Научная статья на тему 'РЕГИОНАЛЬНАЯ ПОЛИТИКА В РАЗВИТИИ МОЛОДЕЖНОГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА В МАЛОМ И СРЕДНЕМ БИЗНЕСЕ'

РЕГИОНАЛЬНАЯ ПОЛИТИКА В РАЗВИТИИ МОЛОДЕЖНОГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА В МАЛОМ И СРЕДНЕМ БИЗНЕСЕ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
175
42
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
РЕГИОНАЛЬНАЯ ПОЛИТИКА / МАЛЫЙ И СРЕДНИЙ БИЗНЕС / МОЛОДЕЖНАЯ ПОЛИТИКА / СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ / ПОДДЕРЖКА ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА / ПРОБЛЕМЫ МОЛОДЕЖНОГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА / ЗАНЯТОСТЬ НАСЕЛЕНИЯ / КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТЬ / РЫНОК ТРУДА / ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПОДДЕРЖКА

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Узденова Ф. М., Гогуева А. М.

Малое и среднее предпринимательство является неотъемлемой частью современной рыночной системы экономики, без которой экономика и общество в целом не могут существовать и нормально развиваться. Велика его роль в развитии региональной экономики. Молодежное предпринимательство - важный элемент предпринимательской системы, необходимый стратегический ресурс на пути развития малого и среднего бизнеса, наиболее перспективное направление развития экономического сектора как на региональном, так и на федеральном уровнях. Приведен материал, характеризующий количество субъектов малого и среднего предпринимательства и численность задействованных в них работников по субъектам Северо-Кавказского Федерального округа, а также показатели по рабочей силе в малом и среднем предпринимательстве по субъектам Северо-Кавказского и Южного федеральных округов России. В статье проанализированы тенденции развития молодежного предпринимательства в малом и среднем бизнесе, определены проблемы молодежи в области предпринимательской деятельности и предложены возможные пути их решения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Узденова Ф. М., Гогуева А. М.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

REGIONAL POLICY IN THE DEVELOPMENT OF YOUTH ENTREPRENEURSHIP IN SMALL AND MEDIUM-SIZED BUSINESSES

Small and medium-sized entrepreneurship is an integral part of the modern market system of the economy, without which the economy and society as a whole cannot exist and develop normally. Its role in the development of the regional economy is great. Youth entrepreneurship is an important element of the entrepreneurial system, a necessary strategic resource for the development of small and medium-sized businesses, the most promising direction for the development of the economic sector both at the regional and federal levels. The article presents the material characterizing the number of small and medium-sized businesses and the number of employees involved in them in the subjects of the North Caucasus Federal District, as well as labor force indicators in small and medium-sized businesses in the subjects of the North Caucasus and Southern Federal Districts of Russia. The article analyzes the trends in the development of youth entrepreneurship in small and medium-sized businesses, identifies the problems of youth in the field of entrepreneurship and suggests possible ways to solve them.

Текст научной работы на тему «РЕГИОНАЛЬНАЯ ПОЛИТИКА В РАЗВИТИИ МОЛОДЕЖНОГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА В МАЛОМ И СРЕДНЕМ БИЗНЕСЕ»

DOI: 10.24412/2304-6139-2022-48-1-337-343

Ф.М. Узденова - к.э.н., доцент, зав. кафедрой бухгалтерского учета, ФГБОУ ВО «Северо-Кавказская государственная академия», [email protected],

F.M. Uzdenova - Candidate of Economic Sciences, Associate Professor of the Department of Accounting, Head of the Department of Accounting, FSBEI HE «North Caucasian State Academy»;

А.М. Гогуева - обучающаяся института экономики и управления, ФГБОУ ВО «Северо-Кавказская государственная академия», [email protected],

A.M. Gogueva - student of the Institute of Economics and Management, FSBEI HE «North Caucasian State Academy».

РЕГИОНАЛЬНАЯ ПОЛИТИКА В РАЗВИТИИ МОЛОДЕЖНОГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА В МАЛОМ И СРЕДНЕМ БИЗНЕСЕ REGIONAL POLICY IN THE DEVELOPMENT OF YOUTH ENTREPRENEURSHIP IN SMALL AND MEDIUM-SIZED BUSINESSES

Аннотация. Малое и среднее предпринимательство является неотъемлемой частью современной рыночной системы экономики, без которой экономика и общество в целом не могут существовать и нормально развиваться. Велика его роль в развитии региональной экономики. Молодежное предпринимательство - важный элемент предпринимательской системы, необходимый стратегический ресурс на пути развития малого и среднего бизнеса, наиболее перспективное направление развития экономического сектора как на региональном, так и на федеральном уровнях.

