Научная статья на тему 'САКРАЛЬНАЯ ТОПИКА РУССКОГО ГОРОДА (8). К ИСТОРИИ РУССКИХ НАДВРАТНЫХ ХРАМОВ'

САКРАЛЬНАЯ ТОПИКА РУССКОГО ГОРОДА (8). К ИСТОРИИ РУССКИХ НАДВРАТНЫХ ХРАМОВ Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
102
20
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
НАДВРАТНЫЙ ХРАМ / РУССКИЙ ГОРОД / ВИЗУАЛЬНАЯ СЕМИОТИКА / САКРАЛЬНОЕ ПРОСТРАНСТВО / OVERGATE CHURCH / RUSSIAN CITY / VISUAL SEMIOTICS / SACRED SPACE

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Аванесов С. С.

Публикация продолжает серию статей, посвящённых исследованию традиционного русского города как религиозной визуально-семиотической системы. Здесь я публикую перечень русских надвратных храмов, построенных в период с XI по XXI век. Этот каталог позволяет оценить интенсивность строительства таких храмов в разные исторические периоды. Максимальное число построенных надвратных церквей приходится на XVII век, а наибольшая скорость их постройки - на XXI. Также приведены сведения о посвящениях русских надвратных храмов с учётом того, что посвящение одного и того же храма могло меняться. Большая часть храмов сгруппирована по категориям посвящений: пророкам, апостолам, святым, праздникам и иконам. Кроме того, в качестве примера локальной истории надвратных храмов представлена информация о времени постройки таких храмов в Великом Новгороде и на территориях, культурно тяготеющих к нему. Здесь храмы разделены на две категории: городские и монастырские. В заключение представлен краткий анализ надвратного храма как элемента городского пространства. При этом использованы идеи Альдо Росси о семиотической роли архитектурного сооружения как знака исторического события, о взаимной связи архитектурной композиции и культурного стиля, о значении синтаксической позиции здания в городском тексте, о визуальной семиотике города как преодолении архитектурой собственных границ. В таком контексте и надвратный храм, и вся та сакральная композиция, в которую он включён, оказываются не только материальными объектами, религиозными архитектурными сооружениями, произведениями искусства определённой эпохи, предметами эстетического отношения, но и семиотическими конструктами, знаками и текстами, визуальными сообщениями и свидетельствами, формами наглядного исповедания глубочайших мировоззренческих убеждений.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

SACRED TOPICS OF RUSSIAN CITIES (8). ON THE HISTORY OF RUSSIAN OVERGATE CHURCHES

This publication continues a series of articles devoted to the study of the traditional Russian city as a religious visual semiotic system. The article shows the list of Russian overgate churches built in the period from the 11th to the 21st century. This catalog allows assessing the intensity of the construction of such temples in different historical periods. The maximum number of built overgate churches belongs to the 17th century, and the highest rate of their construction - to the 21st century. The article also presents information about the dedication of Russian overgate churches, taking into account the fact that the dedication of the same churches could change. Most of the churches are grouped by category of dedication: prophets, apostles, saints, holidays, and icons. In addition, information about the time of the construction of such churches in Veliky Novgorod and about the territories culturally gravitating towards it is presented as an example of the local history of overgate churches. Here the churches are divided into two categories: urban and monastic. In conclusion, there is a brief analysis of the overgate church as an element of urban space. With this the author uses the ideas of Aldo Rossi about the semiotic role of an architectural structure as a sign of a historical event, about the relationship between architectural composition and cultural style, about the meaning of the syntactic position of a building in an urban text, about the visual semiotics of a city as overcoming of own boundaries of architecture. In this context, both overgate church and sacred composition in which it is included turn out not only to be material objects, religious architectural structures, works of art of a certain era, objects of aesthetic attitude, but also semiotic constructs, signs and texts, visual messages and testimonies, as well as forms of visual confession of the deepest worldview beliefs.

Текст научной работы на тему «САКРАЛЬНАЯ ТОПИКА РУССКОГО ГОРОДА (8). К ИСТОРИИ РУССКИХ НАДВРАТНЫХ ХРАМОВ»

https://doi.org/10.34680/vistheo-2020-2-144-170

САКРАЛЬНАЯ ТОПИКА РУССКОГО ГОРОДА (8). К ИСТОРИИ РУССКИХ НАДВРАТНЫХ ХРАМОВ

С. С. Аванесов

Новгородский государственный университет имени Ярослава Мудрого, Россия

iskiteam@yandex.ru

Публикация продолжает серию статей, посвящённых исследованию традиционного русского города как религиозной визуально-семиотической системы. Здесь я публикую перечень русских надвратных храмов, построенных в период с XI по XXI век. Этот каталог позволяет оценить интенсивность строительства таких храмов в разные исторические периоды. Максимальное число построенных надврат-ных церквей приходится на XVII век, а наибольшая скорость их постройки - на XXI. Также приведены сведения о посвящениях русских надвратных храмов с учётом того, что посвящение одного и того же храма могло меняться. Большая часть храмов сгруппирована по категориям посвящений: пророкам, апостолам, святым, праздникам и иконам. Кроме того, в качестве примера локальной истории надвратных храмов представлена информация о времени постройки таких храмов в Великом Новгороде и на территориях, культурно тяготеющих к нему. Здесь храмы разделены на две категории: городские и монастырские. В заключение представлен краткий анализ надвратного храма как элемента городского пространства. При этом использованы идеи Альдо Росси о семиотической роли архитектурного сооружения как знака исторического события, о взаимной связи архитектурной композиции и культурного стиля, о значении синтаксической позиции здания в городском тексте, о визуальной семиотике города как преодолении архитектурой собственных границ. В таком контексте и надвратный храм, и вся та сакральная композиция, в которую он включён, оказываются не только материальными объектами, религиозными архитектурными сооружениями, произведениями искусства определённой эпохи, предметами эстетического отношения, но и семиотическими конструктами, знаками и текстами, визуальными сообщениями и свидетельствами, формами наглядного исповедания глубочайших мировоззренческих убеждений.

Ключевые слова: надвратный храм, русский город, визуальная семиотика, сакральное пространство.

SACRED TOPICS OF RUSSIAN CITIES (8). ON THE HISTORY OF RUSSIAN OVERGATE CHURCHES

Sergey Avanesov

Yaroslav-the-Wise Novgorod State University, Russia iskiteam@yandex.ru

This publication continues a series of articles devoted to the study of the traditional Russian city as a religious visual semiotic system. The article shows the list of Russian overgate churches built in the period from the 11th to the 21s' century. This catalog allows assessing the intensity of the construction of such temples in different historical periods. The maximum number of built overgate churches belongs to the 17th century, and the highest rate of their construction - to the 21s' century. The article also presents information about the dedication of Russian overgate churches, taking into account the fact that the dedication of the same churches could change. Most of the churches are grouped by category of dedication: prophets, apostles, saints, holidays, and icons. In addition, information about the time of the construction of such churches in Veliky Novgorod and about the territories culturally gravitating towards it is presented as an example of the local history of overgate churches. Here the churches are divided into two categories: urban and monastic. In conclusion, there is a brief analysis of the overgate church as an element of urban space. With this the author uses the ideas of Aldo Rossi about the semiotic role of an architectural structure as a sign of a historical event, about the relationship between architectural composition and cultural style, about the meaning of the syntactic position of a building in an urban text, about the visual semiotics of a city as overcoming of own boundaries of architecture. In this context, both overgate church and sacred composition in which it is included turn out not only to be material objects, religious architectural structures, works of art of a certain era, objects of aesthetic attitude, but also semiotic constructs, signs and texts, visual messages and testimonies, as well as forms of visual confession of the deepest worldview beliefs.

