Научная статья на тему 'ПРЕДИКТОРЫ И МОДЕРАТОРЫ ПЕРЕЖИВАНИЙ ЛИЧНОСТЬЮ КРИТИЧЕСКИХ СИТУАЦИЙ'

ПРЕДИКТОРЫ И МОДЕРАТОРЫ ПЕРЕЖИВАНИЙ ЛИЧНОСТЬЮ КРИТИЧЕСКИХ СИТУАЦИЙ Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
0
0
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
критическая ситуация / стресс / переживание / предикторы переживания / модераторы переживания / этничность / critical situation / stress / experience / prognostic effect / predictors of experience / moderators of experience / ethnicity

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Леонтьев Дмитрий Юрьевич

Представлен теоретико-методологический анализ проблемы и обоснована теоретическая модель прогностических эффектов предикторов и модераторов переживаний личностью критических ситуаций. Основная гипотеза исследования заключается в предположении о том, что социально-демографические факторы (этничность, пол, возраст) могут быть связаны непосредственно с переживаниями личностью критической ситуации, так и опосредовано критической ситуацией. Целью исследования является определение предикторов и модераторов переживаний личностью критических ситуаций. Эмпирическая база исследования: всего 344 человека, среди них русских (n-174, мужчин n-56, женщин n-118) и удмуртов (n-170, мужчин n-70, женщин n-100) средней взрослости от 40 до 60 лет (M=52, SD=5,49). Методы математической статистики: описательная статистика, корреляционный анализ с использованием критерия г-Спирмена, множественный регрессионный анализ, иерархический регрессионный анализ. Результаты исследования: установлены прогностические эффекты социально-демографических факторов: Этничность на показатели Энергетическое переживание, Пространственное переживание в сторону повышения значений переживаний в удмуртской группе; Возраст на показатели Временное переживание в сторону повышения значений более взрослых индивидов; Возраст и Пол в комплексном взаимодействии на показатели Информационное переживание в сторону повышения значений у более взрослых мужчин. Установлен прогностический эффект Стресса на показатели Энергетическое переживание, Пространственное переживание личности в сторону повышения значений. Выявлен модерационный эффект этнического фактора в установлении связи Смысложизненного кризиса и Энергетического переживания с увеличением силы связи в русской группе. Практическая значимость исследования – полученные результаты могут быть использованы в разработке психотехнологий совладания с критическими ситуациями.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PREDICTORS AND MODERATORS OF A PERSON’s EXPERIENCE OF CRITICAL SITUATIONS

A theoretical and methodological analysis of the problem is presented and a theoretical model of the prognostic effects of predictors and moderators of a person’s experience of critical situations is substantiated. The main hypothesis of the study is the assumption that socio-demographic factors (ethnicity, gender, age) can be associated directly with a person’s experiences of a critical situation, and indirectly with a critical situation. The purpose of the study is to determine the predictors and moderators of a person’s experiences of critical situations. Empirical base of the study: a total of 344 people, among them Russians (n-174, men n-56, women n-118) and Udmurts (n-170, men n-70, women n-100) of average adulthood from 40 to 60 years old (M=52, SD=5.49). Methods of mathematical statistics: descriptive statistics, correlation analysis using r-Spearman's test, multiple regression analysis, hierarchical regression analysis. Results of the research: the prognostic effects of socio-demographic factors have been established: Ethnicity on the indicators Energy experience, Spatial Experience in the direction of increasing the values of experiences in the Udmurt group; Age on indicators Temporary experience in the direction of increasing values of older individuals; Age and Gender in complex interaction on indicators of Information experience towards increasing values in older men. The prognostic effect of Stress on the indicators Energy Experience, Spatial Experience of the individual in the direction of increasing values has been established. The moderating effect of the ethnic factor in establishing a connection between the Life Meaning Crisis and Energy experience with an increase in the strength of the connection in the Russian group has been revealed. The practical significance of the study is that the results obtained can be used in the development of psychotechnologies for coping with critical situations.

Текст научной работы на тему «ПРЕДИКТОРЫ И МОДЕРАТОРЫ ПЕРЕЖИВАНИЙ ЛИЧНОСТЬЮ КРИТИЧЕСКИХ СИТУАЦИЙ»

УДК 159.922(045) Д.Ю. Леонтьев

ПРЕДИКТОРЫ И МОДЕРАТОРЫ ПЕРЕЖИВАНИЙ ЛИЧНОСТЬЮ КРИТИЧЕСКИХ СИТУАЦИЙ

Представлен теоретико-методологический анализ проблемы и обоснована теоретическая модель прогностических эффектов предикторов и модераторов переживаний личностью критических ситуаций. Основная гипотеза исследования заключается в предположении о том, что социально-демографические факторы (этничность, пол, возраст) могут быть связаны непосредственно с переживаниями личностью критической ситуации, так и опосредовано критической ситуацией. Целью исследования является определение предикторов и модераторов переживаний личностью критических ситуаций. Эмпирическая база исследования: всего 344 человека, среди них русских (п-174, мужчин п-56, женщин п-118) и удмуртов (п-170, мужчин п-70, женщин п-100) средней взрослости от 40 до 60 лет (М=52, SD=5,49). Методы математической статистики: описательная статистика, корреляционный анализ с использованием критерия г-Спирмена, множественный регрессионный анализ, иерархический регрессионный анализ. Результаты исследования: установлены прогностические эффекты социально-демографических факторов: Этничность на показатели Энергетическое переживание, Пространственное переживание в сторону повышения значений переживаний в удмуртской группе; Возраст на показатели Временное переживание в сторону повышения значений более взрослых индивидов; Возраст и Пол в комплексном взаимодействии на показатели Информационное переживание в сторону повышения значений у более взрослых мужчин. Установлен прогностический эффект Стресса на показатели Энергетическое переживание, Пространственное переживание личности в сторону повышения значений. Выявлен модерационный эффект этнического фактора в установлении связи Смысложизненного кризиса и Энергетического переживания с увеличением силы связи в русской группе. Практическая значимость исследования - полученные результаты могут быть использованы в разработке психотехнологий совладания с критическими ситуациями.

