Научная статья на тему 'ПРЕДЛОЖЕНИЯ ПО СОВЕРШЕНСТВОВАНИЮ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ СПЕЦИАЛИСТОВ ЕДИНЫХ ДЕЖУРНО-ДИСПЕТЧЕРСКИХ СЛУЖБ С ЦЕЛЬЮ ПОВЫШЕНИЯ ЭФФЕКТИВНОСТИ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ РСЧС'

ПРЕДЛОЖЕНИЯ ПО СОВЕРШЕНСТВОВАНИЮ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ СПЕЦИАЛИСТОВ ЕДИНЫХ ДЕЖУРНО-ДИСПЕТЧЕРСКИХ СЛУЖБ С ЦЕЛЬЮ ПОВЫШЕНИЯ ЭФФЕКТИВНОСТИ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ РСЧС Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
352
60
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЕДИНАЯ ДЕЖУРНО-ДИСПЕТЧЕРСКАЯ СЛУЖБА / ПРОГРАММА ОБУЧЕНИЯ / ЕДИНАЯ ГОСУДАРСТВЕННАЯ СИСТЕМА ПРЕДУПРЕЖДЕНИЯ И ЛИКВИДАЦИИ ЧРЕЗВЫЧАЙНЫХ СИТУАЦИЙ / ТЕХНИЧЕСКИЕ СРЕДСТВА / ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ПОДГОТОВКА / ПОВЫШЕНИЕ КВАЛИФИКАЦИИ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Лукина Юлия Сергеевна, Ковтун Олег Борисович, Виноградов Андрей Владимирович

Проведен анализ используемых программ обучения в субъектах РФ. Предложена обобщенная структурная схема обучения дежурно-диспетчерского персонала единых дежурно-диспетчерских служб муниципальных образований (далее - ЕДДС). Даны рекомендации по повышению эффективности профессиональной подготовки специалистов ЕДДС, по разработке дополнительной профессиональной образовательной программы такого повышения, используемых методов обучения. Приведены основы организации профессиональной подготовки на базе ЕДДС.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Лукина Юлия Сергеевна, Ковтун Олег Борисович, Виноградов Андрей Владимирович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PROPOSALS FOR IMPROVING THE PROFESSIONAL TRAINING OF SPECIALISTS OF THE UNIFIED DUTY DISPATCH SERVICES IN ORDER TO INCREASE THE EFFECTIVENESS OF THE FUNCTIONING OF THE EMERGENCY SERVICE

Recommendations are given on increasing the efficiency of professional training of specialists of the unified duty dispatch services (hereinafter - UDDS). An analysis of the training programs used in the constituent entities of the Rusnsian Federation is carried out, a generalized block diagram of the training of on-duty dispatch personnel of the UDDS is proposed. Recommendations are given on the development of an additional professional educational continuing education program “Professional training of duty-dispatch personnel of the UDDS of the municipality”, the teaching methods used. The basics of the organization of training on the basis of UDDS are given

Текст научной работы на тему «ПРЕДЛОЖЕНИЯ ПО СОВЕРШЕНСТВОВАНИЮ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ СПЕЦИАЛИСТОВ ЕДИНЫХ ДЕЖУРНО-ДИСПЕТЧЕРСКИХ СЛУЖБ С ЦЕЛЬЮ ПОВЫШЕНИЯ ЭФФЕКТИВНОСТИ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ РСЧС»

/54 "Civil SecurityTechnology", Vol. 17, 2020, No. 1 (63) УДК 614.8:352:377.4

Предложения по совершенствованию профессиональной подготовки специалистов единых дежурно-диспетчерских служб с целью повышения эффективности функционирования РСЧС

ISSN 1996-8493

© Технологии гражданской безопасности, 2020

Ю.С. Лукина, О.Б. Ковтун, А.В. Виноградов

Аннотация

Проведен анализ используемых программ обучения в субъектах РФ. Предложена обобщенная структурная схема обучения дежурно-диспетчерского персонала единых дежурно-диспетчерских служб муниципальных образований (далее — ЕДДС). Даны рекомендации по повышению эффективности профессиональной подготовки специалистов ЕДДс, по разработке дополнительной профессиональной образовательной программы такого повышения, используемых методов обучения. Приведены основы организации профессиональной подготовки на базе ЕДДС.