Keywords: overgate church, Russian city, visual semiotics, sacred space.

Большое значение надвратного храма в формировании сакральной топики традиционного русского города или монастыря (как «идеального города») подтверждается их количеством. Будучи почти исключительно русским архитектурным явлением, надвратная церковь веками занимает прочное место в структуре отечественного городского визуального текста. Ниже я постарался представить статистическое подтверждение данного тезиса, сведя в единую таблицу общие сведения обо всех известных мне сооружениях такого типа (табл. 1). В этот (наверняка - неполный) каталог включены храмы, относящиеся к ареалу русской / российской архитектурно-градостроительной традиции и, что важно, построенные в соответствии с этой традицией. Здесь фиксируются только те сооружения, которые подходят под определение собственно надвратного храма как визуально данной архитектурной формы [см.: Аванесов 2020, 57-61]; иначе говоря, не приняты во внимание храмы, «спрятанные» в проездных колокольнях и воротных башнях.

Список надвратных храмов составлен в соответствии с хронологией их возведения. Общая нумерация следует этой хронологии. Для каждого храма указано место его расположения, наименование (посвящение) и год постройки. Перепосвящения храмов также указываются. Время постройки храмов распределено по векам - от XI до XXI. Внутри каждой группы храмов, относящихся к определённому веку, применяется отдельная нумерация, что позволяет соотнести интенсивность процессов возведения таких храмов по векам. Если известны даты перестройки храма, то они тоже приводятся. Общее количество выявленных русских надвратных храмов, как сохранившихся, так и не сохранившихся, - 258. По столетиям они распределяются следующим образом:

XI в. - 2

XII в. - 11

XIII в. - 6

XIV в. - 3

XV в. - 9

XVI в. - 20

XVII в. - 73

XVIII в. - 56

XIX в. - 43

XX в. - 5

XXI в. - 30.

Пик строительства надвратных храмов приходится на XVII век: 73 сооружения. При этом XXI век демонстрирует пока что наиболее высокую динамику такого строительства: 30 храмов за 20 лет. Периоды наименьшей активности связаны с общим упадком XIII-XIV веков (разорение и жёсткая зависимость от Орды), когда надвратные храмы возводились только в сохранившем независимость Новгороде, и с деградацией религиозной культуры в ХХ веке (господство государственного атеизма). В список включены и над-вратные часовни.

Таблица 1. Русские надвратные храмы

№ место расположения наименование, год постройки

XI век

1 Киев, Золотые ворота Благовещения Пресв. Богородицы 1037 / 1982

2 2 Переяславль Русский, ворота детинца Св. Феодора Стратилата 1089

XII век

3 Киево-Печерская лавра Живоначальной Троицы 1108 / XVIII в.

4 2 Владимирский Боголюбский монастырь Св. апостола Андрея Первозванного 1161 / 1758

5 3 Владимир, Золотые ворота Положения Ризы Богородицы 1164 / 1469 / 1810

6 Новгородский Юрьев монастырь Спаса Преображения 1173

7 Новгородский Благовещенский на Мячине монастырь Богоявления Господня 1182

8 Киевский Михайловский Златоверхий монастырь Неизвестно 1170-1180-е

9 Новгородский Воскресенский на Мячине монастырь Св. Иоанна Милостивого 1193

10 Новгород, Кремль, Пречистенская башня Положения Ризы Богородицы 1195 / 1419 / 1464 / 1700

11 Владимир, ворота детинца Свв. Иоакима и Анны 1196

12 10 Чернигов, ворота резиденции епископа Неизвестно вторая пол. XII в.

13 11 Киев, Феодоровский монастырь Неизвестно конец XII в.

XIII век

14 Смоленский Спасский монастырь в Чернушках Неизвестно XП-XШ вв.

15 Чернигов, Княжеские ворота1 Неизвестно XП-XШ вв.

16 Новгородский Успенский Аркажский монастырь Св. Симеона Столпника 1206

17 Новгород, Кремль, Феодоровская башня Св. Феодора [Стратилата] 1233

18 Новгород, Кремль, Воскресенская башня Воскресения Господня 1296 / 1398

19 Новгород, Кремль, Спасская башня Спаса Преображения 1297 / 1426 / 1693

XIV век

20 Новгород, Кремль, Покровская башня Покрова Пресв. Богородицы 1305 / 1389

21 Новгород, Кремль, Владимирская башня Св. князя Владимира 1311 / 1420-е / 1461

22 Новгородский Антониев монастырь Сретения Господня 1365

1 Об отличии Княжеских ворот от Епископских в Чернигове см.: Гребень 1988; Мокеев 1975, 8; Коваленко 1987; Коваленко 1990, 16, 21-22; Виноградов 2018, 260.

XV век

23 Новгородский Лисицкий Рождество-Богородицкий монастырь Св. Варлаама Хутынского 1410

24 Новгородский Хутынский монастырь Св. Антония 1417

25 Новгородский Хутынский монастырь Св. Илии Пророка 1418

26 Новгородский Николо-Вяжищский монастырь Св. Антония Великого 1419

27 Новгород, Владычный двор Рождества Христова 1432

28 Новгород, Владычный двор Св. Иоанна Златоуста 1435 / 1671

29 Новгород, Владычный двор Св. Петра митрополита 1437

30 Новгород, Владычный двор Преп. Сергия Радонежского 1459-1463

31 Тверь, городские ворота Входа Господня в Иерусалим сер. XV в.

XVI век

32 Свято-Троицкая Сергиева лавра Преп. Сергия Радонежского 1513

33 Суздальский Покровский монастырь Благовещения Пресв. Богородицы 1515

34 Ярославский Спасо-Преображенский монастырь Введения во храм Пресв. Богородицы 1516 / 1621 / 1810

35 Угличский Покровский Паисиев монастырь Св. Николая Чудотворца 1526 / 1829

36 Можайск, Никольские городские ворота Воздвижения Креста Господня / Св. Николая Чудотворца 1541 / 1685

37 Московский Спасо-Андроников монастырь Рождества Пресвятой Богородицы сер. XVI в.

38 Казанский кремль, Спасская башня Спаса Нерукотворного Образа ок. 1555

39 Переславль-Залесский Никитский монастырь Св. Архангела Гавриила2 1561-1564

40 Псково-Печерский монастырь Св. Николая Чудотворца 1565

2 В начале XIX века перестроена в надвратную колокольню.

41 10 Кирилло-Белозерский монастырь Преп. Иоанна Лествичника 1572

42 11 Троицкий Белопесоцкий монастырь Св. Николая Чудотворца / Св. Георгия Победоносца 1578 / 1794

43 12 Новгородский Розважский Никольский монастырь Преп. Варлаама Хутынского вторая пол. XVI в.

44 13 Архангельский Свято-Троицкий Антониев Сийский монастырь Преп. Сергия Радонежского до 1587 / 1669-1687 / сер. XVIII в.