Ключевые слова: критическая ситуация, стресс, переживание, предикторы переживания, модераторы переживания, этничность.

DOI: 10.35634/2412-9550-2024-34-2-146-157 Введение

В современной ситуации нестабильности, социальных, природных и техногенных катастроф [33], мировоззренческих сдвигов, изменения образа жизни [32], девальвации основных и фундаментальных духовно-нравственных ценностей, становятся востребованными знания об отношении человека к реальности, его способах совладания, реагировании в переживании происходящего [1]. Исследование проблем, связанных с переживанием личностью критических ситуаций [13], критических состояний современного общества, представляется весьма актуальным для решения теоретических и прикладных задач в психологической науке [28]. Современное состояние психологии переживания является неразработанной областью науки, что связано с культурным и историческим контекстом развития данной категории. Исследования переживания человека развивались в контексте историко-идеоло-гических процессов отечественной школы психологии.

Существенный вклад в психологическую науку по проблеме переживания человека [14] критических ситуаций внесли: концепция психологии переживания, теория сознания и типология критических ситуаций Ф.Е. Василюка [3]; концепция структурно-динамической организации переживания субъекта Л.Р. Фахрутдинова [19]; контекстуально-уровневый подход к переживанию Н.Р. Салихова [16]; концепция переживания как целостный комплекс психических явлений и интервал сознания, рефлексирующий к модусам времени, регулирующий и организующий поведение личности Е.В. Золотухина-Аболина, В.Б. Мелас [8]; переживание как сфера чувств и эмоций, являющееся интенциональной формой отношения человека к окружающей среде и миру С.Л. Рубинштейн, С.В. Тихомирова, Л.А. Пергаменщик; основные теоретические положения о природе, механизмах, феноменах переживания А.С. Шаров [25]; культурно-историческая типология переживания О.Е. Хухлаев [23]; концепция переживания как последовательного многоступенчатого механизма преодоления кризисной ситуации (разлада по Божович Л.И.) и восстановления отношений с социальной средой Л.И. Божович; феномен одиночества как субъективное переживание О Ф. Гефеле; субъективное переживание одиночества на жизненном этапе ранней взрослости

СЕРИЯ ФИЛОСОФИЯ. ПСИХОЛОГИЯ. ПЕДАГОГИКА

A.О. Быкова; теоретические положения о процессе формирования отношения к жизненным ситуациям в форме знаково-символических форм и ценностей С.Н. Жеребцова; представления о переживании как психологическом феномене и понятии Н.Н. Вересов [4], о переживании в зрелости и осмысленности жизни В.В. Барцалкина, Л.В. Волкова, И.Б. Кулагина [2], о специфике переживаний утраты как критической ситуации О.В. Баранова, А.С. Малютина, о переживании как осознаваемых эмоциях Josef

E. LeDoux. Определенное внимание на решение проблемы о фокусинге и экспириентальной психотерапии уделяется в работах E. Gendlin [30; 31], эмоциональное переживание, представленное в схематизмах

F. Krueger, в аспекте коллективного и группового переживания (social emotions) М. Bruder, переживании в форме ритуала L.de Rivera и др.

Однако в этих трудах в меньшей степени уделяется внимание факторам (предикторам, модераторам, медиаторам), исследование которых позволяет выявить их прогностические эффекты на динамику и выраженность переживаний личностью различных критических ситуаций. Необходимость разрешения указанных противоречий и недостаточность разработанности проблемы в современной науке определил выбор темы данного исследования.

На основе теоретико-методологического анализа переживания личностью критических ситуаций, как феномена психологических исследований, систематизированы научные представления зарубежных и отечественных авторов.

В социетальном подходе переживание рассматривается как феномен, представляющий аффективно-когнитивный комплекс, сочетающий в себе как биологическую, так и социальную компоненты, который проявляет себя в поведении личности и находится в ситуационном взаимодействии социально-структурного контекста. Отличием социетального подхода от других является исследование переживания в контексте социального взаимодействия [27], как на коллективном, так и на индивидуальном уровнях [15], изучаются реакции, интегрированные в социальное устройство общества и формирующие его стабильность (Jacobsen). Компонентами структуры переживания являются телесный язык и экспрессивная мимика, когнитивная оценка и определение ситуации, физиологическая реакция, культурная дефиниция и лингвистическое обозначение (Hochschild A.R.). С позиций социетального подхода, категория переживания - аффективно-когнитивные комплексы, имеющие поведенческие выражения, которые зависят от ситуации взаимодействия и социально-структурного контекста.

В культурологическом подходе переживание рассматривается как культурно и исторически обусловленный феномен [17], представленный в модусах времени прошлого, настоящего и будущего. В контексте понятия дискурса (White H., Купарашвили М.Д.), переживание определяется субъектностью человека и его способностью к конструированию социальных связей от внутренней системы значений к системе символов [12]. Переживание является эмоционально детерминированным, так как социальная реальность включает в себя процессы реагирования и отношения (Голик Н.В.) [6]. В семиотическом направлении переживание раскрывает себя через знаково-символическую систему значений, т. е. культуру и ее артефакты [11; 18], а в аксиологическом направлении - через ценностно-смысловую систему этических ценностей [5]. Процесс переживания является комплексным образованием эмоций, чувств и когнитивных схем в интервальном дискретном потоке сознания человека, состоящем из психических состояний, объединенных единством аффекта и рефлексии (Золотухина-Аболина Е.В., Мелас

B.Б.). С позиций культурологического подхода категория переживания - знаково-символическая система значений с инструментальным механизмом эмотивной семантики, способствующая формированию эмоциональной картины мира и реализующая себя в границах дискурса. Переживание осуществляет дискурсивный процесс реконструкции смысловых значений культурных ценностей субъекта в условиях исторических изменений общества [7].