Приведен материал, характеризующий количество субъектов малого и среднего предпринимательства и численность задействованных в них работников по субъектам Северо-Кавказского Федерального округа, а также показатели по рабочей силе в малом и среднем предпринимательстве по субъектам Северо-Кавказского и Южного федеральных округов России.

В статье проанализированы тенденции развития молодежного предпринимательства в малом и среднем бизнесе, определены проблемы молодежи в области предпринимательской деятельности и предложены возможные пути их решения.

Abstract. Small and medium-sized entrepreneurship is an integral part of the modern market system of the economy, without which the economy and society as a whole cannot exist and develop normally. Its role in the development of the regional economy is great. Youth entrepreneurship is an important element of the entrepreneurial system, a necessary strategic resource for the development of small and medium-sized businesses, the most promising direction for the development of the economic sector both at the regional and federal levels.

The article presents the material characterizing the number of small and medium-sized businesses and the number of employees involved in them in the subjects of the North Caucasus Federal District, as well as labor force indicators in small and medium-sized businesses in the subjects of the North Caucasus and Southern Federal Districts of Russia.

The article analyzes the trends in the development of youth entrepreneurship in small and medium-sized businesses, identifies the problems of youth in the field of entrepreneurship and suggests possible ways to solve them.

Ключевые слова: региональная политика, малый и средний бизнес, молодежная политика, социально-экономическое развитие, поддержка предпринимательства, проблемы молодежного предпринимательства, занятость населения, конкурентоспособность, рынок труда, государственная поддержка.

Keywords: regional policy, small and medium-sized businesses, youth policy, socio-economic development, entrepreneurship support, problems of youth entrepreneurship, employment, competitiveness, labor market, state support.

Региональная политика поддержки малого и среднего бизнеса представляет собой разработку и реализацию целевых программ содействия малому и среднему предпринимательству для достижения целей социально-экономическогои инновационного развития, уменьшения безработицы и увеличения налоговых поступлений.Для достижения определенных стратегических экономических целей территориального развития России региональной

политике, как составной части государственного регулирования, придается большое значение на федеральном уровне.

Северо-Кавказский федеральный округ (СКФО), в состав которого посредством выделения субъектов из структуры Южного федерального округа вошло 7 российских регионов, был образован 19 января 2010 года. В него входят: Республика Северная Осетия - Алания, Республика Ингушетия, Кабардино-Балкарская Республика, Карачаево-Черкесская Республика, Республика Дагестан, Чеченская Республика и Ставропольский край.

За последнее десятилетие субъекты СКФО занимали, как правило, последние позиции в рейтинге федеральных округов по основным социально-экономическим показателям.

Хотя Северо-Кавказский федеральный округ и имеет благоприятные условия для развития агропромышленного комплекса, туризма, санаторно-курортной сферы, электроэнергетики, добывающих и обрабатывающих секторов промышленности, а также развитые транзитные функции, естественные преимущества до сих пор не реализовываются в полной мере, поскольку округ по-прежнему не обладает достаточной инвестиционной привлекательностью (таблица 1).

Таблица 1 - Количество субъектов малого и среднего предпринимательства и численность задействованных в них работников по субъектам Северо-Кавказского Федерального округа на 10.01.2022 г. [1]

Наименование субъекта Северо-Кавказского Федерального округа Субъекты малого и среднего предпринимательства Работники, задействованные в субъектах малого и среднего предпринимательства