45 14 Вологодский Спасо-Прилуцкий монастырь Св. Феодора Стратилата / Вознесения Господня 1590

46 15 Тихвинский Богородичный Успенский монастырь Вознесения Господня 1593

47 16 Московский Симонов монастырь Происхождения Древ Честного Креста Господня / Всемилостивого Спаса 1593

48 17 Кирилло-Белозерский монастырь Преображения Господня 1595

49 18 Серпуховской Введенский Владычный монастырь Св. Феодота Анкирского 1599

50 19 Суздальский Спасо-Евфимиев монастырь Благовещения Пресв. Богородицы конец XVI - начало XVII в.

XVII век

51 Соловецкий Спасо-Преображенский монастырь Благовещения Пресв. Богородицы 1601

52 Можайский Лужецкий Ферапонтов монастырь Преображения Господня 1603

53 Владимирский Богородице-Рождественский монастырь Св. Александра Невского 1607

54 Вятский Слободской Благовещенский (Крестовоздвиженский) монастырь Св. Михаила Архангела 1610

55 Калязинский Свято-Троицкий Макариев монастырь Преп. Макария 1617

56 Лебедянский Свято-Троицкий монастырь Св. Пророка Божия Илии 1622

57 Московский Симонов монастырь Знамения Пресв. Богородицы / Св. Николая Чудотворца 1623

58 Архангельский Кирилло-Челмогорский монастырь Св. Екатерины 1637

59 9 Боровский Пафнутьев монастырь Преп. Пафнутия Боровского 1640

60 10 Нижегородский Вознесенский Печерский монастырь Преп. Евфимия Суздальского 1645

61 11 Тихвинский Введенский монастырь Св. Екатерины и св. Августы 1645 / 1836

62 12 Архангельский Николо-Корельский монастырь Богоявления Господня 1646

63 13 Муромский Свято-Троицкий монастырь Казанской иконы Божией Матери 1648

64 14 Вологодский Ферапонтов Богородице-Рождественский монастырь Богоявления Господня и преп. Ферапонта Белозерского 1649

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

65 15 Костромской Свято-Покровский Авраамиево-Городецкий монастырь Св. Николая Чудотворца ок. 1650

66 16 Саввино-Сторожевский монастырь Преп. Сергия Радонежского / Живоначальной Троицы 1650-1651

67 17 Московский кремль Св. Апостола Филиппа / Двенадцати Апостолов 1656

68 18 Вяземский Иоанно-Предтеченский монастырь Вознесения Господня сер. ХУП в.

69 19 Илимский острог, Спасская башня Спаса Нерукотворного Образа [час]3, Смоленской иконы Божией Матери «Одигитрия» [час] 1667

70 20 Ростовский кремль Воскресения Христова 1670

71 21 Михайло-Архангельский монастырь в Юрьеве-Польском Св. Иоанна Богослова 1670

72 22 Новгород, Владычный двор Богоявления Господня / Трёх Святителей / Благовещения 1671 / 1805

73 23 Толгский Введенский монастырь Св. Николая Чудотворца 1672

3 Точно такого же типа часовню с образом Нерукотворного Спаса можно увидеть на въездной башне реконструированной крепости города Лух Ивановской области.

74 24 Московский Богоявленский монастырь Рождества св. Иоанна Предтечи 1673

75 25 Новгородский Антониев монастырь Усекновения главы св. Иоанна Предтечи 1673

76 26 Макариев Желтоводский Свято-Троицкий монастырь Св. Архистратига Михаила 1674

77 Московский Андреевский монастырь Св. Андрея Стратилата 1675

78 28 Угличский Воскресенский монастырь Преп. Марии Египетской ок. 1677

79 29 Брянский Свенский Свято-Успенский монастырь Сретения Господня 1678

80 30 Иосифо-Волоколамский Успенский монастырь Свв. апостолов Петра и Павла 1679

81 31 Ростовский Борисоглебский монастырь Преп. Сергия Радонежского 1679

82 32 Валдайский Иверский монастырь Св. Михаила Архангела 1680-е

83 33 Зеленецкий Свято-Троицкий монастырь Св. Иоанна Богослова 1680-е

84 34 Александровский Свято-Успенский монастырь Св. Феодора Стратилата 1682

85 35 Ростовский кремль Св. Иоанна Богослова 1683

86 36 Макариев Унженский Свято-Троицкий монастырь Св. Николая Чудотворца 1685

87 Арзамасский Спасо-Преображенский монастырь Св. Георгия Победоносца 1685

88 38 Дмитровский Борисоглебский монастырь Св. Николая Чудотворца 1687

89 39 Михайло-Архангельский монастырь в Великом Устюге Владимирской иконы Божией Матери 1688

90 40 Московский Новодевичий монастырь Покрова Пресв. Богородицы 1688

91 41 Тобольский кремль Преп. Сергия Радонежского 1688 / 2013

92 42 Московский Новодевичий монастырь Преображения Господня 1689

93 43 Николо-Пешношский монастырь Преображения Господня 1689

94 44 Марчуговская НовоСоловецкая пустынь Преп. Зосимы и Савватия Соловецких 1680-е

95 45 Казанский Богородицкий монастырь Свв. Веры, Надежды, Любови и Софии втор. пол. XVII в.4 / 1825

96 46 Свято-Успенский Космо-Яхромский монастырь Св. Николая Чудотворца 1690

97 47 Тверской Краснохолмский Никольский Антониев монастырь Вознесения Господня 1690

98 48 Ростовский Авраамиев монастырь Св. Николая Чудотворца 1691 / 1830

99 Вологодский кремль Воздвижения Креста Господня между 1687 и 1692

100 50 Ростовский Борисоглебский монастырь Сретения Господня 1692

101 51 Новгородский Деревяницкий монастырь Тихвинской иконы Божией Матери 1693 / 1764

102 52 Киренский Свято-Троицкий монастырь Св. Иоанна Предтечи 1693

103 53 Орловский Свято-Успенский монастырь Свв. Петра и Павла 1693

104 54 Тверской Старицкий Свято-Успенский монастырь Св. Иоанна Богослова 1694

105 55 Вятский Успенский Трифонов монастырь Св. Николая Чудотворца 1692-1695

106 56 Московский Зачатьевский монастырь Спаса Нерукотворного Образа 1696

107 57 Воскресенский НовоИерусалимский монастырь Входа Господня в Иерусалим 1694-1697

108 58 Белёвский Спасо-Преображенский монастырь Св. Алексия митр. Московского 1697

109 Возмищенский монастырь Иконы Богородицы «Знамение» 1697

4 Точное время постройки храма определяется предположительно - от середины до конца XVII века. С этим периодом связаны известия ещё о двух подобных монастырских сооружениях: «До пожара 1694 г. здесь имелось два надвратных храма (Дмитрия Московского - по улице Казанской, Иоанна Богослова - над Пятницкими воротами)» [Анкудинов, Чудинова 2016, 243]. Вполне возможно, речь идёт о той же Софийской церкви. Улица Казанская (Большая Казанская) - это нынешняя улица Красная (с XIX в.); сомнительно, что в XVII веке на одну улицу одновременно выходили два разных надвратных храма - Софийский и Димитриевский. Скорее всего, имеется в виду один храм, который либо имел два престола, либо перепосвящался. По информации с сайта Московского Патриархата, «каменная церковь на южных святых вратах Казанского Богородичного монастыря первоначально была освящена в честь св. Иоанна Богослова» (http://russian-church.ru/viewpage.php?cat=tatarstan&page=179). Так что, скорее всего, надвратная церковь тут была одна.

