках остается таким же высоким).

5. Барьеры для молодежных предпринимателей при привлечении внешних финансовых ресурсов. Коммерческое кредитование из-за отсутствия кредитной истории для многих молодых людей остается недоступным инструментом финансирования. Альтернативные источники финансового обеспечения собственного бизнеса доступы, как правило, лишь для инновационно-ориентированных малых предприятий.

6. Недостатки нормативно-правового регулирования и законодательной базы молодежного предпринимательства в России, из-за чего создаются институциональные барьеры развития малого бизнеса.

7. Труднодоступность молодых предпринимателей к базе высококвалифицированных трудовых ресурсов, из-за чего сложно проводить подбор персонала предприятия на этапе его открытия и запуска.

Поддержка инициатив молодежи, а также содействие предпринимательской деятельности молодежи указаны в перечне основных направлений реализации молодежной политики, закрепленном в ст. 6 принятого в конце 2020 года Федерального закона от 30 декабря 2020 г. № 489-ФЗ «О молодежной политике в Российской Федерации» [8].

Чтобы стимулировать развитие малого бизнеса через инструменты молодежной политики в России, можно предложить следующие направления совершенствования государственной системы поддержки и помощи молодежного предпринимательства, как [9]:

1. Более активное предоставление различных грантов и субсидий для развития субъектов бизнеса молодежного предпринимательства. Данная форма поддержки может быть реализована при сотрудничестве с высшими учебными заведениями, в рамках которых будут созданы центры молодежного предпринимательства, где креативные и успешные в учебе студенты получат финансовые гранты от государства на реализацию своих бизнес-идей и стартапов.

2. Формирование инновационной активности, путем финансирования программ бизнес-инкубаторов и акселераторов, созданных при высших учебных заведениях. Данные средства будут направлены на реализацию наиболее перспективных бизнес-проектов студентов.

3. Оказание помощи молодежи в организации малых форм предприятий. Данная форма поддержки может быть реализована при помощи создания онлайн-сервиса цифровой регистрации малых форм бизнеса.

4. Предоставление налоговых льгот и периода освобождения молодежных предпринимателей от необходимости уплаты налогов и страховых взносов на время, пока новосозданная фирма не начнет генерировать по финансовой отчетности прибыль до налогообложения.

5. Разработка программ кредитования субъектов молодежного предпринимательства, где предоставляются коммерческие кредиты с пониженными/льготными процентными ставками и с более низкими требованиями к оценке платежеспособности и кредитоспособности субъекта малого предприятия.

Таким образом, подводя итоги, можно прийти к заключению, что молодежная политика является важным фактором, стимулирующего развитие малого бизнеса. Происходит это путем организации молодежью субъектов малого предпринимательства. Молодежное предпринимательство способно развиваться в случае наличия активной государственной поддержки и финансовой помощи.

Направлениями совершенствования государственной политики в развитии молодежного предпринимательства и малого развития выступают более активное предоставление различных грантов и субсидий, финансирование программ бизнес-инкубаторов и акселераторов, а также оказание помощи молодежи в организации собственного дела.

Литература:

1. Салчак А.К., Масканова А.В. Малый бизнес и его роль в формировании конкурентной среды // Скиф. 2018. №6 (22). С. 105-108.

2. Митюкова Д.Э. Роль малого бизнеса в экономике России // Молодой ученый. 2019. № 15 (253). С. 215-217.

3. Васильчак С.В., Гринев Ю.А., Галаченко А.А., Дубина М.П. Государственное регулирование институциональной среды деловой активности в контексте инновационного развития малого предпринимательства // Формирование рыночных отношений в Украине. 2019. № 10 (221). С. 26-33.

4. Черных Я.В., Чарочкина Е.Ю. Малое инновационное предпринимательство и его роль в развитии экономики // Устойчивое развитие науки и образования. 2019. № 1. С. 11-16.

5. Шумик Е.Г., Белик Е.В., Блинов М.П. Молодежное предпринимательство: проблемы и пути решения // Вестн. Том. гос. ун-та. Экономика. 2017. №40.

6. Меркулов П.А. Молодежное предпринимательство как фактор устойчивого социально-экономического роста // Среднерусский вестник общественных наук. 2017. №3.

7. Проблемы и направления развития молодежного предпринимательства в Санкт-Петербурге // Евразийский Союз Ученых. Экономические науки. URL: https://euroasia-science.ru/ekonomicheskie-nauki/проблемы-и-направления-развития-моло/.

8. Молодежное предпринимательство: проблемы и решения. URL: https://www. garant.ru/news/1468805/.

9. Руденко Л.Г. Формирование системы поддержки развития малого молодежного предпринимательства // Вестник ГУУ. 2019. №3.

10. Рукина Е.В. Развитие молодежного предпринимательства как одного из направлений государственной молодежной политики // Вестник государственного и муниципального управления. 2018. №3.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.