Научная статья на тему 'СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ГОСУДАРСТВЕННОЙ И МУНИЦИПАЛЬНОЙ ПОДДЕРЖКИ И РАЗВИТИЯ МАЛОГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА СРЕДИ МОЛОДЕЖИ'

СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ГОСУДАРСТВЕННОЙ И МУНИЦИПАЛЬНОЙ ПОДДЕРЖКИ И РАЗВИТИЯ МАЛОГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА СРЕДИ МОЛОДЕЖИ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
83
20
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
E-Scio
Область наук
Ключевые слова
МАЛОЕ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВО / МАЛЫЙ БИЗНЕС / ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПОДДЕРЖКА / МУНИЦИПАЛЬНАЯ ПОДДЕРЖКА / МОЛОДЕЖЬ / МОЛОДЕЖНОЕ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВО

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Ельцова Ольга Олеговна, Бухаров Матвей Алексеевич, Вершицкий Андрей Вячеславович

Научная статья посвящена проведению исследовательского анализа характеристики основных направлений государственной и муниципальной поддержки и развития субъектов малого предпринимательства среди молодежи. Актуальность исследования обусловлена тем, что молодежное предпринимательство является одним из приоритетных направлений решения государством проблемы трудоустройства молодежи. Помимо этого, малый бизнес, открытый молодежью, является стимулирующим фактором социально-экономического развития государства. В рамках статьи рассмотрены основные причины и факторы, которые побуждают молодое поколение людей заниматься малым предпринимательством. Перечислены основные направления государственной и муниципальной поддержки и развития малого бизнеса среди молодежи. Рассмотрена характеристика приоритетных направлений и отраслей по созданию нового бизнеса гражданами молодого возраста. Проанализированы актуальные направления совершенствования государственной и муниципальной поддержки и развития малого предпринимательства среди молодежи. В заключении статьи, автором установлено, что для того, чтобы развитие малого бизнеса среди молодежи развивалось, необходимо совершенствование государственной и муниципальной поддержки в России путем формирования благоприятных условий инвестиционного климата, цифровизации экономики, национальной инновационной системы и конкурентной политики.The scientific article is devoted to the research analysis of the characteristics of the main directions of state and municipal support and development of small businesses among young people. The relevance of the study is due to the fact that youth entrepreneurship is one of the priority directions of the state's solution to the problem of youth employment. In addition, small business opened by young people is a stimulating factor in the socio-economic development of the state. Within the framework of the article, the main reasons and factors that induce the young generation of people to engage in small business are considered. The main directions of state and municipal support and development of small business among young people are listed. The characteristics of priority areas and industries for creating a new business by young citizens are considered. The current directions of improving state and municipal support and development of small business among young people are analyzed. In the conclusion of the article, the author found that in order for the development of small business among young people to develop, it is necessary to improve state and municipal support in Russia by creating favorable conditions for the investment climate, digitalization of the economy, the national innovation system and competition policy.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Ельцова Ольга Олеговна, Бухаров Матвей Алексеевич, Вершицкий Андрей Вячеславович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ГОСУДАРСТВЕННОЙ И МУНИЦИПАЛЬНОЙ ПОДДЕРЖКИ И РАЗВИТИЯ МАЛОГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА СРЕДИ МОЛОДЕЖИ»

УДК 338.242

Экономические науки

Ельцова Ольга Олеговна, студентка института экономики и управления, ФГАОУ ВО «Крымский федеральный университет имени В.И. Вернадского» Бухаров Матвей Алексеевич, магистрант института экономики и управления, ФГАОУ ВО «Крымский федеральный университет

имени В.И. Вернадского» Вершицкий Андрей Вячеславович, к.э.н., доцент института экономики и управления, ФГАОУ ВО «Крымский федеральный университет

имени В.И. Вернадского»

СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ГОСУДАРСТВЕННОЙ И МУНИЦИПАЛЬНОЙ ПОДДЕРЖКИ И РАЗВИТИЯ МАЛОГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА СРЕДИ МОЛОДЕЖИ

Аннотация: Научная статья посвящена проведению исследовательского анализа характеристики основных направлений государственной и муниципальной поддержки и развития субъектов малого предпринимательства среди молодежи. Актуальность исследования обусловлена тем, что молодежное предпринимательство является одним из приоритетных направлений решения государством проблемы трудоустройства молодежи. Помимо этого, малый бизнес, открытый молодежью, является стимулирующим фактором социально-экономического развития государства. В рамках статьи рассмотрены основные причины и факторы, которые побуждают молодое поколение людей заниматься малым предпринимательством. Перечислены основные направления государственной и муниципальной поддержки и развития малого бизнеса среди молодежи. Рассмотрена характеристика приоритетных направлений и отраслей по созданию нового бизнеса гражданами молодого возраста. Проанализированы актуальные направления совершенствования государственной и муниципальной поддержки и развития малого

предпринимательства среди молодежи. В заключении статьи, автором установлено, что для того, чтобы развитие малого бизнеса среди молодежи развивалось, необходимо совершенствование государственной и муниципальной поддержки в России путем формирования благоприятных условий инвестиционного климата, цифровизации экономики, национальной инновационной системы и конкурентной политики.

Ключевые слова: малое предпринимательство; малый бизнес; государственная поддержка; муниципальная поддержка; молодежь; молодежное предпринимательство.

Annotation: The scientific article is devoted to the research analysis of the characteristics of the main directions of state and municipal support and development of small businesses among young people. The relevance of the study is due to the fact that youth entrepreneurship is one of the priority directions of the state's solution to the problem of youth employment. In addition, small business opened by young people is a stimulating factor in the socio-economic development of the state. Within the framework of the article, the main reasons and factors that induce the young generation of people to engage in small business are considered. The main directions of state and municipal support and development of small business among young people are listed. The characteristics of priority areas and industries for creating a new business by young citizens are considered. The current directions of improving state and municipal support and development of small business among young people are analyzed. In the conclusion of the article, the author found that in order for the development of small business among young people to develop, it is necessary to improve state and municipal support in Russia by creating favorable conditions for the investment climate, digitalization of the economy, the national innovation system and competition policy.

Keywords: small business; small business; governmental support; municipal support; young people; youth entrepreneurship.

На сегодняшний день, в России все еще низкий уровень внимания уделяется вопросам по решению проблем занятости молодежи. По мнению многих российских ученных и экономистов, повышение трудоустройства российской молодежи может способствовать и стимулировать социально-экономическое развитие государстве, поскольку молодые люди - это будущее нашей страны.

Многие специалисты соглашаются, что трудоустройство молодежи становится объективной проблемой современного общества. Этому способствует и то, что в последние годы интересы самой молодежи обратились к поиску более быстрого и адекватного пути вхождения в статус взрослого, экономически самостоятельного человека [1].

Как итог, люди молодого возраста Российской Федерации ищут возможности для решений проблем с занятостью. Одними из них выступает работа по фрилансу (самозанятость), индивидуальное предпринимательство или открытие малого предприятия.

Актуальность научного исследования на тематику «совершенствование государственной и муниципальной поддержки и развития малого предпринимательства среди молодежи» обусловлена тем, что молодежное предпринимательство является одним из приоритетных направлений решения государством проблемы трудоустройства молодежи. Помимо этого, малый бизнес, открытый молодежью, является стимулирующим фактором социально-экономического развития государства.

По этой причине, целью научной работы выступает проведение исследовательского анализа характеристики основных направлений государственной и муниципальной поддержки и развития субъектов малого предпринимательства среди молодежи.