В психологическом подходе категория переживания получила свое развитие в контексте культурно-исторического подхода А.Н. Леонтьева, С.Л. Рубинштейна. Выготский определил переживание как интегральную единицу сознания, которое дано в социальной ситуации развития, в его единстве с аффектом и интеллектом, и представляет специфическое отношение между личностью и средой. Переживание ин-тенционально направлено, объективировано и субъектно (Рубинштейн С.Л.). Для работы переживания характерно порождение нового смысла своего жизненного пути, переоценка ценностей (Кисельникова Н.В., Лаврова Е.В., Альмухаметова Т.Н.), изменение стратегии поведения. Функция переживания является сигнализирующей о личностном смысле события или ситуации (Леонтьев А.Н.). Переживание рассматривается в аспекте критической ситуации, включающее в себя структуру и характеристики на основании концепции структурно-динамической организации переживания субъекта Л.Р. Фахрутдиновой и

психотехнической теории сознания и переживания Ф.Е. Василюка. Критическая ситуация представлена как ситуация невозможности реализации значимых внутренних потребностей своей жизни (мотивов, стремлений, ценностей) и описана ключевыми понятиями стресса, фрустрации, конфликта и кризиса (Ва-силюк Ф.Е. ) [3]. Переживание - деятельность, как активный результативный внутренний процесс, преобразующий психологическую критическую ситуацию. Критическая ситуация переживания темпо-рально ограничена и представляет собой один из фрагментов жизни человека, который является препятствием и помехой реализации мотивов и потребностей личности, и не может быть преодолена ни внешней, ни практической деятельностью.

Для работы переживания характерно приобретение нового смысла своего жизненного пути, переоценка ценностей (Колпачников В.В.), изменение стратегии поведения (Хотинец В.Ю., Кожевникова О.В., Вяткин Б.А., Вологдина В.А.), переживание отражает взаимодействие человека с жизненной средой [26] и является разновидностью психического состояния, меняет уровень активности субъекта (Левитов Н.Д., Куликов Л.В.), импрессивный компонент эмоционального реагирования (Ильин Е.П.), один из основных элементов психологического механизма сознания субъекта (Фахрутдинова Л.Р.), деятельность по перестройке психологического мира, направленная на установление смыслового соответствия между сознанием и бытием (Василюк Ф.Е., Карягина Т.Д., Шерягина Е.В., Архангельская В.В.).

С позиций психологического подхода, переживание - это психический процесс, интегрирующий аффективную, когнитивную и конативную сферы структуры личности, направленный на субъектную и социальную активность. В процессе переживания механизм рефлексии обладает смыслопорождаю-щей функцией. «Динамический или статичный, энергетический, пространственный, временной и информационный виды переживания через механизм рефлексии переживаемого впечатления изменяют ценностно-смысловую сферу личности. Рефлексия имеет полагающую, сравнивающую, определяющую, синтезирующую и трансцендентную формы и уровни, кроме того, рефлексивный уровень сознания включает такие элементы, как значение и смысл» [19. С. 248-249; 368].

Критическая ситуация характеризуется своей специфической динамикой [20], которая развивается в двух направлениях (Амбрумова А.Г.). Во-первых, личностный аспект динамики критической ситуации обусловлен сформированным внутренним конфликтом и характерологическими особенностями личности, которые проявляются первыми и не зависят от объективной внешне благополучной ситуации. Далее, внутренняя психическая напряженность видоизменяет формы общения и поведения личности [29] и создает основания для ухудшения обстоятельств и условий внешней среды [21], внут-риличностный конфликт переходит в сферу межличностных отношений и создает основания для стресса. Во-вторых, ситуационный аспект динамики критической ситуации представляет собой целый ряд неблагоприятных внешних воздействий и стимулов, обладающих для психики травмирующим эффектом, проявляющих себя при не эффективно работающих защитных механизмах психики и низкой толерантности к эмоциональным нагрузкам (Духновский С.В., Шалина О.С.).

Объективным компонентом критической ситуации являются стимулы и воздействия окружающей и социальной сред, которые представляют потенциальную угрозу человеку [10], адаптивной способности личности и возможности совладания. Субъективным компонентом критической ситуации является ее знаково-символьное отражение в сознании субъекта переживания, характеризующееся оценкой невозможности реализации внутренних необходимостей своей жизни - мотивов, стремлений, ценностей [3].

Весьма важной и недостаточно изученной является проблема детерминации переживаний критических ситуаций в психологической науке. В исследовании рассматриваются детерминирующие факторы переживания критической ситуации, его внешние (средовые) и внутренние психологические условия на основе концепции переживания Ф.Е. Василюка [3], концепции структурно-динамической организации переживания субъекта Л.Р. Фахрутдиновой, и ряд современных психологов выделяют такие детерминирующие факторы, как финансовые трудности, нарушение привычного ритма жизни и вынужденное сокращение социальной активности в период пандемии, безопасность и будущее больного члена семьи, хронические заболевания, социальная изоляция (Бочаров В.В., Шишкова А.М.), внутренние условия социофобии и социальной тревоги (Лунева П.Д., Абабков В.А.), тревожные и депрессивные расстройства (Воликова С.А., Холмогорова А.Б.), профессиональное выгорание и дистресс (Карягина Т.Д., Кухтова Н.В., Олифирович Н.И.), психическая дезадаптация и профессиональное выгорание, тревога высокой интенсивности, посттравматический стресс, эмоциональное истощение, де-персонификация, (Холмогорова А.Б., Рахманина А.А., Суроегина А.Ю., Микита О.Ю., Петриков С.С.

СЕРИЯ ФИЛОСОФИЯ. ПСИХОЛОГИЯ. ПЕДАГОГИКА

и др.), самокритика и подавление эмоций (Schetsche С.), невротизм, экстраверсия, зависимость, обсес-сивность, склонность к самокритицизму (Гаранян Н.Г., Холмогорова А.Б., Юдеева Т.Ю.), состояния «отчаяния», «страха», «надежды» и «беспечности», нарушение самоактуализации и контроля (Васи-люк Ф.Е.), эмоциональное выгорание и профессиональная деформация (Куликов Л.В.), хронические эмоциональные реакции тревожности, страха, монотонии (Ильин Е.П.) и т. д.