110 60 Киево-Печерская лавра Всех Святых 1696-1698

111 61 Свято-Троицкая Сергиева лавра Рождества св. Иоанна Предтечи 1699

112 62 Рязанский Солотчинский монастырь Св. Иоанна Предтечи 1699

113 63 Псковский Спасо-Мирожский монастырь Св. первомученика Стефана XVII в.

114 64 Казанский Кизический Свято-Введенский монастырь Св. Владимира кон. XVII в.

115 65 Свияжский Успенский монастырь Вознесения Господня кон. XVII в.

116 66 Нижегородская Флорищева Свято-Успенская пустынь Свв. апостолов Петра и Павла кон. XVII в.

117 Переславль-Залесский Свято-Троицкий Данилов монастырь Тихвинской иконы Божией Матери ок. 1700

118 68 Тихвинский Богородичный Успенский монастырь Покрова Пресв. Богородицы / Воздвижения Креста Господня 1699-1700 / 1870-е гг.

119 69 Нижегородский Благовещенский монастырь Св. Андрея Первозванного XVII в. / 1840

120 70 Нижегородский Благовещенский монастырь Св. Иоанна Богослова XVII в.

121 71 Кашинский Николаевский Клобуков монастырь Покрова Пресв. Богородицы конец XVII - начало XVIII вв.

122 72 Переславль-Залесский Горицкий Успенский монастырь Св. Николая Чудотворца XVII-XVIII вв.

123 73 Нижнеудинский острог Спаса Нерукотворного Образа конец XVII - начало XVIII вв.

XVIII век

124 Путивльский Свято-Духов монастырь Воздвижения Креста Господня 1707

125 Черниговский Свято-Троицкий Густынский монастырь Св. Николая Чудотворца 1708

126 Курская Коренная пустынь Преображения Господня 1708

127 Черниговский Свято-Троицкий Густынский монастырь Св. великомученицы Варвары нач. XVIII в.

128 Черниговский Глуховский Петропавловский монастырь Св. Михаила Архангела 1712

129 Московский Донской монастырь Тихвинской иконы Божией Матери 1713

130 Угличский Николо-Улейминский монастырь Живоначальной Троицы 1713

131 Каргопольский Успенский монастырь Преп. Антония и Феодосия Печерских 1713 / 1829

132 Муромский Благовещенский монастырь Св. Стефана 1716

133 10 Вологодский Горне-Успенский монастырь Св. Алексия человека Божия 1714 / 1720

134 11 Казанский Успенский Зилантов монастырь Свт. Алексия митр. Московского 1720

135 12 Оранский Богородицкий монастырь Свв. Петра и Павла 1720-е

136 13 Калужский Свято-Лаврентьев монастырь Успения Пресвятой Богородицы 1723

137 14 Московский Свято-Данилов монастырь Св. Симеона Столпника 1732

138 15 Московский Николо-Перервинский монастырь Толгской иконы Божией Матери 1733

139 16 Ливенский Свято-Успенский монастырь Тихвинской иконы Божией Матери 1734

140 17 Астраханский кремль Св. Николая Чудотворца 1738

141 18 Вознесенская Давидова пустынь Успения Божией Матери 1740

142 19 Тюменский Свято-Троицкий монастырь Свв. Апостолов Петра и Павла 1741

143 20 Московский Златоустовский монастырь Покрова Пресв. Богородицы / Свв. прав. Захарии и Елизаветы 1742

144 21 Московский Богоявленский монастырь Свв. Бориса и Глеба 1742

145 22 Брянский Свенский Свято-Успенский монастырь Спаса Преображения 1742

146 23 Санкт-Петербург Спаса Нерукотворного Образа (Конюшенная) 1746

147 24 Переславль-Залесский Никольский монастырь Свв. Апостолов Петра и Павла 1748

148 25 Серпуховской Распятский монастырь Неизвестно сер. XVIII в.

149 26 Софрониева Молчанская пустынь Рождества Пресвятой Богородицы Покрова Пресв. Богородицы сер. XVIII в.

150 27 Ярославский Спасо-Преображенский Геннадиевский монастырь Св. Алексия человека Божия 1751

151 28 Московский ВысокоПетровский монастырь Преп. Пахомия Великого / Свв. Апостолов Петра и Павла 1755

152 29 Нилова Столобенская пустынь Преп. Нила Столобенского 1755

153 30 Саровская пустынь Св. Николая Чудотворца 1758

154 31 Брянская Белобережская пустынь Свв. прав. Захарии и Елизаветы 1759

155 32 Чебоксарский Свято-Троицкий монастырь Св. Феодора Стратилата 1759

156 33 Орловский Керенский Тихвинский монастырь Свт. Димитрия Ростовского 1762 / 1853

157 34 Николо-Волосовский монастырь Покрова Пресв. Богородицы 1763

158 35 Нилова Столобенская пустынь Свв. Апостолов Петра и Павла 1764

159 36 Нижегородский Вознесенский Печерский монастырь Покрова Пресв. Богородицы 1765

160 37 Тверской Богородицкий Житенный монастырь Свв. Апостолов Иоанна Богослова и Андрея Первозванного 1768

161 38 Орловский Свято-Введенский монастырь Тихвинской иконы Божией Матери 1770 / 1865

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

162 39 Переславль-Залесский Горицкий Успенский монастырь Богоявления Господня 1777

163 40 Киевский Кирилловский Свято-Троицкий монастырь Благовещения Пресв. Богородицы 1778

164 41 Далматовский Успенский Исетский монастырь Св. Иоанна Богослова 1778 / 1917

165 42 Свято-Николо-Тихонов монастырь Преображения Господня 1784

166 43 Киренский Свято-Троицкий монастырь Св. Николая Чудотворца 1785

167 44 Александро-Невская лавра Иконы Божией Матери «Всех скорбящих радость» 1786

168 45 Николо-Радовицкий монастырь Свв. Апостолов Петра и Павла 1787

169 Смоленск Богоявления Господня 1787

170 47 Тихвинский Богородичный Успенский монастырь Тихвинской иконы Божией Матери 1791

171 48 Хотьков Покровский монастырь Рождества св. Иоанна Предтечи 1791

172 49 Свято-Троицкий Александро-Свирский монастырь Св. Николая Чудотворца 1791

173 50 Свято-Троицкий Стефано-Махрищский монастырь Преп. Сергия Радонежского 1792

174 51 Боровичский Свято-Духов монастырь Иверской иконы Божией Матери 1792

175 52 Благовещенский монастырь в Вязниках Всех Святых 1794

176 53 Пензенский Троице-Сканов монастырь Св. Николая Чудотворца 1796

177 54 Тихвинский Богородичный Успенский монастырь Св. Николая Чудотворца 1798

178 55 Смоленск, Кремль Смоленской иконы Божией Матери «Одигитрия» 1800

179 Свято-Екатерининский монастырь в Видном Св. Николая Чудотворца / Свт. Димитрия Ростовского ок. 1800

XIX век

180 Тверской Христорождественский монастырь Спаса Нерукотворного Образа 1805

181 Свято-Троицкий Стефано-Махрищский монастырь Свв. апостолов Петра и Павла 1806