Стоит отметить, что молодежное предпринимательство сможет стать драйвером развития экономики, пополнения федерального бюджета за счет малого и среднего бизнеса, а также реализовать инновационные идеи. Основываясь на вышеизложенном, стоит отметить, что данный сегмент

предпринимательской деятельности характеризуется более высокой инновационной открытостью, способностью к адаптации к нестабильным социально-экономическим условиям и способностью принимать неоднозначные высокорисковые решения для достижения поставленных целей [2].

При этом развитие субъектов малого предпринимательства при становлении устойчивой стратегии социально-экономического развития Российской Федерации играет важную практическую роль, поскольку именно небольшие предприятия и субъекты хозяйственного дела способствуют созданию новых рабочих мест, инновационных направлений бизнеса, формированию среднего класса людей и расширяют возможности конкурентной политики государства.

Текущий уровень развития малого предпринимательства для обеспечения интересов и задач государственной социально-экономической политики в России недостаточный, поскольку по доли в общем ВВП и рынке труда, наша страна уступает позициям государств с развитой экономикой (см. рисунок 1).

90 80 70 60 50 40 30 20 10 0

Рисунок 1 - Доля малого бизнеса при формировании ВВП и рынка труда в России и

экономически развитых странах

Россия

США Великобритания Германия

■ Доля ВВП ■ Доля занятых

Япония

78

54

49

46

В виду этого, Правительством РФ принят вектор государственной политики, направленного на стимулирование развития молодежного предпринимательства по следующим направлениям [3]:

- вовлечение студентов и молодых людей в предпринимательскую деятельность;

- оказание помощи молодежи в организации малых форм предприятий;

- формирование государственных программ финансовой и имущественной поддержки субъектов малого предпринимательства;

- содействие в повышении уровня образования и квалификации субъектов молодежного предпринимательства;

- организация центров инновационного и молодежного предпринимательства, креативных и творческих площадок.

По нашему мнению, развитие молодежного предпринимательства зависит и от выбранных направлений и инструментов развития предпринимательской инициативы. Важен правильный выбор молодыми людьми сфер бизнес-деятельности, в рамках которых возможна реализация своего потенциала.

Перечислим следующие приоритетные направления и отрасли по созданию нового бизнеса гражданами молодого возраста:

1. Рекламная деятельность и креативное агентство. Современный этап трансформации маркетинговой стратегии предприятия приводит к увеличению интернет-трафика и расходов на цифровой маркетинг. В связи с этим появляется все большее число молодых предпринимателей, занимающихся контекстной рекламной, таргетированной рекламой, видеоконтентом в медиапространстве и т.д.

Ключевым преимуществом такого направления молодежного предпринимательства выступает отсутствие высоких капитальных расходов. Возможность работать без наемных сотрудников. Отсутствие сложной регистрации предприятия. Насыщенный потребительский рынок, где присутствует платежеспособные клиенты.

2. Копирайтинг, рерайтинг и наполнение текстами сайтов, БЕО-оптимизация. Многие люди молодого возраста знакомы с таким процессом, как ведение блога и написание креативных постов/сообщений. Данная сфера предпринимательской деятельности позволяет использовать те же самые преимущества, что и рекламная деятельность в интернет-пространстве.

3. Интернет-торговля и электронная коммерция. С каждым годом объем торговли в интернет-пространстве увеличивается и масштабируется. Первыми площадками электронной коммерции выступали интернет-магазины. Далее все большее место начали занимать различные торговые маркетплейсы. На сегодняшний день, функцию торговли предоставляют отдельные социальные сети, позволяющие заниматься данной сферой деятельности с минимальными расходами. При этом существует отдельное направление торговли, как дропшоппинг, конкурентным преимуществом для молодых предпринимателей которого выступает отсутствие необходимости формирования товарно-материальных запасов и преждевременнных закупок.