Количество, Удельный Численность, Удельный

ед. вес, % чел. вес,%

Республика Дагестан 42289 20,6 51918 14,7

Республика Ингушетия 4888 2,4 6264 1,8

Кабардино-Балкарская Республика 19144 9,3 27027 7,7

Карачаево-Черкесская Республика 11662 5,7 18379 5,2

Республика Северная Осетия — Алания 15979 7,8 28498 8,1

Чеченская Республика 16600 8,1 19120 5,4

Ставропольский край 94488 46,1 201544 57,1

Всего: 205 050 100 352750 100

На основе данных таблицы 1, можно сказать, что больше всего субъектов малого и среднего предпринимательства на Северном Кавказе фиксируется за Ставропольским краем - 94 488 единиц и Республикой Дагестан- 42 289 единиц. Минимальные значения этого же показателя наблюдаются за Республикой Ингушетия - 4 888 единиц и меньшего всего занятых в секторах малого и среднего бизнеса-6264, что составляет 3,5 % от числа занятых в регионе. Невысокие показатели у Карачаево-Черкесской республики-11 662 субъектов малого и среднего предпринимательства, что на 3,6 % меньше, чем в той же соседней Кабардино-Балкарии. Такой вид показателей количества субъектов малого и среднего предпринимательства и численности задействованных в них работников по субъектам Северо-Кавказского Федерального округа в целом говорит о не стабильной занятости населения (таблица 2).

Опираясь на представленные в таблице 2 данные, можно сказать, что доля занятого населения в малом и среднем бизнесе на территории Северо-Кавказского федерального округа достигает 8,9 % от общей численности занятых в то время, как, к примеру, в Южном федеральном округе этот показатель составляет - 18,3 %, что больше более чем в 2 раза. Также уровень безработицы в СКФО (14,4 %) в 2,5 раза превышает тот же показатель в ЮФО (5,7 %), что влечет за собой негативные последствия для всей сферы экономики округа. В то время как, согласно современным представлениям экономистов, уровень безработицы в 4-5 % считается нормой, показатель в 14,4 % чреват возникновением отклонений фактического ВВП от потенциального в результате неполного использования совокупной рабочей силы (по Закону Оукена), сокращением доходной части федерального бюджета из-за от-

сутствия налоговых выплат - на макроуровне и снижение располагаемого дохода у населения, потерей профессиональных навыков из-за вынужденного простоя - на микроуровне. Самый высокий уровень безработицы не только в округе, но и в стране фиксируется в Республике Ингушетия - 32,4 %. Положение на рынке труда республики определяется общеэкономического ситуацией. Также одной из проблем такого поведения показателей нередко выступает традиционно-высокий уровень теневого бизнеса и нерациональная скорость технологического обновления, которые препятствуют созданию благоприятных условий для конкурентоспособной современной экономики.

Таблица 2 - Значимые показатели по рабочей силе в малом и среднем предпринимательстве по субъектам Северо-Кавказского и Южного федеральных округов России на 10.01.2022 г. [1]

Наименование субъекта Доля занятых в МСП, % (от числа Численность рабочей силы, Число занятых, Уровень безрабо-

занятых в регионе) тыс. чел. тыс. чел. тицы, %

СЕВЕРО-КАВКАЗСКИИ ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ОКРУГ 8,9 4620,7 3953,6 14,4

Чеченская Республика 3,6 654,6 530,1 19,0

Республика Ингушетия 3,5 267,4 180,9 32,4

Республика Дагестан 4,6 1352,4 1129,6 16,5

Кабардино-Балкарская Республика 7,1 445,9 378,4 15,2

РеспубликаСеверная Осетия — Алания 10,5 318,2 270,8 14,9

Карачаево-Черкесская Республика 11,1 200,4 171,9 14,2

Ставропольский край 15,6 1381,8 1291,9 6,5

ЮЖНЫЙ федеральный ОКРУГ 18,3 8159,7 7696,4 5,7

Республика Адыгея 16,7 201,9 184,7 8,5

Республика Калмыкия 10,7 135,1 123,1 8,9

Республика Крым 18,9 924,2 867,9 6,1

Краснодарский край 20,0 2821,4 2664,5 5,6

Астраханская область 13,7 501,4 460,5 8,2

Волгоградская область 14,7 1241,1 1172,8 5,5

Ростовская область 19,2 2110,6 2009,2 4,8

г. Севастополь 21,9 224,1 213,8 4,6

К наиболее существенным причинам, мешающим открытию собственного дела, распространенным среди молодежи можно отнести: отсутствие эффективной бизнес- идеи, боязнь риска, отсутствие стартового капитала, неуверенность в успехе своего дела, отсутствие специальных навыков и интереса, недостаточное образование.

Большинство субъектов Российской Федерации, входящих в состав СевероКавказского федерального округа, уже на протяжении многих лет продолжают оставаться реципиентами. Однако, средства федерального бюджета направляются в основном на поддержание социальной сферы и в значительно меньшей степени - на стимулирование развития реального сектора экономики.