182 Московский Никольский единоверческий монастырь Воздвижения Креста Господня 1808 / 1854

183 Спасо-Преображенский Валаамский монастырь Свв. апостолов Петра и Павла 1809

184 Новоторжский Борисоглебский монастырь Спаса Нерукотворного Образа 1811

185 Коломенский Богоявленский Старо-Голутвин монастырь Введения во храм Пресв. Богородицы 1811

186 Николо-Шартомский монастырь Преображения Господня 1813

187 Костромской Николо-Бабаевский монастырь Успения Пресв. Богородицы 1814

188 Енисейский Спасо-Преображенский монастырь Прав. Захарии и Елизаветы 1822

189 10 Московский Богоявленский монастырь Спаса Нерукотворного Образа 1830

190 11 Глинская Богородице-Рождественская пустынь Иверской иконы Божией Матери 1830 / 1999

191 12 Смоленский Вознесенский монастырь Ахтырской иконы Божией Матери5 1830

192 13 Хотьков Покровский монастырь Св. Митрофана Воронежского 1833

193 14 Архангельский Свято-Успенский Александро-Ошевенский монастырь Св. Николая Чудотворца 1834

194 15 Селенгинский Свято-Троицкий монастырь Михаила Архангела 1835

195 16 Свято-Успенская Почаевская лавра Рождества Пресвятой Богородицы 1835

196 17 Московский Богородице-Рождественский монастырь Св. Евгения Херсонесского 1836

197 18 Смоленск, Кремль, Молоховские ворота Благовещения Пресв. Богородицы 1840

198 19 Серпуховской Высоцкий монастырь Трёх Святителей 1840

199 20 Авдотьинская Николо-Берлюковская пустынь Св. Василия Великого 1840

200 21 Владимирский Свято-Боголюбский монастырь Успения Пресв. Богородицы 1841

201 Вологодский Дионисиево-Глушицкий монастырь Входа Господня в Иерусалим 1848

202 22 Костромской Свято-Троицкий Ипатьевский монастырь Свв. Хрисанфа и Дарии Римских сер. Х!Х в.

5 Несмотря на то, что эта церковь, выстроенная на периметре монастыря, на многих ресурсах именуется «надвратной» (напр., https://sobory.m/artide/?object=05780), она по большому счёту не является таковой: её ложная центральная проездная арка - на самом деле большая ниша для фрески; двое ворот фланкируют основной объём, примыкая к церкви с юга и севера. Следовало бы назвать такой храм привратным, однако единство композиции «храм-ворота» настолько очевидно, настолько неразрывны - и конструктивно, и эстетически - все элементы композиции, настолько, наконец, храм визуально возвышается над слитыми с ним воротами, что мы имеем все основания признать: данное сооружение в целом исполняет функцию именно надвратной церкви.

203 23 Донецкая Свято-Успенская Святогорская лавра Покрова Пресвятой Богородицы 1850

204 24 Московский Страстной монастырь Св. Алексия человека Божия 1855

205 25 Верхотурский Николаевский монастырь Свв. Симеона и Анны 1856

206 26 Брянский ПетроПавловский монастырь Св. пророка Илии 1856

207 27 Троицко-Одигитриевская Зосимова пустынь Рождества св. Иоанна Предтечи 1857

208 28 Рязанский Свято-Троицкий монастырь Свв. Петра и Февронии [час] 1858

209 29 Ярославль, Знаменские (Власьевские) ворота Иконы Богородицы «Знамение» 1861 / 1897

210 30 Свято-Троицкая Сергиева Приморская пустынь Св. Саввы Стратилата 1862

211 31 Вологодская Нило-Сорская Сретенская пустынь Покрова Пресв. Богородицы 1866

212 32 Рязанский Казанский Явленский монастырь Св. великомученицы Варвары 1872

213 33 Валдайский Иверский монастырь Св. Филиппа митр. Московского 1874

214 34 Архангельский Артемиево-Веркольский монастырь Иверской иконы Божией Матери 1876

215 35 Ульяновский Троице-Стефанов монастырь Св. Михаила Архангела 1880

216 36 Троекуровский Свято-Димитриевский монастырь Св. Пророка Илии 1880

217 37 Вятский Спасо-Преображенский монастырь Иконы Божией Матери «В скорбях и печалях утешение» 1882 / 1901

218 38 Холмогорский Свято-Успенский монастырь Сошествия Святого Духа 1887

219 39 Казанский Богородицкий монастырь Воздвижения Креста Господня 1887

220 40 Важеозерский Спасо-Преображенский монастырь Св. Иоанна Рыльского 1896

221 41 Ново-Афонский Симоно-Кананитский монастырь Вознесения Господня ок. 1896

222 42 Архангельск, подворье Соловецкого монастыря Свв. Зосимы, Савватия и Германа Соловецких 1898

223 43 Свято-Смоленская Зосимова пустынь Всех святых 1899

XX век

224 Раифская Богородицкая пустынь Св. Архистратига Михаила 1903

225 Кожеезерский Богоявленский монастырь Тихвинской иконы Божией Матери между 1898 и 1909

226 Ачаирский монастырь Животворящего Креста Господня Св. Анастасии Узорешительницы 1990-е

227 Краснослободский Спасо-Преображенский монастырь Иверской иконы Божией Матери6 1990-е

228 Свято-Духов скит Почаевской лавры Святого Онуфрия Великого 1990-е

XXI век

229 Екатеринбургский монастырь Святых Царственных Страстотерпцев Иверской иконы Божией Матери 2001

230 Чувашский Александро-Невский монастырь Св. Николая Чудотворца не ранее 2001

231 Станица Вёшенская Шолоховского района Ростовской области Донской иконы Божией Матери 2002

232 Свято-Успенский Николо-Васильевский монастырь Иверской иконы Божией Матери 2003

233 Муромский Спасо-Преображенский монастырь Преп. Кирилла Белозерского 2005

234 Муромский Спасо-Преображенский монастырь Преп. Сергия Радонежского 2005

235 Вятские Поляны Св. Онуфрия Великого 2005

236 Владимирский Богородице-Рождественский монастырь Св. Александра Невского 2005

237 Ростовский Троице-Сергиев Варницкий монастырь Преп. Кирилла и Марии 2006

238 10 Михайловский Покровский монастырь Св. Иоанна Богослова 2007

239 11 Кемеровский Елыкаевский Успенский монастырь Успения Пресвятой Богородицы 2008

240 12 Спасо-Преображенский Валаамский монастырь Крестильный храм Свято-Владимирского скита 2009

6 В надвратную церковь перестроена проездная башня XIX века.