Ключевые слова: единая дежурно-диспетчерская служба; программа обучения; единая государственная система предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций; технические средства; профессиональная деятельность, повышение квалификации; профессиональная подготовка.

Proposals for Improving the Professional Training of Specialists of the Unified Duty Dispatch Services in Order to Increase the Effectiveness of the Functioning of the Emergency Service

ISSN 1996-8493

© Civil Security Technology, 2020

Y. Lukina, O. Kovtun, A. Vinogradov

Abstract

Recommendations are given on increasing the efficiency of professional training of specialists of the unified duty dispatch services (hereinafter — UDDS). An analysis of the training programs used in the constituent entities of the Rusn sian Federation is carried out, a generalized block diagram of the training of on-duty dispatch personnel of the UDDS is proposed. Recommendations are given on the development of an additional professional educational continuing education program "Professional training of duty-dispatch personnel of the UDDs of the municipality", the teaching methods used. The basics of the organization of training on the basis of UDDS are given.

Key words: unified duty dispatch service; training program; unified state system of prevention and liquidation of emergency situations; technical means; professional activity; professional development; professional training.

4.03.2020

Согласно Положению о единой государственной системе предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, утвержденному постановлением Правительства от 30.12.03 г. № 794 (далее—Положение о ЕДДС), единая дежурно-диспетчерская служба является органом повседневного управления муниципального звена территориальной подсистемы единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций (далее—РСЧС). Обеспечение национальной безопасности в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций (далее — ЧС) природного и техногенного характера, пожарной безопасности в соответствии со Стратегией национальной безопасности, утвержденной Указом Президента Российской Федерации от 31.12.15 г. № 683, осуществляется путем совершенствования и развития РСЧС, ее территориальных и функциональных подсистем.

Эффективное функционирование ЕДДС невозможно без высококвалифицированного персонала, способного выполнять задачи, предусмотренные Положением о ЕДДС, в разных режимах функционирования, в том числе: при планомерном приведении ГО в готовность и внезапном нападении противника; при введении различных режимов функционирования звена подсистемы РСЧС с использованием комплекса средств автоматизации и телекоммуникационного оборудования.

При формировании необходимых профессионально значимых качеств персонала необходимо учитывать личностные качества и функциональные обязанности специалиста ЕДДС [1, 2]. Среди основных требований к профессиональным и морально- психологическим качествам диспетчера ЕДДС первостепенное значение имеют состояние здоровья, психологические качества (внимание, память, мыслительные процессы и пр.) и уровень квалификации [3, 4]. Специалисты ЕДДС должны обладать: эмоциональной устойчивостью; способностью действовать в условиях большого количества решаемых задач, быстро переключать внимание с одного объекта на другой; гибкостью в принятии решений; готовностью к помощи людям [4, 5]. Проведенное в работе [2] эмпирическое исследование показало, что сотрудники ЕДДС обладают достаточно высоким уровнем саморегуляции и способны выдерживать психоэмоциональные нагрузки, связанные с профессиональной деятельностью, что является, с одной стороны, требованием к исходной психологической структуре личности, с другой, — результатом воспитания функциональной выносливости в ходе работы.

Для реализации подготовки специалистов ЕДДС в 2003 году был разработан Государственный образовательный стандарт, утвержденный Минобразования России, по специальности 080504 «Государственное и муниципальное управление», с дополнительной подготовкой по «Управлению системами предупреждения и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций» [3, 6, 7], обучение по которой проводилось на базе Жуковского авиационного техникума им. В. А. Казакова.

Реализация данного подхода не нашла широкого распространения в силу особенностей территориального распределения ЕДДС и сложности в организации

дополнительной подготовки по данной специальности, требующей привлечения специалистов в области гражданской обороны и ЧС. Кроме того, обучающимся необходима дополнительная подготовка, затрагивающая специфику субъектов РФ и муниципальных образований и обусловленная, в том числе, различиями в функционирующих в ЕДДС комплексах технических средств.

