Научная статья на тему 'Субконтрактация как механизм взаимодействия субъектов бизнеса'

Субконтрактация как механизм взаимодействия субъектов бизнеса Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
64
18
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МАЛОЕ И СРЕДНЕЕ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВО / SMALL AND MEDIUM-SIZED ENTERPRISES / СУБКОНТРАКТАЦИЯ / SUBCONTRACTING / INDUSTRIAL CLUSTER

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Хубулова Светлана Алексеевна, Хубулова Вероника Васильевна, Губиева Зарина Альбертовна

В современных рамках модернизации, возникает внедрение нового механизма для поддержания «диалога» между представителями крупного и малого бизнеса, что позволяет рассматривать такое явление как субконтрактация. Однако в современных рамках российской действительности данное явление не получило должного внимания как на государственном уровне, так и на уровне отдельно взятого региона.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Subcontracting as a mechanism of interaction of business entities

In the modern part of the modernization, there is the introduction of a new mechanism to maintain a "dialogue" between representatives of big and small business that allows us to consider the phenomenon of subcontracting. However, in modern Russian reality, this phenomenon has not received the attention it deserved at the state level, and at level of separately taken region

Текст научной работы на тему «Субконтрактация как механизм взаимодействия субъектов бизнеса»

С.А. ХУБУЛОВА доктор исторических наук, профессор, заведующая кафедры новейшей истории Северо-Осетинского государственного университета им. К.Л. Хетагурова, г Владикавказ*

В.В. ХУБУЛОВА кандидат экономических наук, доцент кафедры экономики и управления на предприятии Института сервиса, туризма и дизайна - филиала СевероКавказского федерального университета, г. Пятигорск**

З.А. ГУБИЕВА магистрант Российского государственного университета туризма и сервиса, г. Москва***

Субконтрактация как механизм взаимодействия субъектов бизнеса

Современные тенденции модернизации экономических процессов опираются на формирование нового инновационного вектора развития, что предполагает обособление таких рыночных структур, как малое и среднее предпринимательство (далее МСП). Активизация функционирования малого и среднего бизнеса имеет ряд преимуществ в социально-экономическом пространстве. Формирование малого и среднего предпринимательства уменьшает отрицательное воздействие финансовых упадков, повышает финансовую динамичность жителей, формирует новейшие рабочие места, привлекает капиталовложения в конкретные сектора национальной экономики. В социальном контексте малое предпринимательство реализует основной принцип демокра-

тического общества - формирует «средний класс», а также способствует формированию нового мышления - предпринимательского, деятельности и реализации инновационных процессов. Специфической чертой МСП является ее актуализация в региональном аспекте, где сосредоточен основной экономический потенциал.

Не смотря на положительные тенденции МСП, на сегодняшний день существуют и отрицательные тренды в виде угроз и рисков юридического, институционального и экономического характера. Малый и средний бизнес имеют прямо пропорциональную зависимость от колебаний рынка и изменения общей ситуации в экономике страны, деформируя свою систему и изменение структуры спроса и предложения.

В современных рамках модернизации, следует утверждать, что система поддержки предприятий не является целью, но носит общий характер, независимо от вида деятельности. В результате существует дисбаланс между программами поддержки бизнеса и текущей потребностью последнего в определенных типах целевых программ.

В российской действительности малое и среднее предпринимательство имеет важное значение для модернизации экономики страны, наряду с основными ресурсами роста экономики. Формирование и развитие малого бизнеса в России связано с необходимостью как можно скорее решить проблемы институционального, экономического, структурного и информационного характера. Также возникает проблема взаимодействия представителей бизнес структур между собой для достижения основных целевых ориентиров государственной экономической политики и собственных интересов. Поддержка механизмов кооперации малого и среднего бизнеса должна стать одним из приоритетов государственной экономической политики.

Мировой опыт показывает, что для нормального развития экономики России и ее регионов необходимо работать как на крупных предприятиях, так и на малых предприятиях. Поэтому малый и средний бизнес считается важнейшим элементом рыночной экономики, без которого невозможно развивать рыночные отношения.

Очевидно, что основной вклад в российскую экономику в настоящее время вносит крупный бизнес. Об этом свидетельствует положительная динамика корпоративных кредитов, так как здесь 60% - это большой бизнес, но не малый и

средний бизнес, на который должна идти экономика всей страны. А малые и средние предприятия в то же время «скрываются» в потребительском кредитовании, с помощью которого многие предприятия развивают бизнес.

По данным Единого реестра субъектов малого и среднего предпринимательства, на сегодня в России зарегистрировано 5 772 524 предприятий с выручкой до 2 млрд руб. 5 380 768 из них относятся к микробизнесу (см. рис. 1).