241 13 Сергиева Пустынь Ивановского Введенского монастыря Преп. Сергия Радонежского не ранее 2009

242 14 Станица Кавказская Краснодарского края Свт. Спиридона Тримифунтского ок. 2010

243 15 Павловская слобода Истринского района Московской области Преп. Иосифа Волоцкого 2010

244 16 Апшеронский монастырь иконы Божией Матери «Нерушимая Стена» Св. Исидора Юрьевского [час] 2010

245 17 Владимирский Богородице-Рождественский монастырь Рождества св. Иоанна Предтечи 2011

246 18 Дубовский Вознесенский монастырь Св. Иоанна Предтечи [час] 2011

247 19 Пермский Богоявленский монастырь в Верхней Курье Неизвестно 2011

248 20 Странноприимный дом, Иордания Св. Иоанна Предтечи 2012

249 21 Свято-Троицкая Симеонова обитель милосердия, Саракташ Преп. Вадима Персидского 2012

250 22 Оренбургский детский интернат «Форпост» Св. равноап. вел. кн. Владимира 2013

251 23 Волгоградский Усть-Медведицкий Спасо-Преображенский монастырь Св. Николая Чудотворца 2015

252 24 Псковский Снетогорский монастырь Св. Иоасафа 2015

253 25 Омская Серафимо-Вырицкая обитель милосердия Иверской иконы Божией Матери [час] 2015

254 26 Успенский Свято-Георгиевский монастырь, Уса-Степановка, Башкортостан Св. Иоанна Предтечи после 2015

255 27 Оранский Богородицкий монастырь Преп. Нектария Киево-Печерского 2016

256 28 Ярославский Николо-Сольбинский монастырь Св. Николая Чудотворца 2019

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

257 29 Ярославский Николо-Сольбинский монастырь Свт. Спиридона Тримифунтского 2019

258 30 Донецкая Свято-Успенская Святогорская лавра Свв. Кирилла и Мефодия 2020

Далее приведены сведения о посвящениях русских надвратных храмов (табл. 2). При этом надо иметь в виду, что посвящение одного и того же храма могло меняться; в таком случае каждое посвящение учитывается. Встречаются храмы с двойным посвящением (в Тихвинском Введенском и вологодском Ферапонтовом монастырях). Так что здесь числа указывают не на количество храмов, а именно на количество конкретных посвящений. Значительная часть храмов сгруппирована по категориям посвящений: пророкам, апостолам, святым, праздникам и иконам.

Таблица 2. Посвящения русских надвратных храмов

посвящение количество

Живоначальной Троицы 3

Св. архангела и архистратига Михаила 7

Св. архангела Гавриила 1

[пророки] 14

Св. Иоанна Предтечи 10

Св. пророка Илии 4

[апостолы] 22

Свв. апостолов Петра и Павла 11

Св. апостола Иоанна Богослова 7

Св. апостола Андрея Первозванного 3

Двенадцати апостолов 1

[святые] 112

Св. Николая Чудотворца 24

Преп. Сергия Радонежского 9

Св. Феодора Стратилата 5

Св. Алексия человека Божия 3

Св. равноап. князя Владимира 3

Всех святых 3

Свв. Захарии и Елизаветы 3

Св. Александра Невского 2

Св. Алексия митрополита Московского 2

Преп. Антония Великого 2

Св. великомученицы Варвары 2

Св. Георгия Победоносца 2

Св. Димитрия Ростовского 2

Св. великомученицы Екатерины 2

Преп. Зосимы, Савватия и Германа Соловецких 2

Св. Онуфрия Великого 2

Св. Симеона Столпника 2

Св. Спиридона Тримифунтского 2

Св. первомученика Стефана 2

Св. мученицы Августы 1

Св. Анастасии Узорешительницы 1

Св. Андрея Стратилата 1

Преп. Антония и Феодосия Печерских 1

Свв. Бориса и Глеба 1

Преп. Вадима Персидского 1

Преп. Варлаама Хутынского 1

Св. Василия Великого 1

Свв. Веры, Надежды, Любови и Софии 1

Св. Евгения, епископа Херсонесского 1

Преп. Евфимия Суздальского 1

Св. Ефрема Сирина 1

Свв. Иоакима и Анны 1

Св. Иоанна Златоуста 1

Св. Иоанна Лествичника 1

Св. Иоанна Милостивого 1

Св. Иоанна Рыльского 1

Св. Иоасафа Снетогорского 1

Преп. Иосифа Волоцкого 1

Св. Исидора Юрьевского 1

Преп. Кирилла Белозерского 1

Преп. Кирилла и Марии 1

Свв. Кирилла и Мефодия 1

Св. Марии Египетской 1

Св. Митрофана Воронежского 1

Преп. Нектария Киево-Печерского 1

Преп. Нила Столобенского 1

Преп. Пафнутия Боровского 1

Преп. Пахомия Великого 1

Св. Петра митрополита Московского 1

Свв. Петра и Февронии 1

Св. Саввы Стратилата 1

Свв. Симеона и Анны 1

Трёх святителей 1

Св. Феодота Анкирского 1

Преп. Ферапонта Белозерского 1

Св. Филиппа митрополита Московского 1

Свв. Хрисанфа и Дарии Римских 1

[праздники] 62

Покрова Пресвятой Богородицы 9

Преображения Господня 9

Благовещения Пресвятой Богородицы 6

Воздвижения креста Господня 6

Вознесения Господня 6

Богоявления (Крещения) Господня 5

Успения Пресвятой Богородицы 5

Сретения Господня 3

Входа Господня в Иерусалим 3

Воскресения Господня 2

Рождества Пресвятой Богородицы 2

Положения Ризы Богоматери 2

Введения во храм Пресвятой Богородицы 2

Происхождения Древ Честного Креста Господня 1

Сошествия Святого Духа 1

[иконы] 31

Спаса Нерукотворного Образа 7

Иверской иконы Божией Матери 7

Тихвинской иконы Божией Матери 6

Иконы Божией Матери «Знамение» 3

Смоленской иконы Божией Матери «Одигитрия» 2

Владимирской иконы Божией Матери 1

Донской иконы Божией Матери 1

Казанской иконы Божией Матери 1

Ахтырской иконы Божией Матери 1

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Иконы Божией Матери «Всех скорбящих радость» 1

Иконы Божией Матери «В скорбях и печалях утешение» 1

В качестве примера локальной истории надвратных храмов ниже (табл. 3) представлена информация о времени постройки таких храмов в Великом Новгороде и на территориях, культурно тяготеющих к нему (в границах нынешней Новгородской области)7. Новгороду принадлежит особое место в истории развития русского надвратного храма как архитектурного типа и визуально-семиотического конструкта8. Храмы разбиты на две группы: городские и монастырские.

Таблица 3. Надвратные храмы Великого Новгорода

НАДВРАТНЫЕ ХРАМЫ ВЕЛИКОГО НОВГОРОДА

№ городские монастырские

1 Спаса Преображения в Юрьевом м. 1173

2 Богоявления Господня в Благовещенском на Мячине м. 1182

3 Св. Иоанна Милостивого в Воскресенском на Мячине м. 1193

4 Положения Ризы (Пояса) Богородицы на Пречистенской башне детинца 1195 / 1419 / 1464 / 1700

5 Св. Симеона Столпника в Успенском Аркажском м. 1206

6 Св. Феодора [Стратилата] на Феодоровской башне детинца 1233

7 См.: Алешковский 1962, 18-20; Болховитинов 1808, 81-88; Выголов 1994, 19-24; Каргер 1980, 45-97; Робежник 2016; Робежник 2017; Седов 2009, 556-569; Седов 2018.

