Научная статья на тему 'ПРЕДИСЛОВИЕ РЕДАКТОРА'

ПРЕДИСЛОВИЕ РЕДАКТОРА Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
11
5
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «ПРЕДИСЛОВИЕ РЕДАКТОРА»

Визуальная теология. 2022. Том 4. № 1

ПРЕДИСЛОВИЕ РЕДАКТОРА

Уважаемые коллеги!

Вашему вниманию предлагается очередной выпуск научного журнала «Визуальная теология», в котором продолжается обсуждение различных способов визуальной репрезентации религиозного опыта. В статье Андрея Охоцимского (Лёвен) исследована раннехристианская традиция изготовления «золотых стёкол»; автор сравнивает версии происхождения и использования сосудов с изображениями на дне, интерпретируя эти произведения искусства в контексте генезиса христианской иконографии и иеротопии. Исследование Ерванда Маргаряна (Ереван) открывает серию статей, посвящённых семиотическому анализу изображений святых воинов в христианской иконографии; статья вводит читателя в историко-географический и культурный контексты формирования художественной традиции, связанной с почитанием воинов-исповедников. Надежда Гаевская (Санкт-Петербург) исследует генезис и структуру священного места (топоса) в христианском мировоззрении и праксисе; автор обосновывает онтологические, аксиологические и пространственные параметры религиозного топоса как места коллективной коммеморации, имеющего как историко-событийное, так и мистическое измерения. В статье Сергея Аванесова (Великий Новгород) производится анализ содержания и смысла сакрально-политического нарратива, выраженного во внешней скульптурной декорации владимирских храмов XII века; автор приходит к выводу о том, что отождествление владимирского князя с библейским царём Давидом противоречит традиционной восточнохристиан-ской «иерусалимской» урбанистической модели и вносит в градостроительную программу владимирских князей тот деструктивный элемент, который в дальнейшем разворачивается в концепцию «Третьего Рима». Статья Ольги Туминской (Санкт-Петербург) представляет собой исследование вопроса о взаимосвязях между активностью городских блаженных и структурой городского пространства; в работе показана роль городского ландшафта в формировании иконописного канона местночтимых юродивых и акцентировано значение эонотопоса (сакрального места) для городской топографии. Тема информативности и ценности визуальных источников для воссоздания истории, облика и функций сибирского городского монастыря исследована в статье Наталии Сазоновой и Евгения Маслича (Томск); авторы анализируют культурные обстоятельства и причины слабого влияния монастырской традиции на формирование общественной среды русского города XIX-XXI веков. Софья Аитова (Москва) анализирует композиционную специфику иконы Святой Троицы с нарративным сюжетом в среднике в сравнении с традиционной повествовательной схемой в клеймах; автор устанавливает соотношение между иконографией Троицы и текстом книги Бытия, а также выясняет происхождение и функции «повествовательных» включений в основное семиотическое поле иконы. Исследование Нины Ищенко (Луганск) посвящено анализу идейного замысла, сюжета и видеоряда фильма «USS Каллистер» с точки зрения реконструкции аллюзий к гностической теологии; в статье показано, что авторы фильма, опираясь на ряд ключевых сюжетов доктрины гностицизма, создают сво-

Journal ofVisual Theology. 2022. Vol. 4. No. 1

еобразную кинематографическую визуализацию гностической теологии для аудитории, исповедующей эстетику американской культуры ХХ века.

Напоминаю, что журнал «Визуальная теология» индексируется в базах данных РИНЦ, EBSCO, Ulrich's Periodicals Directory, DOAJ и ERIH PLUS.

Сергей Аванесов

EDITORIAL

Dear colleagues!

The present issue of the Journal of Visual Theology continues to explore various ways of visual representation of religious experience. The article by Andrew Simsky (Leuven) examines the early Christian tradition of making "gold glasses"; the author compares versions of the origin and use of vessels with images on the bottom, interpreting these works of art in the context of the genesis of Christian iconography and hierotopy. The research of Yervand Margaryan (Yerevan) opens a series of articles devoted to the semiotic analysis of images of holy warriors in Christian iconography; the article introduces the reader to the historical, geographical and cultural contexts of the formation of an artistic tradition associated with the veneration of warriors confessors. Nadezhda Gayevskaya (St. Petersburg) explores the genesis and structure of the sacred place (topos) in the Christian worldview and praxis; the author substantiates the ontological, axiological and spatial parameters of the religious topos as a place of collective commemoration, having both historical-event and mystical dimensions. The article by Sergey Avanesov (Veliky Novgorod) analyzes the content and meaning of the sacral-political narrative expressed in the external sculptural decoration of the Vladimir temples of the 12th century; the author concludes that the identification of the Prince of Vladimir with the biblical king David contradicts the traditional Eastern Christian "Jerusalem" urban model and brings the destructive element into the urban planning program of the Vladimir princes. This element later develops into the concept of the "Third Rome". The article by Olga Tuminskaya (St. Petersburg) is a study of the relations between the activity of the blessed of the city and the structure of urban space; the author shows the role of the urban landscape in the formation of the iconographic canon of locally venerated fools and emphasizes the importance of the eonotopos (sacred place) for urban topography. The topic of the informative value of visual sources for recreating the history, appearance and functions of the Siberian city monastery is investigated in the article by Natalia Sazonova and Evgeny Maslich (Tomsk); the authors analyze the cultural circumstances and reasons for the weak influence of the monastic tradition on the formation of the social environment of the Russian city of the i9th-2ist centuries. Sofia Aitova (Moscow) analyzes the compositional specifics of the Holy Trinity icon with the narrative plot in "srednik" in comparison with the traditional narrative scheme in "kleyma"; the author establishes the relationship between the iconography of the Trinity and the text of the Book of Genesis, and also

BrnyanbHaa Teonoraa. 2022. TOM 4. № 1

finds out the origin and functions of "narrative" inclusions in the main semiotic field of the icon. The research of Nina Ishchenko (Lugansk) is devoted to the analysis of the ideological idea, plot and video sequence of the film "USS Callister" from the point of view of the reconstruction of allusions to Gnostic theology; the article shows that the authors of the film, relying on a number of key subjects of the doctrine of Gnosticism, create a kind of cinematic visualization of Gnostic theology for an audience professing the aesthetics of American culture of the twentieth century.

The Journal of Visual Theology is indexed in the databases of EBSCO, Ulrich's Periodicals Directory, DOAJ and ERIH PLUS.

Sergey Avanesov

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.