Основной целью обучения является выработка у обучаемых необходимого объема знаний и навыков, достижения уровня профессиональной готовности, позволяющих им квалифицированно организовать мероприятия по защите населения от ЧС, самостоятельно решать задачи, возникающие в процессе профессиональной деятельности.

Цель настоящей работы заключается в анализе современного состояния профессиональной подготовки специалистов ЕДДС и разработке предложений по ее совершенствованию с целью повышения эффективности функционирования РСЧС.

В соответствии с Положением о единой дежурно-диспетчерской службе муниципального образования, утв. протоколом заседания Правительственной комиссии по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности от 28.08.2015 г. № 7, основными формами подготовки дежурно-диспетчерского персонала ЕДДС муниципального образования являются учения, тренировки и профессиональная подготовка, которая осуществляется на базе учебных организаций, имеющих лицензии по подготовке специалистов ЕДДС (специальное первоначальное обучение, повышение квалификации), и на базе ЕДДС в ходе занятий по 6-8 часов ежемесячно по специально разработанной МЧС России программе (текущая подготовка).

Один раз в пять лет специалисты ЕДДС должны проходить курсовое обучение по разработанной МЧС России программе, примерный вариант которой утвержден МЧС России письмом № 2-4-71-8-14 от 22.02.2017 г.

Согласно Положению о ЕДДС ее специалист, участвующий в функционировании системы обеспечения вызова экстренных оперативных служб по единому номеру «112», должен пройти специальную подготовку по установленной программе «Подготовка персонала дежурно-диспетчерских служб в рамках функционирования системы обеспечения вызова экстренных оперативных служб по единому номеру «112»», примерный вариант которой утвержден МЧС России 01.09.2014 г.

В соответствии с ГОСТ Р 22.7.01-2016 «Безопасность в чрезвычайных ситуациях. Единая дежурно-диспетчерская служба. Основные положения» при создании центра обработки вызовов на базе ЕДДС (ЦОВ-ЕДДС) осуществляются прием и обработка вызовов (сообщений о происшествиях), поступающих по единому номеру «112», в связи с чем специалистам согласно Профессиональному стандарту «Специалист по приему и обработке экстренных вызовов», утв. приказом Министерства труда и социальной защиты РФ от 9 сентября 2015 г. № 618н, требуется получить

дополнительное профессиональное образование по программе профессиональной подготовки по направлению деятельности обеспечения вызова экстренных служб. Соответствующая примерная учебная программа «Подготовка операторского персонала системы обеспечения вызова экстренных оперативных служб по единому номеру «112» утверждена МЧС России 01.09.2014 г.

Анализ проектно-технической документации на создание системы-112 показал, что в 42 субъектах РФ система-112 имеет децентрализованную схему приема и обработки вызовов в ЦОВ-ЕДДС муниципальных образований. Еще не менее, чем в 10 субъектах, имеющих централизованную схему приема и обработки вызовов, ЕДДС обеспечивает прием вызовов от населения, проживающего в зоне обслуживания, по единому телефонному номеру «112»при возникновении нештатной ситуации при отсутствии соединения между ЦОВ-АЦ/РЦОВ и муниципальным образованием. Таким образом, сотрудникам большей части ЕДДС требуется получить дополнительное профессиональное образование по программе подготовки операторского персонала системы-112 в количестве 76 часов в соответствии с примерной программой, утвержденной МЧС России.

Важными факторами, оказывающими влияние на проектирование образовательных программ дополнительного профессионального образования образовательными организациями МЧС России, являются: состояние материально-технической базы; условия реализации программы; профессиональный опыт преподавательского состава [8]. В связи с различиями в комплексе средств автоматизации в образовательных организациях и ЕДДС, особенности муниципальных образований в части источников возможного возникновения происшествий и ЧС требуется стажировка на рабочем месте. ЕДДС муниципального образования согласно ГОСТ Р 22.7.01-2016 должна включать технические средства связи и оповещения, пункт управления и комплекс средств автоматизации, посредством работы с которыми должна улучшиться профессиональная подготовка специалистов.