Несмотря на эти перспективные направления молодежного предпринимательства в России, существует ряд проблем, препятствующих его развитию [3; 4; 5]:

- наличие коррупционных барьеров и бюрократии в государственном секторе;

- развитие «теневого сектора» экономики, который переманивает ряд перспективной молодежи, отзывая их от легальной регистрации малого бизнеса;

- отсутствие финансовых ресурсов, высокая стоимость кредитных средств и барьеры оценки платежеспособности молодежи со стороны кредиторов и инвесторов;

- отсутствие полноценной законодательной базы в области молодежного предпринимательства;

- отсутствие предпринимательского опыта, образования и профессиональной квалификации у людей молодого возраста;

- нестабильные условия экономической конъюнктуры рынков и отраслей Российской Федерации;

- низкая доступность молодых предпринимателей к высококвалифицированным трудовым ресурсам;

- высокая стоимость арендуемого помещения и оборудования.

В данный момент, важно формирование благоприятных условий для развития субъектов малого бизнеса в молодежном предпринимательстве, поскольку последние имеют высокую степень влияния на модернизацию и цифровизацию Российской экономики через:

- формирование инновационной активности, поскольку многие начинающие предприниматели создают стартапы с производством инноваций и инновационной продукции;

- создание спроса на услуги венчурных фондов, бизнес-инкубаторов и акселераторов, выступающих основными институтами национальной инновационной системы;

- внедрение новых технологий и инноваций в производство и систему управления бизнес-процессами;

- формирование основ конкурентной политики.

Также важным аспектом перспективы развития малого бизнеса и молодежного предпринимательства в условиях кризиса российской экономики выступает дальнейшее функционирование режима упрощенного налогообложения (УНС).

По итогам работы, можно предложить следующие мероприятия поддержки и развития малого предпринимательства среди молодежи:

1. Гранты или субсидии на развитие бизнеса молодого предпринимателя. Данная форма поддержки может быть реализована при сотрудничество с ВУЗами, в рамках которых будут созданы центры молодежного предпринимательства, где креативные и успешные в учебе студенты получат финансовые гранты от государства на реализацию своих бизнес-идей и стартапов.

2. Формирование инновационной активности, путем финансирования программ бизнес-инкубаторов и акселераторов, созданных при ВУЗах. Данные средства будут направлены на реализацию наиболее перспективных бизнес -проектов студентов.

3. Оказание помощи молодежи в организации малых форм предприятий. Данная форма поддержки может быть реализована при помощи создания онлайн-сервиса цифровой регистрации малых форм бизнеса.

4. Организация центров инновационного и молодежного предпринимательства, креативных и творческих площадок.

Таким образом, развитие молодежного предпринимательства в России сталкивается с рядом актуальных проблем, решение которых позволяет стимулировать социально-экономическое развитие государства. Для того, чтобы развитие малого бизнеса среди молодежи развивалось, необходимо совершенствование государственной и муниципальной поддержки в России путем формирования благоприятных условий инвестиционного климата, цифровизации экономики, национальной инновационной системы и конкурентной политики.

Библиографический список:

7. Саксельцева Л.Я., Тарский Ю.И. Проблемы занятости и трудоустройства молодежи в фокусе социологии // Вестник ПАГС. 2016. №4 (55).

8. Шумик Е.Г., Белик Е.В., Блинов М.П. Молодежное предпринимательство: проблемы и пути решения // Вестн. Том. гос. ун-та. Экономика. 2017. №40.

9. Меркулов П.А. Молодежное предпринимательство как фактор устойчивого социально-экономического роста // Среднерусский вестник общественных наук. 2017. №3.

10. Шахмометьева М.Р. Молодежное предпринимательство как фактор развития экономики России // Студенческий научный форум. URL: https://scienceforum.ru/2014/article/2014002087 (дата обращения: 20.09.2021).

11. Проблемы и направления развития молодежного предпринимательства в Санкт-Петербурге // Евразийский Союз Ученых. Экономические науки. URL: https://euroasia-science.ru/ekommicheskie-nauki/проблемы-и-направления-развития-моло/ (дата обращения: 20.09.2021).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.