8 «С точки зрения простого объёма строительства каменных надвратных церквей Новгород занимает лидирующее положение на Руси и превосходит в домонгольское время такие крупные центры, как Киев и Владимир. А в XIII-XV вв. именно Новгород и, за исключением Твери и Можайска, только Новгород был своеобразным "хранителем" этой идеи и этого архитектурного типа, которые он активно развивал и в Детинце, и в монастырях, и на архиепископском дворе. Именно из Новгорода идея постройки надвратных храмов могла попасть уже в Московское государство ^¡-^П вв., где они стали настолько распространены, что воспринимались Павлом Алеппским, дьяконом из Дамаска, приехавшим в Москву и Новгород с посольством Антиохий-ского патриарха, как русское, московское обыкновение, как примета именно русских земель» [Седов 2009, 569].

7 Воскресения Господня на Воскресенской башне детинца 1296 / 1398

8 Спаса Преображения на Спасской башне детинца 1297 / 1426 / 1693

9 Покрова Богородицы на Покровской башне детинца 1305 / 1389

10 Св. кн. Владимира на Владимирской детинца 1311 / 1420-е / 1461

11 Сретения Господня в Антониевом м. 1365

12 Св. Варлаама Хутынского в Лисицком м. 1410

13 Св. Антония Великого в Хутынском м. 1417

14 Св. Илии Пророка в Хутынском м. 1418

15 Св. Антония Великого в Николо-Вяжищском м. 1419

16 Рождества Христова на Владычном дворе 1432

17 Св. Иоанна Златоуста на Владычном дворе 1435-1436

18 Св. Петра Митрополита на Владычном дворе 1437

19 Преп. Сергия Радонежского на Владычном дворе 1459-1463

20 Преп. Варлаама Хутынского в Розважском м. вторая пол. XVI в.

21 Свт. Митрополита Филиппа в Иверском Валдайском м. 1650-е

22 Богоявления Господня / Трёх Святителей на Владычном дворе 1671

23 Усекновения главы св. Иоанна Предтечи в Антониевом м. 1673

24 Михаила Архангела в Иверском Валдайском м. 1683-1685

25 Тихвинской иконы Богородицы в Деревяницком м. 1693

26 Иверской иконы Богородицы в Боровичском Свято-Духовом м., 1792

Завершая это краткое исследование надвратного храма в качестве элемента сакральной топики русского города, считаю полезным обратиться к опыту осмысления таких элементов одним из известнейших архитекторов-урбанистов - Альдо Росси.

Появление надвратного храма как уникальной архитектурной композиции напрямую связано с принятием Русью христианства, более того, данная композиция напрямую выражает собой это революционное культурное событие. «Кажется, - пишет Росси, - что именно в поворотные моменты истории архитектура ставит перед собой задачу - стать "знаком" и "событием", чтобы самой принять участие в увековечении и строительстве новой эпохи» [Росси 2015, 157]. Храм на воротах становится знаком знакового события. Дальнейшее «тиражирование» этого архитектурного конструкта во всех его вариантах и изводах прочитывается как знак верности произошедшему историческому перелому и символ повторения, воспроизводства его смысла. Именно такие знаковые сооружения являются «основой урбанистики». Более того, особый смысл, который мы придаём символической архитектуре, «может относиться ко всей архитектуре, и прежде всего - к отождествлению события и знака <...>. Речь идёт о необходимости сформулировать новую оценку, которая неизбежно возникает в отдельные периоды развития архитектуры» [Росси 2015, 158-159]. Надвратный храм как наиболее яркое, подчёркнутое, акцентированное свидетельство христианского переживания мира помогает нашему мышлению двигаться в сторону понимания архитектуры в целом как одной из форм семиотической деятельности человека.

Надвратный храм, вписанный в иерусалимский текст русского города, является необходимым элементом этого текста и тем самым - важнейшим

компонентом русского городского стиля, одной из доминант специфической урбанистической композиции. Стиль и композиция оказываются взаимно определяемыми: «композиция начинает играть определяющую роль в структуре фактов городской среды, когда оказывается способна вобрать в себя все культурные и политические смыслы эпохи и становится рациональной, понятной и передаваемой. Иными словами: когда её можно оценивать как стиль. Это единственное основание архитектуры, которое может быть передано и воспринято в качестве образца, способного сделать какой-либо стиль универсальным» [Росси 2015, 159-160]. Такой универсальный языковой (знаковый) комплекс, определяющий собой образ и облик русского города, содержит в себе надвратную церковь - характерный признак принадлежности города к культурному ареалу восточного христианства.

О любом доминантном сооружении русского средневекового города -и о соборе, и о надвратном храме - можно сказать, что «у этого здания есть свои функции и история, но главное здесь - его нахождение в определённом месте», то есть его синтаксическая позиция. Эта тема касается «индивидуальности памятников, города, строений, а значит, самого понятия индивидуальности и её пределов, где она начинается и где заканчивается», превращаясь в градостроительную инвариантность. Тема городского синтаксиса касается также «связи места и архитектуры, местоположения произведения искусства. А значит - уточнения самого понятия локуса как отдельного факта, который определяется пространством и временем, его топографического измерения и формы, его памяти, давних и недавних событий, которые разворачиваются в его пределах» [Росси 2015, 145]. Городской архитектурный локус предстаёт как пространственно организованная форма памяти о сути бытия, которая, однажды открывшись, затем закрепляется посредством организации жизненной среды.

Такое архитектурное сооружение, в котором архитектура преодолевает свою функциональную однозначность и самодостаточность, становится семиотическим фактом, то есть знаковым конструктом, репрезентацией смыслов. Мы осознаём, пишет Альдо Росси, «почему архитектура играла такую роль в древности и в эпоху Возрождения. Она "сообразовывалась" с ситуацией - её образы и формы менялись с общим изменением ситуации, они составляли некую целостность, создавали события и сами становились событием; только так можно понять значимость обелиска, колонны, камня. Кто теперь сможет провести различие между событием и знаком, увековечивающим это событие?» [Росси 2015, 143-144]. Именно семиотический аспект архитектуры связывает её с общим культурным контекстом. Можно задать вопрос: «где начинается индивидуальность факта городской среды -в его форме, в его функции, в его памяти или в чём-то ещё»? Ответ будет таким: «факт заключается в событии и знаке, увековечившем это событие» [Росси 2015, 144]. Поэтому связь между видимыми архитектурными формами и «предшествующим элементом» (то есть историческим фактом, имевшим конкретное место в пространстве) превращается, в конечном итоге, в поиск «основ» для актуального бытия архитектуры. И тогда архитектура, с одной стороны, «ставит под вопрос всю свою сферу, свои элементы и идеалы» - как свои, как самодостаточные, изолированные от всего иного,

не-архитектурного, - а с другой стороны, «отождествляется с фактом», который она собой выражает, оставляя за скобками «разделение реальности и искусства, которое существовало вначале и позволяло ей развиваться самостоятельно» [Росси 2015, 144]. Иначе говоря, знаковый (семиотический) характер архитектуры предполагает её несамодостаточность, её известное неравенство себе. Это означает неравенство архитектурного сооружения определённому физическому объекту, сложенному из конкретного материала и ограниченному в пространстве своей геометрической формой. Оставаясь тождественным себе в конструктивном отношении, архитектурное сооружение, рассмотренное в семиотическом плане, выходит за свои «очевидные» границы.

Именно в таком контексте и надвратный храм, и вся та сакральная композиция, в которую он включён, оказываются не только материальными объектами, религиозными архитектурными сооружениями, произведениями искусства определённой эпохи, предметами эстетического отношения, но и семиотическими конструктами, знаками и текстами, визуальными сообщениями и свидетельствами, формами наглядного исповедания глубочайших мировоззренческих убеждений.