С позиций теории самоорганизующихся и саморазвивающихся систем критическая ситуация является условием начала работы переживания, а степень выраженности аффекта закономерно подчиняется принципам нелинейности и опосредованности в системе «процесс-состояние» (Фахрутдинова Л.Р.). Критическая ситуация детерминирует неравновесное состояние данной системы (Прохоров А.О.), где процесс является динамическим аспектом, а состояние выражает ее статический аспект. Стабильность существования целостных систем в равновесном состоянии связана с наличием механизмов буферного типа (Асеев В.Г.), вне которого изменения могут происходить до определенного предела, за которым неизбежно начинается разрушение или преображение содержания переживания. По данным анализа отечественных и зарубежных исследований факторов переживания личностью критических ситуаций выявлены особенности процесса переживания в зависимости от внешних условий: несоответствие между ресурсными возможностями и требованиями среды (Одинцова М.А., Лубовский Д.В., Гусарова Е.С.). В изучении переживания культурно-исторический подход (Выготский Л.С.) предполагает анализ трех основных вопросов: 1) о специфических культурных средствах переживания; 2) об особенностях процесса их освоения; 3) о характере участия этнических субъектов в этом освоении и в самом переживании [9]. Культурно-исторические формы и средства переживания сугубо специфичны [24], накопленный опыт проживания типологически одинаковых жизненных ситуаций является историческим наследием и данностью этнических групп [22]. Формы и средства переживания в своем содержании должны быть определены и конкретизированы, и, таким образом, потенциально прило-жимы и актуализированы к биографическому пути любого индивида. В границах культурно-исторического подхода, знаково-символьные образования опосредуют психический процесс, в котором субъект переживания и индивид формируют техники совладания с переживанием критической ситуации.

Согласно концепции структурно-динамической организации переживания субъекта (Фахрутдинова Л.Р.), в переживание входят отношения между его компонентами, выражающие его динамические свойства: внутриструктурные отношения переживания, связанные с ситуацией, циклы и стадии актуализации переживания. «Переживание как психический феномен включает в свою структуру: пространственные, временные, информационные, энергетические, телесные, эмоциональные, когнитивные характеристики. Переживание включено во взаимодействие психических процессов и состояний как промежуточное звено. Оно связано с бытийной и рефлексивной структурами, как составляющая сознания. Переживание индивидуального субъекта входит во взаимодействие со структурами Я и социально-психологическими феноменами. В совокупности данные отношения в психической деятельности приводят к саморазвитию субъекта и его субъектно-личностных качеств» [19. С. 165].

Таким образом, на основе теоретико-методологического анализа проблемы предикторов и модераторов переживания личностью критических ситуаций построена теоретическая модель предиктивных прогностических эффектов социально-демографических факторов переживания, реализующих себя через непосредственную связь с переживаниями (рис., а), и модерационных эффектов социально-демографических факторов, устанавливающих связь критических ситуаций и переживаний (рис., б).

Цель исследования - выявить предикторы и модераторы переживания личностью в связи с критической ситуацией.

В связи с целью исследования были поставлены следующие задачи исследования:

Теоретические задачи

1. Провести теоретико-методологический анализ проблемы переживания личностью критических ситуаций в отечественной и зарубежной психологии.

Методологические задачи

1. Разработать методологическую стратегию исследования предикторов переживания личностью критической ситуации.

2. Разработать методологическую стратегию исследования модераторов связи критической ситуации с переживанием личности.

Предикторы

Модераторы

Рис. Теоретические модели предикторов переживания личностью критических ситуаций (а) и модераторов связи критической ситуации и переживания (б).

Эмпирические задачи

1. Определить прогностические эффекты социально-демографических факторов переживаний (энергетического, пространственного, временного, информационного) личности.

2. Определить прогностические эффекты критических ситуаций (стресс, фрустрация, конфликт, кризис) на показатели переживания (энергетическом, пространственном, временном, информационном) личности.

3. Определить модерационные эффекты социально-демографических факторов в установлении связи критической ситуации (стресс, фрустрация, конфликт, кризис) с переживанием (энергетическим, пространственным, временным, информационным) личности.

Основная гипотеза исследования заключается в предположении о том, что социально-демографические факторы (этничность, пол, возраст) могут быть связаны непосредственно с переживаниями личностью критической ситуации, так и опосредовано критической ситуацией.

Частные гипотезы исследования заключаются в следующих предположениях о том, что:

1. Этничность, пол, возраст выступают предикторами переживаний (энергетических, пространственных, временных, информационных) личностью критической ситуации (стресс, фрустрация, конфликт, кризис).

2. Критическая ситуация (стресс, фрустрация, конфликт, кризис) в комплексной предиктивности связана переживаниями (энергетическими, пространственными, временными, информационными) личности.

3. Этничность, пол, возраст выступают модераторами связи критической ситуации (стресс, фрустрация, конфликт, кризис) и переживаний (энергетических, пространственных, временных, информационных) личности.

Научная новизна исследования заключатся в том, что эмпирически установлены:

(1) социально-демографические предикторы переживаний личностью критических ситуаций, в частности Этничность, является предиктором Энергетического переживания (сила, интенсивность), Пространственного переживания (глубина, широта, объем и др.), в сторону повышения значений переживаний в удмуртской группе; Возраст является предиктором Временного переживания (протяженность, длительность, темп, насыщенность событиями и др.) в сторону повышения значений более взрослых индивидов; в синергетическом взаимодействии Возраст и Пол являются предикторами Информационного переживания (субъективная значимость, аккомодационный потенциал получаемой информации и др.) в сторону повышения значений у более взрослых мужчин;

(2) прогностический эффект Стресса (критическая ситуация) в Энергетическое переживание (сила, интенсивность), Пространственное переживание (глубина, широта, объем и др.) личности в сторону повышения значений;

(3) этноидентификационный модератор связи Смысложизненного кризиса (критической ситуации) и Энергетического переживания (сила, интенсивность) с увеличением силы связи в русской группе.