4%

2%

ЦФО

СЗФО

ЮФО

СКФО

ПФО

УФО

СФО

Рис.1 Соотношение предприятий малого и среднего

(включая микробизнес) предпринимательства по федеральным округам по состоянию на 2017 год (%)1

Согласно статистическим данным, на 10 субъектов Российской Федерации с наибольшим количеством малых и средних предприятий - юридических лиц приходится около 46% от общего количества субъектов МСП. В сегменте индивидуальных предпринимателей (ИП) показатель концентрации составляет 37% для первых 10 регионов. Как следствие, динамика сектора малого и среднего бизнеса в целом по стране фактически зависит от его состояния в регионах-лидерах. Более 30% всех предприятий малого бизнеса находится в Центральном федеральном округе. (см. рис. 2).

7 000 000 6 000 000 5 000 000 4 000 000 3 000 000 2 000 000 1 000 000

- Продукция

* Рабочая сила

■'Субъекты

ДФО

ЦФО

0

СФО

ПФО

102

170

84

853

1 373

519

205

3

1 884 51

1 378 61

1 983 81

3 163 51

5 088 83

1 520 89

1 026 66

1 725

Рис. 2. Динамика основных показателей МСП по федеральным округам по состоянию на 10.09.2017 г.1

Количественная концентрация малых предприятий в 2016 г. по территориям федеральных округов Российской Федерации демонстрирует диспропорции в распределении предприятий. По количеству малых предприятий, включая и микро предприятия, от общего числа предприятий лидируют Центральный (27,3%) и Приволжский (17,5%) федеральные округа. 3 и 4 место занимают Северо-Западный (15,8%) и Сибирский (14,4%) федеральные округа. В других регионах средний показатель не превышает 10% от всей доли предприятий.

Ставропольский край является одним из крупнейших аг-рарно-промышленных регионов Российской Федерации и лидером по уровню социально-экономического развития экономики в Северо-Кавказском федеральном округе.

Объём валового регионального продукта Ставропольского края (далее - ВРП Ставропольского края) за 2016 год, по оценке, составил около 639,7 млрд. рублей, или 99,0 процента к уровню предыдущего года (см. рис. 3).

6,50% ■ Промышленность

7,50%

А ■ Сельское хозяйство

20,10%

8,20% Я ■ Оптовая и розничная торговля

8,90% 17,20% ■ Транспорт и связь

17,00% ш ■ Государственное управление

Рис. 3. Удельный вес видов экономической деятельности в структуре ВРП Ставропольского края в 2016 году (%)1

Ставропольский край - регион с динамично развивающейся промышленностью. Индекс промышленного производства в Ставропольском крае в 2016 г. составил 108,0% с превышением среднероссийского уровня на 6,9 процентного пункта. В среднем по Российской Федерации индекс промышленного производства в 2016 г. составил 101,1%.

По достигнутому значению показателя «Индекс промышленного производства» в 2016 г. Ставропольский край занял 11 место в рейтинге субъектов Российской Федерации. Основной вклад в промышленное производство региона делают обрабатывающие производства.

За отчетный год промышленным комплексом Ставропольского края отгружено продукции (товаров, работ, услуг) собственного производства в объеме 344,1 млрд. рублей, что на 8,2% больше, чем в 2015 г. По объёму отгруженной промышленной продукции собственного производства за 2016 г. Ставропольский край находится на 38 месте в рейтинге субъектов Российской Федерации.

В 2016 г. в структуре объема отгруженной продукции собственного производства по виду экономической деятельности «Обрабатывающие производства» наибольший удельный вес приходится на химическое производство 36,9%, производство пищевых продуктов, включая напитки - 34,9%, производство электрооборудования, электронного и оптического оборудовании - 8,4%, производство прочих неметаллических минеральных продуктов - 5,8%.

В современных условиях развития возникает необходимость кластеризации территории Ставропольского края для стабилизации региональных экономических процессов. На сегодняшний день предполагается создать четыре промышленных кластера: фармацевтический, сапфировый, радиоэлектронный и электротехнический. Сегодня промышленный кластер является широко признанным и применяемым инструментом, который сопутствует повышению конкурентоспособности и экономическому развитию регионов и страны в целом. Так как формирование и дальнейшее функционирование кластера в основном зависит от производственного процесса, который обеспечивается в большей степени малыми и средними предприятиями, возникает необходимость внедрения нового механизма взаимодействия субъектов бизнеса1.

При разработке стратегии промышленного кластера именно субконтрактация представляет наибольший интерес, поскольку в наибольшей степени способствует развитию кластера. Зарубежный и имеющийся отечественный опыт показывает, что субконтрактация является эффективным механизмом взаимодействия крупных и средних (малых) предприятий в рамках действующих кластерных структур в целях повышения эффективности промышленного производства и образования кластеров.

В России применение механизма субконктрактации поддерживается Межрегиональным центром субконтрактации, региональными и локальными центрами. С ноября 2002 г. ведется работа по формированию Ассоциации центров субконтрактации. На сегодняшний день в Ставропольском крае отсутствует такого типа центр.