В общей системе подготовки специалистов ЕДДС важную роль играют тренировки и учения, в ходе которых прорабатываются ситуации по замыслу, оцениваются решения обучаемых, на сколько они являются целесообразными, в какой мере отвечают сложившейся обстановке и к каким результатам в реальной обстановке могут привести, определяют их сильные и слабые стороны [9].

Обобщенная структурная схема обучения дежурно-диспетчерского персонала ЕДДС представлена на рис.

В результате анализа организации подготовки специалистов ЕДДС в 76 субъектах РФ, проведенного по предоставленным ГУ МЧС России программам обучения [10], было выявлено отсутствие единой системы подготовки:

программы специальной профессиональной подготовки рассчитаны на 36-76 часов в УМЦ разных субъектов;

стажировка на рабочем месте от 3 дней до 3 месяцев в составе дежурной смены ЕДДС под руководством наставника;

программы профессиональной подготовки на базе ЕДДС рассчитаны на 36-192 часа.

В результате анализа выявлены следующие недостатки:

отсутствие в УМЦ использования технических средств управления связи и оповещения, программно-технических комплексов, автоматизированных информационных и информационно-управляющих систем, функционирующих в ЕДДС;

обучение в рамках функционирования системы обеспечения вызова экстренных оперативных служб по единому номеру «112» проводится по отдельным программам, требует дополнительного времени на обучение с отрывом от работы;

содержание тем программы обучения в УМЦ и ЕДДС является постоянным, не подразумевает вариативности задач, что сводится к постоянному повторению изученного в ходе первичной подготовки материала.

В результате анализа организации подготовки специалистов ЕДДС выявлено, что большинство имеющихся программ повышения квалификации и занятий по профессиональной подготовке не является рациональными в части использования рабочего времени специалиста ЕДДС и выполнения основной задачи обучения—совершенствования знаний и практических навыков, позволяющих квалифицированно организовать и выполнить мероприятия в условиях ЧС.

Для решения этой проблемы необходимы задания, позволяющие закрепить материал практически, научиться действовать в нестандартных ситуациях, систематически отрабатывать возможные алгоритмы действий при угрозе (возникновении) ЧС различного характера, организации превентивных мероприятий, учитывая характерные особенности субъекта РФ, муниципального образования, в связи с чем наиболее рациональным подходом для реализации этой задачи является отработка знаний на базе ЕДДС в ходе занятий по профессиональной подготовке.

Профессиональная подготовка специалистов согласно Положению о ЕДДС проводится на базе ЕДДС ежегодно, с января по декабрь, по одному учебному дню в месяц, в соответствии с графиком проведения занятий по профессиональной подготовке специалистов ЕДДС муниципального образования. Продолжительность учебного дня — 6-8 часов. Темы занятий определяются Программой профессиональной подготовки дежурно-диспетчерского персонала ЕДДС муниципального образования, разработанной на основе типовой дополнительной профессиональной образовательной программы повышения квалификации «Профессиональная подготовка дежурно-диспетчерского персонала ЕДДС муниципального образования».

При разработке программы надо учитывать: программу курсового обучения должностных лиц и работников ГО и РСЧС; программу подготовки операторского персонала системы-112 и возможности

Рис. Обобщенная структурная схема обучения дежурно-диспетчерского персонала ЕДДС

программно-технических комплексов, функционирующих в ЕДДС; использование автоматизированных информационных и информационно-управляющих систем (автоматизированная информационно-управляющая система РСЧС (АИУС РСЧС); комплексная система экстренного оповещения населения (КСЭОН); общероссийская комплексная система информирования и оповещения населения (ОКСИОН); система-112, комплексная система обеспечения безопасности жизнедеятельности (КСОБЖН); региональная автоматизированная система централизованного оповещения (РАСЦО); аппаратно-программный комплекс «Безопасный город»), а также иных ресурсов, используемых в ЕДДС муниципального образования. Некоторые темы используемых программ дублируют

друг друга, и разработка единой программы профессиональной подготовки специалистов ЕДДС объединяет в себе все необходимые темы для формирования необходимого объема знаний, умений и навыков для эффективной работы.

