УДК 658.114:332.1.
Неймет О.В.1
региональный аспект развития малого и среднего предпринимательства
Аннотация. В статье рассмотрены основные тенденции развития малого и среднего предпринимательства в контексте развития экономических систем субъектов, входящих в состав Северо-Кавказского федерального округа. Также по ряду показателей была проведена сравнительная параллель между федеральными округами Российской Федерации, а также между субъектами Северо-Кавказского федерального округа. В ходе исследования для развития малого и среднего бизнеса на территории Северного Кавказа был предложен механизм субконтрактации, реализация которого происходит посредством создания в регионах Центров субконтрактации.
Ключевые слова: малое и среднее предпринимательство, региональное развитие, субконтрактация, предпринимательство, Центры субконтрактации.
Neymet O.
REGIONAL ASPECT OF DEVELOPMENT OF SMALL AND MEDIUM ENTERPRISES
Abstract. The article considers the main trends in the development of small and medium-sized enterprises in the context of the development of economic systems of entities that are part of the North Caucasus Federal District. Also, in a number of indicators, a comparative parallel was drawn between the federal districts of the Russian Federation, as well as between the subjects of the North Caucasus Federal District. During the study for the development of small and medium-sized businesses in the North Caucasus, a subcontracting mechanism was proposed, the implementation of which is carried out by means of creating subcontracting centers in the regions.
Keywords: small and medium-sized enterprises, regional development, subcontracting, entrepre-neurship, subcontracting Centers.
В эпоху глобализации развитие региональных экономических систем рассматривается в контексте устойчивого развития. Как следствие, фундаментальной задачей в рамках проводимой территориальной политики становится стабильный рост экономики посредством изменения отраслевых структур. Изменение отраслевых структур регионов определяется как основная тенденция трансформации в новое индустриальное пространство, предполагающее развитие экономики по инновационному пути.
Анализируя зарубежный опыт формирования и развития рыночных структур, следует
отметить, что основную часть хозяйствующих субъектов составляют малые и средние предприятия. Однако в настоящее время в рамках российской действительности основную долю экономики страны составляют субъекты крупного бизнеса. Следствием данного факта является положительная динамика корпоративных кредитов, из которых более 60% приходится на крупных предпринимателей, при этом существует активизация участия малых и средних предприятий в сфере потребительского кредитования.
Согласно Федеральному закону от 24 июля 2007 г. № 209-ФЗ «О развитии малого и сред-
1 Неймет Оксана Викторовна, магистрант, Институт сервиса, туризма и дизайна (филиал) ФГАОУ ВО «СевероКавказский федеральный университет» в г. Пятигорске, e-mail: oksana.vn@mail.ru
Oksana Neymet, Graduate Student, Institute of service, tourism and design (branch) of Federal STATE Autonomous educational institution "North-Caucasian Federal University" Pyatigorsk, e-mail: oksana.vn@mail.ru
него предпринимательства в Российской Федерации», субъекты малого и среднего предпринимательства - хозяйствующие субъекты (юридические лица и индивидуальные предприниматели), отнесенные в соответствии с условиями, установленными настоящим Федеральным законом (среднее число работников, занятых на предприятии; годовой оборот, полученный предприятием; количество активов), к малым предприятиям, в том числе
к микропредприятиям, и средним предприятиям, сведения о которых внесены в единый реестр субъектов малого и среднего предпринимательства категории малого и среднего предпринимательства.
По данным Единого реестра субъектов малого и среднего предпринимательства на сегодняшний день в России зарегистрировано 6 051 612 предприятий, 5 813 516 из них относятся к микробизнесу (Рисунок 1).
Рисунок 1 — Соотношение предприятий малого и среднего (включая микробизнес) предпринимательства по федеральным округам по состоянию на 2020 год (%)
Источник: Составлено автором по материалам Единого реестра малого и среднего предпринимательства
Согласно анализу статистических данных в субъектах Российской Федерации к категории «юридическое лицо» относится около 46% от общего количества субъектов малого и среднего и предпринимательства, тогда как к категории «индивидуальный предприниматель» относится 37%. Динамика развития региональных экономик напрямую зависит от показателей деятель-
ности субъектов малого и среднего предпринимательства на конкретной территории. Так, лидером по развитию малого и среднего предпринимательства среди федеральных округов Российской Федерации является Центральный федеральный округ, в котором концентрируется более 30 % производственных мощностей малого и среднего предпринимательства (Рисунок 2).
7 ООО ООО
Рисунок 2 — Динамика основных показателей МСП по федеральным округам
по состоянию на 2019 год
Источник: Составлено автором по материалам Единого реестра малого и среднего предпринимательства
По данным исследования можно говорить о том, что Северо-Кавказский федеральный округ (СКФО) имеет благоприятные условия для развития агропромышленного комплекса, туризма, санаторно-курортной сферы, электроэнергетики, добывающих и обрабатывающих секторов промышленности, а также развитые транзитные функции. Однако до сих пор естественные преимущества остаются нереализованными, поскольку округ по-прежнему не обладает инвестиционной привлекательностью в силу нестабильности экономической и социально-политической обстановки.
Некоторые субъекты Российской Федерации, входящие в состав СКФО, принадлежат к числу наименее экономически развитых в силу крайне низкого уровня развития экономики и социальной сферы, характеризующейся высокой степенью безработицы, сложной криминогенной обстановкой и напряженной этнополитической ситуацией.