СЕРИЯ ФИЛОСОФИЯ. ПСИХОЛОГИЯ. ПЕДАГОГИКА

Теоретическая значимость исследования:

- дополнена модель структурно-динамической организации переживания субъекта Л.Р. Фахрут-диновой, в содержание которой введены предикторы и модераторы переживания: описание взаимосвязей динамических характеристик переживания с социально-демографическими характеристиками с учетом критической ситуации.

- исследование дополняет научные представления о прогностических и модерационных эффектах социально-демографических факторов (предикторов и модераторов) переживания личностью критических ситуаций, а также расширяет возможности использования в психологии комплексной пре-диктивности;

- исследование дополняет научные представления о психологии переживания критических ситуаций Ф.Е. Василюка в гендерном, возрастном и кросс-культурном аспектах;

- представленные теоретические результаты исследования предикторов и модераторов переживания личности расширяют исследования субъектного подхода (Брушлинский А.В., Анцыферова Л.И., Абульханова К.А., Знаков В.В., Сергиенко Е.А. и др.) через выявление активности субъекта в критических жизненных ситуациях.

Практическая значимость исследования заключается в том, что полученные результаты исследования могут быть использованы в практической деятельности психолога в ходе психологического сопровождения, поддержки клиента, оказания помощи клиенту, находящемуся в критической ситуации, в индивидуальной и групповой форме; в разработке психотехнологий совладания с критическими ситуациями.

Методы исследования

Методологической основой исследования явились субъектный, субъектно-деятельностный и субъектно-системный подходы, представленные в трудах К.А. Абульхановой, А.В. Брушлинского, В.В. Знакова, С.Л. Рубинштейна, Е.А. Сергеенко и др.; культурно-исторический, генетический, диалектический подходы, представленные в трудах Л.С. Выготского, А.Н. Леонтьева, Т.Д. Марцинков-ской, Ж. Пиаже, С.Л. Рубинштейна и др., психологическая теория переживания Ф.Е. Василюка, концепция структурно-динамической организации переживания субъекта Л.Р. Фахрутдиновой, в содержание которой входят: описание структуры и динамических характеристик переживания, а также его функционирования в психической деятельности субъекта.

Эмпирическую базу исследования составили респонденты (N=344), социализированные, дееспособные мужчины (36,66 %) и женщины (63,34 %), в социальном статусе служащих (n - 155), рабочих (n - 127), крестьян и фермеров (n - 62), имеющих высшее образование (n - 143), среднее и средне-специальное образование (n - 201), проживающих в городе (n - 186), в сельских районах (n - 112), в деревне (n - 46) Удмуртской Республики, русской (N=174, мужчин - 56, женщин - 118) и удмуртской (N=170, мужчин - 70, женщин - 100) этнической принадлежности, средней взрослости от 40 до 60 лет (M=52, £0=5,49). Стимульный материал эмпирической части исследования включал в себя: психодиагностический метод (анкетирование, опросники); авторский опросник этнической самоидентичности «ЭСС» В.Ю. Хотинец; опросник «Переживание ПВЭИ» Л.Р. Фахрутдиновой; тест внутриличностного конфликта Лаутербаха (Карвасарский Б.Д.); тест смысложизненного кризиса К.В. Карпинского; тест PSM-25 (адаптация Водопьяновой Н.Е.); методика С. Розенцвейга «PF-study».

На этапе обработки данных использовались методы описательной статистики (среднеарифметическое, стандартное отклонение, стандартная ошибка среднего, 95 % доверительный интервал для средних значений, мода, медиана, интерквартильный размах, асимметрия, эксцесс), корреляционный анализ с использованием критерия г-Спирмена, множественный регрессионный анализ, иерархический регрессионный анализ. Статистическая обработка данных проводилась с помощью статистического пакета IBM SPSS Statistics 22.0.

Исследование проводилось как индивидуально, так и в малых группах респондентов до 15 человек. Процедура исследования включала в себя приглашение к участию, пояснение проводимой исследовательской работы, вводную инструкцию и непосредственное сопровождение в работе со стимуль-ным материалом.

152_Д.Ю. Леонтьев_

2024. Т. 34, вып. 2 СЕРИЯ ФИЛОСОФИЯ. ПСИХОЛОГИЯ. ПЕДАГОГИКА

Результаты исследования и их обсуждение

На основе проведенного исследования получены результаты прогностических эффектов социально-демографических факторов (этничность, возраст, пол) переживаний (энергетического, пространственного, временного, информационного) личности. По результатам решения первой задачи установлено: Этничность является предиктором Энергетического переживания (сила, интенсивность), Пространственного переживания (глубина, широта, объем и др.) (см. табл. 1, 2).

Таблица 1

Сводка для регрессионной модели и коэффициенты эффекта показателя «этничность» на зависимую переменную «энергетическое переживание»

Сводка для модели

Стандартная ошибка оценки Статистика изменений

Модель R-квад-рат Скорректированный R-квадрат Изменение R квадрат Изменение F ст.св.1 ст.св.2 Знч. Изменение F

1 128а ,016 ,014 15,42743 ,016 ,727 42 ,017

а. Предикторы: (константа), Этничность

Коэффициенты3

Нестандартизованные коэффициенты Стандартизованные коэффициенты 95,0 % Доверительный интервал для В

Модель В Стандартная Ошибка Бета т Знач. Нижняя граница Верхняя граница

(Константа) 60,973 2,621 23,260 ,000 55,817 66,129

Этничность 3,981 1,664 ,128 2,393 ,017 ,709 7,254

а. Зависимая переменная: Энергетическое переживание

Таблица 2

Сводка для регрессионной модели и коэффициенты эффекта показателя «этничность» на зависимую переменную «пространственное переживание»

Сводка для модели

Статистика изменений

Скорректи- Стандарт- Из- ст.