При таком экономическом раскладе особую значимость начинает приобретать предпринимательство, которое выступает в роли инструмента, обеспечивающего эффективное развитие региональной экономики.

Молодежное предпринимательство - важный элементпредпринимательской системы, необходимый стратегический ресурс на пути развития малого и среднего бизнеса, наиболее перспективное направление развития экономического сектора как на региональном, так и на федеральном уровнях. Несмотря на то, что молодежное предпринимательство - не новое явление для российской экономики, в последнее время вопросы его развития и стимулирования вхождения молодежи в бизнес приобрели особую актуальность.

«Молодежь России в период испытаний проявила себя в высшей степени достойно. Мы можем ими гордиться. Сделаем все, чтобы для молодого поколения России было откры-

то как можно больше возможностей в жизни», - подчеркнул Президент РФ Владимир Путин в своем Послании Федеральному Собранию РФ от 21 апреля 2021 г. [4].

В условиях современной социально-экономической ситуации в стране вопросы организации малого и среднего предпринимательства, молодежной политики все еще остаются актуальными.

Государством проводится активная работа по содействию занятости населения в малом и среднем предпринимательстве. Так, к примеру, в Карачаево-Черкесской Республике, имеются такие целевые подпрограммы, как «Развитие экономического потенциала и повышения конкурентоспособности экономики КЧР», «Стимулирование экономического развития КЧР», которая реализуется в рамках подпрограммы «Развитие малого и среднего предпринимательства» государственной программы Российской Федерации «Экономическое развитие и инновационная экономика», утвержденной постановлением Правительства РФ от 15 апреля 2014г. № 316[5].

Помимо этого, с целью содействия успешной работе бизнеса в КЧР утверждены различного рода программы, способствующие выявлению предпринимательских способностей и вовлечению в предпринимательскую деятельность лиц, которые имеют предпринимательский потенциал и мотивацию к созданию собственного бизнеса. Также в рамках реализаций национального проекта «Малое и среднее предпринимательство и поддержка индивидуальной предпринимательской инициативы» осуществляет свою деятельность центр «Мой бизнес», функционирующий на базе автономного учреждения КЧР. Проводится работа с потенциальными предпринимателями, в частности, с молодежью с целью вовлечения к началу вовлечения к началу ведения предпринимательской деятельности, а также работа по оказанию субъектам МСП информационно- консультационных услуг, проведению образовательных программ, осуществлению гарантийных фондов поддержки предпринимательства. Аналогичные работы, направленные на стимулирование развития предпринимательства, проводятся по всем субъектам округа [7].

Малые и средние предприятия в развитых субъектах РФ составляют важнейший сектор экономики. В этой сфере бизнеса занято, по различным оценкам, от 40 до 60 % трудоспособного населения. И только 10 % от числа работающего населения склонно к открытию своего бизнеса.

Численность молодежи в Северо-Кавказском федеральном округе в возрасте от 14 до 35 лет достигает 2,8 млн. человек, что составляет одну треть общей численности населения [6].

На сегодняшний день молодежь представляет собой главную движущую силу бизнеса. Однако молодежное предпринимательство никак не закреплено на законодательном уровне и не легализовано - оно не выделяется федеральными законами в отдельную категорию и не обеспечивается поддержкой на совместных условиях.

Поддержка молодежного предпринимательства - одно из приоритетных направлений государственной политики как в России, так и в зарубежных странах, что обусловлено требованиями мирового экономического развития, которые создают проблемы адаптации молодежи к бизнес-среде. Поэтому, молодые люди вынуждены искать способы адаптации, обеспечения и развития предпринимательской деятельности.

Молодежное предпринимательство является приоритетной составляющей в развитии бизнеса, важным и необходимым элементом в решении ряда социально-экономических проблем, таких как сокращение уровня безработицы среди молодежи, создание новых рабочих мест, подготовка квалифицированных кадров, увеличение налоговых поступлений в бюджет и ускорение перехода региона к инновационному экономическому развитию.

С учетом происходящих в настоящее время как в стране, так и в мире в целом активных изменений во всех сферах жизни общества, рынок ресурсов требует новых лидеров, новых идей, новых целей и эффективных бизнес-моделей [5].

Медленное развитие в среде достойных работодателей такой приоритетной задачи как занятость молодежи - приоритетная задача мирового масштаба. Вялое оживление подчеркивает хроническую неспособность мировой экономики обеспечить будущее всей молодежи.