По таким ключевым социально-экономическим показателям, как валовой региональный продукт на душу населения, производительность труда и средняя заработная плата, бюджетная обеспеченность, уровень развития реального сектора экономики и вовлеченность во внешнеэкономическую деятельность,
СКФО заметно отстает от других федеральных округов.
Кроме того, большинство субъектов Российской Федерации, входящих в состав округа, уже на протяжении многих лет продолжают оставаться реципиентами. Однако средства федерального бюджета направляются в основном на поддержание социальной сферы и в значительно меньшей степени - на стимулирование развития реального сектора экономики.
Число малых предприятий, распределенное по федеральным округам, на 2019 г. показывает неравномерную локацию предприятий. Так из всех субъектов МСП, зарегистрированных на территории Российской Федерации, на СКФО приходится всего 3%. (Рис. 3)
В настоящее время на территории СКФО функционирует 207 127 предприятий из который 201 995 относятся к микробизнесу, 4 719 - к малому, и 413 - к среднему. Таким образом, можно говорить о том, что основная часть предприятий, зарегистрированных на территории Северо-Кавказского федерального округа — это микропредприятия (среднесписочная численность работников организации не более 15 человек, величина активов не более 2 млрд. рублей (Рисунок 3).
Рисунок 3 — Динамика субъектов МСП в СКФО по состоянию на 2019 г.
Источник: Официальные данные Федерального агентства государственной статистик - [Электронный ресурс] - URL: http://www.gks.ru.
Следует отметить, что лидером по развитию субъектов малого и среднего предпринимательства среди регионов СКФО явля-
ется Ставропольский край, а на последнем месте находится Республика Ингушетия (Рисунок 4).
Рисунок 4 — Динамика основных показателей МСП в Северо-Кавказском федеральном
округе по состоянию на 2019 год
Источник: Официальные данные Федерального агентства государственной статистик - [Электронный ресурс] - URL: http://www.gks.ru.
В общем объеме по видам продукции в регионе, который представлен 3 видами, 2 вида продукции приходятся на Республику Ингушетию, а на Ставропольский край - 1. В результате малые и средние предприятия на территории субъектов Северо-Кавказского федерального округа носят скорее формальный характер, чем практический, что препятствует развитию экономики региона.
Для решения данной проблематики, автором предлагается внедрение такого механизма, как субконтрактация, которая активно используется в других регионах России.
Субконтрактация (субконтрактинг) - форма промышленного аутсорсинга, направленная на кооперацию предприятий с целью оптимизации производственного процесса. Участниками данного процесса являются контрактор (крупное предприятие), который выступает инициатором такой формы взаимодействия и передает определенный технологический процесс на выполнение субконтрактору (малое и среднее предприятие).
При такой форме взаимодействия при организации процесса производства контрактор минимизирует издержки, так как нет необходимости приобретать дорогостоящее оборудование для производства комплектующих и деталей, при этом субконтрактор максимизирует прибыль, загружая свои простаивающие производственные мощности для выполнения заказа. В качестве площадки для реализации данного механизма в регионах формируются Центры субконтрактации, которые способствуют эффективному взаимодействию субъектов субконтрактации.
На рисунке 5 рассмотрены основные участники процесса субконтрактации на примере Карачаево-Черкесской Республики, при взаимодействии которых возможна реализация данного механизма в регионе.
Сам процесс субконтрактации зависит от модели организации Центров субконтрактации, которая состоит из комплекса операций (Рисунок 6).
Рисунок 5 — Основные участники процесса субконтрактации на примере Карачаево-Черкесской Республики
Рисунок 6 — Модель организации Центров субконтрактации
Следовательно, для реализации механизма субконтрактации в регионах Северного Кавказа, в частности в Карачаево-Черкесской Республике, необходимо создание Центров субконтрактации, проведение анализа практики субконтрактации в России и за рубежом, подготовка предложений по внедрению лучших практик субконтрактации, участие в создании концепции построения российского сегмента евразийской сети промкооперации и субкон-
трактации, разработка перечня мероприятий по консолидации мер поддержки инновационных, высокотехнологичных субъектов малого и среднего предпринимательства (МСП), включая, в том числе обеспечение доступа к закупкам крупнейших заказчиков, оказание финансовой, имущественной, консультационной, правовой и иной поддержки. Также необходимо создание цифровых платформ в сфере торговли и субконтрактации. Таким образом,
внедрение механизма субконтрактации создает пространство, в рамках которого происходит взаимодействие представителей крупного бизнеса и субъектов МСП для оптимизации процесса производства, что позволяет повысить уровень конкурентоспособности как на уровне одного предприятия, так и на уровне всего региона.
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИй СПИСОК
1. Галазова С.С. Государственная корпорация как современный субъект бизнеса // Вестник Северо-Осетинского государственного университета имени Коста Левановича Хетагурова. - 2014. - № 4. - С. 567-571.
2. Москвин А.С., Хубулова В.В. Направления развития малого и среднего бизнеса в России // Экономика и предпринимательство. - 2017. - № 2-1 (79-1). - С. 353-356.
3. Москвин А.С., Хубулова В.В. Развитие институтов малого предпринимательства в России // Молодежь в современной экономической науке Материалы V Всероссийской научно-практической заочной конференции. 2017. - С. 64-67.
4. Москвин А.С., Хубулова В.В. Институциональные основы функционирования предпринимательства в России // Международное научное издание Современные фундаментальные и прикладные исследования. - 2017. - № 3 (26). - С. 107-112.