БИБЛИОГРАФИЯ

Аванесов 2020 - Аванесов С. С. Сакральная топика русского города (7). К типологии над-

вратных храмов // Визуальная теология. 2020. № 1. С. 29-66. Айнутдинов, Чудинова 2016 - Айнутдинов Р., Чудинова Т. История осуществления в Казани проекта постройки монастыря Казанской Божьей Матери // Гасырлар авазы - Эхо веков. 2016. № 3-4. С. 243-249. Алешковский 1962 - Алешковский М. Х. Новгородский детинец 1044-1430 гг. (по материалам новых исследований) // Архитектурное наследство. Вып. 14. Москва, 1962. С. 3-26. Болховитинов 1808 - Болховитинов Е., митр. Исторические разговоры о древностях

Великого Новгорода. Москва, 1808. Виноградов 2018 - Виноградов А. Ю. Зарождение и развитие феномена надвратных храмов в византийском мире // Византийский временник. 2018. Том 102. С. 249-273. Выголов 1994 - Выголов В. П. Надвратные храмы древней Руси (проблемы эволюции и происхождения) // Памятники русской архитектуры и монументального искусства: Столица и провинция. Москва, 1994. С. 3-36. Гребень 1988 - Гребень П. Н. Кровля надвратной церкви княжеских ворот ХП-ХШ вв. в Чернигове // Историко-археологический семинар «Чернигов и его округа в 1Х-Х111 вв.»: Тезисы докладов. Чернигов, 1988. С. 48-50. Каргер 1980 - Каргер М. К. Новгород. Изд. 4-е. Ленинград, 1980.

Коваленко 1987 - Коваленко В. П. Раскопки на черниговском детинце // Археологические

открытия 1985 года. Москва, 1987. С. 340-341. Коваленко 1990 - Коваленко В. П. К исторической топографии черниговского детинца //

Проблемы археологии Южной Руси. Киев, 1990. С. 15-23. Мокеев 1975 - Мокеев Г. Я. Черты своеобразия в структурах городов восточных и западных славян // Архитектурное наследство. Вып. 23. Москва, 1975. С. 3-13. Робежник 2016 - Робежник Л. В. Надвратные храмы Великого Новгорода // Вестник Новгородского государственного университета. 2016. № 3 (94). С. 122-126.

Робежник 2017 - Робежник Л. В. Надвратные храмы монастырей Великого Новгорода XII-XV вв. // ПРАЕНМА. Проблемы визуальной семиотики. 2017. № 1 (11). С. 27-40.

Росси 2015 - Росси А. Архитектура города / Пер. с ит. А. Голубцовой. Москва, 2015.

Седов 2009 - Седов Вл. В. Новый Иерусалим в надвратных храмах Византии и древней Руси // Новые Иерусалимы. Иеротопия и иконография сакральных пространств. Москва, 2009. С. 544-584.

Седов 2018 - Седов Вл. В. Надвратная церковь Богоявления в Новгородском Благовещенском монастыре на Мячине. По материалам раскопок 2005-2006 гг. // Новгород и Новгородская земля. История и археология. Вып. 32. Великий Новгород, 2018. С. 331-343.

REFERENCES

Ainutdinov, Chudinova 2016 - Ainutdinov R., Chudinova T. The History of the Implementation in Kazan of the Project to Build a Monastery of the Kazan Mother of God. Echo of Centuries. 2016. 3-4. P. 243-249. In Russian.

Aleshkovsky 1962 - Aleshkovsky M. Kh. Novgorod Fortress 1044-1430 (based on new research). Architectural Heritage. Vol. 14. Moscow, 1962. P. 3-26. In Russian.

Avanesov 2020 - Avanesov S. S. Sacred Topics of Russian Cities (7). To the Typology of the Overgate Churches. Journal of Visual Theology. 2020. 1. P. 29-66. In Russian.

Bolkhovitinov 1808 - Bolkhovitinov E., metropolitan. Historical Conversations about the Antiquities of Veliky Novgorod. Moscow, 1808. In Russian.

Greben' 1988 - Greben' P. N. The Roof of the Overgate Church of the Princely Gates of the 12th -13th Centuries in Chernigov. Historical and Archaeological Seminar "Chernigov and Its Districts in the 9th - 13th Centuries". Abstracts. Chernigov, 1988. P. 48-50. In Russian.

Karger 1980 - Karger M. K. Novgorod. Leningrad, 1980. In Russian.

Kovalenko 1987 - Kovalenko V. P. Excavations in the Chernigov Fortress. Archaeological Discoveries of 1985. Moscow, 1987. P. 340-341. In Russian.

Kovalenko 1990 - Kovalenko V. P. To the Historical Topography of the Chernigov Fortress. Problems of Archeology of South Rus'. Kiev, 1990. P. 15-23. In Russian.

Mokeyev 1975 - Mokeyev G. Ya. Features of Originality in the Urban Structures of the Eastern and Western Slavs. Architectural Heritage. Vol. 23. Moscow, 1975. P. 3-13. In Russian.

Robezhnik 2016 - Robezhnik L. V. Gateway Churches of Velikiy Novgorod. Vestnik of Yaroslav-the-Wise Novgorod State University. 2016. 3 (94). P. 122-126. In Russian.

Robezhnik 2017 - Robezhnik L. V. Gateway Churches of Veliky Novgorod Monasteries in 12th - 15th Centuries. ПРАЕНМА. Journal of Visual Semiotics. 2017. 1 (11). P. 27-40. In Russian.

Rossi 2015 - Rossi A. L'architettura della Citta. Transl. into Russian. Moscow, 2015.

Sedov 2009 - Sedov Vl. V. New Jerusalem in Churches over the Gates in Byzantium and Old Russia. New Jerusalems: Hierotopy and Iconography of Sacred Spaces. Moscow, 2009. P. 544-584. In Russian.

Sedov 2018 - Sedov Vl. V. The Overgate Church of the Epiphany in the Novgorod Annunciation Monastery on Myachino. Materials from excavations in 2005-2006. Novgorod and Novgorod Land. History and Archeology. Vol. 32. Veliky Novgorod, 2018. P. 331-343. In Russian.

Vinogradov 2018 - Vinogradov A. Yu. The Origin and Development of the Phenomenon of Gate Churches in the Byzantine World. BYZANTINA XPONIKA. 2018. Vol. 102. P. 249-273. In Russian.

Vygolov 1994 - Vygolov V. P. Overgate Churches of Old Russia (problems of evolution and origin). Monuments of Russian Architecture and Monumental Art: Capital and Province. Moscow, 1994. P. 3-36. In Russian.

Материал поступил в редакцию 14.09.2020, принят к публикации 22.10.2020

Для цитирования:

Аванесов С. С. Сакральная топика русского города (8). К истории русских надвратных храмов // Визуальная теология. 2020. № 2. С. 144-170. DOI: https:// doi.org/10.34680/vistheo-2020-2-144-170.

For citation:

Avanesov S. S. Sacred Topics of Russian Cities (8). On the History of Russian Overgate Churches. Journal of Visual Theology. 2020. 2. P. 144-170. DOI: https://doi. org/10.34680/vistheo-2020-2-144-170.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.