Здесь проблема необходимости содействия молодежи в вопросах создания собственного предприятия является очевидной и актуальной.

Научные исследования показывают, что людям от 18 до 24 лет в кризисные времена особенно тяжело найти работу, это происходит из-за того, что 7 из 10 работодателей, согласно исследованию сервиса «Работа.ру», которое проводилось в марте 2021 года среди более 1 тыс. представителей российских компаний во всех федеральных округах, считают, что молодежь негативно отличается безответственным отношением к работе [8].

Помимо этого, потенциальные работодатели выявили ряд причин, из-за которых они не изъявляют желания рассматривать молодежь в качестве своих будущих сотрудников (рисунок 1).

Рисунок 1 - Основные проблемы, из-за которых потенциальные работодатели не хотят принимать молодежь на работу

Рассматривать молодежь как кандидатов на рабочее место готовы только 13 % представителей бизнеса [3].

Вопреки этому, молодежь активно проявляет свои положительные качества в создании собственного дела. К преимуществам молодежного предпринимательства относятся: отсутствие негативного опыта; готовность к риску;

высокая инновационная активность и открытость к новому;

оперативное реагирование на быстроизменяющуюся конъектуру рынка и адаптация

к ней;

креативное мышление; способность обновления знаний и умении; мобильность по освоению новых платформ; способность выдерживать повышенные и нервные нагрузки; больший уровень поддержки со стороны государства. Существенными недостатками и проблемами молодежного предпринимательства являются:

- отсутствие опыта в сфере бизнеса в силу молодого возраста;

- угроза сильной конкуренции;

- проблема формирования стартового капитала;

- недостаток знаний в сфере предпринимательства;

- низкий уровень доступа к рыночным ресурсам (инвестиции, кредитование);

- негативное отношение к бизнесу со стороны семьи и общества. Молодежное предпринимательство, в особенности, связанное с инициативностью,

адаптивностью и способностями молодых людей идти на риск, может стать локомотивом развития региональной экономики.

22,0 т

17%

16%

37,00%

Сфера обслуживания

Сфера обшественного питания

Производство промышленной продукции ■ Услуги посредника по купле-продаже ■ Прочее

Рисунок 2 - Приоритетные сферы для открытия собственного дела среди молодежи [2]

Около 75 % обучающихся средне-профессиональных и высших учебных заведений изъявляют желание открыть собственное дело в ближайшем будущем или сразу после окончания учебы. Однако, на данный момент, большее число молодых людей более охотно выбирают стабильность крупного бизнеса и государственной службы, нежели риск предпринимательства. Недостаток практических занятий при подготовке специалистов способствует к наращиванию молодых специалистов, которые еще не готовы к разработке и реализации бизнес-идей и бизнес-планов. Вчерашние студенты не готовы к взаимодействию с конъектурой бизнес-среды и к выходу на платформу предпринимательства.

Также одними из барьеров на пути к открытию собственного бизнеса у молодежи стоят и другие причины:

- страх конкуренции;

- отсутствие команды;

- ограниченность финансовых ресурсов (отсутствие стартового капитала);

- отсутствие наставнической и материальной поддержки при вхождении в бизнес;

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

- высокий уровень налоговой нагрузки и контрольно-надзорных мер;

- сложная организация документооборота;

- коррупция;

- недостаточная информированность молодежи о бизнес-возможностях, которые есть в регионе.

Возможными путями решения данных проблем, на которых следует сделать акцент являются:

- урегулирование на федеральном уровне вопросов поддержки молодежного предпринимательства;

- законодательное закрепление понятия «молодежное предпринимательство» на федеральном и региональном уровнях;

- упрощение процедуры кредитования;

- формирование культуры молодежного предпринимательства - посредством создания «центров притяжения» и налаживания каналов информирования;

- оказание поддержки молодежи при вхождении в бизнес через гранты, инвестиции, наставничество со стороны опытных предпринимателей;

- создание льготных условиях для молодежи, включающие низкие процентные ставки; снижение административных барьеров.

Проблему занятости молодежи, как наиболее уязвимой категории населения, которую никак нельзя игнорировать, решила бы государственная поддержка. А молодежное предпринимательство, в свою очередь, могло бы решить проблему создания новых рабочих мест, сокращения безработицы среди молодежи и развитию региональной экономики. Решение этой проблемы на сегодняшний день является приоритетной задачей нашего правительства.