Программа профессиональной подготовки специалистов ЕДДС должна содержать правовую, общую и специальную подготовку. Правовая подготовка направлена на изучение изменений в законодательной и нормативной правовой базе в области ГО, защиты населения и территорий от ЧС, обеспечения пожарной безопасности и безопасности людей на водных объектах; общая — на изучение территориальных особенностей, организации управления, связи и оповещения в РСЧС, современных информационных технологий,

используемых в области защиты от ЧС; специальная — на изучение организации работы ЕДДС в различных режимах функционирования, отработку комплексных алгоритмов действий специалистов ЕДДС при различных ЧС (происшествиях), включающих мониторинг, прогнозирование ЧС, работы в рамках функционирования системы-112, заполнение форм 1/ЧС, 2/ЧС, 3/ ЧС, 4/ЧС и представление их в вышестоящие органы управления и др. В качестве задач для отработки комплексных алгоритмов действий специалистов ЕДДС возможно использовать Перечень основных видов ЧС в соответствии с приказом МЧС России от 08.07.2004 № 329 «Об утверждении критериев информации о чрезвычайных ситуациях».

Различные методы обучения могут быть реализованы в виде лекций, семинаров (обсуждение заданных тем), комплексных занятий: деловых игр (отработка алгоритмов действий и принятие управленческих решений) и тренировок (практическая отработка действий специалистов ЕДДС), с использованием технических и программных средств (средств связи, аппаратуры оповещения и электронно-вычислительной техники, которые используются в единой дежурно-диспетчерской службе).

В ходе подготовки дежурно-диспетчерского персонала ЕДДС необходимо особое внимание уделять: приему информации от различных источников (системы мониторинга, сообщения, вызовы), прогнозированию угроз возникновения ЧС; своевременному оповещению населения и органов управления и сил РСЧС; координации совместной работы экстренных оперативных служб.

Занятия с комплексным решением задач являются наиболее важной частью повышения квалификации, в процессе которой происходит углубление знаний по методикам обработки данных, принятию управленческих решений и отработке заполнения учетно-отчетных документов. Начальник ЕДДС, под руководством которого проводится профессиональное обучение, с учетом ошибок, допускаемых дежурно-диспетчерским персоналом при выполнении тренировок и в ходе выполнения служебных обязанностей, может определять темы занятий, вносить в тематический план уточнения и изменения с учетом особенностей организации службы.

В ходе обучения в соответствии с графиком проведения занятий по профессиональной подготовке специалистов ЕДДС муниципального образования осуществляется проведение периодических и итогового зачетов, включающих в себя проверку теоретических знаний и практическое тестирование. По итогам промежуточных зачетов, включающих полный комплекс задач, возложенных на ЕДДС: проводится оценка знаний специалистов, выявляются наиболее слабые места по каждому разделу и вносится корректировка в план тренировок либо в постановку задач последующих в плане тем, включая отработку недостаточно компетентно решенных ранее задач. По итогам сдачи итогового зачета главой муниципального образования принимается решение по допуску (недопуску) специалистов ЕДДС к несению дежурства.

При разработке плана профессиональной подготовки специалистов ЕДДС на очередной год должны учитываться результаты предыдущей ежегодной оценки профессиональной подготовленности. В плане профессиональной подготовки специалистов ЕДДС на очередной год более тщательной проработки требуют вопросы, наименее усвоенные в предыдущий период.

Для организации профессиональной подготовки специалистов ЕДДС муниципального образования начальником ЕДДС разрабатываются и утверждаются главой муниципального образования следующие документы:

ежегодный план профессиональной подготовки специалистов ЕДДС;

график проведения занятий по профессиональной подготовке специалистов ЕДДС муниципального образования;

Программа профессиональной подготовки дежурно-диспетчерского персонала ЕДДС муниципального образования;

перечень вопросов для проверки теоретических знаний и проверки практических навыков;

журнал учета занятий.

