Научная статья на тему 'ПРЕДИСЛОВИЕ РЕДАКТОРА'

ПРЕДИСЛОВИЕ РЕДАКТОРА Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
31
6
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «ПРЕДИСЛОВИЕ РЕДАКТОРА»

ПРЕДИСЛОВИЕ РЕДАКТОРА

Уважаемые коллеги!

Вашему вниманию предлагается очередной номер журнала «Визуальная теология». Этот номер продолжает тему визуальной репрезентации религиозного опыта различными изобразительными средствами и в разных культурных жанрах.

В статье Андрея Охоцимского (Лёвен) производится сравнение дискретных фигуративных изображений и так называемого «живого визуального», имеющего холистический характер; на основе этого сравнения автор объясняет ветхозаветный запрет на изображения, а также характеризует иеро-топию как опыт снятия противоречия между двумя названными типами визуальности. Исследование Виталия Даренского (Луганск) посвящено истолкованию визуальных репрезентаций отношения к смерти в православном христианстве; автор, опираясь на свидетельства русской литературы и иконографии, показывает, как обряд погребения и сам опыт созерцания мёртвого тела выражают христианское понимание смерти в качестве перехода к новому рождению в жизнь вечную. Статья Даниила Крапчунова (Великий Новгород) посвящена рассмотрению связи между визуализацией почитания Севастийских мучеников и формированием русского народного праздничного календаря; автор обнаруживает семиотические и теологические параллели, объединяющие, с одной стороны, иконографию святых мучеников и, с другой стороны, визуальные (предметные) формы организации религиозного праздника в народной культуре. Проблемы соотношения текста и образа в агиографической традиции Новгорода и Новгородского региона проанализированы в статье Дарьи Терешкиной (Великий Новгород); автор утверждает, что образы и типы новгородских святых выражают собой историческую реальность культуры прошлого, сохраняя в себе средневековые религиозные представления об этическом и экзистенциальном идеале. Татьяна Фолиева (Москва) исследует историю возникновения и эволюции одного иконографического типа Иисуса Христа в современном католичестве; в статье рассмотрены теологические и мистические предпосылки почитания Образа Иисуса Милосердного на фоне исторических событий в Европе ХХ века и в связи с индивидуальным визионерским опытом монахини Фаустины Ковальской. Статья Елены Дульгеру (Бухарест) посвящена анализу изобразительный приёмов Андрея Тарковского, использованных в его фильме «Зеркало» для визуализации сакральных тем вечности, бессмертия, антиномического совершенства человека и спасения души; автор статьи показывает, что Тарковский обращается к художественному наследию Ренессанса (Леонардо да Винчи), чтобы выразить на экране подлинный характер и внутренний мир героев фильма. Краткое введение в методологию визуальной герменевтики Макса Имдаля представлено в статье Степана Ванеяна (Москва); автор приводит аргументы в пользу тезисов о перфор-

мативном характере восприятия (и даже самого существования) произведения искусства и о принципиальной невозможности целиком редуцировать визуальный образ к конечному набору характеристик, поддающихся вербализации.

В разделе «Переводы» мы публикуем перевод c немецкого IX главы книги Макса Имдаля «Джотто. Фрески Капеллы дель Арена: Иконография. Иконология. Иконика», выполненный С. С. Ванеяном.

В разделе «Архив» вниманию читателя предложена небольшая статья Владимира Николаевича Ильина, опубликованная в Париже в 1928 году и посвящённая богословско-семиотической интерпретации ключевого визуального символа христианства - Креста Господня.

Напоминаю, что журнал «Визуальная теология» индексируется в базах данных РИНЦ, EBSCO, Ulrich's Periodicals Directory, DOAJ и ERIH PLUS.

Сергей Аванесов

EDITORIAL

Dear colleagues!

We bring to your attention the next issue of the Journal of Visual Theology. This issue continues the theme of the visual representation of religious experience in various pictorial means and in different cultural genres.

The article by Andrew Simsky (Leuven) compares discrete figurative images and the so-called "living visual", which has a holistic character. On the basis of this comparison, the author explains the Old Testament prohibition on images and also characterizes hierotopy as an experience of removing the contradiction between the two named types of visuality. The article by Vitaly Darensky (Lugansk) is devoted to the interpretation of visual representations of attitudes towards death in Orthodox Christianity. On the basis of Russian literature and iconography, the author shows how the burial ceremony and the experience of contemplating a dead body express Christian understanding of death as a transition to a new birth into eternal life. The article by Daniil Krapchunov (Veliky Novgorod) examines the connection between the visualization of the Sebastian martyrs veneration and the process of Russian national holiday calendar formation. The author reveals semiotic and theological parallels, uniting, on the one hand, the iconography of the holy martyrs and, on the other hand, visual (subject) forms of organizing religious holiday in Russian folk culture. The problem of correlation between text and image in the hagiographic tradition of Novgorod and the Novgorod region is analyzed in the article by Daria Tereshkina (Veliky Novgorod). The author claims that the images and types of Novgorod saints express the historical reality of the culture of the past, preserving the medieval religious ideas about ethical and existential ideal. Tatiana Folieva (Moscow) explores the history of the emergence and evolution of one iconographic type of Jesus Christ in modern Catholicism. The article examines the theological and mystical prerequisites for venerating the Divine Mercy against the background of historical events in Europe in the 20th century and in connection with the individual visionary experience of Sister Faustina Kowalska. The article by Elena Dulgheru (Bucharest) is devoted to the analysis of the pictorial techniques of Andrei Tarkovsky, used in his film "Mirror" for visualization of the sacred themes of eternity, immortality, antinomic perfection and salvation of soul. The author shows that Tarkovsky refers to the artistic heritage of the Renaissance (Leonardo da Vinci) in order to express the true character and inner world of the heroes. A short introduction to Max Imdahl's methodology of visual herme-neutics is presented in the article by Stepan Vaneyan (Moscow). The author gives arguments for the statement about the performative nature of perception (and even the very existence) of a work of art and about the fundamental impossibility to reduce the visual image to a finite set of verbal characteristics.

In the 'Translations' section we publish the IX chapter of Max Imdahl's book 'Giotto. Arenafresken: Ikonographie, Ikonologie, Ikonik' ['Giotto. Frescoes of the

Arena Chapel: Iconography. Iconology. Iconics'], translated from German by

S. S. Vaneyan.

In the 'Archive' section, the reader is offered a short article by Vladimir Ilyin, published in Paris in 1928 and dedicated to the theological and semiotic interpretation of the key visual symbol of Christianity - the Cross of the Lord.

The Journal of Visual Theology is indexed in the databases of EBSCO, Ulrich's Periodicals Directory, DOAJ and ERIH PLUS.

Sergey Avanesov

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.