Источники:

1. Единый реестр субъектов малого и среднего предпринимательства РФ / https://rmsp.nalog.ru/ [Электронный ресурс], дата обращения: 25.01.2022 г.

2. Иноземцева А.В. Молодежь и малое предпринимательство: результаты социологического исследования // Теория и практика общественного развития. - 2014. - №1. - С. 34-37.

3. Общероссийская Федеральная база вакансий и резюме: [https://truvsem/ru/] / [Электронный ресурс], дата обращения: 25.01.2022 г.

4. Официальноеинтернет-представительство президента России:[http://www.kremlin.ru] / [Электронный ресурс], дата обращения: 25.01.2022 г.

5. Официальный сайт Главы и Правительства Карачаево-Черкесской Республики: [http://kchr.ru] / [Электронный ресурс], дата обращения: 25.01.2022 г.

6. Официальный сайт полномочного представителя Президента Российской Федерации в Северо-Кавказском федеральном округе: [http://skfo.gov.ru] / [Электронный ресурс], дата обраще-нияА 25.01.2022 г.

7. Оценка эффективности государственной поддержки малого предпринимательства / https://www.dissercat.com/content/otsenka-effektivnosti-gosudarstvennoi-podderzhki-malogo-predprinimatelstva / [Электронный ресурс], дата обращения : 25.01.2022 г.

8. Сервис «Работа.ру» https://www.rabota.ru/[Электронный ресурс], дата обращения: 25.01.2022г. References:

1. Unified Register of Small and Medium-sized Businesses of the Russian Federation https://rmsp.nalog.ru / [Electronic resource], date of address: 25.01.2022.

2. Inozemtseva A.V. Youth and small entrepreneurship: results of a sociological study // Theory and practice of social development. - 2014. - No.1. - pp.34-37.

3. All-Russian Federal database of vacancies and resumes: [https://truvsem/ru /] / [Electronic resource], accessed: 25.01.2022.

4. Official Internet representation of the President of Russia: [http://www.kremlin.ru] / [Electronic resource], accessed : 25.01.2022.

5. Official website of the Head and Government of the Karachay-Cherkess Republic: [http://kchr.ru] / [Electronic resource], accessed: 25.01.2022.

6. Official website of the Plenipotentiary Representative of the President of the Russian Federation in the North Caucasus Federal District: [http://skfo.gov.ru] / [Electronic resource], accessed: 25.01.2022

7. Evaluation of the effectiveness of state support for small businesses https://www.dissercat.com/ con-tent/otsenka-effektivnosti-gosudarstvennoi-podderzhki-malogo-predprinimatelstva /

8. [Electronic resource], accessed: 25.01.2022.

9. Service "Work.ru" https://www.rabota.ru / [Electronic resource], accessed: 25.01.2022.

DOI: 10.24412/2304-6139-2022-48-1-343-355

А.И. Уткин - аспирант экономического факультета, кафедра статистики, учета и аудита, ФГБОУ ВО «Санкт-Петербургский государственный университет», alexeyutkin [email protected],

A.I. Utkin - Postgraduate Student of the Faculty of Economics, Department of Statistics, Accounting and Audit, FSBEI HE Saint-Petersburg State University.

ИННОВАЦИОННО-ПРОЦЕССНАЯ СИСТЕМА СБАЛАНСИРОВАННЫХ ПОКАЗАТЕЛЕЙ В УПРАВЛЕНИИ ТРАНСФОРМАЦИЕЙ ДОХОДОВ КЛАСТЕРООБРАЗУЮЩИХ ПРЕДПРИЯТИЙ СОГЛАСНО МСФО INNOVATIVE AND PROCESSUAL BALANCED SCORECARD IN THE REVENUE TRANSFORMATION MANAGEMENT OF CLUSTER-FORMING ENTERPRISES ACCORDING TO IFRS

Аннотация. В статье исследуется инновационно-процессный механизм формирования системы сбалансированных показателей в управлении трансформацией показателей доходов кластерообразую-щих предприятий в формат МСФО. Предложены элементы новой комплексной методики (критериального подхода), состоящей в разработке единого критерия отбора ключевых опорных показателей стратегических проекций инновационно-процессной системы сбалансированных показателей и раскрыва-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.