1 Москвин А.С., Хубулова В.В. Институциональные основы функционирования предпринимательства в России // Международное научное издание Современные фундаментальные и прикладные исследования. 2017, № 3(26), с. 107-112.

Субконтрактация (субконтрактинг) - это система отношений, возникающие между представителями крупного (контракторов) и малого (субконтракторов) бизнеса, для осуществления инновационного процесса или его части на основе заключенного контракта. При этом контрактор часто за собственный счет на предприятиях-субконтракторах реали-зовывает ввод и сертификацию концепций управления качеством, информативной и иных, необходимых условий с целью выполнения заказа, а кроме того способен обеспечивать необходимое спецоборудование и производственные участка. С целью вызовов внезапно формирующегося кластера подобная модель отношений между организациями-соучастниками кластера в максимальной степени дает возможность совершенствовать взаимоотношения партнерства.

Субконтракторы имеют возможность: обеспечивать загрузку производственных мощностей; добиваться высокого уровня производительности труда; снижать свои издержки.

Интерес контрактора к субконтрактации выгодно в тех случаях, когда: возникает дефицит в существующей базе производственных мощностей; производство предполагает высокую специализацию; в случае если важный охват производства недостаточно велик; если требуется усвоение на рынок малыми партиями, в отсутствии формирования сбытовых строений; если непростая конструкция компании никак не дает возможность стремительно и с незначительными расходами приспособиться к переменам рыночной конъюнктуры.

В международной практике субконтрактация получила наибольшее распространение в секторах машиностроения и металлообработки, автомобилестроения, электротехническом, электронном, деревообработки и производства мебели, резинотехническом и полимерной промышленности. Эффективность субконтрактинга в наибольшей степени проявляется в американской и японской модели организации субконтрактных отношений.

На сегодняшний день степень формирования субконтрактации в российской действительности ещё крайне отдален от практики развитых государств. В существенной грани данное явление обусловливается отмеченным структурным состоянием индустрии и соответствующими основными факторами, препятствующими формированию субконтрактации:

- незавершенностью и недостаточная инициативность действий реструктуризации индустриальных компаний;

- неразвитостью рыночных основ субконтрактинговых услуг в полной мере, отсутствие пласта знаний у специальных вузов, выступающих связующим звеном с целью розыска партнеров, и невысоким степенью формирования рыночной инфраструктуры субподрядчиков в частности;

- отсутствие эффективных механизмов осуществления политики в области промышленности, сосредоточенной в формирование малого и среднего предпринимательства;

- неразвитая система формирования концепции мотивации, преференций и льгот с целью небольшого производственного предпринимательства, элементов его материальной помощи.

Достоинства субконтрактации в абсолютно всех ньюансах промышленного развития многочисленны. Важнейшее из них - довольно невысокая первоначальная стоимость девайсов, получаемых с малых и средних компаний. Организация их закупок на основе тендеров дает возможность достичь вспомогательного и существенного снижения стоимости по каждой позиции и, в соответствии с этим, приводит к уменьшению себестоимости произведенного продукта и увеличению её конкурентоспособности.

В современных рамках модернизации, возникает необходимость концентрации производственных мощностей регионов в одной «точке» роста - кластере, который способствует наращиванию экономического потенциала как в масштабах одного региона, так и в масштабах всей страны. Таким образом, механизм субконтрактации как эффективная форма сотрудничества предприятий крупного и малого бизнеса обеспечивает динамичный рост кластерных систем, катализируя процессы образований и преобразований имеющихся кластеров, способствует саморазвитию кластеров, является основой для создания в нашей стране сети региональных промышленных центров, которые, динамично и эффективно взаимодействуя, станут основой современной инновационной экономики России, поднимая ее на новый уровень развития и повышая ее конкурентоспособность в мировой экономике.

Хубулова С.В, Хубулова В.В, Губиева З.А. Субконтрактация как механизм взаимодействия субъектов бизнеса. В совре-

менных рамках модернизации, возникает внедрение нового механизма для поддержания «диалога» между представителями крупного и малого бизнеса, что позволяет рассматривать такое явление как субконтрактация. Однако в современных рамках российской действительности данное явление не получило должного внимания как на государственном уровне, так и на уровне отдельно взятого региона.

Ключевые слова: малое и среднее предпринимательство, субконтрактация.

Hubulova S.V, Hubulova V.V, Gubieva Z.A. Subcontracting as a mechanism of interaction of business entities. In the modern part of the modernization, there is the introduction of a new mechanism to maintain a "dialogue" between representatives of big and small business that allows us to consider the phenomenon of subcontracting. However, in modern Russian reality, this phenomenon has not received the attention it deserved at the state level, and at level of separately taken region

Keywords: small and medium-sized enterprises, subcontracting, industrial cluster.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.