Научная статья на тему 'ПРЕДИСЛОВИЕ РЕДАКТОРА'

ПРЕДИСЛОВИЕ РЕДАКТОРА Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
8
3
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Визуальная теология
Scopus
Область наук
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «ПРЕДИСЛОВИЕ РЕДАКТОРА»

Визуальная теология. 2022. Том 4. № 2

ПРЕДИСЛОВИЕ РЕДАКТОРА

Уважаемые коллеги!

Предлагаю вашему вниманию очередной выпуск научного журнала «Визуальная теология», в котором мы продолжаем обсуждение различных форм визуальной репрезентации религиозного опыта. В статье протоиерея Сергия Золотарёва (Санкт-Петербург) критически исследована традиция истолкования понятия о Святой Софии Премудрости Божией в русской религиозной философии. Автор показывает, что Владимир Соловьёв, Павел Флоренский и Сергей Булгаков произвольно интерпретируют содержание иконы Святой Софии и наименование русских «софийных» храмов для аргументации своих концепций, далёких от христианской ортодоксии. Сергей Кавтарадзе (Москва) исследует храм Усекновения Главы Иоанна Предтечи в Дьякове с точки зрения символики его формы и конструкции. Анализ композиции и облика сооружения с опорой на средневековые тексты и миниатюры позволяет автору выдвинуть гипотезу о том, что церковь была задумана Борисом Годуновым как воспроизведение ветхозаветного Храма Соломона. Исследование Ерванда Маргаряна (Ереван) продолжает серию статей, посвящённых семиотическому анализу изображений святых воинов в христианской иконографии. Статья, опубликованная в этом номере журнала, посвящена интерпретации символики телосложения, вооружения и военного снаряжения в составе образов святых воинов-христиан. Статья Георги Герова (Великий Новгород) раскрывает значение священных изображений, характерных для входных зон традиционных восточно-христианских храмов. Семантика стенной росписи, связанной с такими зонами, маркирует их как пространства перехода из профанного мира в сакральный и, кроме того, инициирует прагматику движения от греха к святости. В статье Марины Околович и Виктории Шинтяковой (Великий Новгород) исследуется орнаментальная роспись новгородских храмов XII века. Определены главные мотивы и графические типы сохранившихся и реконструированных орнаментов в интерьере храмов Новгорода, их функция в сакральном пространстве. Исследование Николая Токарева (Санкт-Петербург) посвящено выявлению ключевых метафор, лежащих в основании образа средневекового европейского университета. Визуально нагруженные метафоры ключа к знанию, источника живой воды и света служили маркерами особой культурной миссии университетов и обеспечивали им эффект пассионарности. Тема смысловой преемственности в отечественной архитектурной традиции исследована в статье Марка Гурари (Москва) на примере советского авангарда начала XX века. Автор обнаруживает общие смыслы, лежащие в основе как традиционной русской культуры, так и проектов В. Татлина, К. Мельникова, И. Леонидова, прежде всего - христианскую идею единства и спасения мира. Номер завершается интервью с одним из ведущих реставраторов современной России Татьяной Ромашкевич (Москва, Великий Новгород), в котором обсуждаются сохранность исторических памятников, значение и назначение художественно-архитектурного наследия для формирования отечественного культурного кода, роль традиционного изобразительного искусства в деле просвещения и воспитания граждан России.

Journal of Visual Theology. 2022. Vol. 4. No. 2

Напоминаю, что журнал «Визуальная теология» индексируется в базах данных РИНЦ, EBSCO, Ulrich's Periodicals Directory, DOAJ и ERIH PLUS.

Сергей Аванесов

EDITORIAL

Dear colleagues!

I bring to your attention the next issue of the Journal of Visual Theology, in which we continue the discussion of various forms of visual representation of religious experience.

The article by Archpriest Sergiy Zolotarev (St. Petersburg) critically examines the tradition of interpreting the concept of St. Sophia the Wisdom of God in Russian religious philosophy. The author shows that Vladimir Solovyov, Pavel Florensky and Sergei Bulgakov arbitrarily interpret the content of the icon of St. Sophia and the name of the Russian churches of St. Sophia to substantiate their concepts, which are far from Christian orthodoxy. Sergey Kavtaradze (Moscow) studies the Church of the Beheading of John the Baptist in Diakovo from the point of view of symbolism of its form and construction. The analysis of the composition and the structure based on medieval texts and miniatures allows the author to assert that the church was conceived by Boris Godunov as a reproduction of the Old Testament Temple of Solomon. The research of Yervand Margaryan (Yerevan) continues a series of articles devoted to the semiotic analysis of holy warriors' images in Christian iconography. The article published in this issue is devoted to the interpretation of the symbolism of physique, weapons and military equipment as part of the images of holy Christian warriors. The article by Georgi Gerov (Veliky Novgorod) reveals the significance of the sacred images characteristic of the entrance areas of traditional Eastern Christian churches. The semantics of wall painting associated with such zones marks them as spaces of transition from the profane to the sacred world and, in addition, initiates the pragmatics of the movement from sin to holiness. The article by Marina Okolovich and Victoria Shintyakova (Veliky Novgorod) examines the ornamental painting of Novgorod churches of the 12th century. The main motifs and graphic types of surviving and reconstructed ornaments in the interior of the Novgorod medieval churches, their functions in the sacred space are determined. The research by Nikolai Tokarev (St. Petersburg) is devoted to identifying the key metaphors underlying the image of a medieval European university. Visually loaded metaphors of the key to knowledge, the source of living water and light served as markers of the special cultural mission of universities and provided them with the effect of passionarity. The theme of semantic continuity in the domestic architectural tradition is explored in the article by Mark Gurari (Moscow) on the example of the Soviet avant-garde at the beginning of the 20th century. The author discovers the common meanings underlying both traditional Russian culture and the projects of V. Tatlin, K. Melnikov, I. Leonidov, first of all, the Christian idea of unity and salvation of the world. At the conclusion of the

BmyanbHaa Teonoma. 2022. TOM 4. № 2

issue there is an interview with one of the leading restorers of modern Russia, Tatyana Romashkevich (Moscow, Veliky Novgorod), who discusses the preservation of historical monuments, the significance and purpose of the artistic and architectural heritage for the formation of the national cultural code, and the role of traditional fine arts in the education and upbringing of Russian citizens.

The Journal of Visual Theology is indexed in the databases of RSCI, EBSCO, Ulrich's Periodicals Directory, DOAJ and ERIH PLUS.

Sergey Avanesov

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.