R-квад- рованный ная ошибка Измене-ние мене- св. Знач. Изме-

Модель рат R-квадрат оценки R квадрат ние F 1 ст.св.2 нение F

1 ,052 ,049 16,64476 ,052 18,7 1 342 ,000

228а 85

а. Предикторы: (константа), Этничность

Коэффициенты3

Нестандартизованные коэффициенты Стандартизованные коэффициенты 95,0% Доверительный интервал для В

Модель В Стандартная Ошибка Бета т Знач. Нижняя граница Верхняя граница

(Константа) 68,111 2,828 24,083 ,000 62,548 73,674

Этничность 7,780 1,795 ,228 4,334 ,000 4,249 11,310

а. Зависимая переменная: Пространственные переживания

Установлено, что Возраст является предиктором Временного переживания (протяженность, длительность, темп, насыщенность событиями и др.) (см. табл. 3).

_Предикторы и модераторы переживаний личностью критических ситуаций_153

СЕРИЯ ФИЛОСОФИЯ. ПСИХОЛОГИЯ. ПЕДАГОГИКА 2024. Т. 34, вып. 2

Таблица 3

Сводка для регрессионной модели и коэффициенты эффекта возраста на зависимую

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

переменную «временное переживание»

Сводка для модели

Статистика изменений

Скорректиро- Стандарт- Измене-

R-квад- ванный R- ная ошибка ние R Измене- ст.св. Знач. Из-

Модель рат квадрат оценки квадрат ние F ст.св.1 2 менение F

1 123а 015 ,012 13,48174 ,015 5,264 1 342 ,022

а. Предикторы: (константа), Возраст

Коэффициенты3

Нестандартизованные коэффициенты Стандартизованные коэффициенты 95,0% Доверительный интервал для В

Модель В Стандартная Ошибка Бета т Знач. Нижняя граница Верхняя граница

(Константа) 34,385 6,973 4,931 ,000 20,669 48,101

Возраст ,304 ,133 ,123 2,294 ,022 ,043 ,565

а. Зависимая переменная: Временного переживания

Обнаружено, что в комплексном взаимодействии Возраст и Пол являются предикторами Информационного переживания (субъективная значимость, аккомодационный потенциал получаемой информации и др.) (см. табл. 4).

Таблица 4

Сводка для регрессионной модели и коэффициенты эффекта возраста и пола на зависимую переменную «информационное переживание»

Сводка для модели

Модель Статистика изменений

R-квад-рат Скорректированный R-квадрат Стандартная ошибка оценки Изменение R квадрат Изменение F ст.св.1 ст.св.2 Знач. Из-мене-ние F

1 138а ,019 ,016 16,79860 ,019 6,668 1 342 ,010

2 181ь ,033 ,027 16,70458 ,014 4,861 1 341 ,028

a. Предикторы: (константа), Возраст

b. Предикторы: (константа), Возраст, Пол

Нестандартизован- Стандартизованные коэффици- 95,0% Доверительный

ные коэффициенты енты интервал для В

Модель В Стандартная ошибка Бета т Знач. Нижняя граница Верхняя граница

(Константа) 60,103 8,689 6,917 ,000 43,013 77,194

Возраст ,427 ,165 ,138 2,582 ,010 ,102 ,752

(Константа) 67,241 9,227 7,287 ,000 49,092 85,390

Возраст ,419 ,164 ,136 2,549 ,011 ,096 ,743

Пол -4,122 1,870 -,117 -2,205 ,028 -7,800 -,445

а

а. Зависимая переменная: Информационного переживания

По результатам решения второй задачи установлено: Стресс является предиктором Энергетического переживания (сила, интенсивность) (см. табл. 5).

Таблица 5

Сводка для регрессионной модели и коэффициенты эффекта показателя «стресс» на зависимую переменную «энергетическое переживание»

Сводка для модели

Статистика изменений

Модель Изменение R квадрат Изменение F ст.св.1 ст.св.2 Знач. Изменение F

1 ,014а 4,754 1 342 ,030

а. Предикторы: (константа), Стресс

Коэффициенты3

Модель Нестандартизованные коэффициенты Стандартизованные коэффициенты 95,0% Доверительный интервал для В

В Стандартная ошибка Бета т Зна ч. Нижняя граница Верхняя граница

(Константа) 60,505 3,058 19,784 ,000 54,490 66,521

Стресс ,074 ,034 ,117 2,180 ,033 ,007 ,141

а. Зависимая переменная: Энергетическое переживание

Выявлено, что Стресс является предиктором Пространственного переживания (глубина, широта, объем и др.) (см. табл. 6).

Таблица 6

Сводка для регрессионной модели и коэффициенты эффекта показателя «стресс» на зависимую переменную «пространственное переживание»

Сводка для модели

Статистика изменений

Модель Изменение R квадрат Изменение F ст.св.1 ст.св.2 Знач. Изменение F

1 ,012а 4,289 1 342 ,039

а. Предикторы: (константа), Стресс

Коэффициенты3

Нестандартизованные коэффициенты Стандартизованные коэффициенты 95,0% Доверительный интервал для В

Модель В Стандартная ошибка Бета т Знач. Нижняя граница Верхняя граница

(Константа) 73,034 3,363 21,715 ,000 66,418 79,649

Стресс ,078 ,037 ,111 2,071 ,039 ,004 ,151

а. Зависимая переменная: Пространственное переживание

В ходе решения третьей задачи установлена сильная модерация: Этничность является модератором Энергетических переживаний (сила, интенсивность) с учетом Смысложизненного кризиса (см. табл. 7).

По результатам анализа выявлено, что повышение показателей смысложизненного кризиса у русских приводит к уменьшению показателей энергетического переживания (сила, интенсивность) на 0,314 баллов. Такое же повышение показателей смысложизненного кризиса у удмуртов должно привести к меньшему энергетическому переживанию на -0,314+ 0,198=- 0,116 по силе и интенсивности. Полученный результат объясняется тем, что в удмуртской культуре эмоциональные проявления в любых ситуациях отличаются умеренностью в своем выражении, несмотря на их силу и широту [22].