Вышеуказанные аспекты по подготовке дежурно-диспетчерского персонала ЕДДС легли в основу Методических рекомендаций по организации профессиональной подготовки специалистов единых дежурно-диспетчерских служб муниципальных образований, содержащих: дополнительную профессиональную образовательную программу повышения квалификации «Профессиональная подготовка дежурно-диспетчерского персонала ЕДДС муниципального образования»; Методику оценки профессиональной подготовленности специалистов единых дежурно-диспетчерских служб и Комплект примерных тестовых и практических заданий для оценки профессиональной подготовленности специалистов единых дежурно-диспетчерских служб.

Использование данных материалов при профессиональной подготовке специалистов единых дежурно-дис-петчерских служб обеспечит повышение квалификации у персонала.

Литература

1. Рондырев-Ильинский В.Б., Прокопова Н. В. О роли профессионального обучения диспетчеров ЕДДС в реагировании на чрезвычайные ситуации природного характера // European Research. 2017. № 6 (19). С. 53-55.

2. Восковская Л. В. Эмоциональная устойчивость представителей экстремальных профессий (на примере спасателей МЧС и сотрудников ЕДДС 112) // Евразийское Научное Объединение. 2019. № 6-5 (52). С. 336-342.

3. Шахраманьян М.А., Нехорошев С. Н., Фалеева И. С. О подготовке кадров для единых дежурно-диспетчерских служб на базе Жуковского авиационного техникума имени В. А. Казакова // Технологии гражданской безопасности. 2004. № 1 (5). С. 5156.

4. Новосад Н. В. Возможность коррекции когнитивных функций диспетчеров ЕДДС с помощью реабилитеционного психофизиологического комплекса «Реакор» // Вестник Воронежского института ГПС МЧС России. 2016. № 2(19). С. 34-36.

5. Горбачев А. В. Организационные и коммуникационные аспекты внедрения автоматизированной системы ЕДДС в Раменском муниципальном районе // Технологии обеспечения комплексной безопасности, защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций — проблемы, перспективы, инновации / XVI Международная научно-практическая конференция: М-лы

конф. / МЧС России. М.: ФГУ ВНИИ ГОЧС (ФЦ). 2011. С. 65-68.

6. Шахраманьян М. А., Запорожец А. И., Нехорошев С. Н., Фалеева И. С., Сабельникова Г. И., Рыбалова В. В., Кузьмин А. И. Первый выпуск специалистов единых дежурно-диспетчерских служб на базе Жуковского авиационного техникума им. В. А. Казакова // Технологии гражданской безопасности. 2004. № 3. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/pervyy-vypusk-spetsialistov-edinyh-dezhumo-dispetcherskih-sluzhb-na-baze-zhukovskogo-aviatsionnogo-tehnikuma-im-v-a-kazakova (дата обращения: 15.01.2020).

7. Фалеева И. С. О подготовке специалистов среднетехнического образования для Центров управления и диспетчирования при чрезвычайных ситуациях (ЕДДС, телефон 112) в ФГОУ СПО Жуковском авиационном техникуме имени В. А. Казакова // Актуальные проблемы формирования культуры безопасности жизнедеятельности населения: М-лы XIII Международной научно-практической конференции по проблемам защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций. М. 2008. С. 104-106.

8. Сапелкин А. И., Балобанов А. А., Щетка В. Ф. Принципы и факторы, учитываемые при проектировании образовательных

Сведения об авторах

Лукина Юлия Сергеевна: к. т. н., ФГБУ ВНИИ ГОЧС (ФЦ),

в. н. с. науч.-исслед. центра.

121352, Москва, ул. Давыдковская, 7.

е-таН: lukina_rctu@mail.ru

SPIN-код — 2814-7745.

Ковтун Олег Борисович: ФГБУ ВНИИ ГОЧС (ФЦ), с. н. с.

науч.-исслед. центра.

121352, Москва, ул. Давыдковская, 7.

