ПРЕДИСЛОВИЕ РЕДАКТОРА
Уважаемые коллеги!
Предлагаю вашему вниманию очередной выпуск журнала «Визуальная теология». В этом выпуске продолжена работа по прояснению и структурированию дискуссионного поля, связанного с обсуждением форм визуальной репрезентации религиозного опыта. Выпуск включает ряд теоретических материалов, посвящённых исследованию различных форм и аспектов визуализации теологических и религиозно-мировоззренческих представлений, характерных для христианского Востока, а также архивный текст, имеющий прямое отношение к визуально-теологической тематике.
В статье Елены Богданович (Эймс) исследованы риторические ресурсы сакральной архитектуры на примере истории и композиции иерусалимского храма Гроба Господня; показано, как меняющиеся в течение времени внешние формы сооружения выражают один и тот же сакральный смысл, играя роль «мнемонического инструмента» для средневекового ars memoriae. Исследование Сергея Кавтарадзе (Москва) посвящено истолкованию семантической связи между архитектурой церкви Сошествия Святого Духа в Троице-Сергиевой лавре и композицией храма Гроба Господня в Иерусалиме; обоснован методологический подход, согласно которому некоторые типы сакральной архитектурной композиции возникали на Руси не в итоге длительного преемственного развития, а как результат прямого обращения к сакральным прототипам Священной истории и Святой Земли. Статья Даниила Дорофеева (Санкт-Петербург) посвящена рассмотрению истоков зарождения и причин распространения иконографии античных философов в православной храмовой декорации; автор выделяет ряд предпосылок такой традиции - от художественно-эстетической преемственности в изобразительном искусстве до особенностей социально-политической обстановки в Русском государстве. Анализ исследований, посвящённых включению образов античных философов в состав восточнохристианской иконографии, произведён в статье Марины Васильевой (Санкт-Петербург); такой анализ позволяет понимать иконопись не только как предмет культа или искусства, но и как важнейшую часть всякой сложной культурной системы, в том числе современной. Исследование Александра Пигалева (Волгоград) посвящено анализу связи между способом визуализации, присущим иконе, и обоснованием суверенной власти в политике; сопоставление этих двух областей культурной практики сквозь призму иконоборчества закладывает основу для понимания теологических предпосылок политической власти, поддерживаемой, в том числе, посредством мировоззренчески обоснованных визуальных образов. Статья Тирана Симяна (Ереван) представляет собой исследование изобразительных средств репрезентации морального состояния и религиозного совершенства героев истории христианизации древней Армении; на примере визуализации сочинения Агатангелоса продемонстрированы разнообразные семиотиче-
ские возможности сакральной иллюстрации вербального текста. В статье Сергея Аванесова (Великий Новгород) представлен перечень русских надврат-ных храмов, построенных в период с XI по XXI век, систематизированы сведения о посвящении этих храмов, дан краткий анализ надвратного храма в качестве значимого элемента городского пространства; показано, что и надвратный храм, и сакральная композиция, в которую он включён, являются семиотическими конструктами, знаками и текстами, визуальными сообщениями, формами наглядного исповедания мировоззренческих убеждений.
В разделе «Архив» вниманию читателя представлен текст, посвящённый богословско-семиотическому анализу новгородской и киевской икон Святой Софии, - статья протоиерея Петра Лебединцева, опубликованная в Киеве в 1884 году, которая является примером иконологического исследования, характерного для русской науки XIX века.
Напоминаю, что журнал «Визуальная теология» индексируется в базах данных РИНЦ, EBSCO и Ulrich's Periodicals Directory.
Сергей Аванесов
EDITORIAL
Dear colleagues!
This issue of the Journal of Visual Theology is devoted to clarifying and structuring the discussion field related to the forms of visual representation of religious experience. The issue includes theoretical material on the study of various forms and aspects of visualization of theological and religious worldviews typical for the Christian East, as well as archival text that is directly related to visual and theological topics.
The article by Jelena Bogdanovic (Ames) examines rhetorical capacity of sacred architecture on the example of the history and composition of the Holy Sepulchre in Jerusalem; it shows how the changing external forms of the building keep expressing the same sacred meaning, playing the role of a "mnemonic tool" for the medieval ars memoriae. The research of Sergei Kavtaradze (Moscow) describes the semantic relation between the architecture of the Holy Spirit Church in the Trinity Lavra of St. Sergius and composition of the Holy Sepulchre in Jerusalem, and justifies a methodological approach, according to which some types of sacred architectural composition appeared in Russia not as a result of long development, but as a direct appeal to the sacred prototypes of the Sacred history and the Holy Land. The article by Daniil Dorofeev (St. Petersburg) is devoted to the origins and reasons of the ancient philosophers' iconography dissemination in the Orthodox Church decoration. The author highlights a number of prerequisites for this tradition - from artistic and aesthetic continuity in the visual arts to the peculiarities of the social-political situation in the Russian state. The analysis of the research on the inclusion of images of ancient philosophers into Eastern Christian iconography is made in the article by Marina Vasilyeva (St. Petersburg). This leads to understanding iconography not only as a subject of worship or art, but also as an important part of any complex cultural system, including modern ones. Alexander Pigalev's research (Volgograd) is devoted to the analysis of the relation between the way of visualization inherent to icon and the justification of sovereign power in politics. Comparing these two areas of cultural practice through the prism of iconoclasm helps to understand the theological prerequisites of political power, supported, among other things, by worldview-based visual images. The article by Tigran Simyan (Yerevan) is a study of pictorial means of representing the moral state and religious perfection of the historical heroes of Christianization in ancient Armenia. The visualization of Agathangelos' work demonstrates various semiotic possibilities of a verbal text sacred illustration. The article by Sergey Avanesov (Veliky Novgorod) presents a list of Russian overgate churches built in the period from the 11th to the 21st century, systematizes information about the dedication of these temples, gives a brief analysis of the gate temple as a significant element of urban space; it is shown that both the gate temple and the sacred composition in which it is included are semiotic structures, signs and texts, visual messages, forms of visual confession of worldview beliefs.
The "Archive" section presents a text dedicated to theological-semiotic analysis of the Novgorod and Kiev icons of St. Sophia - the article by Archpriest Peter Lebedintsev, published in Kiev in 1884, which is an example of iconological research characteristic of the 19th century Russian science.
The Journal of Visual Theology is indexed in the databases of RSCI, EBSCO and Ulrich's Periodicals Directory.
Sergey Avanesov