СЕРИЯ ФИЛОСОФИЯ. ПСИХОЛОГИЯ. ПЕДАГОГИКА

Таблица 7

Сводка для регрессионной модели и коэффициенты эффекта показателя «этничность» на связь между показателями «смысложизненный кризис» и «энергетическое переживание»

Сводка для модели

Статистика изменений

Изменение R

Модель квадрат Изменение F ст.св.1 ст.св.2 Знач. Изменение F

1 ,017a 2,884 2 341 ,054

2 ,013b 4,478 1 340 ,035

a. Предикторы: (константа), Кризис_centered, этничность

b. Предикторы: (константа), Кризис_centered, этничность, Кризис_ этничность

Нестандартизованные коэффициенты Стандартизованные коэффициенты

Модель B Стандартная Ошибка Бета т Знач.

(Константа) 60,824 2,698 22,542 ,000

Этничность 4,081 1,718 ,132 2,376 ,018

Кризис centered -,011 ,047 -,013 -,239 ,812

(Константа) 60,319 2,695 22,380 ,000

Этничность 4,124 1,709 ,133 2,413 ,016

Kpro^_centered -,314 ,150 -,371 -2,086 ,038

Кризис этничность ,198 ,093 ,375 2,116 ,035

a

а. Зависимая переменная: Энергетические переживания Заключение

1. По результатам теоретического исследования проблемы предикторов и модераторов переживания личностью критических ситуаций построена теоретическая модель предиктивных эффектов социально-демографических факторов переживания, реализующих себя через непосредственную связь с переживаниями, и модерационных эффектов социально-демографических факторов, устанавливающих связь критических ситуаций и переживаний.

2. Установлены прогностические эффекты социально-демографических факторов: Этничность на показатели Энергетическое переживание (сила, интенсивность), Пространственное переживание (глубина, широта, объем и др.) в сторону повышения значений переживаний в удмуртской группе; Возраст на показатели Временное переживание (протяженность, длительность, темп, насыщенность событиями и др.) в сторону повышения значений более взрослых индивидов; Возраст и Пол в комплексном взаимодействии на показатели Информационное переживание (субъективная значимость, аккомодационный потенциал получаемой информации и др.) в сторону повышения значений у более взрослых мужчин.

Установлен прогностический эффект Стресса (критическая ситуация) на показатели Энергетическое переживание (сила, интенсивность), Пространственное переживание (глубина, широта, объем и др.) личности в сторону повышения значений.

3. Установлен модерационный эффект этнического фактора в установлении связи Смысложиз-ненного кризиса (критической ситуации) и Энергетического переживания (сила, интенсивность) с увеличением силы связи в русской группе.

Дальнейшие исследования направлены на изучение медиационных эффектов социально-демографических факторов на переживание личностью критических ситуаций.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Арпентьева М.Р. Проживание: интегративный феномен и концепт развития человека. Психологическое благополучие современного человека // Материалы Международной заочной научно-практической конференции. 2019. С. 40-42.

2. Барцалкина В.В, Волкова Л.В., Кулагина И.Ю. Особенности ценностно-смысловой сферы при переживании трудной жизненной ситуации в зрелости // Консультативная психология и психотерапия. 2019. Т. 27, № 2. С. 69-81.

3. Василюк Ф.Е. Психология переживания. Анализ преодоления критических ситуаций // Издательство Московского университета. М., 1984. 200 с.

4. Вересов Н.Н. Переживание как психологический феномен и теоретическое понятие: уточняющие вопросы и методологические медитации // Культурно-историческая психология. 2016. Т. 12, № 3. С. 129-148.

5. Вяткин Б.А., Хотинец В.Ю., Кожевникова О.В. Межпоколенная трансмиссия ценностей в современном поликультурном мире // Образование и наука. 2022. Т. 24, № 1. С. 135-162.

6. Голик Н.В., Шор Ю.М. К дискуссиям о феномене «культура»: культура как переживание // Вестник Ленинградского государственного университета им. А.С. Пушкина. Философия, этика, религиоведение. 2015. С. 205-214.

7. Грот Н.Я. Значение чувства в познании и деятельности человека. М., 1889. 42 с.

8. Золотухина-Аболина Е.В., Мелас В.Б. Переживание и артефакт // Вестник МГУКИ. 2020 № 1 (93). С. 14-25.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

9. Изотова Е.И., Марцинковская Т.Д. Проблема переживания в концепциях Выготского и Теплова: современный контекст // Культурно-историческая психология. 2016. Т. 12, № 4. С. 4-13.

10. Литвинова А.В. Проблемы психологической безопасности личности в экстремальных условиях жизнедеятельности // Современная зарубежная психология. 2021. Т. 10, № 1. C. 8-16.

11. Лурье С.В. Культура и ее сценарий: имплицитный обобщенный сценарий как внутрикультурный интегратор // Общественные науки и современность. 2017. № 2. С. 153-164.

12. Молчанова Е.А. Арт-терапия в поиске жизненных смыслов // Вестник Удмуртского университета. Сер. Философия. Психология. Педагогика. 2021. Т. 31, выпуск 4. С. 435-445.

13. Короткова И.С., Яковлева М.В., Щелкова О.Ю., Еремина Д.А. Особенности психологического реагирования и механизмы адаптации к стрессу, вызванному пандемией COVID-19 // Консультативная психология и психотерапия. 2021. Т. 29, № 1. С. 9-27.

14. Петровский В.А. Преодоление «схизиса»: в продолжение несостоявшегося диалога с Ф.Е. Василюком // Культурно-историческая психология. 2019. Т. 15, № 1. С. 64-69.

15. Попов В.Б. Антропосоциетальный Универсум: многомерная эволюция: монография. Ростов-на-Дону: Фонд науки и образования. 2019. С. 44-46.