е-таН: kool65@yandex.ru

SPIN-код — 2889-3410.

Виноградов Андрей Владимирович: ФГБУ ВНИИ ГОЧС

(ФЦ), с. н. с. науч.-исслед. центра.

121352, Москва, ул. Давыдковская, 7.

е-таН: eddc-112@mail.ru

SPIN-код — 5975-0871.

программ дополнительного профессионального образования образовательными организациями МЧС России // Подготовка кадров в системе предупреждения и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций: М-лы Международной научно-практической конференции. 2019. С. 131-133.

9. Иванникова Е. А., Поленок О. А. ЕДДС: Служба и мероприятия по оперативной подготовке // Среда, окружающая человека: природная, техногенная, социальная: М-лы VII Международной научно-практической конференции. 2018. С. 136-139.

10. Агеев С. В., Свентская Н. В., Ковтун О. Б., Лукина Ю. С., Попов А. П., Виноградов А. В., Ильеня Л. И., Худякова А. Ю. Отчет о выполнении составной части научно-исследовательской работы «Разработка научно обоснованных технических решений по созданию прикладного программного обеспечения для организации профессиональной подготовки специалистов Национального центра управления в кризисных ситуациях и центров управления в кризисных ситуациях территориальных органов МЧС России с использованием технологий дистанционного обучения». М.: ФГБУ ВНИИ ГОЧС (ФЦ). 2019. Инв. № 7971.

Information about authors

Lukina Yulia S.: Candidate of Technical Sciences, All-Russian Research Institute for Civil Defense and Emergencies, Leading Researcher of the Research Center. 7 Davydkovskaya, Moscow, 121352, Russia. e-mail: lukina_rctu@mail.ru SPIN-scientific — 2814-7745.

Kovtun Oleg В.: All-Russian Research Institute for Civil Defense and Emergencies, Senior Research of the Research Center. 7 Davydkovskaya, Moscow, 121352, Russia. e-mail: kool65@yandex.ru SPIN-scientific — 2889-3410.

Vinogradov Andrey V.: All-Russian Research Institute for Civil Defense and Emergencies, Senior Research of the Research Center. 7 Davydkovskaya, Moscow, 121352, Russia. e-mail: eddc-112@mail.ru SPIN-scientific — 5975-0871.

Издания ФГБУ ВНИИ ГОЧС (ФЦ)

Авторы, название URL

Афанасьева Е.В. и др. Информационно-аналитический бюлле-тень об организации деятельности территориальных органов МЧС России в области реагирования пожарно-спасательных подразделений на дорожно-транспортные происшествия в субъектах Российской Федерации в 2014 году http://elibrary.ru/item.asp?id=23508058

Афанасьева Е.В. и др. Основные направления совершенствования деятельности МЧС России в области ликвидации последствий дорожно-транспортных происшествий на современном этапе. Научно-методический труд http://elibrary.ru/item.asp?id=23508042

Степанов В.Я. Огнеборцы нашего времени. Сер. Витязи спасения МПВО-ГО-МЧС России http://elibrary.ru/item.asp?id=23887109

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Фалеев М.И. и др. Раннее предупреждение о чрезвычайных ситуациях. Монография http://elibrary.ru/item.asp?id=23355898

Акимов В.А. и др. Наша общая Победа http://elibrary.ru/item.asp?id=23520990

Гнатюк Ю.М. Полвека в гражданской обороне. Записки ветерана, рассказ о людях и делах гражданской обороны http://elibrary.ru/item.asp?id=23887079

Пучков В.А. и др. Гражданская защита. Энциклопедия. В 4 томах. Издание третье, переработанное и дополненное. Том I (А-И) http://elibrary.ru/item.asp?id=23586113

Пучков В.А. и др. Гражданская защита. Энциклопедия. В 4 томах. Издание третье, переработанное и дополненное. Том II (К-О) http://elibrary.ru/item.asp?id=23623287

Хорошавин Л.Б. и др. Торф: возгорание торфа, тушение торфяников и торфокомпозиты. Монография http://elibrary.ru/item.asp?id=19421097

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.