ПРЕДИСЛОВИЕ РЕДАКТОРА
Уважаемые коллеги!
Вашему вниманию предлагается очередной номер журнала «Визуальная теология». В этом номере мы продолжаем обсуждать тему визуальной репрезентации религиозного опыта посредством различных культурно-семиотических приёмов и художественных практик.
В статье Александра Пигалева (Волгоград) анализируются философские и теологические измерения иконоборчества и его секулярных аналогов в контексте теорий репрезентации; автор приходит к выводу о пер-формативной (автореферентной) роли визуальных образов как основании для генезиса иконоборческих концептуальных установок и социокультурных акций. Исследование Виталия Даренского (Луганск) посвящено анализу картины Александра Иванова «Явление Христа народу» с точки зрения теологии и семиотики религиозного искусства; автор утверждает, что в этой картине художнику удалось максимально сблизить классическую европейскую живопись с восточнохристианской иконографией, благодаря чему А. Иванов смог наглядно воплотить глубокие религиозные идеи, смыслы и ценности. Даниил Дорофеев (Санкт-Петербург) исследует приёмы художественной визуализации характеров в прозе Ф. М. Достоевского; автор определяет и классифицирует основные типы персонажей, формулирует специфические характеристики их визуального образа, опираясь на наследие восточнохристианской антропологии. В статье Сергея Зотова (Уорик) систематизируются способы визуальной маркировки античных философов в русской православной художественной традиции; автор разделяет персонажей таких изображений на статусные группы и анализирует типы и функции маркеров инаковости в традиции отечественной иконографии. Статья Любомиры Стефановой (София) представляет собой исследование способов отражения христианских онтологических представлений в храмовых орнаментах; на примере нескольких мозаик из ранних христианских церквей автор показывает, как ключевые теологические идеи интерпретируются и выражаются с помощью приёмов изобразительного искусства. Тема семиотического анализа ранних христианских мозаик продолжена в статье Юрия (протоиерея Георгия) Крейдуна (Барнаул); автор детально описывает и интерпретирует сюжет и содержание мозаичных изображений, открытых в древнейших очагах христианской культуры на территории современной Иордании. Ольга Сухорукова (Москва) анализирует визуальный ряд фильма Ингмара Бергмана «Седьмая печать» с точки зрения компаративной теологии, философии религиозного искусства и концепции Dasein Мартина Хайдеггера; автор демонстрирует связь глубинных семиотических слоёв фильма с базовыми постулатами лютеранской теологии и доктриной смерти как события в области индивидуальной эсхатологии. Исследование Дарьи Шульгиной (Москва) посвящено анализу дискуссии по поводу теологического смысла творчества американского художника Томаса Кинкейда;
автор статьи сосредоточивает внимание на проблеме допустимости религиозного изображения «мира без грехопадения» и на вопросе о взаимном отношении религиозного творчества и коммерческого успеха.
Большинство опубликованных в номере материалов подготовлено авторами на основе их докладов на I Международном симпозиуме «Визуальная теология. Темы и горизонты», который состоялся в Великом Новгороде в сентябре 2021 года. Краткий отчёт о симпозиуме также публикуется в этом номере журнала.
Напоминаю, что журнал «Визуальная теология» индексируется в базах данных РИНЦ, EBSCO, Ulrich's Periodicals Directory, DOAJ и ERIH PLUS.
Сергей Аванесов
EDITORIAL
Dear colleagues!
The next issue of the Journal of Visual Theology continues to discuss the topic of visual representation of religious experience through various cultural and semiotic techniques and artistic practices. In the article by Alexander Pigalev (Volgograd) the philosophical and theological dimensions of iconoclasm and its secular analogues are analyzed in the context of representation theories; the author comes to the conclusion about the performative (self-referential) role of visual images as a basis for the genesis of iconoclastic conceptual attitudes and social actions. The research of Vtaliy Darensky (Lugansk) is devoted to the analysis of Alexander Ivanov's painting "The Appearance of Christ before the People" from the point of view of theology and semiotics of religious art; the author claims that in this painting the artist managed to get classical European painting close to Eastern Christian iconography, which causes A. Ivanov to be able to visually embody deep religious ideas, meanings and values. Daniil Dorofeev (St. Petersburg) explores the techniques of artistic visualization of characters in the prose of F. M. Dostoevsky; the author defines and classifies the main types of heroes, formulates the specific characteristics of their visual image, based on the heritage of Eastern Christian anthropology. The article by Sergei Zotov (Warwick) systematizes the ways of visual marking of ancient philosophers in the Russian Orthodox artistic tradition; the author divides the characters of such images into status groups and analyzes the types and functions of markers of Otherness in the tradition of Russian iconography. The article by Lyubomira Stefanova (Sofia) is a study of ways of realization of Christian ontological ideas in temple ornaments; on the example of several mosaics from early Christian churches, the author shows how key theological ideas are interpreted and expressed using the techniques of pictorial art. The topic of semiotic analysis of early Christian mosaics is discussed in the article by Yury (Archpriest George) Kreydun (Barnaul); the author describes and interprets the plot and content of mosaic images discovered in the oldest centers of Christian culture in the territory of modern Jordan. Olga Sukhorukova (Moscow) analyzes the visual series of Ingmar Bergman's film The Seventh Seal from the point of view of comparative theology, philosophy of religious art and the concept of Dasein by Martin Heidegger; the author demonstrates the connection of the deep semantic layers of the film with the basic postulates of Lutheran theology and the doctrine of death as event in the field of individual eschatology. Daria Shulgina's research (Moscow) is devoted to the analysis of the discussion about the theological meaning of the work of the American artist Thomas Kincaid; the author focuses on the problem of the permissibility of the religious image of the "world without the Fall" and on the question of mutual relationship of religious creativity and commercial success.
Most of the materials published in the issue were prepared on the basis of the authors' reports at the I International Symposium "Visual Theology. Themes and
Horizons", which had been held in Veliky Novgorod in September 2021. A short summary of the Symposium is also published in this issue of the journal.
The Journal of Visual Theology is indexed in the databases of EBSCO, Ulrich's Periodicals Directory, DOAJ and ERIH PLUS.
Sergey Avanesov