16. Салихова Н.Р. Контекстуально-уровневый подход к переживанию // Ученые записки Казанского университета. Т. 153, кн. 5. Гуманитарные науки. 2011. С. 78-88

17. Симонова О.А. Изучение эмоций как область междисциплинарной интеграции: история и социология в поисках объяснения «эмоционального поворота». К выходу русского перевода книги Яна Плампера «История эмоций» // Социологическое обозрение. 2018. Т. 17, № 3. С. 356-378.

18. Слуцкая И.И. Путь к становлению личности через постижение и трансляцию ценностей гуманитарной культуры // Человеческий капитал. 2018. № 8 (116). С. 54-56.

19. Фахрутдинова Л.Р. Структурно-динамическая организация переживания субъекта: диссертация д-ра психол. наук: 19.00.01. Казань, 2012. 535 с. - 05201251922.

20. Кисельникова Н.В., Лаврова Е.В., Альмухаметова Т.А. и др.. Феноменологический анализ динамики переживаний клиентов в процессе психотерапии: изучение отдельных случаев. Ч. 1 // Консультативная психология и психотерапия. 2019. Т. 27, № 2. С. 114-128.

21. Хотинец В.Ю., Плетников А.И. Согласованность индивидуальных и культурных ценностей как фактор защищенности подростков от буллинга в школьной среде // Психологический журнал. 2018. Т. 39, № 4. С. 72-85.

22. Хотинец В.Ю., Молчанова Е.А. Опосредующая роль этнического образа в межэтнических отношениях // Психологический журнал. 2014. Т. 35. № 3. С. 40-57.

23. Хухлаев О.Е. Психология переживания в контексте культурно-исторической психологии // Вопросы психологии. Возрастная и педагогическая психология. 2005. № 5. С. 19-27.

24. Хотинец В.Ю., Кожевникова О.В., Вяткин Б.А., Вологдина В.А. Ценностные предикторы особенностей взаимодействия родителей с детьми в финно-угорских и русских семьях // Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Психология и педагогика. 2019. Т. 16, № 1. С. 7-19.

25. Шаров А.С. Психология переживания: природа, механизмы, феномены // Мир психологии. 2004. № 1. С. 214-226.

26. Шаховский В.И. Дискурсивность эмоций в человеческой коммуникации / В.И. Шаховский // Известия ВГПУ. Филологические науки. 2011. С. 114-120.

27. Шишаев М.Г., Яковлев С.Ю. Концептуальные основы оценки социетальной безопасности как фактора устойчивого развития региона // Труды Кольского научного центра РАН. 2017. С. 28-37.

28. Шматова Ю.Е. Динамика статистических и социологических показателей состояния психического здоровья населения России // Проблемы развития территории. 2019. № 3 (101). С. 76-96.

29. Freud A. The ego and the mechanisms of defence. London: Hogarth Press, 1948. 196 p.

СЕРИЯ ФИЛОСОФИЯ. ПСИХОЛОГИЯ. ПЕДАГОГИКА

30. Gendlin E.T. Experiencing and the creation of meaning: a philosophical and psychological approach to the subjective. N. Y.: The Free Press of Glencoe, 1962. 302 p.

31. Hillman J. Jung's contribution to «Feelings and emotion»: synopsis and implication // Feelings and emotion: The Loyola symposium. N Y., 1987.

32. Michael L. Spirituality as agency and restoration in existential recovery // Journal of Spirituality in Mental Health, 2019.

33. Williamson H.C. Early effects of the COVID-19 Pandemic on Relationship Satisfaction and Attributions // Psychological Science. 2020. №. 31 (12). P. 1479-1487.

Поступила в редакцию 07.03.2024

Леонтьев Дмитрий Юрьевич, аспирант кафедры общей психологии Института педагогики, психологии и социальных технологий ФГБОУ ВО «Удмуртский государственный университет» 426034, Россия, г. Ижевск, ул. Университетская, 1 (корп. 6) E-mail: psycic.investigation18@gmail.com

D.Yu. Leontiev

PREDICTORS AND MODERATORS OF A PERSON'S EXPERIENCE OF CRITICAL SITUATIONS

DOI: 10.35634/2412-9550-2024-34-2-146-157

A theoretical and methodological analysis of the problem is presented and a theoretical model of the prognostic effects of predictors and moderators of a person's experience of critical situations is substantiated. The main hypothesis of the study is the assumption that socio-demographic factors (ethnicity, gender, age) can be associated directly with a person's experiences of a critical situation, and indirectly with a critical situation. The purpose of the study is to determine the predictors and moderators of a person's experiences of critical situations. Empirical base of the study: a total of 344 people, among them Russians (n-174, men n-56, women n-118) and Udmurts (n-170, men n-70, women n-100) of average adulthood from 40 to 60 years old (M=52, SD=5.49). Methods of mathematical statistics: descriptive statistics, correlation analysis using r-Spearman's test, multiple regression analysis, hierarchical regression analysis. Results of the research: the prognostic effects of socio-demographic factors have been established: Ethnicity on the indicators Energy experience, Spatial Experience in the direction of increasing the values of experiences in the Udmurt group; Age on indicators Temporary experience in the direction of increasing values of older individuals; Age and Gender in complex interaction on indicators of Information experience towards increasing values in older men. The prognostic effect of Stress on the indicators Energy Experience, Spatial Experience of the individual in the direction of increasing values has been established. The moderating effect of the ethnic factor in establishing a connection between the Life Meaning Crisis and Energy experience with an increase in the strength of the connection in the Russian group has been revealed. The practical significance of the study is that the results obtained can be used in the development of psychotechnologies for coping with critical situations.

Keywords: critical situation, stress, experience, prognostic effect, predictors of experience, moderators of experience, ethnicity.

Received 07.03.2024

Leontiev D.Yu., postgraduate student of the Department of General Psychology

of the Institute for Education, Psychology and Social Technology, Department of General Psychology

Udmurt State University

Universitetskaya st., 1/6, Izhevsk, Russia, 426034 E-mail: psycic.investigation18@gmail.com

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.